Глава государства, реализуя свои полномочия по определению направлений внутренней и внешней политики, а также осуществлению руководства внешней политикой Российской Федерации , определяет основу и утверждает Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации, что свидетельствует о монополии Президента на определение полного содержания государственного протокола.
В соответствии со ст. 14 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равныперед законом.
Согласно разделу V Основных положений государственной протокольной практики Российской Федерации патриарх Московский и всея Руси занимает 10 позицию в протокольном старшинстве после Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации ФС РФ, Председателя Государственной Думы ФС РФ, лиц, занимавших должность Президента РФ, Председателя Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и Генерального прокурора РФ. Это дает нам основание сделать вывод о том, что патриарх Московский и всея Руси по протокольному старшинству является первым после первых лиц государства, исходя из их принадлежности к высшим органам государственной власти. Президент РФ, определив для главы Русской православной церкви 10 строку в протокольном старшинстве после первых лиц России, нарушил один из основных конституционных принципов - принцип светскости государства и равенства религиозных объединений.
На позициях в протокольном старшинстве, следующих за патриархом Московским и всея Руси, находятся не менее значимые лица, которые занимают должности первой части реестра должностей федеральных государственных служащих . Таковыми являются руководитель Администрации Президента РФ, секретарь Совета Безопасности РФ, заместители руководителя Администрации Президента РФ - помощники Президента РФ, заместители Председателя Правительства РФ, высшие должностные лица субъектов РФ и прочие федеральные государственные гражданские служащие высшего ранга. Позиция патриарха Московского и всея Руси в протокольном старшинстве под номером «10» свидетельствует о приоритете высшего иерарха Русской православной церкви перед лицами, занимающими государственные должности РФ и высшие должности федеральной государственной гражданской службы.
Противоречие протокольного старшинства конституционному принципу светского государства находит свое отражение не только в положении в нем руководителя Русской православной церкви, но и в положении иных иерархов Русской православной церкви и руководителей других известных общероссийских конфессий. Постоянным членам Священного синода Русской православной церкви и руководителям других конфессий - членам Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ в объемной государственно-протокольной иерархии определено место под номером «33», следующее после позиций Уполномоченного по правам человека в РФ, чрезвычайных и полномочных послов РФ в иностранных государствах, постоянных представителей РФ при международных организациях, членов Совета Федерации ФС РФ и депутатов Государственной Думы ФС РФ. Несмотря на то, что для представителей общероссийских конфессий была определена более отдаленная позиция от первых лиц государства и патриарха Московского и всея Руси, их значительности в государственном протоколе это не умалило, поскольку позицию под номером «34» заняли заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, судья-секретарь Конституционного Суда РФ, а позицию под номером «37» - судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые являются лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации .
Сравнение положений патриарха Московского и всея Руси и глав других общероссийских конфессий в протокольном старшинстве свидетельствует и о неравенстве религиозных объединений в их взаимодействии с федеральными органами государственной власти, поскольку в рамках проведения официальных государственных мероприятий разделом V для патриарха была определена более высокая позиция в протокольном старшинстве по сравнению с руководителями неправославных конфессий. К тому же, еще не все руководители общероссийских конфессий смогут занять по праву данную позицию, потому что протокольным старшинством была установлена принадлежность 33-й позиции руководителям других конфессий - членам Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. В соответствии с пунктом 6 Положения о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ состав Совета утверждается Президентом РФ . Следовательно, глава государства имеет возможность определить, кто может занять данную позицию в системе протокольного старшинства.
Таким образом, раздел V Основных положений государственной протокольной практики Российской Федерации противоречит не только принципу светского государства, но и нарушает принцип равенства религиозных объединений перед законом и государством.
Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации являются важнейшим нормативным документом при осуществлении Российской Федерацией своих государственных функций в области внешней политики, поскольку государственный протокол в международных отношениях является наиболее наблюдательной и детальной стороной и при проведении официальных мероприятий отражает особенности внешнего облика государственного устройства России. В целях восстановления действия конституционного принципа светского государства в протокольном старшинстве необходимо предпринять меры по внесению изменений в раздел V Основных положений государственной протокольной практики путем исключения из него положений о представителях всех российских религиозных объединений.
Список источников и литературы:
Конституция Российской Федерации // Рос. газ., 2009, №37.
Распоряжение Президента РФ от 02.08.1995 N 357-рп "Об утверждении Положения о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и его состава" // СЗ РФ, 1995, №32, ст. 3294.
Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2012 г. №947-р «О Соболеве С.А.» // СЗ РФ, 2012, №25, ст. 3405; Распоряжение Правительства РФ от 21.05.2012 г. №800-р «О Ентальцевой М.В.» // СЗ РФ, 2012, №22, ст. 2893; Структура Аппарата Правительства РФ: [Электронный ресурс] // URL: http://government.ru/office/structure/.
Структурная схема МИД России: [Электронный ресурс] // URL: http://www.mid.ru/bdomp/ministry.nsf/info/01.03.01.04. (Дата обращения: 01.02.2014).
Указ Президента РФ от 11.01.1995 г. №32 «О государственных должностях Российской Федерации» // Рос. газ., 1995, №11-12.
Указ Президента РФ от 16.09.2004 г. № 1183 «Об утверждении Основных положений государственной протокольной практики Российской Федерации»: [Электронный ресурс] // URL: http://e-protocol.narod.ru/index/0-64. (Дата обращения: 02.02.2014).
Указ Президента РФ от 31.12.2005 г. №1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» // СЗ РФ, 2006, №1, ст. 118.
Указ Президента РФ от 21.06.2011 г. №83 «Об утверждении Положения об Управлении протокола Президента Российской Федерации» // СЗ РФ, 2011, №26, ст. 3758.
Сарсембаев Айдар Серикович
Омская юридическая академия. Омск
Научный руководитель: Ашенова Т. М.
1. Понятие и принципы дипломатического старшинства.
2. Государственное служебное и протокольное старшинство в Республике Беларусь и других государствах.
3. Церковное старшинство
Старшинство дипломатическое
Одно из основных правил дипломатического протокола
Соблюдается в отношении:
Коллективного старшинства дипломатического корпуса на публичных мероприятиях
Старшинства между главами дипломатических представительств
Старшинства между дипломатическими представителями и официальными лицами страны пребывания
Старшинства дипломатов в дипломатическом представительстве
Старшинство
В дипломатической и консульской практике старшинство определяется классом представителей и датой их вступления в должность (для послов - датой вручения верительных грамот), а также занимаемой должностью.
Личные дипломатические или служебные ранги и звания не учитываются.
Правило старшинства соблюдается:
при рассадке членов дипломатического и консульского корпуса
при участии в официальных мероприятиях.
Важность соблюдения принципа старшинства
Исключается какая-либо субъективность и тем самым возможность нанесения вольно или невольно обиды официальному представителю государства.
Протокольная практика различных стран несколько отличается, поэтому в спорных случаях лучше обратиться за разъяснениями в Протокольный отдел ведомства иностранных дел.
Дипломатические классы
Сложившиеся в дипломатической практике и получившие закрепление в международном праве наименования дипломатических представителей, соответствующие уровню возглавляемых ими дипломатических представительств и определяющие их положение среди дипломатических представителей в стране пребывания.
Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 главы представительств подразделяются на 3 класса
послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга;
посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств;
поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.
Венская конвенция предусматривает, что иначе как в отношении старшинства и этикета не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу.
Дипломатические классы
В соответствии с Конвенцией класс, к которому должны принадлежать главы представительств, определяется по соглашению между государствами.
Порядок, соблюдаемый в каждом государстве при приеме глав представительств, должен быть одинаков в отношении каждого класса.
Как правило, государства обмениваются дипломатическими представителями одного и того же класса.
Дипломатические ранги
особые служебные звания, присваиваемые дипломатическому персоналу внешнеполитического ведомства и дипломатических пре5дставительств за границей.
Определяется внутренним законодательством государства
Ранги: атташе, третьего секретаря, второго секретаря, первого секретаря, советника, посланника и посла, причем служебные звания дипломатов, как правило, соответствуют их должностям, которые носят аналогичные наименования.
Государственное протокольное старшинство
Определяется занимаемой должностью в органах власти и государственного управления
Государственное протокольное старшинство в Республике Беларусь: правовая основа
Конституция Республики Беларусь
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 14 июня 2003 г. N 204-З «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ» (в ред. Законов Республики Беларусь от 29.06.2004 N 304-З, от 16.05.2006 N 111-З)
Государственная должность
должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.
Классы государственных служащих в Республике Беларусь
высший класс
12 классов, из которых 12-й класс является низшим
Высший класс государственного служащего соответствует должностям:
Премьер-министра,
Председателя Совета Республики Национального собрания,
Председателя Палаты представителей Национального собрания,
Главы Администрации Президента,
Государственного секретаря Совета Безопасности,
Председателя Комитета государственного контроля
Председателя Правления Национального банка
Управляющего делами Президента,
Заместителей указанных должностей
Председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов
Высший класс государственного служащего может быть присвоен Министрам Республики Беларусь в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.
Президентом Республики Беларусь - в отношении руководящих работников республиканских органов государственного управления, председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов и иных должностных лиц, назначение на должность которых осуществляется Президентом Республики Беларусь
Присвоение классов осуществляется:
Премьер-министром Республики Беларусь - в отношении государственных служащих республиканских органов государственного управления, назначаемых Правительством Республики Беларусь, в том числе по согласованию с Президентом Республики Беларусь;
Присвоение классов осуществляется:
Председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов - в отношении председателей городских, районных исполнительных комитетов, а также глав местных администраций.
Присвоение классов иным государственным служащим осуществляется на основании заявления государственного служащего или представления его руководителя комиссией по присвоению классов соответствующего государственного органа.
Классы, должности, ранги
Соотнесение классов государственных служащих и государственных должностей устанавливается Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
Отдельным категориям государственных служащих могут присваиваться квалификационные классы, классные чины, персональные звания, дипломатические ранги в порядке и на условиях, предусмотренных специальными законодательными актами, закрепляющими их правовой статус.
Дипломатические ранги Республики Беларусь
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 19.12.2001 N 759)
Дипломатическим работникам с учетом занимаемых должностей, присваиваются следующие дипломатические ранги:
третий секретарь
второй секретарь второго класса
второй секретарь первого класса
первый секретарь второго класса
первый секретарь первого класса
советник второго класса
советник первого класса
Чрезвычайный и Полномочный Посланник второго класса
Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса
Чрезвычайный и Полномочный Посол
Присвоение дипломатических рангов
Дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника первого класса, Чрезвычайного и Полномочного Посланника второго класса присваиваются Президентом Республики Беларусь и являются пожизненными.
Иные дипломатические ранги присваиваются Министром иностранных дел на основании рекомендаций комиссии МИД по служебной аттестации, присвоению дипломатических рангов и классов служащих государственного аппарата и при выходе дипломатических работников в отставку или на пенсию сохраняются за ними пожизненно.
Ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла: должности
Министр иностранных дел
Первый заместитель Министра иностранных дел
Заместитель Министра иностранных дел
Посол по особым поручениям
Постоянный представитель при международной организации
Ранг: Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса: должности
Начальник общего секретариата Министерства иностранных дел
Начальник управления или самостоятельного отдела
Министерства иностранных дел
Посланник
Поверенный в делах
Советник-посланник
Заместитель постоянного представителя при международной организации
Протокольное старшинство в РФ
Президент
Председатель Правительства
Председатели палат Федерального Собрания (Совета Федерации и Государственной Думы)
Председатель Конституционного суда
Председатель Высшего арбитражного суда
Председатель Верховного суда
Генеральный прокурор
Президенты (высшие государственные должностные лица) республик в составе РФ
Первые заместители Председателя Правительства
Руководитель администрации Президента
Первый Помощник Президента
Протокольное старшинство в США
Президент
Вице-президент
Губернатор (если мероприятие проводится на территории его штата)
Спикер Палаты представителей
Председатель Верховного суда
Бывшие президенты США
Государственный секретарь
Чрезвычайные и Полномочные послы иностранных государств в США
Вдовы экс-президентов
Министры и Чрезвычайные посланники, аккредитованные в США
Члены Верховного суда, отставные члены Верховного суда
Члены Кабинета Министров
Протокольное старшинство в Великобритании
Король (королева)
Наследник престола
Младшие сыновья монарха
Внуки, братья, дяди, племянники, двоюродные деды монарха
Архиепископ Кентерберийский
Лорд Верховный канцлер
Архиепископ Йоркский
Премьер-министр
Первый лорд казначейства
Лорд Председатель Совета
Спикер палаты общин
Иерархия в православной церкви
Класс |
Должность |
Сан (белое духовенств) |
Титул |
патриарх |
патриарх |
Ваше Святейшество |
|
Архиепископ, митрополит |
Ваше Высокопреосвященство |
||
управляющий |
Викарий, епископ |
Владыко, Ваше Преосвященство |
|
Пресвитер |
благочинный |
Пресвитер, протопресвитер |
Отец (имя) |
Пресвитер |
Настоятель (приход) |
Иерей, протоиерей |
Отец (имя) |
Иерархия в Католической церкви
Класс |
Должность |
Сан (белое духовенств) |
Титул |
|||
Священник |
Папа Римский |
Папа Римский |
Ваше Святейшество, Святой отец |
|||
Священник |
Митрополит, кардинал |
Ваше Высокопреосвященство |
||||
Священник |
Архиепископ |
Архиепископ |
Ваша Эминенция |
|||
Священник |
Ординарий |
Ваша Экселенция |
||||
Священник |
Прелат, инфулат, каноник, капитул |
ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О протокольной практике Республики Башкортостан (с изменениями на 5 сентября 2011 года) Документ с изменениями, внесенными: В целях дальнейшего развития и совершенствования протокольной практики Республики Башкортостан, содействия развитию международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Башкортостан: 1. Установить, что: протокольная практика Республики Башкортостан применяется при подготовке и проведении официальных мероприятий, в том числе в рамках международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Башкортостан (далее - официальные мероприятия); (в ред. Указа Президента РБ от 3 декабря 2009 года №УП-690) протокольная практика Республики Башкортостан основывается на международных договорах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Республики Башкортостан, общих принципах и нормах международного протокола, основных положениях государственной протокольной практики Российской Федерации, опыте проведения органами государственной власти Республики Башкортостан официальных мероприятий, в том числе в сфере международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Башкортостан; (в ред. Указа Президента РБ от 3 декабря 2009 года №УП-690) республиканским органом исполнительной власти, координирующим деятельность в сфере протокольного сопровождения официальных мероприятий, является Министерство промышленности и внешнеэкономических связей Республики Башкортостан; совокупность протокольных мероприятий, церемония их проведения и уровень участвующих в них лиц определяются в соответствии с характером международного, внешнеэкономического и межрегионального мероприятия и протокольной практикой участвующих в нем сторон. 2. Утвердить прилагаемое протокольное старшинство должностных лиц Республики Башкортостан применительно к проведению официальных мероприятий, в том числе в рамках международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Башкортостан. (в ред. Указа Президента РБ от 25 мая 2010 года №УП-288) 3. Органам государственной власти Республики Башкортостан осуществлять официальные мероприятия в соответствии с протокольной практикой Республики Башкортостан. (в ред. Указа Президента РБ от 3 декабря 2009 года №УП-690) 4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Башкортостан при осуществлении официальных мероприятий руководствоваться протокольной практикой Республики Башкортостан. (в ред. Указа Президента РБ от 3 декабря 2009 года №УП-690) Президент Приложение. Протокольное старшинство должностных лиц Республики Башкортостан применительно к проведению официальных мероприятий, в том числе в рамках международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики БашкортостанПриложение 1. Президент Республики Башкортостан 12. Председатель Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан 5. Основные положения государственной протокольной практики Российской ФедерацииВ одном из первых указов Президента России, касающегося формирования российского внешнеполитического ведомства, была поставлена задача создания Службы Государственного протокола, обеспечивающей единую протокольную практику в Российской Федерации. В соответствии с этим Указом была проделана большая работа по разработке протокольных норм новой России, которые должны единообразно применяться на всей территории Российской Федерации. В начале 1992 г. протокольное подразделение при Президенте было реорганизовано в Службу протокола Администрации Президента, которая в 1995 г. была преобразована в Управление протокола Президента Российской Федерации. В настоящее время подразделения, занимающиеся вопросами протокола, созданы в аппарате Правительства России, в ряде центральных органов федеральной власти, а также в администрациях субъектов Российской Федерации. 27 июля 1992 г. утверждено «Положение об организационно-протокольном обеспечении международных контактов Российского руководства». Вслед за этим были разработаны соответствующие нормативные документы, определяющие единую практику приема в Российской Федерации глав государств, глав правительств и министров иностранных дел иностранных государств. Сегодня основные положения российской протокольной практики регулируются указами Президента Российской Федерации. Нормы и принципы этих документов определяют проведение ключевых мероприятий, связанных с приемом всех иностранных делегаций высокого уровня, требуют единообразного применения основных положений государственного протокола при проведении визитов государственных и политических деятелей различных стран. Наиболее важное место в ходе любого визита занимает его деловая часть. Партнером по переговорам с главой иностранного государства в соответствии с требованиями протокола всегда является Президент Российской Федерации. Исключения здесь крайне редки и могут быть вызваны лишь причинами форс-мажорного характера. В ходе визита помимо переговоров в составе делегаций могут быть предусмотрены и беседы один на один, а также подписание совместных документов. В программе визита всегда указывается место проведения переговоров, бесед и подписания совместных документов. Для этих целей используются представительский кабинет Кремлевской резиденции Президента России, Екатерининский и Владимирский залы Большого Кремлевского дворца. В последнее время отдельные мероприятия с участием Президента стали проводиться во вновь отреставрированных Александровском и Андреевском залах Большого Кремлевского дворца. Официальные лица, участвующие в переговорах и других мероприятиях делового характера также определяются программой визита. В зависимости от характера и формата того или иного визита протокол достаточно четко определяет уровень сопровождения гостя с российской стороны. При государственном визите главу иностранного государства сопровождают заместитель Председателя Правительства и Министр иностранных дел Российской Федерации. В рамках государственных или официальных визитов глав государств, а также официальных визитов глав правительств и министров иностранных дел зарубежных стран российская протокольная практика предусматривает церемонию возложения венков к могиле Неизвестного солдата. В церемонии возложения венка помимо официальных лиц, определяемых программой, всегда принимает участие Посол России в стране гостя, директор (заместитель директора) Департамента государственного протокола МИД России и военный комендант (заместитель коменданта) Москвы. В зависимости от характера и формата визита разработано несколько сценариев проведения этой церемонии. При государственном или официальном визите главы государства выстраивается почетный караул трех видов вооруженных сил, исполняется государственный гимн страны гостя, рота почетного караула проходит перед гостем торжественным маршем (при официальном визите главы Правительства почетный караул состоит из одного вида вооруженных сил). Важным элементом программы любого визита является официальное протокольное мероприятие (обед или завтрак), устраиваемое в честь высокого гостя принимающей стороной. В ходе государственного визита предусматривается проведение торжественного обеда, который, как правило, устраивается в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. При официальных или рабочих визитах высоких зарубежных гостей протокольная практика предусматривает альтернативную возможность проведения обеда или завтрака. При официальном или рабочем визите главы государства местом организации обеда (или завтрака) становится уже не Георгиевский зал, а Грановитая палата или Екатерининский зал Большого Кремлевского дворца. Протокольные мероприятия в честь главы правительства устраиваются в Доме приемов на Воробьевых горах или в Доме Правительства, в честь министров иностранных дел - в представительском особняке МИД на Спиридоновке. При проведении протокольных мероприятий предусматривается обмен речами или краткими тостами. Состав участников с российской стороны определяется программой визита. На официальное протокольное мероприятие приглашаются, как правило, официальные лица, принимающие участие в переговорах или беседах, а также имеющие прямое отношение к приему гостя. Если гость прибыл с супругой, то основные участники протокольного мероприятия с российской стороны приглашаются с супругами. Рассадка за столами производится в соответствии с протокольным старшинством участников обеда (завтрака). Программой государственного визита после официального торжественного приема или в его ходе может быть предусмотрено проведение концерта мастеров искусств. В случае пожелания со стороны высокого гостя в программу визита может быть включено посещение театра или какого-либо другого зрелищного мероприятия. В случае официального посещения театра главой государства во время государственного или официального визита предусматриваются соответствующие протокольные почести. В ложе вместе с гостем находится Президент Российской Федерации или его представитель. По обеим сторонам ложи вывешиваются государственные флаги страны гостя и Российской Федерации, перед началом представления исполняются государственные гимны двух стран. После окончания представления на сцену выносятся две корзины цветов с визитными карточками гостя и Президента России. При неофициальном посещении театра, гостя сопровождают представители российской стороны, уровень и персональный состав которых определяется программой визита. Государственные флаги не вывешиваются, гимны не исполняются. В соответствии с установленными Государственным протоколом Российской Федерации правилами, пребывание иностранной делегации в Москве при государственном визите не должно превышать, как правило, трех-четырех дней, а при официальном визите - двух-трех дней. В случае пожелания со стороны гостя программой визита может предусматриваться поездка по стране, но без повторного заезда в Москву (за исключением возможной технической остановки). При государственном визите главы государства и при официальных визитах глав государств, глав правительств и министров иностранных дел протокольной практикой предусматривается вручение гостю и сопровождающим лицам памятных подарков. В мировой протокольной практике традиционному обмену подарками между главами иностранных делегаций и руководством принимающей стороны всегда уделялось особое внимание. По установившемуся с давних времен ритуалу иностранная делегация высокого уровня никогда не приезжала в гости с пустыми руками. Принимающая сторона в свою очередь всегда отвечала взаимностью. Однако с течением времени характер подарков, и их стоимость претерпели существенные изменения. В вопросе обмена официальными подарками в ходе межгосударственного общения особенно наглядно проявила себя тенденция демократизации протокольных норм в последние десятилетия XX века. Вопросу о подарках высшим должностным лицам иностранных государств в советский период придавалось особое политическое значение. В качестве так называемых «сувениров» главам дружественных государств и идейным союзникам преподносились самолеты, автомашины представительского класса, прогулочные яхты и катера, новейшие образцы современной сельскохозяйственной техники, собольи меха, усыпанное бриллиантами и редкими драгоценными камнями именное оружие, а зачастую и предметы искусства, являющиеся национальным достоянием - полотна великих русских художников из собраний Третьяковской галереи и Русского музея. В последние годы подход к этому вопросу в корне изменился. В своем большинстве подарки начинают приобретать действительно сувенирный характер. Россия учла опыт протокольной практики большинства стран, где введены жесткие стоимостные ограничения на вручаемые и получаемые подарки (в Великобритании - 140 фунтов стерлингов, в США - 250 долларов). Наиболее ценные из них передаются на государственное хранение. В соответствии с общепринятыми протокольными правилами, вопрос об обмене подарками в ходе визитов на высшем уровне обязательно становится предметом специального обсуждения и предварительной договоренности сторон. Наряду с демократизацией протокольных норм, в последние годы достаточно четко проявляется и тенденция сокращения расходов при проведении визитов на высоком уровне. Между странами Европейского сообщества зафиксирована специальная договоренность по всем вопросам, связанным с размещением делегаций, их обслуживанием, обеспечением транспортом, связью, а также по ряду других компонентов при осуществлении взаимных визитов. Российская сторона при приеме делегаций на высшем уровне не берет на себя расходы по размещению, если высокий гость отказывается от предложенной ему резиденции. Кроме того, существенно ограничивается число сопровождающих лиц, принимаемых за счет российской стороны. Сейчас практически не предоставляются спецсамолеты для доставки иностранных делегаций в Россию и возвращения на родину. При визитах проездом и частных (неофициальных) визитах глав государств, глав правительств и министров иностранных дел все расходы, связанные с их пребыванием в России, полностью несет сторона гостя. В отличие от государственного или официального визита, рабочие визиты глав государств, глав правительств и министров иностранных дел носят сугубо деловой характер. Церемониальная сторона в ходе таких визитов сводится к минимуму. В программе пребывания гостя основное место отводится переговорам и другим вопросам, связанным с политическим содержанием визита. Такие мероприятия как воинская церемония при встрече в аэропорту, возложение венка, поездка по стране не предусматриваются. Продолжительность рабочего визита обычно не превышает одного- двух дней. В последние годы в российскую протокольную практику широко вошла новая форма общения президента России с главами зарубежных государств, которая не нашла пока отражения в основных положениях государственной протокольной практики. Это - неформальные встречи лидеров двух стран или, как их еще называют, «встречи без галстуков». Для таких встреч характерна непринужденная, раскованная атмосфера проведения, свободная от большинства протокольных формальностей и создающая благоприятные условия для откровенного доверительного диалога по всем, в том числе самым острым вопросам современной международной жизни и двустороннего сотрудничества. Особую значимость имеют визиты глав правительств и министров иностранных дел в Российскую Федерацию. По своему формату такие визиты подразделяются на официальные, рабочие, визиты проездом и неофициальные (частные) и также регулируются действующей государственной протокольной практикой. В программе официального визита главы правительства, наряду с церемонией встречи в аэропорту с воинскими почестями, предусматривается, как правило, встреча с Президентом России, официальные переговоры, встречи и беседы, обед (или завтрак) в честь гостя, возложение венка к могиле Неизвестного солдата, а также организация других мероприятий с учетом пожеланий гостя. Возможна также поездка по стране. Принципиальное решение о приеме в России главы правительства иностранного государства принимается Председателем Совета Министров Российской Федерации, который определяет время своей встречи с гостем, а также утверждает программу визита и порядок его финансирования. Переговоры глав правительств проводятся в здании Правительства Российской Федерации, официальный обед (завтрак), как правило, в Доме приемов на Воробьевых горах. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1992 г. № 804 «Об основных положениях государственной протокольной практики Российской Федерации» и «Положением о Службе протокола Администрации Президента Российской Федерации» были разработаны «Основные положения протокольной практики Совета Министров - Правительства Российской Федерации» 1 . Они регулируют проведение всех мероприятий, связанных с приемом иностранных правительственных делегаций на высшем и высоком уровне, а также визитами руководства российского правительства в зарубежные страны и обеспечивают единый подход в осуществлении принятых организационно-протокольных норм. К визитам на высшем уровне в соответствии с установленными правилами относятся визиты глав правительств, равно как и визиты правительственных делегаций, возглавляемые главами правительств. Визиты заместителей глав правительств, визиты правительственных делегаций, возглавляемых заместителями глав правительств и визиты специальных представителей глав правительств относят к категории визитов на высоком уровне. Принципиальное решение о приеме министров иностранных дел зарубежных стран принимается Министром иностранных дел Российской Федерации, который также утверждает программу пребывания гостя или делегации. Организационные вопросы и порядок финансирования визита определяются Распоряжением Правительства Российской Федерации на основе соответствующих предложений МИД. Такое распоряжение, как правило, имеет гриф «Для служебного пользования» и официально не публикуется. При официальном визите министра иностранных дел, воинских церемоний с участием роты почетного караула при встрече в аэропорту и при возложении венка не проводится. В программе визита определяется время переговоров, встреч и бесед, порядок проведения обеда (или завтрака) в честь гостя, организация других мероприятий с учетом его пожеланий, а также персональный состав участников. Переговоры, протокольные мероприятия, а также пресс-конференции или краткие встречи с прессой проводятся в представительском особняке МИД на Спиридоновке. С точки зрения протокола особняком стоит визит Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. По своему характеру, формату и объему проводимых организационно-протокольных мероприятий визит Генерального секретаря ООН приравнивается действующей российской протокольной практикой к официальному визиту главы правительства иностранного государства. Важное место в работе протокольных служб занимает подготовка зарубежных визитов высших должностных лиц Российской Федерации. Особое место в протоколе занимают визиты Президента Российской Федерации и главы российского Правительства. Организация таких визитов исключительно ответственное и трудоемкое дело, требующее оперативного решения как политических, так и организационно-протокольных вопросов. Работа по подготовке зарубежных визитов российских руководителей начинается сразу после принятия соответствующего решения и согласования сроков предстоящего визита по дипломатическим каналам. В подготовительной работе задействованы протокол и пресс-служба Президента, Департамент государственного протокола и другие подразделения Министерства иностранных дел, российское посольство в соответствующей стране, а также целый ряд различных служб и ведомств, решающих вопросы безопасности, административные, финансовые, бытовые и иные практические вопросы, от которых зависит успех предстоящей встречи руководителей двух государств. На завершающей стадии подготовительной работы, когда сформулирована политическая задача предстоящего визита, определены его характер, формат- и основные параметры, в страну будущего визита направляется подготовительная группа во главе, как правило, с Руководителем протокола Президента Российской Федерации. Группа прорабатывает ключевые элементы программы и церемониальную сторону визита с учетом протокольной практики, обычаев и традиций принимающего государства. В задачу подготовительной группы входит также предварительный осмотр объектов посещения, предусмотренных программой; обсуждение всех вопросов, связанных с размещением, обслуживанием и транспортным обеспечением официальной делегации, сопровождающих лиц и журналистов; составление документов организационно-протокольного характера, необходимых информационно-справочных материалов и протокольной техники. Примерно за неделю до начала визита Президента или главы Правительства в страну посещения направляется передовая группа, в состав которой входят ответственные сотрудники протокольных подразделений Администрации Президента и Министерства иностранных дел, службы безопасности, информации, связи, Управления делами. Члены передовой группы на месте отрабатывают вплоть до мельчайших деталей весь комплекс вопросов предстоящего визита: проверяют готовность объектов показа, мест посещения, оценивают условия размещения и обслуживания. Наряду с этим проходят встречи по интересам с представителями принимающей стороны, готовятся персональные списки участников по всем мероприятиям программы, проводится необходимый хронометраж, составляется схема формирования кортежа. Одновременно передовой группой готовится развернутая роспись программы визита, в которой в хронологической последовательности с точностью до минуты описывается каждый шаг российской делегации с момента ее прибытия и до отъезда. В росписи указывается также персональный состав официальных сопровождающих лиц, участвующих в каждом отдельном пункте программы визита. Дипломатический протокол и его нормы, таким образом, играют исключительно важную роль в рамках международного общения. Идет ли речь о приеме иностранных делегаций различного уровня в своей стране или о зарубежных визитах высших должностных лиц, необходимо строго учитывать целый ряд вопросов, затрагивающих достоинство и престиж государства. Прием иностранных гостей требует неукоснительного соблюдения правил международной вежливости и этикета. Здесь важно все: церемония встречи и проводов, характер приема и проводимых протокольных мероприятий, уровень участия в них принимающей стороны, предоставляемая гостю резиденция и многое Другое. Работа по приему зарубежных делегаций на высшем и высоком уровне накладывает исключительную ответственность на каждого служащего, кто участвует в подготовке и проведении визитов глав государств, глав правительств и министров иностранных дел. Она требует глубокого знания дела, широкого политического и культурного кругозора, максимальной оперативности и четкости, творческого подхода, умения быстро и правильно ориентироваться при возникновении неожиданных ситуаций и самых различных проблем. В дипломатическом протоколе мелочей нет. Чем детальнее все заранее предусмотрено, тем легче работать в ходе визита. При подготовке визитов иностранных делегаций на высшем уровне, исключительно важное значение имеет продуманная организационная сторона этой работы, детальная схема распределения обязанностей, предусматривающая все аспекты практической реализации подготовленной программы и персональную расстановку сил сотрудников всех подразделений министерства и его загранучреждений. При этом каждый служащий аппарата несет личную ответственность за порученный участок. Такой подход позволяет избежать авральной работы, обеспечивает четкое и слаженное взаимодействие всех звеньев и сотрудников, представляющих различные министерства и ведомства, обеспечивающих подготовку и проведение визита высокого гостя. Подобная схема подготовки визита на высшем уровне должна включать детально прописанные элементы всех мероприятий осуществляемых в ходе визита: подготовка проекта распоряжения по визиту и проекта программы; составление списков участников; переводческое обеспечение; своевременная проверка и заказ необходимых атрибутов - государственных флагов страны гостя, нот гимна, приветственных транспарантов и лент к венкам, составление схем встречи, проводов, церемонии возложения венка, транспортное обеспечение, подготовка предложений о подарках и сувенирах и необходимой протокольной техники. Отдельно должна быть подготовлена схема проведения протокольных мероприятий, которая предусматривает такие элементы как персональное оповещение участников с указанием места и времени, заблаговременное уточнение списков и рассылка приглашений, составление схем рассадки, подготовка необходимой протокольной техники (посадочные и кувертные карточки, карточки «Ваше место за столом», именные карточки с указанием титула и должности для церемонии представления). На первый взгляд может показаться, что такой подход к вопросам подготовки и проведения визитов является чрезмерно заорганизованным, но, как известно, сложности и опасности прячутся в деталях. История протокола полна примеров того, когда из-за пренебрежения той или иной незначительной, на первый взгляд, деталью при подготовке мероприятия может сойти на нет вся проделанная подготовительная работа, нарушена гармония встречи, что в конечном итоге сказывается на атмосфере переговоров и их результатах. Протокол - это не просто свод выработанных веками норм международной вежливости и церемониальных правил, но и важнейший политический инструмент дипломатии. Раздел V. Протокольное старшинство при проведении в Российской Федерации официальных мероприятий 1. Президент Российской Федерации. Применительно к поездкам Президента Российской Федерации в субъекты Российской Федерации. В иных случаях занимают позицию после пункта 28 в порядке перечисления субъектов Российской Федерации в Конституции Российской Федерации. |