Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

У вашего мозга есть кнопка Delete. Вот как ее использовать

Добавлено в закладки: 0

Джо Диспенза: материализация событий в Вашей жизни начинается на квантовом уровне.

Нейронные связи

Доктор Джо Диспенза (Joe Dispenza) стал одним из первых, кто начал исследовать влияние сознания на реальность с научной точки зрения. Его теория взаимосвязи между материей и сознанием принесла ему мировую известность после выхода документального фильма «Мы знаем, что делает сигнал».
Ключевое открытие, сделанное Джо Диспензой, заключается в том, что мозг не отличает физические переживания от душевных. Грубо говоря, клетки «серого вещества» абсолютно не отличают реальное, т.е. материальное, от воображаемого, т.е. от мыслей!

Мало кто знает, что исследования доктора в области сознания и нейрофизиологии начались с трагического опыта. После того, как Джо Диспенза был сбит машиной, врачи предложили ему скрепить поврежденные позвонки с помощью импланта, который впоследствии мог привести к пожизненным болям. Только так, по мнению врачей, он смог бы снова ходить. Но Диспенза решил бросить вывоз традиционной медицине и восстановить свое здоровье с помощью силы мысли. Всего через 9 месяцев терапии Диспенза снова мог ходить. Это и послужило толчком к исследованию возможностей сознания.

Первым шагом на этом пути стало общение с людьми, пережившими опыт «спонтанной ремиссии». Это спонтанное и невозможное с точки зрения врачей исцеление человека от тяжелого заболевания без применения традиционного лечения. В ходе опроса Диспенза выяснил, что все люди, прошедшие через подобный опыт, были убеждены в том, что мысль первична по отношению к материи и может исцелять любые заболевания.

НЕЙРОННЫЕ СЕТИ
Теория доктора Диспензы утверждает, что каждый раз, переживая какой-либо опыт, мы «активируем» огромное количество нейронов в нашем мозге, которые в свою очередь влияют на наше физическое состояние.

Именно феноменальная сила сознания, благодаря способности к концентрации, создает так называемые синаптические связи – связи между нейронами. Повторяющиеся переживания (ситуации, мысли, чувства) создают устойчивые нейронные связи, называемые нейронными сетями. Каждая сеть является, по сути, определенным воспоминанием, на основе которого наше тело в будущем реагирует на похожие объекты и ситуации.

Согласно Диспензе, все наше прошлое «записано» в нейросетях мозга, которые формируют то, как мы воспринимаем и ощущаем мир в целом и его конкретные объекты в частности. Таким образом, нам лишь кажется, что наши реакции спонтанны. На самом деле, большинство из них запрограммировано устойчивыми нейронными связями. Каждый объект (стимул) активирует ту или иную нейронную сеть, которая в свою очередь вызывает набор определенных химических реакций в организме. Эти химические реакции заставляют нас действовать или чувствовать себя определенным образом – бежать или застывать на месте, радоваться или огорчаться, возбуждаться или впадать в апатию и т.д. Все наши эмоциональные реакции – не более чем результат химических процессов, обусловленных сложившимися нейросетями, и основываются они на прошлом опыте. Другими словами, в 99% случаев мы воспринимаем реальность не такой, какая она есть, а интерпретируем ее на основе готовых образов из прошлого.

Основное правило нейрофизиологии звучит так: нервы, которые используются вместе, соединяются.

Это значит, что нейросети образуются в результате повторения и закрепления опыта. Если же опыт долгое время не воспроизводится, то нейросети распадаются. Таким образом, привычка образуется в результате регулярного «нажимания» кнопки одной и той же нейросети. Так формируются автоматические реакции и условные рефлексы – вы еще не успели подумать и осознать, что происходит, а ваше тело уже реагирует определенным образом.
СИЛА ВНИМАНИЯ

Только вдумайтесь: наш характер, наши привычки, наша личность являются всего лишь набором устойчивых нейросетей, которые мы в любой момент можем ослабить или укрепить благодаря осознанному восприятию действительности! Концентрируя внимание осознанно и выборочно на том, чего мы хотим достичь, мы создаем новые нейронные сети.

Раньше ученые считали, что мозг является статичным, но исследования нейрофизиологов показывают, что абсолютно каждый малейший опыт производит в нем тысячи и миллионы нейронных изменений, которые отражаются на организме в целом. В своей книге «Эволюция нашего мозга, наука изменять наше сознание» Джо Диспенза задает логичный вопрос: если мы будем с помощью нашего мышления вызывать в организме определенные негативные состояния, то не станет ли в итоге это аномальное состояние нормой?

Диспенза провел специальный эксперимент для подтверждения возможностей нашего сознания. Люди из одной группы в течение часа ежедневно нажимали на пружинистый механизм одним и тем же пальцем. Люди из другой группы должны были только представлять, что нажимают. В результате пальцы людей из первой группы окрепли на 30%, а из второй – на 22%. Такое влияние чисто мысленной практики на физические параметры – результат работы нейронных сетей. Так Джо Диспенза доказал, что для мозга и нейронов нет никакой разницы между реальным и мысленным опытом. А значит, если мы уделяем внимание негативным мыслям, наш мозг воспринимает их как реальность и вызывает соответствующие изменения в теле. Например, болезнь, страх, депрессию, всплеск агрессии и т.д.
ОТКУДА ГРАБЛИ?

Еще один вывод из исследований Диспензы касается наших эмоций.
Устойчивые нейронные сети формируют неосознанные паттерны эмоционального поведения, т.е. склонность к тем или иным формам эмоционального реагирования. В свою очередь, это ведет к повторяющемуся опыту в жизни.
Мы наступаем на одни и те же грабли только потому, что не осознаем причины их появления! А причина проста – каждая эмоция «ощущается» вследствие выброса в тело определенного набора химических веществ, и наш организм просто становится в некотором роде «зависим» от этих химических сочетаний. Осознав эту зависимость именно как физиологическую зависимость от химических веществ, мы можем от нее избавиться.

Необходим только сознательный подход.

Сегодня посмотрела лекцию Джо Диспенза «Сломай привычку быть собой» и подумалось: «Таким ученым золотые памятники надо ставить…» Биохимик, нейрофизиолог, нейропсихолог, хиропрактик, отец троих детей (двое из которых по инициативе Диспензы родились под водой, хотя 23 года назад в США этот способ считался полным сумасшествием) и очень обаятельный в общении человек. Лекции читает с таким искрометным юмором, о нейрофизиологии говорит настолько простым и понятным языком - настоящий энтузиаст от науки, просвещающий обычных людей, щедро делясь своим 20-летним научным опытом.

В своих объяснениях он активно использует последние достижения квантовой физики и говорит об уже наступившем времени, когда людям сейчас мало просто узнать о чем-то, но теперь они обязаны применять свои знания на практике:

«Зачем ждать какого-то особого момента или начала нового года для того, чтобы начать кардинально менять свое мышление и жизнь к лучшему? Просто начинайте это делать прямо сейчас: перестаньте проявлять часто повторяющиеся ежедневные негативные моменты поведения, от которых хотите избавиться, например, скажите себе утром:»Сегодня я проживу день, никого не осуждая» или «Сегодня я не буду ныть и жаловаться на все подряд» или «Не буду сегодня раздражаться»….
Старайтесь делать что-то в другом порядке, например, если сначала умывались, а потом чистили зубы, сделайте наоборот. Или возьмите и простите кого-нибудь. Просто так. Ломайте привычные конструкции!!! И вы почувствуете необычные и очень приятные ощущения, вам понравится, уж не говоря о тех глобальных процессах в своем теле и сознании, которые вы этим запустите!

Начните привыкать размышлять о себе и беседовать с собой, как с лучшим другом.
Изменение мышления приводит к глубоким изменениям и в физическом теле. Если человек взял и задумался, беспристрастно посмотрев на себя со стороны:

«Кто я?
Почему мне плохо?
Почему я живу так, как не хочу?
Что мне нужно в себе изменить?
Что именно мне мешает?
От чего я хочу избавиться?»

и т.д. и почувствовал острое желание не реагировать, как прежде, или не делать чего-то, как прежде,- это значит, что он прошел через процесс «осознания». Это внутренняя эволюция. В этот момент он совершил скачок. Соответственно личность начинает меняться, а новой личности нужно новое тело. Так происходят спонтанные исцеления: с новым сознанием болезнь больше не может оставаться в теле,т.к. меняется вся биохимия организма (мы меняем мысли, а от этого меняется набор химических элементов, участвующих в процессах, наша внутренняя среда становится токсичной для болезни), и человек выздоравливает.

Зависимое поведение (т.е. аддикцию к чему угодно: от видеоигр до раздражительности) можно определить очень легко: это то, что вам трудно остановить, когда вы хотите. Если не можете отлипнуть от компьютера и проверяете свою страницу в Facebook каждые 5 минут, или понимаете, например, что раздражительность мешает вашим отношениям, но не можете перестать раздражаться, - знайте, что у вас зависимость не только на ментальном уровне, но и на биохимическом (ваше тело требует вброса гормонов, отвечающих за данное состояние).

Научно доказано, что действие химических элементов длится период от 30 секунд до 2 минут, и если вы продолжаете испытывать то или иное состояние дольше, знайте, что все остальное время вы искусственно поддерживаете его в себе, мыслями провоцируя цикличное возбуждение нейросети и повторный выброс нежелательных гормонов, вызывающих негативные эмоции, т.е. вы сами поддерживаете в себе это состояние! По большому счету, вы добровольно выбираете свое самочувствие.

Лучший совет для таких ситуаций - научитесь переключать свое внимание на что-то другое: природа, спорт, просмотр комедии, да что угодно, способное отвлечь и переключить вас. Резкая перефокусировка внимания позволит ослабить и «потушить» действие гормонов, отвечающих на негативное состояние. Эта способность называется нейропластичностью. И чем лучше вы разовьете в себе это качество, тем легче вам будет управлять своими реакциями, что, по цепочке, приведет к огромному множеству изменений в вашем восприятии внешнего мира и внутреннему состоянию.

Данный процесс и называется эволюцией. Потому что новые мысли приводят к новому выбору, новый выбор ведет к новому поведению, новое поведение ведет к новому опыту, новый опыт ведет к новым эмоциям, которые, вместе с новой информацией из окружающего мира, начинают менять ваши гены эпигенетически (т.е. вторично). А потом эти новые эмоции, в свою очередь, начинают вызывать новые мысли, и так вы развиваете самоуважение, уверенность в себе и т.д.

Именно таким образом мы можем усовершенствовать себя и, соответственно, свою жизнь.

Депрессия - тоже яркий пример зависимости. Любое состояние зависимости говорит о биохимическом дисбалансе в теле, а также о дисбалансе в работе связи «сознание-тело»

Самая большая ошибка людей в том, что они ассоциируют свои эмоции и линии поведения со своей личностью: мы так и говорим «Я нервный», «Я слабовольный», «Я больной», «Я несчастный» и т.д. Они считают, что проявление определенных эмоций идентифицирует их личность, поэтому постоянно подсознательно стремятся повторять схему реагирования или состояние (например, физическую болезнь или депрессию), как бы подтверждая себе каждый раз, кто они такие. Даже если сами очень страдают при этом! Огромное заблуждение. Любое нежелательное состояние можно при желании убрать, а возможности каждого человека ограничены только его фантазией.


И когда хотите изменений в жизни, представьте четко, чего именно вы желаете, но не разрабатывайте в уме «жесткий план» того, КАК ИМЕННО это произойдет, для возможности «выбора» самого лучшего для вас варианта, который может оказаться совершенно неожиданным. Достаточно внутренне расслабиться и попытаться порадоваться от души тому, что еще не произошло, но обязательно произойдет. Знаете почему? Потому что на квантовом уровне реальности это уже произошло, при условии, что вы четко представили и от души порадовались. Именно с квантового уровня начинается зарождение материализации событий. Так начните действовать сначала там.

Люди привыкли радоваться только тому, что «можно потрогать», что уже реализовалось. Но мы не привыкли доверять самим себе и своим способностям к СО-ТВОРЕНИЮ реальности, хотя занимаемся этим каждый день и, в основном, на негативной волне. Достаточно вспомнить, как часто реализуются наши опасения, хотя эти события ведь тоже сформированы нами, только без контроля… А вот когда вы выработаете в себе способность к контролю над мышлением и эмоциями, начнут происходить настоящие чудеса. Поверьте, я могу привести тысячи прекрасных и воодушевляющих примеров. Знаете, когда кто-то улыбается и говорит, что что-то произойдет, а его спрашивают: «Откуда ты знаешь?», а он спокойно отвечает: «Просто знаю…». Это яркий пример контролируемой реализации событий… Уверен, что абсолютно каждый хоть раз испытывал это особое состояние.»

Вот так просто о сложном рассказывает Джо Диспенза. Всем горячо посоветую его книги, как только их переведут на русский и начнут продавать в России (давно пора уже, по-моему!).

0

Здоровый человек - это целостная личность, и в нём гармонично сочетаются два разных типа мышления. Они, взаимно дополняющие друг друга, обеспечивают естественную интеграцию человека в сложный и многомерный мир. За целостное восприятие многозначного мира и за основанное на этом восприятии поведение ответственно правое полушарие. Левое полушарие - это база абстрактного мышления, которая ищет и находит в этом мире гармонию причин и следствий. И если связь между полушариями нарушается, тогда возможности нашего мозга не используются в полную силу. Полноценное взаимодействие предполагает согласованную и уравновешенную работу обоих полушарий.

Каждый человек рождается с огромным количеством мозговых клеток. И все зависит от нейронных связей. Но оказалось, что наше умственное развитие, творческие способности, умения, навыки и т.д. зависят не от количества нейронов, образующих наш мозг, а от количества нейронных связей, которые эти клеточки смогли образовать между собой. Около 7-9% нейронных связей образуются автоматически без нашего участия и отвечают, как правило, за физиологические процессы (дыхание, пищеварение, кровообращение, движение и т.д.). Нейроны, которые учувствуют в энергетических процессах организма для связи и управления, составляют намного большее количество, но чтобы их задействовать, их нужно активировать. Да, вы правильно поняли, эти нейроны существуют, но, как бы не включены, поэтому их нужно включить или активировать. В дальнейшем сам процесс такого включения буду называть активацией.

Первые успехи в этом удалось получить ученым, которым удалось восстановить нервную ткань, которая связывает спинной и головной мозг, и это позволило телу снова начинать двигаться. Команда из Университета Калифорнии восстановила нервы на травмированном участке головного мозга крыс. «Мы создали метод для того, чтобы восстановить систему нервных волокон, называемых кортико-спинальными моторными аксонами. Восстановление этих аксонов является существенным шагом, поскольку возвращает пациентам способность двигаться после травмы спинного мозга», - сообщает Марк Тусзински, профессор неврологии из Центра неврологической реабилитации. Кортико-спинальный тракт, о котором он говорит - это скопление нервных волокон, „аксоны“ - это длинные отростки нейронов, которые создают связь между корой головного мозга и спинным мозгом. Активация связи этих нервных волокон между собой как раз и обеспечивает собственно восстановление движения. Например, при травмах спинного мозга аксоны, расположенные вдоль кортико-спинального тракта, разъединяются, и получается, что моторные нейроны низшего уровня не имеют связи с мозгом. При психологических травмах происходят аналогичные нарушения в этих местах. Т.е. напрашивается вывод, что без регенерации связи аксонов невозможно восстановление двигательных функций у человека.

Как нарушение связей в мозге, определяет признаки старости?

Нарушения связей в мозге неизбежны со старостью, считают ученые. Замедление активности связано с возрастным изменением в мозолистом теле. Данная область мозга является своеобразным препятствием, мешающим развитию соединений между полушариями мозга.

Между полушариями мозга существует волокно (Corpus callosum или коротко СС), соединяющее левое и правое полушария мозга. С возрастом эта связь атрофируется, усложняя процесс анализа поступающей информации. У мужчин деградация СС начинается значительно раньше, чем у женщин, буквально в 20-летнем возрасте, и идет равномерно до 55 лет. У женщин же связь между левым и правым полушариями остается полноценной до окончания детородного периода. В менопаузе связь начинает ухудшаться. К 75 годам у мужчин и женщин связь между полушариями мозга становится примерно одинаковой.

Чтобы это проверить, исследователи предложили людям управлять определенными действиями с помощью джойстиков в возрасте 65 и 75 лет, а затем сравнили их показания, полученные с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии, с данными возрастной группы 20-25 лет. Ученые измеряли уровни кислорода в различных частях мозга, а также уровни активности мозга. «Чем больше вовлекалась в работу другое полушарие мозга, тем медленнее были реакции», - говорит глава исследования. Отсюда вывод: необходимо разработать мероприятия, не только предотвращающие изменения, но и активирующие мозолистое телo мозга, чтобы обеспечить бодрую и подвижную старость людям.

Мозолистое тело как связующее звено двух полушарий головного мозга

Мозолистое тело мозга - это толстые группы нервных волокон, соединяющие две половинки мозга друг с другом и обеспечивающие возможность быстрого обмена информацией между левым и правым полушариями (см. рис. 1). Они играют важную роль в восстановлении двигательных навыков после инсульта или при старении.

Этот органоид головного мозга представляет собой тонкую пластинку, соединяющую между собой оба полушария. Соответственно, он находится между ними. По форме мозолистое тело представляет собой дугу, которая удлинена посередине, сзади слегка утолщена, а спереди искривляется вниз. Если взглянуть на него сбоку, то оно будет иметь форму овала.

Так как мозолистое тело головного мозга находится между полушариями, то функции его очевидны: обеспечение обмена информацией между ними, то есть некое средство связи. Его нервные волокна объединяют между собой одноимённые и разноимённые части мозга. Кроме того, мозолистое тело соединяет, лобную часть с теменной, теменную с затылочной и так далее. Эта часть головного мозга позволяет производить слаженную и согласованную работу обоих полушарий, как в части моторики, так и в психической области.

Что происходит, когда нарушаются связи между полушариями?

Правое и левое полушария, как известно, выполняют разные функции. Во время бодрствования связь между полушариями выражена не очень сильно. Основная масса людей, решая ежедневные задачи, как правило, задействует какой-то один набор функций: анализ или интуицию, мысль или образ, логику или чувства. Хотя очевидно, что наибольший успех приносит использование этих наборов во взаимодействии друг с другом.

Если эта связь не функционирует, то нарушаются функции головного мозга и других органов (развиваются психические недуги, болезни мочеполовой, сердечной, нервной систем и пр.), имеются различные отклонения и патологии в развитии психомоторики, интеллекта или физиологии.

Что нужно сделать?

Для восстановления этой связи можно применить направленное энергетическое воздействие с целью нейтрализовать энергетическую блокаду мозолистого тела. Восстановление связи между полушариями благотворно влияют на взаимосвязи, согласованность и улучшение обмена информацией в головном мозге. Выяснилось, что максимальных творческих достижений удается достичь во многом благодаря отличному информационному обмену мозговых полушарий. В результате можно достичь пять различных полезных эффектов:

  • улучшается основа для развития интуиции, воображения, креативного потенциала чувственной сферы и интеллекта,
  • усиливается качественное взаимодействие между движениями и умственной активностью,
  • увеличиваются скорости реакции, как пример развития сенсорно-моторной координации,
  • развиваются связи между участками, отвечающими за сознание и жизнедеятельность,
  • усиливается энергетика всего организма.

Обоснование и методика

Для улучшения мыслительной деятельности нашему мозгу и организму необходима постоянная подпитка энергией.

Учеными было доказано, что нервные клетки восстанавливаются . Ослабление умственных способностей человека происходит не из-за их отмирания, а из-за слабого контакта дендритов, через которые проходят энергетические импульсы от клетки к клетке. Дендриты представляют собой отростки, которыми нейроны контактируют друг с другом. Контакт происходит только при наличии собственного энергетического поля, но если оно (собственное энергетическое поле) ослабевает или совсем исчезает, тогда их функции замирают. Если человек время от времени не активизирует связи между нейронами и не подпитывается энергией извне, то дендриты атрофируются. Отсюда так важно восстановление и поддержание собственного энергетического поля человека.

Отличием данной методики от других можно назвать то, что она основывается на улучшении энергетической связи между полушариями мозга. Эту связь можно восстановить с помощью активации связи дендритов методом энергетического насыщения объединяющего их поля, на основе знаний Реабилитационной энергетики.

Техника восстановления не отличается от других способов восстановления активности нервной системы. Обычно начинаем с оценки состояния существующих связей между полушариями и дендритами. При обнаружении отсутствию таких связей начинаем насыщать энергией эту часть и объем мозга, находящегося между полушариями. Далее перемещаем свое энергетическое воздействие вниз по направлению к спинному мозгу и далее по нему к копчику. Чувствительные люди сразу чувствуют отклик в этих местах в виде возбуждения в области воздействия. Чувствуются и попутно возбуждающиеся связи с органами, подвешенные к соответствующим местам их иннервации. Сам процесс может иметь различную скорость проникновения активации. Все зависит от опытности практикующего. Дойдя до копчика, меняем направление движения потока энергетического воздействия на противоположное (см. рис. 2). Движение идет уже вверх по позвоночнику до чакры третьего глаза. В этом месте путь движения энергии опять замыкается на начальный, т.е. между полушариями мозга. Так замыкается круг движения энергии. Это круговое движение энергии можно повторять много раз каждый день как гимнастику, до достижения устойчивости и самостоятельности кругового движения потока энергии.

Этот круг потока энергии отличается в зависимости от пола человека. У мужчин он дополняется в самом верху включением в это кольцо космической, а внизу земной энергии, с выходом общей результирующей (синий цвет) в землю (см. рис. 2). А у женщин он дополняется только входом вверху космической и внизу земной энергии. У женщин в сравнении с мужчинами нет определенного места выхода энергии. У женщин выход энергии происходит через все тело в виде излучений тела или эмоций.

Это упражнение во много раз усиливается при включение в этот оборот энергии Космоса и Земли. Такое усиление происходит еще больше в парной работе мужчины и женщины при объединении в общее кольцо энергий.


Что это нам дает?

При такой активации дендритов и связей между полушариями мозга в нервной системе создаются усиленные ассоциативные связи между разными видами информации. Причем функционируют они в этом непривычным для них образе только при достаточно насыщенном энергетическом поле.

Данная методика способствует улучшению памяти и стимулирует работу мозга. Для полной реализации их потенциала необходима стимуляция нейронных проводящих путей в мозге человека, потому что большое количество их используются не полностью. В результате активации дендритов и связей между полушариями мозга в мозгу начинает вырабатываться особое вещество под названием нейротрофин. Это вещество приводит к росту нервных клеток. При этом почти вдвое возрастает число и «ветвистость» дендритов.

Детям данная методика помогает лучше сосредотачиваться и усваивать новые знания. Взрослым людям она позволяет поддерживать свой мозг в тонусе. Также помогает избежать возрастного ухудшения памяти.

При ее выполнении человек почувствует не только улучшение мыслительного процесса, но также повышение жизненного тонуса и улучшение настроения. Расширенное возбуждение нервных клеток увеличивает производство нейротрофинов. Никакие пищевые добавки для мозга не оказывают такого действия, как эта гимнастика.

Предложенная техника предполагает развитую чувствительность и умение работать с полями энергии, но если она еще не развита, могу предложить свою помощь при проведении такой работы дистанционно.

Нейронные связи головного мозга обуславливают сложное поведение. Нейроны — маленькие вычислительные машины, способные оказывать влияние, только объединившись в сети.

Контроль простейших элементов поведения (например, рефлексов) не требует большого количества нейронов, но даже рефлексы часто сопровождает осознание человеком срабатывания рефлекса. Сознательное же восприятие сенсорных стимулов (и все высшие функции нервной системы) зависит от огромного числа связей между нейронами.

Нейронные связи делают нас такими, какие мы есть. Их качество влияет на работу внутренних органов, на интеллектуальные способности и эмоциональную стабильность.

"Проводка"

Нейронные связи головного мозга — проводка нервной системы. Работа нервной системы основана на способности нейрона воспринимать, обрабатывать и передавать информацию другим клеткам.

Информация передается через Поведение человека и функционирование его организма полностью зависит от передачи и получения импульсов нейронами через отростки.

У нейрона два типа отростков: аксон и дендрит. Аксон у нейрона всегда один, именно по нему нейрон передает импульс другим клеткам. Получает же импульс через дендриты, которых может быть несколько.

К дендритам "подведено" множество (иногда десятки тысяч) аксонов других нейронов. Дендрит и аксон контактируют через синапс.

Нейрон и синапсы

Щель между дендритом и аксоном — синапс. Т.к. аксон "источник" импульса, дендрит "принимающий", а синаптическая щель — место взаимодействия: нейрон, от которого идет аксон, называют пресинаптическим; нейрон, от которого идет дендрит, — постсинаптическим.

Синапсы могут формироваться и между аксоном и телом нейрона, и между двумя аксонами или двумя дендритами. Многие синаптические связи образованы дендритным шипиком и аксоном. Шипики очень пластичны, обладают множеством форм, могут быстро исчезать и формироваться. Они чувствительны к химическим и физическим воздействиям (травмы, инфекционные заболевания).

В синапсах чаще всего информация передается посредством медиаторов (химических веществ). Молекулы медиатора высвобождаются на пресинаптической клетке, пересекают синаптическую щель и связываются с мембранными рецепторами постсинаптической клетки. Медиаторы могут передавать возбуждающий или тормозящий (ингибирующий) сигнал.

Нейронные связи головного мозга представляют собой соединение нейронов через синаптические связи. Синапсы — функциональная и структурная единица нервной системы. Количество синаптических связей — ключевой показатель для работы мозга.

Рецепторы

Рецепторы вспоминают каждый раз, когда говорят про наркотическую или алкогольную зависимость. Почему же человеку необходимо руководствоваться принципом умеренности?

Рецептор на постсинаптической мембране — белок, настроенный на молекулы медиатора. Когда человек искусственно (наркотиками, например) стимулирует выброс медиаторов в синаптическую щель, синапс пытается вернуть равновесие: снижает количество рецепторов или их чувствительность. Из-за этого естественные уровни концентрации медиаторов в синапсе перестают оказывать действие на нейронные структуры.

Например, курящие люди никотином изменяют восприимчивость рецепторов к ацетилхолину, происходит десенсибилизация (уменьшение чувствительности) рецепторов. Естественный уровень ацетилхолина оказывается недостаточным для рецепторов с пониженной чувствительность. Т.к. ацетилхолин задействован во многих процессах, в том числе, связанных с концентрацией внимания и ощущением комфорта, курящий не может получить полезные эффекты работы нервной системы без никотина.

Впрочем, чувствительность рецепторов постепенно восстанавливается. Хотя это может занимать долгое время, синапс приходит в норму, и человеку больше не требуются сторонние стимуляторы.

Развитие нейронных сетей

Долговременные изменения нейронных связей происходят при различных болезнях (психических и неврологических — шизофрения, аутизм, эпилепсия, болезнях Хантингтона, Альцгеймера и Паркинсона). Синаптические связи и внутренние свойства нейронов изменяются, что приводит к нарушению работы нервной системы.

За развитие синаптических связей отвечает активность нейронов. "Используй или потеряешь" — принцип, лежащий в основе мозга. Чем чаще "действуют" нейроны, тем больше между ними связей, чем реже, тем меньше связей. Когда нейрон теряет все свои связи, он погибает.

Когда средний уровень активности нейронов падает (например, вследствие травмы), нейроны строят новые контакты, с количеством синапсов растет активность нейронов. Верно и обратное: как только уровень активности становится больше привычного уровня, количество синаптических соединений уменьшается. Подобные формы гомеостаза часто встречаются в природе, например, при регуляции температуры тела и уровня сахара в крови.

М. Бутс M. Butz отметил:

Формирование новых синапсов обусловлено стремлением нейронов поддерживать заданный уровень электрической активности...

Генри Маркрам, который участвует в проекте по созданию нейронной симуляции мозга, подчеркивает перспективы развития отрасли для изучения нарушения, восстановления и развития нейронных связей. Группа исследователей уже оцифровала 31 тысячу нейронов крысы. Нейронные связи мозга крысы представлены в видео ниже.

Нейропластичность

Развитие нейронных связей в головном мозге сопряжено с созданием новых синапсов и модификацией существующих. Возможность модификаций обусловлена синаптической пластичностью — изменением "мощности" синапса в ответ на активацию рецепторов на постсинаптической клетке.

Человек может запоминать информацию и обучаться благодаря Нарушение нейронных связей головного мозга вследствие черепно-мозговых травм и нейродегенеративных заболеваний благодаря нейропластичности не становится фатальным.

Нейропластичность обусловлена необходимостью изменяться в ответ на новые условия жизни, но она может как решать проблемы человека, так и создавать их. Изменение мощности синапса, например, при курении — это тоже отражение пластичности мозга. От наркотиков и обсессивно-компульсивного расстройства так сложно избавиться именно из-за неадаптивного изменения синапсов в нейронных сетях.

На нейропластичность большое влияние оказывают нейротрофические факторы. Н. В. Гуляева подчеркивает, что различные нарушения нейронных связей происходят на фоне снижения уровней нейротрофинов. Нормализация уровня нейротрофинов приводит к восстановлению нейронных связей головного мозга.

Все эффективные лекарства, используемые для лечения болезней мозга, независимо от их структуры, если они эффективны, они тем или иным механизмом нормализуют локальные уровни нейротрофических факторов.

Оптимизация уровней нейротрофинов пока не может осуществляться путем прямой их доставки в мозг. Зато человек может опосредованно влиять на уровни нейротрофинов через физические и когнитивные нагрузки.

Физические нагрузки

Обзоры исследований показывают, что упражнения улучшают настроение и познавательные способности. Данные свидетельствуют о том, что эти эффекты обусловлены изменением уровня нейротрофического фактора (BDNF) и оздоровлением сердечно-сосудистой системы.

Высокие уровни BDNF были связаны с лучшими показателями пространственных способностей, эпизодической и Низкий уровень BDNF, особенно у пожилых людей, коррелировал с атрофией гиппокампа и нарушениями памяти, что может быть связано с когнитивными проблемами, возникающими при болезни Альцгеймера.

Изучая возможности по лечению и профилактике Альцгеймера, исследователи часто говорят о незаменимости физических упражнений для людей. Так, исследования показывают, что регулярная ходьба влияет на размер гиппокампа и улучшает память.

Физические нагрузки увеличивают скорость нейрогенеза. Появление новых нейронов — важное условие для переучивания (приобретения нового опыта и стирания старого).

Когнитивные нагрузки

Нейронные связи головного мозга развиваются, когда человек находится в обогащенной стимулами среде. Новый опыт — ключ к увеличению нейронных связей.

Новый опыт — это конфликт, когда проблема не решается теми средствами, которые уже есть у мозга. Поэтому ему приходится создавать новые связи, новые шаблоны поведения, что связано с увеличением плотности шипиков, количества дендритов и синапсов.

Обучение новым навыкам приводит к образованию новых шипиков и дестабилизации старых соединений шипиков с аксонами. Человек вырабатывает новые привычки, а старые исчезают. Некоторые исследования связывают когнитивные расстройства (СДВГ, аутизм, умственную отсталость) с отклонениями в развитии шипиков.

Шипики очень пластичны. Количество, форма и размер шипиков связаны с мотивацией, обучением и памятью.

Время, требующееся на изменения их формы и размера, измеряется буквально в часах. Но это значит также, что настолько же быстро новые соединения могут исчезать. Поэтому лучше всего отдавать предпочтение кратким, но частым когнитивным нагрузкам, чем длительным и редким.

Образ жизни

Диета может повышать когнитивные способности и защищать нейронные связи головного мозга от повреждений, содействовать их восстановлению после болезней и противодействовать последствиям старения. На здоровье мозга, по всей видимости, оказывают положительное влияние:

— омега-3 (рыба, семена льна, киви, орехи);

— куркумин (карри);

— флавоноиды (какао, зеленый чай, цитрусовые, темный шоколад);

— витамины группы В;

— витамин Е (авокадо, орехи, арахис, шпинат, пшеничная мука);

— холин (куриное мясо, телятина, яичные желтки).

Большинство перечисленных продуктов опосредованно влияют на нейротрофины. Позитивное влияние диеты усиливается при наличии физических упражнений. Кроме того, умеренное ограничение количества калорий в рационе стимулирует экспрессию нейротрофинов.

Для восстановления и развития нейронных связей полезно исключение насыщенных жиров и рафинированного сахара. Продукты с добавленными сахарами снижают уровни нейротрофинов, что негативно сказывается на нейропластичности. А высокое содержание насыщенных жиров в еде даже тормозит восстановление мозга после черепно-мозговых травм.

Среди негативных факторов, затрагивающих нейронные связи: курение и стресс. Курение и длительный стресс в последнее время ассоциируют с нейродегенеративными изменениями. Хотя непродолжительный стресс может быть катализатором нейропластичности.

Функционирование нейронных связей зависит и ото сна. Возможно, даже больше, чем от всех остальных перечисленных факторов. Потому что сам по себе сон — "это цена, которую мы платим за пластичность мозга" (Sleep is the price we pay for brain plasticity. Ch. Cirelli - Ч. Цирелли).

Резюме

Как улучшить нейронные связи головного мозга? Положительное влияние оказывают:

Негативно воздействуют:

Мозг чрезвычайно пластичен, но "лепить" из него что-то очень сложно. Он не любит тратить энергию на бесполезные вещи. Быстрее всего развитие новых связей происходит в ситуации конфликта, когда человек не способен решить задачу известными методами.

Ранее ученые заявляли, что нервные клетки не восстанавливаются. Теперь эскулапы добавляют: действительно, зачем им восстанавливаться, если на их месте рождаются новые? Как оказалось, человек может самостоятельно «наращивать» свой мозг и для этого нужно всего лишь желание. Как сообщают ученые, это возможно благодаря нейропластичности, особому свойству нашего мозга. Что такое нейропластичность и как она влияет на тело человека? Как тренировать нейропластичность и для чего это нужно?

Нейропластичность или инкубатор кусочков мозга

Старая медицинская школа была убеждена, что количество нейронов мозга не меняется после того, как тело человека окончательно сформировалось. Не так давно выяснилось, что такая гипотеза оказалась очередным заблуждением.

На самом деле, мозг может сам генерировать новые клетки и цепочки связей между ними. Таким образом, нейроны мозга могут расти и меняться на протяжении всей жизни человека.

Неисчерпаемым ресурсом для генерирования являются стволовые клетки. Какую выгоду и пользу это открытие приносит человеческому организму?

Как клетки становятся судьбой?

Желание, приобретение новых навыков и информации меняет схемы соединений нейронов мозга. Это свидетельствует о том, что каждый человек способен полностью контролировать свою жизнь и все ее события. Ход мыслей влияет на привычки и меняет цепочки связей нейронов мозга. Благодаря этому, тело также терпит изменения. Постоянное приобретение дополнительных навыков и обработка новой информации в значительной мере влияют на мозг, а вместе с тем и на ход событий. Этот феномен получил название нейропластичность.

Таким образом, еще раз доказан тот факт, что мысль имеет материализующуюся силу. Поэтому, не пускайте в свои нейронные цепочки скверные мысли и дурные настроения. Наполняйте свою жизнь только положительными переживаниями, оптимистическими мыслями и добрыми словами.

Как можно тренировать нейропластичность?

Потенциал наших созданных нейронных связей неисчерпаем, поэтому мы сами можем выстраивать цепочки, которые буду отвечать за наше поведение и настроение. Мы можем тренировать свои когнитивные способности, тем самым влияя на ситуацию. Поэтому на мозг, как и на другие мышцы нашего тела, нужно постоянно воздействовать. Для успешной реализации наших возможностей подойдут такие упражнения:

  • Играть в игры,
  • Обязательно много читать и записывать (лучше выводы),
  • Иметь любимое хобби,
  • Постоянно учиться,
  • Развиваться в неизвестных для себя сферах и путешествовать.

Влияние игр на нейропластичность

Существует масса игр. Предназначенных специально для взрослых, которые как нельзя лучше влияют на развитие когнитивных способностей. Например:

  • монополия,
  • шахматы,
  • карточные игры,
  • игра в слова и т.д.

Заставляя свой мозг думать в необычном для него направлении, Вы развиваете его деятельность:

  • память,
  • концентрацию,
  • зрительно-пространственные ассоциации,
  • логику,
  • организованность,
  • быстроту принятия решений.

Каждый день, читая и записывая, Вы развиваете гиппокамп. Это часть мозга, которая отвечает за память.

Чем больше мыслей вы переносите на бумагу, тем риск получить деменцию в раннем возрасте уменьшается. Заучивайте стихи и прозу наизусть, это тоже хорошо стимулирует деятельность мозга.

Кроме того, чтобы усложнить процесс, тренируйтесь читать слова наоборот или спелить (произносить по буквам).

Как хобби может продвинуть Вас в развитии?

Иметь увлечение, которое Вам нравиться, это уже само по себе – иметь пытливый ум. Чем сложнее Вам будет его осваивать, тем лучше для тренировки мозговой активности. Лучше иметь несколько увлечений, но разнонаправленных, чтобы задействовать все сферы деятельности:

  • рисование для развития воображения,
  • ролики для улучшения координации движений.
  • шитье и вязание для стимуляции мелкой моторики рук и т.д.

Постоянное обучение – путь к повышению нейропластичности мозга

Постоянное обучение (желательно в течение всей жизни), не глядя на возраст, вызывает:

  • структурные,
  • химические,
  • функциональные

изменения в мозговой активности. Многие ученые считают, что постоянное обучение способствует созданию новых нейронных соединений, которые предотвращают появление болезни Альцгеймера.

Также изучение языков, особенно на склоне лет, способно отодвинуть старение вашего мозга на длительный срок.

Путешествие – это путь к себе

Постоянно меняя место дислокации, находясь в незнакомых для себя условиях, мы развиваем способность нашего организма адаптироваться к различным нестандартным ситуациям.

Любое изменение привычного образа жизни позитивно сказывается на деятельности мозга, выстраивая новые нейронные связи в нем. И не имеет значения, куда Вы путешествуете и каким образом, главное не превращать свою жизнь дорогу: дом-работа-дом. Меняйте привычные устои, больше экспериментируйте.

Таким образом, применяя все эти упражнения, Вы сможете долго оставаться эмоционально и умственно активными.

В нашем мозгу 100 млрд. нейронов - это больше, чем звезд в нашей галактике! Каждая клетка в свою очередь может дать 200 тыс. ответвлений. Таким образом, мозг имеет огромные ресурсы, чтоб хранить воспоминания объемом примерно за 3 млн. лет. Учёные называют это "волшебными деревьями разума”, потому что нервные клетки мозга похожи на ветвистые деревья.

Мысленные электрические импульсы между нейронами передаются через синапсы - зоны контакта между нейронами . Средний нейрон человеческого мозга имеет от 1000 до 10000 синапсов или контактов с соседними нейронами . Синапсы имеют небольшую щель, которую должен преодолеть импульс .
Когда мы учимся, мы меняем работу мозга, прокладывая новые пути для мысленных электрических импульсов.
При этом электрический сигнал должен «перепрыгнуть» через щель синапса для образования новых связей между нервными клетками . Эту дорогу ему труднее всего пройти первый раз , но по мере обучения , когда сигнал преодолевает синапс снова и снова, связи становятся все «шире и прочнее» , растет число синапсов и связей между нейронами .
Образуются новые нейронные микросети , в которые и «встраиваются» новые знания : убеждения, привычки, модели поведения . И тогда мы, наконец, чему-то научились . Эту способность мозга называют нейропластичностью . Именно число микросетей в мозгу , а не его объем или масса , имеют определяющее влияние на то, что мы называем интеллект .

Попутно хочу заметить, что в раннем детстве, когда проходит самый интенсивный период обучения, для ребенка крайне важна богатая и разнообразная развивающая среда.

Нейропластика - это одно из самых удивительных открытий последних лет. Раньше считалось, что нервные клетки не восстанавливаются . Но в 1998 году группа американских ученых доказала, что нейрогенез происходит не только до 13-14 лет, но и всю нашу жизнь, и что у взрослых людей тоже могут появляться новые нервные клетки . Они установили, что причиной уменьшения наших умственных способностей с возрастом является не отмирание нервных клеток , а истощение дендритов, - отростков нервных клеток , через которые проходят импульсы от нейрона к нейрону . Если дендриты постоянно не стимулировать , то они атрофируются , теряя способность к проводимости , словно мышцы без физической нагрузки . Одни и те же ежедневные действия формируют шаблонное поведение - наши привычки, - при этом используются и укрепляются одни и те же нейронные связи . Так происходит встраивание нашего «автопилота» , но при этом страдает гибкость нашего мышления.

Наш мозг нуждается в упражнениях. Необходимо каждый день менять рутинные и шаблонные действия на новые, непривычные вам, которые задействуют несколько органов чувств ; выполнять обычные действия необычным способом , решать новые проекты , стараясь уходить от «автопилота» привычных схем . Привычка ослабляет способности мозга . Для продуктивной работы ему нужны новые впечатления , новые задачи , новая информация , - одним словом - перемены .

До 1998 года считалось, что рост дендритов происходит только в раннем возрасте, но исследования доказали, что и у взрослых людей нейроны способны выращивать дендриты для компенсации потерянных старых. Доказано, что нейронные сети способны меняться в течение всей жизни человека и наш мозг хранит в себе огромные ресурсы нейропластичности - способности менять свою структуру .

Известно, что наш мозг состоит из эмбриональной ткани , то есть той, из которой состоит эмбрион . Поэтому он всегда открыт для развития, обучения и для будущего.

Мозг способен простой мыслью , воображением, визуализацией , изменять структуру и функцию серого вещества. Ученые убеждаются, что это может происходить даже без внешних воздействий. Мозг может меняться под властью тех мыслей , которыми он наполнен, ум в силах влиять на мозг . Наш мозг создан природой с расчетом на обучение и подобные изменения.

В Библии сказано: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего”.

Все вышесказанное подводит нас к пониманию того, что для реального достижения целей требуется фундаментальное изменение способа работы вашего мозга - преодоление генетической программы и прежнего воспитания со всеми многолетними убеждениями. Вы не просто должны лелеять мысли в своем воображении , которые присутствуют не дольше новогоднего «все, больше не пью», а переучивать свой мозг, создавая новые нейронные структуры . Нейрологи говорят: «Нейроны, которые вместе сходятся, вместе и водятся». Новые нейронные структуры вашего мозга будут создавать совершенно новые сети , "блок-схемы” , приспособленные для решения новых задач .

«Ваша задача — перекинуть мост через пропасть между вами и желаемыми це-лями». (Эрл Найтингейл)

Метафорически этот процесс можно иллюстрировать на следующем примере . Представьте, что ваш мозг с его ограничивающими убеждениями - это стакан с мутной водой. Если бы вы сразу выплеснули грязную воду, помыли стакан и набрали чистую - это был бы шок для всего организма. Но, подставив стакан по струю чистой воды, вы постепенно замените мутную. Точно так же для обучения мозга новому образу мыслей нет нужды резко «стирать» старый. Необходимо постепенно «заливать» подсознание новыми позитивными убеждениями, привычками и качествами, которые в свою очередь будут генерировать эффективные решения, приводя вас к нужным результатам.

Для поддержания высокой работоспособности нашему мозгу, как и телу необходима "физзарядка ”. Профессор нейробиологии Лоуренс Кац (США) разработал комплекс упражнений для мозга - нейробику , позволяющую нам иметь хорошую «ментальную» форму.

Упражнения нейробики обязательно используют все пять чувств человека - причем, необычным образом и в разных комбинациях. Это помогает создавать в мозгу новые нейронные связи . При этом наш мозг начинает вырабатывать нейротропин, вещество, способствующее росту новых нервных клеток и связей между ними.

Ваша задача - каждый день менять привычные и шаблонные действия на новые, непривычные.

Цель упражнений нейробики стимуляция мозга . Заниматься нейробикой просто - нужно сделать так, чтобы в процессе привычной деятельности по-новому были задействованы ваши органы чувств .

Например : проснувшись утром, примите душ закрытыми глазами, почистите зубы другой рукой, постарайтесь одеться на ощупь, отправьтесь на работу новым маршрутом, сделайте привычные покупки в новом месте и еще много чего . Это увлекательная и полезная игра.

Нейробика полезна абсолютно всем. Детям она поможет лучше концентрироваться и усваивать новые знания, а взрослым - поддерживать свой головной мозг в отличной форме и избежать ухудшения памяти.

Главный принцип нейробики - постоянно изменять простые шаблонные действия. Давайте задание своему мозгу решать привычные задачи непривычным для него образом, и постепенно он отблагодарит вас прекрасной работоспособностью.

Итак, мы способны обучать свой мозг новому образу мышления. Начав менять свои шаблоны и убеждения, вы увидите, что меняясь изнутри, вы начнете менять все вокруг, словно порождая эффект расходящихся волн.

Упражнения по нейробике

Мозг необходимо поддерживать в «ра-бочем состоянии», не давать ему «уснуть». Причем всем — и взрослым, и школьникам, у которых школьная жизнь тоже быстро входит в привычную колею с повторяющи-мися ритуалами.

Зарядка очень проста в выполнении — делать ее можно практически в любое вре-мя в любом месте. Рассмотрим упражнения для ум-ственной аэробики.

1 — НОВАЯ ОБСТАНОВКА . Время от времени очень полезно оказываться в малознакомых местах. Поэтому посетите часть города, где Вы еще никогда не были или которую посещаете очень редко — большой парк или магазин. Также хорошо менять привычные маршруты - например, ходить на работу другой дорогой.

2 — НОВЫЕ ЗАПАХИ . Утром, сразу по-сле пробуждения, специалисты советуют: вдыхать разнообразные ароматы, напри-мер эфирные масла — это помогает «раз-будить» мозг.

3 — МНИМАЯ СЛЕПОТА . Упражнение на внимание и концентрацию — попробуй-те сориентироваться в комнате с закрыты-ми глазами (как вариант — примите душ). В отсутствие зрения резко активизируются другие органы чувств.

4 — ПРАВАЯ-ЛЕВАЯ. Выполняйте ино-гда что-нибудь не рабочей рукой: если Вы правша, то левой; если левша — правой.

5 — НЕЗНАКОМАЯ РАБОТА . Почаще беритесь за работу, которую еще не при-ходилось выполнять — мозг быстро активи-зируется, когда Вы не совсем точно знаете, что делать.

6 — ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ. На один и тот же вопрос можно ответить по-разному. Вот и отвечайте, избегайте привычных стандартных фраз — хотя бы мысленно. Нейробика — очень хорошее упраж-нение - на ощупь, пальцами различать предметы. Например, монеты. Например в скучной очереди.

8 — ЖУРНАЛЫ . Периодически поку-пайте прессу, не относящуюся к кругу Ва-ших интересов — например об экономике или о рыбалке. Необязательно глубоко изучать предмет, достаточно время от вре-мени менять тему того, что читаете.

9 — НЕМОЙ ТЕЛЕВИЗОР . Отключите у телевизора звук и попробуйте озвучить изображение, следя за губами героев на экране. Это, кстати, не только полезно для мозга, но еще и очень весело, особенно в компании.

10 — НОВЫЙ ТЕМП. Время от времени меняйте темп привычного действия, Если что-то обычно делаете не спеша — ускорьте работу в 2 раза. Если, наоборот, Вы торопы-га, заставьте себя все делать медленно.

Использовать мозг по максимуму

Развитие ума так же важно, как духовное и физическое развитие. Ученые доказали, что человек использует возможности своего мозга всего лишь от 3% до 10%. Как же нам увеличить этот процент хотя бы вдвое?

Сначала вспомним всем известные способы тренировки мозга и улучшения памяти :

1) Чтение

2) Разгадывание кроссвордов, логических загадок, пазлов, головоломок

3) Занятие спортом

4) Изучение иностранных языков

5) Пополнение словарного запаса

6) Выучивание текстов наизусть

7) Ведение дневника

Помимо этих известных многим методам есть еще один, который предложили нейробиологи Лоренс Кац и Мэннинг Рубин. Называется он нейробикой.

Что такое нейробика

Нейробика - это комплекс упражнений, так называемая гимнастика для мышления, стимулирующая способность мозга к познанию. Она направлена на то, чтобы "сломать" привычные модели поведения и развивать творческое мышление.

Каждый день привычную рутину нужно разбавлять новыми впечатлениями, которые задействуют хотя бы один орган чувств.

Ученые утверждают, что путем таких упражнений вырабатывается вещество нейротропин, которое приводит к росту нервных клеток.

Упражнения на нейробику:

1) Меняем привычку и делаем все по-новому

То, что ты всегда выполняешь правой рукой, выполняй левой (или наоборот) - чистить зубы, водить компьютерной мышкой, писать и т.д.

Измени свой привычный отдых - если ты обычно проводишь выходные на шумных вечеринках, съезди на природу или поработай по дому. Любишь читать книгу дома - пойди на концерт или дискотеку.

Разнообразь свой гардероб. Носи разную одежду разных цветов. Ученые доказали, что вместе с новой одеждой меняется образ мыслей и настроение.

Поменяй привычный маршрут по дороге на работу, в супермаркет, к друзьям.

Посещай новые места в городе, смени окружение.

Купи новый предмет мебели или просто сделай перестановку мебели в комнате, чаще меняй заставку монитора на компьютере. Увидев в магазине товар, на который ты прежде не обращал внимания, рассмотри его поближе, изучи надпись на упаковке.

Смело берись за новое дело. Находи новые увлечения или внеси что-то новое и необычное в свои старые занятия. Любишь экстремальные виды спорта - займись вязанием.

2) Меняй темп выполняемых тобой действий

То, что обычно делаешь медленно, выполняй в два раза быстрее, а то, что делаешь быстро, соответственно, наоборот.

3) Меняй ощущения

Задействуй в привычной для тебя ситуации другие органы чувств. Когда смотришь телевизор, выключи звук и наблюдай за тем, что происходит на экране. Попробуй угадать, о чем разговаривают люди, какие именно слова произносят.

В своей квартире походи с закрытыми глазами.

Попробуй определить достоинство монет на ощупь.

Таким образом ты заставишь обоняние, осязание, зрение и слух функционировать в необычных условиях, в которых эти виды чувств обострятся.

4) Нестандартно мысли, подключая правое полушарие головного мозга

Переверни фотографии, которые ты постоянно видишь перед собой, вверх ногами. Привычные мыслительные "модели", натыкаясь на странное положение изображения, не сработают, и начнет работать правое полушарие.

Пиши нестандартные стихи.

Рисуй необычные рисунки.

Придумывай новые образы.

Давай новые, нестандартные ответы на привычные вопросы.

Сочиняй новые слова или умышленно ставь неправильное ударение в слове.

Придумывай свои анекдоты и шутки.

Игра на развитие правого полушария:

Раздели лист бумаги на две колонки, в каждой из них напиши любое слово. Под каждым из этих двух слов составь столбик из понятий, с которыми они у тебя ассоциируются. Затем соединяй в разном порядке слова из разных столбиков и сочиняй из них рассказ. Перебирай разные комбинации, фантазируй!

Нейробика не только разовьет твои мыслительные способности и позволит мозгу как можно дольше не стареть, но и внесет разнообразие в твою жизнь.

Загрузка...