Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Римская мифология кратко. Мифология и религия древнего рима

Рим перенял у Греции мифологию и получилась греко-римская мифология.

Народную мифологию (догреческую) узнать трудно. Наиболее известные «Индигитаменты»- обрядовые книги. В них перечислены божества земледелия (посева, жатвы) брака, зачатия, жизненных процессов, даже божество возвращения ребенка домой! Составлены эти книги жрецами, хотя такой касты не существовало (во время обряда любого могли назначить жрецом). Римские книги составляли юристы. В классический период Римляне прибегали к гаданиям авгуров (гадатели по полету птиц) и гаруспиков (по внутренностям животных).

Например : птицы появляются справа от капитолия- хороший знак. Слева- плохой.

Цицерон писал так, что эта религия авгуров распространялась для простонародья, сенаторы же уже не верили в такие глупости. Зато они возили с собой священных куриц, которые если хорошо ели- война будет успешной. Цезарь специально приказывал вылавливать гусениц, чтобы те хорошо ели. Цезарь заявлял, что он «умилостил»

После династии Тарквиниев (этрусская династия)- римляне боялись единовластия как чумы. Предки (культ предков)- это Ларры, жили в домашнем очаге или храме Весты. Пенары (то же что и ларры).

Римляне были чудовищно богобоязненными людьми, в отличие от греков, у которых боги человекоподобные, Римская мифология - стихийно-демоническая религия, боги не обладают никакой внешностью, Веста воплощалась в виде пламени (и только после влияния Греции, она обрела человеческий облик). Римляне законопослушные- проведение культа. Обряда- крайне важная церемония. Если кто-то во время обряда чихнул- все начиналось с начала, нельзя было его нарушить. Иногда повторяли церемонию по 30 раз, пока все не проведено идеально. Они даже боялись их называть, они обращались к ним «святое божество, мущина или женщина, помоги мне в…».

Стихийный демонизм и мистицизм привел к образованию и созданию слова «религия» («религиум»- лат. –поклонение мистическим силам; культ.- лат. – почитание, выполнение религиозных обрядов).

«Эвокация»- формула включения чужих богов захваченных племен в римскую мифологию.

Римлянам был свойственен «Анимизм»- почитание природы, деревьев, источников. Дуб- священное растение, священное животное- волк.

Докласические времена- «влуперкарии» - обряд поклонения волков. Луперки- оборотни. Лупа- жрица любви. Лупанарии- дома любви. Люди-волки. Голые юноши бегали вокруг храма с кнутом и били проходящих, кого тронет кнут- будет богат потомством. Марк Антоний так же проводил этот обряд.

Изначально в Риме приносили жертвы сородичей, затем живых людей заменили куклами и меховыми шарами. Это жертва богу в его праздник. Елка тоже- жертвоприношение


Мать, которая рожала ребенка, должна была проводить специальные обряды, чтобы ублажить божков. Ватикан открывал рот, Индуса- помогала ему кушать, Осипага- смотрела чтобы у него формировались кости, Стопан- ходить…

Богиня Лихорадки, богиня бледности, кашля, праздник мышей и моли.

Блаженный Августин: «Каждый в своем доме имеет своего одного покровителя. А Римляне разделили петли и порог разным божкам».

Рим стремился приять у себя более сложившуюся и совершенную религию, и все время смотрели на восток, на Грецию. И постепенно с торговлей и др. причинам приходит к римлянам греческая мифология.

Церера- Римлянин увидевший свою богиню упал бы в ниц и испугался. Церера- это то чувство, которое земледелец летом видит взросшые колосья. Кунс, Флора, отвечали за растениян, посев и тд

Деметра- богиня даровавшая людям хлеб, основа жизни людей, могли выращивать злаки и выживать.не только дала людям земледелие, но и сделала греков оседлыми и патриотами, изначально они были кочевниками. Богиня даровавшая государственный строй. Надежда человека на неконечность жизни. Отсюда и Персифона, и загробная жизнь. Важднейший архитипический момент. С рождением Персифоны- рождается и понятие о сильной материнской любви.

Когда Деметра появилась в Риме, они приняли ее с восхищением. Боги- человекоподобные- рождали мифы, а именно на них и основывалась литература, именно про них и писали. Поэтам было не о чем писать до прихода греческой мифологии.

Юпитер лацийский- световые явления неба. Римляне боялись грома и молний. Бог грома и молний. Стал богом клятв «Клянусь Юпитером», договоры. Он становится некой таинственной силы, а после и государственности. Он давал по заслугам или по своей прихоти людям и добро и зло, стал покровителем римского народа.

Идея богоизбранничества- это идея Римская, впоследствии оказавшая влияние на иудеев.

Когда римляне узнали о Зевсе и узнали в нем Юпитера, приняли его, а затем и всю его семью. Юнона (Гера)- покровительница Минерва (Афина) –покровительница городов. Это первая троица главных богов. Иакх(Дионис), Флора (Персефона),Церера (Деметра). троица делосская: Апполон- бог светоносный, разума и искусств, Диана (артемида)- охотница, Латонна. Либера- либер 9женские боги- дочки и мужские).

Римская покровительница овощей Венера стала олицетворением боги любви Афродиты, и стала покровительствовать любви. Этот пример олицетворят сложность переноса греческой мифологии на римский. Приходилось заменять их роли на другие и «роднить».

Янус- бог войны. Один из первозданных богов Рима. Римлянам было сложно описать и найти ему замену.

Сивилины книги- (жриц Апполона)- предсказания. Кассандра- дочь Приама и Гекубы, становится одной из Сивилл. Сивилла кумская (работа Микеланджело). Сивиллы были бессмертные, пока не прикоснуться к родной Земле.

Римская литература периода гражданских войн . (2/2 2 века до н.э. – ½ 1 в до н.э.)

Римская республика начинает трещать по швам. Во главе республики стоял совет сенаторов из 300 сенаторов. Они беседовали, голосовали, и принимали решение. Гонцы с войны приезжали к сенату, ждали пока сенаторы решат, потом назад на поле сражения. И сенаторская республика уже теряла свою репутацию. Тогда приняли решение во главе Рима поставить двух консулов, которые решали судьбу республики.

Эней- внук Энея Юл.- Юлий сын Юла (интерпретация про то, что Рим нефига не моложе Греции. И вообще возвращал себе свои земли, завоевав Грецию, которые он потерял во время Троянской войны). Пантифик Цезарь (пантифик- руководитель, выполняющий обязанности следить за выполнением обрядов). Популяр Цезарь демократ «покупал» голоса избирателей, обладал бешенной поддержкой толпы, и напугал своей поддержкой Бибула (конкурента Цезаря- консерватора). Даже шутили, что в Риме были два консула- Гай и Юлий (т.е. один).

Сенаторы объединились против Цезаря (на его теле обнаружили 23 ножевых ранения). Цезарь принял свое предательство как жертву Риму. Это был сразу подписанный приговор (читайте Плутарха!).

Когда Рим из полиса превратился в огромное государство, сама история подталкивала Рим к единовластию. Это время распада охватывает целые 100 лет - попытки республиканцев возродить былое величие и единовластие. Между ними шли вооруженные стычки в решении судьбы Рима. Кракхи- полулисты, опирались на возрождении государственных трибунов (должность выборная- представители народа, только плебеи). Трибуны могли решить и сделать все что хотят. Очень сильный механизм народной власти. Клодий Пульхр- из аристократического рода, тоже популяр, за денюжки становится трибуном и изгоняет «плебейским» голосом Цицерона-сенатора, который клялся что он отец государства, Цицерона изгоняют из Рима.

Марий- изгнал германцев (им даже под страхом смерти боялись давать вино, иначе они разбуянятся, они пили только пиво, назвали их германцами из-за их варварского крика «Герррма!», они были больше римлян). Реформы в Риме.

Диктатура- военная должность, в периоды военно-политического обострения, гражданского или на границах сенаторы слагали свои полномочия и отдавали диктатору.

Проскрипции- списки нежелательных лиц, которых надо было устранить, без суда и следствия.

Бедных людей кормило гос-во, римские полководцы после победы устраивали «Триумф»- бесплатный пир и развлечения для всего народа.

Проконсул- консул, который после своего правления получал на 5 лет провинцию. В итоге вместо того, чтобы править провинциями. Они их обкрадывали до нитки.

Гай Цезарь- берет провинцию нищую, на которой показывает свои высокие качества военного полководца. Начинает сражаться с Галлией. Из своей провинции он извлекается громадную сильную армию, преданную Юлию (он участвует во всех битвах, спит и ест с воинами). В Луке он соединяется в первый Триумверат (тройственный союз) с Помпеем и Крас. За Помпея Цезарь отдал свою дочь. Крас погибает в войне с порфянами. Цезарь и Пампей после его смерти начинают делить Рим между собой. Помпей проигрывает. Но в качестве Диктатора- Цезарь пробыл всего год. Затем вернулся в Рим и его предали.

Актовиан Август, Марк Антоний и Марк Лепид- второй триувиат. Тот же сценарий, в конце к власти приходит Актовиан.

Главные писатели этого периода:

  1. Марк Тулий Цицерон (речи, трактаты и письма. 3 тома писем Цицерона,)- изнанка истории Рима, мемуары, классическая проза, образец красноречия.
  2. Тит Лукреций Кар (большая эпическая поэма, философский эпос
  3. Гай Валерий Катул.

О древнейшем периоде римской мифологии выводы делать сложно. В жреческих книгах «Индигитаменты» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения, созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т. д. Имена богов при этом образовывались от отдельных актов. Для древних божеств была характерна неопределённость пола, наличие у каждого персонажа мужской и женской ипостасей. Точно так же можно говорить и о наличии двух ипостасей – хтонической и космической почти у каждого персонажа. Так Плутон одновременно считался, с одной стороны, символом богатства и изобилия, а с другой – связывался с подземным миром. Сатурн сначала был богом посевов, и лишь позже подвергся сильной эллинизации и стал походить на Кроноса (существовал миф о золотом веке как времени правления Сатурна, и повествование о пришествии Сатурна в лациум к царю Янусу). Либитина как покровительница садов и виноградников выступала в качестве богини плодородия и одновременно связывалась, подобно Персефоне, с погребальным культом. Каждая женщина имела свою собственную Юнону и Венеру, что позволяет говорить о божествах не как о локализованных персонажах, а скорее как о принципах отношения к окружающему миру. Формула обращения к божеству была следующая «бог или богиня» или «или каким иным именем ты желаешь называться». Всё это является доказательством пластичности мифологии.

Вероятно, существовал миф о сотворении мира Янусом, который потом сменился Юпитером, а также миф о происхождении людей от дуба, об их первоначально дикой жизни и последующей цивилизации с помощью богов и героев. Дуб связывался с Юпитером, с царями Альбы и Рима, воплощавшими дух дуба, с духом и нимфой дуба Вирбием и Дианой, сочетавшимися сакральным браком.

Большую роль играло почитание деревьев и рощ. Большинству древнейших богов были посвящены рощи, где проходили обряды. Общим для всех рощ был бог Лукорис, хранитель убежища Ромула. Почитались и отдельные деревья в разных местах Рима. Общими святынями считались смоковница, пол которой волчица кормила Ромула и Рема и признаки увядания которой воспринимались как знак угрожающей городу страшной опасности; священный дуб на Капитолии, которому Ромул принёс свою первую добычу – оружие и доспехи убитого им царя, а также каменный дуб на Ватикане. С лесом связаны вещий фавн и Сильван.

С культом леса был связан культ водных источников, каждый из которых был обиталищем лимф. Вероятно наличие мифов, посвящённых животным. Особо, в обряде луперкалий, поклонялись волкам, которым приписывались магические свойства.

Мир богов по форме совпадал с миром людей. Жёстко различались божественное и человеческое право. Августин в труде «О граде Божием» (VIII, 9 – 13) указывает, что под бесчисленными наименованиями Юпитера он находит только одну мировую субстанцию, выступающую в разных своих видах и проявлениях (Янус – первичность, Термин – предел, Иовис – высшее, Пекуний – богатство, Сатурн – начало земледелия, гений – дух всякой вещи). Юпитер здесь выступает как центральное звено пантеона, своеобразный стержень мироздания, выражением которого он является.

Боги римлян на начальном этапе существования культуры складывались в несложную внешне иерархию. Туда входили триада Юпитер – Марс – Квирин, а также Янус и Веста. Янус считался олицетворением первоначала и стоял на первом месте. В пространственном отношении он олицетворял входные двери и ворота. Он также связывался с началом года, что определяло его приоритет во временном цикле. Янус первичен и в социальном аспекте: он был первым царем Лациума и правителем эпохи «золотого века». Его считают двуликим, что подтверждает наличие в римской мифологии циклической концепции времени и пространства: «любой вход – это два места, два состояния, то, откуда вышли, и то, куда вошли».

Веста считалась покровительницей Рима, чьё имя производится от глагола «гореть». Единственным обликом богини являлся огонь. Она была исключительным в культовом плане божеством: только храмы Весты были круглыми в основании, в отличие от традиционных четырехугольных святилищ. Наряду с этим в пантеон входил ряд богов автохтонного, греческого и этрусского происхождения, иерархия которых неизвестна.

Особый слой представляли мифы о священных браках, об отмене человеческих жертвоприношений, замене их праздником Аргиев, когда в Тибр сбрасывались куклы, либо же они вывешивались на перекрёстках. Существовали культы Вулкана, Палатуи, Фуррины, Флоры, Карменты, Цереры, Помоны, Волупии.

В период господства этрусков прежняя триада сменилась другой – Юпитер – Юнона – Минерва. Юнона выступала как воплощение женского начала и плодородия. Минерва считалась покровительницей искусства и ремесел. Боги этого периода начинают приобретать антропоморфный облик. Появляется ритуал триумфа – чествования победителя.

В период господства в Лациуме этрусков их система верований оказала значительное влияние на римскую мифологию. Этрусская мифология рано испытала на себе греческое влияние. Многие божества приобрели эллинизированные формы, получили латинские имена. О мифологии и теологии этрусков почти ничего неизвестно, представления о них являются позднейшими реконструкциями.

По последним данным, Этрурия представляла собой модель Небесного мира и была организована по принципу двенадцатиградья. Города традиционно ограждались по кругу бороздой, а стены имели священный статус. Сакральной считалась сама идея проведения границ: считалось, что межеванию людей научила нимфа Вегойя, своеобразная богиня – прародительница. Бог пограничной межи Термин считался одним из наиболее уважаемых персонажей. В центре города находился сакральный центр – Мундус, который выступал одновременно как центр всего Космоса и канал для связи с хтоническими сферами. На месте Мундуса обязательно размещался храм, выполняющий роль мировой оси.

Море понималось как Протоматерия и связывалось с Подземным миром. Последний был населен большим количеством хтонических персонажей: это хозяйка всего подземного Горгона, чудовище Хумбаба, демоны Тухулка и Хару. Космос делился на три части по вертикали (небо, земля, подземный мир) и четыре горизонтальных сектора, по сторонам света. Символическим выражением такого деления был четырехликий бог Ану.

Космогония этрусков, по поздним источникам, состояла из шести этапов, сильно напоминающих библейскую модель творения мира. Видимо, речь здесь идёт уже о позднейших культурных наслоениях. Этрусским по происхождению, скорее всего, является пророчество Вегойи, которая предрекла стране десять веков существования (века измерялись длительностью жизни одного поколения). Причиной упадка Этрурии должно было стать нарушение границ и уничтожение межевых столбов.

Боги большей частью почитались локально. Их было достаточно большое количество, и сейчас представляется затруднительным вычленить из-под эллинских и латинских напластований непосредственно этрусскую основу. Схема строения пантеона схожа с римскими и греческими аналогами. Центральным персонажем и структурирующим элементом в божественной иерархии можно считать бога Тина, чьи эпитеты тесно связаны с другими сакральными фигурами, перекрывают их и являются определяющими в мифологическом пространстве.

Наряду с богами существовал и институт Лукумонов – верховных правителей. Этруски верили, что Лукумоны обладают божественными способностями, связаны с четырьмя стихиями и служат проводниками между человеческим и божественным мирами. Существовал развитый культ предков. Важным ритуалом было поклонение Священному огню, который гасился только в праздник почитания мертвых, а потом вновь зажигался как обновленный. Широко были распространены гадательные практики. Практиковались и человеческие жертвоприношения.

Считалось, что у человека кроме тела есть еще три души. Одна из них обитает в печени и связана с божественными силами. Вторая находится в голове и имеет портретное сходство со своим носителем. Третья – родовая – размещена в аорте и сердце. После смерти человек переселялся в Подземное царство, где его душу ждали испытания, необходимые для второго, посмертного рождения.

После изгнания из Рима последнего этрусского царя и утверждения республики был воздвигнут храм новой божественной триады Церера – Либер – Либера. Все они были тесно связаны с культом плодородия. Она быстро слилась с Деметрой, Дионисом и Персефоной. Происходит ассимиляция и других греческих богов – Диоскуров, Гермеса, Аполлона, а также италийских и латинских божеств.

В 205 – 204 гг. до н. э., в ходе разворачивания военной экспансии Рима, в пантеон начинают вводиться божества восточного происхождения, например, Кибела. Столетием позже, находясь под влиянием многочисленных выходцев из других стран и пытаясь заслужить благосклонность богов, римляне начинают поклоняться Дионису, Серапису, Аттису. Распространение культов умирающих и воскресающих богов знаменует развитие религиозной формы сознания внутри мифологической системы.

Самые ранние представления римлян о царстве мертвых неизвестны, они заслонены греческими и этрусскими мифами. Видимо, были продолжены неолитические традиции более ранних культур.

Наряду с публичными культами формировалось и частное пространство верований. Главную роль в нем стали играть культы фамилий, которые смешались с родовыми культами. Эти культы формировались вокруг Весты, ларов и пенатов. Важнейшие семейные события требовали специальных обрядов, которыми руководили духи или низшие божества, часто предельно детализированные по функциям (Ватикан и Фабулиний помогали новорожденному испустить первый крик и начать говорить), Эдук и Полин помогали научиться есть и пить, Абеон – делать первые шаги и т. д.). Свадьба проходила под покровительством домашних и хтонических божеств (Теллус, Цереры) и охранительницы брачной клятвы – Юноны.

Похоронные обряды, совершавшиеся на девятый день после погребения или кремации, переросли в скрупулезно соблюдавшийся культ духов-покровителей умерших предков – манов. Им посвящалось два праздника – февральские паренталии и майские лемурии. Во время паренталий городские чиновники не надевали свои знаки отличия, храмы закрывались и огни на алтарях гасились, браки не заключались. Считалось, что усопшие возвращаются на землю и совершают трапезу на могилах. Фактически, праздник означал возврат к начальному этапу космогонии и временный приоритет хтонического начала, поскольку именно этот месяц считался периодом безвременья. В феврале же проходили луперкалии, коллективные ритуалы очищения, предваряющие Новый год.

В течение трёх дней лемурий мертвые, лемуры, возрождались к жизни и приходили в жилища своих потомков. Чтобы избежать их неудовольствия и помешать забрать кого-нибудь из живых с собой, глава семьи набивал рот чёрными бобами и выплевывал их, повторяя заклинания девятикратно.

Гении у римлян были аналогичны греческим демонам. Само их название переводилось как «породитель». Они выражали волевую направленность людей, могли быть личными и групповыми. Считалось, что гений менялся вместе с человеком на протяжении всей жизни последнего и в конце умирал вместе со своим подопечным.

Существовали и общие культы гражданской общины: отсюда деление культов на приватные и публичные. Жёсткого разделения между ними не было, все они находились под контролем понтификов. Общественный культ находился в руках высших лиц государства и членов религиозных братств. Известно, что в доме правителя практиковались обряды, посвященные культам Юпитера, Марса и богини плодородия Опс Консина. Видимо, имелась и специальная коллегия жрецов.

Согласно жреческой иерархии, после царя следовали пятнадцать фламинов - посвященные Юпитеру, Марсу и Квирину. Они не были кастой и не составляли коллегий. Каждый фламин был связан только с божеством, имя которого носил. Фламинам вменялось в обязанность ношение ритуальной одежды и выполнение разнообразных обетов. Они скрупулезно придерживались церемоний, но не имели права толковать канон или выносить решение в спорных случаях.

Существовала также коллегия понтификов, куда входили сам правитель и старшие фламины. Понтифики имели полную свободу действий. Главный понтифик участвовал в решении всех вопросов, связанных с верованиями, возглавлял некоторые обряды и следил за точным исполнением ритуалов во время праздников.

При коллегии понтификов числились шесть весталок, выбиравшихся главным понтификом на тридцатилетний период из группы девочек в возрасте от шести до десяти лет. Весталки оберегали народ Рима, поддерживая священный огонь, ни в коем случае не давая ему погаснуть. Залогом их священной силы был данный ими обет девственности.

Коллегия авгуров также была полностью самостоятельна. Он не определял будущее, а лишь решал, насколько правильно то или иное начинание – выбор места для отправления культа или нового жреца. Со временем в Риме распространились греческие и этрусские гадательные приемы.

Наряду с коллегиями в отправлении общинного культа участвовали закрытые объединения, или «товарищества», специализировавшиеся в одной сакральной церемонии. Так фециалы освящали объявление войны и заключение мира. Салии были центральными участниками ежегодных торжеств в марте и октябре, когда по обычаю заключали мир или объявляли войну. Арвальские братья охраняли посевы на полях, а луперки справляли луперкалии.

Как в общинном, так и в частном культе в жертву богам приносили съестное и жертвенных животных.

Особая роль отводилась гаданиям, видимо заимствованным у этрусков. Широко применялась эвокация, приводящая к расширению пантеона. Покойный отец для сыновей становился богом. Существовали культы отдельных сословий и профессий.

Гражданин был обязан участвовать в культе общины. При этом допускалась критика богов и вольнодумство.

Особо складывался миф о Риме: город, основанный по предначертанию богов, должный иметь власть со всем миром, его события – этап на пути осуществления предназначения; римский народ как избранный богами и исполненный исключительных добродетелей. Согласно преданиям, царь Альбы, Нумитор, был низложен своим братом Амулием. Для устранения соперников Амулий истребил сыновей Нумитора, а его дочь Рею Сильвию принудил стать весталкой. Но от связи с Марсом та родила близнецов, Ромула и Рема. Брошенных на берегу Тибра новорожденных чудесным образом вскормила волчица. Позднее их подобрал пастух, а его жена воспитала мальчиков. Со временем повзрослевших Ромула и Рема признал их дед, Нумитор, и, свергнув Амулия, внуки вернули деду царство. Решив основать город в местах своего детства, братья покинули Альбу и обратились за советом к богам. Каждый выбрал себе отдельный холм: Ромул – Палатин, а Рем – Авентин. Рем первым увидел в небе шесть летящих коршунов – авгурово знамение. Ромулу же явилось в два раза больше птиц. Он выиграл у брата право основать город и провёл плугом борозду вокруг Палатинского холма. Отвальная земля стала городской стеной, борозда обозначила ров вокруг города, а вынутый из земли плуг обозначал будущие городские ворота. Рем перепрыгнул через эти сооружения, и Рем за это убил брата, крикнув: «Так я покараю всякого, кто перепрыгнет мои стены!».

Данный сюжет представляет собой социализированный вариант космогонии с традиционной трактовкой пространственно- временного континуума и первоначальной жертвой. Позже эпизод братоубийства будет восприниматься как одна из причин бед, обрушивающихся на город.

К римскому мифу примыкает героика, которая вытесняет постепенно мифы, связанные с пантеоном:

Мифы, связанные с царями;

Установление республики, когда люди жертвовали собой ради величия Рима;

Обожествление государственных деятелей;

Культ императоров.

Можно сказать, что социальная мифология оттеснила традиционную, носительницу онтологических сюжетов, на задний план, почти удалила её из системы актуальных верований. Несмотря на это, фабула мифологических сюжетов первой группы тесно связана со второй, является её социальной проекцией, с сохранением почти всех закономерностей существования мифологической системы.



Начать разговор о культуре Древнего Рима следует с его мифологии, так как она дает наиболее четкое представление о духовном мире человека того времени. Также она связана с развитием многих направлений искусства (литературой, архитектурой и т.д.). Кроме того, она напрямую связана с религиозными верованиями людей, а влияние религии на развитие государства и его общества неоспоримо. Интересно, что именно от римлян пошло и получило впоследствии распространение слова «религия» - поклонение воображаемым сверхъестественным существам и «культ» - в переносном смысле «почитать», «ублажать», предполагает выполнение религиозных обрядов. Парандовский Я. Мифология. М., 1971. С. 15

На начальном этапе верования римлян выражались в соблюдении традиций и обрядов. В легендах и сказания навеки закреплен обряд основания Рима. В день основания Ромул приступает прежде всего к жертвоприношению. Его товарищи разжигают костер и каждый скачет через пламя. Смысл этого обряда в том, что к действию должны приступать люди чистые (очищенные священным огнем). Память об этом обряде сохранилась до наших дней, и сегодня римляне празднуют рождение своего города (за 11 дней до майских календ). Поль Гиро. Частная и общественная жизнь римлян. С. 11 Позднее традиционные верования заменяет древнейшая римская религия.

«В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своей скромной жизни. Опустив голову к борозде, которую пропахивала его деревянная соха, и к лугам, на которых пасся его скот, древний римлянин не испытывал желания обращать свой взор к звездам. Он не почитал ни солнца, ни луну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами будоражили воображение других индоевропейских народов. С него достаточно было тайн, заключенных в самых будничных, житейских делах и в ближайшем окружении. Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, он увидел бы людей, молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранные зеленью, деревья, украшенные рогами и шкурами животных, кровь которых орошала растущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни, умащенные маслом.

Повсюду мерещилось какое-либо божество, и недаром один из латинских писателей сказал, что в этой стране легче встретить бога, чем человека.

По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самых мельчайших, проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой различных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либо высшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс, могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимое множество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия в жизни и хозяйстве. Их влияние касалось лишь определенных моментов в обработке земли, росте злаков, выращивании скота, бортничестве и жизни человека. Ватикан открывал уста ребенка для первого крика, Кунина была покровительницей колыбели, Румина заботилась о пище младенца, Потина и Эдуса учили ребенка пить и есть после отлучения от груди, Куба наблюдала за переносом его из колыбели в постель, Оссипаго следила, чтобы кости ребенка правильно срастались, Статан учил его стоять, а Фабулин - говорить, Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома.

«Все эти божества были совершенно безлики. Римлянин не осмеливался утверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее имя бога или, что он может различить - бог это или богиня. В молитвах он тоже сохранял ту же осторожность и говорил: «Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодно называться каким-нибудь другим именем». А принося жертву, он говорил: «Бог ли ты или богиня, муж ли ты или женщина». На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: «Богу или богине, мужу или женщине», и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре.

Римские боги не спускались на землю и не показывались людям так охотно, как греческие. Они держались вдали от человека и даже если хотели его о чем-то предостеречь, никогда не являлись непосредственно: в глубине лесов, во мраке храмов, либо в тишине полей слышались внезапные таинственные возгласы, при помощи которых бог и подавал предостерегающий сигнал. Между богом и человеком никогда не доходило до близости.

В древнейшем Риме все знания о богах сводились в сущности к тому, как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян. Они представляли себе богов подобными преторам (Претор - одно из высших должностных лиц в Древнем Риме. Преторы ведали судебными делами.) и были убеждены, что, как и у судьи, у них проигрывает дело тот, кто не разбирается в официальных формальностях. Поэтому существовали книги, в которых все было предусмотрено и где можно было найти молитвы на все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любое нарушение сводило на нет результаты богослужения.

Римлянин все время пребывал в страхе, что совершил обряды не так, как следует. Достаточно было малейшего упущения в молитве, какого-то не предписанного движения, внезапной заминки в религиозном танце, порчи музыкального инструмента во время жертвоприношения, чтобы один и тот же обряд повторяли заново. Бывали случаи, когда раз тридцать все начинали сначала, пока жертвоприношение не выполнялось безупречно. Совершая молитву, содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, чтобы не опустить какого-либо выражения или не произнести его в несоответствующем месте. Поэтому кто-нибудь читал, а жрец повторял за ним слово в слово, читающему был придан помощник, который следил, правильно ли все читается. Особый слуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, и одновременно трубач изо всех сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя было услышать, кроме слов произносимой молитвы.

Столь же осторожно и тщательно производили всевозможные гадания, которые у римлян имели большое значение в общественной и частной жизни. Перед каждым важным делом сначала узнавали волю богов, проявляющуюся в различных знамениях, наблюдать и разъяснять которые умели жрецы, называемые авгурами. Гром и молния, внезапное чихание, падение какого-либо предмета в священном месте, приступ эпилепсии на публичной площади - все подобные явления, даже самые ничтожные, но случившиеся в необычную или важную минуту, приобретали значение божественного предзнаменования. Самым излюбленным было гадание по полету птиц. Когда сенат или консулы должны были принять какое-либо решение, объявить войну или провозгласить мир, обнародовать новые законы, они прежде всего обращались к авгурам с вопросом, подходящее ли для этого выбрано время. Авгур приносил жертву и молился, а в полночь шел на Капитолий, самый священный холм в Риме, и, обратившись лицом к югу, смотрел на небо. На рассвете пролетали птицы, и сообразно тому, с какой стороны летели, какие они были и как вели себя, авгур предсказывал, будет ли задуманное дело успешным или потерпит неудачу. Так привередливые куры управляли могущественной республикой, и военачальники перед лицом неприятеля должны были подчиняться их капризам.

Эту первобытную религию называли религией Нумы, по имени второго из семи римских царей, которому приписывалось установление важнейших религиозных положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, не знала ни статуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В нее проникали религиозные представления соседних народов, и теперь с трудом можно воссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями.

Чужие боги легко приживались в Риме, так как у римлян было обыкновение после завоевания какого-либо города переселять богов побежденных в свою столицу, чтобы заслужить их расположения и уберечься от их гнева.

Вот так, например, римляне зазывали к себе карфагенских богов. Жрец провозглашал торжественное заклинание: «Богиня ты или бог, который простираешь опеку над народом или государством карфагенским, ты, который покровительствуешь этому городу, к тебе возношу молитвы, тебе воздаю почести, вас о милости прошу, чтобы оставили народ и государство карфагенян, чтобы покинули их храмы, чтобы от них ушли. Переходите ко мне в Рим. Пусть наши храмы и город будут вам приятнее. Будьте милостивы и благосклонны ко мне и народу римскому и к нашим воинам так, как мы этого хотим и как это понимаем. Если сделаете так, обещаю, что вам воздвигнут храм и в вашу честь будут учреждены игры» 11 Герман Н.Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. М., 1990. С. 53-56.

«До того, как римляне непосредственно столкнулись с греками, которые оказали такое подавляющее влияние на их религиозные представления, другой народ, более близкий территориально, обнаружил перед римлянами свое духовное превосходство. Это были этруски, народ неведомого происхождения, удивительная культура которого сохранилась поныне в тысячах памятников и обращается к нам не непонятном языке надписей, не похожем ни на один язык мира. Они занимали северо-западную часть Италии, от Апеннин до моря, - страну плодородных долин и солнечных холмов, сбегающую к Тибру, реке, которая соединяла их с римлянами. Богатые и могущественные, этруски с вышины своих городов-крепостей, стоящих на крутых и недоступных горах, господствовали над огромными земельными пространствами. Их цари одевались в пурпур, сидели на стульях, выложенных слоновой костью, а окружала их почетная стража, вооруженная пучками розог с воткнутыми в них топорами. Этруски имели флот и с очень давних пор поддерживали торговые отношения с греками в Сицилии и на юге Италии. От них они заимствовали письменность и многие религиозные представления, которые, однако, переиначивали по-своему.

Об этрусских богах можно сказать немногое. Среди большого числа их выделяется над другими троица: Тини, бог громовержец, вроде Юпитера, Уни, богиня-царица, подобная Юноне, и крылатая богиня Менфра, соответствующая латинской Минерве. Это как бы прототип прославленной Капитолийской троицы. С суеверной набожностью этруски почитали души умерших, как существа жестокие, жаждущие крови. На могилах этруски совершали человеческие жертвоприношения, перенятые впоследствии римлянами бои гладиаторов были вначале у этрусков частью культа мертвых. Они верили в существование реального ада, куда доставляет души Харун - старец полузвериного облика, с крыльями, вооруженный тяжелым молотом. На расписанных стенах этрусских могил проходит целая вереница подобных демонов: Мантус, царь ада, тоже крылатый, с короной на голове и факелом в руке; Тухульха, чудовище с клювом орла, ослиными ушами и со змеями на голове вместо волос, и многие другие. Зловещей вереницей они окружают несчастные, запуганные человеческие души.

Этрусские легенды сообщают, что однажды в окрестностях города Тарквиниев, когда крестьяне пахали землю, из влажной борозды вышел человек с лицом и фигурой ребенка, но с седыми волосами и бородой, как у старика. Звали его Тагес. Когда вокруг него собралась толпа, он начал проповедовать правила гадания и религиозных церемоний. Царь тех мест приказал из заповедей Тагеса составить книгу. С тех пор этруски считали, что они лучше других народов знают, как следует толковать божественные знамения и предсказания. Гаданием занимались особые жрецы - гаруспики. Когда животное приносили в жертву, они внимательно осматривали его внутренности: форму и положение сердца, печени, легких - и, согласно определенным правилам, предсказывали будущее. Они знали, что означает каждая молния, по ее цвету узнавали, от какого бога она исходит. Огромную и сложную систему сверхъестественных знамений гаруспики превратили в целую науку, которую позднее переняли римляне.

Далее свое влияние на римскую мифологию оказала греческая. Дмитриева Н.А. дает такую оценку этому факту: «Первоначальная римская мифология, в отличии от греческой безобразна и прозаична. Рим воспринял и ассимилировал весь пантеон греческих божеств, дав им только другие имена: Зевс стал Юпитером, Афродита - Венерой, Арес - марсом и т.д. «Плененная Греция победила своего некультурного победителя» (Гораций)»» 1 Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.,1992. стр. 97-99.

«На дальнейшее развитие римской мифологии оказали влияние три фактора: демократизация общества, обусловленная победой плебса, победоносная римская агрессия и знакомство с более развитыми культурами и религиями, с которыми римляне вступили в сложные взаимоотношения. Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности, а должность главы культа - великого понтифика - выборной, в соединении с запрещением дарить и завещать земли храмам, не дала развиться ни жреческой касте, ни ее оплоту - храмовому хозяйству. Высшим авторитетом стала сама гражданская община.

Идеологическим же обоснованием сплоченность гражданского общества стало почитание предков и богов. Причем отношение с богами в новом обществе подверглись столь же предельной рационализации, как и отношения людей между собой. Традиции, у истоков которых стояли боги, были важнейшим ориентиром, обеспечивающим стабильность жизни. Таким образом, право коллектива получило как бы божественное освящение. Вот почему римская имперская власть, возникшая для поддержания порядка в среде римского общества, сразу же приступила к самообожествлению. «Культ императора должен был олицетворять единство римских граждан, рассеянных по громадной державе, одновременно выступая ориентиром для не имевших гражданства провинциалов. По сути это был культ не личности, а такого же символического знака общественной потребности, каковыми были все языческие боги» 11 Коптев А.В. Античное гражданское общество. стр. 17. Античное христианство сумело заместить этот культ потому, что не было связано с различием между гражданами и не гражданами. Это произошло тогда, когда в правах были уравнены все жители империи» 1 .

Появление раннего христианства было обусловлено тем, что Рим постепенно захлестывала волна всевозможных сектантских учений, философских школ, мистических культов, идущих с Востока. И тенденция установления единобожия была очень сильна. На единую, общую для всей империи религию надеялись как на средство сохранить империю, предотвратить ее распад. Однако было уже поздно, и даже установление единой религии не спасло бы раздираемое противоречиями государство.

Всем как-то привычно объединять мифологию Древней Греции и Древнего Рима. Кажется, ну что иного можно найти у римлян, которые только и знали, что давать чужим богам новые имена? Зевс — Юпитер, Гера — Юнона, Арес — Марс, Афродита — Венера, только запоминай, да и дело с концом!

Но это лишь верхушка айсберга, а можно ведь попробовать нырнуть и поглубже.

Кто поведал?

Крайне трудно судить о самом древнем периоде римской мифологии, потому что ученым приходится опираться на куда более поздние источники.

Однако довольно известными являются жреческие книги «Индигита-менты». Сохранились официальные записи о жизни древнеримских общин, записи древнегреческих авторов в отклик на события в Гесперии (как они называли древнюю Италию), гимны коллегий Арвальских братьев и т. д.

Основными из источников считаются первые договоры Рима с другими городами и государствами, записи коллегии понтификов (жрецов), а также записи об основных событиях каждого года, которые позднее получили название анналов (лат. annus — год).

Однако основными источниками принято считать «Энеиду» Вергилия, книги истории Ливия, «Фасты» Овидия и четвертую книгу Проперция.

Космогония и боги

Долгое время считалось, что римская мифология на начальной стадии развития сводилась к анимизму. Поклонение душам умерших было обусловлено страхом перед их сверхъестественной силой, равно как и поклонение одушевляемым природным явлениям. Римляне никогда не начинали и не заканчивали дел, не заручившись благосклонностью богов, не исполнив всех положенных обрядов, не вознеся молитв и не принеся необходимых жертв.

Считалось, что римляне различали лишь благосклонные или неблагоприятные неперсонифицированные силы — нумина (numina), и их было великое множество: божество посева и роста, цветения и брака, жатвы и зачатия, прогулки и возвращения и т. п., а их имена образовывались от названия самого производимого действия.

Более того, считалось также, что даже немногочисленные боги-личности, возникшие позже, не имели антропоморфного воплощения, а лишь символы: например, Юпитер — камень, Марс — копье, Веста — огонь.

В первобытнообщинный период огромное значение играл культ предков, чтимых в каждом роду: пенатов, покровителей домашнего очага и рода, и ларов, покровителей дома, семьи и всей общины в целом.

Однако, хотя древняя космогония римлян так и остается пока загадкой, постепенно исследователи стали находить доказательства, что сама римская мифология проходила примерно все те же стадии развития, что и у остальных народов в первобытнообщинный период.

Была определена древнейшая триада божеств: Юпитер (вытеснивший первоначального создателя мира, Януса) — воплощение религиозности и жречества, Марс — военная ипостась, Квирин — хозяйственная ипостась.

Янус и Веста охраняли двери и семейный очаг, лары оберегали поле и дом, Палее — пастбища, Сатурн — посевы, Церера — рост хлебных злаков, Помона — древесные плоды, а Коне и Опа — урожай.

Кроме того, согласно выводам ученых, римляне считали, что люди как род ведут свое происхождение от священных деревьев, дубов, и потому каждому божеству-нумина были посвящены рощи, где справлялись обряды и приносились жертвы, да и сами деревья играли очень большую роль в жизни государства. К примеру, дубу на Капитолийском холме приносились жертвы, а увядание любой смоковницы, дерева, под которым, по легенде, волчица выкормила будущих основателей Рима, Ромула и Рема, воспринималось как крайне грозный и неблагоприятный признак.

Поскольку был весьма развит культ животных, то огромное значение приобретала интерпретация их поведения и исследование приносимых жертв, а проще говоря, гадания, так распространенные в Древнем Риме.

Оправдано...государством

В чем же все-таки заключается своеобразие римской мифологии по сравнению с другими мифологическими традициями?

Если вдуматься, то станет очевидно: большинство древнейших мифов о богах не сохранились, они постепенно, но неуклонно были вытеснены мифами о героях.

Само устройство римского общества, в котором отдельные общины стремились к объединению в крупные городские конгломераты, в котором политика играла с каждым веком все большую роль, а государство становилось посредником между гражданином и богами, — в этом и есть самобытность Древнего Рима.

Мифы, рассказывающие о героях, есть отображение глубокого взаимного проникновения истории и мифа в сознании римлян. Жизнь человека наполнена божественным присутствием, каждый ее миг человек ответственен за свои поступки.

И если они совершаются на благо общины, то и боги тобой довольны.

Таковы мифы о сабинянках, Нуме Помпилии, Лукреции, Сцеволе, Корио-лане и многих других.

Безусловно, нельзя отрицать, что римская культура постоянно впитывала в себя культуру окружавших ее народов. Да, римляне переименовали и приняли почти весь греческий пантеон, сделали множество заимствований у этрусков и других народов, но тому была очень простая причина. Рим был государством военным, за счет завоеваний постоянно расширявшим свои территории и ассимилировавшим культуру завоеванных народов.

Римский героический миф объяснял прошлое, оправдывал настоящее и направлял будущее. Несмотря на некоторую изначальную примитивность, он делал жизнь человека наполненной смыслом: служение отечеству.

И каков же конец?

Римская религия, открытая и постоянно изменявшаяся под влиянием извне, просто не могла разработать единой концепции о конце света.

Как любое военное государство, Рим был обречен на постепенное угасание и разрушение или на непременное преобразование. Римская мифология, пройдя различные стадии развития — от принятия греческого пантеона до образования культа императора, в конце концов стала... некоей основой для победы христианства как религии.

Миф о римском левше

В 509 г. до н. э. этрусский царь Ларе Порсенна объявил Риму войну. Огромное войско вторглось на территорию страны и все ближе подступало к столице. Еще немного — и Рим был бы взят штурмом.

Тогда один из молодых римских патрициев, Гай Муций Корд, решил проникнуть в лагерь этрусков и убить их царя. Гай знал этрусский язык и, переодевшись в одежду врагов, легко проник в лагерь, но никак не мог понять, кто же из сидящих у главного шатра и есть царь Порсенна. Спросить же он не мог, опасаясь выдать себя.

Тогда юноша решил, что самый нарядно одетый человек и есть вражеский правитель. Он напал на него и заколол кинжалом. Но увы! Это оказался лишь один из придворных царя, самый большой любитель нарядов и украшений.

Гай Муций был тут же схвачен, но отвечать на вопросы отказался. Тогда ему стали грозить пытками. Увидев треножник с пылающим огнем, юноша сам подошел к нему, положил правую руку в пламя и молча, не издавая ни звука, смотрел на Порсенну, пока рука не обуглилась.

Изумленный отвагой и невероятной стойкостью патриция, Порсенна воскликнул: «Если все римляне такие стойкие, то победить их невозможно». Он отпустил Муция, который с той поры стал носить прозвище Сцевола (Левша), и решил начать переговоры о перемирии.

В середине III в. до н. э., когда у греков их классическая литература была позади, а эллинистическая уже успела достигнуть наивысшего расцвета, в западной части Средиземноморья, в Италии, начинает развиваться вторая литература античного общества - римская. Рим, центральная община племени латинов, возглавившая объединение Италии, создает свою литературу, параллельную греческой, и создает ее на своем, латинском языке.

Историческое значение этого варианта, место римской литературы в истории литератур Европы, определяется исторической! ролью Рима в культурном" развитии европейского Запада. Римская литература служила передаточным звеном между литературами греческой и западноевропейской. Формирующая роль античности для западноевропейской литературы основывалась вплоть до XVIII в. на воздействии римского, а не греческого варианта. И в эпоху Возрождения и в XVII - XVIII вв. греческая литература воспринималась в Европе сквозь призму Рима. Античная струя в трагедии европейского «классицизма» исходила в гораздо большей мере от римского драматурга Сенеки, чем от Эсхила, Софокла и Эврипида; европейский; эпос этого времени был ориентирован на «Энеиду» Вергилия, а не на гомеровские поэмы. Только буржуазный «неогуманизм» XVIII в. (стр. 7) принес с собой новую ориентировку, обращенную на этот раз уже непосредственно к греческой литературе. Перемена ориентировки привела к тому, что в XIX в. римскую литературу стали недооценивать, рассматривать как чисто подражательную. Значение ее стали сводить к одной лишь «посреднической» роли, обусловленной будто бы только тем обстоятельством, что латинский язык был более распространен в Западной Европе, чем греческий. Эта точка зрения совершенно неправильна. Действительно, в первую половину Средних веков и во времена раннего итальянского Возрождения греческий язык был в Западной Европе почти неизвестен, между тем как латинский знали повсеместно. Но период наибольшего воздействия античной литературы на европейскую наступает с XV - XVI вв., когда греческий язык в Европе уже знали. И если. Европа обращается теперь к античной литературе в ее римском варианте, то происходит это не в силу незнакомства с греческим языком, а потому, что римский вариант более соответствовал художественному вкусу этого времени и его литературным потребностям. Теоретики европейского классицизма XVI - XVII вв., занимаясь сравнительной оценкой обеих античных литератур, всегда приходят к выводу о «превосходстве» римлян. Очень показательна в этом отношении «Поэтика» Юлия Цезаря Скалигера (1484 - 1558), один из самых влиятельных в это время трактатов по теории литературы. Скалигер, после детального сопоставления гомеровского эпоса с «Энеидой» Вергилия, отдает предпочтение «Энеиде». Такого рода суждения, при всей их исторической ограниченности вкусами определенной эпохи, свидетельствуют все же о том, что «посредническая» роль выпала на долю римской литературы не случайно, в результате большей распространенности латинского языка, а в силу ее собственных специфических качеств, отличающих ее от греческой литературы и делавших ее более созвучной эстетическим требованиям Возрождения и классицизма XVI - XVII вв.



С другой стороны, римская литература в ее лучших проявлениях нередко представляет собой синтез всего того, что давала греческая литература разных периодов. Эпос Вергилия и лирика Горация ориентированы, например, на греческую литературу классического периода, но используют вместе с тем и достижения эллинистической литературы, все накопленное мастерство веков. Старые греческие жанры получают у римлян обновленную форму. В Риме происходит, таким образом, расширенное воспроизводство литературных форм Греции, освобожденных от местных особенностей.

Историческое значение римской литературы заключается, стало быть, в том, что это такой вариант античной литературы, расцвет которого происходил на более расширенной базе римской державы и на более поздней ступени античного общества, вариант, который по своим специфическим качествам легче мог содействовать формированию новой западноевропейской литературы.

^ Древнеримская мифология, ее особенности. Единственное, что нашло. Еще найду вышлю.

Религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами, совершал сам отец семейства. В деревне его мог заменить обладавший особыми полномочиями управляющий поместьем. Официальные государственные обряды совершались опосредственно некоторыми носителями высшей власти - сначала царём через так называемых жреческих царей, потом консулами и преторами, в критические моменты - диктатором. При этом император, совместивший в себе функцию Великого понтифика, обычно своих инициатив не выражал. Институт жрецов ввёл по традиции Нума Помпилий. При этом римские жреческие коллегии не были замкнутой кастой - доступ к ним был открыт через общественную деятельность. Так например сана авгура добились Цицерон и Плиний Младший, а например Цезарь и Нерон в ранней карьере были фламинами. Важную роль играла коллегия фециалов, ведавшая сакральным ритуалом объявления войны и частично курировашая римскую дипломатию. Большую роль играла и коллегия весталок.



Римский пантеон имеет много аналогов греческих богов и богинь, есть и свои собственные божества и низшие духи. Особо почитаемые боги назывались «отцами» («patres»), низшие - «famuli divi» и «virgines divi». Божественное право («fas») не смешивалось с человеческим («ius»). Низшие божества («numina») существовали у римлян по-видимому уже в раннюю эпоху. В жреческих книгах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения и созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т. д., в связи с чем первоначально у некоторых пол не был фиксированным (ср. Палес, Фавн - Фавна, Помона - Помон и др.). Из массы нуминов выделилась триада римского пантеона - Юпитер, Марс и Квирин, отразившая трёхчленность гражданских функций - соответственно религиозно-жреческая, военная и хозяйственная. Из приписываемого Нуме Помпилию календаря праздников и списка назначенных им фламинов, из упоминаний древних святилищ известно о существовании культов Вулкана, Палатуи, Фуррины, Флоры, Карменты, Цереры, Помоны, Волупии и др. Примерно тогда же были удвоены коллегии луперков и салиев. Появились культы сословий (Нептун и Диоскуры у патрициев, Церера и Либер у плебеев) и отдельные родовые культы (у Корнелиев, Эмилиев, Клавдиев и возможно у других), группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Существовали и культы сельских общин

В противоположность художественно одаренным и подвижным эллинам, римляне не имели народной эпической поэзии; религиозные их представления, всецело вылившись в культе, выразились в немногочисленных, однообразных и скудных содержанием мифах. Не в мифологии, а в строго формальном культе заключалась суть Р. религии - этого чисто римского понятия (religio - слово Р. происхождения и означает связь), сделавшегося впоследствии достоянием всего мира. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь.

Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображались в виде символов: Маны - под видом змей, ^ Юпитер - под видом камня, Марс - под видом копья, Веста - под видом огня. Первоначальная система Р. мифологии - судя по модифицированным под самыми различными влияниями данным, которые нам сообщает древняя литература - сводилась к перечислению символических, безличных, обоготворенных понятий, под покровительством которых состояла жизнь человека от зачатия его до смерти; не менее отвлеченны и безличны были божества душ, культ которых составлял древнейшую основу семейной религии. На второй стадии мифологических представлений стояли божества природы, главным образом рек, источников и земли, как производительницы всего живого. Далее идут божества небесного пространства, божества смерти и преисподней, божества - олицетворения духовных и нравственных сторон человека, а также различных отношений общественной жизни, и, наконец, боги иноземные и герои.

49. Философский эпос Лукреция "О природе".

В своей поэме “О природе вещей” Лукреций изящно, в поэтической форме изображает легкую и тонкую, всегда подвижную картину воздействия, которое на наше сознание оказывают атомы путем истечения особых “эйдолов”, в результате чего возникают ощущения и все состояния сознания. Весьма любопытно, что атомы у Лукреция- не совсем то, что у Эпикура: они - не предел делимости, а своего рода творческие начала, из которых создается конкретная вещь со всей ее структурой, т.е. атомы - это материал для природы, предполагающей какой-то, вне их находящийся, творческий принцип. Никаких намеков на самодеятельность материи в поэме нет. Лукреций усматривает этот творческий принцип то в прародительнице-Венере, то в искуснице-Земле, то в созидательном естестве - природе. А.Ф. Лосев пишет: “Если мы говорим о натурфилософской мифологии у Лукреция и называем ее своеобразной религией, то пусть читатель не путается здесь в трех, соснах: натурфилософская мифология Лукреция... не имеет ровно ничего общего с традиционной мифологией, которую опровергает Лукреций”.

По словам Лосева, самостоятельность Лукреция как философа глубоко раскрывается в эпизоде истории человеческой культуры, составляющей основное содержание 5-й книги поэмы. Восприняв из эпикурейской традиции отрицательную оценку тех черт усовершенствований материальной обстановки жизни, которые, не увеличивая в конечном счете суммы получаемых людьми наслаждений, служат новым предметом стяжательства. Лукреций завершает 5-ю книгу не эпикурейской моралью самоограничения, а хвалой человеческому разуму, овладевающему вершинами знаний и искусства.

В заключение этой главы следует сказать, что Демокрита, Эпикура, Лукреция и др. у нас привыкли толковать только как материалистов и атеистов. Вслед за блестящим знатоком античной философии А.Ф. Лосевым многие придерживаются точки зрения, согласно которой античная философия вообще не знала материализма в европейском смысле слова. Достаточно указать уже на то, что и Эпикур и Лукреций самым недвусмысленным образом признают существование богов.

Лукреций, Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus) (1 век до н. э.), римский поэт и философ-материалист. Самые ранние биографические данные о Лукреции относятся к 4 веку н. э., но не могут считаться достоверными, философская поэма Лукреция "О природе вещей", написанная в форме дидактического эпоса, излагает учение греческого философа Эпикура - главным образом его физику, лишь попутно касаясь его теории познания и этики. Это - единственный полностью сохранившийся памятник материалистической мысли древности. Была утеряна и найдена итальянским гуманистом Поджо Браччолини только в 15 веке. Поэма Лукреция состоит из 6 книг; в книге 1-й и 2-й излагается атомистическая теория мироздания и отвергается вмешательство богов в мирские дела; тема книги 3-й - учение о душе, её материальности и смертности, связи её с телом; книги 4-й - учение о человеке и о чувственных восприятиях как основе знаний; книги 5-й - космогония и история развития человеческого рода, а также происхождение языка. Применение огня и образование семьи явились, по Лукрецию, первыми шагами на пути от первобытного, "дикого" состояния к формированию общества и культуры; этому особенно способствовало возникновение языка. Происхождение религии в книге 6-й объясняется тремя естественными причинами: являвшиеся в сновидениях фантастические образы прекрасных и могущественных существ становились предметом поклонения; явления природы, превосходящие человеческие силы, приписывались сверхъестественным существам; наконец, люди подвержены чувству страха. Крупнейшим проводником идей Лукреция был французский философ П. Гассенди. Всё, что известно о жизни Лукреция, сводится к сообщению св. Иеронима, который, по всей вероятности цитируя Светония, говорит: «Опоенный любовным зельем, Лукреций лишился разума, в светлые промежутки он написал несколько книг, позднее изданных Цицероном, и лишил себя жизни».

^ Тит Лукреций Кар

О природе вещей (фрагменты)

<...> Не поставь никакого предела природа

Для раздробленья вещей, тела материи ныне,

Силой минувших веков раздробившись, дошли до того бы,

Что ничему уж, из них зачатому, в известное время

Было б пробиться нельзя до высшего жизни предела.

Ибо, мы видим, скорей что угодно разрушиться может,

Чем восстановленным быть; поэтому то, что доселе

Долгие дни и века бесконечных времен миновавших

Врозь разнесли, раздробив и на мелкие части расторгнув,

Вновь в остальные века никогда не могло б воссоздаться.

Но, несомненно, предел раздробленью известный положен.

Так как мы видим, что вещь возрождается каждая снова...

<...> Но продолжаю я нить своего рассуждения снова.

Всю, самое по себе, составляют природу две вещи:

Это, во-первых, тела, во-вторых же, пустое пространство,

Где пребывают они и где двигаться могут различно...

<...> Существуют такие тела, что и прочны и вечны:

Это вещей семена и начала в учении нашем,

То, из чего получился весь мир, существующий ныне.

Эти тела ни от внешних толчков разлагаться не могут,

Ни, изнутри чем-нибудь пораженные, врозь распадаться,

Ни от воздействия силы иной уничтожиться вовсе.

В пустоте находясь и витая по ней, неизбежно

Первоначала вещей уносятся собственным весом

Или толчками других. И часто, в движенье столкнувшись

Вместе, один от других они в сторону падают сразу.

И удивляться нельзя: они в высшей степени крепки.

Плотны и вески и вспять отскочить им ничто не мешает...

<...> Дабы ты лучше постиг, что тела основные мятутся

В вечном движеньи всегда, припомни, что дна никакого

Нет у Вселенной нигде, и телам изначальным остаться

Негде на месте, раз нет ни конца, ни предела пространству,

Если безмерно оно и простерто во всех направленьях,

Как я подробно уже доказал на основе разумной.

Раз установлено так, то телам изначальным, конечно,

Вовсе покоя нигде не дано в пустоте необъятной.

Наоборот: непрерывно гонимые разным движеньем,

Частью далеко они отлетают, столкнувшись друг с другом,

Частью ж расходятся врозь на короткие лишь расстоянья.

Те, у которых тесней их взаимная сплоченность, мало

И на ничтожные лишь расстояния прядая порознь,

Сложностью самих фигур своих спутаны будучи цепко,

Мощные корни камней и тела образуют железа

Стойкого, так же как все остальное подобного рода.

Прочие, в малом числе в пустоте необъятной витая,

Прядают прочь далеко и далеко назад отбегают

На промежуток большой. Из них составляется редкий

Воздух, и солнечный свет они нам доставляют блестящий.

Множество, кроме того, в пустоте необъятной витает

Тех, что отброшены прочь от вещей сочетаний и снова

Не были в силах еще сочетаться с другими в движеньи...

^ Кратко и мелко

Лукреций, Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus) (1 век до н. э.), римский поэт и философ-материалист. Самые ранние биографические данные о Лукреции относятся к 4 веку н. э., но не могут считаться достоверными, философская поэма Лукреция "О природе вещей", написанная в форме дидактического эпоса, излагает учение греческого философа Эпикура - главным образом его физику, лишь попутно касаясь его теории познания и этики. Это - единственный полностью сохранившийся памятник материалистической мысли древности. Была утеряна и найдена итальянским гуманистом Поджо Браччолини только в 15 веке. Поэма Лукреция состоит из 6 книг; в книге 1-й и 2-й излагается атомистическая теория мироздания и отвергается вмешательство богов в мирские дела; тема книги 3-й - учение о душе, её материальности и смертности, связи её с телом; книги 4-й - учение о человеке и о чувственных восприятиях как основе знаний; книги 5-й - космогония и история развития человеческого рода, а также происхождение языка. Применение огня и образование семьи явились, по Лукрецию, первыми шагами на пути от первобытного, "дикого" состояния к формированию общества и культуры; этому особенно способствовало возникновение языка. Происхождение религии в книге 6-й объясняется тремя естественными причинами: являвшиеся в сновидениях фантастические образы прекрасных и могущественных существ становились предметом поклонения; явления природы, превосходящие человеческие силы, приписывались сверхъестественным существам; наконец, люди подвержены чувству страха. Крупнейшим проводником идей Лукреция был французский философ П. Гассенди.

Загрузка...