Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

О беззеркалках простым языком. Что лучше – беззеркальный фотоаппарат или зеркальный

Речь в данной статье пойдет о беззеркальных фотоаппаратах. Называют их так за то, что в их конструкции отсутствует громоздкое зеркало и оптический видоискатель. В конструкции классических зеркалок зеркало, расположенное за объективом под углом 45 градусов к оптической оси, позволяет наблюдать через видоискатель изображение, получаемое непосредственно через оптику установленную на камере. На качество изображения его наличие не влияет (в момент съемки оно вообще поднимается и закрывает оптический видоискатель). Из-за больших размеров самого зеркала увеличивается расстояние между матрицей и объективом, что в свою очередь усложняет оптическую конструкцию объективов, увеличивает размеры самой камеры, делает её более громоздкой и шумной.

Зеркальная или беззеркальная камера: что выбрать

Чем зеркальный фотоаппарат лучше беззеркального? Долгое время зеркальные фотоаппараты были самыми популярными среди фотолюбителей, поскольку достоинства всё же перекрывали недостатки. Однако, прогресс не стоит на месте, и современные цифровые технологии позволили производителям создать новый класс камер. Беззеркальные системные камеры вобрали в себя все достоинства зеркального фотоаппарата в лице удобства визирования, скорости работы электроники, а также возможности менять оптику. При этом отсутствие оптического видоискателя и зеркала позволяют сделать сами фотокамеры меньше, легче, с более простой и эффективной конструкцией. Изначально зародившись как нишевый продукт, этот класс камер с каждым годом обретает всё больше новых поклонников, количество же моделей на рынке растёт лавинообразным образом. Во всём этом многообразии немудрено запутаться!

Системные фотоаппараты со сменной оптикой

В этой статье мы выбрали самых интересных на наш взгляд представителей беззеркалок или, как их еще называют, компактных системных камер со сменной оптикой. Мы расскажем про те модели, которые по своим характеристикам уже вплотную приблизились к показателям зеркальных фотоаппаратов, а то и вовсе превзошли их. Беззеркальные фотокамеры могут быть интересны широкому кругу людей. К примеру, тем, кто хочется шагнуть вперёд от привычной компактной мыльницы или мобильного телефон. Интуитивно понятное управление большинства таких фотоаппаратов позволяет ознакомиться со всеми азами фотографии, оставаясь в зоне комфорта. Также они подойдут тем фотолюбителям, у которых имеется большой парк старой качественной фотооптики, оставшийся с пленочных времён. Многими фирмами выпускаются переходники под разные байонеты, через которые можно установить и использовать на камере свои любимые объективы. Их также часто выбирают в качестве запасной или второй камеры многие обладатели зеркальных фотоаппаратов, а иногда и полностью переходят с зеркальной системы на беззеркальную!

И еще немаловажный момент: на некоторые модели беззеркалок (например, Olympus) цена практически не выросла. Другие же модели прибавили в результате декабрьского подорожания не так много, как зеркальные фотоаппараты.

Беззеркальные фотоаппараты Olympus

Если размер и вес для вас имеют наибольшее значение, то вам стоит посмотреть в сторону беззеркальных фотоаппаратов от Olympus. В своих камерах они используют матрицу размера Micro Four Thirds (примерно 17,3х13 мм). Такое решение позволяет выпускать фотоаппараты и оптику небольших размеров. В то же время матрица Micro Four Thirds имеет достаточно большой размер и обеспечивает качество изображения близкое к матрицам APS-C. Olympus в своих камерах в отношении качества картинки выжимают из сенсоров 4/3 буквально всё! Среди богатой линейки Olympus хочется выделить две OM-D E-M10 и OM-D E-M1

В 2014 году получила множество наград, в том числе и от EISA, DPpreview и TIPA, как фотокамера с идеальным соотношением цены и качества в своем классе. OM-D E-M10 - это продолжение серии OM-D, которая покорила мир своим классическим дизайном в сочетании с последними достижениями компании Olympus. Камера очень быстрая. Скорость автофокуса составляет всего 0,06 секунды, а скорость съемки в RAW формате 8 кадров в секунду. Добавим судя огромные возможности по кастомизации интерфейса, простоту ручного и полуавтоматического управления, съемку в Full-HD формате, и вы получите камеру, которая выигрывает у большинства зеркальных фотоаппаратов, но занимает в разы меньше места.

Старший брат E-M10, флагман беззеркальной системы Olympus Micro Four Thirds. Каждой своей гранью эта камера заточена под репортаж и имеет богатый арсенал профессиональных решений. Улучшенный электронный видоискатель с полем зрения больше, чем у многих “зеркальных фотоаппаратов” . Уникальный 5-осевой стабилизатор изображения для фото и видео: компенсирует дрожание в трех плоскостях, а также вращательные моменты. Быстрый, как гепард, гибридный автофокус. Пыле- и влагонепроницаемый морозостойкий корпус. К данной фотокамере также выпускается большое количество дополнительных аксессуаров, расширяющих её возможности ещё больше. Из доступных аксессуаров хочется отметить переходник MMF-3, позволяющий устанавливать и задействовать все функции оптики формата 4/3 (такая оптика применялась в зеркалках Olympus и Panasonic в недавнем прошлом). Автофокус с такой оптикой будет работать с помощью расположенных на матрице датчиков фазовой детекции.

Беззеркальные фотоаппараты Fujifilm

Следующим производителем, который также сосредоточил свои силы на выпуске беззеркальных фотоаппаратов и оставил без внимание зеркалки, является японская корпорация Fujifilm. Главное достоинство Fujifilm - это уникальная матрица и рассчитанная под нее оптика. И это не удивительно, ведь весь свой опыт и знания, накопленный за долгие годы совершенствования цветных эмульсий, инженеры Fujifilm адаптировали под цифровые технологии. Результатом их трудов стала матрица с технологией X-Trans.

Данная технология интересна тем, что пикселы на сенсоре располагаются нелинейным образом и благодаря этому отпадает необходимость использовать низкочастотный фильтр. Картинка приобретает свой уникальный шарм, а так же исключительную резкость в мельчайших деталях. Все эти детали позволяет запечатлеть оптика собственной разработки. Среди фотокамер из линейки Fujifilm хочется выделить следующие беззеркальные модели.

Является наиболее доступной моделью в линейке камер от Fujifilm с технологией X-Trans. От своих старших братьев он отличается, прежде всего размером, а так же отсутствием электронного видоискатель и менее развитой эргономикой органов управления (меньше кнопок). Фотоаппарат предлагается в трех разных расцветках корпуса, обладает поворотным экраном, функцией Wi-Fi и станет недорогим входным билетом в мир системы Fujifilm.

Это заявка компании Fujifulm на игру на том же поле, что и Olympus OM-D E-M1. На поле репортажных камер в непосредственной конкуренции с зеркалками. Модель относится к премиум-сегменту и на данный момент является самой продвинутой системной беззеркальной камерой фирмы Fujifilm. внешне она похожа на зеркалку, но вместо оптического видоискателя используется электронный, который благодаря своим размерам и качеству практически не отличим от оптического. Корпус фотокамеры пыле- влагозащищенный, морозостойкий и имеет классические механические диски управления выдержкой и экспокоррекцией (диафрагма на большинстве объективов Fujifilm устанавливается кольцо на объективе). Здесь применяется матрица X-Trans CMOS II с увеличенным до 51200 ISO. Новые процессор и электроника практически свели к минимуму время включения и интервал между снимками, что позволило получить фотокамеру с высочайшей скоростью реакции. Фазовый автофокус с функцией прогнозирования движения объекта позволяет снимать до 8 кадров в секунду. К этой модели, как и в случае с Olympus, компанией Fujifilm было выпущена большая линейка дополнительных аксессуаров и новые пыле- и влагозащищенные объективы.

Беззеркальные фотоаппараты Sony

Говоря о беззеркальных камерах нельзя не упомянуть о корпорации Sony. Среди достижений в этом сегменте рынка хочется выделить две модели: Sony A6000 с самым продвинутым автофокусом и Sony A7 II с 5-осевым оптическим стабилизатором на на основе сдвига матрицы, впервые реализованном на полном кадре.

Это 24-мп APS-C беззеркальная фотокамера с байонетом E, выпускающаяся в трех цветах. С первого взгляда вам бросится в глаза её продуманная эргономика. Камера хорошо ложится в руку, имеет множество настраиваемых органов управления, продуманный интерфейс. Но самым интересным является её система автофокусировки с технологией 4D-фокуса. Мало того, что по скорости он превзошел даже зеркальные фотокамеры от Sony, так ещё и наведение осуществляется по четырем измерениям: горизонталь, вертикаль, глубина и время (имеются в виду предиктивные алгоритмы, повзоляющие предсказать перемещения объекта в следующий момент времени). К другим особенностям можно отнести расширенный диапазон чувствительности матрицы до ISO 25600, интеллектуальный электронный OLED-видоискатель высокого разрешения, Wi-Fi и NFC протоколы для передачи данных. Ещё одним интересным фактом является возможность загружать различного рода приложения, совершенствующие и расширяющие возможности камеры, из фирменного магазина PlayMemories Camera Apps.

С байонетом Е и полнокадровой матрицей стоит от всех беззеркальных фотокамер некоторым особняком. Это первая в мире фотокамера с 5-осевым оптическим стабилизатором изображения, реализованным для полнокадровой (24х36 мм) матрицы. Стабилизатор будет работать и с “родной” для этой модели оптикой с байонетом E, и с оптикой от зеркалок Sony и Minolta с байонетом A (понадобится соответствующий переходник), и с любыми другими объективами, установленными через переходники. Если электроника переходника позволяет камере понять, какой объектив используется, стабилизатор подстроится под объектив автоматически. Если объектив или переходник не имеют электроники вообще, то фокусное расстояние объектива необходимо будет указать вручную.

Автофокус камеры гибридный, максимально точный и быстрый, с возможностью прогнозирования движения. Видеографы также оценят эту фотокамеру по-достоинству, поскольку она имеет полный набор функций видеозаписи, а на выходе выдает видео в Full HD формате с битрейтом до 50 Мбит/с. Добавим сюда удобный эргономичный дизайн, высокую степень свободы относительно настроек управления, простоту беспроводной передачи данных и удобную загрузку дополнительных инструментов через фирменный PlayMemories Camera Apps и мы получим беззеркальную фотокамеру с безграничными возможностями, а главное - с полнокадровой матрицей.

Компактные аппараты со сменной оптикой или, как их еще называют, беззеркалки - относительно новый вид фотокамер появился около 5 лет назад. Помню, что в начале 2000-х годов, когда стали появляться первые доступные цифрозеркалки, народ на форумах мечтал об "идеальном" фотоаппарате - размером со среднюю мыльницу, но с качеством картинки как у зеркалки. В те времена такой аппарат выглядел несбыточной мечтой, поскольку элементная база не позволяла сделать что-то подобное - крупные по размеру матрицы потребляли большое количество электроэнергии, имели склонность к нагреву, и, как следствие того - росту уровня шумов. Тем не менее, технологии развивались, обновлялась элементная база и в 2005 году появилась первая беззеркальная камера с матрицей APS-C - Sony Cybershot R1.

Sony Cybershot R1

Камера не вызвала большого ажиотажа на рынке, так как в ней было много спорных моментов - нескромные габариты, несменная оптика, низкая скорость серийной съемки (особенно в raw), "инерционность" видоискателя и ЖК-экрана, медленный автофокус и еще что-то по мелочи. Тем не менее, аппарат был в некотором роде революционным - это была первая беззеркалка. Время шло, технологии совершенствовались. С тех пор беззеркалки прошли достаточно большой путь в развитии, избавились от многих детских болезней. У Sony R1 причиной многих проблем был слабый процессор.

Процессоры современных аппаратов многократно превосходят его по скорости. По некоторым скоростным характеристикам, например, скорости серийной съемки, частоте кадров при съемке видео FullHD современные беззеркалки серьезно опережают зеркальные фотоаппараты. Например, скорость серийной съемки у беззеркалки Sony NEX-6 составляет 10 кадров в секунду! У большинства зеркалок скорость серийной съемки как минимум в два раза медленнее.

Ниже я приведу краткое описание платформ и примерную стоимость владения профессиональным (или приближенным к нему) комплектом техники данной платформы. Под профессиональным комплектом подразумевается следующее:

  • "Топовая" тушка
  • Светосильный зум (в эквиваленте 24-70 мм/2.8) - стараемся рассматривать наиболее выгодные варианты, когда такой объектив идет в комплекте с тушкой
  • Светосильный телевик (70-200 мм/2.8)
  • Портретные объективы (фиксы 85, 135 мм)

Micro 4/3

Платформу Micro 4/3 продвигают два бренда - Olympus и Panasonic, причем уже давно. Интересная особенность - полная совместимость. Один и тот же объектив будет замечательно работать и с Olympus и с Panasonic.


Аппараты семейства Micro 4/3

Сами аппараты имеют большой разброс по цене. Самые дешевые стоят около 20 тысяч рублей, самые дорогие - до 100 тысяч рублей и больше (среди них есть пыле- влагоустойчивые модели, а так же расширенными комплектами аксессуаров). Качество фотографий существенно лучше, чем у мыльниц, но в большинстве своем не дотягивает до аппаратов матрицей APS-C (не говоря уже про полный кадр). У системы Micro 4/3 на данный момент есть одно важное достоинство.

Поскольку с момента появления первых аппаратов этой системы прошло уже несколько лет, в продаже имеется множество различных аксессуаров - объективов, вспышек. Объективы перекрывают фокусные расстояния от 14 до 300 мм (в "пленочном" эквиваленте), что достаточно для удовлетворения запросов подавляющего большинства фотолюбителей. По стоимости объективы системы Micro 4/3 сопоставимы с объективами для зеркалок - от 8 до 60 тысяч рублей.

Стоимость топовой комплектации Олимпуса такая:

Виджет от SocialMart

По состоянию цен на ноябрь 2018 года примерная стоимость такого комплекта составит 260 тысяч рублей. У Панасоника цены примерно такие же.

Несмотря на кажущуюся "похожесть" камер Olympus и Panasonic, все же отличия между ними есть. У меня есть личный опыт работы с этими камерами и могу сказать про них следующее:

  • Камеры Olympus более "художественные" в плане фото, главным образом из-за интересной и чуть необычной цветопередачи, отдающей в теплоту. Поснимав пейзажи на Олимпус, я буквально влюбился в его картинку. Но на портрете он постоянно пытается уйти в красноту, особенно, когда пытаешься фотографировать в вечернем свете.
  • Цветопередача Panasonic более сдержанная и нейтральная, кому-то она может показаться даже скучной. Зато в современных камерах у матрицы отсутствует low-pass фильтр - это дает возможность получить более детализированную картинку. Даже на китовом объективе резкость впечатляющая. Также Панасоник будет посильнее в плане видеовозможностей.

Беззеркалки Sony

Камеры Sony одни из первых пришли в беззеркальную нишу и прочно в ней закрепились. В модельном ряде в настоящий момент присутствуют как относительно недорогие камеры любительского класса с матрицей APS-C, так и профессиональные полнокадровые системные камеры.


Беззеркалка Sony NEX

Основными достоинствами системных камер Sony можно назвать качественную картинку, обусловленную широким динамическим диапазоном (особенно на полном кадре), удобное и логичное управление. Полнокадровые камеры имеют матрицу очень высокого разрешения - например, у Sony A7 Mark III целых 44 мегапикселя. У беззеркалки Sony A7s разрешение полнокадровой матрицы все лишь 12 мегапикселей, но у нее просто заоблачное рабочее ISO, благодаря чему эта тушка пользуется большой популярностью у профессиональных видеографов, так как даже при самом плохом освещении уровень шумов минимален.

Естественно, среди беззеркальных Сонек есть камеры попроще - это семейства 5000 (любительская серия), 6000 (продвинуто-любительская).

Главный недостаток системных камер Sony - ограниченное количество качественной оптики и ее дороговизна.

Виджет от SocialMart

Как видно из ценников, владение топовым комплектом Sony - удовольствие не из дешевых! По ценам ноября 2018 стоимость комплекта легко переваливает за 600 тысяч рублей (сравните с ценами на Олимпус:). За эти деньги можно чудо российского автопрома - автомобиль Лада Веста (ссылка на мой второй сайт) :)

Естественно, сравнивать полнокадровые камеры Сони с "дважды-кропнутым" Олимпусом некорректно, но и в целом платформа Sony E раза в 1.5-2 дороже, чем Micro 4/3. Если для профессионалов это средствапроизводства, вложения в которые окупаются, то для любителей - большой повод задуматься, ибо качество картинки у любительских Sony и камер Olympus/Panasonic практически одинаковое.

Беззеркалки Fujifilm

Отдельного упоминания заслуживают фотоаппараты Fujifilm. Отличительная особенность этих камер - матрица X-Trans, обладающая высоким рабочим ISO и обеспечивающая высокую детализацию картинки.

Я имел небольшой опыт съемки на беззеркалки Fujifilm и согу сказать про них следующее. Чтобы чувствовать с этой камерой "в своей тарелке" нужно иметь опыт фотосъемки. Эти камеры не для новичков - уж больно много органов управления, в которых без знания дела легко запутаться. Чего стоит четыре (!) крутилки и несколько рычажков на верхней панели:

Но те, кого не пугают слова экспозиция, экспокоррекция, выдержка, диафрагма, находят управление Fujifilm очень удобным и логичным.

К плюсам Fujifilm помимо высокого качества картинки можно отнести наличие в продаже большого количества качественной оптики. По большей части это светосильные объективы с фиксированным фокусным расстоянием, что еще раз подтверждает нацеленность Fujifilm прежде всего на опытных фотолюбителей. Судя по видео на Youtube есть немало профессиональных фотографов, которые перешли с зеркалок Canon и Nikon на безеркалки Fujifilm и нисколько об этом не пожалели.

Виджет от SocialMart

Общая стоимость комплекта получается в районе 300 тысяч. В этом плане Fujifilm не намного дороже Micro 4/3, но заметно дешевле Sony E. Это делает платформу Fujifilm весьма интересной и привлекательной для профессиональных фотографов. Кроп-фактор 1.5 в какой-то степени компенсируется большей светосилой объективов. К примеру, штатный объектив, с которым продается топовая тушка X-T2 - портретный фикс 56/1.2. Светосила - один и два! В пересчете на ГРИП это получается "полнокадровые" 1.8, то есть большой разницы в размытии фона с полнокадровым 85/1.8 никто не заметит.

Можно конечно бесконечно спорить о реальном фокусном расстоянии и передаче перспективы, проводить лабораторные опыты и съемки в идеальных условиях, чтобы увидеть разницу между реальным и эквивалентным фокуснвм расстоянием, но в реальных условиях эта разница просто видна не будет. Тогда зачем платить больше? Разве что за перфекционизм... (лично мое мнение!)

Беззеркалки Canon

Canon "прощелкал" время выхода в нишу системных камер и до сих пор сохраняет за собой статус "догоняющего". А погнался он, судя по всему, за Sony, то есть за лидером. Свидетельство тому - недавнее появление полнокадровых беззеркалок Canon EOS R.

Камера многообещающая, хоть в чем-то и уступает последней Sony A7r Mark III, тем не менее подкупает полная совместимость с оптикой Canon EF, EF-S (через переходник). Родной байонет - Canon RF. Разрешение матрицы 30 мегапикселей. При использовании кропнутой оптики задействована только центральная часть матрицы и разрешение картинки падает до 11.6 мегапикселей. Если собирать рабочий комплект на базе этой платформы, расклад получается такой:

Виджет от SocialMart

Примерный ценник комплекта - 450 тысяч рублей, то есть где-то в 1.5 раза дешевле, чем на базе Sony E-Mount. Причем оптика, включенная в комплект, самая что ни на есть "топовая", за исключением, разве что китового объектива 24-105/4L. Так что, если у вас есть набор оптики и аксессуаров Canon, но вы до недавнего времени "облизывались" на полнокадровые беззеркалки Sony, сейчас настало неплохое время пересмотреть свое отношение к этому вопросу. Хотя я бы подождал появления Canon EOS R Mark II - наверняка, у первой модели есть какие-то детские болячки, которые будут исправлены во второй версии камеры. Плюс ко всему, ценник на первую версию станет более гуманным.

Естественно, среди беззеркалок Canon есть и те, которые ориентированы на любительский сегмент - это камеры Canon EOS M. Сейчас их уже много разных модификаций. Наиболее интересным выглядит семейство M5 за счет наличия электронного видоискателя, но и стоят они недешево. В основном они конкурируют с Sony семейств A5000, A6000. Лично мое мнение - выбор между Sony и Canon скорее не сравнением технических характеристик (они сопоставимы), а субъективными личными предпочтениями. В пользу Sony говорят лучшие видеовозможности (наличие 4K и большая частота кадров в FullHD), более быстрая серийная съемка. Canon подкупает во-первых ценой, во-вторых - большим количеством объективов, в том числе зеркалочных.

Беззеркалки Nikon

Nikon 1

Никон в свое время продвигал свою платформу Nikon 1. Это были компактные любительские беззеркалки, имеющие матрицу c кроп-фактором 2.7.


Аппарат Nikon J1

По функционалу эти камеры мало чем отличались от любительских мыльниц, основной упор был сделан на авторежим. Качество картинки сравнимо с топовыми мыльницами.

Я имел возможность поснимать аппаратом Nikon J1 - для любительского уровня результат вполне приемлемый. Аппарат неплохо фокусировался при домашнем освещении, фотографии получались сбалансированные по тонам с приемлемым уровнем шума. Максимальное рабочее ISO - около 1000 единиц.

Недостатки - ограниченный набор настроек, небольшой выбор оптики и расширение его ассортимента не планируется, так как Nikon свернул производство этой линейки.

Nikon Z

Это вторая попытка Nikon завоевать беззеркальный рынок, но уже не в любительском, а в профессиональном сегменте.

Камеры Nikon Z6 и Z7 выпущены относительно недавно и информации по ним немного. Судя по всему, это очередной конкурент Sony A7 и A9. Если смотреть по характеристикам, то первое что бросается в глаза - это наличие полнокадрового сенсора разрешением 24.4 и 45.7 мегапикслей (Z6 и Z7) соответственно. Стоимость тушек пока околокосмическая, набор родной оптики небольшой, однако через переходник можно установить любой объектив Nikon.

Не вынесли конкуренции

Есть производители "первого эшелона", которые также пытались производить беззеркалки и делали это вполне успешно, но у них не хватило сил бороться с теми, кто вошел в эту нишу первыми - Sony, Panasonic, Olympus, Fujifilm.

Pentax

Надо сказать, камеры Pentax не самые популярные в нашей стране, возможно это и сыграло роль провала их беззеркалок на рынке. А попытки было целых две.

Pentax Q

Это самые маленькие и компактные аппараты, имеют матрицу "мыльничного" формата 1/2.3". Соответственно, кроп-фактор составляет 5.6.


Аппарат Pentax семейства Q

Отличительной особенностью данной линейки Pentax является исключительная компактность, за которую приходится жертвовать качеством фотоагрфий (оно как у мыльниц). Еще у этих аппаратов есть несколько интересных особенностей. Например, затвор встроен не в сам аппарат, а в объектив. Фотоаппараты Pentax Q имеют систему стабилизации изображения с подвижной матрицей. Достоинством данных аппаратов по сравнению с традиционными мыльницами является светосильный китовый объектив 8.5мм f/1.9 (в пересчете на полный кадр получается 47 мм, по ГРИП - как f/11).

Возможно, эти камеры еще продаются на вторичке, но я не вижу никакого смысла в их покупке. Только в качестве имиджевой игрушки... Оптика системы Pentax Q дорогая, выбор ее очень ограничен. Помимо двух зумов (5-15 мм, 15-45 мм) в линейке преобладают объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Лично мое мнение - за цену это игрушки лучше купить нормальный смартфон, толку будет больше:)

Pentax K

Это семейство представлено пока всего одной моделью K-01. Отличительной особенностью этого аппарата является полная совместимость с оптикой от зеркалок за счет сохранения рабочего отрезка - расстояния от задней кромки объектива до матрицы. С одной стороны, это большой плюс, если у вас есть зеркалка Pentax с парком оптики - все эти объективы будут работать на K-01 безо всяких переходников.

Но есть и минус - габариты фотоаппарата. Это кирпич! Наверное, это самая увесистая беззеркалка из ныне существующих. Pentax K-01 имеет матрицу формата APS-C, что обеспечивает ему качество картинки как у зеркалок. Этот аппарат есть смысл покупать если вы либо большой поклонник марки, либо у вас куча стекол Pentax и вы не знаете, какое этой куче можно найти применение.

Начинать свою фотокарьеру с этой камеры точно не стоит! :)

На что обращать внимание при выборе системной камеры?

О том, беззеркалки каких производителей можно сейчас купить в магазинах мы выяснили. Осталось выяснить, на какие характеристики стоит обращать особое внимание.

1. Габариты, вес, удобство управления

Как уже было сказано выше, это самая сильная сторона системных камер по сравнению с зеркалками. С одной стороны, небольшой вес и размеры это достоинство, но до фанатизма при выборе доходить не стоит, так как есть такое понятие как эргономика - удобство камеры в работе. Если вы планируете снимать только в автоматическом режиме, вопросов нет - из органов управления нужна только кнопка спуска. Но если в планах творческая съемка, у камеры должен быть физический диск выбора режима (P-A-S-M), чтобы не лазить каждый раз в меню и 1 или 2 управляющих диска установки параметров съемки.

Сколько дисков лучше - 1 или 2? Одного диска вполне достаточно, если вы снимаете в режимах P, A, S. В этом случае вручную задается один параметр - уровень экспозиции, диафрагма или выдержка (соответственно). Но если вы предпочитаете ручной режим, настоятельно советую искать вариант с двумя дисками управления - один отвечает за выдержку, другой - за диафрагму. Такие камеры стоят дороже, но с ними работать гораздо удобнее - именно работать, а не щелкать налево-направо:) У некоторых моделей беззеркалок есть и третий диск - ручная экспокоррекция. Он тоже может быть полезен в ряде случаев, но специально переплачивать за него не стоит.

Еще малые габаритные размеры камеры как правило влекут за собой еще одну неприятность - малая емкость аккумулятора. Начинка у карманной камеры точно такая же как и у более крупной по размеру, соответственно, энергопотребление такое же. Но в крупной камере есть место для емкого аккумулятора, у компактной оно очень ограничено.

2. Наличие видоискателя

Подавляющее большинство камер класса выше среднего имеют электронный видоискатель (ЭВИ), причем, зачастую это единственное серьезное отличие от моделей, которые стоят на 20-30% дешевле. Стоит ли он этих денег?

Производители и маркетологи однозначно позиционируют ЭВИ как "отличное средство для съемки на ярком солнце, ибо картинку на экране рассмотреть почти невозможно". Так ли это?

Начнем с того, что далеко не у всех камер электронный видоискатель действительно помогает при съемке. Даже сейчас далеко не у всех беззеркалок ЭВИ работает без задержки - хоть доли секунды, но она есть. Размер картинки в видоискателе также не всегда позволяет полноценно использовать его для ручной фокусировки. Но все же ЭВИ действительно удобнее при съемке на ярком солнце, чем экран, подверженный засветке. Тем не менее, при отсутствии ЭВИ вполне можно выставлять экспозицию "по приборам" - гистограмме или подсветке светов/теней.

Еще у ЭВИ есть особенность - он быстрее сажает батарею, чем обычный экран. Не намного, но быстрее. Казалось бы парадокс! Объяснение простое - разрешение ЭВИ как правило выше, чем у заднего экрана камеры, соответственно, для питания требуется больший ток.

Из всего этого можно сделать вывод, что ЭВИ действительно полезная вещь, но только для более-менее профессионального применения камеры. При этом он должен быть большим и информативным. Для любительского применения электронный видоискатель совершенно не обязателен.

3. Поворотный/сенсорный экран

Вот это действительно ценные опции. Сенсорный экран позволяет указать точку фокусировки просто ткнув пальцем в объект на экране. Камеру можно настроить, что она будет автоматически делать кадр, когда наведется на резкость в выбранной области. Это крайне удобно при съемке со штатива - не надо двигать стрелками рамочку области фокусировки, достаточно просто коснуться экрана в нужном месте. При видеосъемке фокусировка по прикосновению позволяет плавно перевести фокус с одного плана на другой - тоже ценная опция.

Поворотный экран обеспечивает удобство при съемки с необычных ракурсов. Именно поворотного экрана мне не хватало в моей прошлой камере (Olympus E-PM2), что при выборе следующей беззеркалки я отдал предпочтение модели с поворотным сенсорным экраном.

Поворотный экран может иметь разное количество степеней свободы. У одних камер экран можно только наклонять вверх-вниз, у других - поворачивать на 180 градусов для съемки селфи-фото и селфи-видео. Выбор определяется только вашими запросами.

4. Подключение внешних аксессуаров

Это вспышка, микрофон, увеличенный видоискатель, батарейный блок, синхроразъем и т.д. Для любительской съемки это вообще ничего не нужно. Если планируете использовать камеру для более-менее серьезной видеосъемки, настоятельно рекомендую обратить внимание на наличие горячего башмака (на него можно установить видеосвет и внешний микрофон) и возможности подключения батарейного блока - при съемке видео обычный аккумулятор садится очень быстро.

5. Питание камеры и подзарядка

Емкость аккумулятора - важный параметр, но экономичность камеры важнее. На аккумуляторах одинаковой емкости разные камеры могут сделать разное количество снимков, причем тенденция такова, что современные модели более экономичны в плане энергопотребления. Среднее количество снимков на одной зарядке, указанное в характеристиках камер - 300-400. На практике это число как правило больше.

Что касается зарядки аккумулятора, возможны два варианта - зарядка внутри камеры и зарядка внешним зарядным устройством. И тот и другой способ имеет свои плюсы и минусы.

Внутрикамерная зарядка удобнее, если объем съемок не очень большой (типичное любительское использование), в этом случае вам не потребуется возить с собой громоздкое зарядное устройство, большинство современных камер умеют заряжаться от USB - от зарядного устройства мобильного телефона, от USB-порта в автомобиле и т.д. То есть, если вы не снимаете кадры тысячами и не отдаляетесь надолго от цивилизации (или хотя бы автомобиля), внутренняя зарядка - это одно сплошное удобство. Но при больших объемах съемки более предпочтительным выглядит использование внешнего зарядного устройства и нескольких аккумуляторов. Важно уточнить, есть ли в продаже неоригинальные аккумуляторы и сможет ли камера с ними работать. Бывает так, что оригинальные аккумуляторы чипованные и использование китайского неоригинала с Алиэкспресс не представляется возможным - камера отказывается его распознавать. В ряде случаев это лечится прошивкой камеры, но это в какой-то степени рискованный процесс. Надо оно вам или нет - лучше решить на этапе выбора фотокамеры, чем столкнуться с этим когда поезд уже ушел.

Про отзывы о системных камерах в сети Интернет

Почему отзывы о беззеркалках столь противоречивы? Неужели эти аппараты так сильно отличаются друг от друга? Или качество сборки нестабильное? Ни то и ни другое. Если почитать внимательно, то можно выделить две группы пользователей, которые пишут отзывы, которые друг другу противоречат.

Группа 1. Бывшие владельцы мыльниц

Эта группа очень многочисленная, которую представляют люди, которые не "фотографируют", а "фоткают" все подряд - дома, на работе, на даче, на прогулке, в путешествиях. Раньше у них была мыльница, которая либо состарилась, либо сломалась и они решили - "зачем я буду покупать эту огромную зеркалку, когда есть аппараты, которые обеспечивающие такое же качество фотографий, но гораздо компактнее?". Они покупают беззеркалки и их выбор, на самом деле, очень мудр. Для любительской фотографии беззеркалки - то что доктор прописал! Как правило, они ощутимо превосходят их бывшие мыльницы в скорости работы, замечательно снимают на автомате, имеют кучу всяких "улучшалок" картинки вроде коррекции хроматических аберраций, выправление дисторсии и прочих вещей - это позволяет даже не задумываться о формате RAW. Эти люди пишут 90% восторженных отзывов о данных аппаратах, а это о многом говорит. Если вы принадлежите к этой группе (ничего в этом плохого нет!), то беззеркалка будет для вас оптимальным выбором - снимаете как на мыльницу, качество получаете как у зеркалки, и это не обман. Будете снимать и получать удовольствие!

Группа 2. Бывшие владельцы зеркалок

Как правило, это люди, которым надоело таскать с собой повсюду тяжелую зеркалку и они приобретают для этих целей беззеркальный компакт. Здесь уже все не так однозначно, поскольку, требования к беззеркалкам предъявляются, зачастую, завышенные. Хоть качество картинки у зеркалок и беззеркалок сопоставимое, сам съемочный процесс отличается. Во многом негатив идет из-за того, что люди просто не привыкли снимать на беззеркалку. Это явление временное. Я тоже поначалу испытывал неудобства, когда купил себе Olympus PEN, но прошло время и сейчас я нахожу съемку на компактную беззеркалку (которая с непривычки "выпадала из рук" после Canon EOS 5D), вполне комфортной. Бывшие владельцы зеркалок, перешедшие на беззеркальные компакты жалуются на те или иные их особенности, но почти на каждую "жалобу" находится какой-то компромиссный контраргумент "зато..." или "хотя..."

  • Быстрый разряд аккумулятора . Если у зеркалки один раз батарею зарядил и ее хватит на неделю достаточно активных съемок, то беззеркалку придется заряжать почаще. Хотя , справедливости ради, стоит отметить, что у большинства беззеркалок на одной зарядке аккумулятора можно сделать 300-400 кадров, а это не так уж и плохо.
  • Более медленный автофокус . Беззеркалки используют контрастную фокусировку, которая хорошо работает только при хорошей освещенности и по скорости сопоставима с фазовым автофокусом зеркалок. Однако, при более слабом освещении контрастная фокусировка работает менее уверенно. Зато беззеркалкам не ведома такая проблема как фронт/бэкфокус.
  • Многие функции упрятаны в меню . Если снимать преимущественно в авторежиме, то это не является существенным недостатком, но если часто приходится пользоваться ручными настройками, необходимость постоянно лазить в меню некоторых раздражает. Хотя , почти всегда у беззеркалки есть функциональные кнопки, на которые можно назначить наиболее часто используемые функции.
  • Сенсорный экран многим неудобен - когда нужно, срабатывает не с первого раза, когда не нужно, от случайного нажатия вылезает какое-то меню. Зато на сенсорном экране удобно выбирать объект фокусировки. В конце концов, сенсорное управление можно и отключить.
  • Китовая оптика не всегда обеспечивает тот уровень качества, который от нее ожидают (впрочем, у зеркалок та же самая проблема). При съемке в Jpeg фотоаппарат имеет возможность программно исправить некоторые недостатки, но при съемке в RAW картинка сохраняется "как есть" и ее качество может стать предметом разочарования. Разумеется, RAW-конвертор решает задачу исправления недостатков, но при большом количестве обрабатываемых файлов это довольно нудная и рутинная задача.
  • Оптика для беззеркалок слишком дорогая . Да, ценник на объективы для беззеркалок как минимум раза в 1.5 выше, чем на аналогичные объективы для зеркалок. Но не забывайте, что эта оптика гораздо легче и компактнее (под стать тушке). Лично я оценил это в поездках и пеших походах - вместо традиционного рюкзака с зеркалкой у меня на плече была небольшая и легкая сумка. После нескольких длительных прогулок я реально оценил то удобство, которое дает компактная и легкая техника. Дороговизна аксессуаров - расплата за удобство. Не знаю как вы, но я готов за это платить.

Из всего этого можно сделать вывод, что на современном этапе развития беззеркалки занимают достаточно большую нишу между продвинутыми мыльницами и зеркалками класса выше среднего. Бывшие владельцы мыльниц все чаще отдают предпочтение беззеркальным аппаратам. Владельцы же зеркалок не спешат расставаться со своими вроде как "морально устаревшими", но при этом вполне функциональными аппаратами. Чаще всего беззеркалки они покупают в качестве "второго аппарата" для постоянного таскания с собой - компактного, умеющего делать качественные фотографии не только на улице, но и в помещении без вспышки. В качестве объектива при этом часто приобретается "блинчик" - небольшой по размеру объектив с фиксированным фокусным расстоянием (как правило широкоугольный). С ним аппарат помещается если не в карман, то в небольшую поясную сумку.

Итак, пришло время сделать некоторые предварительные выводы

В обозримом будущем наступит момент, когда беззеркалки вытеснят зеркальные аппараты из любительской ниши. Вот основные причины, которые уже обеспечили этому классу аппаратов массовое признание.

  1. Беззеркалка удобнее для "среднестатистического" пользователя . Далеко не всем любителям нужен мгновенный доступ к каким-то изощренным функциям и настройкам. Базовый минимум кнопок имеют почти все беззеркалки - баланс белого, экспокоррекция, управление вспышкой, автоспуск. Еще есть кнопки, на которые можно назначать пользовательские функции. Остальное доступно через меню. Большего, в общем-то, не требуется. Беззеркалка выводит на экран фотографию еще до съемки, причем сразу с гистограммой, давая возможность заблаговременно ввести поправки. В зеркалке это доступно через LiveView, но этот режим сам по себе зеркалку превращает в беззеркалку. Причем, чаще всего, в медленную беззеркалку.
  2. Более простая конструкция затвора - а это упрощение и удешевление конструкции, а заодно и увеличение ресурса аппарата - ломаться практически нечему).
  3. Контрастный автофокус , который у первых аппаратов был медленным, сейчас по скорости приблизился к фазовому автофокусу зеркалок (по крайней мере при хорошем освещении). Появились модели с гибридным автофокусом, например, Canon EOS M - в нем присутствует и контрастная и фазовая фокусировка, и все это работает с вполне приличной скоростью, сравнимой со скоростью автофокуса зеркалок. Уверен, что через год-другой лет беззеркалки научатся быстро фокусироваться и при плохом освещении.
  4. Новая оптика изначально "заточена" под видеосъемку , что позволяет без проблем пользоваться автофокусом во время съемки видео. У зеркалок этой возможностью могут похвастаться считанные единицы моделей, хотя в дальнейшем их список будет пополняться.
  5. Нет нужды в обеспечении обратной совместимости новой оптики со старыми тушками. Многие оптические недостатки (аберрации, дисторсия объектива) могут быть программно исправлены встроенным софтом камеры - производительность современных процессоров позволяет это делать на лету. Это позволит удешевить новые объективы и не задумываться о том, "а как этот объектив проявит себя на тушке выпуска 2004 года?". Беззеркальная система создается с "чистого листа" с учетом современных технических достижений без оглядки на старый "хлам", с которым теоретически можно использовать данный объектив и нужно обеспечить, чтобы все хорошо работало.
  6. Вопрос применения вспышки очень актуален при любительской съемке. У некоторых беззеркалок нет встроенной вспышки, зато в комплекте идет небольшая внешняя - вынужденная мера, чтобы уменьшить размеры аппарата. Несмотря на видимое неудобство в использовании, ничего страшного в этом нет. Вспышка в сложенном состоянии вполне компактна и не сильно увеличивает габариты фотоаппарата. Если она в данный момент не нужна, ее можно держать в небольшом кармашке фотосумки.

Разумеется в "беззеркальном" сегменте пока не все так гладко, в частности в области оптики и аксессуаров - выбор объективов пока ограничен, хотя, все самое необходимое уже есть - штатные зумы, телеобъективы, фиксы. Уверен, что в дальнейшем эти направления будут развиваться и будут появляться новые интересные объективы. Есть переходники, позволяющие использовать "зеркалочную" оптику на беззеркалках, однако скорость фокусировки будет намного ниже, чем у зеркалок, поскольку старые объективы оптимизированы под фазовую фокусировку, а беззеркалки используют контрастную. Стоимость оригинальных переходников чаще всего завышенная, однако, можно найти неоригинальные переходники, которые при гораздо меньшей стоимости будут успешно выполнять те же задачи. Еще беззеркальные аппараты популярны среди любителей старой неавтофокусной оптики. Благодаря короткому рабочему отрезку эти аппараты позволяют использовать через переходники объективы от старых дальномерок, среди которых встречаются весьма интересные стекла. На зеркалках использование этой оптики затруднено из-за несоответствия рабочих отрезков.

Заглянем в будущее. Кроп больше не помеха?

Какая участь ждет любительские кропнутые зеркалки, когда с одной стороны их поджимают системные камеры, с другой - дешевеющий "полный кадр".

Olympus и Panasonic полностью закрыли производство зеркалок и переключились на системные камеры (Micro 4/3), которые закрепились в начальном и среднем классе, а также отвоевали часть профессионального сегмента у гигантов фоторынка Canon и Nikon. Примечательно, что эти аппараты полностью совместимы между собой по части аксессуаров. Также есть вполне успешные попытки штурмовать премиум-сегмент - стоимость аппаратов Olympus семейства OM-D сопоставима со стоимостью полнокадровых зеркалок, при том, что у OM-D кроп-фактор 2.

Между Олимпусом и Панасоником сформировалось негласное разделение - Олимпус больше покупают для фото, Панасоник для видео. Хотя, понятно, что это разделение весьма условно - никто не может помешать владельцу камеры Панасоник делать красивые фотографии, а Олимпусом снимать видео:) На 99% все зависит от уровня мастерства фото(видео)графа.

В плане динамического диапазона и чувствительности ISO - все это имеет тенденцию улучшаться. К примеру, "дважды-кроп" Panasonic GX8 по динамическому диапазону превосходит полнокадровый Canon EOS 5D Mark III (пруфлинк). Третья камера по ссылке - Panasonic G1 - одна из первых беззеркалок. Приведена, чтобы показать, насколько далеко шагнули камеры Micro 4/3 за последние 10 лет.

Fujifilm не отстает от Micro 4/3, а в чем-то даже опережает его - главным образом за счет меньшего кроп-фактора и матриц X-Trans с высокой чувствительностью и качественной цветопередачей. Камеры Fujifilm также привлекают своим красивым и солидным внешним видом, большим количеством настраиваемых органов управления. Это усложняет жизнь новичкам, но многие профи высоко оценивают эргономику Fuji (хотя и среди них находятся недовольные!). Fujifilm изначально позиционирует свою продукцию для продвинутых фотолюбителей, иначе модельный ряд оптики не изобиловал бы фиксами, которые столь популярны у профи.

Sony отказалась от затвора c подвижным зеркалом, развивая параллельно две линейки - с полупрозрачным зеркалом и электронным видоискателем Sony A, и системные камеры Sony E. Со временем, я думаю, зеркалки Sony A исчезнут с прилавков. Полнокадровая беззеркалка Sony A7 - первая ласточка, принесшая беззеркальный полный кадр в народные массы. Сейчас у нее уже много разных модификаций, потихоньку появляется в продаже полнокадровая оптика, но цены на нее доступны, увы, не каждому.

Canon пошел по пути, похожему на Sony, но от подвижного зеркала отказываться пока не намерен. Подтверждение тому - одновременный выпуск зеркалок и беззеркалок с одинаковой матрицей, но разными байонетами (EF-S и EF-M). Смущает то, что новые модели EOS 650D, 700D, конкурируют между собой - один производитель, один класс, одинаковая матрица, очень сходный функционал, но разные байонеты. Особенно подогревает интерес технология STM - шаговый автофокус для режима LiveView и видеосъемки у зеркалок, окончательно уравнивая по основным функциям зеркалку 650D с компактом EOS M. В связи с этим уже ведутся споры, какой байонет Canon лучше и перспективнее - EF-S или EF-M. Также недавно появилась полнокадровая беззеркалка Canon EOS R и новая линейка оптики под эту платформу.

Nikon несмотря на первую провальную попытку (Nikon 1) не оставил надежд на завоевание беззеркального рынка и выпустил целых 2 полнокадровые модели Z6 и Z7. Будем надеяться, что они будут более успешными на рынке, нежели компактное семейство Nikon 1.

Pentax не смог.

Беззеркалки Samsung изначально не пользовались большой популярностью на рынке, сейчас их почти не осталось в продаже - по всей видимости распродаются старые запасы. По всей видимости Samsung свернул данное направление, по крайней мере в России и сосредоточился на том, что у него получается делать лучше всего - бытовая техника, мобильные устройства. Покупать фотоаппарат системный Samsung я бы не советовал - в обозримом будущем он превратится в полный неликвид, так как ничего для него купить будет нельзя.

А китайцы молодцы! Недавно в продаже появились системные камеры Xiaomi , не последнюю роль в этом сыграл известный сервис Aliexpress. Они не стали изобретать велосипед, а просто "примазались" к платформе Micro 4/3. Лично у меня не было возможности протестировать камеру Xiaomi, но судя по отзывам они пока проигрывают Олимпусам и Панасоникам по качеству картинки. У меня нет сомнений, что со временем они доведут свои камеры до ума - точно так же как получилось и со смартфонами. Вначале смартфоны Xiaomi никто не вопринимал всерьез, потом они незаметно отхватили изрядную часть рынка у Apple и Samsung. У меня смартфон Xiaomi уже третий год и я им вполне доволен, особенно учитывая его стоимость. Пожелаем им успеха и на новом поприще!

Давно уже хотел написать про промежуточное звено между цифровыми мыльницами и зеркальными камерами, а с выходом на рынок компании Nikon не сделать этого уже просто непростительно. Поэтому сегодня я расскажу про беззеркальные камеры со сменной оптикой, эдакий гибрид с корпусом мыльницы и возможностями старших камер. Но действительно ли все так радужно? На этот вопрос и попробуем найти ответ в статье.

История началась довольно давно, а именно в 2008 году с презентации нового формата камер со сменными объективами компаниями Olympus и Panasonic. Формат этот называется Микро 4/3 и во время появления он должен был стать ответом на стремительную потерю этими компаниями рынка зеркальных камер. Технически, суть заключается в том, что, заменив оптический видоискатель функцией Live View, можно отказаться от зеркала и значительно уменьшить габаритные размеры камеры при сохранении качества изображения на уровне зеркалок. Кроме этого, уменьшение расстояния от задней линзы объектива до матрицы, положительно сказалось и на оптике, что позволило делать качественные объективы совсем небольших размеров. В теории все было хорошо, но особой популярности эти камеры не снискали в основном из-за высокой цены, медленной, по сравнению с зеркальными камерами конечно, системы фокусировки и небольшого количество предлагаемых аксессуаров.

Позже к «клубу» присоединилась компания Samsung с камерой NX10. Она мало отличалась по габаритам от зеркальных камер, разве что была заметно тоньше, к тому же на рынок вышли зеркалки начального уровня по очень приемлемым ценам и на время о новом стандарте практически забыли. Камеры конечно продавались, но заметного влияния на рынок не оказали.

Революцию совершила компания Sony, анонсировав вслед за Samsung весной 2010 года камеры NEX-3 и NEX-5. Это был прорыв: 14 мегапиксельная матрица формата APS-C (с кропом 1,5) у старшей модели, рабочее значение ISO 800-1600, огромный экран в 3 дюйма, простое управление и размеры, позволяющие положить камеру в карман, правда лишь с фикс-объективами. Чуть позже вышли дополнительные аксессуары — внешняя вспышка и переходник под объективы к старшим камерам серии α.

Эти фотоаппараты продавались, да и сейчас продаются очень неплохо и зачастую ими пользуются даже профессиональные фотографы, правда в основном в качестве подстраховочных камер. За последнее время вышли или анонсированы новинки почти у всех основных производителей — это Olympus PEN E-P3, Samsung NX200 и Sony NEX-7. А совсем недавно масла в огонь подлила компания Nikon анонсировав две камеры V1 и J1. Однако первый блин в данном случае похоже вышел комом — матрица с разрешением всего 10 мегапикселей, да еще с кропом 2,7 недалеко ушла от обычных мыльниц, а ведь именно эта составляющая беззеркальных камер и делала их интересными в сравнении с компактами. Правда интрига пока не завершена, ждем анонса от Canon.

Теперь, когда все более менее ясно с основными игроками и моделями камер, а так же техническими особенностями, давайте попробуем разобраться для чего же нужны беззеркальные камеры со сменной оптикой? На мой взгляд покупка зеркальной камеры — это некая заявка на дальнейшее развитие и совершенствование навыков фотосъемки. Если вы не планируете снимать хотя бы в полуавтоматических режимах, то смысл такой покупки равен нулю. Как раз для таких случаев, когда хочется красивых снимков, но нет желания разбираться с параметрами и режимами съемки и существуют фотокамеры типа Sony NEX. Они позволяют получать действительно высококачественные, с точки зрения техники, снимки, не затрачивая практически никаких усилий на настройку камеры и т.п., вы просто наводите камеру и снимаете. Кроме этого производителя часто дополняют камеры интересными функциями, например автоматической сшивкой панорам, съемкой HDR и всевозможными творческими эффектами, которые заметно упрощают или и вовсе исключают постобработку снимков на компьютере. Дополнительный плюс — это конечно компактные размеры, правда с действительно универсальными объективами типа 18-200, это утверждение становится несколько спорным.

Казалось бы сплошные плюсы, зачем вообще покупать зеркальную камеру? К сожалению из-за особенности конструкции, а именно из-за отказа от зеркала и как следствие отдельной системы фокусировки, системные камеры имеют более медленный по сравнению с зеркальными автофокус. Это очень заметно при съемке динамичных сюжетов, когда камера просто не успевает сфокусироваться, а момент уже пропущен. Причем радикального улучшения ситуации в ближайшее время не предвидится, т.к. отсутствие зеркала не позволяет отклонить свет на дополнительный датчик фокусировки, а непосредственно перед матрицей его поставить естественно нельзя.

В любом случае выбор за вами, но подумайте, стоит ли носить с собой зеркалку, когда под рукой есть такой удобный инструмент, как беззеркальная камера со сменной оптикой. Возможно выбор в пользу последней поможет вам сэкономить бюджет и приобрести не только качественный фотоаппарат, но и стильный аксессуар.

Раньше на массовых мероприятиях среди толпы выделялись профессиональные фотографы, гордо носящие большие зеркальные фотоаппараты, плюс несколько объективов в кофре. Технологический скачок привел к тому, что функции тяжелых моделей успешно выполняют маленькие беззеркалки. Чем же они отличаются и почему их так хвалят?

Переворот в мире фотографирования начался с того, что в 2009 г. компания Olympus запустила свою первую беззеркальную камеру, Pen E-P1. Это был сигнал к переменам.

Беззеркалка, или системная камера, в первую очередь привлекает внимание маленьким весом. Производители добились этого, убрав из конструкции систему зеркал, которая была тяжелой и занимала много места. В беззеркалку встроены большие сенсоры и универсальный разъем для любых объективов от зеркальных фотоаппаратов.

В конструкции системной камеры нет оптического видоискателя. Для того, чтобы кадрировать картинку используется специальный дисплей на задней панели. У самых дешевых беззеркалок нет видоискателя вообще, они просто кадрируют изображение на ЖК экране, как смартфон или мыльница. Начиная со среднего класса, у моделей появляется электронный видоискатель.

В чем выигрывают беззеркалки?

Беззеркалки называют системными камерами именно за системность, т.е. за возможность дополнить базовую комплектацию микрофонами, вспышками, объективами, видоискателями, светом.

Беззеркальные фотоаппараты обладают рядом преимуществ по сравнению со своими конкурентами:

  • помещаются даже в карман. Незаменимы на прогулках и в путешествиях;
  • имеют все режимы съемки, необходимые профессионалу. Макро, пейзажная съемка, портрет с функцией размывания второго плана и т.д. Беззеркалки удовлетворят даже спортивных репортеров, т.к. имеют режим покадровой съемки с 8-15 кадрами в сек.;
  • перед тем, как нажать кнопку, вы увидите, как будет выглядеть готовая фотография.
  • демократические цены моделей среднего класса от 50 т.р. с родным объективом. При желании, профессиональную оптику можно докупать.

К недостаткам можно отнести:

  • повышенное энергопотребление;
  • достаточное сложное многоуровневое меню. На маленьком корпусе не уместились некоторые кнопки, и их перенесли в меню камеры, что увеличивает время подготовки к фотографированию объектов в разных условиях.

Рейтинг топовых производителей из лучших беззеркальных системных камер 2016

  1. Olimpus предлагает широкую спектр беззеркалок с матрицей Micro Four Thirds, обеспечивающей отличное качество изображения. Самые популярные камеры: OM-D E-M10 и OM-D E-M1. Первая из них – участница многих выставок награждена дипломами на оптимальное соотношение качества и стоимости. Ее преимущества: классический дизайн, скорость съемки, наличие ручного и полуавтоматического управления. Модель OM-D E-M1 – создана для съемки профессиональных репортажей.
  2. Аппараты японской корпорации Fujifilm обладают особенной матрицей собственной разработки и подходящей к ней оптикой. Фотографии, снятые на камеры от знаменитого производителя отличаются резкостью всех, даже самых мелких, деталей. Fujifilm X-M1 и Fujifilm X-T1 – сильные конкуренты зеркалок. Первая модель относится к среднему классу, вторая – к преимум сегменту. Обе камеры упакованы в стильные, крепкие корпуса, не боящиеся морозов и влаги, и имеют возможность подключения к Wi-Fi.
  3. Корпорации Sony вышла на рынок беззеркалок с двумя системными камерами. Sony A6000 и Sony A7. Эргономичная модель А6000 пользуется вниманием благодаря уникальной автофокусировке 4D. Удивляет высокое разрешение картинки и возможность «прокачивать» камеру загруженными через Wi-Fi приложениями. Sony A7 камера с полнокадровой матрицей, позволяющая снимать максимально быстро. Имеет функцию высококачественной видеозаписи и беспроводной передачи данных.

Olimpus — один из самых популярных производителей системных фотокамер

Обзор цен на беззеркальные фотоаппараты

С ростом доллара и спроса на системные камеры, они потихоньку поднимаются в цене.

Совет. Судя по экспертному анализу рынка, стоимость, в зависимости от модели, повышается на 5-10% в год. Поэтому специалисты не рекомендуют откладывать запланированную покупку.

Средняя стоимость аппаратов от Olimpus – от 27-28 тыс.р.

Fujifilm предлагает модели от 32 тыс.р.

Sony – от 50 тыс.р., а Panasonic – от 53 т.р.

Если выбирать камеры по их техническим характеристикам, таким, как размер матрицы, светосила, зум, выдержка и т.д, то без профессиональной подсказки не обойтись. Лучшим вариантом будет сначала определится, для чего именно вам нужна камера, а потом выбирать беззеркалку по возможности обеспечить эти нужды:

  1. Студийная съемка.
  2. Видео-ролики для размещения в сети.
  3. Творческая фотография. Интересный сюжеты для СМИ, интернет ресурсов, баннеров и т.д.
  4. Фотографии для семейного архива, включающие отчеты по путешествиям, праздникам, походам и т.д.

Средняя стоимость беззеркальных фотокамер Sony — около 50 тыс.руб.

С таким подходом удастся выбрать именно то, что нужно вам, не переплачивая, к примеру, за высококачественное видео или наличие Wi-Fi.

Те, кто хотел бы купить цифровой фотоаппарат, не раз задавали нам один и тот же вопрос: «?». Сегодня на рынке представлен такой ассортимент различной фототехники, что решение спора , это только полдела. Есть еще ультракомпактные суперзум фотоаппараты с несъемной оптикой, которые также могут вмешаться в этот спор. Но даже если не рассматривать продвинутые компакты, то проведя , покупателю придется окунуться в проблематику выбора конкретной модели, а там свои особенности. Вообщем, непростой и неоднозначный вопрос. Чтобы понять, что лучше беззеркальный или зеркальный фотоаппараты , разберемся в их основных отличиях.

Что же такое беззеркалка? Беззеркалка , как и зеркальный фотоаппарат имеет достаточно большое количество терминов, которые употребляются для их названия. И, к сожалению, единого стандарта не существует. Подобные устройства могут называться, как беззеркальный фотоаппарат , однообъективная системная камера, MILC-камера, EVIL-камера, ILC, ACIL. Все английские аббревиатуры, по сути, описывают одно и тоже - отсутствие зеркала, сменная оптика, наличие электронного видоискателя. Не будем вносить путаницу и в без того сложный спор и будем использовать самый распространенный - беззеркалка .

Как же работает беззеркалка ? Да очень просто. Пусть многие говорят, что беззеркалка и обычная цифровая компактная мыльница - это разные фотоаппараты, но принцип работы (и только принцип) у них одинаковый. Свет, проходя через систему линз в объективе, попадает непосредственно на светочувствительный элемент (в цифровых фотоаппаратах - матрицу). В беззеркальном фотоаппарате на пути светового потока стоит пентапризма, которая перенаправляет поток на оптический видоискатель для беспаралаксного визирования кадра.

Беспаралаксное визирование - это такое свойство фотоаппарата, которое позволяет фотографу предварительно видеть именно то, что будет зафиксировано матрицей, без каких-либо искажений. Раньше, когда фотоаппараты были еще пленочными, ось видоискателя и ось объектива немного не совпадали и были определенные искажения. Чтобы этого избежать и была придумана пентапризма с зеркалом, перенаправляющая точное отображение в оптический видоискатель. Но с развитием цифровых фотоаппаратов появилась возможность решать проблему паралакса путем предосмотра изображения непосредственно с матрицы.

А теперь важный момент, связанный с тем, как осуществлялся переход от пленочной фототехники к цифровой. Были и пленочные компактные (с параллаксом из-за смещение видоискателя) фотоаппараты, и зеркальные (без паралакса) пленочные фотоаппараты. И туда, и туда поставили матрицу, просто разную по техническим характеристикам. Ведь компакты должны быть меньше и дешевле, зачем им более мощные и дорогие матрицы. Если бы сегодня сразу изобретали цифровой фотоаппарат, то пентапризмы и зеркала вообще могло и не быть. Всему виной поэтапное развитие технической эволюции техники .

В компактных мыльницах и беззеркалках визирование происходит при помощи электронного видоискателя, в роли которого, по сути, выступает дисплей на задней стенке фотокамеры. В зеркалке - при помощи оптического видоискателя или все того же дисплея в режиме LiveView. Кстати, по статистике те, кто пользуется бюджетными и полупрофессиональными зеркалками до 80% случаев снимают именно в режиме LiveView, т.е. не используют зеркало вообще.

К использованию оптического видоискателя прибегают в трех случаях. При съемке, когда просмотр на экране затруднен, например, в солнечную погоду из-за бликов; при использовании зеркалок, у которых просто нет режима LiveView (до 2006 года все зеркалки были такими); и по привычке. Существует еще практика использования оптического видоискателя и отключения LiveView с целью экономии заряда аккумулятора и более быстрой фокусировки. И тут, конечно, зеркалка выигрывает у своего визави.

Качество отображения на электронном видоискателе (точнее, дисплее) немного хуже, чем у оптики. Разрешающая способность любого дисплея пока не достигла максимальных пределов, доступных глазу человека. У оптики такой проблемы нет, т.к. там глаз видит именно ту картинку, как если бы человек смотрел на объект напрямую. Есть и определенное запаздывание при отображении движения на электронном дисплее. Но эти проблемы в ближайшее время будут технически решены.

Стоит оговорит еще один важный момент, который при сравнении зеркалки и беззеркалки , дает определенное преимущество первому типу. Это разные принципы осуществления автоматической фокусировки. Их два. В зеркалке при съемке с использованием пентапризмы специальные датчики системы фокусировки получают световой поток непосредственно от объекта. Такая автофокусировка называется фазовой .

В беззеркалках (как и любых компактах) нет возможности использовать для автофокусировки собственные датчики (не поставишь же их перед матрицей). Поэтому фокусировка производится программно, анализируя изображение, попадающее на матрицу. Такая система автофокусировки называется контрастная . Так вот, фазовая автофокусировка гораздо быстрее и немного точнее, чем контрастная. Поэтому, по данному параметру зеркалка выигрывает.

Теперь размеры камеры и вес. Сама система пентапризмы и зеркала делает камеру больше по размеру и тяжелее по весу. Это и хорошо, и плохо. На большем корпусе можно разместить больше органов управления, хват более удобен, внутри можно поместить более мощные комплектующие, аккумуляторы. Беззеркалки из-за своей компактности вынуждены использовать программный интерфейс управления, бороться за каждый грамм и миллиметр внутри. Даже переход к сенсорным экранам пока проигрывает традиционным кнопкам и колесикам зеркалок. Правда, тут многое зависит и от привычки. С другой стороны, носить габаритную и тяжелую камеру, особенно на выезде, тоже неудобно. Компактность - огромное преимущество, с которым не поспоришь.

Следующее, на что стоит обратить внимание проводя сравнение зеркалки и беззеркалки , это сам момент съемки. При работе зеркалки в момент спуска затвора происходит механический подъем пентапризмы с зеркалом, а это дополнительная вибрация и банальный шум. Конечно, не самое страшное, что может произойти, но иногда вызывает проблемы. Беззеркали таких проблем не имеют. Правда, некоторые любят зеркалку именно за этот звук. Но это больше вопрос из разряда психологии, чем техники.

Далее - сама матрица. Чем она мощнее и больше по физическим размерам, тем качество снимка выше. Все просто и понятно. Можно конечно начать философское обсуждение о том, к чему нас приведет эта гонка за мегапикселями, но оставим это для других статей. Сегодня, матрицы, применяемые в зеркалках и матрицы беззеркальных фотоаппаратов, практически сравнялись по характеристикам . Да, полноформатных матриц или фулфреймов у беззеркалок пока нет. Тут никто не спорит. Профессиональная съемка максимального по качеству изображения возможна лишь на зеркалках. Но это топовые фотоаппараты ценою в тысячи долларов, которые нужны очень небольшому количеству профессиональных фотографов. В остальном - все тоже самое. Да и некоторые бренды заговорили о планах все-таки выпустить скоро и полноформатную беззеркалку.

Теперь про объективы. У фотоаппарата есть такой параметр, как рабочий отрезок . Это расстояние между крайней линзой объектива и матрицей. У беззеркалок он меньше, следовательно, размеры объективов и их масса также меньше, чем для зеркалок. Но объективов, предназначенных для беззеркалок под тот или иной байонет или форм-фактор матриц просто пока очень мало. Выбор объективов для зеркалок гораздо шире. Правда, и этот вопрос можно решить путем применения различных переходников. Нельзя сказать, что это просто и удобно, но возможно. К тому же линейка объективов для беззеркалок постоянно расширяется и со временем проблема уйдет.

Мы провели краткий анализ тех пунктов, которые являются основными отличиями и которые важно иметь в виду, решая, что лучше - беззеркальный фотоаппарат или зеркальный . Но это далеко не все. Проводя сравнение зеркалки и беззеркалки лучше говорить о каких-то конкретных моделях. Так гораздо легче определить более важные ДЛЯ СЕБЯ преимущества или недостатки. Не стоит забывать и про такой параметр, как цены беззеркальных и зеркальных фотоаппаратов. Здесь тоже полная «анархия». Сегодня можно купить зеркальный фотоаппарат, который стоит не дороже продвинутого ультразум компакта, а цена беззеркалки может быть выше и полупрофессиональной DSLR камеры. Опять-таки, лучше сравнивать конкретные модели.

Выводы. Как не крути, но читатели «Фотикса» все же ждут ответа на вопрос, что лучше - беззеркальный фотоаппарат или зеркальный или кто же победил в схватке . Выскажем сугубо свое, пожалуй, субъективное мнение. Будем признательны, если в комментариях Вы присоединитесь к обсуждению, и выскажите свое мнение в защиту своей любимой техники.

  1. Однозначного победителя на все случаи жизни нет. Все зависит от того, для каких задач и условий нужен фотоаппарат;
  2. С точки зрения профессиональной фотографии с получением снимков максимального качества, для ведения репортажной съемки, для максимально полного управления процессом использования точных ручных настроек, получения художественных эффектов лучше будет купить зеркальный фотоаппарат;
  3. Для решения 90% задач, которые стоят перед продвинутыми и начинающими фотолюбителями, а также теми, кто использует фототехнику в коммерческих целях, но не является фотокорреспондентом агенства Reuters, подойдет и та, и другая фотокамера. Идеально - иметь обе. Тот случай, когда финально многое решит цена;
  4. Если важны компактность и вес, особенно при съемке за пределами студии и относительно неподвижных объектов, конечно лучше купить беззеркалку;
  5. Чтобы получать хорошие снимки для домашнего фотоархива, не сильно вникать в технические тонкости фотографии или создание художественных работ, вообще стоит обратить внимание на компактные псевдозеркальные камеры или попросту компакты с несъемным объективом.

И самое главное. Не старайтесь купить фотоаппарат на века. Предугадать не получится. Выбирайте, исходя исключительно от текущих задач и возможностей. Прогресс не стоит на месте, и уже завтра фотоаппарат может измениться до неузнаваемости. Но, каким бы ни был ваш выбор - вы найдете любой образец фототехники на нашем сайте.

Загрузка...