Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Возникновение понятия цивилизация, история и логика его изменения. Появление первых цивилизаций Что такое развитие цивилизации

Понятие цивилизация (civilis)- в переводе с латинского означает «гражданский», «государственный».

В современном использовании термин «цивилизация» означает определенный уровень общественного развития, определенную историческую эпоху развития культуры. Так, говорят о цивилизации противовес дикости, о цивилизации как общество с определенными социальными институтами.

Существенным признаком цивилизации является появление государства и связано с ней возникновения права. В Европейской истории цивилизация классового общества (рабовладельческого) пришла на смену родовому обществу. В условиях классового общества государство через институт права берет на себя функцию управления взаимоотношениями между людьми, состояниями, классами- вместо главы рода в первобытном обществе.

Причинами возникновения цивилизации есть коренные изменения производства, формы собственности, форм труда, возникновения новых технологий, что влечет коренные изменения социальной структуры, появление политики, права, философии, науки.

Проблема возникновения, сущности, закономерностей цивилизационного развития всегда находилась в центре внимания философов. Существуют различные оригинальные теории цивилизации, которые представлены в творчестве Ж. -Ж.Руссо, И. Канта, М. Данилевского, О. Шпенглера и др. В соответствии с теорией современного философа истории А. Тойнби, цивилизация- это конкретное общество, социокультурное образование, локолизовано в пространстве и времени, Например, цивилизация древнего Египта.

О. Шпенглер в работе «Сумрак Европы» обосновал мнение, что развитие цивилизации- это признак, «симптом» разрушения, упадка культуры. По его взглядами чем больше развиты наука, техника, технология, то есть цивилизация, тем биьше страдает от их влияния культура.
О. Шпенглер подчеркивал, что человек берет на себя роль творца, опираясь на технику. Вместе прогрессирует процесс потери духовности, что связано с разрушением христианских ценностей. Итак, человечество становится силой, разрушающей культуру, духовность, человеческое в человеке. В традиции экзистенциальной философии, в творчестве М. Хайдеггера. Н. Бердяева, Х. Ортеги- и- Гасет проблема техники рассматривается как проблема метафизическая, как проблема человеческого существования.

Н. Бердяев считал, что негативная роль техники проявляется тогда, когда средства (техника) заменяют целые жизни. Техника делайте с человека орудия производства вещей, «вещи становятся выше человека». Н. Бердяев, анализируя проблему техники как проблему человеческого существования, писал: "Техника хочет овладеть духом и рационализировать его, превратить в автомат, в раба. Это и есть титанический борьба человека и технизированные ней природы ".

Известный представитель современной западной философии науки П. Фейерабенд доказывает тезис о негативном- в значительной мере- влияние на культуру такого фактора цивилизации как наука. Он считает, что несмотря на безусловную ценность науки, ее возможности в улучшении жизни человека, наука одновременно вытесняет позитивные достижения более ранних эпох. То есть, наука уменьшает таким образом «степени свободы» деятельности человека, ограничивая свободный выбор моделей социального поведения, нравственно-мировоззренческих ориентиров и идеалов. Стремление науки считать право на истину собственной прерогативой П. Фейерабенд называет «фетишизмом науки». Мнение П. Фейерабенда это, по сути, протест против доминирования технициськои ориентированности мышления и деятельности современного человека.

Учета факта существенного влияния современных технологий на все сферы жизни человека позволяет дослидникая квалифицировать современный этап развития общества как технологическую цивилизацию (Новая технократическая волна на Западе), технократическое общество (Э. Фромм), техническую цивилизацию (Н. Бердяев), время технологических революций (В. Звегинцев), возраст технологической культуры (Грант).

В современной философской литературе сформировалось представление о технологии не только как средство, но и как процесс активной целенаправленной деятельности субъекта, в которой реализуются творческие возможности человека в его отношении к миру- природе, культуре и воспроизводятся чисто человеческие отношения, а также условия человеческой деятельности. Формируется искусственный мир человеческой жизнедеятельности, в котором влияние человека на природу, общество, культуру становится все более технологичным. Последнее проявляется как жесткая обусловленность структуры человеческого отношения к объекта деятельности- природы, человека, культуры- практическими целями человека, как жесткая последовательность операций деятельности человека.

Сущность процесса технологизации заключается в том, что результаты, которые проектируются субъектом достаточно однозначно определяют порядок, схема деятельности, регламентирующих способы ее, а ориентиры и цели деятельности обосновываются функционально, т.е. исходя главной мере возможностью функционирования человека в данной системе- производства, научного исследования, образования, общения, повседневной жизнедеятельности Так, процесс адаптации человека к социальной среде становится, так сказать, освоением технологии повседневной жизни. Естественно, что в таких условиях даже внутренний мир личности подвергается воздействию технологизированы среду, становится объектом технологизации.

Итак, технологенна цивилизация- это общество с высоким уровнем развития науки, техники, технологии, в котором все сферы жизни подвергаются технологизации. Особенности техногенного общества социологи и культурологи проявляют сравнивая его с традиционным. Традиционное общество (в Европе существовало примерно до XV в.) Характеризуется медленным общественным развитием, медленным развертыванием прогрессивных изменений, если их сравнить со сроком жизни отдельного человека и даже целых поколений. В условиях традиционной цивилизации виды деятельности человека, его средства, цели протяжении веков существуют как устойчивые стереотипы.

В культуре традиционных обществ приоритетными являются традиции, нормы, сосредотачивают опыт предыдущих поколений. А инновации допустимые лишь в пределах устоявшихся традиций. Классическими примерами традиционных обществ были Древняя Индия, Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция.

Техногенное общество возникает в Западной Европе и поэтому его часто определяют и как «западную цивилизацию». Техногенное общество характеризуется значительным динамизмом социальной жизни. В обществах такого типа прогресс осуществляется не за счет расширения культурных зон, а за счет интенсификации деятельности. Главное, что отличает техногенное общество- это новая система ценностей. Принипово новым в ней является то, что ценностью считается инновация, т.е. вообще- принципиально новое, оригинальное.

Кроме того, характерным и тем, что отличает техногенное общество от традиционного является то, что ценностью становится автономия личности. Если для традиционных обществ личность- это просто элемент в системе корпоративных связей и если человек не вовлечена в определенной устойчивой системы отношений, она не считается личностью, то в техногенной цивилизации человек может менять принадлежность к определенной социальной системы, гибко строить отношения с другими людьми, менять систему культуры, состояние, в котором она существует.

В. Степин подчеркивает, что техногенная цивилизация формируется на основании античной культуры. Существенным для развития нового, по сравнению с традиционным типом общества, было, во-первых, возникновение демократии как первого способа регулирования социума. Во-вторых- теоретической науки, которая начинается с первой научной теории- геометрии Евклида. Теоретическая наука стала новым способом познания мира.

Новым шагом к техногенной цивилизации было европейское средневековье. Именно тогда появляется человеческий намерении расшифровки плана Господнего творения, о чем можно судить по развитию философии того времени. Кроме того, средневековая философия обосновала идею исторического течения времени- движение от прошлого, через настоящее к будущему.

В эпоху Ренессанса закладываются основные закономерности техногенной цивилизации. В. Степин называет их «культурной матрицей» техногенного общества. Собственно техногенная цивилизация разворачивается с ХУ11 вв. и имеет три основных стадии: перединдустриальну, индустриальную и постиндустриальную. Именно в техногенном обществе возникает ориентированность прогресса на будущее. Историческое время воспринимается как необратимый движение от прошлого к настоящему и будущему. В отличие от этого в традиционных обществах время квалифицировали или как циклический, или считали, что «золотой век» уже позади.

Еще одной особенностью существования техногенной цивлизации есть тяготение к доминированию, через которую обозначают как «агрессивную»- такую, что подчиняет, разрушает культуру традиционных обществ. Такой деструктивное влияние проявляется через утверждение определенных мировоззренческих ориентиров. Ориентиров, которые срабатывают в формировании смыслов в понимании того, что есть человек, мир и т.д.
Следовательно, влияние техногенной цивилизации на природу, культуру, человека определяется его мировоззренческими ориентирами. Какими именно?
Мировоззренческие основы техногенной цивилизации таковы, что направляют понимание человека как активно действующего, человека, который ставит и достигает определенных целей в процессе своей деятельности. Мир воспринимается, прежде всего, как обиект деятельности и познания. Доминирующей становится мировоззренческая ориентация, в соответствии с которой считается, что мир существует для человека. В том числе для человека существует и природа, которую, как и мир вообще, человек должен покорить.

Это принципиальным образом отличается от мировоззренческих ориентаций традиционных обществ, когда деятельностная активность человека рассматривается как скорее нацелена на ее внутренний мир и проявляется в самосозерцании, самопознании, самоконтроле Такие ориентации можно открыть в культуре Древнего Китая, Древней Индии и т.д. Согласно им человека должна приспособиться к действительности, включиться в традиционный течение жизни.

Специфические мировоззренческие основы техногенного общества определяют и понимание природы как упорядоченного процесса. Такого, что является узнаваемым для человека и является объектом реализации человеческих целей. Принципиально иными являются мировоззренческие основы традиционного общества. В нем природа воспринимается как живой организм, в пределах которого существует и человек. Законы природы и человеческого существования воспринимаются как нечто надрациональне В техногенном обществе формируется мировоззренческое представление о том, что необходимо создать определенную технику и технологию, которые позволят овладеть природой, миром.

Развитие техники и социального организма определило переход культурного развития человечества к новому этапу – цивилизационному .

В гуманитарном знании выделяют такие определения цивилизации :

1. Цивилизация – это одна из высших стадий в историческом развитии общества.

2. Цивилизация – это совокупность всех духовных и материальных результатов деятельности человека.

3. Можно также говорить, что цивилизацией называется культура, в которой преобладает тенденция материализма. Например, Э. Фромм понимал под цивилизацией «мир вещей», в то время как духовные ценности, или «мир идей», образуют культуру.

4. Цивилизация – это эталон разумно, справедливо утроенного социума.

5. Цивилизация – это совокупность исторических, географических и других особенностей существования какого-либо общества (древнеегипетского, шумерско-аккадского…).

6. Цивилизация – это организация общественной жизни на принципах рациональности, целесообразности, эффективности, гуманизма.

Понятие «цивилизация» используется в качестве определения исторического этапа, но имеет принципиально иную семантическую нагрузку. Само слово цивилизация происходит от латинского слова civilis , означающее гражданский . Термин также указывает на органичную связь с городской культурой, поскольку слово civilis связано со словом civitas – город. Таким образом, правомерно связывать генезис цивилизации с зарождением государственности . В целом же, посредством обоих этих понятий («культура» и «цивилизация») обозначаются определённые временные промежутки в истории человека и общества.

Для цивилизации характерны такие черты: оседлость , грамотность , наличие городов . Все эти черты являются основными условиями для складывания государства . Например, оседлость в значительной мере обусловило восприятие территории как ценности, и в Конституции любого государства прописан принцип территориальной целостности. Грамотность населения позволила развиваться позитивному праву, то есть законодательству, прописанному в специальных сборниках и гарантированному государством. Наличие города обеспечивает выполнение административных функций в том или ином сообществе, а также способствует его экономическому росту. Между тем следует учесть и то немаловажное обстоятельство, что эти же факторы, особенно письменность, являются важными предпосылками к формированию цивилизации как формы общественной организации, вбирающей в себя несколько или множество культур. Так, законодательство позволяет объединить вокруг себя многие народы, независимо от их этнических особенностей – главное, чтобы они могли прочитать и знать законодательные акты. Центр же, который издаёт законы, на их основе объединяет вокруг себя множество культур. Например, европейская цивилизация абсорбирует в своё лоно культуры Португалии, Испании, Франции, Италии, Англии, Германии и других европейских стран. Все эти страны в той или иной мере в своей правовой жизни ориентированы на общие принципы Римского права. Таким образом, можно утверждать, что цивилизация характеризуется способностью объединять в своих границах несколько или множество культур. Из этих установок исходили Э. Дюркгейм и М. Мосс, считавшие, что цивилизация – это своего рода духовная среда, охватывающая некоторое число наций, где каждая национальная культура является лишь частной формой целого.

Политолог С.О. Переслегин так пишет о цивилизации : «Определим «цивилизацию», как образ жизни, заданный в виде совокупности общественно используемых технологий и рамочных ограничений, наложенных на эти технологии. Иными словами, «цивилизация» есть способ взаимодействия носителей разума с окружающей средой». Другой исследователь – Э.С. Кульпин, рассматривая развитие цивилизации в ракурсе социоестественной истории, утверждает: «Цивилизация – это жизненный путь суперэтноса, протекающий в одном и том же канале эволюции, гранями которого являются представления людей о мире и о себе». По мнению Ф. Броделя, цивилизация – это «район, культурное пространство, собрание культурных характеристик и феноменов». Самюэль Хантингтон даёт такое определение цивилизации: «Цивилизация… наивысшая культура общности людей и самый широкий уровень культурной идентификации, помимо того, что отличает человека от других биологических видов». Он также отмечает: «Цивилизация… может содержать одно или несколько политических образований».

Важнейшей чертой современной цивилизации является наличие в обществе представлений о текучести времени и прогрессе. В цивилизации историческая память человека укрепляется благодаря письменности, а знания, полученные предшествующими поколениями, служат основой для дальнейшего развития общества. Общности, в которых прошедший исторический опыт востребован и способствует продолжению прогресса, Карл Ясперс называет «осевыми». Среди «осевых народов» он выделяет, например, восточные, греко-римские народы. Здесь следует учесть, что представления о прогрессе, утвердившиеся в Европе и в России, берут начало с иудаизма и христианства, где существует идея «линейного времени» и, следовательно, начала и конца времени. Такая концепция времени заставила человека пересмотреть сущность своей жизни и осмыслить её с аксиологических и онтологических позиций. Например, если представитель индуизма мог «переложить» выход из сансары на следующее перерождение, то христианин должен был спасти свою душу в той жизни, которая ему однажды дана Богом. Соответственно, каждое мгновение для христианина важно с позиции возможности осуществления духовного развития, ибо отсутствие такового ведёт к регрессу.

Знакомо ли вам слово "цивилизация"? Что такое "культура" и каково их соотношение? В каком контексте чаще всего употребляется? Распространённый термин довольно многозначен и имеет более сотни определений. Но обо всём по порядку.

Экскурс в историю

Начнем с того, что на латыни «civilis» - это «государственный, гражданский». Учеными ведутся споры по поводу того, является ли слово синонимом культуры или означает историческую веху человеческого и технического прогресса.

И это логично, если вспомнить все стадии развития человечества. Сначала люди мало чем отличались от обезьяны. Первобытные жители не имели собственного дома, не умели разговаривать, им просто приходилось выживать. Далее, в процессе своего становления и развития, древние люди получили огонь и стали производить простейшие орудия труда.

Они объединялись в племена, и группой охотились на диких зверей. Научились приготавливать пищу, делать посуду, но ещё долгое время продолжали пребывать в первобытном состоянии.

Всё изменилось, когда они научились добывать и использовать медь, бронзу и, наконец, железо, делая более совершенные орудия труда.

Человечество изобрело письменность, которая прошла длительный путь развития. Сначала это были рисунки, потом отдельные буквы, которые сложились в алфавит. Это стало наивысшим достижением. И некоторые ученые считают, что с создания письменности началась цивилизация.

Значение термина первоначальное

Данным словом также можно охарактеризовать отдельное общество, имеющее собственную культуру и самобытность, которое существовало или существует в наши дни. Это, например, китайская, индийская, шумерская, ассирийская и другие древние цивилизации, которые сделали огромный вклад в развитие человечества. Цивилизация предполагает некую систему узаконенных правил, которым подчиняется страна или народ. Если же люди принимают чужое культурное наследие и поддаются его воздействию, не поддерживают индивидуальную принадлежность, к ним этот термин не относится.

Цивилизация имеет собственный жизненный цикл, состоящий из определенных временных отрезков, в течение которых она проходит последовательные стадии: появление - развитие - расцвет - упадок - гибель. Но, конечно же, не каждое общество проходило эти стадии до конца в силу природных катаклизмов, войн и столкновения культур. Но при любом исходе сохранялась самобытность цивилизации. Движение характеризуется внутрисистемными закономерностями, которые присущи любому обществу. Сотрудничество между ними основывается на принципе самоопределения и равноправия народов.

Жизненный процесс цивилизации является целой системой. Её составляющие - это менталитет, непростая связь взаимоотношений людей в социуме и сама социальная общность, как самостоятельно развивающийся механизм.

История знала огромное число цивилизаций, многие из которых существуют и сегодня. И все неповторимы, уникальны, имеют свое лицо и многогранные индивидуальные характеристики, самобытность.

Новое значение термина "цивилизация"

Появление самого понятия в тандеме с термином "культура" датируется XVIII веком. Философы Франции называли общество "цивилизованным". А значение слова "цивилизация" все набирало обороты в своей трактовке. Д. Алигьери применял термин, говоря о едином человеческом этносе. Просветители Франции называли этим понятием общество, основой которого стали рассудок и праведность.

Уже в XIX веке значение термина трактовалось, как этап капитализма. Русские в 60-е годы дают определение этому слову, и впервые оно занесено в словарь В.И. Даля. Цивилизация характеризовалась как общее житие, развитое чувство гражданственности, осознание общепринятых правил и подчинение им человеком и гражданином. Но и это объяснение не стало единым.

Таким образом, одного целостного и общепризнанного определения термина не сложилось. Все авторы делают это, основываясь на собственных убеждениях.

Значение понятия "цивилизация" осталось многозначным. Насчитывается свыше ста различных трактовок и объяснений. Но все их можно типизировать, выделяя четыре подхода.

Итак, цивилизация - что такое? Наиболее распространённые варианты:

  1. Историческая эпоха, которая сменила «варварство».
  2. Наивысшая ступень человеческого развития.
  3. Культурно-географическая общность (например, восточная, китайская).
  4. Понятие, в рамках глобального понимания охватывающее планету целиком.

Наиболее распространённая современная трактовка

Цивилизация - что такое? Это конечная стадия общественного развития, с высоким уровнем научного и технического прогресса на фоне спада в искусстве и литературе.

Этапы развития цивилизации

Их выделяют несколько, остановимся подробнее.

Доиндустриальная

Эволюция происходила благодаря аграрно-ремесленному производству с применением ручных орудий труда. Основополагающей формой социальной организации была община. Все новое было чуждо. Человечество не просто использовало дары природы, а находилось в ее подчинении, поклоняясь богам Земли, Воды, Солнца, Дождя.

Индустриальная, или «техногенная»

Уже наблюдается господство инноваций над традициями, которые трактовались источником регресса. Чем больше человек зависим от обычаев, тем сильнее он отстает в развитии. Религия впала в немилость, потому что также препятствовала новациям. Прослеживается крайне быстрый технологический рост. Развивается политическая система. Человек не принадлежит определенному социальному статусу, рождается свободным. Наконец-то подчинена природа. Каким образом? Человечество управляет ею, используя науку и технику, а значит - разумом.

Антропогенная

Мы живем в техногенной цивилизации и продолжаем в ней развиваться. Но наша эпоха находится в состоянии кризиса. Мы поработили природу, пользуемся ее бесценными дарами, в частности, недрами, полезными ископаемыми. Они заканчиваются и при этом не пополняются.

Природа пытается защититься от нас, отсюда экологический и экономический кризис, морально-нравственная катастрофа, вызванная отказом от традиций и разрушением этических норм.

О техногенной цивилизации

Учёные выделяют следующие этапы в её развитии:

  1. Доиндустриальный. Главные ресурсы - природные. Это дерево, уголь, глина, металл.
  2. Индустриальный. На этом этапе правит энергия.
  3. Постиндустриальный. Господствующим ресурсом становится информация.

Как человечеству преодолеть глобальную катастрофу? Переходить на новый этап.

Антропогенная цивилизация - что такое? Это эпоха, в которой человек сформировал философское отношение к природе. Теперь он непросто ею управляет, а может и сам подчиняться.

Учеными выдвинуто предположение, что нас ожидает процесс глобальной интеграции. Все народы мира объединятся, сотрутся этнические и культурные границы, воцарится один язык и экономика. Если человечество сольется в единую планетарную общность, появится одна цель. И произойдет возникновение антропогенной цивилизации. Но пока она считается только мифом.

Цивилизация (от лат. civilis -- гражданский , государственный ) -- 1) общефилософское значение -- социальная форма движения материи , обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2) историософское значение -- понятие, обозначающее единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 3) стадия всемирно исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности; 4) локализованное во времени и пространстве общество . Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов. цивилизация восточный западный техногенный

Типы цивилизации - методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В основу типологизации положены четыре основных критерия:

  • 1) общие фундаментальные черты духовной жизни;
  • 2)общность и взаимозависимость историке-политической судьбы и экономического развития;
  • 3) взаимопереплетение культур;
  • 4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации:

  • 2) восточный тип цивилизации;
  • 3) западный тип цивилизации;
  • 4) современный тип цивилизации.

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) -- исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

  • 1. Традиционализм -- ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.
  • 2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.
  • 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.
  • 4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.
  • 5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.
  • 6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.
  • 7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

Западный тип цивилизации (западная цивилизация) -- систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:

  • 1) динамизм, ориентация на новизну;
  • 2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
  • 3) индивидуализм, установка на автономию личности;
  • 4) рациональность;
  • 5) идеалы свободы, равенства, терпимости;
  • 6) уважение к частной собственности;
  • 7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

Техногенная цивилизация -- исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV--XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.

Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

Характерные черты:

  • 1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний;
  • 2) как результатом слияния науки и производства произошла и научно-техническая революция, существенным образом изменившие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства;
  • 3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества -- индустриальное общество и постиндустриальное общество.

Для обозначения исторических особенностей того или иного типа цивилизации используется разделение всех типов цивилизаций на два основных типа: первичные цивилизации и вторичные цивилизации. Первичными цивилизациями называют древние цивилизации, выросшие непосредственно из первобытности и не опиравшиеся на предшествующую цивилизационную традицию. Вторичные возникли относительно позже и осваивали культурно-исторический опыт древних обществ.

Современное состояние цивилизационного развития привело к формированию глобальной цивилизации.

Глобальная цивилизация -- современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

Заключение

В данной работе рассмотрена сравнительная характеристика двух типов цивилизаций: восточного и западного; рассмотрено их зарождение и эволюция.

Так же были отмечены их характерные черты.

И были выдвинуты критерии на основе которых четыре основных типа цивилизации:

  • 1) природные сообщества (непрогрессивные формы существования);
  • 2) восточный тип цивилизации;
  • 3) западный тип цивилизации;
  • 4) современный тип цивилизации

СМОЛЕНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТЫЙ КОЛЛЕДЖ

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ: “ОБШЕСТВОЗНАНИЕ”

НА ТЕМУ: “Что такое цивилизация ?

История возникновения данного понятия .

Выполнил студент 13 гр.

Андросов Сергей Николаевич

Проверил преподаватель

Науменкова В.Н.

СМОЛЕНСК 2004 г.

ПЛАН

1) Значения слова “цивилизация”………….(9)

2) История возникновения цивилизации….(4)

3) Понятие Цивилизации…………………….(8)

4) Заключение…………………………………(11)

5) Список литературы………………………..(12)

1)Значения слова “цивилизация”

Просветители первыми ввели в широкий научный оборот и понятие цивилизации. По их мнению, цивилизация представляла собой, с одной стороны, определенный этап в развитии человеческого общества, следующий за дикостью и варварством, с другой,- всю совокупность достижений человеческого разума и их воплощений в общественной жизни различных народов.

Употребляя термин Цивилизация в первом его значении, они подчеркивали, что цивилизацию от ранних ступеней развития человечества отличают: возникновение пашенного земледелия, появление государства и писанного права, городов, письменности.

Говоря о цивилизации как о совокупности достижений человеческого разума, они имели в виду признание естественных прав человека, уважение его прав и свобод, осознание верховной властью ответственности перед обществом, открытия науки и философии.

Итак, Цивилизация это исход и завершение культурных поисков, последняя стадия развития. Она характеризуется ослаблением влияния традиций, упадком религиозности, ростом городов, распространением причинно-следственных (природных) взглядов на мир.

2) История возникновения цивилизации.

Когда мы употребляем понятие «цивилизация», то речь идет о термине, который несет чрезвы­чайно большую семантическую и этимологичес­кую нагрузку. Однозначной его трактовки нет ни в отече­ственной, ни в зарубежной науке.

Слово «цивилизация» появилось во французском язы­ке в середине 18 в.; лавры его создания отдают Буланже и Гольбаху. Первоначально это понятие возникло в русле теории прогресса и употреблялось только в един­ственном числе как противоположная «варварству» ста­дия всемирно-исторического процесса и как его идеал в евроцентристской интерпретации. В частности, французские просветители называли цивилизацией общество, ос­нованное на разуме и справедливости.

В начале XIX в« начался переход от монистической интерпретации истории человечества к плюралистичес­кой. Это было обусловлено двумя факторами.

Во-первых, последствиями Великой французской револю­ции, установившей новый порядок на развалинах ста­рого и тем самым обнаружившей несостоятельность эволюционистских воззрений на прогресс общества.

Во-вторых, тем огромным этно-историческим материалом, полученным в «эпоху путешествий», который обна­ружил огромное разнообразие нравов и человечес­ких установлений вне Европы и то, что цивилиза­ции, оказывается, могут умирать.

В связи с этим стала складываться «этнографичес­кая» концепция цивилизации, основу которой составляло представление о том, что у каждого народа - своя циви­лизация (Т. Жуффруа). В романтической историографии начала XIX в. с ее апологией почвы и крови, экзальта­цией народного духа понятию цивилизации был придан локально исторический смысл.

В начале XIX в. Ф. Гизо, предпринимая попытку раз­решить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и многообразием обнаруженного историко-этнографического материала, заложил основы этно-исторической концепции цивилизации», предполагавшей, что, с одной стороны, существуют локальные цивилиза­ции, а с другой, - есть еще и Цивилизация как прогресс человеческого общества в целом.

В марксизме термин «цивилизация» применялся для характеристики определенной стадии развития общест­ва, следующей за дикостью и варварством.

Утвердившиеся во второй половине XVIII - начале XIX в. три подхода к пониманию слова «цивилизация» продолжают существовать и в настоящее время. Это:

а) унитарный подход (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества, представляющего собой единое целое);

б) стадиальный подход (цивилизации, являющиеся этапом прогрессивного развития человечества как единого целого);

в) локально исторический подход (цивилизации как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования).

Цивилизация, считал Гизо состоит из двух элементов: социального, внешнего по отношению к человеку и всеоб­щего, и интеллектуального, внутреннего, определяющего его личную природу. Взаимное воздействие этих двух яв­лений. социальных и интеллектуальных, является осно­вой развития цивилизации.

А. Тойнби рассматривал цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия и четко выраженные параметры тех­нологического развития.

М. Вебер также считал религию основой цивилизации. Л. Уайт подвергает изучению цивилизацию с точки зре­ния внутренней организованности, обусловленности об­щества тремя основными компонентами: техникой, соци­альной организацией и философией, причем техника у него определяет остальные компоненты.

Ф. Копечпы была также предпринята попытка создать особую «науку о цивилизации» и разработать ее общую теорию. Последнюю надо отличать от истории цивили­зации. поскольку теория есть единое учение о цивилиза­ции вообще. Историй же столько, сколько цивилизаций, и нет единого цивилизационного процесса.

Главная проблема науки о цивилизации - происхожде­ние и природа ее многообразия. Содержание всеобщей ис­тории - изучение борьбы цивилизаций, их развития, а так­же история возникновения культур. Основные идеи Ф. Конечны сводятся к тому, что цивилизация.

во-первых, - это особое состояние групповой жизни, ко­торое может быть охарактеризовано с разных сто­рон; «особая форма организации коллективности лю­дей», «метод устройства коллективной жизни», т.е. цивилизация - это социальная целостность;

во-вторых, внутренняя жизнь цивилизации определяется двумя фундаментальными категориями - блага (мо­рали) и истины; а внешняя, или телесная - катего­риями здоровья и благополучия. Кроме них, жизнь цивилизации основана на категории красоты. Эти пять категорий, или факторов устанавливают строй жизни и своеобразие цивилизаций, а неограниченнос­ти методов как способов связи факторов жизни соот­ветствует неограниченное количество цивилизаций.

В отечественной литературе также существует раз­личное понимание того, что лежит в основе цивилизации. Так, представители географического детерминизма счи­тают, что решающее воздействие на характер цивилиза­ции оказывает географическая среда существования того или иного народа, которая влияет прежде всего на фор­мы кооперации людей, постепенно изменяющих природу (Л.Л. Мечников).

Л.Н. Гумилев связывает это понятие с особенностями этнической истории.

Однако в целом у нас преобладает культурологичес­кий подход к определению понятия «цивилизация». В боль­шинстве словарей это слово интерпретируется как сино­ним понятия культура. В широком смысле под ним под­разумевают совокупность материальных и духовных до­стижений общества в его историческом развитии, в узком -только материальную культуру.

Поэтому большинство ученых склонны определять ци­вилизацию «как социокультурную общность, обладаю­щую качественной спецификой», как «целостное кон­кретно-историческое образование, отличающееся харак­тером своего отношения к миру природы и внутренни­ми особенностями самобытной культуры».

Культурологический путь к пониманию цивилизации представляет собой форму гносеологического редукционизма, когда весь мир людей сводится к его культурным ха­рактеристикам. Тем самым цивилизационный подход ото­ждествляется с культурологическим. В связи с этим надо отметить, что еще в XIX - начале XX в., особенно в странах германского языка, культуру противопоставляли понятию «цивилизация».

Так, уже у Канта намечается различие между понятия­ми цивилизации и культуры. Шпенглер, представляя цивилизацию совокупностью технико-механических элемен­тов, противопоставляет ее культуре, как царству органи­чески-жизненного. Поэтому он утверждает, что цивилиза­ция - это заключительный этап развития какой-либо культуры или какого-либо периода общественного развития, для которых характерны высокий уровень научных и технических достижений и упадок искус­ства и литературы.

Кроме того, некоторые ученые независимо от их пред­ставлений о том, что лежит в основе цивилизации, рас­сматривают ее как внешний по отношению к человеку мир, культура же ими трактуется как символ его внутреннего достояния, как духовный код жизнедеятельности.

В связи с этим термин «цивилизация» употребляется в нормативно-ценностном значении, позволяющем фиксиро­вать то, что получило название матрицы или «доминант­ной формы интеграции» (П. Сорокин).

Такое понимание отличается и от представления о ней как о «конгломерате разнообразных явлений» и не сводит цивилизацию к специфике культуры.

Таким образом, с этой точки зрения цивилизационный и культурологический подходы представляют собой различ­ные способы научной интерпретации истории. Цивилиза­ционный подход ориентирован прежде всего на поиск «единой матрицы», доминантной формы социальной ин­теграции. Культурологический - на изучение культуры как доминанты социальной жизни. В качестве матрицы той или иной цивилизации могут выступать разные основания.

3)Понятие Цивилизации

Кризис прогрессистских иллюзий просветителей, бога­тый этноисторический материал, полученный в «эпоху пу­тешествий» и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне Европы, привели к тому, в начале XIX в. возникла «этнографическая концепция цивилизаций», в ос­нову которой было положено представление о том, что у каждого народа - своя цивилизация
(Т. Жуффруа).

В целом во второй половине XVIII - начале XIX вв. ут­вердилось три подхода к познанию цивилизации:

1. уни­тарный (цивилизация как идеал прогрессивного развития че­ловечества как единого целого);

2. стадиальный (цивилиза­ция как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого);

3. локально-исторический (цивилизация как качественно различные уникальные этнические или историче­ские общественные образования).

В это время Ф. Гизо, заложивший основы «этноисторической концепции цивилизаций», предпринял также попыт­ку разрешить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и реалиями культурно-исторического многообразия народов. Он считал, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а, с другой, - над ними есть еще и Цивилизация как прогресс человеческого общества в целом.

А. Дж. Тойнби рассматривал цивилизацию в качестве «умопостигаемого поля исторического исследования», как систему, обо­собленность которой определяется значимостью связей между ее элементами. Цивилизации зарождаются, по мнению Тойн­би, в результате поиска адекватных Ответов на Вызовы, ко­торые предъявляются людям либо природой (стимулы «бесплодной земли» и «новой земли»), либо человеческим окружением (стимулы «удара» и «давления»). Новая цивилизация при этом может возникнуть двумя путями.

· во-первых, непосредственно из примитивного общества путем ка­чественного изменения его структуры в результате выделения из общей массы некоторого творческого меньшинства (эли­ты), берущего на себя формирование Ответа и разработку но­вых методов и направлений социальной активности;

· во-вторых, из цивилизации на основе использо­вания достижений генетически предшествующей цивилиза­ции. При этом А. Дж. Тойнби считал, что в качестве храните­ля и передатчика «генетической» информации особенно часто выступают конфессиональные институты.

Если Тойнби занимался конкретно-историческим изуче­нием мировых цивилизаций, то в эти же годы польский фи­лософ
Ф. Конечны предпринял попытку создать «науку о цивилизации». В работе «О множественности цивилиза­ций» (1935 г.) он писал, что от истории цивилизаций надо отличать теорию цивилизации. Содержание истории циви­лизаций - изучение их борьбы и развития, главная про­блема «науки о цивилизации» - происхождение и природа их многообразия.

Ф. Конечны считал, что цивилизация - это «особая форма организации коллективности людей», «метод устройства коллективной жизни». Цивилизация - это социальная целостность, внутренняя жизнь которой определяется дву­мя фундаментальными категориями - блага (морали) и ис­тины, а внешняя - здоровья и благополучия. Кроме того, жизнь цивилизации основывается на категории красоты. Конфигурация этих категорий обусловливает своеобразие цивилизаций и их множественность.

· культурологический;

· социологический;

· этнопсихологический;

· географический.

В рамках культурологического подхода М. Вебер, а за ним
А. Тойнби рассматривали цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия. А. Тойнби указывал также и на четко вы­раженные параметры технологического развития. Некото­рые исследователи под цивилизацией понимают не только совокупность отношений между людьми одной конфессии, но и между индивидом и государством.

В русле социологического подхода особый интерес пред­ставляет концепция цивилизаций Д. Уилкинса, который от­вергает понимание цивилизации как социума, характеризующегося однородной культурой. Он считает, что культур­ная однородность не является признаком цивилизации - она может быть вполне и разнородной.

С позиций этнопсихологического подхода Л. Гумилев связывал понятие цивилизации с особенностями этнической истории. Иногда цивилизационный критерий усматривают в специфике культуры и психологии того или иного народа. При таком понимании цивилизации она по существу отож­дествляется с национальным характером.

Представители географического детерминизма считают, что решающее воздействие на характер цивилизации оказы­вают географическая среда существования того или иного народа, которая влияет прежде всего на формы кооперации людей, постепенно изменяющих природу.

Однако в целом, особенно в отечественной литературе, преобладает культурологический подход к определению понятия «цивилизация». В большинстве словарей термин «цивилизация» интерпретируется как синоним понятия культура. В широком смысле под цивилизацией подразуме­вают совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, в узком смысле - только материальную культуру.

Понятие цивилизации тесно сопряжено с понятием культуры, причем не только в негативном смысле, но и в позитивном плане, т.е. противопоставляется культуре, как материальное, техническое - духовному, как стандартное и бесчеловечное - уникальному и гуманному. О. Шпенглер рассматривал цивилизацию, как упадок культуры: «Цивилизация есть неизбежная судьба культуры... логическое следствие, завершение и исход культуры». Но такое противопоставление не является адекватным отражением противоречий современного мира.

Противопоставление цивилизации и культуры коренится в глубинных противоречиях развития цивилизации, порождающее в ходе своего развития насилие, войны, разрушение и гибель культур, отчуждение и эксплуатацию, богатство одних и нищету других. И все-таки противопоставление культуры и цивилизации теоретически неправомерно, ибо без культуры существование цивилизации немыслимо, поскольку она теряет тогда своего субъекта - человека, способного воспроизводить условия цивилизации и развивать ее.

Многообразие культур в рамках цивилизации не исключает наличия у них общих моментов, общих проблем, общих принципов, например, принципов гуманизма, во-первых, и взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур - во-вторых. То, что эти процессы протекают не без противоречий, не отменяет их значения для прогресса цивилизации. Ведь и различные общественные формации - каждая по своему - вносят свой вклад в развитие цивилизации.

Многие исследователи сходятся в том, что цивилизация представляет собой внешний по отношению к человеку мир, воздействующий па него и противостоящий ему, в то время как культура является внутренним достоянием человека, раскрывая меру его развития и являясь символом его духов­ного богатства.

Подведем итоги. Во-первых, цивилизация есть собственно социальная организация общества.

Во-вторых, цивилизация с самого начала характеризуется прогрессирующим общественным разделением труда и развитием информационно-транспортной инфраструктуры. Разумеется, речь идет не об инфраструктуре, свойственной современной волне цивилизации, но к концу варварства прыжок от родоплеменной изолированности был уже совершен. Это позволяет характеризовать цивилизацию как социальную организацию со всеобщей связью индивидов и первичных общностей.

В-третьих, целью цивилизации является воспроизводство и приумножение общественного богатства. Собственно говоря, сама цивилизация родилась на базе появившегося (в результате неолитической технической революции и резкого роста производительности труда) прибавочного продукта. Без последнего было бы невозможно отделение труда умственного от труда физического, появление науки и философии, профессионального искусства и т. д. Соответственно под общественным богатством следует понимать не только его материально-вещественное воплощение, но и ценности духовного порядка, в том числе и свободное время, необходимое индивиду и обществу в целом для их всестороннего развития. В состав социального богатства входит и культура общественных отношений.

Суммируя выделенные черты, можно согласиться с определением, согласно которому цивилизация есть собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства.

Список литературы

1 . Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. - М.: Юрид. лит., 1994.

2 . Аннерс Э. История европейского общества: Пер. со швед. - М.: Посткриптум, 1994.

3 . Батурин Ю.М., Лившиц Р.З. Социалистическое правовое государство: от идеи к осуществлению. - М.: Наука, 1989.

4 . Керимов Д.А. Основы философии права. - М.: Манускрипт, 1992.

5 . Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения: Пер. с фр. - М.: Росполитиздат, 1955.

6 . Очерки сравнительного права: Сборник / Сост. В.А. Туманов. - М.: Прогресс, 1981.

7 . Теория государства и права. Теория государства. / Под ред. А. Б. Венгерова - М.: Юрист, 1995.

8 . Тилле А. Право абсурда. Рабовладельческое право и государство. - М.: МП КОНТ, 1992.

9 .Тихомиров Ю.А. Военная демократия. М.: Известия, 1992.

10 . Дм. Томсон. Исследование по истории древнегреческого общества. 1958.

11 . К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 21.

12 . Лебедь Наталия Владимировна. Исторические предпосылки возникновения цивилизации и государства

Загрузка...