Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Протоиерей игорь фомин: интервью. «Жизнь Церкви через объектив фотоаппарата»

Протоиерей Игорь Фомин родился 25 февраля 1970 г. в семье служащих. В 7 лет пошел в школу, а в 9 принял крещение и уже из храма не выходил.

В 14 лет стал алтарничать в подмосковном храме Покрова Божией Матери села Алексино, где настоятелем был ставший духовником протоиерей Василий Владышевский. После возвращения из рядов вооруженных сил, нарушив благословение духовника, пробовал поступить в медицинский институт. Естественно, провалился, и уже через год благословение было исполнено - в 1991 г. поступил в семинарию. В 1994 г. венчался со своей будущей матушкой. А в 1995 г. был рукоположен в диакона, в 1996 г. - во пресвитера. 6 декабря 1995 г., на Александра Невского, был назначен штатным диаконом Казанского собора на Красной площади. А ровно через год, 6 декабря 1996 г., рукоположен в священники Казанского собора.

С первых номеров журнала «Фома» стал членом редакционного совета издания.

Так как журнал «Фома» вышел из коридоров и аудиторий МГИМО, встал вопрос о строительстве храма при сем славном учебном заведении. Когда вопрос был решен положительно святейшим патриархом Алексием, был назначен настоятелем строящегося храма Александра Невского при МГИМО.

Имеет четверых детей.

..

..

Протоиерей Игорь ФОМИН: интервью

Протоиерей Игорь ФОМИН (род. 1970) - настоятель храма Александра Невского при МГИМО: | | | | .

МОЛИСЬ, КАЙСЯ, ЛЮБИ

Как нам строить духовную жизнь сегодня - когда вокруг бушует XXI век? К чему стремиться, а чего остерегаться? Какими словами молиться? Нужно ли современному мирянину быть аскетом? Корреспондент портала «Православие и мир» беседует с клириком Казанского собора на Красной площади протоиереем Игорем Фоминым.

Чем руководствоваться в духовной жизни современному человеку, ведь все серьезные книги, в том числе «Добротолюбие», написаны преимущественно для монашествующих?
- Монашествующий человек и просто православный человек на самом деле мало чем отличаются друг от друга. Ведь обеты, которые дает монах точно такие же, как и обязательства мирского человека.

Монашествующий дает обет безбрачия, но и мирскому человеку запрещается распутство.

Монах дает обет воздержания от мясной пищи, но и мирскому человеку воспрещено объедаться и необходимо соблюдать посты.

Монах дает обет постоянно молиться, но ведь апостол Павел, призывая непрестанно молиться, обращается не к монашествующим, а ко всем людям, желающим жить во Христе Иисусе.

Конечно, условия жизни монашествующих и мирских людей разные. Одни живут в тишине и спокойствии, другие в мятущемся бурном мире.

Но если у мирянина в сердце живет молитва, то он будет спасен от многих житейских катаклизмов, которые в обилии сейчас у нас появляются, например, гнев, раздражение, злоба. Эти явления не совместимы с молитвой. Если в сердце человека живет молитва, то страсти там просто не уживаются, тернию там невозможно взойти. Молитва является орудием, которым обрабатывается почва души человека, для того чтобы зерно Слова, упав в эту почву, выросло и дало плод.

Если говорить о том, что конкретно может мирянин взять из «Добротолюбия», этого сборника мудрых мыслей и молитвенного опыта людей, потрудившихся именно на поприще духовного делания, то это взаимоотношения человека и Бога. Они в обилии должны присутствовать у мирского человека, без этого человек не может обожиться, не может войти в радость Божию.

- А какие это принципы?
- Плоды духовные, о которых говорит апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). Плоды, которые проявляются во взаимоотношениях человека с Богом, человека с человеком, человека с самим собой.

Вы сказали, что если в сердце человека будет жить молитва, то духовная жизнь будет развиваться правильно. А что значит «молитве жить в сердце»? Имеется в виду непрестанная молитва Иисусова или молитва перед каждым делом или еще что-то?
- Молитва - это общение с Богом, разговор с Богом. Причем не монолог, а все-таки всегда диалог. Вершина молитвенного делания - это молитва Иисусова: пять слов, которые мы лучше будем творить умом, чем заниматься многоглаголанием, как говорит апостол Павел. Также молитва может быть вопросительная: «Господи, благослови старушку через дорогу перевести». Это тоже молитва, потому что это живое общение с Богом. И сразу слышишь в сердце ответ: «Конечно, любимое чадо, благословляю тебя на доброе дело».

Или спрашиваешь: «Господи, благослови меня покурить», и сразу слышишь ответ: «Что-то не то ты просишь у Меня». И так во всем. Молитвенное общение с Богом - это живое общение, когда ты непрестанно ощущаешь, что Он стоит рядом, от Него зависит моя жизнь на следующее мгновение. Это и есть молитва, это и есть хождение пред Богом.

Что собой должно представлять молитвенное правило семейного, работающего человека? Допустима ли молитва в метро и Серафимово правило?
- Если семья вся воцерковленная, то обязательно должно быть общее молитвенное правило как утром, так и вечером. Если есть еще традиция совместно читать Евангелие, то, мне кажется, это самое лучшее семейное правило. Я помню из детства, как мы всей семьей читали вечерние молитвы, утром меня будили под начало чтения утренних молитв. Я вскакивал, несмотря на то, что меня сложно было растолкать, но когда папа становился рядом и начинал читать молитвы, у меня просыпалась совесть, и я вставал.

- А у вас не было протеста: вот, мол, «изверги», мучают меня?
- Нет-нет, не было. У меня был, я не могу сказать, что страх, но благоговение перед Богом. Это было воспитано с детства и для меня это было естественно и нормально. Вообще слова «изверги» и «мучают» я узнал гораздо позже, наверное, когда сам стал «мучить» своих детей. По поводу родителей у меня никогда таких мыслей не возникало.

Однажды я был в многодетной семье, в которой и своих и приемных детей всего тринадцать, и увидел такую традицию. Во время завтрака кто-то рассказывает главу Евангелия, и все дети, от мала до велика, ее обсуждают. Взрослые, конечно, их поправляют, папа в этой семье очень хорошо знает Евангелие. Таким образом, получив правильный заряд на весь день, они идут в школу.

- Просто жизнь на Марсе.
- Да, я с этим согласен. Но эти «марсианские» традиции не сами собой у людей образовались, над ними очень много работали. Когда мы заходим в дом и видим идеальный порядок, все сверкает и блестит, везде развешаны красивые рюшечки, мы прекрасно понимаем, что за всей этой красотой стоит многочасовой труд хозяйки или всей семьи. Только там, где человек трудится, есть красота и бытовая, и духовная, и молитвенная. Надо трудиться.

Но это что касается семьи воцерковленной. Если же в семье только один человек тянется к Богу, его положение, наверное, сходно с положением монашествующего. Он должен затвориться в клети души своей и там внутри тихо стоять на молитве, чтобы своим православием не смирять всех окружающих. Как сейчас говорят: наши неверующие ближние первые войдут в Царствие Небесное, так как православные смиряют настолько, что наши родственники уже готовы быть равноангельными.

В этой ситуации, конечно, все по-другому. Здесь уместно и читать в метро Серафимово правило, здесь может быть и ночное домашнее бдение. Когда все ложатся спать, ты тихонечко встаешь на молитву. Бывает и такая практика. Если у человека есть потребность молиться, он всегда найдет способ.

Говоря о правиле, можно провести аналогию со спортивными тренировками. Как спортсмен тренирует свое тело, готовясь к состязаниям, так и православный человек должен тренировать свою душу, готовясь к Царствию Небесному.

Иногда надо себя понуждать встать утром на 15 минут раньше. Эквивалент этим 15 минутам - 1/8 любого фильма, и на те же 15 минут позже лечь спать. Это не сравнимо с тем, сколько времени мы проводим перед телевизором или за компьютером, если это, конечно, не работа.

На самом деле ничего сложного в этом нет. Начни молиться и все у тебя получится. Замечательный совет есть по этому поводу у Антония Сурожского. Он говорит, что если ты не можешь молиться длинными правилами, начни молиться по часам. Поставь иконку, рядом будильник, и помолись пять минут, не больше.

Через некоторое время ты увидишь, что молитва тебе понравится, и ты с удовольствием будешь читать и большие, длинные правила.

- Молитва в метро и Серафимово правило - реальность для работающего человека?
- Я не против молитвы в метро. Я считаю, что лучше помолиться в метро, чем совсем не молиться или чем в давке метро отвечать на толчки в спину. Мне кажется, лучше в метро почитать святых отцов или даже Евангелие, хотя, казалось бы, не место в суете читать слово Божие. Но это всяко лучше, чем смотреть и осуждать пьяные физиономии твоих попутчиков или разглядывать рекламу, которая является совершенно непристойной. Каждый, как мне кажется, должен сам для себя понять, может ли он молиться в метро, а не перед иконой.

Относительно Серафимова правила я думаю, что оно допустимо, но только не в той редакции, в какой оно сейчас принято, а именно в той редакции, в которой его дал Серафим Саровский.

- Три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево радуйся» и один раз «Верую»?
- И еще помянник о здравии и об упокоении. Если почитать житие преподобного Серафима, то мы увидим, что эта составляющая везде присутствует. Такое Серафимово правило приемлемо, а вот в современной редакции, без помянника, я считаю, недопустимо.

- Надо ли что-то менять в современном правиле и отношении к нему?
- Отношение к правилу, я считаю, ни в коем случае менять не надо. Правило и должно оставаться правилом. Господь нас не будет судить, если мы не выполним все правило. Все-таки правило существует для нас, а не мы для правила. Но, скажем так, должны присутствовать некоторые угрызения нашей совести относительно того, что я что-то не доделал, не доработал, может быть, доработаю в следующий раз, когда будет свободное время, будет другой настрой, тогда я может быть, более полно прочитаю.

Молитвы святых людей, которые есть в молитвослове, это камертон настройки нашей беседы с Богом. Мы ведь можем менять и дополнять молитву. Есть очень интересное изменение в вечернем молитвенном правиле в самой последней молитве, в которой перечисляются грехи. Многие вместо перечня этих грехов исповедуют свои грехи за день. Их можно даже записывать. Я считаю, что это очень правильное изменение. Таких вариаций достаточно много.

Некоторые вместо молитвы ангелу-хранителю читают молитву своему небесному покровителю, например благоверному князю Игорю или мученице Наталье.

Я помню, когда был маленький, лет в десять, пришел таким важным молитвенником к батюшке Алексею Зотову, который сейчас уже старенький служит на Павелецкой в храме Фрола и Лавра, и говорю: «Батюшка, как мне совершать молитвенное правило, благословите?» Он спрашивает: «А как ты молишься?» Я говорю, что читаю предначинательные молитвы, а потом каждый день по одной новой молитве еще добавляю, которые идут под номерами.

Первый день читаю первую молитву, потом «Достойно есть» и т. д. То есть такой сокращенный детский вариант. Я помню, что тогда он оценил мое усердие, а я про себя думаю: «Нет, наверное, он меня осуждает, надо наверное все-таки все читать».

Сейчас, когда я уже стал священником, я понимаю, что на самом деле он правильно оценил, скажем так, мой подвиг, и я очень рад, когда вдруг случайно вижу моих детей молящимися, не всем правилом конечно, но какие-то кратенькие молитвы в их жизни присутствуют.

- Если грехи мешают молиться, то надо все равно себя заставить встать на правило?
- Мы помним, что в молитвослове есть такое примечание: перед тем, как читать молитвы, постой немного в тишине, пусть твои чувства улягутся, и тогда рцы*: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Вообще, перед тем как начать молиться, желательно испросить прощения у всех, кого ты обидел, с кем ты поругался, на кого ты прогневался. Мысленно попросить, примириться сначала в своем сердце, а потом уже будет возможность примириться и по-настоящему. И потом уже рцы.

А можно заменить утренние и вечерние молитвы Иисусовой молитвой из тех соображений, что такое обращение к Богу некоторым более близко, чем слова святых, которые не соответствуют их духовному уровню? Например, пятьдесят молитв произносить?
- Ну, почему пятьдесят молитв? Существует определенное количество, которое изложено в правиле. Вообще это правило для неграмотных - заменять утренние и вечерние молитвы и правило ко Святому Причащению Иисусовой молитвой. Я думаю, что такая замена возможна, если согласовать это со своим духовником. Он свободно благословит.

- А обязательно согласовывать?
- Все-таки Церковь - это союз людей верующих во Христа. Мы единым сердцем исповедуем Бога и предстоим ему. Это и замечательно, что ты не считаешь себя одиноким. Некоторые изменения, безусловно, допустимы, но совет духовника нужен для того, чтобы самому не заблудиться. Первые десять изменений ты сделаешь правильно, а на одиннадцатом, возможно, ошибешься. Лучше посоветоваться с третейским судьей, который со стороны на тебя посмотрит и скажет: «Знаешь, тебе лучше не Иисусову молитву творить, а «Богородице Дево радуйся».

Как сегодня постятся и должны поститься православные? Отмечают, что пост - это самое острое время - все ругаются, в интернете не стихают самые страшные и сокрушительные дискуссии…
- Предваряя разговор о посте, хочу рассказать такой случай. Один преподаватель Троице-Сергиевой Лавры выходил из своей квартиры, тогда еще в Загорске, к нему подошел его сосед и спросил: «У вас неделю назад пост начался?» Тот говорит: «Да, а откуда Вы знаете, вы же, в общем-то, неверующий?» А сосед отвечает, что под ним живут две верующие бабушки, два Божиих одуванчика, но как только начинается пост, они сразу начинают ругаться. Так он время поста и определяет.

Пост нужен для того, чтобы мы научились сдерживать свои чувства - и физические, и душевные. Однако когда пост начинается, обнажаются очень негативные стороны нашей души. Я знаю людей, у которых с началом поста открывается жуткая блудная страсть, казалось бы, наоборот, должно быть, а они себя еле-еле держат в руках. Некоторые начинают ругаться, гневаться.

Мудрый человек за это должен бы ухватиться, чтобы осознать живущие в себе страсти, выяснить, что по этому вопросу говорит Священное Писание, святые отцы, как это можно излечить. Многие же зачастую просто делают вывод, что «все вокруг козлы». Мне кажется, пост - уникальное и необходимое время, когда и молитва более в душе отзывается.

- Можно ли ослабить пост?
- Я считаю, можно, но это надо делать тоже с благословения духовника. Все-таки на ослабление поста должны быть какие-то причины. Должно быть и покаянное чувство из-за того, что ты не соблюдаешь пост вместе со всей Церковью так, как положено. Но полностью себя отстранять от Церкви, которая постится, мне кажется, можно только больным и беременным. Есть люди, которые ищут причины, а есть люди, которые ищут средства. То есть одни ищут причины, чтобы «законно» нарушить пост, другие ищут средства, чтобы даже в тех моментах, когда можно сделать себе послабления, хранить пост.

Как обуздать свою раздражительность и гневливость в начале поста, когда все страдают, в том числе сам согрешающий в первых рядах?
- Если гневливость - постоянный недуг души, то, может быть, стоит положить в карман записку: «Я гневный человек». Возможно, что такой способ будет немножечко останавливать. Но на самом деле молитва, исповедь и причащение полностью искореняют из человека эти грехи. Можно также противопоставлять подобным поступкам соответствующие добродетели. Из одного источника не может течь и горькая, и сладкая вода. Если источник заполнить сладкой водой, то, может быть, и горечи такой не будет.

- Что такое послушание, каково его место в духовной жизни?
- Под послушанием понимается выполнение требований начальника, родителей, духовника, учителя.

В Священном Писании есть интересное замечание по этому поводу, когда Господь говорит про фарисеев: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф 23:3).

Мы очень часто бываем не согласны с властями предержащими, со своим начальством. Они дают задания, которые нам кажутся тупыми, бессмысленными, глупыми, показывающими духовное развитие наших начальников. Но, вы знаете, мы подчиненные, и мы действительно должны проявить в этом послушание и выполнить свои обязательства, если, конечно, требования начальства не противоречат догматике.

Если тебе говорят убить кого-то, то, естественно, ты должен отказаться, если ты не солдат. Воин, защищающий Родину, просто обязан держать в руках оружие и им пользоваться, но и он вполне может отказаться от исполнения своего долга, если речь идет о захватнических войнах. Я считаю, что здесь человек может сложить с себя всякие обязательства, то есть уйти из армии.

- А зачем нужно послушание, ведь человек может не без основания полагать, что он умнее своих наставников?
- Человек должен иметь послушание, потому что все, к чему призывают родители или духовник, направлено на твое спасение. Например, есть такая «заповедь»: не суй два пальца в розетку. Ведь с этим все согласны, и никто не требует, что бы ему подвели под это требование научное обоснование о том, что ток по межклеточной жидкости пройдет к мозгу и т.д. Здесь все готовы быть послушными безоговорочно, просто все святые.

Но если речь идет о таком требовании как «не завидуй», то начинаются вопросы и сомнения: «А почему мне запрещено завидовать? Ну и что, помечтаю немножко, позавидую кому-нибудь». Но это точно такая же «заповедь», как и с розеткой, только она направлена на твое духовное состояние, а не физическое.

Когда ты еще являешься учеником в духовной ли жизни или за школьной партой, то ты многое еще не понимаешь, и не обязательно учителю объяснять ученику, зачем ему учить то или иное правило. Ученик должен просто выучить: «жи», «ши» пиши через «и».

Необходимость послушания Церкви, кажется, понятна. А говоря о послушании родителям, надо сказать, что любящий родитель никогда не пожелает своему ребенку плохого. Только надо эту любовь понять.

Ребенку тяжело осознать, что родитель его любит, когда заставляет учиться, чистить зубы и заправлять постель. «Кошмар - думает чадо - это не любовь, а какое-то издевательство». А потом вырастает, хватает родителей за грудки и начинает упрекать: «Почему ты меня не заставлял учиться? Почему ты меня не заставлял английский учить? Почему ты мне позволял валяться на диване и играть на гитаре? Надо было бить меня как сидорову козу, чтобы во мне ума было побольше». Сейчас многие дети предъявляют претензии своим родителям о том, что они не дали им образования. Да ты же сам не захотел его получить.

Послушание - это, наверное, акт любви друг перед другом. У монашествующих существует безоговорочное послушание, в миру такого нет. В миру есть ответственность взрослых перед детьми, супругов друг перед другом, перед родителями, и послушание должно соизмеряться с твоими обязанностями.

- Что такое вообще духовная жизнь?
- Это жизнь со Христом. Это такая жизнь, когда у тебя на лице есть отблеск Славы Божией. Это такая жизнь, когда любой человек хочет спросить именно у тебя, сколько сейчас времени, лишь бы с тобой поговорить, потому что приветливых людей сейчас становится мало.

Духовная жизнь - это ни в коем случае не длинные юбки, черные платочки и длинные бороды. Это не духовная жизнь. Духовная жизнь - это когда в твоем сердце есть любовь, как к президенту, так и к какому-нибудь бомжику, так и к «благодетелю-кассиру», который выдает тебе зарплату. Одинаковое отношение ко всем.

- Это же 30-ая ступень лествицы, которой у нас, по определению, нет и быть не может!
- Может быть, и есть. И любовь есть, и люди такие есть. Золото всегда тонет в житейском море, и его не видно. На поверхности любого моря - и житейского, и природного, известно, что плавает, вот это видно всем и всегда. А золото, оно всегда тонет, но оно есть.

- В чем главная проблема современного православного человека?
- Наверное, главная проблема в том, что каждый православный человек считает, что он самый православный человек на свете. Ощущение того, что ты делаешь все правильно, мне кажется, самая главная проблема в человеке. Теперь редко можно встретить смирение, послушание, и вообще любовь.

- Какие грехи сегодня самые трудные и распространенные?
- Мне кажется, это самооправдание и, не буду оригинальным и скажу, что это блуд. Это самые страшные грехи. Так же, я считаю, что один из самых ужасных грехов - лень.

Если с блудом и ленью понятно, что делать, то, как искоренить самооправдание? Оно какое-то невидимое, и вычленить его в своих поступках сложно, хотя чувствуешь, что оно вроде бы есть?
- Если у человека присутствует самооправдание, у него обязательно присутствует другой грех - осуждения ближнего. Осуждение ближнего можно победить только оправданием всех. Противоположная добродетель греху самооправдания - это оправдание своих ближних.

- Какой из грехов самый труднопреодолимый?
- Те грехи, которые вошли в твою привычку, без которых ты не можешь жить, которые стали твоим сокровищем. Как говорит Господь: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:21).

Если мы привыкли к телевизору, и он уже является фоном нашей жизни, то тогда это самое труднопреодолимое, потому что выключить его очень трудно. Трудно ездить в машине и не слушать радио. Если ты понимаешь, что уже не можешь не слушать радио, ты зависишь от него - это плохо. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор 6:12) - говорит апостол Павел.

То же самое можно сказать про кофе и сигареты. У Клайва Стейплза Льюиса в «Расторжении брака» один из персонажей приехал в рай с ящеркой. Вот эта ящерка и символизирует греховную привычку, от которой человек боится избавиться: «Ой, мне будет больно, я чего-то лишусь в жизни» и т.д. Так что грех, который становится привычкой, самый труднопреодолимый.

- Как строить общение с другими, в том числе неверующими?
- Если не с позиции снизу вверх смотреть, то хотя бы на равных. Строить общение с другими людьми, исходя из того, что это тоже образ и подобие Божие, ничем не хуже тебя. А если мы себя еще и декларируем православными христианами, то мы вообще должны быть скромными и поставить себя в очередь в Царство Небесное самыми последними. Из этого и должно вытекать наше с вами построение общения с другими людьми.

Но если мы здраво рассуждаем, то мы понимаем, что Богу милее не убийцы, чем убийцы, верующие, чем неверующие. А если мы это понимаем, то как же тогда нам не превозноситься над неверующими?
- Во-первых, кто первым вошел в рай?

- Может быть, благоразумный разбойник был просто первым умершим, после того как Христос открыл двери рая.
- Нет, дорогие мои. Когда мы придем в Царствие Небесное, мы начнем Господу перечислять: «Господи, я не убил, я не украл, я не прелюбодействовал, я не завидовал, и т.д. Я выполнил твои заповеди?» Господь однозначно скажет: «Нет. Потому что Моя заповедь не «Не делай», Моя заповедь «Люби»».

А чтобы не превозноситься над другим человеком, надо осознавать, что если тебя поставить в условия, в которых был этот убийца, то ты бы поступил еще хуже. И это однозначно.

- Что такое этика семейного общения? Что должно быть главное в семейной жизни?
- Я считаю, что это строгая иерархичность, когда муж берет ответственность за семью на себя. Когда жена берет ответственность за чад на себя. И когда дети находятся в послушании своим родителям.

Самостоятельным, современным женщинам особенно тяжело поставить себя в подчиненное положение, но раз такой тип женщины исторически уже сложился, то как сейчас решить эту ситуацию?
- Нельзя выхватывать из руки молоток, который должен быть не в твоей руке. Сейчас женщины прибегают и жалуются, что муж такой-сякой ничего не делает. Начнешь разбираться и оказывается, что она сама все у него захватила, причем захватила невольно. А теперь говорит, что он такой-сякой. Так с какой же стати он будет другим? Или прибегает муж и говорит: «У меня жена загуляла». «Давай разбираться, почему она у тебя загуляла. Может быть, ты к ней относишься потребительски? Может быть, ты в ней не видишь женщину?» Как часто жены говорят: «А ты сам додумайся, почему я загуляла», намекая на то, что муж больше не замечает в ней женственности. Нельзя выхватывать инициативу у мужчин и забирать ее себе.

- Что должно быть главным в семейной жизни?
- Любовь с большой буквы и Бог.

- Разве любовь можно контролировать, ведь она сама приходит и уходит?
- Можно. Любовь - это внутреннее философское понятие, а не охи-вздохи под луной, как ее многие понимают. Любовь - это умение с радостью и благодарностью воспринять все, что происходит с тобой. Когда в семье есть радость и благодарность, эта семья счастлива. В такой семье жена может восхищаться мужем, который вовремя не принес зарплату или принес маленькую зарплату. А муж благодарен жене за то, что ужин готов, и ничего, что котлеты не прожарены. Он понимает, что жена старалась. Что важнее в данной ситуации: то, что она старалась или то, что котлеты не прожарены? Если важнее то, что котлеты не прожарены, то это самолюбие у мужа, а если то, что жена старалась, то это любовь к ней.

священник Игорь Фомин

Таинство покаяния, исповедь. Это священнодействие Церкви, в котором Господь прощает кающемуся христианину его грехи. Но почему бывает так, что после исповеди человек впадает в тот же самый грех, который только что исповедал? Всегда ли Бог прощает грехи кающимся? Может ли священник нарушить тайну исповеди? Наконец, что такое – настоящее покаяние? На эти и многие другие вопросы о Таинстве сегодня отвечает священник Игорь Фомин, клирик Казанского собора на Красной площади в Москве.

Священник Игорь Фомин родился 25 февраля 1970 года, в 1995 году окончил Московскую духовную семинарию. Клирик храма Казанской иконы Божией Матери на Красной площади. Отец троих детей.

– Батюшка, на исповеди человек открывает священнику самые потаенные уголки своей души. Это ведь очень личное общение. И начать разговор о таинстве покаяния хотелось бы с довольно неприятного вопроса.

Люди, получившие образование в советское время, хорошо помнят сюжет романа Этель Войнич “Овод”. Там описана трагедия молодого человека, который на исповеди рассказал священнику о своем участии в революционном кружке. И священник его предал. В результате молодой человек разочаровался в религии, возненавидел Христа и, в конце концов, был расстрелян за участие в революционном движении.

Так вот вопрос: возможно ли такое сегодня у нас в Церкви? Вернее – бывают ли ситуации, когда священник, по каким-то очень важным причинам, имеет право нарушить тайну исповеди?

– Я считаю, священник не может рассказывать о том, что услышал на исповеди. Разглашение тайны исповеди – это автоматическая духовная смерть для самого себя. Если священник дерзнул разгласить тайну исповеди, – при любых обстоятельствах, даже при грозящей государству опасности, – то я считаю, что этот священник уже не достоин носить сан. Потому что тайна исповеди – это один из основополагающих пунктов присяги священника, которую он дает перед рукоположением. Канонически эта традиция не закреплена. В истории Церкви существовали критические периоды, когда возникали практики оглашения тайны исповеди, связанной с опасностью для всей Церкви в целом или для общества. Однако даже в этом случае всегда подчеркивалось, что оглашается то, что угрожает Церкви и обществу, но не указывается тот, кто сказал об этом на исповеди. При этом, по прошествии времени такие практики всегда отменялись и даже осуждались. По общему убеждению современного духовенства, так же как в понимании древней монашеской традиции, не может быть никакой причины, которая оправдывала бы несохранение тайны исповеди. Доверие к исповедующему священнику важнее, чем любые другие соображения.

– В свое время к нам в редакцию журнала пришло письмо, где женщина писала, почему она не может заставить себя пойти на исповедь. Она это сформулировала так: “Потому что я отчетливо представляю себе такую картину: вот все исповедовались, священники собираются где-то после службы и начинают: “А мне сегодня то-то сказали, а мне – то-то и то-то!”

– У есть интересное замечание к исповедующим священникам, что на аналой надо положить для исповедующегося крест и Евангелие, а для того, кто принимает исповедь – нож. Если он кому-нибудь захочет рассказать что-то из принятой исповеди, пусть лучше язык себе отрежет. Это очень жестко, но правильно. Очень часто бывает, что к тебе приходит человек, ты принимаешь его исповедь и слышишь о таких грехах, что думаешь: Господи, как с ними не то что ему – он-то будет прощен – а как с ними ты будешь дальше жить? Но только человек отошел от аналоя, и ты уже все забываешь. Господь полностью стирает из твоей памяти все, что тебе не нужно и не полезно.

– А часто ли Вы сталкиваетесь с тем, что люди, впервые приходящие в Церковь, причем сознательно приходящие, не понимают значения исповеди и не знают, что это такое?

– Исповедь как одно из Таинств – сразу не постижима. Человек, чувствующий груз своих грехов, ответственность за свои поступки, мысли, дела и осуждаемый своей совестью, ищет выхода из сложившейся ситуации. Ему, как путнику, на ноги которого налипло много грязи, уже тяжело идти, и он хочет от этого освободиться. Как это сделать? Он приходит в храм и, естественно, попадает на первого встречного священника. Если это искренний и глубокий батюшка, путнику повезло. Если же ему встретился человек, скажем так, не очень ревностный и малограмотный, то путь его будет долог и сложен, но он все равно придет к настоящему покаянию.

– Наверное, это естественно, что человек может не знать, что такое исповедь, поскольку культура церковной жизни находится у нас в процессе становления. Но ведь есть такое понятие как “генеральная исповедь”. Когда человек в сознательном возрасте приходит в Церковь, его первая исповедь – это исповедь за всю прошедшую жизнь.

– Нельзя делить исповедь на “генеральную” и “не генеральную”. Каждая исповедь должна быть пересмотром всей своей духовной жизни, т.е. в каком-то смысле “генеральной”. Однако, в расхожем понимании “генеральная исповедь” – это первая исповедь за всю свою жизнь, и она включает в себя и то, что человек помнит, и то, что ему напомнили, и то, что Господь ему открыл в молитве, подготовляющей к исповеди. Но это не значит, что человек сразу освободился от всех своих грехов за всю свою жизнь. На самом деле, исповедь – это очень долгий путь: надо вскопать поле, посадить там какие-то семена и сделать так, чтобы они взошли и дали свои плоды.

Выходя на это поле, пахарь вдруг понимает, что поле засыпано камнями. Они большие – ни лошадь, ни трактор не пройдут, и человек начинает их выносить. Точно так же и грехи: большие грехи видны сразу. Человек, первый раз приходящий на исповедь, видит только какие-то знаковые события своей жизни – аборт, развод, тяжелые ссоры с родителями или детьми или еще что-то очевидное и ужасное… Он выносит с поля эти камни, возвращается, хватается за плуг, чтобы начать пахать, смотрит, а там – камни поменьше. Он опять оставляет плуг, но камней, которые поменьше, уже больше.

“Генеральная исповедь”, на самом деле, обычно растягивается на несколько лет. Человек то и дело возвращается к своему прошлому. Не сам возвращается – Бог его возвращает, Господь дает ему возможность увидеть то, что он натворил, что он сделал, но не осознал как грех. И это, на самом деле, благо для человека!

– Батюшка, мы говорим, что исповедь, это – Таинство Покаяния. А вот что такое – само покаяние, что происходит в этом Таинстве?

– Покаяние – это такое состояние человека, когда он осознает свою греховность, сожалеет о ней и начинает ненавидеть совершаемый им грех и деятельно бороться с ним, утверждаясь в добре. Ненависть ко греху и борьба с ним привлекают милосердие Божие. Вот это сочетание милосердия Божия с ненавистью человека ко греху и борьбой с ним совершает покаяние, то есть – избавление человека от греха. Ведь грех – это всегда что-то, что мешает любить Бога и ближнего. Это всегда препятствие, обычно очень труднопреодолимое и часто ставшее уже нормой жизни и не воспринимаемое нами именно как препятствие. Поэтому победить его можно только как собственными сверхусилиями, так и с помощью Божией.

– А как быть человеку, который хочет покаяться в грехе, но при этом не чувствует ненависти ко греху? Просто он умом понимает, что это – грех, а вот ненависти – нет?

– Такое бывает очень часто, и требует особых духовных усилий со стороны человека. Главное – не решить, что раз ненависти к греху нет, то и покаяться я никогда не смогу! Просто нужно помнить, что любое событие в духовной жизни человека никогда не бывает односторонним. Любое наше благое начинание нам помогает исполнить Сам Господь. При любой исповеди отношение человека ко греху все равно меняется. Нужно исповедовать этот грех, даже если мы не имеем в себе настоящей ненависти к нему и решимости с ним бороться. И в конце концов мы все равно придем к настоящему покаянию. Уже то, что мы даем себе труд исповедаться в этом грехе – угодно Господу. И, видя такое наше стремление, Он обязательно даст нам подлинное покаяние, со всей глубиной осознания и отвержения греха.

– Иногда люди считают, что покаяние заключается в остром эмоциональном переживании греха. И чем сильнее эмоция, тем глубже покаяние. Что Вы можете сказать по этому поводу?

– Это неправильно. Эмоции – это результат психологического состояния человека. А пытаться вызвать в себе покаянное чувство, эмоционально “накручивая” свою психику, может быть даже опасно. Можно довести себя до истерики и нервного расстройства. Ничего общего с настоящим покаянием такие упражнения не имеют. Степень покаяния определяется совсем другим: как ты себя ведешь после осознания своей греховности? Изменил ты что-то в своей жизни, или не изменил?

Слезы покаяния – великий дар Божий, которого удостаивались лишь немногие великие подвижники благочестия. Пытаться вызвать их искусственно – дерзость и неразумие. Для нас покаянный плач заключается в осознании своих грехов и сокрушении о них, о том, что мы не можем своими силами избавиться от этих грехов. Но это сокрушение не является самоцелью. Цель – это внутреннее перерождение, которое Господь дает тебе, видя искреннее желание жить иначе.

Если мы начинаем сокрушаться о своих грехах и не идем дальше, то это приводит к отчаянию. Очень показательный пример здесь – Иуда. Ведь он же раскаялся! Мало того, он после раскаяния сделал определенные шаги: бросил сребреники, искренне отказался от них – они стали жечь ему руки. Но он не пошел дальше. Не смог увидеть, ощутить милость Божию, не смог поверить, что Господь его простит.

И для христианина очень важно – не впасть в отчаяние при виде своих грехов. Я вообще склонен думать, что Господь подает Свою милость сразу. Потому что увидеть свой грех без Господа практически невозможно. Вернее, невозможно осознать, что это – грех. Человек совершает какой-то поступок, видит, что так же поступает его ближний, осуждает его… А сам даже не понимает – что так же грешит. И только любящий Господь может тебя повернуть и показать: “Вот, смотри, дорогой… Вот это – ты! Оказывается, ты – вот такой”.

Лишь Господь может помочь человеку взглянуть на себя самого со стороны. Сам человек на это не способен, это – милость Божия. Сам импульс, двигающий нас к покаянию – это уже прикосновение Господа к нашей душе. Потом мы сокрушаемся о своем грехе. А потом Бог, видя наше стремление очиститься, избавляет нас от греха. Так происходит покаяние. То есть, все начинается с милости Божией, и все милостью Божией заканчивается. Важно лишь воспользоваться этой милостью, не пройти мимо нее.

Ведь масса людей живут греховной жизнью и не ощущают своей греховности. И если человек почувствовал, что так жить больше нельзя, что нужно покаяться, это уже – милость Божия, это значит, что Господь его посетил. И само стремление к покаянию очень важно рассматривать не просто как человеческое движение души, но как сотворчество человека с Богом. Где Господь показывает человеку его грехи, а человек стремится избавиться от них.

– По-гречески покаяние, это – “метанойя”, что означает буквально “перемена ума”. Как это можно понимать, применительно к нашему разговору?

– Перемена ума – это осознание противности твоего нынешнего состояния и желание переродиться, желание измениться к лучшему. Причем, когда покаяние настоящее, то это желание на самом деле – неодолимое. Я могу привести такой пример. Одна женщина долго пила, и пила серьезно. Хотя была семи пядей во лбу, два института закончила… Куда она только не ездила – на всякие отчитки, по разным монастырям – ничего не помогало. И вот приехала к одному батюшке, причем недавно рукоположенному, и говорит о своем состоянии: “Не могу больше пить. Я чувствую, что выпиваю рюмку и – забиваю гвоздь в Христа. Рюмка – гвоздь, рюмка – гвоздь… Я не могу уже больше так, мне это противно, я хочу остановиться”. Батюшка ей на это: “Ну хорошо, а что ты готова сделать для этого?” Она отвечает: “Все что угодно”. – “Хорошо. Вот если ты не будешь три с половиной года выходить из церковной ограды (а было это в Подмосковье), Господь тебя избавит”. И она осталась. Не рассуждая, не предупредив мужа, не поехав собрать какие-то вещи … Она так возненавидела свое пьянство, что все остальное ее уже не интересовало, она махнула рукой на работу, на все свои дела. И знаете, поразительная вещь: недавно мы отмечали десять лет с того момента, как она бросила пить. Вот это – перерождение, это – настоящее покаяние. У нее ведь все было – и слезы, и ночные моления… Но все это было как бы подготовительным периодом. А когда пришла эта решимость – жить без пьянства, тогда и произошло настоящее покаяние, произошла перемена ума. Конечно, этот пример не означает, что каждому грешнику надо бросить семью, работу и все свои житейские обязанности и заботы, чтобы покаяться. Обычно – ровно наоборот: для истинного покаяния нужно ко всему этому вернуться. Но от чего-то обязательно придется полностью отказаться – категорически и навсегда. Чем-то придется пожертвовать частично или временно, и это обязательно бывает что-то очень значимое или очень “прикипевшее” к сердцу.

– Батюшка, Вы уже сказали, что человек исповедуется Богу. Сам Господь освобождает человека от греха. В этой связи вспоминается еще одно распространенное представление об исповеди: человек приходит в Церковь к Богу, на исповедь он приходит тоже к Богу. Зачем же там еще священник, в чем тогда его функция, если я прихожу к Богу? И почему я не могу исповедаться только Богу, например, покаяться в грехах у себя дома перед иконой?

– Вообще, грех – это болезнь души. Но не душевная болезнь, а духовная. Когда человек болеет каким-нибудь постыдным, страшным недугом, он, придя к врачу, начинает краснеть. Ему стыдно говорить о своей болезни, ему стыдно ее показать. Но когда человек от этой болезни уже изнемог, он понимает, что это предел. Если он сейчас все не расскажет, он не сможет выздороветь. Стыд остается, но отходит на второй план. Вот и исповедь нужна для того, чтобы человек засвидетельствовал, рассказал в присутствии свидетеля о своем грехе. Чистое намерение – чтобы человек пережил стыд и получил себе в союзники того, кто может засвидетельствовать, что он действительно хочет от этого греха избавиться.

Разговор накануне выхода журнала

Новый научный журнал Санкт-Петербургской духовной академии «Труды и переводы» полностью подготовлен и отправлен Издательством в печать. Накануне выхода первого номера в свет состоялась беседа директора Издательства Д. В. Волужкова с главным редактором - кандидатом философских наук, доцентом, заведующим кафедрой иностранных языков священником Игорем Ивановым .

Д. В. Волужков. Отец Игорь, вот и ушел первый номер Вашего журнала в печать. Мы с Вами волнуемся и переживаем. Естественно. Как Вы думаете, с отправкой в печать не поспешили? Все готово? Может быть, стоило еще поработать?

о. И. Иванов. Да, Дмитрий Владимирович, кому как ни Вам знать, сколько трудов вложено в это детище! Конечно, можно было бы сказать, что нет предела совершенству. Но, если говорить не о технических вещах, а о содержательном моменте, то, как мне кажется, номер получился достаточно цельным. Как-то так само сложилось, что некоторые темы в нем подобрались созвучные и перекликающиеся.

Д.В. В редсовет Вашего журнала входит епископ Авидский Кирилл (Катерелос) - магистр богословия, доктор церковной истории, профессор Афинского университета, (Константинопольский Патриархат). Расскажите, как владыка Кирилл вошел в редсовет, и какую роль в жизни журнала он играет.

о. И.И. Инициатива включить в редсовет журнала владыку Кирилла принадлежит кафедре древних языков, а именно протоиерею Владимиру Гончаренко, знающему греческого архипастыря лично. Сам отец Владимир тесно общается с греческими учеными, и мы надеемся увидеть его переводы их трудов. Кроме того, в журнале планируются публикации материалов известного греческого популяризатора греческой образованности Константина Сафаса.

Д.В. Можно ли назвать перевод статьи профессора протоиерея Думитру Станилоэ «О некоторых характерных особенностях Православия» главной, важнейшей статьей, или, если можно так сказать, украшением этого номера?

о. И.И. Скорее, это скромная попытка начать говорить об идеях отца Думитру, опираясь на его тексты, доступные русскоязычному читателю. Известно, что в Интернете можно найти переводы фрагментов статей выдающегося румынского богослова, как правило с английского языка. Мы же попытались подойти к освоению его наследия, сделав перевод именно с оригинала полного текста вышеупомянутой статьи. Мне кажется, что работа над проектом «достояние протоиерея Думитру Станилоэ - отечественному читателю» под силу лишь серьезному научному центру. Мы же надеемся внести малую лепту в это большое дело.

Д.В. Предисловие к публикации статьи протоиерея Думитру Станилоэ написано протоиереем Сергием Золотаревым , священником Игорем Ивановым и священником Михаилом Легеевым . Все трое - сотрудники кафедры богословия, но не языковых кафедр Академии. Прокомментируйте этот факт, please!

о. И.И. Этот факт, очевидно, говорит о тесных дружеских и внутрикорпоративных связях и сотрудничестве! И, кроме того, хорошо, когда у богослова есть филологическая жилка, и наоборот. Отец Сергий, например, так увлекся этой ситуацией с переводом, что стал самостоятельно осваивать румынский язык. О себе могу сказать то же самое, благо что романская группа языков мне всегда была близка и интересна. А отец Михаил высветлил богословскую перспективу в европейской теологии ХХ века. Не могу не упомянуть в этой связи еще одного деятельного участника этого проекта - филолога и богослова, доцента нашей Академии Александра Васильевича Маркидонова. Его языковое чутье и ценнейшие замечания к терминологии помогли сделать перевод более внятным с точки зрения русскоязычного православного тезауруса. Проблема в том, что хотя в румынском языке присутствуют православные славянизмы, некоторые румынские понятия латинизированы и при буквальной их передаче на русский язык не вполне коррелируют с привычным нам богословским дискурсом. Поэтому перевод - в какой-то степени - стал продуктом совместных творческих усилий по стилистической адаптации. Возможно, не все удалось, как хотелось бы, но значим сам опыт погружения в стилистику и в мысль отца Думитру Станилоэ. Это опыт, который в некоторой мере сродни вхождению в область богословских интуиций.

Д.В. Со дня на день выйдет в свет монография А. Ю. Митрофанова «Очерки из истории канонического права», в которой значительное место уделено Ансельму Луккскому. Как соотносятся статья А. Ю. Митрофанова «Ансельм Луккский и его «Книга против Гвиберта» и упомянутая монография?

о. И.И. Это вопрос, конечно, интересный. Но, если кратко, статья дополняет материал книги, при этом представляя собой вполне самостоятельный тематический сюжет. Мы говорили с Андреем Юрьевичем на предмет уместности в книге достаточно большого приложения с переводом. В результате он решил опубликовать статью с переводом отдельно, в журнале. Важно отметить, что в этом контексте как бы создается ситуация единого научно-академического пространства, своеобразного общего научного поля, в котором существуют академические издания, тесно переплетаясь и перекликаясь.

Д.В. В чем отличие журнала «Труды и переводы» от сборника с тем же названием? Не имело ли смысл кафедрам продолжать выпускать именно сборник?

о. И.И. Мне кажется, это стандартный путь развития корпоративного научного издания, когда у издателей есть намерение создать долгосрочный, перспективный и результативный проект. Это говорит, скорее, о внутренних мотивациях и научно-корпоративных приоритетах, нежели о сиюминутных «плюсах-минусах» от издания единичного сборника, который может в любой момент стать «последним». Сама логика журнального менеджмента противостоит этой контрпродуктивной матрице «размножения однодневок». Более того, опыт европейской - и мировой - науки показывает, что многие ее проекты развиваются преимущественно в долгосрочной перспективе. Если мы хотим всерьез развивать духовно-академическую науку, это нужно делать в том числе и посредством духовно-академических периодических изданий. Это в чем-то похоже на возрождение приходской жизни: упорядоченность и стабильность привлекают больше, нежели нечеткость и расплывчатость богослужебного распорядка.

Д.В. По поводу статьи диакона Николы Мароевича «Повесть Ф. М. Достоевского «Кроткая» и вопрос самоубийства». Некоторое время назад в разных петербургских театрах одновременно шли спектакли по этой повести (в частности, в театре «Особняк», в котором я когда-то служил). Как Вам кажется, есть ли какая-то связь между интересом театра и интересом академического журнала к этому вопросу?

о. И.И. Возможно, если хорошенько поискать, эту связь можно найти. На мистическом уровне. А так, конечно, отрадно, что русская классическая литература, пропитанная христианским мировоззрением, находит живой отклик в современной театральной среде. Отмечу, что сербскому менталитету как-то особенно дорог Достоевский с его острыми экзистенциальными вопросами. Для нашего журнала эта статья - своего рода визитная карточка рубрики «Православие в контексте русской культуры и литературы».

Д.В. Как мы видим, после издания у нас «Атласа по истории Русской Церкви» В. О. Яковлев обратился к, скажем так, более далекой истории. Его статья «Дидактическая поэзия Древнего Египта в свете библеистики: «Поучение Аменемопе» поневоле привлекает к себе внимание. Разве Василий Олегович библеист и египтолог?

о. И.И. Похоже, что Василий Олегович - весьма разносторонне эрудированный молодой ученый, который не боится открывать для себя новые горизонты исследований. Тут можно привести слова В. В. Болотова о том, что наука немыслима без новизны. Но «новизна» бывает разной. В российской богословской науке - и близких к ней дисциплинах - мы наблюдаем своего рода парадокс: нам приходится осваивать всю палитру ее достижений как в период XIX-XX веков, так и в XXI веке (особенно науки зарубежной). То есть это «новизна» актуализации ранее неизвестных знаний. Поэтому нам так актуальны переводы даже тех текстов, которые хорошо изучены за рубежом, но мало известны у нас. В этом плане эрудиция, знание языков, просветительство и развитие науки идут рука об руку.

Д.В. Традиционный вопрос о творческих планах. Сколько номеров журнала в год Вы планируете выпускать? Чего в журнале будет больше - научных статей или переводов? Появится ли что-то из того, что Вы анонсируете в обращении к читателю в первом номере?

о. И.И. На данный момент мы надеемся на выпуск двух номеров в год, в конце каждого семестра. Чего в них будет больше, статей или переводов - время покажет. Впрочем, хотелось бы соблюдать баланс между ними. Гармония - царица порядка. Хотя это в идеале. Что касается наполнения рубрик, это во многом зависит от наших авторов, как постоянных, так и новых. Задача же редакции - предложить максимальный выбор для реализации взаимодействия богословских и гуманитарных наук. Поэтому мы приглашаем к сотрудничеству всех, кто живет Словом и духовными смыслами, многогранно раскрывающимися в человечестве.

Ежегодный молодежный слет Калининградской митрополии проходил с 10 по 12 августа в пос. Янтарный, на базе епархиального детского лагеря «Веселый ветер». В слете приняли участие более 50 молодых людей, представляющих приходы Калининградской и Черняховской епархий. Организатором слета выступил Отдел по делам молодежи Калининградской епархии.

В 2018 году молодежный слет был посвящен теме «Православная литургическая жизнь». Помимо традиционных мероприятий, программа слета включала в себя образовательные занятия по Священному Писанию, литургике, христианскому историческому и культурному наследию Калининградской области. Участники слета получили возможность совместно поразмышлять над словами Евангелия, расширить свои знания о литургической жизни, христианской культуре. Важным элементом программы стали лекции кандидата богословия протоиерея Георгия Урбановича «Культурное наследие малой Родины: история, архитектура, духовность» и кандидата педагогических наук Любови Урбанович «Встреча длиной в жизнь: Промысел Божий или свободный выбор?».

Кульминацией программы стала ночная Божественная литургия в храме Казанской иконы Божией Матери пос. Янтарный. Литургию совершили священник Игорь Ильницкий, руководитель Отдела по делам молодежи Калининградской епархии, и протоиерей Владимир Максимов, настоятель храма св. равноап. князя Владимира пос. Чкаловска. Особенностью Литургии на молодежном слете стал народный хор: песнопения исполняли все присутствующие в храме.

Священник Игорь Ильницкий:

«Определяя формат и содержание молодежного слета, мы поставили перед собой цель сделать Божественную литургию смысловым центром всего мероприятия, привлечь молодых христиан к осмысленному участию в литургической жизни. На мой взгляд, Литургия не может быть всего лишь дополнением к основной программе – ведь участие в Евхаристии составляет смысл и наполнение жизни каждого христианина. Все просветительские занятия в программе молодежного слета прямо или косвенно были связаны с Литургией: мы стремились, чтобы участники слета вошли в это пространство уже подготовленными.

Кроме того, перед нами встал вопрос: как помочь молодому человеку не просто присутствовать на богослужении, но стать активным его участником? Известно, что людям современной эпохи сложно концентрировать внимание на одном предмете в течение долгого времени. «Выстоять» двухчасовую службу, не рассеиваясь и не отвлекаясь – для молодого человека задача порой непосильная. Следствием этого становится угасание интереса молодежи к богослужению. Решением проблемы стала практика народного пения, уже существующая сегодня на некоторых приходах Русской Православной Церкви, но пока еще не получившая широкого распространения. Все песнопения литургии на молодежном слете исполнялись всенародно, поэтому в пространстве храма уже нельзя было остаться пассивным созерцателем. Литургия стала поистине общим делом. Я думаю, что эта практика помогла многим молодым людям получить новый литургический опыт».

Пресс-служба Калининградской епархии

Загрузка...