Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Справочник экспортера. Основные ограничения экспорта товаров, связанные с техническими барьерами в торговле, пути и способы их преодоления

Соглашение по ограничению экспорта – инструмент регулирования международной торгово-экономической деятельности. Соглашение достигается между государством-экспортером и импортирующей стороной. Договоренность об ограничении ведет к снижению объема вывоза определенной группы товаров из страны-экспортера, которое достигается путем установки квоты. Инициатива по принятию такого соглашения, как правило, исходит от импортера.

Необходимость использования соглашения об экспортном ограничении объясняется тем, что другие методы регулирования экономическо-торговой деятельности стран находятся под контролем Всемирной Торговой Организации. Принятие соглашения относится к политическим методам воздействия и не входит в компетенцию ВТО.

Одно из возможных отрицательных последствий принятия соглашения об ограничении экспорта – потеря рынков сбыта товаров. В этом случае экспортер может улучшить ситуацию путем смены ассортимента или размещения собственных филиалов на территории импортирующей страны.

Процедура проведения соглашения по ограничению экспорта

Ограничения на ввоз конкретных групп товаров могут быть введены следующими способами:

  • путем принятия официального соглашения правительствами двух государств;
  • путем принятия неофициального соглашения производителем-экспортером и потребителем-импортером, достигнутого при поддержке правительства экспортирующей стороны;
  • путем достижения соглашения по ограничению группой стран.

Процедура принятия соглашений по экспортному ограничению регулируется в рамках «Порядка квотирования и лицензирования», принятого в 1995 году.

Соглашение по ограничению экспорта может быть принято на постоянной или временной основе. Возможность продления соглашения, если оно имеет временный характер, обсуждается между государствами по истечении срока дополнительно.

Причины принятия соглашения по ограничению экспорта

Причины принятия соглашения могут быть следующими:

  • снижение объема производства определенных групп товаров в стране-экспортере;
  • снижение объема добычи ресурса, выступающего в роли экспортируемого из страны товара;
  • отсутствие недостатка в определенных товарах в стране-импортере;
  • замещение импортного товара аналогичным собственного производства;
  • перенасыщение рынка товарами в стране-импортере;
  • ввозимый товар ставит под угрозу внутреннюю безопасность государства-импортера, а также здоровье и имущество его граждан;
  • регулирование внутреннего потребления товаров сельскохозяйственной группы;
  • изменение международных экономических обязательств перед другими странами;
  • сохранение тем самым культурного наследия страны;
  • защита внутренних экономических интересов государства.

В отличие от других мер регулирования экспорта, принятие соглашения по ограничению практически не отражается на гражданах государства, так как не предполагает увеличения ставки налогообложения вследствие роста таможенных пошлин и тарифов на ввоз/вывоз товаров. Соответственно, такое соглашение не сказывается негативно на ценообразовании.

ОГРАНИЧЕНИЕ ИМПОРТА ТОВАРОВ

Группа мер по защите экономических интересов РФ, применениекоторых регламентировано в главе V Закона № 63-ФЗ. Ограничение импорта товаров может осуществляться:

В целях поддержания равновесия платежного баланса РФ;

В целях выполнения целевых федеральных программ развития;

В связи с выпуском новых видов товаров;

В целях защиты претерпевающих структурную перестройку отраслей российской экономики;

При проведении мероприятий по ограничению производства сельскохозяйственных товаров. Ограничениеимпорта товаров в целях поддержания равновесия платеж ного баланса РФ регламентировано в ст. 15 Закона№ 63ФЗ. Решение о временном ограничении импорта товаров в целях поддержания равновесия платежногобаланса РФ может приниматься Правительством РФ по представлению ЦБ РФ или по согласованному с ЦБРФ представлению федеральных органов исполнительной власти. Ограничение импорта товаровосуществляется посредством введения импортной квоты или иных мер на срок, необходимый для того, чтобывосстановить равновесие платежного баланса РФ, с учетом международных обязательств РФ. Контроль зареализацией такой квоты или иных мер ограничения импорта товаров возлагается на федеральный органисполнительной власти, ответственный за проведение расследований. Перечисленные меры применяются нанедискриминационной основе. Ограничение импорта товаров в иных целях осуществляется в соответствии снормами ст. 16 Закона№63ФЗ. Правительство РФ может принять решение о временном ограничении импортааналогичных или непосредственно конкурирующих товаров на таможенную территорию РФ посредствомвведения импортной квоты по представлениям заинтересованных федеральных органов исполнительнойвласти или органов исполнительной власти субъектов РФ на срок, необходимый для достижения указанныхцелей, но не более чем на четыре года. Правительство РФ может принять решение о временном ограниченииимпорта какихлибо сельскохозяйственных товаров, а также продуктов из морских биологических ресурсов,используемых как сырье для их производства, или решение о временном ограничении импорта таких товаров,продуктов:

а) при проведении мероприятий по ограничению производства в РФ таких товаров, продуктов;

б) либо при изъятии с внутреннего рынка РФ временного излишка таких товаров, продуктов. Ограничениеимпорта товаров в вышеуказанных случаях осуществляется посредством введения импортной квоты попредставлениям заинтересованных федеральных органов исполнительной власти или представленияморганов исполнительной власти субъектов РФ на срок до одного года. Контроль за реализацией приведенныхв настоящей статье мер возложен на федеральный орган исполнительной власти, ответственный запроведение расследований. Все приведенные меры должны применяться на недискриминационной основе.

Экспортные ограничения

Экспортное ограничение, экспортные ограничения - это ограничения на вывоз (экспорт) товара/товаров (определённого их количества либо тотальный запрет на экспорт) в определённую страну (определённые страны) правительством.

Такие ограничения могут накладываться в случаях:

Дефицита товаров на внутреннем рынке

Необходимости антидемпинговых мер для защиты внутреннего рынка

Правительственного бойкота страны

Необходимости ограничить распространение военных или двойных технологий

Расследование, предшествующее введению мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами.

Статья 18. Общие принципы проведения расследований

1. Расследование, предшествующее введению мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, проводится федеральным органом исполнительной власти, указанным в статье 3 настоящего Федерального закона, по заявлению о применении специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер от имени отрасли российской экономики по поручению Правительства Российской Федерации или по заявлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

2. Заявление о проведении расследований, относящихся ко всем типам мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, должно содержать:

сведения о заявителе, об объеме и о стоимости производства отраслью российской экономики аналогичного или непосредственно конкурирующего товара за три предшествующих года, в отношении которых имеются необходимые статистические данные;

описание ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара, являющегося объектом расследования, наименование страны или стран происхождения такого товара, сведения об известных иностранных производителях и (или) экспортерах такого товара, а также об известных российских импортерах такого товара;

сведения об изменениях объема ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товара, являющегося объектом расследования, за три предшествующих года, в отношении которых имеются необходимые статистические данные;

доказательства негативного воздействия такого ввоза на отрасль российской экономики.

3. Заявление не может быть принято к рассмотрению, если на долю российских производителей, поддерживающих заявление, приходится менее чем двадцать пять процентов общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в Российской Федерации.

4. Заявитель несет ответственность за достоверность сведений, указанных в заявлении.

5. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона, в течение тридцати календарных дней со дня принятия решения о начале расследования должен уведомить заинтересованных лиц о предстоящем расследовании.

Пока не принято решение о начале расследования, федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона, не должен разглашать содержание заявления о проведении расследования.

В уведомлении заинтересованных лиц должны содержаться вопросы, которые касаются такого расследования и на которые данные лица в течение тридцати календарных дней должны дать ответы в письменном виде на русском языке.

В уведомлении должны содержаться:

наименование государства или государств экспортера товара и наименование товара, являющегося объектом расследования;

дата начала расследования;

основания заявления;

краткое изложение фактов, подтверждающих правомерность заявления;

адрес, по которому заинтересованные лица должны направлять свои материалы;

сроки, в течение которых заинтересованные лица могут представлять свои ответы.

6. Заинтересованными лицами при проведении расследования, предшествующего применению специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер, могут являться:

заявитель, российский производитель аналогичного товара или товара, непосредственно конкурирующего с товаром, являющимся объектом расследования, либо объединение российских производителей, большинство участников которого производят такой товар;

иностранный экспортер товара и иностранный производитель товара, являющегося объектом расследования;

российский импортер товара или объединение российских импортеров, большинство участников которого являются импортерами такого товара;

правительство иностранного государства, уполномоченный орган страны происхождения товара или экспорта такого товара либо уполномоченный орган союза иностранных государств, в который входят страны происхождения такого товара или его экспорта;

потребитель или объединение потребителей товара;

федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

иные лица, права и интересы которых затрагиваются данным расследованием и которые, по мнению федерального органа исполнительной власти, указанного в статье 3 настоящего Федерального закона, способны оказать содействие в проведении данного расследования.

7. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона, после принятия решения о начале расследования должен уведомить соответствующее иностранное государство (союз иностранных государств) о намерении начать расследование в целях возможного применения специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер.

8. Расследование в целях возможного применения специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер не должно препятствовать таможенному оформлению и выпуску на таможенную территорию Российской Федерации товара, являющегося объектом такого расследования.

9. Федеральный орган исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, на который возложено ведение государственной статистики, другие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также коммерческие организации должны оказывать содействие проведению расследования и предоставлять по запросу федерального органа исполнительной власти, указанного в статье 3 настоящего Федерального закона, образцы товаров и необходимую информацию, в том числе конфиденциальную.

Федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона, ведет банк данных, необходимых для расследования, и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за сохранение конфиденциальности информации.

10. На всех этапах расследования федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона, должен предоставлять информацию, полученную в ходе расследования и не являющуюся конфиденциальной, заинтересованным лицам и содействовать их встрече с теми лицами, которые имеют противоположную точку зрения о предмете расследования.

11. С даты принятия решения о начале расследования до его завершения Правительство Российской Федерации может осуществлять лицензирование ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товара, являющегося объектом расследования, без применения количественных ограничений.

12. Расследование может быть прекращено или приостановлено на основании решения Правительства Российской Федерации, если иностранным государством (союзом иностранных государств) принимаются обязательства, ведущие к устранению существенного ущерба отрасли российской экономики.

13. Расследование не должно проводиться в отношении товара, происходящего из наименее развитых государств, признанных таковыми Организацией Объединенных Наций.

14. Если на одного российского производителя, поддержавшего заявление о применении специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер, приходится более чем тридцать пять процентов российского производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара либо если общий объем импорта товара, являющегося объектом расследования, составляет менее чем двадцать пять процентов общего объема реализации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке Российской Федерации, обязательным условием проведения расследования является наличие заключения федерального органа исполнительной власти в области антимонопольной политики о последствиях влияния указанных мер на конкуренцию на внутреннем рынке Российской Федерации.

Статья 19. Особенности проведения расследования, предшествующего применению специальных защитных мер

1. Заявление о проведении расследования, предшествующего применению специальных защитных мер, не может быть принято к рассмотрению, если на долю российских производителей товара, поддерживающих указанное заявление, приходится менее чем пятьдесят процентов общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в Российской Федерации.

2. Расследование, предшествующее применению специальных защитных мер, должно быть завершено в течение девяти месяцев.

Статья 20. Особенности проведения расследования, предшествующего применению антидемпинговых мер

1. Заявление о проведении расследования, предшествующего применению антидемпинговых мер, помимо реквизитов, перечисленных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, должно содержать сведения о нормальной стоимости товара и об экспортной цене товара, являющегося объектом расследования.

2. Заявление о проведении расследования, предшествующего применению антидемпинговых мер, не может быть принято к рассмотрению, если на долю российских производителей товара, поддерживающих данное заявление, приходится менее чем двадцать пять процентов общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в Российской Федерации.

3. Расследование, предшествующее применению антидемпинговых мер, не может быть начато, если демпинговая маржа меньше, чем минимально допустимая демпинговая маржа, и объем демпингового импорта товара на таможенную территорию Российской Федерации является незначительным.

Объем демпингового импорта товара из какого-либо государства признается незначительным, если на его долю приходится менее чем три процента объема импорта такого товара в Российскую Федерацию и импорт такого товара из всех государств, на долю каждого из которых приходится менее чем три процента объема импорта такого товара в Российскую Федерацию, в сумме не превышает семь процентов общего объема импорта такого товара в Российскую Федерацию.

4. Если одновременно проводятся несколько антидемпинговых расследований в отношении импорта какого-либо товара в Российскую Федерацию из нескольких иностранных государств, указанные расследования могут быть объединены в одно расследование. При этом существенный ущерб отрасли российской экономики рассчитывается исходя из условий, что демпинговая маржа в отношении каждого иностранного государства больше минимально допустимой демпинговой маржи и объем демпингового импорта товара из каждого иностранного государства больше, чем незначительный.

5. Расследование, предшествующее применению антидемпинговых мер, должно быть завершено в течение двенадцати месяцев.

Статья 21. Особенности проведения расследования, предшествующего применению компенсационных мер

1. Заявление о проведении расследования, предшествующего применению компенсационных мер, помимо реквизитов, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, должно содержать доказательства:

предоставления иностранным государством (союзом иностранных государств) субсидии иностранному экспортеру и (или) иностранному производителю товара, являющегося объектом расследования;

причинения существенного ущерба отрасли российской экономики.

2. Заявление о проведении расследования, предшествующего применению компенсационных мер, не может быть принято к рассмотрению, если на долю российских производителей товара, поддерживающих данное заявление, приходится менее чем двадцать пять процентов объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в Российской Федерации.

3. Расследование, предшествующее применению компенсационных мер, должно быть немедленно прекращено, если будет установлено, что размер субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) не превышает один процент стоимости товара.

4. Расследование, предшествующее применению компенсационных мер, должно быть завершено в течение двенадцати месяцев.

Одним из наиболее значимых и одновременно непрозрачных видов барьеров в торговле являются технические барьеры, которые могут влиять на объем экспорта и конкурентоспособность товаров за счет введения дополнительных обязательных требований к продукции, требований к ее маркировке, процедурам оценки соответствия.

Для многих организаций выход на международные рынки закрыт из-за отсутствия международных документов об оценке соответствия, процесс получения которых сложен и связан с существенными затратами, в том числе из-за необходимости доставки образцов для испытаний за рубеж, проведением испытаний и существующих курсовых разниц.

Экспортеру для выхода на внешний рынок необходимо четко понимать требования, установленные в конкретной стране. Данная информация просто необходима для того, чтобы оценить необходимость работ по адаптации российской продукции и процесса производства под требования внешних рынков. Далее экспортер должен понять существующие ограничения и особенности на целевом рынке, порядок процедуры оценки соответствия продукции, а также иметь представление об органах оценки соответствия, которые аккредитованы (нотифицированы/уполномочены) выдавать необходимые документы об оценке соответствия.

Российский экспортный центр в помощь экспортерам в совокупности с имеющимся кейсом услуг по международной адаптации экспортных товаров предлагает три уровня погружения экспортера в требования и процедуры оценки соответствия на внешних рынках.

Первый уровень представляет подготовленный интерактивный информационно-консультационный справочник - «Справочник экспортера. Основные ограничения экспорта товаров, связанные с техническими барьерами в торговле, пути и способы их преодоления».

Справочник предназначен для погружения экспортеров в среду технического регулирования, предлагая для изучения основную терминологию, виды технических барьеров и оценки соответствия, а также алгоритм действий экспортеров при выходе на внешние рынки.

Справочник содержит:

  • основные термины, связанные с техническими барьерами в торговле (в том числе терминологии по стандартизации, техническим регламентам, маркированию, оценке соответствия);
  • описание основных видов технических барьеров, связанных с заданием обязательных требований к товарам, видами оценки соответствия и процедурами, необходимыми для получения документов об оценке соответствия товаров, требованиями к маркировке товаров;
  • актуальные примеры применения технических барьеров в торговле в различных странах применительно к продукции определенных групп промышленности со ссылками на соответствующие информационные ресурсы;
  • обобщенную практику преодоления технических барьеров в торговле;
  • наиболее актуальные вопросы по преодолению технических барьеров и ответы на такие вопросы;
  • модель действий экспортера по преодолению технических барьеров в торговле.

Второй уровень представляет собой конкретные страновые описания, в которых рассматриваются система технического регулирования, особенности выхода на данный рынок, установления требований и процедур оценки соответствия, а также перечень аккредитованных (нотифицированных / уполномоченных) органов оценки соответствия.

Справочник экспортеров содержит страновые обзоры Индия, Иран и Китай, представленными 24 ноября 2017 г. на V Международном экспортном форуме «Сделано в России». Справочник экспортера будет дополнятся страновыми обзорами по мере выпуска.

Третий уровень содержит конкретные требования к продукции и методам проведения испытаний, которые содержатся в Навигаторе по барьерам и требованиям рынков. Навигаторе по барьерам и требованиям рынков будет наполнятся в соответствии с поступающими заявками в Российский экспортный центр от экспортеров.

Скрыть полное описание

Как перейти к справочнику

Перейти к справочнику

Также будет интересно

Предлагаемые документы выдаются нами бесплатно. Плата не взимается и за оформление нового сертификата, который может понадобиться при повреждении или утрате старого.
Являясь уполномоченным органом, Российский экспортный центр ведёт единую электронную базу, в которую включает сведения обо всех выданных сертификатах свободной продажи.

12. В исключительных случаях могут устанавливаться:

1) временные запреты или временные количественные ограничения экспорта для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Союза;

2) запреты или количественные ограничения экспорта и импорта, необходимые в связи с применением стандартов или правил классификации, сортировки и продажи товаров в международной торговле;

3) ограничения импорта водных биологических ресурсов при их ввозе в любом виде, если необходимо:

ограничить производство или продажу аналогичного товара, происходящего с территории Союза;

ограничить производство или продажу товара, происходящего с территории Союза, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, в случае если в Союзе не имеется значительного производства аналогичного товара;

удалить с рынка временный излишек аналогичного товара, происходящего с территории Союза, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

удалить с рынка временный излишек товара, происходящего с территории Союза, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Союзе не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных.

13. При введении Комиссией на территории Союза количественных ограничений применяются экспортные и (или) импортные квоты.

Количественные ограничения применяются:

при экспорте - только в отношении товаров, происходящих с территорий государств-членов;

при импорте - только в отношении товаров, происходящих из третьих стран.

Количественные ограничения не применяются в отношении импорта товаров с территории какой-либо третьей страны или экспорта товаров, предназначенных для территории какой-либо третьей страны, если только такие количественные ограничения не применяются в отношении импорта из всех третьих стран или экспорта во все третьи страны. Такое положение не препятствует соблюдению обязательств государств-членов в соответствии с международными договорами.

14. Запреты или количественные ограничения экспорта могут быть введены только в отношении товаров, включенных в перечень товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Союза и в отношении которых в исключительных случаях могут быть введены временные запреты или количественные ограничения экспорта, утверждаемый Комиссией на основании предложений государств-членов.

15. При введении в соответствии с подпунктом 1 пункта 12 настоящего Протокола запрета или количественного ограничения экспорта сельскохозяйственных товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Союза, Комиссия:

учитывает последствия запрета или количественного ограничения для продовольственной безопасности третьих стран, импортирующих такие сельскохозяйственные товары с территории Союза;

заблаговременно информирует Комитет по сельскому хозяйству Всемирной торговой организации о характере и продолжительности применения запрета или количественного ограничения экспорта;

по просьбе любой импортирующей страны организует консультации либо предоставляет всю необходимую информацию по вопросам, относящимся к рассматриваемой мере.

В настоящем пункте под импортирующей страной понимается страна, в импорте которой доля происходящего с территорий государств-членов сельскохозяйственного товара, в отношении экспорта которого планируется ввести запрет или количественное ограничение, составляет не менее 5 процентов.

16. Комиссия распределяет объемы экспортной и (или) импортной квот между государствами-членами и определяет метод распределения долей экспортной и (или) импортной квот среди участников внешнеторговой деятельности государств-членов, а также при необходимости распределяет объем импортной квоты между третьими странами.

Распределение объемов экспортной и (или) импортной квот между государствами-членами осуществляется Комиссией в зависимости от задач, которые предполагается решить путем введения количественных ограничений, с учетом предложений государств-членов и исходя из объемов производства и (или) потребления товаров в каждом из государств-членов.

17. Комиссия при принятии решения о применении экспортной и (или) импортной квот:

1) устанавливает на определенный срок экспортную и (или) импортную квоты (независимо от того, будут ли они распределены между третьими странами);

2) информирует все заинтересованные третьи страны об объеме выделенной им импортной квоты (в случае если импортная квота распределяется между третьими странами);

18. Распределение импортных квот между третьими странами осуществляется, как правило, Комиссией по результатам консультаций со всеми значительными поставщиками из третьих стран.

При этом под значительными поставщиками из третьих стран понимаются поставщики, имеющие долю в размере 5 процентов и более в импорте данного товара на территорию Союза.

19. В случае если распределение импортных квот не может быть осуществлено на основе результатов консультаций со всеми значительными поставщиками из третьих стран, решение Комиссии о распределении квот между третьими странами принимается с учетом объема поставок товара из этих стран в течение предшествующего периода.

20. Комиссия не устанавливает никаких условий или формальностей, которые могут воспрепятствовать любой третьей стране полностью использовать выделенную ей импортную квоту, при условии, что поставка соответствующего товара будет произведена в период действия импортной квоты.

21. Выбор предшествующего периода для определения объема поставок товара, в отношении которого вводятся экспортная и (или) импортная квоты, осуществляется Комиссией. При этом, как правило, за такой период принимаются любые предшествующие 3 года, в отношении которых доступна информация, отражающая реальные объемы экспорта и (или) импорта. При отсутствии возможности выбрать предшествующий период экспортная и (или) импортная квоты распределяются на основе оценки наиболее вероятного распределения реальных объемов экспорта и (или) импорта.

В условиях, когда таможенно-тарифная политика не может с достаточной степенью эффективности реализовать стоящие перед ней задачи, на повестку дня встал вопрос о применении дополнительных мер внешнеторговой политики. Наиболее эффективными в этих условиях оказались количественные ограничения.

Методы количественного регулирования внешней торговли или разрешительные режимы , с помощью которых осуществляется административное воздействие государства на внешнеэкономические отношения, применяются волнообразно: в фазы обострения экономической ситуации на мировом рынке вмешательство государства резко усиливается, в фазы высокой конъюнктуры наступает заметное облегчение разрешительного режима.

Количественные ограничения импорта и экспорта - прямая административная форма государственного регулирования внешнеторгового оборота. Главная цель их применения - защита позиций национальных производителей в тех случаях, когда другие торгово-политические средства оказываются недостаточно эффективными. С этой задачей переплетается и другая, не менее важная - поддержание цен на товары, а следовательно, и прибылей производителей. Количественные ограничения импорта используются для вытеснения конкурентов с внутреннего рынка. Велика роль количественных ограничений и в качестве орудия экономического давления на другие страны с целью выторговывания уступок в конкурентной борьбе и на торговых переговорах .

Меры количественного контроля импортных и экспортных операций заключаются прежде всего в квотировании и лицензировании . Количественные ограничения - квотирование (по физическому объему или по стоимости), а также лицензирование (требование получения специальных разрешений при поставках определенных товаров, а иногда и в определенные страны или из них) являются традиционными нетарифными мерами регулирования импорта и экспорта. Их цель состоит в том, чтобы ограничить импорт или экспорт любого конкретного товара либо во все источники (или из всех), либо в конкретные страны (или из них). Эти меры часто связаны между собой, поскольку лицензирование используется как механизм распределения квоты путем выдачи лицензий индивидуальным импортерам до ее исчерпания.

2.1. Лицензирование

Лицензирование является наиболее распространенной формой НТО, на него приходится почти половина случаев их применения. При этом более чем на 80% они затрагивают торговлю промышленными товарами. По сложившейся в России практике введение количественных ограничений, как правило, сопровождается лицензированием.

Современное лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. Существуют две формы лицензирования:

    автоматическое;

    неавтоматическое.

Автоматическое лицензирование имеет ту особенность, что импортер (экспортер), подавая заявку на получение разрешения на импорт (экспорт), автоматически получает разрешение на ввоз (вывоз) товара при условии, что он не получил официального отказа.

Автоматическое лицензирование импорта применяется с соблюдением следующих условий:

а) процедуры автоматического лицензирования импорта не должны применяться способом, ограничивающим импорт, подлежащий автоматическому лицензированию;

б) автоматическое импортное лицензирование может сохраняться до тех пор, пока преобладают обстоятельства, вызвавшие его введение, и лежащие в его основе административные цели не могут быть достигнуты более подходящим способом.

Примером автоматического лицензирования может служить постановление Правительства РФ по поводу реализации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом (ЕС) о торговле текстильными товарами. Министерству торговли РФ в период действия данного соглашения было поручено осуществлять выдачу в автоматическом режиме разрешений на экспорт текстильных товаров и одежды в страны ЕС российским участникам внешнеторговой деятельности .

Таким образом, в случае введения режима автоматического лицензирования значительно упрощаются формальности при получении лицензии, но продолжает действовать правовой механизм, позволяющий государству осуществлять контроль за внешнеторговыми операциями. При автоматическом лицензировании сохраняется право государства в любой момент заменить либеральный режим более жестким. Тем не менее автоматическое лицензирование является более предпочтительным видом ограничительной политики, поэтому в ГАТТ принято решение, призывающее страны-участницы, практикующие количественные ограничения, по возможности переходить на этот вид лицензирования.

Поскольку при автоматическом лицензировании одобрение заявления дается во всех случаях (при соблюдении указанных выше условий), т.е. лицензия выдается всем лицам, которые обратились с просьбой о ее выдаче, такая процедура лицензирования представляет собой заявительный порядок выдачи лицензий . В противоположность ему существует разрешительный порядок выдачи лицензий . Разрешительные лицензии выдаются в зависимости от решения соответствующего государственного органа (иными словами, в выдаче лицензии может быть и отказано). Это процедура неавтоматического лицензирования .

Неавтоматическое лицензирование (лицензирование) - разрешительный порядок ввоза или вывоза товара после получения специального (письменного, в виде специального документа) разрешения уполномоченного государственного органа.

Лицензирование в международной торговле отличается большой гибкостью и разнообразием. В настоящее время наиболее часто применяются следующие виды лицензий:

    генеральная,

    индивидуальная.

Генеральная лицензия - это постоянно действующее разрешение, которое предоставляет право любому лицу или фирме импортировать перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течение всего времени действия лицензии.

Генеральная импортная лицензия разрешает ввозить указанные в ней товары:

а) либо из определенных, перечисленных в ней стран;

б) либо из любых стран. В этом случае она называется глобальной, или открытой, генеральной лицензией.

В связи с тем, что в настоящее время по генеральной лицензии разрешается ввоз (вывоз) большого числа товаров, перечисление их превратило бы ее в громоздкий документ. Поэтому избран другой путь: при необходимости, в генеральной лицензии указываются лишь те товары данной группы, ввоз или вывоз которых запрещен. Одновременно указывается, что все другие товары могут свободно импортироваться (экспортироваться) на основе генеральной лицензии.

Генеральные лицензии и относящиеся к ним списки товаров публикуются в официальных изданиях.

Индивидуальная (разовая) лицензия - это разовое разрешение на одну торговую операцию (экспорт или импорт товара) с конкретным видом товара (иногда двумя-тремя видами, но по одной и той же товарной группе).

Она выдается компетентным органом государственной власти, контролирующим внешнюю торговлю, по заявлению национальной фирмы-экспортера или импортера. Лицензия является именной, т.е. ее нельзя передавать другому экспортеру или импортеру.

Индивидуальная лицензия регламентирует все важнейшие стороны внешнеторговой сделки. В ней указывается:

    количество;

    стоимость товара, разрешенного к импорту (экспорту);

    страна происхождения товара;

    фирма-экспортер (импортер);

    срок действия лицензии.

Разовая лицензия выдается на закупку товаров, включенных в список импортного контроля, или товаров, происходящих из стран, торговля с которыми контролируется. Индивидуальная лицензия является очень жесткой формой количественных ограничений. Часто к тому же предоставление лицензии обусловлено получением валютных разрешений.

Формой разового индивидуального разрешения является лицензия, выдаваемая по выбору лицензирующего государственного органа, так называемая дискретная лицензия . В отдельных случаях встречаются открытые индивидуальные лицензии . Их отличие от обычных состоит в том, что получившая такую лицензию фирма может ввозить указанный в ней товар без ограничения количества .

Лицензирование в целом выполняет две функции:

    сокращение доступа иностранных товаров на внутренний рынок (или вывоза товаров за границу);

    облегчение контроля за движением товаров через таможенную границу без ограничения количества ввозимых или вывозимых товаров.

В первом случае экономический результат лицензирования практически мало отличается от установления квот (квотирования). На практике лицензирование часто применяется одновременно с количественными ограничениями и является инструментом, обеспечивающим соблюдение экспортных и импортных квот (лицензии выдаются, пока объем квот не будет реализован). Функцию ограничения ввоза или вывоза может выполнять только разрешительная лицензия.

Во втором случае целью процедуры лицензирования является усиление контроля государства за ходом торговли. Такой контроль может выражаться в виде ограничения числа лиц, занятых внешнеторговыми операциями. Он сопровождается применением разрешительных генеральных, реже разовых лицензий. Либо речь может идти о стремлении государства к получению более полной информации о предприятиях, осуществляющих внешнеторговые операции с тем или иным товаром, и размерах оборота. В данном случае применяется заявительная форма лицензирования. Такое лицензирование часто называют мониторингом .

В некоторых случаях лицензирование вводится для того, чтобы обеспечить выполнение стандартов качества при поставке товара. В основном, это осуществляется по отношению к экспортным товарам, чтобы поддерживать их высокую репутацию и конкурентоспособность на мировом рынке.

Процедура лицензирования нередко применяется к так называемым специфическим товарам. К ним относятся товары, которые имеют историческую, художественную или культурную ценность либо существенное значение с точки зрения охраны окружающей среды. А также товары, которые имеют существенное значение с точки зрения личной или общественной безопасности и политических интересов страны (оружие, яды, наркотики, лекарственные средства и т.п.). В данном случае применяется разрешительное лицензирование.

При организации выдачи лицензий приходится сталкиваться с рядом серьезных проблем. В их числе: большие административные издержки; высокая вероятность получения лицензии не самыми эффективными экспортерами и импортерами и использование необъективных критериев при отборе фирм, получающих лицензию; высокий риск злоупотреблений. Недостатком лицензирования является также то, что в отличие от таможенных пошлин этот инструмент регулирования не может рассматриваться как существенный источник доходов бюджета.

В отдельных случаях практикуется выдача лицензий в зависимости от показателей экспортной деятельности или размеров закупок аналогичных товаров на внутреннем рынке. Иногда в связи с тяжелым состоянием платежного баланса в целях сокращения расходов в иностранной валюте импортные лицензии выдаются только для осуществления бартерных операций или в зависимости от наличия валютных средств у данной фирмы за рубежом.

В России до сих пор не получили развития меры автоматического лицензирования. Неавтоматическое лицензирование осуществляется с целью обеспечения контроля за ввозом и вывозом специфических товаров (диких животных, дикорастущих растений, костей ископаемых животных, слоновой кости, рогов, копыт, кораллов, коллекционных материалов по минералогии и палеонтологии, лекарственного сырья растительного и животного происхождения, информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, полудрагоценных камней и изделий из них). Необходимы лицензии для импорта химических средств защиты растений, а также промышленных отходов. В целях обеспечения интересов национальной и международной безопасности лицензионному контролю подвергается торговля товарами и технологиями военного и двойного назначения. В России лицензирование с целью соблюдения внешнеторговых квот было связано с количественными ограничениями не импорта, а экспорта, из-за дефицитности внутреннего рынка начала 90-х годов. Экспортные квоты были отменены в 1995 году в связи с принятием Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", запрещающего количественные ограничения экспорта и импорта.

Составным элементом лицензирования является контингентирование .

Контингентирование - установление государством централизованного контроля над вывозом и ввозом посредством ограничения номенклатуры товаров, т.е. ограничение ввоза иностранных (вывоза национальных) товаров определенным количеством, объемом или суммой на установленный период времени (установление количественных или стоимостных квот ).

Хотя контингентирование затрагивает относительно небольшую часть товарной номенклатуры, значение контингентов (квот) в торговле достаточно ощутимо, так как в число контингентируемых товаров входят, как правило, важнейшие сырьевые и продовольственные товары, текстильные изделия, черные и цветные металлы, медикаменты. Контингентирование оказывает значительное влияние на объем и структуру внешней торговли, а также на цены, обеспечивая их рост и защищая тем самым те национальные компании, которые производят или продают товар, являющийся объектом ограничения.

Загрузка...