Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Коньки: история их появления и происхождение слова «конек. Эволюция коньков: от Киммерийцев до наших дней

Они дарят радость и много веселья. Приносят много побед. С ними можно нестись быстрее ветра, преодолевать законы гравитации и они очень разные, но они всегда вместе – это коньки, они подарили миру конькобежный спорт, хоккей, фигурное катание, танцы на льду, роллер-спорт.

Кто придумал коньки

Еще 28 веков назад кочевники из племени Кимерийцев катались на чем-то по замершему Днепру. Археологи убеждены, киммерийцы привязывали к ногам кости животных.

Точно так же делали многие другие народы, в том числе и наши предки в течении 2-х тысяч лет.

В XIII веке галандские мастера делают деревянные бруски. В них вставляют металлические полоски и ремнями крепят к обуви.

Именно это стало прообразом современных коньков. Но многовековую проблему – как соеденить башмак с лезвием, решить пока ни кто не может.

Это пейзажи голландского художника нарисованы в начале 1600-х годов. По замерзшим каналам Амстердама катаются на коньках ради забавы и для удобства передвижения. Богато одетые господа играют в какую-то игру с клюшками в руках.

Такую Голландию увидел и молодой царь Петр первый, когда в конце XVII века приехал туда.

Когда царь впервые приехал в Голландию, он на столько проникся этой народно забавой, что решил, что русскому народу тоже будет интересно кататься на коньках, и привез их в Россию .

Молодой царь повелел боярам встать на коньки и кататься с «удовольствием»! Но главное – великий реформатор деформировал коньки.

Тогда они тоже имели сильно загнутый нос и это было просто лезвие которое крепилось к ботинку. Именно император Петр I придумал прибивать коньки к обуви .

Слово «коньки » произошло от слова – кони. Часто русские мастера вырезали на этих носах фигуры коней. Именно поэтому говорили, что коньки несут всегда людей вперед .

После смерти Петра I о коньках забыли почти на 100 лет. Интерес к ним снова вернулся, когда в моде было все английское, а коньки к тому времени стали очень популярны в Великобритании.

В России катки появились в Москве в середине XIX века, на Петровке и именно там в 1889 году состоялся первый в России чемпионат по бегу на коньках.

Конькобежец Александр Паншин – человек, который придумал беговые коньки. Убрав мешающий завиток, удлинил лезвие, что бы скорость была выше и предложил использовать трубку в которую впаивалось лезвие.

Такими коньки для бега и остались на много лет вперед.

Эволюция беговых коньков дала спортсменам комфорт и новые возможности: росла скорость, устанавливались новые мировые рекорды.

Эволюция фигурных коньков была не менее захватывающей.

Первый клуб любителей фигурного катания появился еще в 1742 году в Эдинбурге. Но придумал фигурные коньки американец Джексон Гейнз.

В 1865 он стал чемпионом Америки.

Гейнз был первым, кто катался в театральных костюмах под музыку.

В 1871 году, фигурное катание признают отдельным видом спорта.

А в 1908 именно фигурное катание становится первым зимним видом спорта, в который входит программа летних олимпийских игр в Лондоне.

Там же, впервые на льду выступают пары. В 40-х годах формируется новый вид – танцы на льду . А в олимпиаду их включают только в 76-м. Наши фигуристы становится первыми олимпийскими чемпионами в этой дисциплине.

Сообщает: по свидетельствам античных историков, самыми древними конькобежцами были киммерийцы, катавшиеся на костяных коньках по поверхности замерзшего днепровского лимана. Костяные коньки использовались несколько веков спустя. Так в XII веке монах Стефаниус, автор «Хроники знатного города Лондона» писал: «Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда. Одни, шагая как можно шире, просто быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты…»

Средневековые костяные коньки, Museum of London
via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Medieval-skates-London.jpg

2.

Пара коньков, сделанных из кости, 11 век / A pair of 11th century ice skates made from horse metacarpal bones.
По ссылке на изображении откроется файл 2,768 × 1,600 pixels, file size: 1.3 MB
via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:BoneSkatesBedfordMuseum.JPG

3.

Коньки из кости / Eiríksstaðir. Ice skaters made of bone.
По ссылке на изображении откроется файл 2,560 × 1,920 pixels, file size: 1.68 MB
via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Eir%C3%ADkssta%C3%B0ir_-_Schlittschuh_auf_Knochen.jpg

В 13 веке в Голландии и Исландии в технологии изготовления коньков произошли изменения. Кости животных заменили металлом и деревом. Металлические заточенные полоски стали вставлять в деревянные бруски. С начала 18 века деревянные бруски постепенно стали заменять на стальные трубки.

4.

Старинные голландские коньки. via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Oude_schaats_uit_Nederland..JPG

5.

Старинные коньки из Финляндии / Old skates. Picture taken on the Kylmäpihlaja lighthouse island in front of town Rauma, Finland
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Old_skates_at_Kylm%C3%A4pihlaja_lighthouse.jpg

6.

Коньки, Америка, середина 19 века узей Метрополитен / 1840-59 г.г.. Culture: American Medium: leather, wood, metal Dimensions: 113 in. (287 cm). Credit Line: Brooklyn Museum Costume Collection at The Metropolitan Museum of Art.
http://www.metmuseum.org/collections/search-the-collections/80096269

В 50-60-х годах 19 века повальное увлечение коньками пришло и в Соединенные штаты. Коньки из Метрополитен - сделаны по старинной голландской конструкции, неизменной на протяжении сотен лет.

7.

Коньки года и века не понятного. via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Heulenaars.jpg

Одной из проблем было крепление конька к обуви. В исторических хрониках рассказывается о Петре I, который поразил голландцев своим неординарным решением: он привинтил коньки прямо к сапогам и лихо заскользил к верфи, где проходил стажировку. По возвращении в Россию, он приказал наладить производство коньков в Туле. Со смертью Петра увлечение коньками сошло на нет, тем не менее сто лет спустя Пушкин отмечал, «как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих ровных рек».

8.

Различные коньки из музея немецкого города Санкт-Блазиен / Sankt Blasien
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:StBlasien_Schlittschuhe.jpg

В Соединенных штатах в 1848 году изобретателем из Филадельфии были запатентованы прочные коньки с цельнометаллической подошвой.

9.

Advertisement from the Boston Almanac, 1864
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:1864_skate_BostonAlmanac.png

В 1842 году лондонец Генри Кирк залил первый каток. К природным местам зимнего катания добавились рукотворные.

Коньки в живописи


10.

Иероним Босх (около 1450-1516)Трипти Сад земных наслаждений, между 1480/90 и 1510.
Правая створка, деталь
Дерево, масло. 389×220 см Музей Прадо, Мадрид

В зимних пейзажах малых голландцев люди на коньках занимают почетное место. Ограничусь одним художником.

Для примера - три работы голландца Хендрика Аверкампа (1585-1634), мастера зимнего пейзажа. В раннем детстве его семья поселилась в Кампене (провинция Оверэйссел), где его отец содержал аптеку. Хендрик Аверкамп от рождения был немым, отсюда и его прозвище (Stomme Campen, немой из Кампена). Аверкамп в своем творчестве специализировался на зимнем пейзаже, став известнейшим живописцем этой темы в европейском искусстве. Художник органично сочетал пейзаж с жанровыми сценами, изображал досуг граждан. В Пушкинском музее есть его зимний пейзаж.

11.

По ссылке на изображении откроется файл 4,083 × 2,670 pixels, file size: 2.77 MB. vi http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hendrick_Avercamp_-_Skating_Scene_-_Google_Art_Project.jpg
Хендрик Аверкамп 1620-е годы, масло, 240х380 мм, ГМИИ им.Пушкина, Москва.

12.

По ссылке на изображении откроется файл 10,718 × 5,438 pixels, file size: 20.18 MB. via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hendrick_Avercamp_-_A_Scene_on_the_Ice_-_Google_Art_Project.jpg
Хендрик Аверкамп. Сцена на льду, около 1625 года, масло, доска, 39.2 х 77 мм, National Gallery of Art, Washington, D.C.

13.


via по ссылке на изображении картинка 4271×4226 px, file size 5,7 Mb, отсюда http://gallerix.ru/album/National-Gallery-London-3/pic/glrx-444597196
Хендрик Аверкамп. Зимняя сцена около замка.

Источники - внутри текста.

Ранее по зимней теме и про малых зимних голландцев: Игра в снежки в Европе, в 14-17 веках:

Самое раннее упоминание слова «конек» можно найти в «Англо-нидерландском словаре» Гемаха (1648 г). В международный спорт слово «коньки» пришло из русского языка коньки, коньки-бегунки, коньки-горбунки. Передняя часть деревянных коньков была украшена конской головой — отсюда и ласковое название, уменьшительное от слова «конь»: коньки .

История коньков
Первые приспособления для передвижения по льду, о которых мы знаем по археологическим раскопкам и из литературы, были сделаны из костей животных. Такие кости-коньки были найдены в Нидерландах, Дании, Баварии, Богемии, Швейцарии, Англии, Норвегии, Швеции и в Советском Союзе. Коньки - одно из древнейших изобретений человечества. Вырезанные из дерева либо выточенные из костей животных и прикрепленные к ботинку, коньки позволяли быстро передвигаться по земле, покрытой льдами. В Сибири катались на моржовых клыках, в Китае - на стволах бамбука. А найденные археологами в Казахстане у Борового озера коньки были сделаны из голенной кости лошади. В Лондонском музее хранится подобный конек - длинная отточенная кость с прорезью для шнурка. Этот конек найден именно в Мурфильде в 1839 году. В британском музее выставлены костяные коньки, на которых катались почти две тысячи лет назад. Коньки эти найдены в прошлом веке. А совсем недавно в 1967 году на берегу Южного Буга и сухого лимана неподалеку от Одессы археологи обнаружили самые древние коньки из всех когда-либо найденных, эти коньки принадлежали киммерийцам — кочевому племени, жившему 3200 лет назад в Северном Причерноморье. Кимерийцы Коньки-лыжибегали на коньках уже в период бронзового века. Эти приспособления делались из костей домашних животных. Кость стачивалась с одной стороны, а на концах ее делали специальные отверстия для крепления к обуви.

Первые коньки фактически были прототипом лыж, не имели заостренных ребер. Отталкивание приходилось производить при помощи палок. Но все-таки передвижение по поверхности, покрытой льдом, происходило намного быстрее и увереннее. Подобные костяные коньки существовали в глубокой древности, и некоторые из них археологи относят к каменному веку. По возрасту они превосходят «инвентарь» древних голландцев и датчан в Скандинавии, коньки появились только в эпоху викингов. В России костяные коньки появились почти 3 тысячи лет назад. При раскопках в поселениях и городах древней Руси - Старой Ладоге, Новгороде, Пскове - были найдены коньки из костей передних ног лошадей. Эти коньки имели три отверстия - два для крепления конька к носку обуви и одно для удержания конька у пятки. В Нидерландах первоначально роль конька наравне с костями животных выполнял деревянный башмак. Затем к таким башмакам стали приделывать металлические полозья.
В Англии времен Шекспира (до начала XVI века) еще катались на костяных коньках, не говоря уж о Норвегии и Исландии, где они были в почете до конца XIX века. Но уже с XIV века научились делать деревянные коньки с металлической полосой на скользящей поверхности.
С XIII и до середины XVIII века коньки служили человеку средством передвижения по замерзшим рекам, озерам и каналам в северных странах, конек изготовляли из деревянной основы, к которой вначале прикреплялся полоз из бронзы или железа, а в последующем - из стали. Первым приклепал коньки к обуви русский император Петр I, который, строя в Голландии корабли, увлекся коньками. Он сразу понял, что коньки и обувь должны составлять единое целое. Деревянные коньки с железным лезвиемчетыре столетия деревянная основа конька, а также полоз изменялись в основном лишь по своей длине и форме. Вторая половина XIX столетия характеризуется бурным развитием конькобежного спорта во всем мире. В Америке, Канаде, Норвегии, Швеции, России и других странах начинают появляться коньки новых конструкций. Катание на коньках стало любимым зимним развлечением, в связи с этим повсеместно начали открываться конькобежные клубы. В России первый такой клуб был открыт в Петербурге в 1864 году всемирно-известным конькобежцем, первым неофициальным чемпионом мира, русским скороходом и фигуристом А. Паншиным. Одновременно с широким распространением катания и бега на коньках шло и их усовершенствование. До 1883 года фигуристы и конькобежцы катались на цельнометаллических коротких, тяжелых коньках с изогнутым лезвием. Такие коньки, сделанные тульскими умельцами, были найдены при строительстве Московского метрополитена.
Норвежские скороходы А. Паульсен и К. Вернер в 1880 г. сконструировали трубчатые беговые коньки.Трубчатые беговые коньки Передняя и задняя металлические платформы привинчивались к подошве ботинка соответственно шестью и четырьмя шурупами.
В 1892 году норвежец X. Гаген предложил еще одно новшество - беговой конек, состоящий из стальной трубки и вставленного в нее стального полоза. Эти коньки дали возможность сделать колоссальный шаг вперед в развитии скоростного бега; на таких коньках бегают до настоящего времени все скороходы мира. Сенсацией стало появление новой модели коньков, изготовленных голландскими фирмами «Викинг» и «Рапс». В 1996—1997 гг. отдельные голландские конькобежцы начали соревновательный сезон на коньках новой модели. Бельгиец Барт ВЕЛДКАМП — победитель Чемпионата мира 1997 г. в беге на 10000 м сказал: «Слепскейт» — будущее конькобежного спорта».

Конек Гейнса
Прототипом современного фигурного конька считается конек д. Гейнса. Эта модель, по существу, сохранилась без изменений до настоящего времени под названием «снегурки». Носок этого конька с толстым лезвием круто загнут кверху и не имеет зубцов, благодаря чему на них можно кататься не только по льду, но и по твердо укатанному, обледенелому снегу. Отсюда, по всей вероятности, и произошло русское название этой распространенной модели. Снегурки весьма удобны при начальном обучении катанию на коньках. Отсутствие зубцов на носке приучает начинающего фигуриста пользоваться для передвижения исключительно ребрами конька, значительная же кривизна его полоза облегчает управление коньком и располагает к катанию по крутым дугам.
Модель У. Салькова сохраняет все основные черты конька Гейнса, но имеет принципиально новую деталь — зубцы, выполненные на носке конька. Появление зубцов отражало возросшую сложность исполнения фигур, необходимость демонстрировать различные остановки, прыжки, пируэты на носке, толчки носком, циркули, переступания с носка на носок и т. д. Появление конька с тремя стойками (модель Н. Панина ) было вызвано техническими соображениями, а именно — увеличением прочности конька. Современный конек не содержит каких-либо новых деталей, конструктивных или эксплуатационных новшеств. Некоторые изменения претерпели лишь форма конька, толщина лезвия и конфигурация зубцов. Конек фигуриста имеет толщину 3—4 миллиметра и заточен так, чтобы боковая и нижняя поверхности лезвия образовывали два острых ребра. Полоз конька закруглен, и поэтому любой наклон тела в сторону вызывает скольжение по дуге.

В фигурном катании применяются три типа коньков:

А. Коньки для исполнения обязательной программы;
В. Коньки для исполнения произвольной программы как в одиночном, так и в парном катании.
С. Коньки для спортивных танцев на льду.
Конек для фигурного катания состоит из трех деталей: полоза, подошвы и каблучка.
Лезвие конька изготовляется из высококачественной углеродистой или легированной, чаще хромованадиевой стали. Закалка, или цементация, производится таким образом, чтобы наибольшую твердость имели полоз конька и нижняя часть боковых поверхностей лезвия, в то время как остальная часть остается «сырой», то есть не столь твердой. Благодаря этому конек при высокой твердости рабочей части сохраняет необходимую эластичность и не ломается при прыжках. Лезвие конька приваривается к двум пластинам, называемым подошвой и каблуком конька. В последних имеются отверстия, через которые специальными шурупами конек крепится к ботинку. В последние годы появились коньки со сменными лезвиями. Лезвия могут меняться в зависимости от характера исполняемых фигур и состояния льда.
Решающее значение имеет конфигурация полоза конька. В передней части кривизна наибольшая, в задней части она несколько меньше, наиболее же плоская часть полоза — средняя. Кривизна полоза конька от одной его части к другой меняется плавно, чтобы при перемене участка скольжения след не имел излома. Высота лезвия конька приблизительно равна 40—50 миллиметрам. Такая высота, с одной стороны, обеспечивает достаточную устойчивость, а с другой - позволяет выполнять фигуры с большим наклоном тела, не касаясь при этом льда подошвой ботинка. Для правильного расположения центра тяжести тела над коньком высота передней его части на 2—4 миллиметра меньше задней. До 50-х годов нашего столетия фигуристы выполняли все упражнения на коньках одного типа. В настоящее время уровень развития фигурного катания настолько возрос, что спортсменам потребовались для различных видов катания несколько разные коньки. Сейчас фигуристы - одиночники используют две пары коньков — одни для обязательных фигур, другие — для произвольного катания, а фигуристы, выступающие в парном катании, только одни — для произвольного катания. Каждый тип коньков отражает специфические особенности обязательной программы, произвольного катания, танцев на льду. Длина лезвия конька зависит от его назначения. Для обязательных фигур она наибольшая, для произвольного катания — обычно несколько меньше, и наименьшая — для танцев на льду, для того чтобы во время поворотов танцоры не задевали коньками друг друга.
Полоз конька вытачивается таким образом, чтобы нижняя поверхность была слегка вогнутой, образуя так называемую канавку, или желобок. Наличие канавки делает ребра конька более острыми, облегчая тем самым исполнение фигур на большом ходу и с наклоном. Диаметр канавки зависит от типа коньков. Наиболее глубокая — у коньков для произвольного катания, где используется высокая скорость скольжения, исполняются вращения и прыжки, требующие сильного давления конька на лед. Современные коньки имеют несколько более тонкие лезвия, чем употребляемые в начале века. Если лезвия коньков Д. Гейнса, У. Салькова и Н. Панина были толщиной до б миллиметров, то современные коньки для обязательных фигур и произвольного катания — около 3—4 миллиметров, а танцевальные еще тоньше —2—3 миллиметра. Существенное значение имеют расположение и конфигурация зубцов. В «школьных» коньках нижний зубец заточен с боков на нет и поэтому имеет форму острого клина. Благодаря этому при скольжении назад зубец, касаясь льда, не вызывает его значительного скобления, что совершенно недопустимо в обязательных фигурах. Нижний зубец «школьных» коньков по сравнению с другими типами коньков несколько вынесен вперед и приподнят, что позволяет скользить на передней части конька, не задевая зубцом за лед.

Точка коньков
. Точку лучше производить на станке, в котором точильный камень вращается вдоль лезвия конька, так как в этом случае окончательная шлифовка поверхности полоза значительно упрощается. Педагогические наблюдения и специальные исследования, проведенные с фигуристами различной спортивной квалификации, позволили установить, что многие коньки отечественных марок мало приспособлены для выполнения обязательных фигур. Очень часто ошибки в микрогеометрии следа фигуры получаются не по вине спортсмена, а в результате отсутствия специального конька для "школы".
Коньки для обязательных упражнений должны отвечать следующим требованиям:
Обеспечивать оптимальный режим скольжения по большим кругам в беспетлевых фигурах и по малым — в петле».
Создавать возможность устойчивого скольжения на средней части полоза конька.
Обеспечивать устойчивость тела при выполнении петлевых поворотов.
Производить кратковременное качение конька с большой амплитудой от его середины вперед-назад и наоборот при выполнении троек, скобок, крюков и выкрюков.
Ботинки. Первоначально коньки тем или другим способом прикреплялись к обыкновенным ботинкам только на время катания. Идея прикрепления коньков к ботинкам наглухо, по преданию, принадлежит Петру Великому. В книге, изданной на голландском языке в 1848 году, есть упоминание о том, что русский император, строя в Голландии корабли, увлекся коньками, и ему пришла мысль о том, что более удобно иметь коньки, скрепленные с ботинками постоянно. В результате этого нововведения обувь, прикрепленная к конькам, потеряла свои обиходные функции, и постепенно стали появляться ботинки, специально приспособленные для катания на коньках. Современные ботинки для фигурного катания изготавливаются точно по размеру ноги из плотной кожи. Характерная особенность — высокие голенища, предназначенные для предотвращения «подламывания» стопы при сильных боковых наклонах тела. Жесткость ботинок зависит от их назначения. Наиболее жесткие ботинки изготавливаются для произвольного катания. Особенно прочными должны быть голенища ботинок у спортсменов-мужчин, выступающих в парном катании, так как при исполнении поддержек нагрузка на ботинки превосходит суммарный вес партнеров. Для обеспечения требуемой жесткости носок и пятка изнутри укреплены твердой кожей. Голенища, чтобы они не потеряли способности плотно облегать ногу и имели достаточную прочность, делают из двух слоев кожи, между которыми проложен слой парусины
Ввиду значительной нагрузки при исполнении прыжков, в ботинках для произвольного катания каблук обычно укрепляется тонкой трубкой, пропущенной сверху вниз через его центр. Ботинки должны быть также снабжены широким язычком, в который вшивается толстый (0,5 сантиметра) слой пористой резины или поролона, а верхняя часть шнуровки — крючками для облегчения надевания ботинок.
Приклепление коньков к ботинкам. Большое число неудач начинающих фигуристов вызвано неправильной установкой коньков. Признаком этого является хроническое подламывание стоп, скобление льда при выполнении простых дуг, а также искривление голенищ ботинка. Для начинающих и юных фигуристов можно рекомендовать расположение конька относительно подошвы ботинка такое, при котором задняя часть лезвия совпадает с серединой подошвы ботинка, а передняя сдвинута внутрь приблизительно на половину толщины лезвия. Прикрепляя коньки, следует учитывать, что для фигуристов с Х-образной формой ног коньки надо сдвинуть внутрь, а для тех, у кого 0-образная форма, — наружу от их обычного расположения. Для фигуристов-мастеров требуется индивидуальная подгонка коньков к ботинку. Большинство моделей коньков имеет в каблуке и подошве специальные установочные отверстия, допускающие некоторое перемещение конька относительно ботинка. Путем последовательных проб определяется положение конька отдельно для каждой ноги. И только после этого они крепятся окончательно на все тулупы. Привинчивать коньки к подошве следует медными или другими нержавеющими шурупами. Рекомендуется предварительно наколоть отверстия острым шилом и привинчивать шурупы, смазав их мылом. Нельзя допускать прокручивания шурупов: в таком случае крепление может оказаться непрочным, а это создает немалую опасность для катающегося.


Исторические факты о коньках

- Впервые упомянул о коньках в литературе кентерберийский монах Стефаниус, который в 1174 году создал «Хронику знатного города Лондона». Вот как описывал он зимние забавы: «Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда заниматься спортом на льду. Одни, шагая как можно шире, быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты…» Красиво писал монах, но, как и многие журналисты, любил, видимо, присочинить: разве на коньках можно бегать со скоростью полета копья? Но простим преувеличение древнему затворнику. Будем благодарны ему за его труд.
- В британском музее выставлены костяные коньки, на которых катались почти две тысячи лет назад. Коньки эти найдены в прошлом веке.
- А в 1967 году на берегу Южного Буга и сухого лимана неподалеку от Одессы археологи обнаружили самые древние коньки из всех когда-либо найденных. Эти коньки принадлежали кимерийцам - кочевому племени, жившему 3200 лет назад в Северном Причерноморье. Кимерийцы бегали на коньках уже в период бронзового века. По возрасту, они превосходят “инвентарь” древних голландцев и датчан в Скандинавии, коньки появились только в эпоху викингов.
- С течением времени совершенствовались и сами коньки, и способ передвижения на них. Кости животных были заменены деревянными брусками. Вначале их поверхность полировали, затем стали прикреплять к ней металлические полоски
- В ХIII веке в Голландии и Исландии появились коньки с загнутым спереди железным полозом, вставленным в деревянную колодку. Их привязывали к обуви ремнями. А русские умельцы вырезали загнутый носок конька в виде конской головы, отсюда и название “конь-ки“.
- Стальные коньки, наглухо привинчивающиеся к обуви, изготовили на Тульском оружейном заводе по указу Петра I. А в 1908 году в России появился первый чемпион по фигурному катанию Николай Панин. Он также стал единственным в дореволюционной России обладателем золотой медали Олимпийских игр и пятикратным чемпионом нашей страны в этом виде спорта. С тех пор мы прочно удерживаем мировое первенство по фигурному катанию, а русская школа по праву считается сильнейшей.
- Первый конькобежный клуб открылся в 1604 году в шотландском городе Эдинбурге. В 1763 году спортсмены туманного Альбиона провели первую международную товарищескую встречу с американскими скороходами.
- Более трехсот лет назад английский дипломат Карлейль, побывавший в Москве, писал: «Любимое зимнее развлечение московитян - катание на коньках». Да и в произведениях А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна не раз упоминается об этом.

Использовать коньки люди научились достаточно давно. По последним предположениям археологов, это произошло три тысячи лет назад.

Первоначально коньки изготавливались из костей животных и шнуровались веревками. На таких коньках люди перемещались в древности по замершим водоемам и рекам.

На Руси коньки еще украшали конскими головами. Из-за неудобства передвижения на таких коньках, на Руси считали данный вид как детской забавой. Только после изобретенного нового вида коньков (деревянная основа, металлические полозья), на коньках стало кататься гораздо легче.

Считается, что изобретателями нового вида являются Голландцы. Они стали первыми, которые использовали металлические полозья и деревянную основу. Позже ими было разработано обоюдоострое лезвие, которое позволило скользить по льду с большей скоростью и легкостью.

В 1800-х годах появились новые стили катания, что позволило данный вид спорта поднять на новую ступеньку популярности среди жителей. В 1900-х годах были разработаны и усовершенствованы коньки. Коньки стали изготавливать с закрытым носом, а лезвие было уже цельным, что позволило в свою очередь укрепить саму конструкцию и снизить вес.

В 1877 году в России образовывается первый клуб почитателей конькобежного спорта. Этому клубу суждено было сыграть очень важную роль в развитии фигурного катания в России, так как на его базе уже в 1896 году был проведен первый чемпионат мира по фигурному катанию.

Паншин Александр Никитич – это первый фигурист в России, который выиграл чемпионат мира по фигурному катанию. Александр Паншин считается в мире уникальным конькобежцем, так как на коньках начал кататься в 39 лет и был непобедимым чемпионом в мире на протяжении трех лет с 1897 года по 1900 год включительно.

Приемником Александра Паншина стал уроженец Воронежской губернии Николай Александрович Панин-Коломенкин. Николай стал пятикратным чемпионом России (1901, 1902, 1903, 1905, 1907 гг.), призером чемпионата мира в 1903 году, Европы в 1904 и 1908 гг. и конечно же олимпийским чемпионом в 1908 году.

Лидерами Российского фигурного катания в предвоенные годы были: Р. и А. Гандельсмана, П. Чернышев, П. Орлов, р. Новожилова, С. Глейзер, К. Лихарев, Т. Гранаткина, Толмачев, которые в дальнейшем внесли значительный вклад в развитие фигурного катания в нашей стране, выступив в качестве преподавателей. Именно с этих людей началась история создания непобедимой школы фигурного катания в России. Наверное, всем известны такие фамилии как: Б. Москвин, Н. Москвина, В. Мишин, Т. А. Тарасова — это группа талантливых тренеров, которые продолжили путь непобедимой школы в наше время. И всем известны легенды фигурного катания, такие как: Алексей Уланов и Ирина Роднина, Елена Водорезова, Алексей Ягудин, Евгений Плющенко.

— Фигурное катание зародилось только в 1850 году, когда конькобежцы экспериментировали с различными прыжками и вращениями на льду.

— Первый чемпионат мира по фигурному катанию среди мужчин был проведен в России в 1896 году.

— Первый чемпионат мира по фигурному катанию среди женщин был проведен в Швейцарии в 1906 году.

— В середине 1800-х годов катание на коньках было сильно популярно среди представителей среднего и высшего классов.

— Несчастные случаи во время катания на коньках являются наиболее распространенными во время хоккейных игр и выступлений в парном катании.

— Елена Водорезова – самая юная советская спортсменка, которая принимала участие в Олимпийских играх, за всю историю советского спорта.

— Евгений Плющенко – делит рекорд по количеству олимпийских наград с фигуристом Йиллисом Графстером. У каждого из фигуристов их по 4-и. Евгений стал первым фигуристом, который смог выполнить на соревнованиях каскад четверной тулуп — тройной тулуп — тройной риттбергер и первым среди мужчин выполнил вращение бильман, каскад тройной аксель-ойлер-тройной флип.

В детстве я очень любила смотреть с родителями фигурное катание. И если мама сопереживала неудачам спортсменов, пестрила какими-то специфическими терминами, обозначающими элементы, которые исполняли фигуристы, то я, маленькая девочка, во все глаза рассматривала костюмы выступающих девушек. Блестящие платья, совсем как у настоящих принцесс, и прыжки-взлеты - как по волшебству. Магия фигурного катания до сих пор живет в той маленькой девочке, которая просыпается в уже взрослом человеке, когда в поле моего зрения попадает этот вид спорта. И, мне кажется, что если театр начинается с вешалки, то фигурное катание - с коньков.

Как человеку впервые пришла в голову идея катания на льду - неизвестно. Возможно, что некий киммериец (а именно представителям этого кочевого народа историки приписывают создание прообраза современных коньков) вышел однажды на улицу, и на месте привычной водной глади протекающей рядом с домом реки эту самую гладь и не увидел. Собственно, гладь была, но поменяла свою структуру: плыть невозможно, а идти пешком - скользко. Как быть нашему киммерийцу? Ведь ему срочно нужно было попасть по своим кочевым делам на другую сторону реки! Почему он не воспользовался для этой цели более привычным для него способом - нам никогда не узнать. Может, этот киммериец обладал натурой истинного изобретателя? Иначе бы ему не пришло в голову создать первые в мире костяные коньки, чтобы быстро и легко передвигаться по замерзшему Днепровскому лиману.

Подобные киммерийским, костяные коньки использовались и гораздо позднее: по упомянутому лиману конькобежцы передвигались на них еще в VIII-VII веках до нашей эры, а европейцы катались примерно на таких же в XII веке. Об этом есть упоминание в «Хронике знатного города Лондона»: ее автор, монах Стефаниус, пишет о катающихся так:

Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда. Одни, шагая как можно шире, просто быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты…

Сложно представить мастерство этих «других», которые ухитрялись кататься на костях. Предложить сейчас такое средство передвижения современным спортсменам - думаю, они в лучшем случае покрутят кости с ремешками в руках, а в худшем - просто откажутся брать их в руки. Впрочем, они могут заинтересоваться иными вариантами: например, на Севере умельцы для изготовления коньков использовали моржовые бивни, а в Китае, за неимением оных, брали для той же цели бамбук. Катались по тому же принципу, отталкиваясь ото льда бамбуковыми палками. Первым конькобежцам была доступна не только прямая техника катания: они могли двигаться и вбок, с проскальзыванием. Современные техники становятся доступны только с появлением стальных коньков, которые не скользили по льду, а резали его благодаря остро заточенным кромкам.

В XIII веке на смену берцовой кости приходит дерево. В деревянный брусок вставляли заостренную с одной стороны металлическую полоску, и на такой вот конструкции скользили по льду. Только к XVIII веку коньки становятся полностью металлическими, причем форма их была такой, как желал сам заказчик. Желающий покататься рисовал примерный эскиз, и приходил с ним к кузнецу. Тот оценивал сложность работы, называл цену, и, если заказчик и исполнитель были довольны условиями друг друга, то в скором времени будущий конькобежец получал готовую продукцию. Отсюда и разница во внешнем виде коньков: изготовленные по индивидуальным чертежам, они практически не повторялись. Кто-то предпочитал, чтобы носок его конька был плавным и аккуратным, кто-то, наоборот, желал получить коньки с лихо закрученной спиралью, а иные, идущие на поводу своего эстетического чувства, просили украсить их «транспорт» по корабельному типу. Чаще всего на носках появлялись миниатюрные лошадиные головы, которыми украшали нос кораблей. Может, отсюда и произошло их современное название - «коньки»?

Украшения были разнообразными, а вот форма, как и способ крепления, - стандартными. Так, Петр I, прибыв в Европу, не просто наблюдал за развлечением европейцев, но и пожелал сам к нему присоединиться. Однако местные конькобежцы, привязав лезвия к обуви на время катания веревкой, после него отвязывали коньки и продолжали свой путь в тех же сапогах или ботинках. Петр счел это весьма неудобным, и намертво привинтил выданную ему пару к своей обуви. Конечно, он же царь - у него сколько угодно пар запасных сапог, к любым из которых можно прикрутить коньки. Покатался от души, и убрал в темный угол до следующей зимы, чтоб глаза не мозолили. Европейцы же не оценили благородной идеи своего царственного гостя, и продолжили привязывать свои коньки веревками.

Когда Петр I вернулся домой, то одним из первых его распоряжений была организация собственного производства коньков, которое в скором времени и было налажено на тульских заводах. Московская и петербуржская знать быстро заинтересовалась новинкой (допускаю, что не по своей воле, потому что после смерти монарха увлечение потеряло свою популярность, а показные катания на радость новатору были всего лишь попыткой подлизаться). Вскоре на застывших реках и озерах раздавался веселый шум, идущий от развлекающихся горожан. Сохранилось даже воспоминание о том, как москвичи, современники Петра, приняли европейскую забаву:

Москвитяне усердно учились кататься на коньках, причем они неоднократно падали и сильно ушибались. А так как они по неосторожности иногда катались по тонкому льду, то некоторые из них проваливались по шею в воду. Между тем они отлично переносили холод и потому не торопились надевать сухое платье, а продолжали кататься еще некоторое время в мокром. Затем уже переодевались в сухое платье и снова отправлялись кататься. Этим они занимались так ревностно, что делали успехи, и некоторые и них могли отлично бегать на коньках…

Может, действительно увлечение москвичей катанием на коньках было показным, из страха прогневить вспыльчивого правителя, но большей части развлечение пришлось по душе. Несмотря на его спад после смерти Петра I, век спустя Пушкин отметил, как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих ровных рек. Немного забегая вперед, скажу, что упомянутое Пушкиным «зеркало» было не таким уж гладким, и его неровность доставляла конькобежцам немало неудобств, однако первый каток появился только в 1842 году: его залил житель Великобритании Генри Кирк.

А что Европа? А там - в частности, первопроходцами оказались шотландцы - в 1604 году открылся первый конькобежный клуб, участники которого даже устраивали соревнования. Их суть состояла не просто в забеге на определенную дистанцию: по пути еще нужно было перепрыгнуть через три шляпы, уложенные на пути конькобежца, и подобрать одну монетку. Ну и, разумеется, прибыть к финишу первым. Приз, за исключением шляп, доставался победителю, а потому азартные шотландцы имели хоть малую, но все же мотивацию в финансовом плане. Норвежцы пошли еще дальше: именно там, в 1888 году, появились первые тонкие лезвия, благодаря чему беговые коньки можно было назвать уже профессиональными. Однако в борьбе за звание мирового чемпиона по конькобежному спорту в классическом многоборье, развязавшейся в 1889 году, стал вовсе не норвежец, а потомок тех самых московитов, которые еще не так давно впервые встали на коньки - Александр Паншин. Примерно в этот же период основано и Санкт-Петербургское общество любителей бега на коньках.

XIX век приходит с «подарком» как для любителей, так и для профессионалов конькобежного спорта: целых три новых модели коньков. И трубчатые, и трубчатые, но со вставленным в трубку лезвием, и состоящие из двух отдельных частей, крепящихся друг к другу. Появился прототип современного конька, создателем которого стал знаменитый американский фигурист Джексон Хейнс. Мастера по его индивидуальному заказу создали коньки без всяких трубок, - просто прямое тонкое лезвие, конец которого был круто загнут. Хейнс был настолько уверен в превосходстве выбранной им формы, что выступил в этих коньках перед российской императорской фамилией. По воспоминаниям очевидцев, находившихся 7 февраля 1865 года в саду Таврического дворца, Романовы были восхищены искусством американского конькобежца, который весьма натурально изобразил все затруднения новичка в этом виде спорта, а потом и подробно рассказал, чем помогут ему изобретенные собственно Хейнсом коньки. Похвала венценосного семейства была весьма лестной. Но название «коньки Хейнса» в России не прижилось: у нас эту форму окрестили «снегурками». Их можно увидеть на любой новогодней открытке, сюжет которой развивается вокруг Снегурочки, катающейся на коньках.

А дальше… дальше коньки развиваются стремительно. Для нескольких видов спорта, в которых они являются неотъемлемой частью снаряжения участника, появились свои формы. Для фигурного катания, для хоккея, для бега и для танцев на льду, и, как апофеоз - роликовые коньки, для тех, кто не желает расставаться с любимым занятием даже в жаркий период.

Загрузка...