Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Основные положения государственной протокольной практики рф. Основные положения государственной протокольной практики российской федерации

Глава государства, реализуя свои полномочия по определению направлений внутренней и внешней политики, а также осуществлению руководства внешней политикой Российской Федерации , определяет основу и утверждает Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации, что свидетельствует о монополии Президента на определение полного содержания государственного протокола.

В соответствии со ст. 14 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равныперед законом.

Согласно разделу V Основных положений государственной протокольной практики Российской Федерации патриарх Московский и всея Руси занимает 10 позицию в протокольном старшинстве после Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации ФС РФ, Председателя Государственной Думы ФС РФ, лиц, занимавших должность Президента РФ, Председателя Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и Генерального прокурора РФ. Это дает нам основание сделать вывод о том, что патриарх Московский и всея Руси по протокольному старшинству является первым после первых лиц государства, исходя из их принадлежности к высшим органам государственной власти. Президент РФ, определив для главы Русской православной церкви 10 строку в протокольном старшинстве после первых лиц России, нарушил один из основных конституционных принципов - принцип светскости государства и равенства религиозных объединений.

На позициях в протокольном старшинстве, следующих за патриархом Московским и всея Руси, находятся не менее значимые лица, которые занимают должности первой части реестра должностей федеральных государственных служащих . Таковыми являются руководитель Администрации Президента РФ, секретарь Совета Безопасности РФ, заместители руководителя Администрации Президента РФ - помощники Президента РФ, заместители Председателя Правительства РФ, высшие должностные лица субъектов РФ и прочие федеральные государственные гражданские служащие высшего ранга. Позиция патриарха Московского и всея Руси в протокольном старшинстве под номером «10» свидетельствует о приоритете высшего иерарха Русской православной церкви перед лицами, занимающими государственные должности РФ и высшие должности федеральной государственной гражданской службы.

Противоречие протокольного старшинства конституционному принципу светского государства находит свое отражение не только в положении в нем руководителя Русской православной церкви, но и в положении иных иерархов Русской православной церкви и руководителей других известных общероссийских конфессий. Постоянным членам Священного синода Русской православной церкви и руководителям других конфессий - членам Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ в объемной государственно-протокольной иерархии определено место под номером «33», следующее после позиций Уполномоченного по правам человека в РФ, чрезвычайных и полномочных послов РФ в иностранных государствах, постоянных представителей РФ при международных организациях, членов Совета Федерации ФС РФ и депутатов Государственной Думы ФС РФ. Несмотря на то, что для представителей общероссийских конфессий была определена более отдаленная позиция от первых лиц государства и патриарха Московского и всея Руси, их значительности в государственном протоколе это не умалило, поскольку позицию под номером «34» заняли заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, судья-секретарь Конституционного Суда РФ, а позицию под номером «37» - судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые являются лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации .

Сравнение положений патриарха Московского и всея Руси и глав других общероссийских конфессий в протокольном старшинстве свидетельствует и о неравенстве религиозных объединений в их взаимодействии с федеральными органами государственной власти, поскольку в рамках проведения официальных государственных мероприятий разделом V для патриарха была определена более высокая позиция в протокольном старшинстве по сравнению с руководителями неправославных конфессий. К тому же, еще не все руководители общероссийских конфессий смогут занять по праву данную позицию, потому что протокольным старшинством была установлена принадлежность 33-й позиции руководителям других конфессий - членам Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. В соответствии с пунктом 6 Положения о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ состав Совета утверждается Президентом РФ . Следовательно, глава государства имеет возможность определить, кто может занять данную позицию в системе протокольного старшинства.

Таким образом, раздел V Основных положений государственной протокольной практики Российской Федерации противоречит не только принципу светского государства, но и нарушает принцип равенства религиозных объединений перед законом и государством.

Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации являются важнейшим нормативным документом при осуществлении Российской Федерацией своих государственных функций в области внешней политики, поскольку государственный протокол в международных отношениях является наиболее наблюдательной и детальной стороной и при проведении официальных мероприятий отражает особенности внешнего облика государственного устройства России. В целях восстановления действия конституционного принципа светского государства в протокольном старшинстве необходимо предпринять меры по внесению изменений в раздел V Основных положений государственной протокольной практики путем исключения из него положений о представителях всех российских религиозных объединений.

Список источников и литературы:

Конституция Российской Федерации // Рос. газ., 2009, №37.
Распоряжение Президента РФ от 02.08.1995 N 357-рп "Об утверждении Положения о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и его состава" // СЗ РФ, 1995, №32, ст. 3294.
Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2012 г. №947-р «О Соболеве С.А.» // СЗ РФ, 2012, №25, ст. 3405; Распоряжение Правительства РФ от 21.05.2012 г. №800-р «О Ентальцевой М.В.» // СЗ РФ, 2012, №22, ст. 2893; Структура Аппарата Правительства РФ: [Электронный ресурс] // URL: http://government.ru/office/structure/.
Структурная схема МИД России: [Электронный ресурс] // URL: http://www.mid.ru/bdomp/ministry.nsf/info/01.03.01.04. (Дата обращения: 01.02.2014).
Указ Президента РФ от 11.01.1995 г. №32 «О государственных должностях Российской Федерации» // Рос. газ., 1995, №11-12.
Указ Президента РФ от 16.09.2004 г. № 1183 «Об утверждении Основных положений государственной протокольной практики Российской Федерации»: [Электронный ресурс] // URL: http://e-protocol.narod.ru/index/0-64. (Дата обращения: 02.02.2014).
Указ Президента РФ от 31.12.2005 г. №1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» // СЗ РФ, 2006, №1, ст. 118.
Указ Президента РФ от 21.06.2011 г. №83 «Об утверждении Положения об Управлении протокола Президента Российской Федерации» // СЗ РФ, 2011, №26, ст. 3758.

Сарсембаев Айдар Серикович
Омская юридическая академия. Омск
Научный руководитель: Ашенова Т. М.

1. Понятие и принципы дипломатического старшинства.

2. Государственное служебное и протокольное старшинство в Республике Беларусь и других государствах.

3. Церковное старшинство

Старшинство дипломатическое

Одно из основных правил дипломатического протокола

Соблюдается в отношении:

    Коллективного старшинства дипломатического корпуса на публичных мероприятиях

    Старшинства между главами дипломатических представительств

    Старшинства между дипломатическими представителями и официальными лицами страны пребывания

    Старшинства дипломатов в дипломатическом представительстве

Старшинство

В дипломатической и консульской практике старшинство определяется классом представителей и датой их вступления в должность (для послов - датой вручения верительных грамот), а также занимаемой должностью.

Личные дипломатические или служебные ранги и звания не учитываются.

Правило старшинства соблюдается:

    при рассадке членов дипломатического и консульского корпуса

    при участии в официальных мероприятиях.

Важность соблюдения принципа старшинства

Исключается какая-либо субъективность и тем самым возможность нанесения вольно или невольно обиды официальному представителю государства.

Протокольная практика различных стран несколько отличается, поэтому в спорных случаях лучше обратиться за разъяснениями в Протокольный отдел ведомства иностранных дел.

Дипломатические классы

Сложившиеся в дипломатической практике и получившие закрепление в международном праве наименования дипломатических представителей, соответствующие уровню возглавляемых ими дипломатических представительств и определяющие их положение среди дипломатических представителей в стране пребывания.

Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 главы представительств подразделяются на 3 класса

послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга;

посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств;

поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Венская конвенция предусматривает, что иначе как в отношении старшинства и этикета не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу.

Дипломатические классы

В соответствии с Конвенцией класс, к которому должны принадлежать главы представительств, определяется по соглашению между государствами.

Порядок, соблюдаемый в каждом государстве при приеме глав представительств, должен быть одинаков в отношении каждого класса.

Как правило, государства обмениваются дипломатическими представителями одного и того же класса.

Дипломатические ранги

особые служебные звания, присваиваемые дипломатическому персоналу внешнеполитического ведомства и дипломатических пре5дставительств за границей.

Определяется внутренним законодательством государства

Ранги: атташе, третьего секретаря, второго секретаря, первого секретаря, советника, посланника и посла, причем служебные звания дипломатов, как правило, соответствуют их должностям, которые носят аналогичные наименования.

Государственное протокольное старшинство

Определяется занимаемой должностью в органах власти и государственного управления

Государственное протокольное старшинство в Республике Беларусь: правовая основа

    Конституция Республики Беларусь

    ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 14 июня 2003 г. N 204-З «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ» (в ред. Законов Республики Беларусь от 29.06.2004 N 304-З, от 16.05.2006 N 111-З)

Государственная должность

должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.

Классы государственных служащих в Республике Беларусь

    высший класс

    12 классов, из которых 12-й класс является низшим

Высший класс государственного служащего соответствует должностям:

    Премьер-министра,

    Председателя Совета Республики Национального собрания,

    Председателя Палаты представителей Национального собрания,

    Главы Администрации Президента,

    Государственного секретаря Совета Безопасности,

    Председателя Комитета государственного контроля

    Председателя Правления Национального банка

    Управляющего делами Президента,

    Заместителей указанных должностей

    Председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов

Высший класс государственного служащего может быть присвоен Министрам Республики Беларусь в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.

Президентом Республики Беларусь - в отношении руководящих работников республиканских органов государственного управления, председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов и иных должностных лиц, назначение на должность которых осуществляется Президентом Республики Беларусь

Присвоение классов осуществляется:

Премьер-министром Республики Беларусь - в отношении государственных служащих республиканских органов государственного управления, назначаемых Правительством Республики Беларусь, в том числе по согласованию с Президентом Республики Беларусь;

Присвоение классов осуществляется:

Председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов - в отношении председателей городских, районных исполнительных комитетов, а также глав местных администраций.

Присвоение классов иным государственным служащим осуществляется на основании заявления государственного служащего или представления его руководителя комиссией по присвоению классов соответствующего государственного органа.

Классы, должности, ранги

Соотнесение классов государственных служащих и государственных должностей устанавливается Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Отдельным категориям государственных служащих могут присваиваться квалификационные классы, классные чины, персональные звания, дипломатические ранги в порядке и на условиях, предусмотренных специальными законодательными актами, закрепляющими их правовой статус.

Дипломатические ранги Республики Беларусь

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 19.12.2001 N 759)

Дипломатическим работникам с учетом занимаемых должностей, присваиваются следующие дипломатические ранги:

  • третий секретарь

    второй секретарь второго класса

    второй секретарь первого класса

    первый секретарь второго класса

    первый секретарь первого класса

    советник второго класса

    советник первого класса

    Чрезвычайный и Полномочный Посланник второго класса

    Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса

    Чрезвычайный и Полномочный Посол

Присвоение дипломатических рангов

    Дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника первого класса, Чрезвычайного и Полномочного Посланника второго класса присваиваются Президентом Республики Беларусь и являются пожизненными.

    Иные дипломатические ранги присваиваются Министром иностранных дел на основании рекомендаций комиссии МИД по служебной аттестации, присвоению дипломатических рангов и классов служащих государственного аппарата и при выходе дипломатических работников в отставку или на пенсию сохраняются за ними пожизненно.

Ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла: должности

    Министр иностранных дел

    Первый заместитель Министра иностранных дел

    Заместитель Министра иностранных дел

    Посол по особым поручениям

    Постоянный представитель при международной организации

Ранг: Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса: должности

    Начальник общего секретариата Министерства иностранных дел

    Начальник управления или самостоятельного отдела

    Министерства иностранных дел

    Посланник

    Поверенный в делах

    Советник-посланник

    Заместитель постоянного представителя при международной организации

Протокольное старшинство в РФ

    Президент

    Председатель Правительства

    Председатели палат Федерального Собрания (Совета Федерации и Государственной Думы)

    Председатель Конституционного суда

    Председатель Высшего арбитражного суда

    Председатель Верховного суда

    Генеральный прокурор

    Президенты (высшие государственные должностные лица) республик в составе РФ

    Первые заместители Председателя Правительства

    Руководитель администрации Президента

    Первый Помощник Президента

Протокольное старшинство в США

    Президент

    Вице-президент

    Губернатор (если мероприятие проводится на территории его штата)

    Спикер Палаты представителей

    Председатель Верховного суда

    Бывшие президенты США

    Государственный секретарь

    Чрезвычайные и Полномочные послы иностранных государств в США

    Вдовы экс-президентов

    Министры и Чрезвычайные посланники, аккредитованные в США

    Члены Верховного суда, отставные члены Верховного суда

    Члены Кабинета Министров

Протокольное старшинство в Великобритании

    Король (королева)

    Наследник престола

    Младшие сыновья монарха

    Внуки, братья, дяди, племянники, двоюродные деды монарха

    Архиепископ Кентерберийский

    Лорд Верховный канцлер

    Архиепископ Йоркский

    Премьер-министр

    Первый лорд казначейства

    Лорд Председатель Совета

    Спикер палаты общин

Иерархия в православной церкви

Класс

Должность

Сан (белое духовенств)

Титул

патриарх

патриарх

Ваше Святейшество

Архиепископ,

митрополит

Ваше Высокопреосвященство

управляющий

Викарий, епископ

Владыко, Ваше Преосвященство

Пресвитер

благочинный

Пресвитер, протопресвитер

Отец (имя)

Пресвитер

Настоятель (приход)

Иерей, протоиерей

Отец (имя)

Иерархия в Католической церкви

Класс

Должность

Сан (белое духовенств)

Титул

Священник

Папа Римский

Папа Римский

Ваше Святейшество, Святой отец

Священник

Митрополит, кардинал

Ваше Высокопреосвященство

Священник

Архиепископ

Архиепископ

Ваша Эминенция

Священник

Ординарий

Ваша Экселенция

Священник

Прелат, инфулат, каноник, капитул

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

О протокольной практике Республики Башкортостан

(с изменениями на 5 сентября 2011 года)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президента РБ от 2 апреля 2007 года №УП-135
Указом Президента РБ
Указом Президента РБ от 25 мая 2010 года №УП-288
Указом Президента РБ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В целях дальнейшего развития и совершенствования протокольной практики Республики Башкортостан, содействия развитию международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Башкортостан:

1. Установить, что:

протокольная практика Республики Башкортостан применяется при подготовке и проведении официальных мероприятий, в том числе в рамках международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Башкортостан (далее - официальные мероприятия); (в ред. Указа Президента РБ от 3 декабря 2009 года №УП-690)

протокольная практика Республики Башкортостан основывается на международных договорах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Республики Башкортостан, общих принципах и нормах международного протокола, основных положениях государственной протокольной практики Российской Федерации, опыте проведения органами государственной власти Республики Башкортостан официальных мероприятий, в том числе в сфере международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Башкортостан; (в ред. Указа Президента РБ от 3 декабря 2009 года №УП-690)

республиканским органом исполнительной власти, координирующим деятельность в сфере протокольного сопровождения официальных мероприятий, является Министерство промышленности и внешнеэкономических связей Республики Башкортостан;

совокупность протокольных мероприятий, церемония их проведения и уровень участвующих в них лиц определяются в соответствии с характером международного, внешнеэкономического и межрегионального мероприятия и протокольной практикой участвующих в нем сторон.

2. Утвердить прилагаемое протокольное старшинство должностных лиц Республики Башкортостан применительно к проведению официальных мероприятий, в том числе в рамках международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Башкортостан. (в ред. Указа Президента РБ от 25 мая 2010 года №УП-288)

3. Органам государственной власти Республики Башкортостан осуществлять официальные мероприятия в соответствии с протокольной практикой Республики Башкортостан. (в ред. Указа Президента РБ от 3 декабря 2009 года №УП-690)

4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Башкортостан при осуществлении официальных мероприятий руководствоваться протокольной практикой Республики Башкортостан. (в ред. Указа Президента РБ от 3 декабря 2009 года №УП-690)

Президент
Республики Башкортостан
М.Рахимов

Приложение. Протокольное старшинство должностных лиц Республики Башкортостан применительно к проведению официальных мероприятий, в том числе в рамках международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Башкортостан

Приложение
к Указу Президента
Республики Башкортостан
от 16 июня 2006 г. N УП-270
(в ред. Указа Президента РБ от 3 декабря 2009 года №УП-690)

1. Президент Республики Башкортостан

2. Председатель Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан

3. Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан

4. Руководитель Администрации Президента Республики Башкортостан

5. Председатель Конституционного Суда Республики Башкортостан

6. Государственный советник при Президенте Республики Башкортостан

7. Секретарь межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан

8. Заместитель Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан

9. Первый заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан

10. Заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан

11. Полномочный представитель Республики Башкортостан при Президенте Российской Федерации (в ред. Указа Президента РБ от 05 сентября 2011 года №УП-450)

12. Председатель Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан

13. Председатель постоянного комитета Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан

14. Руководитель Секретариата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан

15. Руководитель Аппарата Правительства Республики Башкортостан - министр Республики Башкортостан

16. Министр Республики Башкортостан

17. Председатель государственного комитета Республики Башкортостан

18. Председатель Комиссии Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг

19. Председатель Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан

20. Заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан

21. Секретарь Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан

22. Заместитель председателя постоянного комитета Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан

23. Судья-секретарь Конституционного Суда Республики Башкортостан

24. Судья Конституционного Суда Республики Башкортостан

25. Уполномоченный по правам человека в Республике Башкортостан

26. Заместитель Руководителя Администрации Президента Республики Башкортостан

27. Глава Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан

28. Начальник управления Администрации Президента Республики Башкортостан

29. Заведующий пресс-службой Администрации Президента Республики Башкортостан

30. Помощник Президента Республики Башкортостан

31. Глава администрации муниципального района (городского округа) Республики Башкортостан

32. Председатель представительного органа муниципального образования

33. Руководитель ведомства Республики Башкортостан

34. Старший референт, референт Администрации Президента Республики Башкортостан

35. Руководитель Секретариата Конституционного Суда Республики Башкортостан

36. Первый заместитель Полномочного представителя Республики Башкортостан при Президенте Российской Федерации

37. Первый заместитель министра Республики Башкортостан

38. Первый заместитель председателя государственного комитета Республики Башкортостан

39. Заместитель Полномочного представителя Республики Башкортостан при Президенте Российской Федерации

40. Представители Республики Башкортостан в субъектах Российской Федерации и за рубежом

41. Заместитель министра Республики Башкортостан

42. Заместитель председателя государственного комитета Республики Башкортостан

43. Председатель Совета по делам религий при Правительстве Республики Башкортостан

44. Заместитель руководителя Секретариата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан

45. Заместитель Руководителя Аппарата Правительства Республики Башкортостан

46. Заместитель руководителя Секретариата Конституционного Суда Республики Башкортостан

47. Заместитель Председателя Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан

48. Заместитель начальника управления Администрации Президента Республики Башкортостан

49. Заведующий отделом Администрации Президента Республики Башкортостан

50. Заведующий отделом Секретариата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан

51. Заведующий отделом Аппарата Правительства Республики Башкортостан

52. Заведующий отделом Секретариата Конституционного Суда Республики Башкортостан

53. Помощники Руководителя Администрации Президента Республики Башкортостан, Секретаря межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан, помощники и советники Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, помощники Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, помощники Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан

54. Управляющий делами Полномочного представительства Республики Башкортостан при Президенте Российской Федерации

55. Начальник отдела Полномочного представительства Республики Башкортостан при Президенте Российской Федерации

56. Начальник управления министерства (государственного комитета) Республики Башкортостан

57. Заведующий отделом центрального аппарата Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан

58. Помощники министров Республики Башкортостан, председателей государственных комитетов Республики Башкортостан, судей Конституционного Суда Республики Башкортостан, глав администраций муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан

59. Лица, замещающие государственные должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан

Примечания:

1. При равенстве должностей приоритет имеют члены Президиума Правительства Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, должностные лица, курирующие вопросы в соответствии со спецификой мероприятия. Также протокольное старшинство определяется исходя из наличия:

государственных наград,

классного чина,

стажа работы и т.д.

В иных случаях должностные лица располагаются пофамильно в алфавитном порядке.

2. Супруга (супруг) имеет протокольное старшинство мужа (жены).

3. Протокольное старшинство духовных лиц, руководителей республиканских общественных организаций и объединений, видных общественных деятелей, представителей деловых кругов, деятелей науки и культуры, отдельных лиц, приглашенных на мероприятие, определяется исходя из его специфики.

4. Протокольное старшинство должностных лиц федеральных органов государственной власти определяется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" , с протокольным старшинством, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 2004 года N 1183 "Об Основных положениях государственной протокольной практики Российской Федерации", а также с учетом специфики проводимого мероприятия.

  • РазделIi структура и функции дипломатической службы российской федерации
  • Глава 2.1.
  • Центральные органы
  • Внешнеполитических сношений россии
  • Ключевые понятия
  • 1. Министерство иностранных дел Российской Федерации, его статус и задачи
  • Оперативная работа центрального аппарата мид России
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 2.2.
  • 1. Понятие и принципы правового статуса загранпредставительства Российской Федерации
  • 2. Неприкосновенность помещений и порядок ее обеспечения
  • 3. Свобода сношений с аккредитующим государством
  • 4. Основные иммунитеты и привилегии средств передвижения
  • 5. Иммунитеты и привилегии персонала дипломатических представительств и консульских учреждений
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 2.3.
  • 1. Классификация дипломатических представительств
  • 2. Персонал дипломатического представительства
  • 3. Дипломатический корпус
  • 4. Посольство Российской Федерации: его структура и функции
  • 5. Вопросы межгосударственного обмена
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 2.4. Консульская служба и ее функции ключевые понятия
  • 1. Установление консульских отношений и создание консульских учреждений
  • 2. Консульские функции
  • 3. Консульские отношения со странами - участницами снг
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 2.5.
  • 1. Постоянные представительства и специальные миссии: правовой статус, формы и приоритеты служебной деятельности
  • 2. Постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях системы оон
  • 3. Постоянные представительства Российской Федерации при региональных организациях
  • 5. Дипломатическое представительство Российской Федерации на форумах новых международных структур
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • РазделIii прохождение дипломатической службы
  • Глава 3.1. Работник дипломатической службы: понятие, статус, компетенция ключевые понятия
  • 1. Работник дипломатической службы и его социально-правовой статус
  • 2. Профессионально-личностные качества работника дипломатической службы
  • 3. Особенности работы с молодыми специалистами
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 3.2. Понятие и особенности прохождения дипломатической службы ключевые понятия
  • 1. Прохождение дипломатической службы и его правовая база
  • 2. Планирование - основа оптимизации системы прохождения дипломатической службы
  • 3. Государственная должность дипломатической службы и порядок ее замещения
  • Высшая должность
  • Главная должность
  • Ведущая должность
  • Старшая должность
  • Младшая должность
  • 4. Ротация дипломатических служащих
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 3.3. Безопасность дипломатической службы ключевые понятия
  • 1. Безопасность как проблема дипломатической практики
  • 2. Современные проблемы безопасности и пути их решения
  • 3. Антитеррористическая безопасность
  • 4. Обеспечение безопасности мид России и его аппарата
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • РазделIv
  • Глава 4.1. Организационно-кадровое обеспечение дипломатической службы ключевые понятия
  • 1. Кадровая ситуация в системе дипломатической службы
  • 2. Департамент кадров мид и его основные функции
  • 3. Формы и методы профессионального совершенствования работников дипломатической службы
  • 4. Резерв как форма работы с кадрами дипломатической службы
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 4.2.
  • 1. Понятие стиля служебных отношений
  • 2. Классификация стилей служебной деятельности
  • 3. Основные характеристики оптимального стиля служебной деятельности
  • 4. Пути овладения эффективным стилем служебных отношений
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 4.3. Денежное содержание работников дипломатической службы ключевые понятия
  • 1. Должностной оклад государственного служащего системы мид России
  • 2. Система надбавок к должностному окладу
  • 3. Финансирование денежного содержания на дипломатической службе
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • РазделV основные направления и формы дипломатической службы
  • Глава 5.1. Информационно-аналитическая функция дипломатической службы ключевые понятия
  • 1. Информация и ее роль в системе государственного управления
  • 2. Требования к дипломатической информации
  • 4. Обработка информации
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 5.2. Экономическая и культурная работа мид россии и его загранпредставительств ключевые понятия
  • 1. Экономическая дипломатия
  • 2. Культурная дипломатия
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 5.3. Протокольная служба ключевые понятия
  • 1. Понятие дипломатического протокола
  • 2. Дипломатические приемы: подготовка и проведение
  • 3. Визиты на высшем уровне: категории и форматы
  • 4. Разработка единых протокольных норм приема иностранных делегаций в 70-80-е годы
  • 5. Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 5.4. Дипломатическая служба и средства массовой информации ключевые понятия
  • 1. Государство и сми: нормативно-правововая база и принципы взаимодействия
  • 2. Основные направления и формы работы пресс-службы мид России
  • Сообщение для печати
  • Заявление
  • Заявление
  • Заявление
  • 3. Опыт деятельности пресс-служб российских дипломатических представительств за рубежом
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 5.5. Документационное обеспечение и дипломатическая переписка в международных отношениях ключевые понятия
  • 1. Организация и значение документационного обеспечения дипломатической службы
  • 2. Составление и оформление документов в системе дипломатической службы
  • I Европейский департамент
  • 3. Систематизация документов и контроль за их исполнением
  • 4. Дипломатическая документация и дипломатическая переписка
  • Посольство Российской Федерации
  • Министерство иностранных дел
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • РазделVi дипломатическая служба за рубежом
  • Глава 6.1. Международная гражданская служба ключевые понятия
  • 1. История создания
  • 2. Структура системы оон и принципы международной гражданской службы
  • 3. Организация службы. Требования к международным гражданским служащим
  • 4. Роль и место комиссии по международной гражданской службе
  • 5. Перспективы развития международной гражданской службы
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 6.2. Дипломатическая служба франции ключевые понятия
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 6.3. Британская и американская модели дипломатической службы ключевые понятия
  • 1. Дипломатические службы Великобритании и сша: общее и особенное
  • 2. Исторические корни дипломатической службы Старого и Нового света
  • 3. Особенности организации дипломатической службы в современных условиях
  • 4. Отбор, обучение и продвижение дипломатических кадров
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 6.4. Дипломатическая служба германии ключевые понятия
  • 1. Становление дипломатической службы современной Германии
  • 2. Место дипломатической службы в системе органов государственной власти фрг
  • 3. Организация дипломатической службы и ее структура
  • 4. Приемы и методы германской дипломатической службы
  • 5. Особенности современной дипломатической службы Германии
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 6.5. Дипломатическая служба японии ключевые понятия
  • 1. Становление дипломатической службы Японии
  • 2. Реализация функций мид как основа прохождения дипломатической службы
  • 3. Решение кадровых вопросов
  • 4. Особенности дипломатической службы
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Приложения
  • 5. Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации

    В одном из первых указов Президента России, касающегося формирования российского внешнеполитического ведомства, была поставлена задача создания Службы Государственного протокола, обеспечивающей единую протокольную практику в Российской Федерации. В соответствии с этим Указом была проделана боль­шая работа по разработке протокольных норм новой России, ко­торые должны единообразно применяться на всей территории Рос­сийской Федерации.

    В начале 1992 г. протокольное подразделение при Президенте было реорганизовано в Службу протокола Администрации Прези­дента, которая в 1995 г. была преобразована в Управление прото­кола Президента Российской Федерации.

    В настоящее время подразделения, занимающиеся вопросами протокола, созданы в аппарате Правительства России, в ряде цент­ральных органов федеральной власти, а также в администрациях субъектов Российской Федерации. 27 июля 1992 г. утверждено «Положение об организационно-протокольном обеспечении меж­дународных контактов Российского руководства». Вслед за этим были разработаны соответствующие нормативные документы, оп­ределяющие единую практику приема в Российской Федерации глав государств, глав правительств и министров иностранных дел иностранных государств.

    Сегодня основные положения российской протокольной прак­тики регулируются указами Президента Российской Федерации. Нормы и принципы этих документов определяют проведение клю­чевых мероприятий, связанных с приемом всех иностранных деле­гаций высокого уровня, требуют единообразного применения ос­новных положений государственного протокола при проведении визитов государственных и политических деятелей различных стран.

    Наиболее важное место в ходе любого визита занимает его де­ловая часть. Партнером по переговорам с главой иностранного госу­дарства в соответствии с требованиями протокола всегда является Президент Российской Федерации. Исключения здесь крайне редки и могут быть вызваны лишь причинами форс-мажорного характе­ра. В ходе визита помимо переговоров в составе делегаций могут быть предусмотрены и беседы один на один, а также подписание совместных документов. В программе визита всегда указывается место проведения переговоров, бесед и подписания совместных документов. Для этих целей используются представительский ка­бинет Кремлевской резиденции Президента России, Екатеринин­ский и Владимирский залы Большого Кремлевского дворца. В последнее время отдельные мероприятия с участием Президента стали проводиться во вновь отреставрированных Александровском и Андреевском залах Большого Кремлевского дворца.

    Официальные лица, участвующие в переговорах и других ме­роприятиях делового характера также определяются программой визита. В зависимости от характера и формата того или иного ви­зита протокол достаточно четко определяет уровень сопровожде­ния гостя с российской стороны. При государственном визите главу иностранного государства сопровождают заместитель Пред­седателя Правительства и Министр иностранных дел Российской Федерации.

    В рамках государственных или официальных визитов глав го­сударств, а также официальных визитов глав правительств и мини­стров иностранных дел зарубежных стран российская протоколь­ная практика предусматривает церемонию возложения венков к мо­гиле Неизвестного солдата. В церемонии возложения венка поми­мо официальных лиц, определяемых программой, всегда принима­ет участие Посол России в стране гостя, директор (заместитель ди­ректора) Департамента государственного протокола МИД России и военный комендант (заместитель коменданта) Москвы. В зави­симости от характера и формата визита разработано несколько сценариев проведения этой церемонии. При государственном или официальном визите главы государства выстраивается почетный караул трех видов вооруженных сил, исполняется государственный гимн страны гостя, рота почетного караула проходит перед гостем торжественным маршем (при официальном визите главы Прави­тельства почетный караул состоит из одного вида вооруженных сил).

    Важным элементом программы любого визита является офи­циальное протокольное мероприятие (обед или завтрак), устраи­ваемое в честь высокого гостя принимающей стороной. В ходе го­сударственного визита предусматривается проведение торжествен­ного обеда, который, как правило, устраивается в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. При официальных или рабо­чих визитах высоких зарубежных гостей протокольная практика предусматривает альтернативную возможность проведения обеда или завтрака.

    При официальном или рабочем визите главы государства мес­том организации обеда (или завтрака) становится уже не Георгиев­ский зал, а Грановитая палата или Екатерининский зал Большого Кремлевского дворца. Протокольные мероприятия в честь главы правительства устраиваются в Доме приемов на Воробьевых горах или в Доме Правительства, в честь министров иностранных дел - в представительском особняке МИД на Спиридоновке.

    При проведении протокольных мероприятий предусматривает­ся обмен речами или краткими тостами.

    Состав участников с российской стороны определяется про­граммой визита. На официальное протокольное мероприятие при­глашаются, как правило, официальные лица, принимающие учас­тие в переговорах или беседах, а также имеющие прямое отноше­ние к приему гостя. Если гость прибыл с супругой, то основные участники протокольного мероприятия с российской стороны приглашаются с супругами. Рассадка за столами производится в соответствии с протокольным старшинством участников обеда (за­втрака). Программой государственного визита после официального торжественного приема или в его ходе может быть предусмотрено проведение концерта мастеров искусств.

    В случае пожелания со стороны высокого гостя в программу визита может быть включено посещение театра или какого-либо другого зрелищного мероприятия. В случае официального посещения театра главой государства во время государственного или офи­циального визита предусматриваются соответствующие протоколь­ные почести. В ложе вместе с гостем находится Президент Россий­ской Федерации или его представитель. По обеим сторонам ложи вывешиваются государственные флаги страны гостя и Российской Федерации, перед началом представления исполняются государст­венные гимны двух стран. После окончания представления на сцену выносятся две корзины цветов с визитными карточками гостя и Президента России. При неофициальном посещении театра, гостя сопровождают представители российской стороны, уро­вень и персональный состав которых определяется программой визита. Государственные флаги не вывешиваются, гимны не ис­полняются.

    В соответствии с установленными Государственным протоко­лом Российской Федерации правилами, пребывание иностранной делегации в Москве при государственном визите не должно пре­вышать, как правило, трех-четырех дней, а при официальном ви­зите - двух-трех дней. В случае пожелания со стороны гостя программой визита может предусматриваться поездка по стране, но без повторного заезда в Москву (за исключением возможной технической остановки).

    При государственном визите главы государства и при офици­альных визитах глав государств, глав правительств и министров иностранных дел протокольной практикой предусматривается вру­чение гостю и сопровождающим лицам памятных подарков. В ми­ровой протокольной практике традиционному обмену подарками между главами иностранных делегаций и руководством принимаю­щей стороны всегда уделялось особое внимание. По установивше­муся с давних времен ритуалу иностранная делегация высокого уровня никогда не приезжала в гости с пустыми руками. Прини­мающая сторона в свою очередь всегда отвечала взаимностью. Од­нако с течением времени характер подарков, и их стоимость пре­терпели существенные изменения. В вопросе обмена официальны­ми подарками в ходе межгосударственного общения особенно на­глядно проявила себя тенденция демократизации протокольных норм в последние десятилетия XX века.

    Вопросу о подарках высшим должностным лицам иностранных государств в советский период придавалось особое политическое значение. В качестве так называемых «сувениров» главам дружест­венных государств и идейным союзникам преподносились самоле­ты, автомашины представительского класса, прогулочные яхты и катера, новейшие образцы современной сельскохозяйственной техники, собольи меха, усыпанное бриллиантами и редкими драго­ценными камнями именное оружие, а зачастую и предметы искус­ства, являющиеся национальным достоянием - полотна великих русских художников из собраний Третьяковской галереи и Русско­го музея.

    В последние годы подход к этому вопросу в корне изменился. В своем большинстве подарки начинают приобретать действительно сувенирный характер. Россия учла опыт протокольной практи­ки большинства стран, где введены жесткие стоимостные ограни­чения на вручаемые и получаемые подарки (в Великобритании - 140 фунтов стерлингов, в США - 250 долларов). Наиболее ценные из них передаются на государственное хранение. В соответствии с общепринятыми протокольными правилами, вопрос об обмене по­дарками в ходе визитов на высшем уровне обязательно становится предметом специального обсуждения и предварительной догово­ренности сторон.

    Наряду с демократизацией протокольных норм, в последние годы достаточно четко проявляется и тенденция сокращения рас­ходов при проведении визитов на высоком уровне. Между страна­ми Европейского сообщества зафиксирована специальная догово­ренность по всем вопросам, связанным с размещением делегаций, их обслуживанием, обеспечением транспортом, связью, а также по ряду других компонентов при осуществлении взаимных визитов. Российская сторона при приеме делегаций на высшем уровне не берет на себя расходы по размещению, если высокий гость отка­зывается от предложенной ему резиденции.

    Кроме того, существенно ограничивается число сопровождаю­щих лиц, принимаемых за счет российской стороны. Сейчас прак­тически не предоставляются спецсамолеты для доставки иностран­ных делегаций в Россию и возвращения на родину. При визитах проездом и частных (неофициальных) визитах глав государств, глав правительств и министров иностранных дел все расходы, связанные с их пребыванием в России, полностью несет сторона гостя.

    В отличие от государственного или официального визита, ра­бочие визиты глав государств, глав правительств и министров ино­странных дел носят сугубо деловой характер. Церемониальная сто­рона в ходе таких визитов сводится к минимуму. В программе пре­бывания гостя основное место отводится переговорам и другим вопросам, связанным с политическим содержанием визита. Такие мероприятия как воинская церемония при встрече в аэропорту, возложение венка, поездка по стране не предусматриваются. Про­должительность рабочего визита обычно не превышает одного- двух дней.

    В последние годы в российскую протокольную практику широ­ко вошла новая форма общения президента России с главами за­рубежных государств, которая не нашла пока отражения в основ­ных положениях государственной протокольной практики. Это - неформальные встречи лидеров двух стран или, как их еще назы­вают, «встречи без галстуков». Для таких встреч характерна непри­нужденная, раскованная атмосфера проведения, свободная от большинства протокольных формальностей и создающая благо­приятные условия для откровенного доверительного диалога по всем, в том числе самым острым вопросам современной междуна­родной жизни и двустороннего сотрудничества.

    Особую значимость имеют визиты глав правительств и мини­стров иностранных дел в Российскую Федерацию. По своему формату такие визиты подразделяются на официальные, рабочие, визиты проездом и неофициальные (частные) и также регулируются действующей государственной протокольной практикой.

    В программе официального визита главы правительства, наряду с церемонией встречи в аэропорту с воинскими почестями, пред­усматривается, как правило, встреча с Президентом России, офи­циальные переговоры, встречи и беседы, обед (или завтрак) в честь гостя, возложение венка к могиле Неизвестного солдата, а также организация других мероприятий с учетом пожеланий гостя. Возможна также поездка по стране.

    Принципиальное решение о приеме в России главы правитель­ства иностранного государства принимается Председателем Совета Министров Российской Федерации, который определяет время своей встречи с гостем, а также утверждает программу визита и порядок его финансирования. Переговоры глав правительств про­водятся в здании Правительства Российской Федерации, офици­альный обед (завтрак), как правило, в Доме приемов на Воробье­вых горах.

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1992 г. № 804 «Об основных положениях государственной протокольной практики Российской Федерации» и «Положением о Службе протокола Администрации Президента Российской Феде­рации» были разработаны «Основные положения протокольной практики Совета Министров - Правительства Российской Феде­рации» 1 . Они регулируют проведение всех мероприятий, связан­ных с приемом иностранных правительственных делегаций на высшем и высоком уровне, а также визитами руководства россий­ского правительства в зарубежные страны и обеспечивают единый подход в осуществлении принятых организационно-протокольных норм. К визитам на высшем уровне в соответствии с установлен­ными правилами относятся визиты глав правительств, равно как и визиты правительственных делегаций, возглавляемые главами пра­вительств.

    Визиты заместителей глав правительств, визиты правительст­венных делегаций, возглавляемых заместителями глав прави­тельств и визиты специальных представителей глав правительств относят к категории визитов на высоком уровне.

    Принципиальное решение о приеме министров иностранных дел зарубежных стран принимается Министром иностранных дел Российской Федерации, который также утверждает программу пребывания гостя или делегации. Организационные вопросы и по­рядок финансирования визита определяются Распоряжением Пра­вительства Российской Федерации на основе соответствующих предложений МИД. Такое распоряжение, как правило, имеет гриф «Для служебного пользования» и официально не публикуется. При официальном визите министра иностранных дел, воинских церемоний с участием роты почетного караула при встрече в аэропорту и при возложении венка не проводится. В программе визита опре­деляется время переговоров, встреч и бесед, порядок проведения обеда (или завтрака) в честь гостя, организация других мероприя­тий с учетом его пожеланий, а также персональный состав участ­ников. Переговоры, протокольные мероприятия, а также пресс-конференции или краткие встречи с прессой проводятся в пред­ставительском особняке МИД на Спиридоновке.

    С точки зрения протокола особняком стоит визит Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. По своему характеру, формату и объему проводимых организационно-протокольных ме­роприятий визит Генерального секретаря ООН приравнивается действующей российской протокольной практикой к официально­му визиту главы правительства иностранного государства.

    Важное место в работе протокольных служб занимает подго­товка зарубежных визитов высших должностных лиц Российской Федерации. Особое место в протоколе занимают визиты Прези­дента Российской Федерации и главы российского Правительства. Организация таких визитов исключительно ответственное и трудо­емкое дело, требующее оперативного решения как политических, так и организационно-протокольных вопросов.

    Работа по подготовке зарубежных визитов российских руково­дителей начинается сразу после принятия соответствующего реше­ния и согласования сроков предстоящего визита по дипломатичес­ким каналам. В подготовительной работе задействованы протокол и пресс-служба Президента, Департамент государственного прото­кола и другие подразделения Министерства иностранных дел, рос­сийское посольство в соответствующей стране, а также целый ряд различных служб и ведомств, решающих вопросы безопасности, административные, финансовые, бытовые и иные практические вопросы, от которых зависит успех предстоящей встречи руково­дителей двух государств.

    На завершающей стадии подготовительной работы, когда сформулирована политическая задача предстоящего визита, опре­делены его характер, формат- и основные параметры, в страну бу­дущего визита направляется подготовительная группа во главе, как правило, с Руководителем протокола Президента Российской Фе­дерации. Группа прорабатывает ключевые элементы программы и церемониальную сторону визита с учетом протокольной практики, обычаев и традиций принимающего государства. В задачу подгото­вительной группы входит также предварительный осмотр объектов посещения, предусмотренных программой; обсуждение всех во­просов, связанных с размещением, обслуживанием и транспорт­ным обеспечением официальной делегации, сопровождающих лиц и журналистов; составление документов организационно-прото­кольного характера, необходимых информационно-справочных материалов и протокольной техники.

    Примерно за неделю до начала визита Президента или главы Правительства в страну посещения направляется передовая группа, в состав которой входят ответственные сотрудники протокольных подразделений Администрации Президента и Министерства ино­странных дел, службы безопасности, информации, связи, Управле­ния делами. Члены передовой группы на месте отрабатывают вплоть до мельчайших деталей весь комплекс вопросов предстоя­щего визита: проверяют готовность объектов показа, мест посеще­ния, оценивают условия размещения и обслуживания. Наряду с этим проходят встречи по интересам с представителями прини­мающей стороны, готовятся персональные списки участников по всем мероприятиям программы, проводится необходимый хроно­метраж, составляется схема формирования кортежа. Одновременно передовой группой готовится развернутая роспись программы ви­зита, в которой в хронологической последовательности с точнос­тью до минуты описывается каждый шаг российской делегации с момента ее прибытия и до отъезда. В росписи указывается также персональный состав официальных сопровождающих лиц, участ­вующих в каждом отдельном пункте программы визита.

    Дипломатический протокол и его нормы, таким образом, игра­ют исключительно важную роль в рамках международного обще­ния. Идет ли речь о приеме иностранных делегаций различного уровня в своей стране или о зарубежных визитах высших долж­ностных лиц, необходимо строго учитывать целый ряд вопросов, затрагивающих достоинство и престиж государства.

    Прием иностранных гостей требует неукоснительного соблюде­ния правил международной вежливости и этикета. Здесь важно все: церемония встречи и проводов, характер приема и проводи­мых протокольных мероприятий, уровень участия в них прини­мающей стороны, предоставляемая гостю резиденция и многое Другое.

    Работа по приему зарубежных делегаций на высшем и высоком уровне накладывает исключительную ответственность на каждого служащего, кто участвует в подготовке и проведении визитов глав государств, глав правительств и министров иностранных дел. Она требует глубокого знания дела, широкого политического и куль­турного кругозора, максимальной оперативности и четкости, твор­ческого подхода, умения быстро и правильно ориентироваться при возникновении неожиданных ситуаций и самых различных про­блем.

    В дипломатическом протоколе мелочей нет. Чем детальнее все заранее предусмотрено, тем легче работать в ходе визита. При под­готовке визитов иностранных делегаций на высшем уровне, ис­ключительно важное значение имеет продуманная организацион­ная сторона этой работы, детальная схема распределения обязан­ностей, предусматривающая все аспекты практической реализации подготовленной программы и персональную расстановку сил со­трудников всех подразделений министерства и его загранучреждений.

    При этом каждый служащий аппарата несет личную ответст­венность за порученный участок. Такой подход позволяет избежать авральной работы, обеспечивает четкое и слаженное взаимодейст­вие всех звеньев и сотрудников, представляющих различные ми­нистерства и ведомства, обеспечивающих подготовку и проведение визита высокого гостя.

    Подобная схема подготовки визита на высшем уровне должна включать детально прописанные элементы всех мероприятий осу­ществляемых в ходе визита: подготовка проекта распоряжения по визиту и проекта программы; составление списков участников; переводческое обеспечение; своевременная проверка и заказ необ­ходимых атрибутов - государственных флагов страны гостя, нот гимна, приветственных транспарантов и лент к венкам, составле­ние схем встречи, проводов, церемонии возложения венка, транс­портное обеспечение, подготовка предложений о подарках и суве­нирах и необходимой протокольной техники.

    Отдельно должна быть подготовлена схема проведения прото­кольных мероприятий, которая предусматривает такие элементы как персональное оповещение участников с указанием места и времени, заблаговременное уточнение списков и рассылка пригла­шений, составление схем рассадки, подготовка необходимой про­токольной техники (посадочные и кувертные карточки, карточки «Ваше место за столом», именные карточки с указанием титула и должности для церемонии представления).

    На первый взгляд может показаться, что такой подход к во­просам подготовки и проведения визитов является чрезмерно за­организованным, но, как известно, сложности и опасности пря­чутся в деталях. История протокола полна примеров того, когда из-за пренебрежения той или иной незначительной, на первый взгляд, деталью при подготовке мероприятия может сойти на нет вся проделанная подготовительная работа, нарушена гармо­ния встречи, что в конечном итоге сказывается на атмосфере переговоров и их результатах. Протокол - это не просто свод выработанных веками норм международной вежливости и цере­мониальных правил, но и важнейший политический инструмент дипломатии.

    Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации - утверждены Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 2004 г. № 1183.

    Раздел V. Протокольное старшинство при проведении в Российской Федерации официальных мероприятий

    1. Президент Российской Федерации.
    2. Председатель Правительства Российской Федерации.
    3. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
    4. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
    5. Лица, занимавшие должность Президента Российской Федерации.
    6. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации.
    7. Председатель Верховного Суда Российской Федерации.
    8. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
    9. Генеральный прокурор Российской Федерации.
    10. Патриарх Московский и всея Руси.
    11. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации.
    12. Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации.
    13. Заместители Руководителя Администрации Президента Российской Федерации - помощники Президента Российской Федерации.
    14. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
    15. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации
    16. Лица, занимавшие должность Председателя Правительства Российской Федерации.
    17. Первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
    18. Заместители Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, заместители Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
    19. Помощники Президента Российской Федерации, руководитель протокола Президента Российской Федерации, пресс-секретарь Президента Российской Федерации.
    20. Федеральные министры.
    21. Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
    22. Председатель Центрального банка Российской Федерации.
    23. Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах.
    24. Руководители федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных министров), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.
    25. Председатель Счетной палаты Российской Федерации.
    26. Президент Российской академии наук.
    27. Руководители депутатских объединений в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, председатели комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации.
    28. Советники Президента Российской Федерации.
    29. Руководители федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных министров), руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных федеральным министерствам.
    30. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
    31. Чрезвычайные и полномочные послы Российской Федерации в иностранных государствах, постоянные представители Российской Федерации при международных организациях.
    32. Члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
    33. Постоянные члены Священного синода Русской православной церкви, руководители других конфессий - члены Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.
    34. Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации, кавалеры орденов Святого апостола Андрея Первозванного, Святого Георгия, лица, удостоенные звания Героя Российской Федерации, кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, не занимающие должностей, указанных в настоящем Протокольном старшинстве.
    35. Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первый заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, первые заместители Председателя Центрального банка Российской Федерации.
    36. Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, заместители Председателя Центрального банка Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации.
    37. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
    38. Лица, замещающие высшие должности федеральной государственной службы, председатели совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации.
    39. Руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
    40. Аудиторы Счетной палаты Российской Федерации.
    41. Кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, не занимающие должностей, указанных в настоящем Протокольном старшинстве.

    Применительно к поездкам Президента Российской Федерации в субъекты Российской Федерации. В иных случаях занимают позицию после пункта 28 в порядке перечисления субъектов Российской Федерации в Конституции Российской Федерации.
    Применительно к мероприятиям должностной сферы ведения занимают позицию после пункта 13.
    Министр иностранных дел Российской Федерации применительно к мероприятиям, относящимся к международным контактам, занимает позицию после пункта 12, иные федеральные министры применительно к мероприятиям должностной сферы ведения занимают позицию после пункта 15.
    Применительно к поездкам Президента Российской Федерации в федеральные округа занимают позицию после пункта 13.
    Применительно к мероприятиям должностной сферы ведения занимают позицию после пункта 15.
    Применительно к мероприятиям, относящимся к международным контактам, занимают позицию после пункта 19.

    Загрузка...
    danger4you.ru - Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика