Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Как в начальной школе определяют свойства песка и глины. Свойства полезных ископаемых

татьяна ушакова
Конспект НОД на тему «Свойства глины и песка»

Вид деятельности : познавательно-исследовательская деятельность старшая гр.

Форма организации : экспериментирование.

Тема : «Свойства глины и песка » .

Цели : расширение знаний детей о свойствах глины .

Задачи :

1. Углубить представления детей о свойствах глины , в сравнении со свойствами песка (сыпучесть, липкость, вязкость, пластичность, способность пропускать воду, выясняя их отличия. Показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок, а глина из слипшихся частичек.

2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; творческие способности детей при создании скульптур.

3. Воспитывать желание помочь персонажу; интерес к окружающей действительности.

Материалы и оборудование :Незнайка, ИКТ картинки замков из песка ,картинка замка из кирпича,контейнеры с глиной и песком ; стаканы с песком и глиной , листы бумаги, лупы, пластиковые маленькие ложечки, поднос на каждого ребенка; красный кирпич, бумажные полотенца для рук. Глина , доски, стеки, предметы сделанные из глины .

Мотивация детей к деятельности.

Приходит Незнайка с (видео) картинками, где изображены замки из песка .

П,С – Хочу построить такой замок, а Знайка надомной смеется, говорит, что это невозможно. Что я не смогу там жить.

Помогите мне.

Постановка детьми цели деятельности.

Проблемный диалог : - Как помочь Незнайке?

Вы видели такие замки?

А сами строили?

А что вы скажите про такой замок?

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности.

Сложное задание задал Незнайка. Каким должен быть замок?

Правильно, замок должен быть крепким, прочным, не рассыпаться, не пропускать воду, во время дождя. А материал для строительства должен хорошо лепиться. Как вы думаете, какой материал лучше подойдет?

Давайте посмотрим еще одну картинку замка. Из чего он построен? /кирпича/. Как вы думаете, из чего можно сделать кирпичи : из песка или из глины ? Как можно проверить? /предположения детей/. Правильно, опытным путем.

Дети проходят за столы с песком .

Опыт 1. Что лучше лепиться?

Как вы думаете, можно ли лепить сухой песок? Проверим. /дети пытаются лепить сухой песок/.

Что происходит с песком ? Рассыпается. Как можно про него сказать, какой он? /сыпучий, рыхлый/.

Что же нужно сделать, чтобы песок лепился? /предположения детей/. Проверим.

Смачивают водой песок.

Куда исчезла вода? /она «забралась» в песок и спряталась/. Каким стал песок? /мокрый/. Можно ли теперь лепить из него? Попробуйте слепить кирпичик.

Дети выкладывают кирпичи на поднос и моют руки.

Как думаете, а какая должна быть глина , чтобы ее лепить? /мокрая, сырая/. Попробуем вылепить кирпичи из сырой глины .

Что мы можем сказать про нее, какая она? /сырая, мокрая/. Про такую глину говорят - вязкая .

- Что лучше лепится : глина или песок ? /глина/ . Как можно про нее сказать, какая она? /липкая, пластичная/.

Вывод : сухой песок не лепится, а влажный лепится; сырая глина вязкая , липкая, пластичная и поэтому из нее хорошо лепить фигурки.

Дети моют руки.

Как вы думаете, какой кирпичик прочнее : песочный или глиняный ? Как можно узнать? /предположения детей/. Проверим.

Опыт 2. Что легче ломается?

Дети пробуют разломать кирпичи.

Что случилось с песочными кирпичами? …

Рассыпались. А глиняные рассыпаются ?

Вывод : из песка кирпичи получаются непрочные, легко распадаются, а глиняные прочные , их трудно разломать.

А для прочности глиняные кирпичи обжигают в специальных печах, после этого они становятся прочными, твердыми. Посмотрите, какой кирпич получается после обжига. /показ красного кирпича/.

Дети моют руки.

Ребята, как вы думаете, почему песочные кирпичи так легко рассыпаются, а глиняные нет ? Давайте рассмотрим песок и глину .

Дети садятся за круглые столы.

Опыт 3. Из чего состоят песок и глина ?

Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.

Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.

Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.

Из чего состоит глина ? Видны ли такие же частички в глине ?

В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам» , а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.

Вывод : песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются .

Ребята, как вы думаете, проходит ли вода через песок и глину ? Как можно проверить?

Опыт 4. Проходит ли вода через песок и глину ?

В стаканы помещаются песок и глина . Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду.

Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет ?

Вывод : песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду .

Так, какие же кирпичи лучше защитят от дождя : песочные или глиняные ? Почему? Верно, песочные кирпичи будут пропускать воду, а глиняные – нет . Молодцы!

Как вы теперь думаете, что лучше подойдет для строительства замка? Почему? Какая должна быть глина для лепки кирпичей : сухая или сырая? Что случится с замком во время дождя, если кирпичи будут из песка ?

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности.

Знаниями мы Незнайку вооружили, а как еще ему помочь? Что еще может быть в замке из прочного материала? (чем украшают замки) Конечно, сделайте статуи из оставшейся глины .

Рефлексия. -Молодцы, ребята, вы очень хорошо работали сегодня. Как думаете, Незнайка не зря к вам обратился за помощью? А вы довольны тем, что помогли ему?

В чем вы испытывали затруднение?

Какие поделки подарим Незнайке?

И я думаю, Незнайка рад встречи с вами. Вы помогли выбрать ему нужный материал, и конечно, он рад вашим подаркам.

Незнайка восхищается их работами, благодарит за помощь и подарки

Публикации по теме:

Конспект занятия-экспериментирования в первой младшей группе «Песок. Свойства песка» Цель: познакомить детей со свойствами песка. Задачи:.

Муниципальное бюджетное дошкольное Образовательное учреждение Детский сад №49 г. Владикавказ Конспект НОД по организации исследовательской.

Интеграция образовательных областей: 1. Познание 2. Коммуникация 3. Социализация 4. Физическая культура Коммуникация: 1. развивать умственные.

Конспект ООД по познавательному развитию "Спор Песка и Глины" в средней группе общеразвивающей направленности (возраст 4-5 лет) Цель: формирование.

Поговорим о свойствах песка и глины (рис. 2). Если проводить опыты, то можно обнаружить, что песок хорошо пропускает воду, а глина плохо. Если положить кусочек глины в стакан с водой и тщательно все размещать, то можно увидеть, что на дно осядут мелкие камушки, песчинки, а мелкие частички будут плавать, делая воду мутной. Если слить эту мутную воду и дать ей отстояться, то скоро на дне мы обнаружим слой глинистого ила. А если смочить образцы песка и глины водой и попробовать скатать шарики, то можно увидеть, что из глины легче скатать шарик. При намокании глина становится мягкой и пластичной, после высыхания шарик сохранит свою форму.

Из песка шарик слепить трудно, но даже если это удается, то после высыхания песок ссыплется. Это значит, что глина обладает свойством вязкости, а песок нет. Песок сыпучий, он состоит из отдельных мелких песчинок разного цвета, одни песчинки непрозрачные, другие прозрачные и похожи на кусочки мутного стекла (рис. 3).

Частички глины непрозрачные, неблестящие. По цвету глина бывает разная: белая, серая, коричневая, желтая.

Песок, глину, мрамор, гранит, известняк называют строительными полезными ископаемыми. Песок, по которому мы ходим, - рыхлая горная порода. Он сыпучий и хорошо пропускает воду, поэтому его широко используют в строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей (рис. 4).

Рис. 4. Железная дорога ()

Также песок применяют для изготовления цемента и бетона. Из белого кварцевого стекла изготавливают стекло.

Глина - плотная горная порода, при намокании она становится вязкой и пластичной, она долго сохраняет свою форму при высыхании. В печи обожженные из глины изделия становятся твердыми и прочными. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, игрушки. Особенно ценится белая глина, из которой производят фаянсовую и фарфоровую посуду (рис. 5).

Рис. 5. Фаянсовая посуда ()

Мрамор - это разновидность известняка, после полировки на нем выступает красивый узорчатый рисунок разной окраски. Древние греки высекали из мрамора памятники, строили храмы. Станции Московского метро отделаны этой горной породой разного цвета (рис. 6). Из известняка построены известные на весь мир церкви и соборы.

Рис. 6. Станция Маяковская. Московский метрополитен ()

Особенно из полезных ископаемых ценится гранит. Он обладает особой твердостью и прочностью. Его используют при строительстве опор для моста и фундаментов для высокого здания. Полированный гранит украшает полы и лестницы дворцов и музеев. Именно из гранита в Санкт-Петербурге сделаны колоны Казанского собора (рис. 7), бортики Исаакиевского собора (рис. 8), а огромный камень, на котором установлен памятник Петру I, также из этой горной породы.

Рис. 7. Казанский собор ()

Рис. 8. Исаакиевский собор ()

Почему надо беречь полезные ископаемые? Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых. На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. Вы уже знаете, что на дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается в недрах планеты. Там, глубоко под землей, находится раскаленное вещество - магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности. Из магмы образовались гранит, базальт, рудные полезные ископаемые. Но запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Ученые предсказывают, что уже в нашем XXI веке разведанные запасы нефти, золота и меди могут быть исчерпаны. На их образование ушли миллионы лет, а человек израсходовал их так быстро. Их нельзя восстановить, как, например, лес после вырубки.

Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски расходовать богатства подземных кладовых? Ученые создают новые искусственные материалы для замены металла и горючих полезных ископаемых. Вместо металла все больше и больше применяется пластмасса. Посмотри вокруг, и ты увидишь, как много вещей сделано из пластмассы вместо дорого металла и ценной древесины. Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла. Строятся гидроэлектростанции, на которых используются силы воды, или силы ветра, или солнечное тепло. Люди собирают металлолом, из которого на заводах выплавляют металлы. Использование металлолома позволяет бережно относиться к рудным полезным ископаемым и экономно их расходовать. Нужно также следить, чтобы без надобности не горели газовые и электрические приборы, беречь тепло в школе и дома в холодное время года, не оставляя открытыми настежь двери в подъездах. Следите за экономным расходованием питьевой воды, ведь ее очистка и доставка по трубам в жилые дома, на фабрики и заводы невозможна без использования полезных ископаемых.

  • Что должен делать человек для экономии запасов полезных ископаемых?
  • Глина - пластичный природный материал, применяемый в строительстве, народных промыслах, лечении и оздоровлении организма и в других сферах жизни человека. Именно такое широкое применение обуславливают определенные качества и свойства глины. А на свойства глины во многом влияет ее состав.

    Применение глины

    Глина очень доступна, а польза ее непереоценима и поэтому она применяется людьми с очень давних времен. Много упоминаний об этом чудесном материале в учебниках по истории всех стран мира.

    Строительство . В настоящее время глина применяется как материал для изготовления красного кирпича. Глину определенного состава формуют и обжигают по некой технологии получая прочный и недорогой слиток - кирпич. А из кирпича уже строятся здания и сооружения. В некоторых странах и регионах глину все еще используют для постройки жилища - мазанки, широко распространено использование глины при постройки печей из кирпича, где связующим (в качестве цемента) служит глина. Эта же глина применяется и для штукатурки печей.

    Медицина. Оздоровительная и традиционная медицина применяет глину в виде грязевых ванн и масок. Весь смысл в питании поверхности кожи полезными элементами глины. Разумеется, не вся глина тут подейдет.

    Сувениры и посуда . Два больших направления я объединяю в одно, так как многие экземпляры посуды имеют лишь сувенирный характер. Тарелки, горшочки, кувшины и вазы - в изобилии присутствуют в современных магазинах. Ни одна ярмарка не обходится без продажи глиняных сувениров - дымковствая игрушка, свустульки, таблички, брелки и многое другое. Многое мы с вами попробуем слепить самостоятельно.

    Глина может входить в состав других материалов . Часовоярская глина тонкого помола, например, является элементом художественных красок (гуашь), соуса, пастели и сангины. Почитайте об этом в статьях "Помощь художнику".

    Свойства глины

    Цвет. Глина различных составов имеет множество оттенков. Глина так и называется по цветам: красная, голубая, белая... Правда при сушке и дальнейшем обжиге цвет может полностью поменяться. На это стоит обратить внимание при работе с глиной.

    Пластичность. Именно возможность деформироваться и удерживать приданную ей форму и позволила человеку найти применение глины в своем быту. Тут стоит заметить, что все зависит от консистенции - соотношения количества воды, глины и песка. Для разных работ нужны разные составы. Так, для лепки песок может быть вообще излишним.

    Гигроскопичность позволяет глине впитывать воду, изменяя свои свойства вязкости и пластичности. Но после обжига изделия из глины приобретают водостойкость, прочность и легкость. Развитие технологии позволило получить фаянс и фарфор, незаменимые и в современном мире.

    Огнеупорность . Свойство, применяемое скорее в строительстве, нежели в художественных промыслах, если не считать обжиг изделий. Технология обжига различна для того или иного состава глины. С сушкой и обжигом тесно связано свойство усадки глины или сжимаемость - изменение массы и размеров за счет вывода из состава части воды.

    Состав глины

    Свойства глины определяет ее химический состав. Для разных видов глины свойственны различные химические составы. Так, например, красная глина содержит много окисей железа. Глина в своей основе содержит некие вещества - глинистые минералы - которые образуются в ходе различных природных явлений. Формат статьи не предусматривает рассмотрение химических свойств и состава глины, поэтому я не буду вдаваться в подробности.

    Состав глины, пригодной для применения в народных промыслах, как уже говорилось, определяется тремя важнейшими элементами: глиняные минералы, вода и песок.

    Пропорции этих элементов можно изменять, правда гораздо проще добавлять, чем убирать. Так, например, сухую глину можно быстро растворить, однако, совсем не просто жидкую как сметана глину сделать пригодной для лепки. Песок очень просто добавить, но вот вынять его из глины - нетривиальная задача.

    Различают «тощие» и «жирные» глины. Шкала «жирности » определяет коэффициент пластичности, и связующие свойства глины позволяет регулировать жирность путем смешивания ее с другими природными материалами, например, с песком. Тощая глина обладает меньшей пластичностью, ее связующая сила слабее, но она дает меньше усадки при сушке и обжиге.

    Залежи глины находятся в различном состоянии по всему миру. Это обеспечило применение ее ремесленниками разных национальностей, и послужило появлению такого многообразия изделий и технологий.

    Ремесленники научились контролировать поведение и состояние глины путем различных добавок в состав. Так можно отощать глину, отмучивать , придавать ей большую огнеупорность, уменьшать усадку. В результате таких манипуляций опытный мастер сможет получить в итоге качественное высокохудожественное изделие.

    Тема : «Свойства песка и глины».

    Цель: 1 .Формировать представления о глине, познакомить с различными изделиями из глины. Познакомить

    с народной глиняной игрушкой: дымковской, филимоновской.

    2 . Закрепить знания детей о песке и его свойствах.

    Материал: Ёмкости с глиной и песком, сосуды с водой, стеки, лупы, доски для лепки, глиняные игрушки: дымковские, филимоновские.

    Методы и приёмы : Наглядный, словесный, познавательно - исследовательский, игровой.

    Ход занятия:

      Организационный момент.

      Послушайте загадку:

    Из зелени на опушке

    Торчит лысая макушка

    Вырос на макушке мох,

    А вокруг чертополох.

    Что это?(камень) . Верно, камень. . Что вы знаете о камнях? Правильно, они бывают морские и речные, а также драгоценные. Одни используются при строительстве разных зданий, другие для их украшения - это мрамор, гранит. Попробуйте отгадать еще одну загадку.

    3 .Ребята, у меня для вас есть сюрприз- чёрная коробка, в ней загадки. Попробуйте отгадать, что лежит в этой коробке:

    Петя замок строит ловко,

    Катя торт печёт ведёрком.

    Здесь, у моря на часок

    Всех детей собрал / Песок /!

    Прихожу на бережок,
    И со мною мой Дружок.

    Строю замок для Дружка
    Из сыпучего
    ( песка)

    Гончар для меня
    Разведет жаркий пламень.
    Сухая, я твердой бываю - как камень.
    Размочат - как тесто,
    Податливой буду.
    Могу превратиться
    В игрушки, в посуду.
    Лечебными свойствами
    Очень богата.
    Меня отыскать вам
    Поможет лопата.
    Я белая, красная и голубая.

    Узнали, ребята,
    Кто я такая ? (глина)
    Педагог. Верно, это глина. Какие виды почв вы знаете? (Ответы?) Что вы видите у себя на столах? (Песок, глину) . Рассмотрите ее и расскажите, что вы видите.

    4. Беседа «Сухой песок».

    /Дети работают за столами/.

      Посмотрите, что это такое? (песок)

      Скажите, какого цвета песок? (коричневый)

      Потрогайте песок и скажите, какой он: сухой или мокрый?

    Стас, какой песок?

      Захар, и ты скажи, какой песок?

      Посмотрите дети, сухой песок сыплется. (Воспитатель показывает детям). Значит, песок какой? (Сыпучий), Федя, какой песок? (Сыпучий).

      Да, дети, он сыпучий, он сыплется.

    Экспериментальная деятельность детей с сухим песком.

    Воспитатель: А можно ли из него сделать куличики? Давайте попробуем. Возьмите формочку и аккуратно насыпьте в нее песок. Все насыпали? А теперь осторожно переверните формочку на подставку. Никита, получился у тебя куличик?
    Дети, получились у вас куличики? Почему же не получились куличики? Кто знает?

    Ответы детей: Песок сухой, он сыпучий.

    Воспитатель: Правильно, из сухого песка куличики не получаются. Посмотрите, а что это лежит у меня в тазике? (мокрый песок).

    Экспериментальная деятельность с мокрым песком .

    Воспитатель: Потрогайте его и скажите - сухой он или мокрый? Правильно этот песок сырой, мокрый. Он холодный.
    Илья, какой же это песок?
    Даша мокрый песок какой?
    Теплый или холодный? (Пусть ребенок еще раз его потрогает).
    Как думаете, можно ли из него лепить, можно ли делать куличики?

    Давайте попробуем. Возьмите формочку и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком на подставку. Постучите по донышку еще раз совочком. Вот сколько куличиков мы с вами налепили. Мы молодцы. А теперь возьмите салфетки и вытрите руки. Приглашаю вас на игру.

    Подвижная физкульт минутка «Песчинки».

    Вокруг себя повернитесь и в песочек превратитесь. Вот как много у нас песка. Каждый из вас песчинка. Весь песок сухой. Он сыпучий. Вдруг подул сильный ветер. (Воспитатель дует на детей). Все песчинки поднялись кверху и закружились, полетели. Ветер притих, и песок вверх. Полетели песчинки, закружились. Посмотрела в окно хозяйка и думает: что-то пыльно на улице, песок летит в лицо. Взяла она лейку с водой, да и стала песок поливать. Поливает она песок водой. Песчинки намокают и опускаются на землю. Мокрый песок не сыпучий. Из него можно лепить. Возьмитесь все за руки. Вот какой большой каравай слепила из мокрого песка хозяйка.

    Сейчас давайте рассмотрим песок через лупы.

    Педагог. Скажите, из чего состоит песок?

    Дети. Из зернышек-песчинок, они очень маленькие и лежат отдельно друг от друга.

    5.Экспериментальная деятельность с глиной.

    Воспитатель: Дети, что это такое? Это глина. Возьмите глину в руки. Какого она цвета? (Коричневая, как шоколадка). Потрогайте ее и скажите, какая она? (сухая).

    Даша, какая глина, твердая или мягкая? (Твердая)
    Правильно, сухая глина твердая. Попробуйте из нее что-то слепить. Получилось? Почему не получилось? (Она сухая, она рассыпается).
    Положите сухую глину на место и возьмите другой кусочек в руки.
    Что вы взяли?
    Настя, что это?
    Артём, а у тебя что? Правильно, это тоже глина.
    Потрогайте и скажите, какая это глина? (Она мокрая, липкая). Из мокрой глины можно лепить. Какая у вас глина? (Мокрая, липкая).

    Педагог. Посмотрите через лупу на комочек глины. Видны ли такие же частицы в ней?

    Дети. В глине все частицы слипшиеся. Они как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

    Как вы думаете: нужна ли человеку глина? Что он делает с глиной? Верно, из глины лепят посуду, игрушки, вазы. Глина липкая, пластичная, плохо пропускает воду. Эти ее свойства используют мастера глиняной игрушки. Посмотрите: у меня игрушка, она глиняная. Делают глиняные игрушки так: глину замешивают в воде; когда она становится мягкой и податливой, из нее лепят игрушки, которые затем обжигают в печи (в древности в обыкновенной русской, позднее - в специальных печах для обжига). Затем игрушки расписывают, и они становятся вот такими яркими, красивыми, нарядными. Какие глиняные игрушки вы знаете?

    Дети. Дымковскую, филимоновскую,

    ребята, а что вы знаете о глине?

    Глина - основа гончарного производства.

    В смеси с водой глина образует тестообразную массу, подходящую для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырье имеет различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.

    Глина - это вторичный продукт земной коры, остатки гор, образуется в результате их разрушения и в процессе выветривания. Для каждой работы требуется особая разновидность глины.

      • Какого цвета бывает?

    Наиболее распространенными сортами глины являются: красная глина, белая глина, глина для производства фарфора, огнеупорная глина и глина из песчаника (песка).

    Природная красная глина

    В природе эта глина имеет зеленовато-коричневую окраску. При обжиге в зависимости от температуры или печи глина приобретает красную или белесую окраску. Эта глина очень мягкая, легко мнется, и поэтому ее используют для изготовления посуды, небольших статуэток и фигурок.

    Белая глина

    Самый распространенный вид глины. Ее месторождения встречаются во всем мире. Используется для изготовления керамической посуды и декоративных изделий.

    Цветная глина

    Цветная глина - это глиняная масса с содержанием красочного пигмента.

    Приготовление глиняной массы требует большого внимания. Ее можно составить двумя способами, которые дают совершенно разные результаты. Первый способ – это с помощью специального оборудования, он более надежный. Второй – более простой и, разумеется, менее надежный метод: подмешивать красители в глину рукой.

    Педагог: Для чего нужна глина человеку?

    С древних времен керамические изделия служили человеку. Они различались по виду используемого сырья, способу производства, по своему назначению. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары создавали разнообразные по форме и декору (оформлению) горшки, миски, кувшины, блюда и многие другие предметы, необходимые в быту. Многие предметы не только исправно служили человеку, но и становились произведениями искусства.

    Основным свойством глины, определяющим ее пригодность для гончарных изделий, является пластичность. Глина - единственный в своем роде такой природный материал, имеющийся в большом количестве.

    Педагог: А кто делает все эти предметы из глины?

    Мастера – гончары. Изготовление изделия из глины включает несколько этапов: приготовление тестообразной массы, формовка изделия, нанесение декора (рисунка), сушка на воздухе или обжиг в печи. Перед формованием глиняная масса подвергается дополнительной обработке: из нее удаляют пузырьки воздуха, переминая, придают ей однородную структуру.

    Ребята, так кто же такие гончары, что это за люди? (занимаются изготовлением предметов из глины). –

    Есть глина, которая обладает повышенной огнеупорностью. Она используется для изготовления топок, паровых котлов, патронов для электрических лампочек.

    Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях: для лечебных грязей и в приготовлении лекарств. Глина более низкого качества используется в производстве красного кирпича.

    Сегодня мы много узнали о глине. Сейчас я приглашаю вас в музей глиняных изделий. Помните: на выставке надо вести себя осторожно, не толкаться, экспонаты руками не трогать.

    1. Насыпь немного песка и глины на бумагу. Рассмотри их через лупу. Какого цвета песок? Глина? Из чего они состоят? Сравни размеры песчинок и частиц глины. Почему песок сыпучий? Почему глина в комочках?

    2. Возьми комочек глины и помести на предметное стекло. Осторожно потри им стекло. Стряхни глину и рассмотри стекло на свет. Что ты заметил на стекле? Проделай то же самое с песком. Что наблюдаешь? Какой вывод можно сделать?

    3. Подыши на песок и глину. Понюхай их. Есть ли запах у песка и глины?

    4. Поставь перед собой два стакана с водой. В один стакан насыпь немного песка, а в другой положи комочек сухой глины. Что наблюдаешь? Растворяются ли песок и глина в воде?

    5. Из сырого песка и глины слепи вначале шарик, а затем кольцо. Из чего удалось сделать кольцо? Как ты думаешь почему? Сделай вывод, каким свойством обладает глина.

    6. (Опыт демонстрируется учителем). Возьми два стакана с воронками. В каждую воронку вложи слегка смоченную фильтровальную бумагу и небольшой кусочек ваты. В одну из воронок насыпь до половины песка, а в другую – столько же истолчённой в порошок глины. Налей в обе воронки доверху воды. Наблюдай, что происходит. Сделай вывод, как песок и глина пропускают воду.

    7. Назови свойства песка и глины. Сравни свои выводы с текстом учебного пособия.

      Покажите на карте обязательные в номенклатуре: горы.

    Лабораторное занятие № 7 «Формы рельефа»

    ЦЕЛЬ: уметь характеризовать основные формы рельефа земной поверхности, выявлять связь основных форм рельефа с тектоническим строением.

    ОБОРУДОВАНИЕ: атлас, практикум Галант, контурные карты, цветные карандаши, линейка.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

    1. Запишите определения: платформа, морфоскульптура, геосинклиналь, рельеф, морфоструктура, геотектура.

    2. Составьте классификацию основных форм рельефа по высоте.

    1. Кратко опишите три этапа развития геосинклинали, сделайте рисунки и необходимые записи.

    2. Изобразите на рисунке особенности строения платформы, найдите определение терминов: щит, плита, впадина. Дайте краткую характеристику каждого яруса платформы (можно в условных знаках к рисунку).

    3. Проанализируйте формы рельефа Земли, заполнив таблицу №12 (практикум, с. 51). Какие еще классификации форм рельефа вы знаете?

    Таблица 12. Классификация форм рельефа

    Формы рельефа

    По величине

    По происхождению

    Процессы, участвующие в образовании

    1)Планетарные

    Океанические впадины и континенты

    Геотекстуры

    Планетарные геофизические и космические процессы

    2)Мегаформы

    Горные пояса, равнинно-платформенные области

    3)Макроформы

    Горные хребты, возвышенности, низменности

    Морфоструктуры

    Взаимодействие эндогенных и экзогенных процессов

    4)Мезоформы

    Овраги, балки, барханы

    Морфоскульптуры

    Экзогенные процессы

    5)Микроформы

    Карстовые воронки, прирусловые валы

    6)Наноформы

    Кочки, песчаная рябь барханов, эрозионные борозды

    4. Познакомьтесь с геохронологической таблицей (практикум Галант, с.48).

    Перенесите таблицу в тетрадь, укажите эпохи горообразования с примерами.

    Загрузка...