Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Чем шаманы отличаются от других религий. Шаманские практики


Слово "шаман" давно стало общим местом в современной "эзотерике", его многие используют, но не многие понимают его истинный смысл. Это слово пришло из языка эвенков и означает "тот, кто знает". Сегодня некоторые считают, что шаман - это любой знахарь или последователь народной медицины. Другие шаманами называют тех, кто обладает сильной личностью и интенсивным взглядом. Но на самом деле шаман определяется тем, как он или она работает. Говоря просто, шаман - это человек (мужчина или женщина), который по своей воле изменяет состояние своего сознания, чтобы вступить в контакт и\или отправиться в путешествие в иную реальность дабы обрести силу и мудрость. По завершению миссии шаман возвращается обратно дабы использовать полученные силу и мудрость помогая себе или другим.

С помощью ритмичных ударов бубна, танца и пения шаман осуществляет сдвиг сознания, который и позволяет его душе путешествовать в миры, традиционно именуемые Миром Духов. Во многих культурах эта альтернативная вселенная разделена на три основные части: Верхний мир, Средний мир и Нижний мир.

Путешествие в Нижний мир начинается с того, что шаман отправляет свою душу вниз через отверстие в земле, как например: пещеру, родник, дыру у корней дерева, лисью нору или даже отверстие, сделанное человеком (шахта, колодец). Дыра обычно продолжается тоннелем, все дальше и дальше вниз, и, наконец, тоннель выходит на просторы Нижнего Мира. Нижний мир может выглядеть очень по-разному. Для кого-то это тропики или лес, или горы, другие попадают в сказочные земли, где светят два солнца. Как бы ни выглядел Нижний мир, именно там шаман встречает духов-помощников, и именно духи-помощники дают силу и мудрость, с которыми шаман должен вернуться в обыденную реальность дабы справиться с болезнью своего "пациента", дать совет в решении серьезной проблемы или восстановить баланс в сообществе. Как отмечает американский антрополог Майкл Харнер в своей книге "Путь шамана" техника, традиционно практикуемая во всем мире для путешествия в иную реальность, может быть освоена людьми из современной западной культуры.


Многие, если не все, современные психотерапевтические техники своими корнями уходят в шаманизм, и по этой причине многие современные формы терапии отдаленно и поверхностно напоминают шаманские практики. Я часто слышу, как люди с психологическим образованием пытаются объяснить шаманское путешествие как "внутреннее" путешествие в бессознательное или к "высшему Я". Такое объяснение основывается на западном подходе, который рассматривает человека в качестве венца творения и, в противоположность шаманскому миропониманию, отказывает другим формам жизни в наличии сознания. К счастью, во Вселенной существует гораздо больше, нежели человеческий разум. С точки зрения шамана реальность мира духов существует параллельно обычной реальности нашего с вами сознания и не зависит от нашего разума. Шаман, зная что все существующее обладает душой, так же знает, что с духовными сущностями можно общаться, отправляясь к ним в путешествие, прорываясь через границы Времени и Пространства.


Шаманские практики обладают силой вне зависимости от того, как мы их объясняем, но если мы принимаем урезанное психологическое описание, то рискуем изолировать себя от большей части шаманской силы. Сила шаманского путешествия лежит в факте путешествия души и того, что душа шамана возвращается, наделенная энергией Вселенной, которая обладает самым мощным исцеляющим эффектом.


Одно из самых распространенных заблуждений по поводу шаманизма трактует его как религию, отводя шаману роль жреца. Дело обстоит совсем иначе. Действительно, в некоторых традиционных сообществах шаман выступал еще и в роли ведущего сакральных церемоний и ритуалов. Однако, две эти активности были разделены во времени. Цель шаманской церемонии - построить мост между миром духов и известным нам миром повседневной реальности. И зачастую все участники церемонии подвергаются влиянию предъявляющей себя силы. Именно этот аспект и отличает шаманизм от большинства религий: прямой и непосредственный духовный опыт без посредников, в частности жрецов и священников, которые пытаются установить монополию на божественное. В шаманизме гуру существуют только в мире духов, где шаман и получает свое знание.

Шаманизм идет рука об руку с анимизмом. Во-первых, все, что существует, - живое и наделено духом. Во-вторых, все живое связано друг с другом благодаря этим духам. Таким образом, все мы - люди, деревья, собаки, кошки, пчелы, камни, горы, моря, Земля и Небо - связаны друг с другом. Хотя сам шаманизм опирается на непосредственный опыт и не является религиозным верованием, многие религии, включая определенные христианские, буддистские и мусульманские секты, находятся под довольно сильным влиянием шаманизма. Для того, чтобы использовать шаманизм необязательно во что-либо верить, даже в то, что шаманизм "работает". Однако те, кто ни во что не верят, рискуют поверить во многое, а те, кто придерживается жестких взглядов, рискуют радикально изменить свои представления после того, как получат непосредственное переживание "иной" реальности шамана.

Также, для практикующих шаманизм вполне обычны так называемые "пиковые переживания", часто радикально изменяющие жизнь. Переживания, которые в обыденном языке называют религиозными или духовными и которые дают человеку набор ценностей и практик для практического применения.


Один из недостатков современной науки заключается в том, что мы настолько погрязли в повседневной рутине, что утеряли связь с простыми радостями жизни на этой планете. Как часто мы останавливаемся, чтобы вдохнуть особый аромат опавших осенних листьев?Или ощутить тепло земли весной? Одним из результатов установления контакта с миром духов является более плотное ощущение того, что нас окружает, Земли, Вселенной. Причина в том, что мы устанавливаем более тесные взаимосвязи. В традиционных сообществах шаманы могли общаться с растениями, животными, камнями и остальными созданиями, с которыми мы, люди, делим Землю. В результате такого общения люди могли жить в гармонии со своим окружением. Теперь же большинство людей не помнит, как общаться с другими жителями планеты. И наиболее очевидным последствием этого сегодня является угроза полного уничтожения жизни на Земле в привычном для нас виде. И угроза эта исходит как раз от нашей, так называемой, "высшей" цивилизации.

Я думаю, что эта связь с нашим окружением является важной не только для планеты и всего, что на ней находится, но и для нас с вами, для каждого из нас, материально и духовно. Все что мы используем, от деревянных поварешек до ультрасовременных компьютерных чипов, мы берем от Природы. Так же и огромная часть духовной энергии приходит от духов и Природы. И шаман знает об этом. И совершенно очевидно, что беспечная жизнь на нашей прекрасной планете не только уничтожает наши возможности и лишает нас ресурсов, но разрушает сами основы нашего духовного фундамента. Когда мы убиваем природу миллионами известных нам способов, мы убиваем самих себя физически и духовно. В качестве одной из попыток как-то исправить существующую ситуацию я преподаю курс по Духовной Экологии, основная идея которого лежит в восстановлении прямого контакта между людьми и другими формами жизни на планете. Во время этого курса я, например, отправляю людей в лес поговорить с деревом, любым деревом. Задача - спросить у дерева о своей собственной роли в разрушении Земли. Однажды, один из участников поведал следующее: "Я выбрал березу. Ну или она выбрала меня. После того, как мы мило пообщались, она сказала мне: "Кстати, тебе не так уж нужна твоя машина". "О, нет! Очень даже нужна!" - ответил я и начал перечислять причины. Но у дерева были свои аргументы, она говорила о том, что магазины всего лишь в нескольких шагах от моего дома, и целый день мимо моих дверей проезжают полупустые автобусы. И знаете что? Мне действительно не так уж нужна машина!"

Как мне кажется, один из самых больших вызовов, стоящих перед новым поколением шаманов - восстановить связь между людьми и другими жителями Земли, сотрудничать с природой, прекратить уничтожение окружения, в котором мы все живем, найти, что может быть сделано духовно, ритуально, практически с теми повреждениями, которые уже существуют. И помнить о том, что Земля питает нас физически и духовно, если только мы позволяем ей это.


В Мире Шамана предмет, который мы привычно называем бубном, представляет собой не обод, на который натянут кожаный лоскут -- но живое существо. Относительно того, как именно происходит работа шамана при использовании бубна мнения расходятся. Часть источников упоминает музыку бубна как Зов для духов-помощников во время камлания. Другие исследователи полагают, что это просто способ создать вибрацию и погрузить себя и окружающих в транс. И,наконец, третьи упоминают о том,что находясь в измененном состоянии сознания, шаманы видят бубен в виде иного предмета. Скорее всего, мы имеем дело с тремя аспектами одного и того же явления, описанного с разных точек зрения.

В большинстве напевов, шаманских сказаний бубен называют "конем", " лошадью", "оленем", даже "оленьей упряжкой", иногда -- "нартой". К слову сказать, в русском языке мы традиционно используем слово "нарты" по аналогии со словом "сани"(множественное число), хотя в специальной литературе принято "нарта" --женский род единственное число. При этом, разумеется это не просто нарта--сани, неодушевленный предмет, но упряжка вместе с собаками. Обычно в упряжке все же олени (вернее, оленихи), но иногда шаман может просить помочь себе и хаски. Зачем шаману упряжка? Разумеется, для путешествий-- именно на своем быстром и легком бубне шаман взлетает в Верхний Мир и падает в Нижний. (Кстати, путешествия по Нижним Мирам отнюдь не всегда вовлекают бубен в ритуал). Таким образом, бубен не просто способ, средство попасть в иные миры, но и возможность вернуться оттуда. Потому-то древние прочно связывали жизненную силу шамана с его бубном. Это была не просто сила, но способность управлять собой, камланием и, следовательно, собственными передвижениями вдоль Мировой Оси. Если шаман умирал, то он уходил в другой мир уже безвозвратно-- потому и бубен уничтожали, умерщвляли, выпуская из него духов, превращая его из мистического оленя или нарты в предмет: обечайку (обод) и кожу. Обычно бубен протыкали, надевая на острый сук дерева рядом с могилой шамана: таким образом дополнительно отмечалась особая могила, которую не просто нельзя было тревожить, но и приближаться к ней без особого повода не следовало. Если захоронение шамана имело вид не кургана или могильника, а,скажем, хижины или юрты, то бубен его вешали либо у входа в качестве знака, что здесь покоится именно шаман, либо (реже) рядом с дымовым отверстием. Традиционно бубен делали непригодным, но иногда в сказаниях мы встречаем упоминания о том, как герой находит "выморочную ("плохую", "дурную", "пустую" и т.д.) деревню" и случайно (или намеренно) тревожит дух шамана деревни. В частности--прикасаясь к бубну, надетому на кол у входа в его жилище-гробницу.


В течение жизни у шамана могло быть несколько бубнов. Как правило, одновременно двух и более бубнов шаман не имел, но этот обычай иногда нарушался, особенно когда шаман изготавливал особый бубен для некоего конкретного камлания (и тогда этот бубен уничтожался после проведения ритуала) , или же когда шаман создавал бубен вместе со своим преемником, учеником: в какой-то момент у шамана в руках (вернее, касаясь его рук, зная их) существовали сразу два бубна. Обычно на протяжении жизни у шамана было не более девяти бубнов (Ср. девять кошачьих жизней, девять миров в некоторых шаманских космологиях). Когда рвался последний бубен, значит, подходил к концу и срок жизни самого шамана, он должен был умереть. Стоит отметить, что никто не смел покуситься на жизнь шамана в этот момент--просто шаман обычно уходил сам-- и не насильственно, но совершенно естественным образом.

Вот что говорит про бубен шамана В.М. Кандыба в работе "Загадочные сверхвозможности человека":

"По понятиям якутского шаманизма, бубен является конем, а колотушка - кнутом для шамана. Бубен для шамана - Крылатый конь, на котором он ездит по трехмерному миру. Он является и советником шамана. Крылатый конь рассказывает шаману обо всем, что он видит, слышит, предостерегает его от бед, от напастей других шаманов и помогает в его камлании и лечебной работе. Звук бубна у шамана разный. Сведущий человек по звуку бубна сразу узнает, чем занимается шаман и какое камлание он ведет. Звуки бубна меняются с путешествием шамана в Нижний, Серединный и Верхний миры. По звукам бубна можно сразу определить и уровень шамана. Если при путешествии шамана в Верхний мир бубен звучит, как при путешествии в Серединный или Нижний мир, то сразу становится понятно, каков этот шаман. Если при лечении пациента у него бубен звучит, как при вызове духов, тогда профессионализм этого шамана сразу можно отрицать.

Хороший профессиональный шаман начинает камлание тихо и спокойно, с вызова космических сил - духов шамана. Он театрально дико не кричит и не скачет, как бешеный. Бубен, колотушка и костюм шамана - это отражение целого мира. В них и заключена тайна этого древнерусского искусства, особая магическая сила Космоса и космологические понятия шаманизма. Все они заговорены свыше и в них - тайное учение наших предков. Поэтому нельзя надевать костюм чужого шамана и брать в руки чужой бубен".

Бубны были достаточно велики--около 50-60 см в диаметре. Их форма не всегда была идеально круглой: большинство бубной имели форму овала.

Мы видим, что если бубен --живое существо, то и изготовлен он должен быть из живого материала. Кожа для бубна--это кожа того животного, которое потом потянет вверх упряжку шамана. Для большего отождествления части с целым на часть (кожаный лоскут) наносился рисунок целого (животное: олень, лошадь и т.д.) вместе с изображением действия, которое будет выполняться - то есть сразу - нарта, олени и сам шаман. Впрочем, многие бубны сибирских шаманов изготавливались из коровьей и бараньей кожи.

Так как рисунки на бубне несли огромную смысловую и символьную нагрузку, они были схематичными и не очень большими. Дело в том, что помимо шамана на бубне изображалась картина мира. Среди других традиционных изображений на бубне--Духи-помощники шамана, его Рода, личный тотем. Иногда рисунок тотема намечался тонкой линией на всем бубне, а потом поверх него наносилось стилизованная "карта" Скрытых Миров. Конечно, чаще в такой композиции использовали образ Духа-Хранителя Рода, который в какой-то степени был и Хранителем Мира, и проявлением Великого Духа в материальном мире. Иногда рисунок наносился только на внешнюю часть бубна, иногда--и на внутреннюю тоже. С внутренней стороны бубна находилась крестообразная ручка или просто планка, закрепленная вертикально или даже горизонтально (естественно, вертикальное расположение было более логичным - ср. Мировая Ось) . Есть также бубны, где в роли ручки используется металлическое кольцо или даже петля из кожи, обычно необработанной. Перед тем как прикрепить ручку на внутренней стороне иногда наносили символ спирали -- по или против часовой стрелки. Первый вариант служил символом умения шамана путешествовать по Верхним мирам, второй--по Нижним. Если это был сильный шаман, то рисунок мог состоять из двух спиралей, перетекавших друг в друга (нечто похожее на лемнискату--символ бесконечности) .

При выборе дерева для обечайки шаман руководствовался советами своих Духов, беседовал с ними, рассказывал о том, какой именно бубен он собирается создать, что за путешествия собирается предпринять. Эти беседы могли носить характер одиночной или даже групповой медитации. Идя на зов духов по лесу в поисках дерева для обода, шаман наконец находил место, где его ждало то самое дерево, закрывал глаза и прислушивался, говорил с духом дерева. Точно так же вдумчиво подбиралось животное, для того, чтобы стать поющей частью бубна. Если шаман шел охотиться на это животное, то перед охотой и после нее шаман проводил серьезные очистительные обряды: совершал ритуальные омовения, несколько дней голодал и, разумеется, не вступал в сексуальные связи. После того как материал был найден, шаман собственноручно изготавливал бубен. Весь процесс от начала и до конца протекал в измененном состоянии сознания, шаман практически не замолкая, говорил с бубном. Когда все было готово, бубен посвящали камланием, когда шаман просил духов принять этот бубен в качестве его друга и предмета силы. У некоторых народов Духи должны были одобрить работу шамана (это были Верховные Духи, и тогда шаман снова рассказывал им в песне история обретения своего друга), у других -- это был в большей степени праздник обретения духами и шаманом живого бубна.

На ручку и внутреннюю часть обечайки помещались бубенчики и колокольчики, которые могли служить шаману как защитой от злых духов, так и привлекательной музыкой для духов-помощников. Фигурки, которые подвешивались между колокольчиками, изображали самих духов -помощников--то есть они фактически тоже "занимали свои места" на магической карте. Если шаман отправлялся в Нижний Мир (и тогда его бубен уже становился лодкой, которую несет река в царстве мертвых) для битвы, скажем, за душу пациента, то среди подвесок оказывались и изображения других магических предметов, оружия. Иногда такие подвески крепились не только к рукояти, но и к самому ободу и свисали вниз подобно ножам.

Камлание, как правило, начиналось спокойно и неторопливо. Все участники и зрители занимали свои места, а шаман (или его помощник, ученик) разогревали бубен на огне. Огонь служил одновременно для очищения и пробуждения того самого живого бубна. Практически же, нагреваясь, кожа натягивалась туже, и звук бубна становился глубже, вызывал более сильную вибрацию.


В Финляндии лапландские шаманы использовали во время камланий не бубны, а барабаны. "Барабан помогал шаману получить знание того, что произошло в других местах, даже очень удаленных, предсказывать успех или неудачу будущих предприятий, болезни других людей, находить способы лечения, узнавать, какая жертва угодна богам и духам". (Самюэль Рин -- христианский священнослужитель-- заметки, составленные в XVII веке). Барабан, как и бубен, делали из деревянной основы, стягивали деревянными же обручами и покрывали кожей. На коже изображали символические картины путешествия между мирами. Интересно, что если на древнейших из дошедших до нас барабанах изображены Верхний, Срединный и Нижний Миры в шаманской традиции, то на многих позднейших работах мы можем видеть результаты смешения шаманских и христианских верований: изображения Рая и Ада в том виде, в каком их представляли священные тексты христиан. На таких барабанах можно ясно выделить ангелов и бесов во главе с Дьяволом. Иногда на поверхность барабана помещался амулет, изображавший самого шамана или одного из его духов-помощников и во время камлания, за счет ударов по барабану эта фигурка перемещалась либо в Верхний, либо в Нижний Мир, куда, считалось, отправлялся и сам шаман.

Считается, что во время приобретения бубна или барабана решающее значение имеет то, насколько глубоко его звучание. По возможности, предпочтение стоит отдавать именно богатым, вибрирующим тонам. Полезно знать, что на холоде кожа барабана провисает, но в тепле она снова подсохнет и натянется.


Шаман - у некоторых народов севера, сохраняющих веру в духов и возможность ритуального общения с ними служитель культа: шаман, способен приводить себя в состояние экстаза. Слово "шаман" переводится с тугусского как возбужденный трансовый человек. У тюркоязычных народов Сибири эта профессия называлась кам, отсюда слово "камлать". У ненцев - тадибей, у бурятов - бо, у якутов - ойуун, юкагиров - альма и т.д.

Ритуальные действия профессиональных трансовых специалистов - камлание или шаманство состоит в том, что шаман одевает специапьныей костюм, делает специальный для данного ритуала грим и взяв необходимые принадлежности условным сигналом собирает своих соплеменников. Разведя специальный костер, шаман, как правило, располагает всех вокруг огня. Произнеся положенную для данного ритуала речь, он после, принесения жертвы начинает плясать, петь и ударять в бубен. При этом его пляска носит особый трансогенный ритмичный характер. Язык танца - ритм осуществляется специальным потряхиванием различных предметов на одежде. Ритм потряхиваний выдерживается за счет прыжков и своеобразных приседаний и усиливается исступленными выкриками и ударами в бубен. Постепенно ритм голоса, потряхиваний и бубна возрастает. Шаман начинает окуривать из костра соплеменников наркотическим дымом, который образуется в костре от специальных трав и сухих грибов, брошенных в огонь заранее. Постепенно все втягиваются в шаманский ритм и вначале шаман, а потом и все, без исключения, присутствующие входят в галлюциногенный экстатический транс. Далее в зависимости от назначения ритуала, начинается безумный трансовый обряд -лечебный, воинский, промысловый, тотемический, религиозно-мифологический и т.д.

Центральным моментом любого вида камлания является момент вступления шамана в контакт с духами. Мистическая способность шамана вступать в контакт с духами земли и неба вызывает у соплеменников суеверный страх и веру в могущество шамана. Иногда духи как бы вселяются в шамана и тогда он говорит их языком, но чаще шаман просто ведет с ними переговоры, уговаривает их или воюет с ними и изгоняет их из данного человека, помещения или места. Обряд может длиться от нескольких часов до нескольких суток непрерывно, поэтому шаман в конце обряда сконцентрировавшись на одной главной мысли впадает в глубочайший транс полуобморочного типа с полной потерей сознания и падением в конвульсиях на землю. Начинается его мистическое путешествие в мир иной - под землю или по небу. В этом путешествии шаман обязательно побеждает духов и различных мистических существ иного мира, достигает цели обряда и с победой возвращается опять на землю, то есть открывает глаза и обретает сознание.

ДРЕВНЯЯ СИБИРЬ

Считается, что сибирские шаманы обладают сверхъестественными способностями - могут предвидеть, прорицать и предсказывать, могут вселяться в других людей или животных (чаще орла), могут совершать чудесные исцеления, оживлять умерших и др. Главным секретом шамана считается его таинственное мистическое наследство - некая безумная непреодолимая сила -желание, которая вселяется в него в молодости по наследству от предков, иногда эта сила имеет форму духа-покровителя, но чаще она формы не имеет.

ДРЕВНЯЯ ЧУКОТКА И АЛЯСКА

Наиболее распространенным видом трансовой культуры на Чукотке и Аляске было использование транса в воинском искусстве, особенно при подготовке и ритуальной имитации будущего сражения. Шамань (ангакок) были носителями всей культуры "своего народа. Они хорошо знали воинское искусство, промысел и промысловные культовые обряды. Лечение, методы управления погодой, способы трансового воздействия на человека и животных. Шаманы умели общаться с природой непосредственно и могли многое предсказывать и предвидеть. Считалось, что весь мир населен духами, поэтому общение с духами и есть профессия шамана. По верованиям древних чукчей и эскимосов у всех природных явлений и объектов есть их хозяева - духи, поэтому для достижения любых целей, будь-то охота или лечение, необходимо было вступать в общение с духами-хозяевами.


Население считало, что в природе всем управляет некая сила - хила. Обладающий этой силой добивается успеха в своем деле, поэтому считалось, что именно шаманы обладают этой таинственной природной силой. Костюм шамана с различными погремушками и бубном весил иногда до 30 кг, поэтому шаманы действительно были люди сильные и выносливые и могли плясать, трудиться, выкрикивать в трансе по несколько часов подряд, а при лечении, в некотороых случаях, по несколько дней, после такого лечебного сеанса шаман падал и не мог пошевелиться, находясь в полуобморочном, полутрансовом состоянии. Люди верили, что существует "верхнее небо", куда шаман мог входить и оттуда все видеть и знать. Шаманы разделялись по своей квалификации, одни умели одно, другие -другое, но были шаманы универсалы, они могли все. При лечении шаманы обязательно использовали транс, лечебные травы, напитки и заклинания.

АФРИКА

Используя искусство транса, древнеафриканские шаманы и жрецы могли предсказывать и управлять погодой, при необходимости вызывать дождь. Искусство транса использовалось в военном деле, магии, охоте, судебном деле, диагностике, лечении больных, гадании, предсказании, шаманском камлании, праздничных и обрядо-ритуальных процедурах, тотемизме, религии, промысловом культе, земледелии и скотоводстве, культе предков, культе животных (зоолатрии), культе местных племенных духов, богов, фетишизме, культе вождей, культе кузнецов и др.


Многое в искусстве африканского транса до сих пор не разгадано, например, шаман или жрец могли в любой момент знать, где находится интересующий их человек и если даже он находится за тысячи километров, они могли без карты кратчайшим путем точно пройти прямо к нему. Известные шаманы и колдуны проповедующие Вуду кроме того что лечить и заговаривать, прорицать, разъяснять простым людям волю небожителе или насылать порчу - готовят страшный яд - "порошок зомби" С его помощью они способны довести жертву до состояния комы, а потом вернуть к жизни, буквально вытащив человеческое тело из могилы. Лишенных памяти, эмоций и речи "живых мертвецов" они затем используют в своих целях.

ДРЕВНЯЯ КОРЕЯ

Шаманами в Древней Корее были как мужчины ("пань-су"), так и женщины ("му-дан"). Наиболее сильными шаманами считались пань-су. Обучение велось не только по наследству. Молодой шаман мог обучаться у старого искусству заклинать, колдовать, лечить, общаться с духами, проводить различные мистические церемонии и т. д. Шаманы-женщины чаще занимались камланием, гаданием, изготовлением амулетов, лечением. Население Кореи верило, что у человека есть три души: одна умирает с телом, другая уходит на небо, а третья остается на специальной табличке, которая хранилась в семейном храме предков. Поэтому культ предков в Корее очень развит. Корейцы верили в различных духов и мистические особенности различных гор, которые, по их мнению, оказывают сильное влияние на окружающую местность, поэтому шаманы с помощью транса находили специальные благоприятные холмы для проживания или погребения. До нашего времени культура транса в Корее сохранилась в воинских искусствах, спорте и медицине.

Ее ранней формой. Другие убеждены, что это не религия, а методики терапии и экстатического переживания, к которым прибегают для вступления в контакт с духами. Возникновение его относят к каменному веку ― периоду, который часто именуют зарей истории человечества. Многие народы сохранили шаманизм до наших дней.Центром развития этого явления считаются Сибирь и центральные районы Азии. Здесь его впервые описали и только затем нашли аналогичные практики в других регионах и континентах.

Приверженцы шаманизма верят, что во Вселенной живут злые и добрые духи, от поведения которых зависит жизнь отдельных племен и человечества. Контактировать с духами и являться посредником между ними и человеком способен исключительно шаман. Чтобы войти в связь с духами, ему необходимо достичь максимального экстаза во время камлания ― шаманского сеанса.

Шаманы

Элементарные формы шаманизма зародились очень рано. На Оленьем острове было обнаружено захоронение шамана. В этом могильнике было обнаружено не только тело мужчины, но и роговой жезл с изображением лосихи и множество птичьих костей. Возле него были погребены две женщины, которых, вероятно, принесли в жертву.

Шаман выступает в качестве центральной фигуры рассматриваемого явления. Его наименование происходит от эвенкийского «саман», что означает «человек в состоянии исступления». Обычно в его функции не входит принесение жертв или совершение обрядов, связанных с религией, он не жрец. Исключение составляют южноамериканские шаманы, которые полностью исполняют функции посредников между богом, духами и людьми.

Главная задача шамана ― лечить захворавших людей. Кроме того, во многих народах они «сохраняли души» младенцев. В древние времена много детей погибало, не достигнув юношества. Их семьи верили, что после проведения особых обрядов душа умершего ребенка помещалась в «душехранилище», внутри которого о ней заботились помогающие шаману духи.

Защищать от злых духов приходилось и молодоженов. Помощь шаманов требовалась и при переездах, праздновании различных событий и проведении религиозных обрядов. Еще в ХХ веке те праздники, в основе которых лежит промысловый культ, происходили в присутствии шамана.

И поныне находятся люди, утверждающие, что могут проникать в потусторонний мир. Но только приобщенный к шаманизму по-настоящему может влиять на тот мир, управляя своими духами-помощниками. Большинство истинных шаманов никогда не использовали свои силы для заработка денег, оставаясь на протяжении всей жизни бедными людьми. Многие из них, чтобы выжить, и сейчас занимаются разведением скота.

Важным правилом является помощь всем, кто попросит. Отказать шаманы не могут, поэтому деятельность, связанная с духами, чаще мешает в повседневной жизни, чем помогает. Проводя все время за общением с духами, они не успевают сделать запасы или заняться бытом. Но, несмотря на бедность, они имеют высокое социальное положение в том обществе, где живут. К их словам прислушиваются, а их самих уважают и после смерти.

Такие правила всегда обязывали их:

  • знать мифологию своего племени или народа;
  • разбираться в сказаниях;
  • наизусть помнить молитвенные призывания;
  • проводить обрядовые церемонии;
  • петь заклинания.

Они всегда обладали особыми умениями, которые были сродни чудесам: укрощать огонь, летать, превращаться в животных, ходить босиком по углям.

Некоторые культы имеют свою классификацию «общающихся с духами». В ее основе лежит три фактора:

  1. их сила;
  2. сила духов, с которыми они общаются;
  3. отношение к людям.

Многое из перечисленного зависит от того, как получил шаман свои способности: унаследовал от предков или развил при жизни.

Мифы

Каждая традиция шаманизма хранит свою историю о появлении первого шамана. У всех у них есть похожие элементы: упоминания о Мировом Древе и Птице. По преданию, есть гигантское дерево, на ветвях которого свиты большие гнезда. На верхних ветках рождаются более сильные шаманы, на нижних ― более слабые. У них одна общая мать ― Хищная Птица, которую изображают с головой орлицы и железным оперением. Великим шаманам, чтобы вылупиться, нужно три года, слабым ― год.

В момент рождения души Мать-птица передает ее дьяволице-шаманке. Некоторые мифы гласят, что душа удерживается столько времени, сколько ей нужно для впитывания всех сакральных знаний, а тело все это время больно. Когда шаман уже может использовать свои знания на практике, его сила по-прежнему находится в том гнезде, где произошло его рождение. Поэтому первоочередная задача шаманов, воюющих в облике животных, ― стереть с лица земли гнездо противника.

Есть мифы и о причинах угасания шаманизма, по которым он которое становится все менее распространенным. Согласно им первый шаман соперничал с Богом и был наказан за это, потеряв могущество. Поэтому у всех последующих шаманов уже меньше волшебных сил.

Мифы говорят и о том, что если первые маги получили свои способности от духов, то современным они передались по наследству. Поэтому они не могут видеть духовный мир так хорошо, как их предки.

Космология

Во время камлания шаман совершает путешествие, перемещаясь между мирами. Большинство народов, практикующих это, верят в три мира, которые соединены друг с другом осью, натянутой между Мировой Горой и Мировым Древом.

Под тремя мирами понимают небо, ад и землю. У этих сфер бытия могут быть свои уровни, обычно их от семи до девяти. Само число семь является магическим. Так, народы Западной Сибири знают, что перед камланием шаману следует на протяжении семи суток лежать без сознания, вступив в контакт с душами. Другие народы привыкли к тому, что перед экстазом шаман съедает грибы с семью пятнами на шляпке.

Каждый уровень имеет своего владыку, с которым шаману нужно вступить в контакт при путешествии в верхние или нижние миры. Делая это, он может приносить дары небесным богам. Такое путешествие отражает взгляд на структуру мира древних людей.

Выбор

Не каждому человеку дано стать проводником в пространство духов, связующим звеном между верхним и нижним мирами. Бывает, что способности к этому достаются генетически, но нередко сами духи или божества награждают избранного таким даром. Изредка люди могут начать шаманить по собственной воле. Но вне зависимости от того, принято решение по требованию духов-покровителей или является следствием собственных желаний, все начинается с выбора.

Избранность человека понятна по тому признаку, что он награжден сверхъестественными силами. Чаще всего это означает особую способность к экстатическим переживаниям.

Получить ее можно, например, будучи представителем соответствующего рода. Когда отец семейства умирает, проводится специальный ритуал. В некоторых племенах передача знаний происходит еще при жизни родителя. Иногда знания передаются не сыну, а внуку.

Если у шамана нет детей, он может передать способности любому человеку, который, по его мнению, способен их вынести. Существуют племена, в которых передача знаний происходит по женской линии; признаки избранничества остаются теми же.

Человек может быть избран, встретившись с богами или духами во сне. Чаще всего это происходит, когда он болен. Духи, материализующиеся в виде птиц или животных, говорят, что выбранному назначено судьбой стать шаманом и вести жизнь, отличную от привычной. Случается, что духи слышат отказ. Тогда они истязают тело избранного болезнями, пока тот не даст согласие.

Иногда признаком будущего шамана считается рождение ребенка «в рубашке». Такой ребенок растет непохожим на сверстников. Если, войдя в юношеский возраст, он начинает петь по ночам, ему следует прийти к опытному шаману и попросить обучение техникам.

Некоторые племена считают, что необходимо заключить брак с духом. Это верование развито, например, в Индии. Другие верят, что дух проникает в тело человека и начинает им управлять, тогда развивается одержимость.

Общие признаки того, что человек отмечен:

  • наличие экстатических переживаний, которое подтверждается снами, видениями божеств и духов, впадением в транс;
  • приобретение знаний о том, как проводить техники, встречаться с духами, говорить на тайном языке и т. д.

Можно сказать, развивается «шаманская болезнь», при которой спонтанно проявляется или наследуется шаманское призвание. При этом сопротивление болезни лишь усиливает ее тяжесть, поэтому человек вынужден смириться и покориться воле духов. У избранных нет другого выхода.

Церемония посвящения

Любые мистические учения подразумевают обряд посвящения, и шаманизм не исключение. Инициация является ключом к пониманию внутренней стороны бытия, она выводит шамана на другой уровень сознания и восприятия, погружает его в новый мир.

Процесс посвящения разделен на три части:

  • страдания;
  • гибель;
  • воскрешение.

Все начинается, когда человек открывает свою избранность. Тогда духи уводят его подальше от людей, обычно в лес. Там он может объединиться со своими духами-покровителями и открыть для себя тайны мира и своего нового ремесла.

Через болезни духи убеждают человека, что он должен согласиться стать шаманом. Часто болезнь так сильна, что человек умирает. Воскреснув, он обретает новые знания, а часто и сверхспособности.

Иногда инициация сопровождается ритуальным жертвоприношением: убивается и съедается какое-либо животное. В южноамериканском шаманизме большую важность имеет процесс интоксикации табаком. Практически ни одна инициация не обходится без восхождения к небу. При этом неофит может влезать на дерево, всходить на крутую гору, совершать полет.

Помощники

Каждый шаман имеет своих духов-покровителей, которые помогают ему, когда он взаимодействует с ними во время камлания. От того, насколько их много, зависит его могущество. Каждый дух награждает его какими-то способностями, недоступными обычным людям.

Чтобы совершать обряды, шаманы призывают своих духов с помощью особой песни. Они повторяют ее снова и снова, не останавливаясь, пока их призыв не будет услышан. В этот момент шаман находится в состоянии экстатической радости, нередко сопровождаемой слезами.

Приходящие на помощь духи не всегда призываются для благородных целей. Некоторые шаманы используют их, чтобы исцелять людей, искать пропавших в лесу и провожать души умерших в иной мир. Другие же могут обращаться к ним, чтобы совершать такие черные дела, как убийство.

Духов-помощников каждый шаман получает по-своему. Чаще всего они являются ему сами. Другие шаманы получают их по наследству. Бывают случаи так называемого оборотничества, когда дух вселяется в шамана и позволяет ему принимать вид животных и птиц. При этом помощники становятся двойниками шамана, давая ему возможность проживать две жизни: в облике человека и в облике животного.

В некоторых случаях духи живут далеко от шамана, и во время камлания он призывает их со всего света. Нередко духов помещают в специально изготовленные жезлы, фигурки и маски. Чтобы заточить туда духа, также необходимо войти в состояние максимального экстаза.

Помощники выполняют несколько функций:

  • оберегают шамана;
  • разыскивают путь, по которому унесена душа больного;
  • сражаются со злыми духами;
  • возвращают душу назад болеющим людям, возвращая их к жизни.

Если болезнь настолько сильная, что духи одного шамана не могут с ней справиться, приглашается второй.

Последователей шаманизма много и в наши дни. К нему прибегают люди, ищущие счастье или спасение для себя и своих близких, когда другие методы не помогли. А для некоторых народов шаманизм до сих пор заменяет религию и помогает находить выходы из самых сложных ситуаций. Шаманы приоткрывают перед ними дверь в потусторонний, загадочный мир.

До появления многочисленных религий особое распространение имел шаманизм, включающий огромное количество обрядов и правил. До сих пор есть племена, и даже народы, которыми управляют шаманы. Считается, что это избранные люди, имеющие способности общаться с Высшими силами.

Что такое шаманизм?

Ранняя форма религии, основанная на общении человека с духами в состоянии транса, называется шаманизмом. Он имеет тесную связь с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Согласно проведенным исследованиям шаманские практики были известны еще во время неолита и бронзового века. Есть разные национальные и религиозные формы шаманизма, например, корейский, якутский, алтайский и так далее.

Шаманизм – это политеистическая религия, где разные явления природы принято рассматривать, как божества, а все окружающие предметы, наделенные душой. Шаманы утверждают, что только осознанная принадлежность человека к Вселенной дает шанс и чувства несправедливости. Они обладают способностью путешествовать в другие миры и общаться с разными духами, получая силу от сверхъестественных источников.

Шаман считается избранником духов, и получить свой дар он может через «шаманскую болезнь» – состояние, которое похоже на летаргический сон. Большое значение имеет встреча с духом-опекуном, который является защитником от негатива. Состояние, когда шаман находится в транс, называется камлание, а сопровождается оно ударами барабана, танцами и заклинаниями. Современный шаман выполняет несколько функций: жреца, прорицателя, знахаря, советника и другие.


Шаманизм как религия

Хоть отдельные элементы шаманизма можно найти практически во всех религиях, назвать его отдельным религиозным направлением нельзя. Он включает сочетание экстатических и терапевтических методик, позволяющих взаимодействовать с параллельными мирами. Религия, шаманизм и магические направления являются разными понятиями, которые, так или иначе, переплетаются друг с другом.

Признаки шаманства

Как уже было сказано, магические силы человек получает, если духи решили наградить его. Есть версия, что шаманство и шаманизм могут передаваться по наследству. Существуют некоторые признаки, по которым можно определить избранность.

  1. На теле могут находиться необычные пометки, например, родимые пятна, или же учитываются физические дефекты, так в Сибири признаком наличия сил является лишний палец на руках или ногах.
  2. Ориентироваться необходимо на личностные черты, так потенциальные шаманы любят уединение на природе. Такие люди являются замкнутыми.
  3. Наличие у человека сверхъестественных сил, которые проявляются в видениях будущего, в пророческих снах, возможность видеть души умерших и так далее.
  4. Желание изучать шаманизм, причем оно должно быть сильным и не иметь никакой обоснованности. Во время выполнения специальных упражнений стремления только повышаются.

Шаманизм и православие

Многие люди интересуются, как церковь относится к разным направлениям, которые имеют отношением к магии. По мнению священнослужителей, шаманизм и христианство – это две несовместимые вещи, поскольку все, что заставляет человека веровать в духов, демонов и других сверхъестественных существ находится под запретом и считается проявлением бесовщины. Все магические направления являются преградой для человека достичь единства с Господом.


Шаманизм в современном мире

В последнее время магия шаманов стала интересовать большое количество людей, которые стремятся к и желают получить силу для исцеления. Времена, когда люди стремились найти избранного прошли, и в современном мире они сами пытаются изучить шаманские обряды, проходя обучение и посвящение. Если раньше знания передавались из уст в уста, то благодаря письменности много информации является доступной для обычного человека.

Шаманизм – магия, которая требует длительного обучения, и начать можно с прочтения специальной литературы. Популярностью пользуется книга М. Харнера «Путь шамана». Полученные знания, необходимо постоянно применять на практике, поскольку шаманизм можно постигнуть только через опыт. Еще рекомендуется проводить много времени на природе, изучая ее возможности и обучаясь слышать ее советы.

Шаманизм – интересные факты

В разных уголках мира шаманизм имеет свои особенности, которые зависят от географического положения, колорита и других особенностей.

  1. В Австралии исследователи обнаружили только зачатки шаманизма, а их представителей называли бирраарка.
  2. Интересные факты: шаманы Южной Америки назывались мачи, и они излечивали людей от болезней, вызванных действием злых духов. Во время проведения ритуал они непременно доставали какой-то предмет из тела больного.
  3. В Боливии шаманы назывались бара и они связывались с духами, делали предсказания и имели способности к колдовству.
  4. В Корее шаманизмом занимались только женщины и назывались они му-дан. Важно отметить, что силы и знания передавались только по наследству. Они кроме основных способностей шаманов умели делать амулеты, гадать и заклинать.

Введение
Шаманизм занимает особое и значимое место в комплексе сакральных ремесел и магических искусств. Шаманизм присутствует во многих традициях различных народов. Он существовал во всех культурах на первобытной стадии их развития практически в одном и том же виде. Различие было лишь в неких нюансах и практиках, но суть и содержание везде было одно. Шаманизм уходит корнями в базовую структуру мира, каким он был до человечества. Структуру, которая для всех одинакова. Поэтому шаманизм относится ко всем культурам и традициям в равной степени.
В шаманизме нет жестко установленных правил, не существует иерархии в самом культе среди его представителей. По сути, шаманизм является древнейшей формой спиритических практик. Эта практика проверена временем. Когда наши древние предки взывали к духу Оленя и просили прийти и помочь им с охотой, они использовали шаманские техники.
Шаманизм - это личное путешествие за знаниями и внутренней силой, но также это путешествие, которое традиционно все имеет установленные общиной или семьей ограничения. Подобные нормы являются общим правилом и для тех кто практикует шаманизм и сегодня, но семейные и групповые ограничения должны быть разными.
Шаманы занимают значительную позицию во многих культурах по всему миру с начала веков. Они были церемониалистами, хиллерами, предсказателями и многими другими. Они работают с силами: со своими и окружающего мира. Они понимают связь и потребность в балансе между всеми вещами, понимают, что все аспекты мира живые – люди, животные, растения, горы, и даже ветер.
Традиционно люди в основном приходят в шаманизм будучи избранными и воспитанными практикующими шаманами, или наследуют знания о культе от предков. Часто люди приходят в шаманскую практику после соприкосновения со смертью, но это не значит что вы должны попытать себя убить, чтобы стать шаманом.
В принципе, ваш интерес к шаманским практикам еще не делает вас шаманом. Если вы только начали этот путь, то вполне разумным будет назвать вас последователем шаманских практик или учеником шамана. Шаман – это одно из многих титулов, которое может применяться только к человеку, который изучает и практикует данное искусство в течении длительного срока. Для практикующих существует распространенное название - Женщина или Мужчина Лекарь.
Другое распространенное заблуждение – это что шаманизм является синонимом Коренного Американского спиритизма. Коренные американцы были лишь одной из многих групп, которая использовала шаманские практики в их спиритизме и магии. Многие другие культуры применяли и продолжают применять, от Южной Америки вплоть до Сибири, эти практики в реальной жизни. В ряд наиболее изученных шаманских практик входит и Коренной Американский шаманизм, Кельтский шаманизм, и Сибирский шаманизм. Вцелом все формы шаманизма содержат основные идеи и концепты которые, все же от группы к группе, и даже от племени к племени сильно ваировались.

Верования шаманов

Одним из основных верований шаманов является вера в сеть сил или их бесконечное множество, которое содержится во всех вещах, что есть на земле. Шаманы верят, что все живое и объединено во взаимном контакте между всем остальным в мире. Это и есть та сеть сил, что дает чувства всему миру. Сеть имеет неограниченное количество потенций и силы направленной в физический мир. Понимание этой сети сил, этого мира духов, является необходимым для понимания и изучения шаманизма.
Любой объект в физическом мире имеет «дух». Это дух, который является источником сил. Шаманы общаются с духами обоих живых и (что многие могут считать) неживых вещей. Итак, эти общения дают понятие о мире вокруг них и чем больше вы познаете, тем больше сил вы высвобождаете.
По общему правилу, шаманы верят, что непохожие объекты природы, растения и животные, каждый человек имеют своего уникальное духовное тело. Это духовное тело может быть видно среди людей как яркий блик или колыхание воздуха. Это духовное тело нормально простирается вокруг людей везде от 18 дюймов до 3 футов и показывает как человек чувствует и что думает. Более яркие цвета имеют более высокие вибрации, а более темные, скучные имеют более низкие вибрации. Некоторые верят, что размер духовного тела соответствует уровню сил человека. Также это тело называют аурой.
Чем более близко шаманы работают с духами мира, тем легче им «потеряться» между миром реальным и миром духов. Люди которые постоянно мечтают на ходу или витают в облаках, такие люди незащищенные. Шаманам свойственна способность жить в реальном мир и мире духов и не забывать кто он и где находится. Это делается сохранением баланса, фундаментального и присутствующего, или ментальной защиты вашего физического естества. Шаманы должны знать где они все время. Это одна из причин по которой шаманы кажутся более могущественными по сравнению с другими людьми. Люди близко знакомые с шаманскими техниками и контролирующие свое местонахождение могут совершать шаманские путешествия даже идя по улице.
За секунду шаман сосредотачивается и фокусируется на том откуда к нему приходит видение. Одно из таких мест – Древо Жизни. Его корни лежат в Нижнем Мире, также известном как подземный мир или мир мертвых, куда шаманы приходят поговорить с предками, найти потерянную информацию, или найти информацию о болезнях и других вещах влияющих на физическое тело. Путешествие в мир мертвых не должно проводится без проводника. Ствол дерева известен как Средний Мир. Часто ствол виден как квадрат, каждая из четырех сторон соответствует определенному времени года. Это магическая версия нашей реальности и шаманы посещают ее чтобы решать ежедневные проблемы. Ветви дерева – Верхний Мир. Это мир будущего, развития и полета. Не один мир не выглядит лучше, чем другой мир и не является лучше другого мира и многие шаманы со всего мира используют похожих проводников.
Другое такое же явление - медицинское колесо, также известное как мандала. Это круг разделенный на четыре секции (или иногда поделены на восемь секции) которые символизируют четыре направления. Круг колеса символизирует Средний Мир, небо над ним, Верхний Мир, и земля возле Нижнего Мира. Центр круга является центром вселенной и полным кругом, включая Верхний и Нижний миры по спирали направляющиеся к центру. Каждый человек имеет место на этом колесе, который символизирует их место в отношениях с их духовным центром в центре круга. Чем лучше вы знаете ваш центр, тем больше у вас сил.
Здесь простое упражнение с помощью которого вы сможете определить где вы находитесь на медицинском колесе.
Сконцентрируйтесь и расслабьтесь. Закройте глаза. Визуализируйте медицинское колесо. Разделите его на четыре четверти с двумя четкими линиями пересекающими середину. Определите какая линия соответствует какому направлению. Поставьте точку в центре круга и затем закрасьте квадраты так как вы хотите. Позвольте духовному животному прийти в каждый квадрат как символ. Не думайте о животных, просто позвольте им прийти. Если не получается попробуйте в следующий раз. Попросите вашего духовного животного показать вам вашу позицию на колесе. Запомните квадрат, цвет, духовное животное для этой секции и как близко вы располагаетесь к центру. Если вы чувствуете возможным, то спросите у вашего духовного животного, что это значит для вас в это время. Поблагодарите духа за помощь и вернитесь назад в наш мир тем же путем. Затем откройте глаза. Запишите а зарисуйте то, что вы видели. Вы можете довольно часто повторять это упражнение, чтобы проверить на каком уровне вы по отношению к центру

Баланс, гармония в шаманизме

Самое важное для шамана – это баланс. Все живое взаимосвязано через сеть силы, все действия имеют последствия. Вы должны рассчитывать эти последствия до своих действий. Викканский закон троекратного воздаяния действителен для шаманизма также как и для Викки.
Также как триликие боги Асатру имеют ипотась старухи либо старца для взаимодействия со смертью и преобразованием, так и шаманизм также работает с этими аспектами жизни. Шаманы понимают, что для того чтобы создано нечто, что-то должно быть уничтожено, что без света нет тьмы. А зло и добро, лишь две стороны одной монеты. Эти вещи соответствуют разрушению: плохие привычки, вера в то, что вы хотите измениться, нездоровые отношения и так далее. Разрушения имеют огромную силу и шаманы понимают это, и используют эту силу на свою пользу и окружающих их людей.
Творение также важно, но без разрушения не может быть творения и наоборот. Шаманы должны учиться балансировать между этими двумя силами в их жизни. Силы содержатся в балансе потому что если ваша жизни находится в полной гармонии и гармония содержится во всем, что вы делаете, то вы находитесь в настройке с сетью силы. Это означает создание и разрушение, дарение и получение. Чем больше вы даете, тем больше вы получаете, но помните, что вы должны оставаться в балансе, вы должны отдавать столько же сколько и получаете, просто давать не достаточно. Получать дары прекрасно и помните, что все в жизни и есть дар.
Шаманы очень осведомлены о целой картине. Если ваши цели в гармонии с целой картинкой, тогда вы, работая с вашими целями, должны развивать их. Ключ к этому нейтралитет. Сильные эмоции могут накрыть пеленой или даже заблокировать информационный поток к вам из мира духов, подобные черты свойственны слепым воззрениям, взглядам. Вы должны сами хотеть взглянуть на обе стороны вопроса, потому что иногда ответ находится на противоположной вашим взглядам стороне.
Шаманы учатся отделяться от ситуации, порой с помощью юмора. Это сложно оставаться эмоциональным и прикрепленным к вопросу, когда вы смеетесь над ситуацией или собой. Юмор может быть найдет во всем, особенно если он внутри человека, вы только должны изучить это, понять. Если вы слишком эмоциональны, то что на вашем пути обязательно не получится. Ваши эмоции могут ослепить вас. Также происходит, если вы на что-то обращаете слишком много внимания. Духам мира нужно быть свободными, чтобы работать и избираться для работы. Вам потребуется учиться сдаваться, чтобы достигать цели и понимать, что духи мира работают в свое время и своим способом.
Помните, что необходимо прислушиваться к себе, к вашим проводникам и союзникам, а также не забывайте смотреть общую картину и полагайтесь на баланс во всем, что вы делаете. Желайте изменить и видеть изменения как интересный образовательный опыт, скорее чем прятаться или убегать от них. Не позволяйте эмоциям ослепить вас в выполнении того, что вы делаете. Большинство всех камлающих должно быть терпимо и принимать всех духов мира.

Визуализация

Шаманы живут одновременно в двух мирах: в мире физическом, где живем все мы и визуальном или мире духов. Шаманизм учит как переходить через брешь между реальным и шаманским мирами. Основной инструмент шамана – визуализация или просто перемещения в воображаемый мир.
Отбросьте идею, что ведения бесполезная игра воображения, если вы хотите изучить шаманизм. Это не беспочвенная ментальная активность мозга и наиболее понятная не только для детей. Это объединяющее звено с миром духов. Если вы желаете использовать шаманские техники в вашей жизни, перейдите к использованию вашего воображения.
Дети могут легко попасть в мир духов, но они теряют эту способность со времен взросления. Но это не плохо. Детям необходимо учиться находить различия между реальным миром и миром духов, но некоторые люди впоследствии обучаются заблокировать для себя эту способность так серьезно, что впоследствии им необходимо переучиваться использовать свои врожденные способности, как это делают дети. Но не беспокойтесь, как езда на велосипеде, вы вспомните очень близко.
Шаманская визуализация активирует все ваши чувства – зрение, осязание, обоняние, слух, вкус и даже «шестое чувство». Чем больше чувств вы вносите в вашу визуализацию, тем сильнее она становится, и тем легче вам будет путешествовать.

Начало обучения

Как только вы начнете практиковать шаманизм, вы начнете видеть препятствия, которые уйдут с вашего пути, и вещи которые будут помогать вам. Вы заметите, что вам станет гораздо удобнее общаться с самим собой и миром вокруг вас. Вы почувствуете себя более сродненным с миром и найдете в себе потенциал о котором ранее не знали. Это произойдет только вы допустите это и будете работать с духами как можно более мягче и позволите им работать с вами.
В течение вашей учебы вы должны решить, что вы хотите продвинуться дальше простого использования некоторых основных шаманских практик. Будет лучше, если вы найдете себе учителя. Причем учитель не обязательно должен быть человек из физического мира. Вы должны определиться как вам удобней, и выбрать себе наставника из физического или духовного миров, среди духов растений, животных и так далее. Основным критерием выбора должны стать ваши личные предпочтения. Помните, что формально тренировки потребуют времени и посвящения.
Выбирая учителя будьте переборчивым. Тем не менее, когда вы выбираете себе кого то в помощь при изучении шаманизма, помните кое-какие вещи. Выбирайте лучше тех кто обладает хорошим чувством юмора и способен посмеяться над собой и поможет смеяться вам над собой, чем тех кто постоянно серьезен. Хороший учитель должен любить и уважать мир вокруг. Они должны больше впускать в свою жизнь людей, чем прогонять их. Им следует требовать и ожидать от вас сразу же совершенства. Они должны быть способны совершать ошибки и исправлять их, показывать свои эмоции. Они должны обладать сильным шаманским присутствием и практиковать все то, чему учат.

Шаманское путешествие

Наиболее многозначительный аспект шаманизма – путешествие. Для путешествия может использовано мировое древо Иггдрасиль. Путешествие осуществляется с помощью визуализации. Вы можете открыть так называемое «измененное состояние сознания» или «состояние экстаза». В более осмысленном понимании это глубокое медитативное состояние в котором вы путешествуете, чаще всего с помощью вашего духовного проводника, самостоятельно или же с помощью Иггдрасиля. Путешествие позволяет вам пообщаться с вашим духовным «Я» и с сетью сил.
Большинство шаманов используют удары бубнов в помощь себе для входа в транс. Вы можете не использовать шаманский бубен, вполне подойдут любые ритмичные звуки, к примеру звук океанских волн. Вы также можете стучать в бубен сами себе или попросить кого либо постучать вам в бубен. Вы мы можете путешествовать без звукового сопровождения, но они могут вам действительно помочь легче войти в состояние измененного сознания. А также помогут вам вернуться из путешествия. Я советую вам не путешествовать без звука, пока вы не станете чувствовать себя наиболее удобно в процессе путешествия.
Длительность путешествия зависит от человека и от того что он пытается сделать. Проследите, чтобы вам никто не мешал. Если ваши мысли мешают вам попытайтесь отбросить их и идите дальше. Тоже самое останется если вы попытаетесь оценивать увиденное вами. Сначала признайте, что ваше сознание хочет контролировать процесс, а потом идите дальше.
Когда вы будете путешествовать постарайтесь быть уважительным, мягким и спокойным. Вы не доберетесь далеко, если вы не будете принимать замечательный опыт ваших путешествий. Зачастую ответы будут простые и прямые, но также они могут быть выложены в форме сказки или загадки. Если так, то они говорят истину. Не пытайтесь их понять слишком сильно, если вы просто оставите все как есть. То со временем все сами поймете. Примите то, что вы увидите (храните подарки вашего духа), даже если то, что вы увидите не имеет никакого отношения к вам сейчас. Поверить, вы все поймете, когда наступит нужное время. У вас не должно быть никаких предубеждений или шаблонов об увиденном вами в мире духов, так как они могут исказить смысл увиденного вами там.
Если вы пытаетесь путешествовать, но у вас ничего не получается, не паникуйте, скорее всего вы еще не готовы, либо делаете что-то не так. Не волнуйтесь по этому поводу. Скорее всего вы не были готовы или это было неподходящее время. Просто подожди и попробуйте позже. Выберите более правильное время для путешествия.

Этапы шаманского путешествия

1. Шаманское путешествие – начало
Примите удобное положение и максимально расслабьтесь. Убедитесь, что вам никто не помешает. Начните (или позвольте другу начать) бить в бубен или петь «вардлоки» в стиле гальт, или выполнять какие-то другие ритмичные звуки. Закройте ваши глаза и сконцентрируйтесь на вашем вопросе. Ответ может не быть конкретным «да» или «нет», но попробуйте удостовериться, что смысл фразы не смещен в какой – либо бок. Мысленно скажите, что вы с благодарностью примите увиденное и оцените это по достоинству. Вы не должны воспринимать полученный совет буквально, но не пытайтесь его жестко осуждать. Попросите вашего духа – фэтча защищать вас и защищать ваше тело во время путешествия.
Визуализируйте вход под землю, к примеру пещеру, используя все ваши чувства. Как пример, я визуализирую себя в глубине соснового леса, а потом спускаюсь по тропинке, чтобы добраться до норы в холме. Дождитесь вашего фэтча, он должен встретить вас у входа. Это животное должно быть вашим тотемом, но также он может быть вашим помощником. Если оно вызывает у вас дискомфорт, то попросите его уйти (желательно вежливо) и позовите другое животное, вашего тотема, или попросите это животное изменить свою форму. Если на ваш зов не отозвался фэтч, то попробуйте еще раз позже.
Сообщите своему фэтчу ваш вопрос. В последствии он может попросить вас пойти за ним, в любом случае идите с ним быстро вниз по туннелю. Например, вы это нормально попросить позволения у фэтча держаться за него или передвигаться верхом на нем. Путешествие через туннели может быть коротким или длинным и может иметь много ухабов, спиралей и поворотов. Не волнуйтесь по этому поводу. Просто запоминайте ваш путь.
Когда ваш проводник остановится вы будете на каком–нибудь ландшафте, или в библиотеке, или в любой другой местности где находится ответ на ваш вопрос. Также вы можете появиться перед дверью в которую вы должны войти сами. Но даже если вы «один», вы можете ощущать вашего проводника, защищающего вас. Принимайте то, что вы видите или то, что вам дают. Уходите когда от вас этого требуют или когда вы почувствуете, что так надо. По общему правилу ваш проводник должен отвести вас на то место откуда вы пришли сюда, если вы не помните дороги назад или дезориентированы. Помните, что необходимо благодарить вашего проводника. Затем побеспокойтесь о своем физическом теле и когда будете готовы откройте ваши глаза.

2. Туннели
Туннели, как пещеры или дупла, чаще всего используются как пути в миры шаманов. Чаще всего человеческое духовное тело также имеет туннели вокруг себя. Многие системы верований используют эту идею. Система туннелей очень близка системе чакр. Существует 7 основных точек чакр, каждая из которых соответствует определенная часть тела и определенный цвет. Они часто видны, как спиральные туннели соответствующее по цвету некоторым частям ауры и будет сопровождаться определенной энергией.
Чакры соединены друг с другом и с другими мельчайшими туннелями на духовном теле человека. Туннели должны появляться вертикально выстроенные в линию по всему телу. Иногда эти соединенные между собой каналы могут быть заблокированы, из-за несчастного случая, стресса или депрессии.

Первый туннели расположен в основании позвоночника. Цвет ассоциируется с красным. Она связана с инстинктами, выживанием, предыдущими жизнями, страхами и чистотой энергии.
Второй туннель расположена в брюшной полости, возле пупка. Его цвет оранжевый. Он связан с инстинктивными эмоциями, сексуальной энергией, репродукция, креативная энергия и новые открытия.
Третий туннель расположен на солнечном сплетении. Его цвет желтый. Он связан с действиями, лидерством, самоутверждении, и напряжением, как физическим и ментальным. Проверьте не ощущаете ли вы слабость или что-то еще.
Четвертый туннель расположен на груди, в особенности сердце. Его цвет – зеленый. Связан с эмоциями, самоуважением.
Пятый туннель расположен на горле, но также он расположен на ушах также. Цвет – голубой. Связано с коммуникациями, творческим созиданием, телепатией и самовыражением.
Шестой туннель расположен на бровях и глазах, еще его называют третьим глазом. Его цвет- индиго. Связано с смотрением внутрь, в суть вещей или смотрение на расстоянии.
Седьмой туннель расположен на коронной чакре или в верху головы. Его цвет – фиолетовый. Связан со спиритическом даром. Это проход и связь между миром физическим и миром духов.

Путешествуйте по туннелям, чтобы исследовать ваши туннели и чтобы изучить их и себя. Постоянно помните, что необходимо звать ваших проводников, чтобы они всегда были с вами. Просите их идти с вами в туннели и рассказывать о них или рассказывать о ваших проблемах и какие туннели вам лучше посетить, чтобы решить их.
Если вы увидели в туннелях абстракции позвольте вашему фэтчу объяснить их смысл. В особенности если они действительно волнуют вас. Ведь это их работы. Они там, чтобы провести вас и защитить вас. Позвольте им это сделать. Они обязательно объяснят вам смысл увиденного.
Не совершайте этого, если вы не достаточно хорошо себя чувствуете. Если вы ощущаете острую необходимость в этом, то можете попросить кого-нибудь совершить это путешествие вместо вас. Примите удобную позу (сядьте или лягте) и убедитесь, что ощущаете свои плечи, колени и пятки. Позвольте вашему фэтчу поработать с вашим компаньоном или позвольте его фэтчу поработать с вами. Расслабьтесь и сохраняйте спокойствие.
Помните о необходимости визуализации ваших туннелей. Если вы заметите проблему вы сможете зафиксировать ее еще до ухудшения. Решите эту проблему если сможете. Также вы можете привлечь своего фэтча для охраны ваших туннелей от вмешательства. Вы можете воспользоваться помощью фэтча в поисках Мастера, который поможет вам в работе с туннелями и с вами в целом. Помните, что ваши фэтчи могут контролировать состояние туннелей и не забывайте проверять их.

3. Фэтчи – духи шаманов
Что для нас наши фетчи? Вернее, кто они для нас? Помощники? Да. Мы сами? Безусловно. Почему опора на образ существующего (существовавшего, "вымышленного", мифического существа) так распространена? Почему колдун или колдунья без фетча - это исключение, но ни в коем случае не правило? Ответ напрашивается совершенно однозначный - они необходимы, они что-то делают, что мы сами сделать без их помощи затрудняемся.
Во-первых, любой фетч представляет собой сущность, которая обитает в некоем жизненном пространстве, представляющем для нее самой дом, место, в котором любое действие, присущее данному фетчу - естественно и желанно. Так, там где живут фетчи-птицы, вся жизнь заключается в радости полета, полет там столь же логичен и неизбежен, как дыхание. Далее уже зависит от вас - будете вы превращаться в своего фетча, чтобы обрести способность,скажем, летать, или же, отправившись в его мир, получите такой талант, не изменяясь внешне и внутренне. Итак, фетчи с нами, потому что они могут провести нас в свои миры, в миры, которые могут стать истинным домом и для нас, как оказались родными местами для самих фетчей.
Есть искушение заявить,что в таком случае, фетч и связанные с его появлением путешествия в его мир - проявление ощущения чуждости этому миру, отделенности от него. Желание отойти от ежедневных событий, убрать рутину, конечно же тем более свойственно колдунам, чем острее они ощущают свою несхожесть с обитателями мира этого, чем более стремятся его покинуть, особенно, если им есть, куда уйти. С другой стороны, любые путешествия - еще и обогащение личного опыта, наработка новых умений, приемов взаимо- и просто воздействия на мир. При всем его разнообразии этот мир неизмеримо беднее тех, куда мы можем отправиться, ведомые нашими фетчами. Итак, они не просто проводники наши в собственных мирах, но и могут показать пути в миры, где,скорее, они, а не мы будем гостями. Фетчи, обладая огромным количеством способностей, которые,увы, недоступны нам в нашем нынешнем положении, могут помочь нам найти дорогу домой, вернуть нам, таким, какие мы сейчас, нас самих - таких, какими мы когда-то были. Поэтому, хотя мы часто называем себя "Путниками", "Искателями", нам самим как воздух нужны те, кто найдет нам наши Пути.
Это ни в коем случае не означает, что мы сами не можем их найти: все дело в том, что путь в одиночестве никому не в радость. Это факт. И пусть мы обречены на вечное одиночество, мы стремимся найти тех, кто был бы рядом всегда, и если мы не можем их найти, то упорствуем, и обретаем. Иногда обретение может показаться созданием. Мы, как часто говорят люди, "выдумываем" себе спутников-фетчей. Обратите внимание на слово - мы вы - думываем. "Вы" - вот показатель создания - мы выделяем нечто из себя, исторгаем часть своего внутреннего мира, чтобы обособить ее, наделить жизнью. Да, не все из нас могут оживлять созданное…Или все? Или, по крайней мере, многие? Сколько раз мы, неуверенные в своих собственных силах, не могли поверить в то, что можем создать себе великолепную компанию, резерв силы, вечную группу поддержки, ту, которая в самый сложный момент рассядется рядом молчаливым сочувственным кругом и не даст ни единому врагу и недоброжелателю сломить вас. Только наши собственные сомнения стоят между нами и возможностью творить себе друзей. Конечно, к счастью, у нас есть дети, и им досталось лучшее на свете сокровище - умение отвернуться и отмахнуться от собственных, вернее, навязанных кем-то, "не могу " и "не умею" . И как раз дети создают самых дивных ТехКтоРядом. Дети не знают "как надо", и не слишком забивают себе этим голову, они просто творят. И вот уже созданные друзья - на самом деле рядом. Зачем? Если вы сами однажды внимательно осмотрелись и поняли, что именно этого вам всю жизнь и не хватало, … попробуйте сначала удостовериться, что это действительно так. Обычно у тех, к кому они присоединяются в результате, нечто подобное существовало всегда. В детстве это так называемые "воображаемые друзья", причем совершенно напрасно все сразу вспомнили Карлсона --да это яркий пример, но если искать в прошлом "карлсонов", то найдете едва ли. Тысячу лет назад в учебнике английского языка была история про человеческого детеныша, у которого под ковром жили ослик, тигр и еще другая развеселая компания. Детеныш был болен, и друзей у него не было. Сначала не было, а потом появились они…И придумали игры, и он рисовал им картинки и клал под ковер, а на картинках были и еда для друзей, и просто все, что могло их порадовать. Вспомнили? Может, вспомните,если я скажу, что написал эту книгу Стивенсон? В каком-то смысле маги все--"больные детеныши". Мы больны одиночеством, вернее, мы сознательно не подавляем в себе этот вирус-- ведь именно он не дает нам спокойно сесть и заплыть жиром перед телевизором. Вечное неспокойствие, вечная дорога…Но мы так часто оглядываемся в поисках попутчика. Попутчика непростого, особого.
Есть еще одна важнейшая роль, которую мы отводим фетчам. Они уникальные хранилища знания, наработок и опыта. Находя нечто ценное на Пути, пусть и изобретая велосипед очередной, мы осознаем, что это нужно сохранить. Увы, часто оставить нетронутым найденное исключительно сложно, но зато можно доверить это знание ТомуКтоРядом, наделить его или ее этим качеством и потом сверяться с эталоном. Почему рядом с нами орлы, лисы, совы, волки? Потому что их легкость, хитрость, мудрость, жестокость ценна для нас, потому что эти качества однажды сверкнули в нас и составили основу личности, индивидуальности. И наши фетчи теперь ревностно оберегают суть нас самих - наши собственные легкость-хитрость-мудрость-жестокость. Когда мы, сломленные, готовы пойти на унизительные компромиссы, признать тщетность движения или вообще отказаться от Пути, именно фетчи оказываются рядом и делятся с нами сокровищами, которые у них есть. И это - тоже их помощь.
…Они всегда рядом. На расстоянии протянутой руки. Они позади на шаг. И не дадут тебе пошатнуться на Пути. Я их называю мои, потому что это так…вот только иной раз я не знаю точно--мои ли создания…мои ли создатели. Да, они создания, потому что зовем ли мы их (и они приходят на зов только если сами того пожелают), или создаем, но без нас их существование окажется неизбежно другим, менее ярким. Мы на нашем Пути, ошибаясь, понимая ошибки, оступаясь, и хватаясь за них в попытке удержаться и не провалиться (или как раз-таки провалиться!) в Тартарары - именно мы делаем их такими, какие они есть - ТеКтоРядом, незаменимые и одновременно абсолютно свободные - друзья. И они при этом, конечно же - создатели - потому что идя с нами рядом, указывая нам на наши (и свои) ошибки, радуясь свершениям, они этой своей радостью, реакцией, одобрением или печалью кроят нас по особым, магическим лекалам. А что да названий…Истинно: как их только ни называют: спутники, помощники, фетчи, хранители, проводники, исполнители, друзья, семья - и все правы. Ибо вашим окажется именно тот, та или те, кто вам будет нужен, кто сможет встать плечом к плечу рядом с вами и поддержать, и наделить Силой, и вести. А в следующий момент он, она или они подарят вам еще один великолепный опыт - опыт осознания вашей собственной нужности, необходимости для них. Как они ведут нас, так и мы часто ведем их - и это как раз и есть то, что патетически называют "шагать рука об руку". Ну, или лапа об лапу.

4.Шаманские карты
Иггдрасиль – карта мира духов. Знание своего места расположения и не потерять – это самое главное в шаманских мирах, к тому же путешествия в мире духов противоположны миру физическому. Организация и осторожность дает вам лучший контроль и лучший доступ к вашим внутренним силам.
Почувствуйте свободу. Чтобы исследовать Иггдрасиль. Начинайте стучать, петь вардлоки или просто расслабьтесь и визуализируйте Иггдрасиль. Вы можете почувствовать, что его корни придают вам илу и растут откуда изнутри вашей души. Некоторые верят, что ствол квадратный, одна сторона которого соответствует другой и прилегает к ней. Исследования ствола – Мидгарда или среднего мира поможет вам найти ответ на ежедневные вопросы и проблемы. Восточная сторона связана с начинаниями, Южная с ростом и продуктивностью, Западная с развитием и изменениями, Северная с таинственными вещами, мыслями и перерождением.
После того как вы исследовали ствол и открыли для себя его секреты, а также определили что вы можете узнать с его помощью, вы можете передвигаться в Верхний мир или в Нижний мир. Естественно лучше изначально изучить Верхний мир - Асгард, а потом приступать к изучению Нижнего мира – Хель. Асгард находится на ветках Иггдрасиля, это зона творения и будущего. Если вы хотите узнать будущее от богов это то самое место. Это также сфера полетов.
Нижний мир – Хель находится в корнях Иггдрасиля, это очень могущественное место, но оно также опасное. В данном мире вы всегда должны сопровождаться своим фэтчем, а лучше несколькими ради вашей безопасности. Здесь вы можете пообщаться с теми кто более способен в шаманизме или найти утраченную информацию. Также это место физического тела и выживания. Здесь вы можете познать целительство и тайны тела.
Лучше всего будет, если вы будете чувствовать себя комфортно во всех мирах. Всегда запоминайте дорогу которой вы шли и возвращайтесь по ней назад.

Какая это книга-сама не знаю. Так как передрала это давно и источник не интересовал.

Шаманизм — древнейшая культура, идущая из глубин начала жизни, сложившаяся естественным историческим путем. Это глобальное явление, через которое прошли в своем развитии все народы Земного шара. Шаманизм связывают с магией, анимизмом, фетишизмоми тотемизмом. По данным археологии и этнографии, шаманские ритуалы уже практиковались в эпоху неолита и в бронзовом веке. Особенно развит шаманизм был у народов Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азиии Африки.

В настоящее время различают такие национальные и региональные формы шаманизма как Алтайский, Бурятский, Тувинский, Чукотский, Якутский, а также шаманизм в Корее и Перу.

Шаманизм — это естественная политеистическая религия, где природные явления, такие как Солнце, Луна, звезды, гром и молнии, огонь и прочие, персонифицируются в виде божеств. В шаманском мировоззрении все в мире обладает душой: люди, животные, насекомые, растения и неодушевленные предметы — а все души объединены в Целое. Магия шамана направлена на обнаружение связей между частями, на объединение сознаний. Понимание своей причастности к Вселенной уравновешивает всех и каждого с миром, рассеивает страхи и сомнения, избавляет от чувства несправедливости. Человек, ощущающий связь с миром, чувствует широту и мощь своего потенциала под защитой высших сил.

Являясь частью Целого и осознавая возможность проявлять себя без участия физической оболочки, шаман проникает в другие составляющие Вселенной. Погружаясь в особое изменённое состояние сознания, шаман обретает способность общаться с духами-помощниками и черпать силу из потусторонних источников.

Шаман — избранник духов. Обычно этот дар открывается человеку через "шаманскую болезнь " (серьезное заболевание на грани жизни и смерти или летаргический сон). Преодолев жизненное испытание, неофит возрождаетснеоя в новом качестве, он готов быть проводником в те миры, из которых вернулся.

Шаман одинаково комфортно чувствует себя в обеих реальностях: повседневной и потусторонней. Его проводником и защитником является дух-хранитель (животное силы, дух-опекун, тотем, домовой), который может воплощаться в животное, птицу, рыбу, пресмыкающееся или принимать образ человека. Встреча с ним открывает шаману доступ к могуществу. Шаман призывает духа в свое тело, и тот предохраняет его от болезней и враждебных сил, помогает ему во всём.

Для общения с духами обычно используется ритуал камлания : шаман входит в транс, изменяющийся от легкого забытья до глубокой комы. Для камлания используются ритмы бубна, барабанов, трещоток, определённые танцы и заклинания, в некоторых сообществах, для входа в трансперсональное состояниемогут использоваться галлюциногены.

Входя в транс, шаман отправляется путешествовать в иные миры (экстатическое путешествие): высший мир — обитель различных божеств, низший — мир злых духов и мертвых, и средний — земной. Для шамана тонкими сущностями населены все три мира, и со всеми духами шаман взаимодействует для достижения практических целей: исцеления больного, предсказания, вызывания дождя и т.д.

В шаманском путешествии избранник духов может передать небожителю приношения от своей общины, отыскать душу больного, заблудившуюся вдали от тела или похищенную демонами, доставить душу умершего к её новому пристанищу, почерпнуть знания из общения со сверхъестественными существами.

Быть шаманом это не просто ремесло, это еще и своего рода крест. Истинные шаманы не заинтересованы в сиюминутной славе, они предпочитают оставаться в тени. Каждый шаман знает: хвастая своими умениями и раскрывая тайны обрядов, можно отвернуть от себя духов.

В настоящее время шаманы сочетают функции жреца, предсказателя, народного целителя, наставника, знатока древних обычаев и традиций, устного народного творчества. Зачастую интерес к шаманизму — огромному пласту знаний и представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с трансцендентальным (потусторонним) миром — обусловлен лишь его экзотикой. На самом деле шаманизм в основе своей имеет огромные возможности для каждой личности и общества в целом.

Многие исследователи шаманизма уверяют, что мы живем в переходном периоде, и жизнь очень скоро потребует от жителей Земли сверхъестественных по нынешним понятиям способностей (например, всё чаще рождаются дети "индиго "). Шаманизм может стать ключом для данного развития. У целого ряда народов происходит возрождение этой древней религии, многие ее ценности, очищенные от явной архаики и мистицизма, вновь обретают актуальность.

Загрузка...