Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Как становятся шаманами в разных народах мира? Шаманы. Кто они

Кто такой шаман? Это человек, обладающий истинным знанием. Попробуйте задать вопрос псевдошаману, и он не сможет логично ответить. Необязательно задавать сложный вопрос, можно простой. Например, почему домовёнка нельзя угощать алкоголем, мясом и любыми ненатуральными продуктами. Спросите человека, притворяющегося шаманом, можно ли дать домовенку батончик "Марс" или чипсы. Скорее всего, он не найдётся с ответом.

Настоящий шаман на подобный вопрос уверенно ответит, что домовёнка можно угощать только натуральными продуктами. Потому что истинный шаман знает, что живой дух не питается мёртвыми, "синтетическими" продуктами. Красители, стабилизаторы, усилители вкуса — всё это запрещено. Ответ шамана будет прост, убедителен и логичен. И, конечно, он знает всё про обереги и талисманы.

Второй признак шамана — комплексные знания

Сегодня существует множество видов шаманизма, и разобраться, кто такой шаман, становится ещё сложнее. Где-то распространён целительский шаманизм. Массаж, бани — всё это лечит только тело, но не душу. Бывают псевдошаманы-теоретики. Они обладают огромным багажом знаний, но применить их на практике не умеют. Такой человек не сможет стать для вас проводником в тонком мире.

"Знание, которое даёт истинный шаман, практично".

Его можно и нужно применять в реальности, чтобы решить все вопросы и проблемы, с которыми человек обратился к шаману. Помощь людям — это главное предназначение шамана. В чём заключается миссия шаманов на земле, читайте в нашей статье.

Наш ученик Андрей С. рассказал такой случай:

"Года два назад я был в командировке в США. Как-то проснулся утром — левая рука парализована. Естественно, паника — микроинсульт. У меня ещё возраст такой опасный — 57 лет. Поехали в госпиталь. Все анализы сделали, всё проверили — ничего. Нет инсульта! Подержали в палате полдня, прокапали капельницы, и, до свидания — здоров, можешь идти. Вернулся я в гостиницу, думаю, отосплюсь, и всё наладится. А утром рука опять не двигается… Один из партнёров мне предложил обратиться к известному в тех краях шаману. Я ему: "Кто такой шаман? Чем он мне поможет-то?". А партнёр говорит, мол, шаман этот такой массаж делает — колясочники ходить начинают. Я согласился, правда, без особо энтузиазма, но делать-то что-то надо, страшно. В общем, шаман этот надо мной колдовал-колдовал, рука вроде ожила. Но ненадолго. Вернулся домой, тоже всех врачей обошёл, и тоже ничего. Тут меня муж сестры позвал на место Силы. Сказал, там точно помогут. И действительно. Настоящий шаман совсем по-другому со мной работал, никакого массажа. Мы с ним отправились в тонкий мир и там нашли причину моей болезни. Конечно, это была никакая не болезнь, а очень плохая ментальная ситуация, которую шаман смог исправить. Больше я заграничным "специалистам" не доверяю".

Третий признак шамана — на него реагируют духи

Шаманы часто проводят камлания на природе, а природа, бывает, устраивает сюрпризы. То вдруг посреди июльской жары начинаются такие ливни, что на улицу нос не высунешь. То, наоборот, вокруг места Силы начинают гореть леса и торфяники, там опасно находиться.

Что сделает псевдошаман в такой ситуации? Просто отменит все запланированные мероприятия и будет ждать хорошей погоды. Что делает настоящий шаман? Договаривается с духами природы.

Ведь кто такой шаман? Тот, кого слушаются духи. Конечно, он им не приказывает и не угрожает, а просит. Очень часто в случае плохой погоды шаман просит всю группу обратиться к духам природы, попросить у них дождь или солнце.

"Шаман знает, как попросить духов, и те удовлетворяют его просьбу".

Бывает даже так, что во всём регионе, например, льёт как из ведра, а на месте Силы — светит солнце, и ни облачка на небе. Значит, шаман договорился с духами. Обычного шарлатана они, конечно, слушать не станут.

Не доверяйте шарлатанам! Они могут причинить вам огромный вред. Обращайтесь за помощью к настоящим сибирским шаманам.

Любопытно, но миропонимание шаманов всего мира обладает удивительным сходством.

На сегодняшний день шаманские практики и традиции, ранее доступные только избранным, открыты любому, кто готов восстановить контакт с духовной реальностью мира и своими корнями. Человечество получило шанс вернуть стинный смысл своей жизни, мир духов теперь доступен каждому.

Кто такие шаманы?

Прежде всего, это люди, которые наделены определенными знаниями. Пребывая в трансе, шаман окунается в потусторонний мир, черпая оттуда силу и знания, которые затем используются на благо общества.

Согласно шаманской традиции, мы обитаем в Среднем мире, но помимо этого, еще существуют Нижний и Высший мир. Нижний мир населяют духи животных, а Верхний божественные сущности, наделенные верхсознанием. Соединяет эти миры Мировое Древо, корни которого пронзают Нижний мир, а крона высоко поднимается в Верхний.

Какие функции выполнял шаман?

Шаман, использовавший связь с миром духов для причинения вреда или же в корыстных целях считался колдуном, а вот традиционный шаман занимался: Интересные факты о шаманах

лечением людей;

обеспечением удачной охоты или богатого урожая;

отведением бед и несчастий от соплеменников;

поиском пропавших вещей, людей;

сопровождением умерших душ в мир предков;

предсказанием будущего.заговоры от злых духов.


Как становились шаманами?

В древнем обществе шаман избирался исключительно по велению богов или духов, при этом готовность и желание человека не учитывались. На теле такого человека должны были присутствовать метки сверхъестественных сил. Касалось это правило абсолютно всех, даже тех, кому шаманство передавалось по наследству.

Признаки избранничества:

младенец, родившийся «в рубашке»;

угрюмость и молчаливостч;

богатая фантазия;

любовь к природе;

присутствие особых снов, в которых шаман видит другие миры, священных животных и птиц.

Фактом, указывающим на то, что человек избран для шаманской миссии, мог быть удар камня, упавшего с неба или молнии, необычная птица, коснувшаяся крылом и другие необычные случаи.

Будущий шаман, чаще всего мальчик, воспитывался по-особому. Он с раннего детства учился устанавливать связь с духами, изготавливать шаманский инструмент, использовать травы, проводил очень много времени с природой и животными. По мере приобретения опыта, шаман устанавливал контакт с духами стихий, священных мест, растений и животных. Эти же духи выбирали имена для шаманов.

Посвящение в шаманы также проводят духи. Как и у последователей магии Вуду, в итоге посвящения, избранный сильно заболевает и болезнь отступает лишь тогда, когда человек принимает путь шамана и отдает себя духам.


В древности общение с природой было привычным делом, но сегодня этот дар практически утрачен. Только в последние годы люди начинают понимать ценность возвращения к духовным корням жизни, а ученые начали всерьез задумываться о существовании души и ее жизни за пределами реальности. Однако наши предки не только знали об этом, но имели непосредственный опыт переживания иной реальности.

Современный шаман является хранителем древних традиций, обрядов и шаманских практик для призывов родовых духов. И в отличие от традиционного шаманизма, представителем современного направления может стать практически каждый.

Это возможно в случае:

Если в роду были знахари или шаманы.

Дар может пробудиться после перенесения серьезной болезни.

Шаманству можно обучить детей, склонных предугадывать предстоящие события.

Практикующий сильный шаман может помочь раскрыть ваш дар.

Можно обрести шаманские способности, заручившись поддержкой духа природы. Стоит сказать, что такой путь невероятно опасен, потому как под видом духов-союзников телом и разумом начинающего шамана пытаются завладеть разные злые духи.

Отшельничество, изоляция от общества. Останьтесь на неделю, месяц в горах или лесу наедине с самим собой, чтобы отыскать силу, которая поможет начать собственный шаманский путь.


Шаманские практики

В отличие от применения магии, где маг направляет собственные умения на изменение мира, шаман использует естественные силы природы и служит проводником для них.
Этого можно достичь, только находясь в полной гармонии с окружающим миром. Чтобы обрести эту гармонию и ощутить тесную связь с природой существуют особые шаманские техники. Они дают возможность черпать силу, помогают душе и телу перейти на качественно другой уровень существования.

Шаманские обряды и ритуалы осуществляются в ходе транса, при этом используется бубен или специальные танцы и заклинания. Часто встречаются такие шаманские инструменты как погремушка, варган, диджериду, кости, инструменты для хранения и переноски душ и духов.

Одна из техник называется «Тотемное животное», она помогает понять, какое животное является вашим тотемом. Прежде всего, следует сконцентрироваться на своем вопросе, а затем погрузиться в транс при помощи шаманской музыки, медитации или другого человека. Погружение в Нижний мир позволит увидеть свой родовой тотем, который оберегает шамана с самого детства.


Камлание позволяет шаману вступить в контакт с духами, иногда они даже вселяются и говорят через него. Обряд может продолжаться несколько дней, очень часто сопровождается полной потерей сознания и конвульсиями, но после того, как цель завершена, шаман возвращается на землю и открывает глаза.

Для камлания шаман рисует специальный грим и надевает костюм, берет необходимые инструменты и созывает своих соплеменников условным знаком. Чаще всего разводится костер, и все располагаются вокруг него, приносится жертва и произносится речь. Только после этого шаман входит в особый транс, начинает ударять в бубен, петь и плясать.

Ритм для танца создают особые предметы на одежде шамана. Шум при этом постепенно нарастает, выкрики и удары в бубен становятся громче, шаман окуривает соплеменников дымом специальных трав и сухих грибов. Такое окуривание носит наркотический характер, и все присутствующие погружаются в галлюциногенный транс. После этого производится один из обрядов - промысловый, лечебный, воинский, религиозный и другие.


Шаманы Севера и других народов мира

С тунгусского «шаман» означает «возбужденный,исступлённый человек», а слово «камлать» берет свое начало от тюркского «кам» (шаман).

Несмотря на то, что шаманство было распространено на каждом континенте, не везде оно достигло своего расцвета. Например, в Австралии были обнаружены только зачатки шаманизма, а его представителей называли бирраарка. Шаман в Австралии чаще всего устанавливал связь с духами через камлание.

Более развит шаманизм был у народа Боливии, шаман (бара) мог не только связываться с духами, делать предсказания, но и имел способности к колдовству.

Шаманы Южной Америки (мачи) могли лечить только те болезни, которые были вызваны злыми духами. Любопытно, что при исцелении мачи всегда доставал какой-либо предмет из тела больного. А вот в Корее шаманом могла стать даже женщина (му-дан), но только получив такую способность по наследству. Они умели не только лечить и слышать духов, но и делать амулеты, гадать и заклинать.

Древние племена в глухих дебрях Перу до сих пор не утратили традиционные знания, а их лекарственные рецепты изучались в научном мире.

Шаманы Сибири и Востока обладали колоссальными целительскими способностями, и знали, как защитить свой народ. В зависимости от места обитания, шаманы разделялись на группы.

Так, жители Центральной и Восточной Сибири носили звание «железных» из-за использования этого материала для своих инструментов.Шаманы из Алтая, Бурятии и Якутии разделялись на черных и белых. Белые шаманы могли камлать только в Верхний мир, тогда как черным было открыто все Мировое Древо.Народ Амура в своей родовой практике использовал календарную обрядность, а на Западе шаманы имели свою специализацию: предсказатель, гадатель или тот, кто совершал камлания.


Известные шаманы

У большинства народов из-за суеверий не было принято называть шаманов по имени. Люди боялись навлечь гнев сильных шаманов, как умерших, так и живых и упоминания о них практически не сохранились.

Дайгак Кайгал. Этот шаман не боялся ни кинжала, ни пули и умел превращаться в зверя. Чтобы убедить окружающих в своих способностях, он просил выстрелить ему прямо в сердце опытного охотника. Можно было даже увидеть кровь, но Дайгак продолжал камлание и бил колотушкой в бубен. Стоит отметить, что это испытание проводилось исключительно в юрте.

А вот другой известный шаман Сат Сойзул прямо во время камлания мог колотушкой забить себе кинжал в грудь. При этом Сат утихал и становился неподвижным, соплеменникам казалось, что он умер. Но через некоторое время он открывал глаза и вынимал нож из груди.

Значение слова «Шаман»

Если обратиться к толковым словарям, то можно увидеть, что они дают несколько трактований этому слову. Согласно одному определению шаманом является человек, который, по мнению окружающих, обладает особой магической силой. То есть он колдун, или по-другому волшебник. Другое определение говорит, что шаман представляет собой человека, который входит в контакт со сверхъестественными силами с помощью камлания. Это специальный ритуальный экстаз, достигаемый посредством особых приемов.

Есть еще одно значение, согласно которому шаман выступает в качестве предоставителя услуг религиозного, этнического и медицинского характера. Делает он это в состоянии сознания, подобного экстазу. Считается, что в целительстве принимают участие сверхъестественные силы.

Происхождение слова «Шаман»

Термин «шаман» распространен по всему миру. Хоть языки разных народов в корне отличаются друг от друга, произношение этого слова в целом созвучно. Если задумываться, что такое шаман, то нужно разобрать этот термин по составу. Одна версия происхождения связана с тунгусо-маньчжурским языком. Во главе слова стоит корень «са», который означает «знать». Также есть привязка – суффикс «ман». И получается, что шаман (саман) – это человек, который любит знания. Для сравнения можно привести другой пример, не связанный с целительской практикой. «Асиман» - это «любитель женщин». Также у корня «са» можно встретить производные со схожими значениями. Например, «савун» - это «знания», а «садеми» - «знать».

По другой версии, термин происходит от санскритского «шраман», что дословно переводится как "духовный подвижник", "странствующий отшельник". Это слово проникло в Азию вместе с буддийским течением, а после вместе с эвенским языком распространилось среди русского и западного населения. Каждый народ именует шаманов по-своему. Даже в одной местности могут попасться разные названия. Встречаются и целые классификации, в соответствии с которыми шаманы делятся на категории и выполняют различные функции.


Заключение

Основные убеждения шаманизма, основаны на том, что весь наш мир населен духами, которые наделены различными возможностями и способностями. Шаман находится в неразрывной связи со всем миром и даже космосом, он является неотъемлемой частью природы и един с ней. Шаман черпает силу, получает помощь, советы и поддержку в мире духов. Сегодня этот мир доступен любому человеку.

· Синкретизм · Тайные общества

Древнейшие формы религиозности

Исторические ареалы

Шама́н - согласно религиозным верованиям, человек , наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами , входя в экстатическое состояние , а также излечивать болезни.

Происхождение слова

Термин распространен во многих языках мира. Слово шаман взято из тунгусо-маньчжурских языков, связано с глаголом са - «знать». Шаманом назывался человек, являющийся посредником и избранником духов, обладающий способностью видеть иную, особую реальность и путешествовать в ней. Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов, которые могут различаться даже у одного народа в зависимости от функций шамана и категории шамана: у саха (якутов) - ойуун, эвенков - саман, шаман, у ненцев - тадебей, у бурят - боо, у чувашей (сувар)- ырамащ, у кетов - сенин, у алтайцев кам. От тюркского слова кам произошло и слово камлание, обозначающее обрядовое действие шамана, которое осмысляется как путешествие по мирам Вселенной. В России слово появилось в XVII веке, в письменных сообщениях русских служилых людей из Сибири. Затем оно попало в Европу через иностранцев, ездивших в составе русского посольства Петра I в Китай через Сибирь . Слово получило широкую известность и легло в основу распространившегося в науке понятия «шаманизм». Среди сибирских народов термин «шаман» в значении служителя культа, за исключением некоторых групп тунгусов, не употребляется.

Шаманская болезнь

Избрание сопровождается особой «шаманской болезнью», которая служит переходом в новую жизнь шамана, и содержит все элементы инициальных обрядов, включающих смерть и новое рождение: нисхождение в Преисподнюю, вознесение на Небеса и общение с богами или духами, душами умерших, а также разнообразные откровения шаманской и религиозной природы. Странствование по различным мирам будущего шамана во время шаманской болезни имеет определенный смысл - шаман постигает его устройство, узнает дорогу к духам и божествам, которые потом окажут ему важные услуги. Подобная «болезнь» дает толчок к развитию высших потенций человеческого существования. И потому шаман переживает свою болезнь как средство разрушить внутреннюю жизнь для того, чтобы слышать, видеть и жить более полно, более совершенно, в высшем состоянии духовного познания и ответственности.

«Шаманская болезнь» не является условием того, что человек становится шаманом. Во время её или после происходит наставление духами, а затем старыми наставниками-шаманами. Существенную роль играет не только отправная точка в обретении этих способностей: спонтанный зов, наследственная передача или личное решение; но также техника и знания, передаваемые при посвящении. Священность мира, опыт других шаманов дает силу, и, будучи избранным, иногда и против собственной воли, шаман теперь поступает в соответствии со своим новым знанием бытия, он вырабатывает свою ритуальную практику и переносит это знание в человеческий мир, неся новое знание, соответствующее потребностям сообщества. Именно двойное наставление, включающее зов и выработанный шаманом способ, равнозначно посвящению. Иногда посвящение является публичным и само по себе составляет автономный ритуал, в отдельных же случаях такой публичный ритуал может отсутствовать.

Представления о деятельности шаманов

Шаманский бубен. Бурятия

Шаманская трость. Бурятия

Одна из важных задач, которую выполнял шаман, заключалась в защите психической целостности общества. Для людей архаики наличие в племени такого человека, значило очень много, поскольку давало им уверенность в том, что они не одиноки и не беззащитны в мире, в котором существуют и демоны, и «силы Зла». И что кроме молитв и жертвоприношений, с помощью которых они обращаются к богам и сверхъестественным существам, существуют ещё «специалисты по священному», люди, способные видеть духов, вознестись и встретиться с божествами Неба, спуститься в Ад и бороться с демонами, болезнями и смертью. Обряд лечебного камлания строился таким образом, чтобы надежда пациента на исцеление превращалась в веру. Вера пациента в способность шамана вернуть ему здоровье укреплялась ритуалом и другими приемами. Такие практики включали и шаманские путешествия, и жертвоприношения, и целые театральные действия, разыгрываемые во время камлания. Шаманский обряд всегда предполагал особое внешнее оформление. Иногда ради одного действия срочно воздвигался целый «театр». Специально сооруженная хижина символизировала собой островок «шаманской» земли - маленькой вселенной. Все культовые предметы шамана моделировали вселенную, а потому имели глубокий символический смысл. Вселенная изображалась на одежде шамана, на бубне и на многих других предметах, имеющий особый смысл в данной традиции. Жизнь шамана связана с совершением специальной работы в мире духов - лечением болезней, «укрощением огня», вызовом дождя, беседами с умершими и т. п. Шаманские действия и ритуалы (камлания) осуществляются во время экстатического транса, при этом, как правило, используется тюнгур (бубен) или барабан , или же особые танцы и заклинания.

Бурятский шаман Бэликто делает подношение духам местности. Фото: Аркадий Зарубин

Шаманский костер рисует причудливые образы. Фото: Аркадий Зарубин

Считается, что во время камлания душа шамана покидает тело и путешествует по другим мирам - поднимается на небо (верхний мир), спускается под землю (нижний мир). С ростом опыта шаманы становятся менее зависимыми от внешних вспомогательных средств, они развивают способность входить в измененные состояния и оставаться там без помощи барабанного боя и других техник.

Хотя деятельность шамана связана в том числе и с лечением, принято отличать шаманов от знахарей или травников, потому что последние могут лечить за счёт накопленных знаний, а не за счёт помощи духов-помощников и экстатических видений. Согласно древнему поверью, знания о той или иной «силе» целебных растений человек мог получить от духов-помощников, либо от самих трав и деревьев. Поэтому шаманы были хранителями наиболее полезных сведений о лекарственных растениях на протяжении долгого периода.

Шаманская практика связана с первобытной магией , однако, разница заключается в том, что магия направлена на искусственные изменения мира своей волей, в то время как шаман опирается на природные силы. Шаман скорее является проводником природных сил, чем преобразователем мира, и лечение, проводимое шаманом, связано с приведением заказчика в соответствие с природой и духами.

Примечания

Литература

  • Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования)Новосибирск: Наука, Сиб. отделение. 1984.
  • Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев. Собранные во время путешествия по Алтаю 1910-1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии). Монография. Издательство Российской Академии Наук. 1924. Репринтное издание. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 1994.
  • Богораз В. Г. К психологии шаманства у народов Северо-Восточной Азии. Богораз В. Г. Этнографическое обозрение. - М., 1910. Т. 84-85. Кн. 1-2.
  • Богораз В. Г. Сказка о Чесоточном шамане «Wapыckalaul ». - Живая старина, год IX, 1899, вып. I I. С. 263-270 (чукотский текст и русский перевод).
  • Богораз В. Г. О так называемом языке духов (шаманском) у различных ветвей эскимосского племени. // Известия Академии Наук, серия VI, т. XIII, 1919, с. 489-495. Переиздание: СПб: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунст-камера), 1995. С. 97-104.
  • Грачева Г. Н. Шаманы у нганасан / Н. Грачева // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л.? 1981. - С. 69-89.
  • Добжанская О. Шаманская музыка самодийских народов Красноярского края. Норильск, 2008. - 272 с.
  • Егоров А. С. Эмпедокл и проблема греческого шаманизма // Вопросы философии. М., 2007. № 8. С. 97-105.
  • Мифы и шаманизм Алтая / Сост. Владимир Арефьев. Барнаул. Изготовлено по заказу ООО «Пять плюс». 2002.
  • Михайловский В. М. Шаманство (сравнительно-этнографические очерки) / В. М. Михайловский // Этнографическое отделение Московского университета. М., 1892. Вып. 1. − 215 с.
  • Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. Опыт сопоставления структур. М., 1984.
  • Смоляк А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (Народы Нижнего Амура). М.: Наука, 1991.
  • Уолш Р. Дух шаманизма. Тексты трансперсональной психологии. М.: изд. Трансперсонального Института. 1996.
  • Харнер, Майкл . Путь шамана. М.: Крон-Пресс, 1996.
  • Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. К.: София, 1998.
  • Michael Harner. Der Weg des Schamanen. München: Ullstein, 2004. S. 247. ISBN 3-548-74042-1
  • Paul Uccusic. Der Schamane in uns. Schamanismus als neue Selbsterfahrung, Hilfe und Heilung Hugendubel Kreuzlingen, ISBN 978-3-7205-2181-9
  • Boileau, Gilles. Wu and Shaman // Bulletin of the School of Oriental and African Studies 65.2 (2002), 350-78.
  • Беседа с шаманом Аяуаскеро - Перевод статьи Алана Эленбасс из журнала «Reality Sandwich» «Facing Fear: A conversation with an Ayahuascero » от 2010-09-07
  • Родриго Кортес. Толмач. Издательство «Эксмо». Книга о тангутском шамане и истории взаимоотношений России и Китая на рубеже XIX-XX веков.
  • Владимир Серкин. Хохот шамана. Сибирское издательство. Представлены воспоминания общения с магаданским шаманом, книга-разговор.

Шаманизм – это самая распространенная из всех религий, которая возникла еще далеко до начала нашей эры. Именно шаманы издревле считались не только интеллектуалами, но и духовно развитыми, действительно способными людьми. Конечно, по первому взгляду, казалось бы, что эти люди совершенно не дружат с психикой, и у них есть явные психические расстройства. Но нет, очень многие действительно занимаются восстановлением организма, и даже стараются не афишировать о своей реальной деятельности. А есть и такие, кто сочиняет музыкальные творения или пишут красивые картины, поэтому на вопрос кто такой шаман и чем он занимается нет более прямого ответа, чем этот.

Действия и обряды

Если же для вас, ответ на вопрос «кто такой шаман» еще пока мало раскрыт, то предлагает прочитать следующую информацию. Чтобы совершать сеансы, большинство пишут стихи. Именно они позволяют более подробно раскрыть все то, что хочется узнать и конечно, этим самым экстрасенс подтверждает то, что его чары, якобы, действуют. Он взаимодействует с духами покойных животных, и в большинстве случаев среди них встречаются именно хищные звери:

  • орлы;
  • львы;
  • пантеры;
  • тигры;
  • волки.

То есть, происхождение слова все-таки походит из тунгусского языка. В переводе оно означает – человек, пребывающий в состоянии транса. И это не удивительно, ведь чтобы узнать о чем-то, надо обратиться к душам умерших животных. А для этого надо совершить какой-то сеанс. Но важно помнить, какого бы духа он не вызвал – нужно быть осторожными, ведь всегда есть плохие, которые могут навредить.

Транс – это иной мир

Если шаман входит в транс, значит он уже отправился в путешествие не в наш мир – это может быть мир сверху или мир снизу. Таким образом, ему нужно что-то узнать. К примеру, он способен спросить у богов и различных духов что-то о благополучие здоровья, про обильное потомство у людей и животных. Можно спросить и что-то существеннее, например, будет ли удача в коммерческих делах или каким образом исцелить от недуга. Вот и ответ на вопрос «кто такие шаманы и что они делают». Поэтому, обратившись к таковому человеку следует узнать только о чем-то важном, поставить хотя бы защиту от бед.

Будьте бдительными, ведь шаманы принимают далеко не всех людей. Есть такие, с которыми они сами отказываются работать. Он всегда почувствует доброго или злого человека и лучше не обращаться к тем, кто обращается к злым душам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Шаманизм как феномен представляет собой социокультурное явление, оказывающее влияние на мировоззрение многих народов мира. Хотя, если судить строго географически, это, прежде всего, сибирское и среднеазиатское религиозное течение. «Шаман» – слово из языка тунгусов. Эта ранняя форма религии, предполагающая общение с духами, до сих пор практикуется у народов Сибири и Дальнего Востока.

Исследователи данного явления считают, что самые сильные в мире шаманы живут именно в России.

Религия «назначенцев»

Шаманизм не преобладающая религия в Центральной и Северной Азии, хотя и доминирует в религиозной жизни целых регионов. Шаманы как избранные до сих пор представляют собой в этих отдаленных от цивилизации районах собой единственных «посланников истины». Аналогичные шаманизму магико-религиозные явления исследователями фиксировались в Северной Америке, Индонезии и Океании. В основном с шаманизмом мирно сосуществуют другие формы магии и религии.

Шаман – это избранник духов, «назначенец» свыше. Он своего рода передатчик воли небес, посредник между Богом и людьми. Входя в транс, шаман транслирует божественную волю посредством танцев, ударов в бубен или иного способа сакрального музицирования, произнося определенные заклинания. Шаманы входят в экстатическое состояние (камлание), чтобы отыскать ответы на самые разные жизненно важные вопросы: как вылечить больного, какой будет охота и другие. Шаман – специалист по трансу, уникум, способный в своих священнодействиях вознестись до неба и опуститься в ад, – именно эта особенность отличает его от иных «посредников» между земным и небесным в других верованиях и религиях.

Как считают археологи, шаманизм зародился в Сибири еще в эпоху неолита и бронзового века. Если исходить из научной точки зрения, это - наидревнейшее религиозное течение на земле из всех верований, практикующихся по сей день.

Исторически сложились несколько варианта обретения шаманского статуса: наследственное, призвание (человек как бы чувствует особое расположение к данному роду занятий, призыв свыше, реже случается, когда кто-то просто обозначает себя шаманом (это бывает у алтайцев) или таковым человека выбирает род (у тунгусов).

Кому поклоняются под камлание

Шаманы общаются с духами умерших, природы и т. д., но, как правило, не становятся одержимыми ими. В сибирском и среднеазиатском этносе шаманизм структурирован вкупе с экстатическими способностями полета в небо и нисхождения в ад. Шаман обладает возможностью общаться с духами, укротить огонь, проделать другие магические пассы. Это составляет основу специфических практик, применяемых при подобных религиозных действиях.

Знаменитый религиовед и исследователь шаманизма Мирча Элиаде относил шаманов больше к мистикам, нежели к деятелям религии. Шаманы, по его мнению, не являются проводниками и «ретрансляторами» божественных учений, они просто преподносят увиденное ими в процессе камлания как данность, не вдаваясь в подробности.

Критерии отбора разнятся

В основном у российских шаманов традиция обретения этого статуса наследственная, Но есть одна особенность, без которой шаман не шаман, как бы он ни старался: потенциальный гуру должен уметь входить в транс и видеть «правильные» сны, а также владеть традиционными шаманскими практиками и техниками, знать имена всех духов, мифологию и генеалогию своего рода, владеть его тайным языком.

У манси (воргулов) будущий шаман – наследник, в том числе по женской линии. Нервность, эпилептические припадки ребенка, рожденного в семье шамана, у этой народности – признак контактов с богами. Ханты (остяки), считают, что дар шамана дается человеку с рождения. Аналогичный подход к шаманизму у сибирских самоедов: как только умирает отец-шаман, сын вырезает из дерева подобие руки покойного. Считается, что такими образом передается сила шамана от отца к сыну.

У якутов, также наследующих шаманизм «семейным подрядом», эмеген (дух-покровитель), воплотившись в кого-нибудь из семьи после смерти шамана, может ввести избранника в бешенство. Юноша в таком случае способен даже в порыве безумства поранить себя. Тогда семья обращается к старому шаману, чтобы тот подучил отрока, преподал ему азы «профессии», подготовил к посвящению.

У тунгусов статус шамана (амба саман) передается либо от деда к внуку, либо преемственности как таковой не существует. Старый шаман учит неофита, как правило, взрослого человека. Наследуется шаманизм и у южносибирских бурятов. Однако у них считается, что если кто-то выпил тарасун (молочную водку) или на этого человека с неба упал камень, или в посвященного ударила молния, тогда это точно шаман. У сойотов (тувинцев) молния – непременный атрибут одежды шамана.

В Туве - сила

Самый известный российский шаман, он же член-корреспондент Российской академии народной медицины, целитель и мастер горлового пения тувинец Николай Ооржак. Тува – современный центр отечественного шаманизма, где на сегодняшний день действуют целых три официальных объединения шаманов: «Дунгур», «Тос-Дээр» и «Адыг-«Ээрен».

Тувинских шаманов возглавляет президент Монгуш Кенин-Лопсана.

Загрузка...