Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Организация специализированной медицинской помощи населению. Центры специализированной медицинской помощи, виды, задачи, структура

  • Здравоохранение. Определение. История развития государственной системы зо
  • Показатели развития зо. Методика вычисления. Современные уровни в рб (все данные за 2012 год!!!)
  • Государственная система зо (Бевериджа, Семашко)
  • Частная и страховая медицина, организационные принципы.
  • Врачебная этика и медицинская деонтология
  • Вклад в развитие медицины ученых Древнего мира и ученых эпохи раннего и развитого Средневековья
  • Организация охраны здоровья населения на территории Беларуси в составе вкл, рп, Российской империи
  • Раздел II Медицинская статистика, разделы, задачи. Роль статистического метода в изучении здоровья населения и деятельности системы здравоохранения
  • Статистическая совокупность, определение, виды. Выборочная совокупность, требования к ней. Способы формирования выборки.
  • Организация мед исследования, этапы. Хар-ка плана и программы мед исследования
  • Статистическое наблюдение. Методы сбора стат информации. Стат таблицы, виды, требования к составлению
  • Особенности проведения мед исследования
  • Основные ошибки при проведении мед исследования
  • Относительные величины, методика вычисления, использование в зо.
  • Графическое изображение в статистике. Виды диаграмм, правила построения
  • Вариационный ряд, его эл-ты, виды, правила построения
  • Средние величины, виды, методика вычисления. Использование в медицине.
  • Характеристика разнообразия изучаемого признака в выборочной совокупности. Среднее квадратичное отклонение, методика вычисления, использование в деят-ти врача.
  • Оценка достоверности разности относительных и средних величин. Критерий «t».
  • Корреляционная связь, ее признаки, виды. Коэффициент корреляции, определение, свойства, методы вычисления. Метод корреляции рядов Пирсона. Метод корреляции рангов Спирмена.
  • Понятие о непараметрических методах исследования. Критерий соответствия (χ-квадрат), этапы расчета, значение. Понятие о нулевой гипотезе.
  • Динамический ряд, виды, методы выравнивания. Показатели динамического ряда, методика вычисления.
  • Раздел III Общественное здоровье, факторы его определяющие. Показатели, используемые для оценки здоровья населения.
  • Демография как наука, определение, содержание. Важнейшие проблемы народонаселения. Значение демографических данных для здравоохранения.
  • Закон Республики Беларусь «о демографической безопасности».
  • Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Цель, задачи. Ожидаемые результаты реализации.
  • Статика населения, методика изучения. Переписи населения. Типы возрастных структур населения. Численность и состав населения Республики Беларусь.
  • Механическое движение населения. Характеристика миграционных процессов, значение для органов здравоохранения.
  • Естественное движение населения, факторы на него влияющие. Показатели, методика вычисления. Основные закономерности естественного движения населения в Республике Беларусь.
  • Рождаемость как медико-социальная проблема. Современное состояние, тенденции в Республике Беларусь.
  • Общий и специальные показатели рождаемости. Методика вычисления, оценка уровня. Типы воспроизводства населения. Характер воспроизводства в Республике Беларусь.
  • Смертность населения как медико-социальная проблема. Современное состояние, тенденции в Республике Беларусь.
  • Общий и специальные показатели смертности. Методика вычисления, оценка уровня.
  • Младенческая смертность, факторы, определяющие ее уровень. Методики вычисления, оценка уровня. Основные причины младенческой смертности в Республике Беларусь. Направления профилактики.
  • Материнская смертность, факторы, определяющие ее уровень. Методика вычисления. Основные причины материнской смертности в Республике Беларусь. Направления профилактики.
  • Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра, ее роль в статистическом изучении заболеваемости и смертности населения.
  • Заболеваемость населения как медико-социальная проблема. Значение данных о заболеваемости для здравоохранения. Современное состояние заболеваемости в Республике Беларусь.
  • Методы изучения заболеваемости населения, характеристика.
  • Метод изучения заболеваемости по обращаемости в лечебно-­профилактические организации, характеристика.
  • Первичная и общая заболеваемость. Учетные и отчетные документы. Показатели. Уровни и структура в Республике Беларусь.
  • Изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Учетные и отчетные документы. Показатели.
  • 7) Удельный вес часто и длительно болевших:
  • Изучение острой инфекционной заболеваемости. Учетные и отчетные документы. Показатели.
  • Инфекционными болезнями (на 100 тыс. Населения)
  • Изучение заболеваемости населения важнейшими неэпидемическими болезнями. Учетные и отчетные документы. Показатели.
  • Изучение госпитализированной заболеваемости. Учетные и отчетные документы. Показатели.
  • Метод изучения заболеваемости населения по результатам профилактических медицинских осмотров. Виды осмотров. Группы здоровья. Учетные и отчетные документы. Показатели.
  • 2) Моментная пораженность
  • 3) Распределение осмотренных по группам здоровья:
  • Метод изучения заболеваемости по данным о причинах смерти. Учетные документы, правила заполнения. Показатели.
  • 1) Летальность
  • 2) Смертность
  • Раздел IV Первичная медико-санитарная помощь населению (пмсп). Задачи. Функции. Направления развития пмсп в Республике Беларусь. Виды медицинской помощи.
  • Организация медицинской помощи населению в амбулаторно - поликлинических условиях, основные направления развития. Номенклатура амбулаторно-поликлинических организаций.
  • Городская поликлиника, структура, задачи. Принципы организации работы городской поликлиники. Виды участков, нормативы численности.
  • Регистратура поликлиники, структура, задачи. Организация записи пациентов на прием к врачу. Правила хранения медицинской документации.
  • Профилактическая работа городской поликлиники. Отделение профилактики, задачи. Организация медицинских осмотров населения. Виды осмотров. Показатели профилактической работы.
  • Разделы работы врача-терапевта участкового, их характеристика. Учетная документация в работе врача-терапевта участкового. Показатели деятельности.
  • Диспансеризация населения. Определение, задачи. Организация и содержание этапов диспансеризации. Учетные документы. Показатели для оценки объема, качества и эффективности диспансерной работы.
  • Кабинет медицинской статистики поликлиники, основные разделы работы. Роль статистической информации в управлении поликлиникой. Основные отчетные формы. Показатели работы поликлиники.
  • Врач общей практики (воп): определение, виды деятельности. Содержание работы врача общей практики.
  • Роль и место воп в системе первичной медико-санитарной помощи. Амбулатория общей практики, штатные нормативы, организация работы.
  • Организация медицинской помощи населению в условиях стационара, основные направления совершенствования. Номенклатура больничных организаций.
  • Городская больница, структура, задачи, управление, организация работы, учетная и отчетная документация.
  • Организация работы приемного отделения больницы, задачи, порядок поступления. Документация.
  • Виды режимов в стационаре, их характеристика, задачи, основные мероприятия.
  • Показатели стационарной медицинской помощи, методика вычисления, уровни в Республике Беларусь.
  • Показатели деятельности больницы, методика вычисления, оценка. Стационар
  • Женская консультация, задачи, структура, организация работы. Учетная документация. Показатели работы по обслуживанию беременных женщин.
  • Родильный дом, задачи, структура, организация работы. Учетная документация. Показатели деятельности родильного дома.
  • Организация медицинской помощи детям. Номенклатура организаций. Ведущие медико-социальные проблемы здоровья детей.
  • Детская поликлиника, задачи, структура. Особенности организации медицинской помощи детям. Показатели работы детской поликлиники.
  • 2. Обслуживание детей на дому:
  • 3. Профилактическая работа:
  • 4. Наблюдение за новорожденными и детьми первых лет жизни:
  • 5. Показатели диспансеризации:
  • Профилактическая работа детской поликлиники. Патронаж новорожденных. Кабинет здорового ребенка, содержание его работы.
  • Противоэпидемическая работа детской поликлиники. Прививочный кабинет, его задачи, организация работы. Учетная документация. Связь в работе с центром гигиены и эпидемиологии.
  • Детская больница, задачи, структура, организация работы, особенности приема пациентов. Учетная и отчетная документация. Показатели деятельности.
  • 1. Характеристика помощи в условиях стационара, оказываемой населению
  • Сельский врачебный участок (сву). Медицинские организации сву. Сельская участковая больница. Организация и содержание лечебно - профилактической и противоэпидемической работы.
  • Центральная районная больница, структура, функции. Роль в организации медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности. Показатели деятельности.
  • Областная больница, структура, функции. Роль в организации медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности. Показатели деятельности.
  • Организация специализированной медицинской помощи населению. Центры специализированной медицинской помощи, виды, задачи, структура.
  • Диспансеры. Виды, задачи, структура. Роль диспансеров в повышении качества специализированной медицинской помощи населению. Взаимосвязь в работе с поликлиникой.
  • Организация скорой (неотложной) медицинской помощи населению. Задачи станции скорой (неотложной) медицинской помощи. Больница скорой медицинской помощи: задачи, структура.
  • Врачебно-консультационная комиссия (вкк), состав, функции. Разделы работы вкк. Порядок направления пациентов на вкк, выдача листка нетрудоспособности через вкк.
  • Медико-социальная экспертиза, определение, содержание, основные понятия.
  • Организация медико-социальной экспертизы (экспертизы нарушений жизнедеятельности пациентов). Документы, регламентирующие порядок проведения медико-социальной экспертизы.
  • Медико-реабилитационные экспертные комиссии (мрэк). Виды, состав и функции мрэк. Порядок направления и освидетельствования пациентов на мрэк, документация, правила ее оформления.
  • Классификация спец мед помощи : 1)общие виды спец мед помощи: терапия, хирургия, акушерство и гинекология, стоматология, педиатрия; 2)основные виды специализации: психиатрия, онкология, офтальмология, гастроэнтерология, дерматовенерология, оториноларингол, фтизиопульмонология; 3) узкая специализация: аллергология, ЧЛХ, нейрохирургия, сосудистая хирургия, мед генетика; 4)сверхузкая специализация: нейроонкология, трансплантология. Центр -организация ЗО, обеспечив концентрацию высоких мед технологий, оказание специализир мед помощи, мед реабилит, организацию методич ф-ций, гигиенич, противоэпидемич (профилактич) ф-ций. РНПЦ 17 шт : Кардиологии, Неврологии и нейрохирургии, Детской онкологии и гематологии, Онкологии и мед радиологии имени Александрова, Травматологии и ортопедии, Мать и дитя, Радиационной медицины и экологии человека, Патологии слуха, голоса, речи, Пульмонологии и фтизиатрии, Гигиены, Псих здоровья, Эпидемиологии и микробиологии, Мед экспертизы и реабилитации, Трансплантации органов и тканей, Клинический центр пластической хирургии и мед косметологии, Центр мед технологий. Принцип многоуровневого оказания СМП. 1-й уровень – скорая медицинская помощь (40% - специализированные бригады). 2-ой уровень – амбулаторно-поликлиническая помощь - оказывается врачами поликлиник. 3-й уровень – консультативно–диагностические поликлиники и специализированные диспансеры – уточняют или устанавливают точный диагноз; обеспечивают проведение консультаций, диагностических исследований, выдачу заключений о состоянии здоровья и даче рекомендаций, осуществляют диспансеризацию больных. Виды центров СМП : межрайонные, областные, республиканские. Задачи центра СМП: 1) научно-методическое и организационное руководство и оказание высококвалифицированной СМП по данной узкой специализации; 2) систематическая разработка и внедрение в практику современных медицинских технологий и достижений науки в области лечения больных; 3) проведение специализации и усовершенствование кадров по данной узкой специальности; 4) анализ здоровья населения и разработка комплекса мероприятий по профилактике. Возглавляют центры – профессора и доценты, врачи с большим опытом. Центр состоит из : лечебно-проф. учреждения; кафедры усовершенствования; научных подразделений.

    Диспансеры. Виды, задачи, структура. Роль диспансеров в повышении качества специализированной медицинской помощи населению. Взаимосвязь в работе с поликлиникой.

    Диспансер- специальное лечебно-профилактическое медицинское учреждение, оказывающее специализиров медицинскую помощь пациентам определенного профиля и осуществляющее систематическое наблюдение за состоянием их здоровья. Классификация : 1)по административно-территор признаку: республик, городск, областн, межрайонный; 2)по профилю: противоТБ (24), кож-вен (21), психоневрологичесий (14), онкологич (11), наркологич (12), эндокринологич (5-6), кардиологич (5-6). Задачи : оказание специализир лечебно-диагностич и консультативн помощи профильным пациентам; учет пациентов и создание регистров; организационно-методическое руководство профильной специализированной службой мед организаций; внедрение научных новых методов и технологий; гигиенич воспитание и пропаганда ЗОЖ. Структура : управление (главный врач, заместители), орг-метод отдел, поликлиническое отдел-е, стационар, лаб-диагностич отдел-я, отдел-я вспомогат методов лечения, административно-хозяйственная служба.

    Врач поликлиники при выявлении заболеваний - туберкулез, сифилис, гонорея, трихофития, микроспория, фавус, чесотка, трахома, лепра, злокачественные новообразования, психические болезни, алкоголизм и наркомания - направляет больных в соответствующие территориальные специализированные диспансеры (противотуберкулезный, кожно-венерологический, онкологический, психоневрологический, наркологический) для уточнения диагноза. На выявленных больных заполняются соответствующие извещения: «Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом активного туберкулеза, венерической болезни, трихофитии, микроспории, фавуса, чесотки, трахомы, психического заболевания» (ф. 089/у), «...рака или другого злокачественного новообразования» (ф. 090/у), «...наркомании» (ф. 091/у). На больных микроспорией, трихофитией, фавусом, чесоткой с впервые в жизни установленным диагнозом заполняется также «Экстренное извещение» (ф. 058/у), которое направляется в территориальный ЦГиЭ.

  • СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ - вид медицинской помощи, оказываемой врачами-специалистами в специально предназначенных для этой цели лечебных учреждениях или отделениях с использованием специальной лечебно-диагностической аппаратуры, инструментария и оборудования.

    Дифференциация медицинской науки в ходе ее развития и углубляющаяся на этой основе специализация лечебного дела влекут за собой изменения в организации медпомощи, в функциях леч.-проф. учреждений, их типизации и структуре. От степени специализации, форм и методов организации специализированных видов медпомощи зависит качество профилактики, диагностики и лечения различных заболеваний.

    История

    В России развитие С. м. п. протекало очень медленно, особенно в отношении организации специализированных отделений в леч.-проф. учреждениях, несмотря на стремление передовых врачей к обеспечению населения врачебной помощью по различным специальностям.

    Появление стационарной С. м. п. в России относится ко второй половине 18 в., когда началось строительство крупных гражданских б-ц, где наряду с общепрофильными был представлен и ряд специализированных отделений. Затем стали создаваться специализированные б-цы, первыми из к-рых были организованы: психиатрическая в 1808 г. (Москва), глазная в 1826 г. (Москва), детская в 1834 г. (Москва) и др. В начале 19 в. в амбулаториях, помимо «частных» врачей общей практики, медпомощь начали оказывать специалисты по глазным болезням, акушерству, зубным болезням. В то же время в 1913 г. специализированные виды амбулаторной помощи оказывались только в 16% амбулаторий, а в остальных работали врачи общей практики. Ряд специализированных учреждений амбулаторного типа в России создавался на благотворительные средства, напр., в 1904 г. в Москве была открыта первая амбулатория для больных туберкулезом, а к началу первой мировой войны в стране было 67 противотуберкулезных амбулаторий-гюпечительств, существовавших в основном на благотворительные средства. Большую роль в развитии С. м. п. в России сыграли Пироговские съезды (см.), уже на первом из к-рых в 1885 г. проходили заседания по 8 различным секциям.

    Коренные изменения в организации С. м. п. произошли после установления Советской власти. Становление ряда специализированных видов медпомощи было обусловлено не только развитием науки и практики, но и серьезными социальными проблемами - высокими показателями заболеваемости и смертности населения как следствия тяжелых экономических, сан.-гиг. и других последствий царского режима, первой мировой и гражданской войн. Напр., с самого начала существования Советской власти для борьбы с инфекционными, венерическими заболеваниями, туберкулезом и др. в общегосударственном масштабе были созданы соответствующие службы, типы учреждений (специализированные б-цы, диспансеры) и подготовлены соответствующие врачи-специалисты.

    До Великой Отечественной войны решались многие вопросы организации С. м. п. В частности, в 1938 г. была поставлена задача обеспечения населения специализированной помощью на дому. Широко развернулась организация специализированных стационарных отделений в городских б-цах и к 1941 г. только 2,7% от их числа остались неспециализированными.

    В годы Великой Отечественной войны С. м. п. получила свое дальнейшее развитие в организации мед. службы Красной Армии. Госпитальная сеть была организована не только по общепрофильному типу (терапевтическая, хирургическая, инфекционная и др.), но и по принципу дифференцированного специализированного лечения: для раненных в голову (в т. ч. челюстно-лицевого профиля), в грудь, живот, тазовые органы и т. д. В 1942 г. был издан приказ Наркома здравоохранения СССР, к-рым определялись пути восстановления специализированной больничной сети.

    IV Пленум Больничного Совета Наркомздрава СССР и Наркомздра-ва РСФСР в 1943 г. указал на безотлагательную необходимость исправить недостатки в деле подготовки врачебных кадров по отдельным специальностям, а затем был издан приказ Наркома здравоохранения СССР об организации специальных отделений и палат для лечения больных язвенной болезнью, сахарным диабетом и др. С целью улучшения руководства и повышения качества С. м. п. был создан Институт главных специалистов министерств, областных, краевых и нек-рых городских отделов здравоохранения (см. Главный специалист).

    Особенно интенсивно процесс специализации медпомощи развивался начиная с 50-х гг., когда стали широко дифференцироваться хирургические, а затем и терапевтические виды помощи. Развитие С. м. п. выражалось не только в появлении новых ее видов, но и в разработке новых организационных форм ее оказания. Стали создаваться специализированные центры по различным профилям. Обеспечению сельского населения внебольничной и стационарной С. м. п. способствовало создание сети областных (краевых, республиканских) б-ц с консультативными поликлиниками, а также центральных районных б-ц, где были организованы специализированные отделения как минимум по 5 профилям: терапии, хирургии, акушерству и гинекологии, педиатрии, инфекционным болезням. Выросла сеть районных и областных специализированных диспансеров. Расширению объема внебольничной специализированной помощи сельскому населению способствовала организация выездной планово-консультативной помощи бригадами врачей-специалистов.

    Курс на дальнейшую специализацию медпомощи был определен Программой КПСС и получил свое развитие в соответствующих решениях ЦК КПСС и Советского правительства, приказах М3 СССР. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР» (1960) и в изданном в свете этого постановления приказе министра здравоохранения СССР нашли свое отражение вопросы развития специализированной амбулаторно-поликлинической помощи. В приказе министра здравоохранения СССР «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению стационарного обслуживания населения СССР» (1963) были изложены основные направления развития стационарной медпомощи, главными из к-рых являлись укрупнение существующих б-ц и строительство новых, более мощных больничных комплексов, необходимых для расширения и совершенствования С. м. п. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» (1968) было намечено «продолжить строительство крупных специализированных и многопрофильных больниц, поликлиник, диспансеров с тем, чтобы повысить качество специализированной медицинской помощи и полнее обеспечить население всеми ее видами». Изданный в свете этого постановления приказ министра здравоохранения СССР обязывал органы здравоохранения организовать в 1971 - 1975 гг. межреспубликанские, республиканские, межобластные, краевые, областные отделения (центры) по кардиохирургии, кардиологии, сосудистой хирургии, нейрохирургии, нефрологии, пульмонологии, для лечения больных инфарктом миокарда, с ожогами в основном в составе многопрофильных б-ц. Было указано на необходимость развития в городах и районах, не имеющих самостоятельных специализированных диспансеров, сети соответствующих диспансерных отделений (кабинетов) в поликлиниках. Стали создаваться лечебно-диагностические центры больнично-поликлинического типа по отдельным видам С. м. п., учебно-научно-практические центры. Значительное влияние на развитие специализированных видов медпомощи оказали приказы министра здравоохранения СССР «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, врачебных и фельдшерских здравпунктов» (1968) и «О номенклатуре врачебных специальностей и номенклатуре врачебных должностей в учреждениях здравоохранения» (1970). В целях улучшения С. м. п. сельскому населению М3 СССР утвердило «Положение о межрайонном специализированном отделении» (1975). Упорядочению развития сети учреждений, оказывающих специализированную помощь, способствовали приказы министра здравоохранения СССР «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» (1978) и «О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений» (1981). Отражением процессов специализации и интеграции в практическом здравоохранении является совершенствование организационных форм специализированных видов медпомощи, создание специализированных кабинетов, отделений, консультативно-диагностических центров, реабилитационных отделений и учреждений, дальнейшее развитие этапности в ока за Him медпомощи и т. д.

    В ходе выполнения этих задач учитывалось, что степень специализации медпомощи определяется не только дифференциацией науки и практики, но и реальными потребностями в ней населения в связи с численностью контингентов больных разного профиля, характером и структурой патологии, объемом и формами необходимой больным лечебной помощи, а равно экономическими и градостроительными возможностями, перспективами расселения жителей и т. п.

    Одновременно с дифференциацией медицинской науки и практики развивался и процесс интеграции, чему в значительной мере способствовало строительство крупных многопрофильных б-ц, совершенствование деятельности врачей различных специальностей, а также комплексность и координация научных исследований, разработка подходов к комплексному обследованию нек-рых контингентов больных и др. Строительство крупных многопрофильных и специализированных б-ц, б-ц скорой помощи, диспансеров и др. позволяет создать в их составе специализированные отделения и сформировать центры больнично-поликлинического типа, оснащенные наиболее совершенным оборудованием и обеспеченные высококвалифицированными кадрами специалистов. Организация специализированных центров обеспечивает наиболее рациональное использование коечного фонда, кадров специалистов, мед. техники, способствует повышению квалификации мед. персонала и качества оказываемой им медпомощи больным. В современных городских б-цах население получает медпомощь по всем основным специальностям. Большая работа проведена по дальнейшему развитию и укрупнению областных (краевых, республиканских) больниц, обеспечивающих население специализированной медпомощью. Рост обеспеченности населения СССР специализированными больничными койками - см. табл. 6 к ст. Больница, т. 3.

    Динамизм процесса дифференциации С. м. п. находит свое отражение в совершенствовании нормативных показателей. Так, в 1954 г. нормативы потребности населения в стационарной медпомощи планировались по 12 профилям коек, а в 1982 г. Коллегией М3 СССР утверждены нормативы по 35 специальностям, включая дифференциацию терапевтического профиля коек по 9 специальностям и хирургического - по 12. Аналогичным образом дифференциация нормативов потребности в стационарной помощи утверждена и для детского населения. Нормативы для амбулаторно-поликлинической помощи рекомендованы по 28 специализированным видам для взрослого населения и по 25 видам - для детского.

    Тенденция к специализации нашла свое отражение и в развитии службы скорой медицинской помощи (см.), где стали создаваться кардиологические, реанимационные, травматологические, педиатрические, противошоковые, токсикологические и другие специализированные бригады, что способствовало расширению объема помощи, оказываемой врачами на месте и при перевозке больного в леч.-проф. учреждение, а также повышению ее качества. Достаточно быстрыми темпами развивается сеть больниц скорой медпомощи (см. Скорой медицинской помощи больница), основными задачами к-рых является оказание специализированной экстренной медпомощи населению.

    Важное значение придается развитию диагностической и лабораторной службы, где также заметен процесс специализации. Постоянно разрабатываются новые лечебно-д-иагностические методы и направления, создаются новые кабинеты и лаборатории.

    Развитие С. м. п. является одним из наиболее сложных разделов, требующих соответствующих условий и организационных форм. Опыт советского и зарубежного здравоохранения показывает, что для обеспечения высококвалифицированной С. м. п. необходимо рациональное размещение специализированных кабинетов, отделений, учреждений с учетом принципа мед. районирования. При этом следует предусматривать определенную этапность в оказании медпомощи врачами основных и узких специальностей. Развитие С. м. п. на конкретных территориях базируется на дифференцированном нормативно-целевом подходе к формированию единой функционально-организационной структуры сети леч.-проф. учреждений при сохранении основного принципа организации советского здравоохранения - территориального, обеспечивающего доступность медпомощи всему населению.

    Особая роль в развитии С. м. п. принадлежит главным специалистам (терапевтам, хирургам, педиатрам, акушерам-гинекологам и др.) министерств здравоохранения, областных (краевых, окружных) и городских отделов здравоохранения (см. Главный специалист). Особенно велико их значение на селе, где существующий институт главных специалистов центральных районных б-ц является важным звеном системы управления здравоохранением. Главные специалисты, к-рыми являются, как правило, заведующие отделениями центральной районной б-цы, кроме лечебной, выполняют большой объем работы как организаторы, консультанты и методисты соответствующих специализированных служб района.

    Большое значение для улучшения С. м. п. имеет также привлечение к работе в поликлиниках и б-цах в качестве консультантов высококвалифицированных научных сотрудников научно-исследовательских институтов и профессорско-преподавательского состава мед. ин-тов и ин-тов усовершенствования врачей.

    Специализация медпомощи среди прочих выдвинула и проблему подготовки соответствующих кадров специалистов. Изменения, вносившиеся в систему медицинского образования (см.), были обусловлены необходимостью сочетания специализированной подготовки с общемедицинским образованием на широкой естественнонаучной и социально-гигиенической основе. В СССР создана стройная система специализации и усовершенствования врачей, к-рая осуществляется (см.), факультетами усовершенствования при мед. ин-тах, а также путем первичной специализации при крупных республиканских, краевых, областных и городских б-цах, системой клинической ординатуры.

    На разных этапах развития советского здравоохранения в соответствии с его задачами по охране здоровья населения совершенствовались и улучшались формы и методы оказания леч.-проф. помощи, однако принципиальные основы и социалистический характер ее организация оставались неизменными, благодаря чему создана и успешно функционирует современная единая система организации С. м. п. Специализация медпомощи, являясь процессом динамичным, в свою очередь, оказывает огромное влияние на развитие всей системы советского здравоохранения, существенно дополняя прежде всего его профилактическое направление (см. Профилактика , Профилактика первичная). Эволюция организационных форм С. м. и. ведет к появлению новых эффективных методов и средств профилактики, диагностики и лечения, к-рые могут коренным образом изменить сложившуюся практику здравоохранения, способствовать дальнейшему развитию науки и медпомощи населению.

    Специализированная медицинская помощь в военно-полевых условиях

    Специализированная медицинская помощь в военно-полевых условиях - высший вид медпомощи, наиболее полно использующий (применительно к военно-полевым условиям) достижения мед. науки в практике этапного лечения пораженных и больных силами соответствующих специалистов в предназначенных для этой цели специализированных леч. учреждениях (отделениях) со специальным лечебно-диагностическим оснащением.

    Как свидетельствуют данные истории военной медицины (см. Медицина военная), специализация медпомощи в системе лечебно-эвакуационного обеспечения Вооруженных Сил (см. Система лечебно-эвакуационного обеспечения) была обусловлена дифференциацией медицинской науки, в результате к-рой выделился ряд самостоятельных отраслей клинической медицины. Эту закономерность в отношении организации хирургической помощи во время войны Е. И. Смирнов выразил следующим образом: «с тех пор как выделились в самостоятельные дисциплины челюстно-лицевая хирургия, нейрохирургия, лечение поражения костей конечностей и грудной полости, перестало существовать то положение для госпиталей, когда каждый врач-хирург был врачом для всех раненых, а всякий раненый был пациентом всякого врача-хирурга».

    Впервые попытка специализации медпомощи раненым и больным была предпринята в период русско-японской войны 1904-1905 гг., когда в нек-рых запасных госпиталях, развернутых в ближнем тылу действующей армии (в Харбине), были выделены специализированные койки для инфекционных, венерических, психически больных, больных с заболеваниями уха, горла и носа. В период первой мировой войны 1914-1918 гг. был сделан следующий шаг в организации С. м. п. раненым и больным. Об этом, в частности, свидетельствует опыт развертывания в 1916 г. группы госпиталей и лазаретов, предназначенных для раздельного приема различных категорий раненых и больных. Так была организована медпомощь в Лодзи и Жирардове по инициативе H. Н. Бурденко и в 5-й армии в районе Двинска по инициативе В. А. Оппеля. На прогрессивный характер специализации хирургической помощи раненым указал В. А. Оппель: «Мой опыт работы на различных фронтах,- писал он,- приводит к одному н тому же выводу: дробные хирургические специальности должны существовать, жизнь их сама развивает, значит надо идти им навстречу, помогать их развитию».

    После Великой Октябрьской социалистической революции на основе достижений в развитии народного хозяйства, мед. науки и советского здравоохранения были созданы необходимые предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования системы лечебно-эвакуационного обеспечения войск, непременным компонентом к-рой явилась специализация медпомощи и лечения раненых и больных. Сложившиеся к началу Великой Отечественной войны принципы этапного лечения с эвакуацией по назначению обусловливали необходимость создания специализированных полевых и эвакуационных госпиталей начиная с армейских леч. учреждений, что отчетливо показала реальная проверка этих принципов во время боевых действий Красной Армии на р. Халхин-Гол (1939) и советско-финского конфликта (1939- 1940). В канун Великой Отечественной войны были определены основные направления организации специализированной медпомощи, что нашло свое отражение в «Сборнике положений об учреждениях сан. службы военного времени» (1941). Специализация полевых госпиталей в армейском звене мед. службы, к-рые по своей организационноштатной структуре являлись «госпиталями общего назначения», обеспечивалась путем направления в указанные госпитали «специальных групп медицинского усиления», имевшихся в отдельной роте мед. усиления (ОРМУ) армии - в т. ч. нейрохирургические группы, челюстно-лицевые, глазные, токсико-терапевтические и др. Предусматривалась также специализация эвакуационных госпиталей, включаемых в состав ГБ армии и эвакуационных пунктов фронта.

    Крайне неблагоприятная обстановка, сложившаяся в результате внезапного вероломного нападения фашистской Германии на СССР, не позволила организовать С. м. п. в начале Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. в указанном выше объеме. Однако в ходе войны специализация медпомощи и лечения раненых и больных явилась одним из важнейших направлений совершенствования системы этапного лечения с эвакуацией по назначению и получила дальнейшее развитие.

    Руководство мед. службы Красной Армии осуществило ряд мер по упорядочению организации С. м. п. В 1941 г. были введены в состав мед. службы госпитали для легкораненых (см.). Вместо унифицированных полевых подвижных госпиталей (ППГ) в 1942 г. были созданы хирургические полевые подвижные госпитали (см.) и терапевтические полевые подвижные госпитали (см.); определились три основных типа специализированных ХППГ - для раненных в голову; в бедро и крупные суставы; в грудь и живот, что достигалось усилением указанных госпиталей соответствующими специализированными группами из состава ОРМУ. Для обеспечения правильной организации С. м. п. п систематического высококвалифицированного руководства ею был создан институт главных, фронтовых и армейских специалистов, а в штаты управлений всех эвакуационных пунктов введены должности инспекторов-специалистов. Таким образом, в период Великой Отечественной войны была создана стройная, научно обоснованная система С. м. п. и специализированного лечения раненых и больных.

    В послевоенные годы на основе изучения, критического анализа и обобщения полученного опыта происходит дальнейшее развитие и совершенствование С. м. п. Этому процессу во многом способствует развитие сети специализированных леч. учреждений и центров в системе советского здравоохранения, а также существенное улучшение технического оснащения специализированных леч. учреждений соответствующей диагностической и лечебной аппаратурой.

    В связи с принятием на вооружение агрессивными империалистическими странами оружия массового поражения следует ожидать новых видов боевой травмы. Контингенты пораженных, нуждающихся в С. м. п. и специализированном лечении, могут иметь термические и радиационные поражения, поражения нервно-паралитическими и психомиметическими ОВ, токсинами и др. Появление в арсенале современных поражающих средств ядерного оружия (см.), отравляющих веществ (см.) и токсинов обусловило выделение в структуре боевых санитарных потерь (см.) пораженных терапевтического профиля [напр., лучевая болезнь (см.)] и необходимость предусмотреть для этих контингентов пораженных соответствующие виды С. м. п.

    Как и в период Великой Отечественной войны, для оказания С. м. п. и специализированного лечения в составе госпитальных баз предназначены специализированные госпитали двух типов: имеющие постоянную (штатную) специализацию, напр. инфекционные, неврологические, госпитали для ле~ чения легкораненых, и специализированные госпитали, создаваемые путем усиления госпиталей общего назначения специализированными мед. группами из состава, отряда специализированной медицинской помощи (ОСМП).

    Специализированная медицинская помощь в системе гражданской обороны

    Специализированную медпомощь пораженным и их стационарное лечение предполагается осуществлять в леч. учреждениях больничных баз (см.), развертываемых в загородных зонах (см. Медицинская служба гражданской обороны). В составе больничной базы предусматривается развертывание б-ц и отделений в них следующих профилей: нейрохирургических, торакоабдо-минальных; для лечения переломов бедра и ранений крупных суставов; травматологических; ожоговых; терапевтических (для лечения пораженных проникающей радиацией, отравляющими веществами, токсинами, а также больных соматическими заболеваниями); инфекционных; психоневрологических; больниц для лечения легкораненых, специализированных детских отделений. Б-цы объединяются в больничные коллекторы. Каждый больничный коллектор рассчитывается на прием пораженных по всем основным специальностям. Для обеспечения проведения помощи врачами-специалистами создаются стандартные наборы инструментов и оборудования.

    Библиография: Барабаш В. И., Баронов В. А. и Лобастов О. С. Психоневрологическая помощь в условиях современной войны, JI., 1968; Бурденко Н. Н. Место нейрохирургии в общей организации военно-полевой советской хирургии в Отечественную войну, Вопр. нейрохир., т. 6, № 6, с. 3, 1942; он же, Современная фаза военной хирургии (Организация специальной помощи раненым), Госпит. дело, № 1-2, с. 7, 1942; он же, Советская военная хирургия в годы Великой Отечественной войны, М., 1946; Буренков С. П., Г о л о в-теев В. В. и Корчагин В. П. Здравоохранение в период развитого социализма, планирование и управление, М., 1982; Военно-полевая терапия, под ред. Н. С. Молчанова и Е. В. Гембицкого, JL, 1971; Войтенко М. Ф. Исторический очерк развития организационных форм специализированной медицинской помощи пораженным и больным на войне, Л., 1966; он же, Организационные вопросы деятельности врачей-специалистов лечебного профиля в действующей армии, Л., 1970; Гирголав С. С. Военно-полевая хирургия в Великую Отечественную войну, М., 1944; Гомельская Г. Л. и д р. Очерки развития поликлинической помощи в городах СССР, М., 1971; Е л а н-с к и й Н. Н. Специализированная хирургическая помощь в Великую Отечественную войну, Сов. врач, сб., в. 2, с. 1, 1946; Заболеваемость городского населения и нормативы лечебно-профилактической помощи, под ред. И. Д. Богатырева, М., 1967; Заболеваемость сельского населения и нормативы лечебно-профилактической помощи, под ред. И. Д. Богатырева, М., 1973; Комаров Ф. И. Специализация и военная медицина, Воен.-мед. журн., № 8, с. 3, 1978; Лечение легко раненых, под ред. В. В. Гориневской, М., 1946; Лечение пострадавших с травмами груди и живота на этапах медицинской эвакуации, под ред. Б. Д. Комарова и А. П. Кузьмичева, М., 1979; Миняев В. А. и Поляков И. В. Здравоохранение крупного социалистического города, М., 1979; Основы организации стационарной помощи в СССР, под ред. А. Г. Сафонова и Е. А. Логиновой, М., 1976; Петровский Б. В. Новый этап в развитии народного здравоохранения СССР, М., 1981; П о л я к о в В. А. и Хромов Б. М. Хирургическая помощь на этапах эвакуации медицинской службы гражданской обороны, М., 1969; Руководство по лечению обожженных на этапах медицинской эвакуации, под ред. В. К. Сологуба, М., 1979; Руководство по травматологии для медицинской службы гражданской обороны, под ред. А. И. Казьмина, М., 1978; Ры басов В. А. Организация медицинской службы гражданской обороны, М., 1970;СеренкоА.Ф.,Ермаков В. В. и Петраков Б. Д. Основы организации поликлинической помощи населению, М., 1982; Смирнов Е. И. Проблемы военной медицины, ч. 1, с. 222, М., 1944; он же, Война и военная медицина 1939-1945 годы, М., 1979; Третьяков А. Ф. Сроки лечения раненых в эвакогоспиталях, М., 1944; Указания по военно-полевой хирургии, М., 1944; Учебное пособие по медицинской службе гражданской обороны, под ред. П. Н. Сафронова, М., 1981; Ш а м о в В. Н. Организация нейрохирургической помощи во время Отечественной войны, Воен.-мед. журн., июль-август, с. 3, 1944; 60 лет советского здравоохранения, главн. ред. Б. В. Петровский, М., 1977; Эльштейн Н. В. Терапевты и специализация медицины, Таллин, 1973; Энциклопедический словарь военной медицины, т. 5, ст. 254, М., 1948.

    Е. А. Логинова, А. Л. Линденбратен; А. С. Георгиевский (воен.), В. И. Михайлов, Ю. И. Цитовский (МСГО).

    Закон № 323-ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Основы), принятый 21.11.2011, вводит новую классификацию медицинской помощи по видам, формам и условиям оказания. К видам медицинской помощи отнесены:

    1. первичная медико-санитарная помощь;

    1. специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
    2. скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
    3. паллиативная медицинская помощь.

    Первичная медико-санитарная помощь (далее - ПМСП) является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно- гигиеническому просвещению населения. Согласно Основам ПМСП разделяется:

    • на первичную доврачебную медико-санитарную помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием;
    • первичную врачебную медико-санитарную помощь, которая оказывается врачами- терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами- педиатрами участковыми и врачами общей практики (оказывается в условиях поликлиники);
    • первичную специализированную медико-санитарную помощь, которая оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (оказывается в условиях поликлиники).

    Понятие "первичная специализированная медико-санитарная помощь" является новым не только для российского законодательства, но и для всей теории организации здравоохранения.

    Специализированная медицинская помощь в настоящее время рассматривается как вид медицинской помощи, включающий комплекс исчерпывающих лечебно- профилактических мероприятий, выполняемых врачами-специалистами различного профиля больным с определенной патологией в специализированных лечебных учреждениях с использованием специального оснащения.

    Специализированная помощь, оказываемая врачами-специалистами в специально предназначенных для этого специализированных стационарах, имеющих соответствующее оснащение, и носит исчерпывающий характер.

    Основными видами специализированной медицинской помощи являются: хирургическая, в т. ч. нейрохирургическая, офтальмологическая, челюстно-лицевая,
    оториноларингологическая, торакоабдоминальная, урологическая, помощь обожженным и легкопораженным; терапевтическая, в т. ч. радиологическая, токсикологическая, психоневрологическая, дерматовенерологическая, помощь больным с соматическими заболеваниями и инфекционным больным; помощь больным туберкулезом. Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

    Правовое регулирование оказания специализированной медицинской помощи осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об охране здоровья) и Порядком организации оказания специализированной медицинской помощи, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 декабря 2014 года N 796н «Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи» (с изменениями на 27 августа 2015 года)

    Специализированная медицинская помощь может оказываться населению:

    а) в качестве бесплатной - в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

    б) в качестве платной медицинской помощи - за счет средств граждан и организаций.

    Специализированная медицинская помощь прикрепленному к поликлинике контингенту оказывается в условиях ФКУЗ «Главный клинический госпиталь МВД России», ФКУЗ «Центральная клиническая больница МВД России», ФГКУ «Главный военный клинический госпиталь внутренних войск МВД России» по направлению врача- специалиста поликлиники.

    При отсутствии определенного вида специализированной медицинской помощи в указанных медицинских организациях оказание специализированной медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел осуществляется в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.201 1 №1232 в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения путем заключения Договора между территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинской организацией государственной или муниципальной системы здравоохранения. Для пенсионеров и членов семей в данном случае специализированная медицинская помощь оказывается в соответствии с Порядком организации оказания специализированной медицинской помощи, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 декабря 2014 года N 796н «Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи» (с изменениями на 27 августа 2015 года).

    Учреждения системы здравоохранения РФ оказывают населению различные виды медицинской помощи. Медицинская помощь - совокупность лечебно-профилактических мероприятий, проводимых при заболеваниях, травмах, отравлениях, женщинам при родах, медицинскими работниками, имеющими высшее и среднее медицинское образование. Медицинскую помощь оказывают в разных условиях:

    Вне медицинской организации на месте вызова бригады скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, в транспортном средстве при медицинской эвакуации;

    Амбулаторно, в том числе на дому при вызове медицинского работника (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

    В дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

    Стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

    Существуют несколько видов медицинской помощи. Согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», выделяют:

    ПМСП - доврачебную и врачебную;

    Специализированную, включая ВМП;

    Скорую медицинскую помощь, в том числе скорую специализированную;

    Паллиативную медицинскую помощь.

    Наиболее массовый вид медицинской помощи - ПМСП - основа системы оказания медицинской помощи гражданам. Она включает в себя мероприятия

    по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. ПМСП оказывают гражданам в амбулаторно-поликлинических учреждениях и в условиях дневного стационара.

    Специализированная медицинская помощь - профилактика, диагностика и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинской реабилитации. Ее оказывают врачи-специалисты в стационарных условиях и условиях дневного стационара.

    ВМП - является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии. Ее оказывают медицинские организации в соответствии с перечнем видов ВМП, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь -оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях. Медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья.

    Паллиативная медицинская помощь - комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. Ее оказывают в амбулаторных условиях и стационарных специально обученные медицинские работники.

    Другая классификация медицинской помощи основана на номенклатуре учреждений здравоохранения и стоящих перед ними задачах:

    Амбулаторно-поликлиническая (внебольничная) медицинская помощь;

    Больничная (стационарная) медицинская помощь;

    Неотложная медицинская помощь;

    Скорая медицинская помощь;

    Санаторно-курортная медицинская помощь.

    По форме оказания медицинская помощь может быть:

    Плановая - оказываемая при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи; ее отсрочка на определенное время не влечет ухудшения состояния пациента, угрозы его жизни и здоровью;

    Неотложная - оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни и не требующих экстренной медицинской помощи;

    Экстренная - оказываемая при внезапных, опасных для жизни состояниях, острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний, для устранения угрожающих жизни состояний пациента.

    С учетом этапов оказания и уровня специализации медицинскую помощь разделяют:

    На первую медицинскую помощь;

    Доврачебную;

    Первую врачебную;

    Специализированную;

    Высокотехнологичную (дорогостоящую).

    Перечень видов медицинской помощи во многом зависит от поставленных перед здравоохранением задач и влияет на формирование организационной структуры и номенклатуры учреждений здравоохранения.

    Регистрационный N 17175

    В соответствии с пунктом 5.2.12 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083, 4088; N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2010, N 4, ст. 394) и в целях совершенствования организации специализированной медицинской помощи населению приказываю:

    Утвердить прилагаемый порядок организации оказания специализированной медицинской помощи.

    Министр Т. Голикова

    Приложение

    Порядок организации оказания специализированной медицинской помощи

    1. Настоящий Порядок устанавливает правила организации оказания специализированной медицинской помощи на территории Российской Федерации.

    2. Организация оказания специализированной медицинской помощи осуществляется в медицинских организациях, а также иных организациях государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения - в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по организации оказания специализированной медицинской помощи органам местного самоуправления, частной системы здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность в части выполнения работ (услуг) по осуществлению специализированной медицинской помощи (далее - учреждения здравоохранения).

    3. Финансовое обеспечение мероприятий по организации оказания специализированной медицинской помощи осуществляется за счет страховых взносов и средств:

    федерального бюджета - в федеральных государственных учреждениях, оказывающих специализированную медицинскую помощь;

    бюджета субъектов Российской Федерации - в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждениях здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь в рамках переданных полномочий;

    средств частных организаций здравоохранения.

    4. Сведения об учреждениях здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь, доводятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения до населения и медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную и скорую медицинскую помощь (в том числе посредством размещения информации в сети Интернет).

    5. При отсутствии на территории субъекта Российской Федерации возможности оказания отдельных видов (по профилям) специализированной медицинской помощи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения обеспечивает оказание населению отдельных видов (по профилям) специализированной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения других субъектов Российской Федерации, федеральных учреждениях здравоохранения, иных медицинских организациях, в том числе за счет средств субъекта Российской Федерации.

    Направление граждан Российской Федерации в федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и для оказания специализированной медицинской помощи осуществляется в соответствии с приложением к настоящему Порядку.

    6. Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в учреждениях здравоохранения при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.

    7. Специализированная медицинская помощь населению оказывается в соответствии с порядками и стандартами оказания отдельных видов (по профилям) специализированной медицинской помощи*, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

    8. Учреждения здравоохранения оказывают специализированную медицинскую помощь при направлении пациента иными медицинскими организациями в случае невозможности оказания последними специализированной медицинской помощи в соответствии со стандартами, указанными в пункте 7 настоящего Порядка, а также при непосредственном обращении граждан для оказания амбулаторно-поликлинической специализированной медицинской помощи.

    9. Специализированная медицинская помощь в учреждениях здравоохранения может оказываться населению:

    а) в качестве бесплатной - в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

    б) в качестве платной медицинской помощи - за счет средств граждан и организаций.

    10. Работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, а также населению закрытых административно-территориальных образований, наукоградов Российской Федерации, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, специализированная медицинская помощь преимущественно осуществляется в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий**.

    11. В случае необходимости оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи организация ее оказания осуществляется в соответствии с установленным порядком оказания высокотехнологичной медицинской помощи***.

    * статья 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6641).

    ** постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 811 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 43, ст. 5062).

    *** приказ Минздравсоцразвития России от 30 декабря 2009 г. N 1047н "О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание в 2010 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета" (зарегистрирован в Минюсте России 28.01.2010 N 16093).

    Приложение к Порядку

    Порядок направления граждан Российской Федерации в федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, для оказания специализированной медицинской помощи

    1. Настоящий Порядок устанавливает правила направления граждан Российской Федерации, нуждающихся в оказании специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи (далее - пациент), в федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - федеральные государственные учреждения), за счет средств федерального бюджета.

    2. Направление пациентов в федеральные государственные учреждения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, а также Департаментом организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России и Департаментом развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России - в случаях, указанных в пункте 19 настоящего Порядка.

    3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения осуществляет направление пациентов для оказания специализированной медицинской помощи в федеральные государственные учреждения в следующих случаях:

    необходимость установления окончательного диагноза в связи с нетипичностью течения заболевания, отсутствием эффекта от проводимой терапии;

    отсутствие эффекта от повторных курсов лечения при вероятной эффективности других методов лечения, в том числе хирургических, а также высокотехнологичной медицинской помощи;

    высокий риск хирургического лечения в связи с осложненным течением основного заболевания или наличием сопутствующих заболеваний;

    необходимость дообследования в диагностически сложных случаях и (или) комплексной предоперационной подготовке у больных с осложненными формами заболевания, сопутствующими заболеваниями для последующего хирургического лечения с применением высокотехнологичной медицинской помощи;

    необходимость повторной госпитализации по рекомендации федерального государственного учреждения.

    4. В случае принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения решения о плановом направлении пациента в федеральное государственное учреждение руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения обеспечивает оформление на пациента Талона на оказание специализированной медицинской помощи (далее - Талон) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку в электронном виде.

    К Талону прилагается в электронном виде выписка из медицинской документации пациента, содержащая данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований по профилю заболевания сроком давности не более 1 месяца.

    5. В случае принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения решения о необходимости направления пациента в федеральное государственное учреждение для оказания специализированной медицинской помощи по экстренным медицинским показаниям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения обеспечивает направление пациента на госпитализацию в федеральное государственные учреждение по профилю заболевания пациента по предварительному согласованию с руководством федерального государственного учреждения.

    6. Основанием для госпитализации пациента в федеральное государственное учреждение для оказания специализированной медицинской помощи (далее - госпитализация) является решение комиссии федерального государственного учреждения по отбору пациентов на оказание специализированной медицинской помощи (далее - Комиссия учреждения).

    7. Комиссия учреждения формируется руководителем федерального государственного учреждения с численностью состава не менее трех человек.

    Председателем комиссии является руководитель федерального государственного учреждения или один из его заместителей.

    8. Основанием для рассмотрения на Комиссии учреждения вопроса о наличии у пациента медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи являются:

    оформленный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, Департаментом организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России или Департаментом развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России Талон;

    оформленный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения документ, подтверждающий отсутствие эффекта проводимой терапии при оказании данного вида специализированной медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения или учреждениях здравоохранения субъекта Российской Федерации;

    выписка из медицинской документации пациента, содержащая данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований по профилю его заболевания (сроком давности не более 1 месяца).

    9. Комиссия учреждения принимает решение о наличии/отсутствии показаний для госпитализации пациента (далее - решение).

    Отсутствие у пациента какого-либо вида исследования не может являться основанием для отказа в госпитализации пациента в федеральное государственное учреждение, если отсутствие данного вида исследования не препятствует определению медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи.

    10. Срок принятия решения Комиссии учреждения не должен превышать 10 дней со дня оформления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения Талона на пациента, а при очной консультации пациента - не более трех дней.

    11. Решение Комиссии учреждения оформляется протоколом.

    12. В протоколе решения Комиссии учреждения указываются следующие данные:

    основание создания Комиссии учреждения (реквизиты нормативного акта);

    состав Комиссии учреждения;

    фамилию, имя и отчество (при наличии) пациента;

    данные о месте жительства и/или месте пребывания пациента;

    основной диагноз заболевания пациента;

    заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (показана/не показана госпитализация);

    Протокол Комиссии учреждения должен содержать дату заседания Комиссии учреждения и в случае принятия решения о наличии показаний для госпитализации - планируемую дату госпитализации.

    13. Протокол решения Комиссии учреждения оформляется в 2-х экземплярах.

    Один экземпляр протокола решения Комиссии учреждения направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения с приложением вызова на госпитализацию или очную консультацию пациента с указанием сроков, перечня документов, требуемых для госпитализации, и рекомендаций по дополнительному обследованию или обоснованием отказа в госпитализации с рекомендациями по дальнейшему лечению пациента по профилю его заболевания.

    Второй экземпляр протокола решения Комиссии учреждения хранится в федеральном государственном учреждении в течение 5 лет.

    При проведении очной консультации пациента копия протокола решения Комиссии учреждения выдается на руки пациенту или его законному представителю.

    14. В случае принятия Комиссией учреждения решения о наличии показаний для госпитализации федеральное государственное учреждение вносит информацию о предполагаемой дате госпитализации в оформленный на пациента Талон.

    15. При обращении пациента в федеральное государственное учреждение без прохождения установленной настоящим Порядком процедуры направления для оказания специализированной медицинской помощи в случае наличия необходимости оказания специализированной медицинской помощи, в том числе по экстренным медицинским показаниям, Комиссия учреждения принимает решение о госпитализации с последующим уведомлением Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России или Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России для оформления Талона.

    16. Федеральное государственное учреждение оказывает специализированную медицинскую помощь пациенту в соответствии с утверждаемыми Минздравсоцразвития России порядками и стандартами оказания отдельных видов (по профилям) специализированной медицинской помощи и по окончании лечения вносит информацию в оформленный на пациента Талон.

    17. Федеральное государственное учреждение ежеквартально, в срок не позднее 20-го числа первого месяца, следующего за отчетным, представляет в Департамент организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России или Департамент развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России отчет федерального государственного учреждения о госпитализированных больных для оказания специализированной медицинской помощи по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

    18. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения обеспечивает в случае необходимости проведение реабилитационных мероприятий пациентам после оказания специализированной медицинской помощи.

    19. Департамент организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России и Департамент развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России осуществляют направление пациентов для оказания специализированной медицинской помощи в федеральные государственные учреждения в следующих случаях:

    гражданин Российской Федерации не проживает на территории Российской Федерации;

    при проведении мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных аварий, катастроф, вооруженных конфликтов и иных ситуаций, повлекших массовые поражения и заболевания граждан, в случае принятия решения о переводе пострадавших и больных на лечение в федеральные государственные учреждения;

    орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения не обеспечил направление пациента в федеральное государственное учреждение для оказания специализированной медицинской помощи.

    20. Основанием для рассмотрения в Департаменте организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России или Департаменте развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России вопроса о направлении пациента в федеральное государственное учреждение для оказания специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи является поступление в Минздравсоцразвития России от пациента или его законного представителя почтовым отправлением или при личном обращении письменного обращения и документов, указанных в пункте 21 настоящего Порядка.

    Прием и регистрация в Минздравсоцразвития России и направление на рассмотрение письменного обращения и документов пациента, необходимых для направления в федеральное государственное учреждение для оказания специализированной медицинской помощи, осуществляется в соответствии с требованиями Административного регламента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по исполнению государственной функции "Организация приема граждан, своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок", утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2009 г. N 285н (зарегистрирован в Минюсте России 24 июля 2009 г. N 14400).

    21. Письменное обращение пациента или его законного представителя в Минздравсоцразвития России должно содержать следующие сведения о пациенте:

    фамилию, имя и отчество (при наличии);

    данные о месте жительства и/или месте пребывания;

    реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (пациента);

    реквизиты документа, удостоверяющего личность законного представителя законного представителя пациента (для детей);

    почтовый адрес для направления письменных ответов и уведомлений и номер контактного телефона (при наличии).

    В случае обращения от имени пациента его законного представителя в обращении дополнительно указываются фамилия, имя и отчество (при наличии), данные о месте жительства и/или месте пребывания и реквизиты документа, удостоверяющего личность законного представителя пациента.

    22. К письменному обращению пациента в Минздравсоцразвития России должны прилагаться следующие документы:

    копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (пациента);

    копия документа, удостоверяющего личность законного представителя пациента (для детей);

    копия медицинского заключения, подтверждающего наличие медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи.

    23. Департамент организации медицинской помощи развития здравоохранения Минздравсоцразвития России или Департамент развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России при наличии письменного обращения пациента (его законного представителя) и документов, указанных в пункте 21 настоящего Порядка, обеспечивает оформление Талона на пациента, а также направляет за подписью директора (лица, его замещающего) соответствующее письменное уведомление в федеральное государственное учреждение.

    24. В случае отсутствия показаний для оказания пациенту специализированной медицинской помощи в федеральном государственном учреждении Департамент организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России или Департамент развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России направляет информацию об отказе в госпитализации пациенту и органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения с указанием причин невозможности оказания специализированной медицинской помощи, одновременно в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации направляются рекомендации по направлению гражданина в иные лечебно-профилактические учреждения.

    25. При проведении мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных аварий, катастроф, вооруженных конфликтов и иных ситуаций, повлекших массовые поражения и заболевания граждан, в случае принятия решения о переводе пострадавших и больных на лечение в федеральные государственные учреждения, Департамент организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России или Департамент развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России оформляет Талоны одновременно с принятием указанного решения.

    26. Пациент вправе обжаловать решения, принятые в ходе его направления в федеральное государственное учреждение для оказания специализированной медицинской помощи, на любом этапе, а также действия (бездействие) органов, организаций, должностных и иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Загрузка...