Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Система отслеживания взгляда. Что измеряет eye-tracker? Коммерческое использование айтрекинга

Представьте себе юзабилити-тестирование, в котором участник пытается купить велосипед. На главной странице он быстро находит ссылку на велосипеды, но на следующей теряется. «Я не был уверен, куда нужно кликать, — объясняет он позже, — было много вариантов». В дальнейшем, просматривая записи, тестировщики обращают внимание на подобные слова участников испытаний. Они отмечают движения мышки, проверяют, как далеко прокручивалась страница. Но в идеале им хочется видеть то, что видел пользователь.

Айтрекинг (eye tracking) иногда воспринимается как панацея — совершенная технология, с помощью которой легко обнаружить проблемы пользовательского интерфейса. Неудивительно, что ее популярность растет вот уже 20 лет.

Но каждой впечатляющей демонстрации предшествуют часы усилий и попыток интерпретации. Ведущие эксперты противоречиво отзываются о ценности айтрекинга, поэтому технология по-прежнему применяется лишь в немногочисленных дизайнерских веб-проектах. Несмотря на резкое сокращение ее стоимости и увеличившуюся надежность, временные затраты, расходы на обучение специалистов и оборудование по-прежнему остаются значительными.

В этой статье мы попытаемся ответить на два вопроса: какие преимущества вы получите, используя эту технологию? И когда окупятся расходы?

Простыми словами, айтрекинг — технология, позволяющая наблюдать и записывать движения глаз: расширение зрачка, его перемещение. Она широко применяется во многих областях, в том числе в психологических исследованиях, при разработке дизайна упаковки. По отношению к контенту, представленному на экране, эта технология прежде всего используется для того, чтобы понять, куда смотрят пользователи.

Особый интерес представляют так называемые «точки фиксации» — области, в которых взгляд пользователя задерживается на продолжительное время, чтобы обработать воспринимаемое изображение. Процесс движения взгляда пользователя между точками фиксации называется «саккада» (saccade). Хотя скорость движения означает, что пользователь не обрабатывает то, что видит, воспроизведение саккад показывает, какой путь проделывает взгляд между точками фиксации.

Общий метод определения фокуса взгляда пользователя предполагает сравнение позиции ближнего инфракрасного света (отраженного глазом) с позицией зрачка. Эта информация в сочетании с информацией о положении головы наблюдаемого может быть экстраполирована для определения точки, на которой сфокурисован взгляд пользователя, посредством чего определяются соответствующие координаты на экране.

Положение отраженного глазом инфракрасного света (белая точка в центре) по отношению к зрачку (черный круг) используется для определения направления взгляда пользователя.

Айтрекинг-устройства проектируют данные путем многократной записи координат за одну секунду. Этот набор данных впоследствии можно визуализировать и интерпретировать, чтобы описать поведение, незамеченное иным способом, включая:

  • упорядоченный список точек фиксации (и неупорядоченный список упущенных элементов) — айтрекинг фиксирует то, что пользователь видит, и то, что он не видит;
  • время достижения любой заданной точки фиксации — это может быть связано с тем, как легко или трудно было найти элемент;
  • длина любой заданной фиксации — имеет отношение к тому, насколько привлекателен или понятен был элемент;
  • количество фиксаций на элемент — имеется в виду, отвлекающим, полезным или противоречивым ли был элемент.

Видеть не значит понимать

Данные, полученные с помощью айтрекинг-устройств, не зависят от отчетов пользователей или их памяти. Отвечая на вопросы о своих действиях, участники исследований, как правило, не могут вспомнить свое поведение. Они могут не знать о том, что они сделали (так как сделали что-то бессознательно или просто забыли об этом), или могут быть не в состоянии выразить словами ход своих мыслей. Посредством изучения данных, их визуализации и повторов, причины поведения могут быть обнаружены без опоры на человеческую память. Важно отметить, что анализ айтрекинга может привести к открытиям, сделать которые с помощью других методов тестирования было бы трудно.

Например, в недавнем исследовании прототипа онлайн-игры айтрекинг-команда Cyber-Duck попросила участников тестирования найти запись их участия в более ранних версиях игры. Чтобы выполнить задание, пользователи должны были кликнуть на одну из кнопок «Обзор» под надписью «Нью-Йорк» или «Буэнос-Айрес» и перейти к следующему шагу.

Домашняя страница прототипа онлайн-игры. Цветные квадраты — «зоны интереса», которые были отмечены, чтобы можно было получить специфичные данные для определенного региона.

Результаты наблюдений показали, что только половина участников справилась с заданием успешно. Обычные тесты юзабилити дали бы достаточно информации, чтобы найти решение проблемы. Тем не менее, айтрекинг позволил получить более четкое представление о проблеме.

«Тепловая карта» всех участников тестирования. Цветные области показывают относительную длительность фиксации на определенных элементах страницы. Красным цветом выделены зоны наибольшей фиксации.

Хотя участники испытаний часто смотрели на кнопку «Обзор», кликали они по ней редко. Из этого следует, что в целом пользователи видели кнопку. Но тот факт, что они смотрели на нее, но не нажимали, свидетельствует о том, что они не осознавали своей цели.

Траектория движения взгляда одного из участников исследования. Круги — точки фиксации или места, где задержался его взгляд. Числа обозначают хронологический порядок моментов фиксации, а размер круга показывает, сколько времени длилась фиксация — чем больше круг, тем дольше задержался взгляд в этой точке.

Траектория движения взгляда, представленная выше, демонстрирует поведение одного из участников исследования. Анализируя многочисленные точки фиксации и саккады, можно сказать, что пользователь перемещался между элементами несколько раз. Это наводит на мысль, что он оценивал каждый вариант, не зная, как правильно завершить задание.

С помощью других методов тестирования стало возможным обнаружить проблему юзабилити: половина участников исследования не справились с навигацией предложенной страницы. В то же время айтрекинг позволил получить больше специфичных данных. Так, выяснилось, что половина респондентов не смогли перейти на следующую страницу, хотя большинство из них видели нужную кнопку. Иными словами, проблема была не в отсутствии внимания. Соответственно, усилия должны были быть направлены на то, чтобы сделать целевую кнопку более понятной.

Стоит ли использовать айтрекинг?

Айтрекинг — инструмент, и как любой другой инструмент будет наиболее эффективен в руках эксперта. Реальную пользу айтрекинг может принести только в том случае, если сбором и анализом данных будет заниматься специалист со знаниями и опытом в этой области.

Айтрекинг не заменит другие качественные методы исследования. Данные, полученные в результате айтрекинга, позволяют сказать, на каком элементе пользователи чаще всего фиксируют взгляд, но не позволяют сказать, почему. Такую информацию можно получить только с помощью интервью, наблюдения и эксперимента.

Безусловно, айтрекинг позволяет лучше понять поведение пользователя во время тестирования юзабилити, и следовательно дает возможность принимать более точные решения.

Прежде чем применять данную технологию, постарайтесь оценить, используете ли вы весь потенциал менее дорогих методов тестирования. Если вы положительно ответите на этот вопрос, то айтрекинг будет естественным следующим шагом. Если нет, то использование таких недорогих методов, как наблюдение, интервью пользователей и сплит-тест, позволит сделать хороший скачок вперед.

Как отмечают Якоб Нильсон (Jakob Nielsen) и Кара Перниче (Kara Pernice) в своей книге «Веб-дизайн: анализ удобства использования веб-сайтов по движению глаз»: «Вы можете удвоить доходность вашего сайте, не имея ничего, кроме … блокнота».

Готовы начать?

Предположим, что вы используете менее дорогие методы по-максимуму и готовы глубже понять, что айтрекинг может вам предложить. Существуют разные способы использования этой технологии, каждый из них имеет значительные последствия с точки зрения затрат и результатов, которые вы получите.

Охват

Айтрекинг-исследования занимают некоторое время. Для проведения качественных тестов, где записи проверяются вручную, пяти пользователей будет достаточно, но для получения показательных тепловых карт и других наглядных данных необходимо как минимум 39 участников. Затраты на отбор и стимулирование участников должны быть частью бюджета любого тестирования, но очень важно оценить значительные инвестиции времени, необходимого для тестирования такого количества людей. Специалисты Cyber-Duck считают, что на каждой сессии должно присутствовать два куратора. Так риск пропустить что-либо сокращается, плюс каждый из кураторов может взять перерыв. Временные затраты можно легко прикинуть, учитывая, что индивидуальное тестирование занимает от 20 минут до часа.

Обучить сотрудников компании или пригласить специалистов

Следующий вопрос: обучить айтрекингу сотрудников компании или нанять экспертов-консультантов? Из-за значительных инвестиций рекомендуется готовить команду по айтрекингу из числа сотрудников компании только в том случае, если:

  • у вас есть персонал с фоновой работой, связанной с айтрекингом;
  • у вас есть ресурсы, чтобы приобрести оборудование и обучить персонал пользоваться им;
  • вы будете постоянно проводить исследования с использованием технологии айтрекинга;
  • вы уверены, что углубленные исследования, будут стоить потраченного времени и денег.

Снижение затрат может сделать идею вырастить специалистов по айтрекингу внутри компании привлекательной, но стоит учесть много факторов, прежде чем инвестировать в нее. Айтрекинг по-прежнему остается сложной в использовании технологией. Помимо умения калибровать оборудование для организации исследования и анализа его результатов основополагающее значение имеет всестороннее понимание методологии айтрекинга. Иначе можно пропустить или неверно истолковать значимое поведение. В худшем случае результаты исследования могут быть полностью искажены.

Хотя стоимость технологии значительно снизилась в последнее время и продолжает снижаться, за профессиональный аппарат придется выложить от $15 000 и больше. Программное обеспечение, как правило, включено в стоимость, но потребуется мощный компьютер, приобретение которого означает дополнительные расходы. Их тоже нужно учитывать. Рассмотрение достоинств оборудования и программного обеспечения для айтрекинга от разных производителей — тема для отдельной статьи, но стоит отметить, что наиболее популярной является продукция таких компаний, как EyeTech, Mirametrix и Tobii.

Если расходы на обучение, покупку оборудования и программного обеспечения, а также временные затраты кажутся вам непомерными или вы планируете изредка пользоваться технологией, вы можете обратиться в консалтинговую фирму и воспользоваться преимуществами айтрекинг-тестирования с меньшими затратами.

При оценке потенциального партнера изучите его компетентность в данной области, обратите внимание на отзывы клиентов. Ищите доказательства того, что исследования и рекомендации этой фирмы позволили улучшить ключевые показатели юзабилити, такие как показатель успешности, время на задачу, частота ошибок и удовлетворенность пользователей. Оцените, в состоянии ли команда представить свои выводы таким образом, чтобы они были доступны тем, кто мало что понимает в айтрекинге? Профессиональный жаргон может впечатлить, но в конечно счете, специалисты должны обосновать свои рекомендации на понятном языке.

Выводы

Как и любая другая развивающаяся технология, айтрекинг имеет потенциал получить широкое применение, позволяя устранить барьеры выхода на рынок. Однако сейчас значительные затраты на применение айтрекинга позволят получить максимальную отдачу от инвестиций лишь тем, кто уже использовал весь потенциал более дешевых, низкотехнологичных методов исследования.

Закреплённый на мониторе сенсор выглядит примерно вот так. Чем-то он мне напомнил сенсор Kinect, разработанный инженерами Microsoft. Только размеры его в несколько раз меньше решения корпорации из Редмонда. В этот момент я подумал, что обладателям «безрамочных» мониторов придётся несладко, ведь приклеить на них металлический держатель будет не так-то просто. Впрочем, инженерная смекалка наверняка позволит выпутаться из подобной ситуации.

Обратите внимание, что инфракрасные излучатели и сенсоры по краям и в середине устройства хорошо видны. Нет, их свечение больше не режет глаза, как в предыдущей модели (Tobii EyeX), однако время от времени вы так или иначе будет обращать на них внимание. На моих фотографиях свечение получилось фиолетовым, но в реальности оно красное. Сенсор сканирует ваше лицо с частотой 90 раз в секунду, поэтому человеческие глаза не замечают мерцания.

После подключения сенсора к компьютеру первым делом нужно загрузить с официального сайта необходимое программное обеспечение и драйвер. Установив приложение и впервые запустив его, стоит обновить прошивку трекера до актуальной версии.

Дополнительно я бы порекомендовал загрузить с сайта Tobii приложение Game Hub, позволяющее связать сенсор с вашей игровой библиотекой Steam и настроить его под каждую отдельно взятую игру. Ещё можно загрузить приложение Streaming Gaze Overlay, которое жизненно необходимо, если вы вдруг хотите стримить свои игры и демонстрировать зрителям, куда в данный момент устремлён ваш взгляд. На экране при этом будет появляться полупрозрачная окружность именно в том месте, куда вы смотрите. Мне эта штуковина оказалась без надобности, поэтому я установил лишь первое приложение и принялся настраивать устройство.

Так как у меня на столе стоят два монитора, инсталлятор вежливо поинтересовался: какой из них я хотел бы использовать в связке с Tobii Eye Tracker 4C? Я выбрал правый, так как именно он выступает в качестве основного рабочего дисплея. Второй же монитор я использую для размещения на его экране различных мессенджеров, текстовых заметок и прочей вспомогательной информации.

Пришла пора настроить непосредственно само устройство. Помните, некоторое время назад я отметил, что на верхнюю поверхность сенсора нанесены две белые линии? Эти рисочки нужны для того, чтобы система точно знала, как именно вы приклеили сенсор к монитору. Просто перетащите две линии на экране по горизонтали и совместите их с отметками на вашем трекере. Всё просто как дважды два.

После этого началась непродолжительная калибровка. Её скриншоты я сделать не успел, но своими словами описать процесс вполне смогу. Сначала на чёрном экране появляются два белых круга – это ваши глаза. Система просит вас покачать головой, чтобы оценить, насколько сильно вы можете отклониться от вертикального положения и при этом не выпасть из поля зрения камеры. Затем в разных местах экрана вам показывают синие точки, а вы взрываете их своим взглядом. Так система изучает ваши глаза и их особенности, понимая, каким образом вы смотрите на экран монитора. Очки я не ношу, но надо полагать, что у тех, кто очками пользуется, никаких проблем тоже возникнуть не должно. По итогам калибровки программа создаёт ваш профиль и просит дать ему название.

А вот тут началось всё самое интересное. Вы переноситесь в кабину космического корабля и начинаете расстреливать летящие на вас астероиды. При этом для прицеливания вы используете лишь свой взгляд, а кнопкой «Пробел» стреляете из пушки. С непривычки я пришёл от всего этого в полный восторг. Tobii Eye Tracker 4C отлично понимал, куда именно я смотрю, и практически никогда не ошибался. Погрешность была крайне небольшой, буквально 3-5 миллиметров, что в масштабе 24-дюймового экрана – сущий пустяк.

После того как я вдоволь настрелялся из космической пушки, программа настройки предложила мне краткий экскурс по возможностям устройства. Например, с помощью Tobii Eye Tracker 4C можно разблокировать учётную запись Windows 10. Сенсор узнаёт лицо своего хозяина, поэтому никакие пароли или ПИН-коды вводить не нужно. Настраивается всё это буквально в два-три клика, а называется технология Windows Hello.

Также производитель утверждает, что изображение на экране может меняться в зависимости от того, в какую его область вы смотрите. В качестве примера вам предлагают взглянуть на солнце в верхней области экрана. Как только вы смотрите на него, изображение становится невероятно ярким, словно Солнце вас слепит. Очень крутой эффект, придающий реализма происходящему. И это без всяких там VR-шлемов, хочу заметить!

Одним из самых распространённых применений Tobii Eye Tracker 4C в видеоиграх стала возможность поворота камеры в ту сторону, куда смотрит игрок. Ваш взгляд приближается к краю экрана, и игровая камера просто немного смещается вслед за ним. Вроде как мелочь, но мелочь эта отлично дополняет игровой процесс и делает ваше погружение в видеоигру более качественным.

Интерактивный тур поясняет, что при помощи сенсора можно также управлять мультимедийными функциями вашей операционной системы.

А не так давно в одной из новостей на нашем сайте , что Microsoft активно работает над интеграцией поддержки Tobii Eye Tracker 4C в Windows 10. Уже осенью (после выхода очередного крупного апдейта) любой желающий сможет полноценно управлять операционной системой, вообще не прикасаясь к мыши или клавиатуре. Работает система, если верить тем, кто уже успел её опробовать, крайне отзывчиво. Только представьте, как эта новость обрадует полностью или частично парализованных людей или же тех, кто потерял конечности. Ведь они получат недорогую и доступную технологию для полноценного управления компьютером при помощи взгляда. Раньше подобное оборудование стоило баснословных денег, работало медленно и неточно. Современные же технологии шагнули далеко вперёд, что просто не может не радовать.

Даже сейчас, пока соответствующее обновление Windows 10 ещё не вышло, вы можете извлечь из сенсора определённую пользу при управлении своей операционной системой. С помощью Tobii Eye Tracker 4C вы можете быстро переключаться между несколькими открытыми окнами. Просто нажмите ALT+TAB и выберите глазами нужное вам приложение. Можно настроить энергосбережение компьютера, чтобы он затемнял экран, как только вы отлучились от монитора. А курсор мыши можно мгновенно телепортировать в любую точку экрана, куда бы вы ни посмотрели (эту функцию можно назначить на одну из дополнительных клавиш мыши при желании). Вас раздражают нотификации Windows 10? Нет проблем. Просто посмотрите на выскочившее окошко, и оно тут же исчезнет с экрана.

Теперь пришло время поговорить о том, как устройство используется в качестве игрового контроллера. Вернее, в качестве дополнения к традиционным способам управления, ведь полностью оно их заменять не планирует. Приложение Game Hub после первого запуска обнаружит в вашей библиотеке Steam совместимые с Tobii Eye Tracker 4C видеоигры и предложит настроить чувствительность трекера для каждой из них. Здесь вы сможете отрегулировать отзывчивость трекера в процессе слежения за вашими зрачками, поворотом головы, а также, например, назначить прицеливание так, чтобы можно было вместо кнопок или геймпада пользоваться одним лишь взглядом.

Сегодняшняя библиотека игр, поддерживающих сенсоры Tobii, включает в себя For Honor, Watch Dogs 2, Soma, Deus Ex: Mankind Divided, Elite: Dangerous, Rise of the Tomb Raider, Arma 3, Assassin’s Creed Syndicate, The Forest, Master of Orion, Farming Simulator, Agents of Mayhem и десятки других популярных проектов. Список этот продолжает активно расширяться, а народные умельцы вовсю выпускают моды для пока ещё неподдерживаемых игр, так что поиграть вам определённо будет во что. Первым делом, разумеется, я рванул тестировать сенсор на играх-хоррорах. Это моя маленькая слабость. Поэтому первыми подопытными стали Layers of Fear, Among the Sleep и SOMA.

Первой я уселся тестировать Among the Sleep – мрачную и полную скрытых смыслов историю о двухгодовалой девочке, которая осталась одна в огромном доме, захваченном жуткими демонами. Она пытается найти свою пропавшую мать, а помогает ей в этом говорящий плюшевый мишка Тедди, подаренный отцом на день рождения. Сенсор Tobii Eye Tracker 4C позволяет игровой камере следовать за вашим взглядом и поворотом головы, визуально расширяя поле зрения без необходимости в некоторые моменты вращать камеру при помощи мыши или геймпада. Да, погружение в игру немного улучшилось, но для себя я отметил, что со временем ты просто забываешь о сенсоре и перестаёшь обращать внимание на это небольшое улучшение.

Вторым по счёту стал польский ужастик Layers of Fear про медленно сходящего с ума художника, который пытается завершить полотно, ставшее для него проектом всей жизни. В своей одержимости он то и дело проваливается в кошмарные видения, выбираться из которых приходится игроку. Постепенно на поверхность всплывают похороненные в памяти события, от которых главному герою становится ещё хуже. Призраки прошлого всё глубже затягивают его в водоворот безумия. Взаимодействие с сенсором Tobii Eye Tracker 4C в игре осуществляется примерно так же, как и в Among the Sleep. Да, усиление погружения есть, но подобной интерактивности порой кажется маловато.

В атмосферном научно-фантастическом хорроре SOMA поддержка сенсора Tobii Eye Tracker 4C реализована наиболее эффективно. Камера слегка наезжает на объект, если вы долго удерживаете на нём взгляд. Также вы получаете возможность с помощью глаз управлять направлением луча фонарика, когда оказываетесь в темноте. Как и в двух предыдущих играх, если точка фокуса оказывается близ края экрана, игровая камера немного сдвигается в сторону, давая вам больший обзор. Даже игровые «чудовища» словно реагируют на ваш взгляд. Другими словами, впечатления от этой игры у меня остались самые лучшие из всех трёх протестированных ужастиков. Чуть ниже в официальном видео Tobii вы можете увидеть все перечисленные мною функции, поддерживаемые данной игрой, в действии.

Французское издательство Ubisoft, к моему удивлению, активнее всех принялось внедрять поддержку сенсора в свои проекты. Например, в игре Assassin’s Creed Syndicate вы можете целиться взглядом в направлении уступов, куда хотите зашвырнуть «крюк-кошку», а в взглядом вы мгновенно выбираете цель своего следующего взлома, будь это человек, автомобиль или какой-либо механизм. Издатель заранее объявил о том, что игра Assassin’s Creed Origins, которая поступит в продажу осенью, также будет поддерживать трекер. В некоторых играх сенсор Tobii Eye Tracker 4C помогает вам быстрее прицеливаться. Я сейчас говорю о Deus Ex: Mankind Divided, Rise of the Tomb Raider и Tom Clancy’s The Division (список далеко не полный!). Причём реализовано всё очень удобно. Просто взглянули в сторону противника — и перекрестье прицела сместилось ближе к этой точке. А дальше вы уже можете прицелиться более точно с помощью традиционных методов контроля и выстрелить.

  • Сенсор Tobii Eye Tracker 4C
  • Инструкция по установке
  • Гарантийные обязательства
  • о технике безопасности
  • USB-удлинитель (1 м)
  • Крепления на мониторы (2 шт.)

Характеристики:

  • Совместимость: Windows 7, 8, 10
  • Тип контроллера: оптический сенсор
  • Цвет: чёрный
  • Материал: пластик
  • Тип подключения: проводной
  • Интерфейс: USB 2.0
  • Кабель: 0,8 м + удлинитель 1 м
  • Размеры: 17 x 15 x 335 мм
  • Максимальная диагональ экрана: 27 дюймов (16:9) – 30 дюймов (21:9)
  • Эффективное расстояние до глаз: 50–95 см
  • Частота работы камер: 90 Гц

Плюсы:

  • Замечательное дополнение традиционных игровых интерфейсов.
  • Скоро вы сможете контролировать Windows 10 одним лишь взглядом.
  • Даже сейчас сенсор позволяет ощутимо упростить пользование ОС.
  • Устройство позволяет ещё лучше погрузиться в некоторые видеоигры.
  • Трекер удивительно точно отслеживает взгляд и положение головы.
  • Очень удобная система магнитного крепления сенсора к монитору.
  • Список игр, поддерживающих этот трекер, стремительно расширяется.
  • С установкой и настройкой трекера справится даже ребёнок.

Минусы:

  • Глаза время от времени видят свечение инфракрасных проекторов.
  • Закрепить сенсор на безрамочном мониторе будет непросто.
  • Металлические крепления садятся на обычную клейкую ленту.

Впечатления от знакомства с Tobii Eye Tracker 4C у меня остались исключительно положительные. Устройство работает быстро и без запинок, невероятно точно определяя, в какую точку экрана смотрит пользователь. Список поддерживаемых видеоигр включает большое количество знаменитых проектов от крупных издательств и инди-разработчиков. Но главным плюсом устройства, конечно же, является полноценная поддержка Windows 10 (пускай всего лишь грядущая). Я уверен в том, что трекер производства Tobii сделает жизнь многих людей значительно проще и комфортнее. И речь сейчас не только о геймерах. Хотя геймеры от устройства тоже останутся в выигрыше. Недаром же Tobii Eye Tracker 4C интегрируют в топовые игровые ноутбуки. Взять хотя бы Predator 21X, Acer vNitro, Alienware 17, MSI GT72 и другие модели. Стоимость трекера составляет 11 499 рублей. Дорого ли это? Учитывая, насколько важным и полезным может оказаться устройство для некоторых людей, а также то, сколько сил и многолетнего опыта вложили в него разработчики, – нет, вовсе не дорого. Просто попробуйте и вы сразу поймёте, что я имею в виду.

Мониторные айтрекеры

Данная форма айтрекеров представляет собой устройство, которое крепится к нижней части экрана любого устройства. Регистрация движений зрачков пользователей происходит через инфракрасную камеру с подсветкой. Айтрекер имеет компактный дизайн, но при этом сохраняет в себе все возможности для проведения полноценных научных исследований. Основным преимуществом является портативность устройства. Это позволяет использовать гаджет за пределами лаборатории.

К основным преимуществам можно отнести компактный дизайн, возможность исследования большего количества людей, возможность ненавязчивого сбора информации, детальное исследование движения глаз, легкость в крепеже, возможность интеграции с различными устройствами.


Очки айтрекеры

Беспроводные очки-айтрекеры с функцией живого просмотра. Позволяют проводить исследования в любой среде. Простота использования и легкий дизайн максимально погрузжают пользователя в естественное состояние, что качественно улучшает полученную информацию. Очки предназначены для использования в реальном мире. Вес устройства составляет всего 45 грамм. Пользователь чувствует себя комфортно и совершает свои обычные действия.

Функция беспроводной передачи данных, позволяет получить результаты в режиме реального времени. Это значительно сокращает время исследования. Интегрированное программное обеспечение дает возможность оперативно проанализировать, получаемые данные. С помощью очков-айтрекеров можно проанализировать совокупность физиологических данных с данными полученными от ай-трекинга.

Процесс исследования на таком Eye tracker был болезненным для пациента, так как существовал физический контакт с глазами респондента и доставлял крайние неудобства для проведения эксперимента.

Первый не-инвазивный eye tracker построил Guy Thomas Buswell в Чикаго. Он использовал эффект отражения лучей света от зрачка человека и затем записывал их на фотоплёнку. Точность первых eye tracker была крайне мала, однако они послужили первыми шагами и прообразами для современного оборудования.

С 1930-го года, исследования eye tracker начали применяться в экспериментальной психологии.

Eye tracking, популярный на Западе метод маркетинговых исследований, к сожалению, практически не известен в России. Однако, еще в 1962 году, один из крупнейших специалистов нашей страны в области психофизики зрения – Альфред Лукьянович Ярбус, опубликовал монографию «Роль движений глаз в процессе зрения», которая уже 4 раза переиздавалась за рубежом.

А.Л.Ярбус – один из крупнейших специалистов в нашей стране в области психофизики зрения. Его работа была связана с разработкой оригинального метода «присосок», который использовался для регистрации движения глаз.

Метод Ярбуса состоит в помещении на глаз наблюдателя особых "присосок". Им была изобретена присоска, предназначенная для записи движений глаза. Присоска представляет собой маленькую чашечку, к которой присоединен каучуковый баллончик. Сжав баллончик пинцетом, чашечку присоски прикладывают к поверхности склеры предварительно анестезированного глаза. Когда отпускают баллончик, он, расправляясь, создает под чашечкой легкий вакуум, и она "присасывается" к поверхности склеры. На присоске укреплено зеркальце, отбрасывающее луч света на лист фотобумаги.

Эта же методика была использована для создания изображения, неподвижного относительно сетчатки. Она позволила сделать ряд открытий, касающихся «пустого поля» и его свойств. Результаты, полученные при изучении закономерностей движения глаз, имеют существенное значение для понимания механизмов работы органа зрения. Эти факты были положены в основу исследований eye tracking – достаточно было выделить фиксации зрачка для анализа восприятия информации человеком, о том какие элементы дизайна привлекают человека больше или меньше.

Все ай-трекеры можно условно разделить на два типа - надеваемые и дистанционные. Рассмотрим последовательно основные характеристики ай-трекеров каждого типа.

Надеваемые ай-трекеры

Ай-трекеры данного типа надеваются на голову респондента и имеют вид специальных очков либо «рамок на шапочке». Их конструкция состоят из мини-видеокамеры,
фиксирующей обстановку перед респондентом, а также источника инфракрасного излучения, которое через оптические световоды подводится к глазам человека, а отраженный от них блик «замешивается» в сигнал от видеокамеры.
Соответственно, направление взгляда человека имеет вид небольшого светового пятна, перемещающегося по объектам внешней обстановки.

Надеваемые ай-трекеры больше подходят для исследований мобильных устройств, гаджетов и реальных объектов - витрин с товарами, рекламных буклетов, и т.д.
Помимо этого носимые ай-трекеры используются для анализа сложных видов профессиональной деятельности - при вождении самолетов, автомобилей, управлении техническими объектами, а также в спорте.
Однако такие системы плохо подходят для тестирования интерфейсов программных продуктов для планшетов и персональных компьютеров - сайтов, десктопных программ и приложений, т.е. наиболее частых объектов юзабилити-тестирования.
Основная проблема заключается в невозможности привязки движений глаз к экрану монитора с помощью программного обеспечения носимых ай-трекеров, т.к. голова человека может быть и не направлена на него.
Поэтому при обработке результатов, например, для построения тепловых карт по отдельному экрану программного интерфейса требуется трудоёмкая ручная работа по редактированию полученных видеозаписей зрительных маршрутов.

Mobile eye tracking Tobii Glasses (Швеция)

Обзор носимых ай-трекеров начнем с разработки одного из лидеров рынка шведской фирмы Tobii монокулярного
ай-трекера Mobile eye tracking Tobii Glasses ,
который имеет одну из наиболее удобных, легких (вес 75 г) и элегантных конструкций, выполненную в виде очков с небольшим утолщением на одной из дужек.
Точность измерений данной модели достаточно высока - 0.5°, а частота сканирования - 30 Гц достаточна для использования при тестировании. Цена ай-трекера начинается от $19500 (или 14500 евро).

Ай-трекер Mobile eye tracking Tobii Glasses: А - внешний вид, Б - вид на голове человека

SMI Eye Tracking Glasses (Германия)

Ай-трекер SMI Eye Tracking Glasses: А - внешний вид, Б - вид на голове человека

Во многом аналогичный по точности (0.5°) и весовым характеристикам (вес 68 г) носимый ай-трекер Eye Tracking Glasses выпускается другим известным производителем -
немецкой фирмой SMI . Его отличительными особенностями являются более высокая частота сканирования (60 Гц), бинокулярность и возможность параллельной регистрации ЭЭГ при цене от $38 000.

Загрузка...