Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Краткая биография для школьников.

Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981)

Учитель начальных классов.


« Эмма Мошковская - один их наиболее одаренных молодых поэтов, пишущих для детей. У нее есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним».

Окончила музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных (1954 ) по классу вокала, работала в Архангельской филармонии (меццо-сопрано).

В начале творческого пути получила одобрение Самуила Маршака .



Я громко Пою про ногу свою, Пою про башмак, Пою просто так!


Мошковская Э. Э заняла особое место в детской литературе. Ее стихи для детей были самобытны и своеобразны. Она действительно была российской детской писательницей и поэтессой. Читая её стихи для детей может показаться, что их написала не взрослая поэтесса, а маленький ребенок.


Вот книжки разные, но все такие классные!


Её стихи тонко передают мироощущение ребенка и оттенки детских переживаний.

Радость и ликование

Многогранное творчество

Кроме детских стихов и сказок, Эмма Мошковская была переводчицей детских книг

Что-то мне тяжко , болит голова . Похудела рубашка , висят рукава

Я проснулся поутру-

Пляшет солнце на ветру


В 1967 году Эмма Мошковская стала членом Союза писателей. Помимо стихов она писала прозу, сказки, занималась переводами. Ее стихи, тонко передающие мироощущение ребенка, оттенки детских переживаний, неоднократно переиздавались, были переведены на разные языки мира.

Благодаря музыкальности и ритмичности многие из них стали песнями («Двойка», «Окно», «Тараторы»).

Песни на стихи Мошковской до сих пор можно услышать в исполнении «звезд» отечественной поп- и рок-музыки (например, Федора Чистякова и

Сергея Мазаева).



Мошковская Эмма Эфраимовна
15 апреля 1926

Она получила профессию оперной певицы, но всю жизнь писала стихи для детей.

Эмма Эфраимовна Мошковская российская детская писательница и поэтесса родилась в Москве 15 апреля 1926 года. В 1954 году окончила музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных по классу вокала (меццо-сопрано). Работала в Архангельской филармонии, затем - в оперно-хоровой студии при Московской консерватории.

В 1961 году были напечатаны первые стихи Мошковской в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый». Ее стихи сразу получили положительные отзывы от С. Я. Маршака и К. И. Чуковского. В 1962 году Эмма Эфраимовна выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар». За ним последовали более 20 сборников стихов и сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. В 1967 году Эмма Мошковская стала членом Союза писателей.

Кроме стихов она писала прозу, сказки, занималась переводами. Стихи были переведены на разные языки мира. Многие из них стали песнями («Двойка», «Окно», «Тараторы»). Песни на стихи Мошковской до сих пор можно услышать в исполнении «звезд» отечественной поп- и рок-музыки (например, Федора Чистякова и Сергея Мазаева).

«Бывают такие певчие птички, которым все нипочем. Холодно, а она чирикает. Дождь, мерзкая погода, а она знай чирикает. Ее посади в клетку, она и там беззаботно чирикает. Что и как она чирикает, безразлично. Главное, чирикать, чирикать и чирикать.
Со стороны Эмма Мошковская могла показаться такой певчей птичкой. Тем более что по профессии она и была певицей. Да и стихи ее, казалось, лились на бумагу слово за словом, строка за строкой сами собой. Эмма писала много и, на первый взгляд, легко. На самом деле и жизнь у нее была не сладкой, и уж беззаботной певчей птичкой никак ее не назовешь. Просто все стихи Мошковской, даже не совсем удачные, всегда были настоящей поэзией, которую вдыхаешь, как воздух».
Леонид Яхнин

Идёт бyльдог,
Две пары ног,
Приплюснyт нос,
Обрyблен хвост,
На шею емy дали
большие
медали.

Идёт бyльдог,
Идёт бyльдог,
Хозяйка держит поводок.
Хозяйка малолетняя,
На ней -
Панама летняя.

Ветром сдyло ей панамy!
За панамой
Надо прямо,
Премированный бyльдог
От панамы
Тянет вбок,
Тянет вбок,
Тянет вбок,
Вырывает поводок!..
Панама,
Панама,
Вкатилась в лyжy прямо.
Панама,
Панама,
Что скажет наша мама?..
Идёт бyльдог,
Идёт бyльдог
Звенит медалями бyльдог.
Бyльдог такой yродливый,
Такой неповоротливый!
Медали,
Медали,
Блестят его медали,
Медали,
Медали,
За что их только дали?..

Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981) - российская детская писательница и поэтесса. Родилась в Москве. В 1954 году окончила музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных по классу вокала (меццо-сопрано). Работала в Архангельской филармонии, затем - в оперно-хоровой студии при Московской консерватории. В 1961 г. опубликовала свои первые стихи в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый». Ее произведения получили положительные отзывы от С. Я. Маршака и К. И. Чуковского. В 1962 г. выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар». За ним последовали более 20 сборников стихов и сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. В 1967 году Эмма Мошковская стала членом Союза писателей. Помимо стихов она писала прозу, сказки, занималась переводами. Ее стихи, тонко передающие мироощущение ребенка, оттенки детских переживаний, неоднократно переиздавались, были переведены на разные языки мира. Благодаря музыкальности и ритмичности многие из них стали песнями («Двойка», «Окно», «Тараторы»). Песни на стихи Мошковской до сих пор можно услышать в исполнении «звезд» отечественной поп- и рок-музыки (например, Федора Чистякова и Сергея Мазаева).

Цели: формировать такую особенность поэтического мировос­приятия, как способность создавать воображаемый, фантастиче­ский мир на основе своих наблюдений; опираясь на высказыва­ния от первого лица, представлять черты характера и особенности мировосприятия главного героя.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Постановка целей урока

Викторина «Узнай стихотворение»

1. Ив небе барашки, И в море барашки,

И горы - большие

Барашки в кудряшках... («Барашки».)

2. Сколько видно сразу! Сколько видно глазу Из щелочки одной,

Из форточки любой! («Смотри!»)

3. Ты постучала В наше стекло И пропищала: - У вас тепло? Может, не слышно?

Я тихо пищу!.. («Птичка, которая на балконе».)

Материал для учителя

Эмма Мошковская - замечательная детская писательница и поэтесса. Ее сказки отличает удивительно «детская» интонация. Иногда кажется, что их написал не взрослый человек, а маленький ребенок.

Ирина Токмакова вспоминает: «Я знала Эмму Мошковскую с юных лет. Мне всегда казалось, что у нее в глубине, где-то там, что условно называется человеческой душой, живет певчая птица. Она и в обычном, буквальном смысле слова любила петь. У нее был красивый голос, и об­разование у нее было музыкальное.

Но постепенно птица эта запела по-новому. У нее стали рождаться веселые и печальные, забавные и смешные стихи. Стихи эти были адре­сованы детям».

Очень важно сказать, что, как бы ни пела Эмма Мошковская, она пела своим собственным голосом, никому и никогда не подражая. От­крыв любую из ее книг, мы с первого взгляда узнаем настоящего поэта, который отлично понимает, как живет и чувствует маленький человек. Ирина Токмакова сравнила стихи Эммы Мошковской с домом, в котором не заперты двери: «Этот дом без стен и крыши, открытый ветру, солнцу и дождю, людям, зверям и птицам, - ее поэзия».

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством этой поэ­тессы и почитаем в хрестоматии два ее произведения, которые помогут нам лучше понять, почему люди фантазируют.

Откройте в хрестоматии страницу «Содержание» и найдите эти произведения. («Мотылек», «Осенняя вода...».)

III. Работа по теме урока

(Учитель читает стихотворение в хрестоматии на с. 36-37.)

Вспомните произведение Саши Черного «Дневник Фокса Микки», которое вы прочитали в учебнике. Чьими глазами видится мир в том тексте? От чьего имени ведется рассказ?

(Дневник написан от имени фокстерьера Микки, и мир в нем показан глазами собаки.)

А от чьего лица написано стихотворение Эммы Мошков- ской? (От имени и с точки зрения мотылька.)

Сколько частей в стихотворении? (Две части.)

Перечитайте первую часть. Кем был разбужен мотылек? (Он был разбужен обитателями комнаты, где он жил, школьни­ками.)

Какие строчки помогли вам догадаться? («...солнце включили и долго уроки учили».)

На чем сидел мотылек и почему ему стало жарко? (Он сидел на лампочке, которая казалась мотыльку «солнцем в теплень­ком пузырьке».)

Кого и какие предметы мотылек видит с высоты своего полета? (Он видит не только детей, которые учат уроки, но и бабушку, которая вяжет чулок, играющую в куклы ма­ленькую девочку - «внучку», маму с пышками.)

Подтвердите словами из текста.

Перечитайте вторую часть. Кого и что разглядывает моты­лек вблизи? За кем ему нравится наблюдать больше всего? (Мотылек больше всего любит детей, делающих уроки.)

Подтвердите словами из текста. («Как я люблю ваши лица!»)

Как вы думаете, удалось поэтессе показать мир с точки зрения мотылька? (Эмма Мошковская убедительно описала мотылька, его любопытство, его любовь к людям, живущим рядом.)

Какими качествами нужно обладать, чтобы это получилось? (Наблюдательностью, фантазией и воображением.)

Прочитайте мнение Маши на с. 38.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Познакомимся еще с одним произведением Эммы Мошковской.

(Учитель читает стихотворение на с. 38-39.)

Вы знаете, что такое стоячая вода?

(Чтение диалога Кости и Миши на с. 39.)

А где вы представляете героя стихотворения? (Герой-рас- сказчик рассматривает лесное озерцо или дачный пруд, как заметил Костя Погодин; а может быть, это болотце, как сказал Миша.)

А кто-нибудь из вас видел стоячую воду? Где?

А как поэтесса передает ощущение того, что вода стоячая? (Вода кажется ненастоящей, лист упал «будто на твердое...».)

С чем герой сравнивает застывшую водную поверхность? (С пыльным, непромытым, непротертым зеркалом.)

Найдите подтверждение в тексте.

Легко ли разглядеть что-то в этом водном зеркале? (Разгля­деть что-либо в осенней стоячей воде нелегко, у героя даже возникает сомнение: настоящая ли это вода.)

Подтвердите строчками из текста.

Маша считает, что в описании осенней воды есть какая-то тайна. Вы тоже так думаете?

За счет чего усиливается ощущение загадки, тайны в двух последних строфах? (Герою-рассказчику кажется, что под водой прячется какое-то неизвестное существо.)

Можете ответить на вопросы, которые задает себе ге- рой-рассказчик, так, чтобы ощущение таинственности, сказочной атмосферы продлилось? Проявите свою фан­тазию.

А какой ответ сразу вернет нас в обычную жизнь?

VI. Подведение итогов урока

С какими произведениями вы познакомились?

Какими качествами должна обладать поэтесса, создавая такие произведения? (Фантазией, воображением, наблюда­тельностью.)

Вам понравились произведения?

Эмма Мошковская. Стихи для детей

Мошковская заняла особое место в детской литературе. Ее стихи для детей были самобытны и своеобразны. Мошковская действительно была российской детской писательницей и поэтессой. Читая стихи для детей Мошковской может показаться, что их написала не взрослая поэтесса, а маленький ребенок. В начале творческого пути Мошковская получила одобрение Маршака. Вот что писал Самуил Яковлевич о начинающем авторе: « Эмма Мошковская - один их наиболее одаренных молодых поэтов, пишущих для детей. У нее есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним». В 1962 г. Мошковская выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар», за которым последовали более 20 сборников стихов и сказок для детей. На стихи Мошковской писали песни советские композиторы. До сих пор творчество Мошковской не оценено по заслугам, хотя книги ее стали вновь появляться, и многие понимают, что она – большой и самобытный поэт. ;

Загрузка...