Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Парциальная программа феникс шахматы для дошкольников. Методичка учебно-методического комплекса "феникс" русской шахматной школы

Данная программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, таких как логическое мышление, восприятие, внимание, воображение, память, начальные формы волевого управления поведением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад № 1 «Рябинка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы

«Королевство шахмат»

Разработала: воспитатель Коньшина Н.Р.

г. Нефтеюганск

2016 г.

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, а также Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р), Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа – Югры от 27 июня 2013 года № 676 «Об утверждении Концепции математического образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» ставят перед системой дошкольного образования новые задачи в математическом образовании детей дошкольного возраста.

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса, необходима каждому человеку для успешной жизни в современном обществе. Математика способствует развитию познавательных способностей человека, в том числе к логическому мышлению. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.

В Концепции математического образования в России указано: «Математика может стать национальной идеей России XXI века… Особое внимание именно к самостоятельному решению задач, в том числе – новых, находящихся на границе возможностей ученика, было и остается важной чертой отечественного математического образования… Важным элементом… являются математические соревнования школьников. Должен быть расширен охват ими, как и играми с математическим и логическим содержанием (включая шахматы и шашки) …

Разумеется, для этого следует постепенно расширять присутствие в системе образования специальных дисциплин, которые позволяют развивать интеллект, интеллектуальные способности, формировать такие качества личности, как самостоятельность, сообразительность, наблюдательность, находчивость. Одной из такой дисциплин, которые дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения, являются шахматы. Занятия шахматами необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в процессе обучения игре в шахматы у дошкольников развиваются мыслительные операции: анализ, сравнение, логическое мышление; творческие способности и познавательные процессы: восприятие, память, внимание.

Шахматы – не только народная игра в России, но и в определенной степени интеллект российского государства. Поэтому инновационные технологии обучения детей шахматной игре, нацеленные на развитие, несомненно входят в число передовых технологий.

В Ханты-Мансийском автономном округе одним из региональных составляющих математического образования является шахматное образование. В Ханты-Мансийске прошла конференция в «Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования», направленная на реализацию идей, заложенных в Декларации Европарламента, где директор департамента образования и молодёжной политики ХМАО – Югры Л.Н.Ковешникова отметила: «Организация шахматного образования – вовлечение ребят в процесс изучения шахмат и в новый процесс мыслительной деятельности - что является эффективным способом сопровождения развития мышления ребенка. Сегодня система образования обязана обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка с помощью «умных» технологий. Шахматное образование – это и есть технология индивидуального сопровождения каждого ребенка!».

Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет поддерживать устойчивый интерес к знаниям и сделать обучение радостным, так как предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, что способствует развитию мышления и памяти, умений сравнивать, обобщать, содействует формированию таких ценных качеств, как усидчивость, собранность, самостоятельность. Шахматная игра является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Образовательная программа «Королевство шахмат» по обучению игре в шахматы разработана на основе программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе». Данная программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, таких как логическое мышление, восприятие, внимание, воображение, память, начальные формы волевого управления поведением.

Программа максимально проста и доступна дошкольникам. Игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий помогает дошкольникам освоить игру в шахматы.

Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается прежде всего в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.

Объем и реализация рабочей программы.

Рабочая программа рассчитана на два года обучения для детей старшего дошкольного возраста, 28 занятия в год, с проведением одного занятия в неделю продолжительностью 25 минут во второй половине дня.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы кружка «Королевство шахмат» требует наличия кабинета дополнительного образования.

Оборудование кабинета:

Дидактические игры для обучения игре в шахматы;

Наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

Демонстрационная настенная магнитная доска с комплектами шахматных фигур;

Настольные шахматы разных видов;

Шахматные столы;

Обучающие видеоуроки по шахматам;

Родительский уголок «Обучаем игре в «Шахматы».

Технические средства обучения: компьютер, проектор, акустическая система, принтер.

Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления игры в шахматы.

Задачи обучения дошкольников игре в шахматы:

а) образовательные:

Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.

Познакомить с основными шахматными понятиями, терминами.

Учить детей свободно ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать шахматные партии.

Обеспечить успешное овладение детьми основополагающими принципами ведения шахматной партии.

Б) развивающие:

Формировать стремление ребенка к самостоятельному решению логических задач.

Развивать мыслительные операции.

в) воспитывающие:

Воспитывать, усидчивость, целеустремленность.

Учить анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность, выбирать правильное решение.

Прививать культуру общения , уважение к взрослым и детям.

Формы работы с детьми включают:

подгрупповые занятия, занятия в парах, включающие в себя:

специально подобранные игры, упражнения, задания, чтение художественной литературы, соревнования,игры,упражнения,просмотр презентаций, самостоятельная деятельность детей.

Методы обучения:

Объяснительно – иллюстративный;

Проблемный;

Поисковый.

Формы занятий: индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.

Программа рассчитана на детей 5 -7 лет. Занятия проводятся с подгруппой по 8 человек. Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 28 занятия. Продолжительность 25 минут.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны диагностические критерии проводится в форме индивидуальной беседы, через решение практических задач.

Планируемые результаты освоения программы.

Первый год обучения:

Воспитанник:

Имеет представление о шахматной доске;

Правильно размещает доску между партнерами;

Ориентируется на шахматной доске;

Различает и называет шахматные фигуры;

Правильно расставляет шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение перед партией;

Умеет играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;

Имеет представление об элементарных правилах игры в шахматы;

Умеет перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;

Знает правила хода, взятие каждой фигуры;

Владеет основными шахматными терминами;

Умеет делать рокировку;

Умеет объявлять шах;

Умеет ставить мат;

Умеет решать задачи на мат в один ход.

Второй год обучения:

Воспитанник:

Определяет ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур;

Владеет основными тактическими приемами;

Знает, что означают следующие термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль;

Умеет матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

Проводит элементарные шахматные комбинации;

Решает простейшие шахматные задачи в 1-2 хода;

Разыгрывает шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры.

Предварительный просмотр:

Первый год обучения

Октябрь

тема

задачи

Шахматная доска.

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля.

Рождение, история развития шахмат. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Шахматная доска.

Объяснить, что линии бывают вертикальные и горизонтальные; расположение доски между партнерами.

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.

Шахматная доска.

Знакомство с центром доски – четыре поля в середине шахматной доски, диагональю.

Диагональ. Отличие диагонали от вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали.

Шахматные фигуры.

Знакомство с шахматными фигурами. Учить детей запоминать, как называется каждая из фигур. Учить уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету.

Знакомство с шахматными фигурами.

Ноябрь

Начальное положение

Учить правильно, располагать фигуры перед партией.

Места фигур в начальном положении.

Ладья

Освоить ход ладьи.

Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи.

Ладья

Продолжать осваивать ход ладьи.

Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания "Один в поле воин", "Кратчайший путь", "Лабиринт", "Перехитри часовых".

Слон

Освоить ход слона. Научить детей, что очень важно, чтобы слон точно передвигался наискосок.

Учить, что по белым полям передвигаются белопольные слоны, а по черным клеткам ходят чернопольные слоны.

Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура.

Декабрь

Слон

Продолжать осваивать ход слона.

Ход слона, взятие.

Ладья против слона

Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами. Учиться нападать на фигуру партнера, ограничивать ее подвижность, уводить из-под боя свою фигуру, занимать по возможности центральные поля, на которых сила ладьи и слона возрастает.

Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов.

Ферзь

Освоить ход ферзя, Научить детей сражаться самыми сильными шахматными фигурами – ферзями. При аккуратной игре этот поединок завершиться вничью.

Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя

Ферзь против ладьи и слона

Учить детей играть ферзем против ладьи, ладьей против ферзя, ферзем против слона, слоном против ферзя на шахматной доске «восемь полей на восемь».

Ферзь против ладьи и слона.

Январь

Конь

Обучить детей ходу коня; учить ребенка играть конем против коня.

Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух.

Конь против ферзя, ладьи, слона.

Учить детей играть конем против ферзя, ладьи, слона.

Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения.

Дидактическая игра «Игра на уничтожение».

Пешка

Обучить детей ходу пешки; Учить детей, что пешки ходят по вертикали, а бьют по диагонали.

Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Правила шахматной игры.

Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение».

Февраль

Превращение пешки

Научить детей как можно пешку превратить в другую фигуру; объяснить, что ферзь – самая сильная фигура, поэтому чаще всего выгоднее превращать пешку именно в ферзя.

Превращение пешки в ферзя.

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами.

Учить детей играть пешкой против ферзя, ладьи, коня, слона.

Король.

Обучить детей ходу короля.

Учить детей, что королей в шахматах не бьют, но под бой их ставить нельзя.

Знакомство с королем. Место коня в начальном положении. Ход короля, взятие.

Король против других фигур.

Продолжать обучать детей ходу короля против других фигур.

Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки.

Март

Шах.

Научить детей, что шах – важное шахматное понятие. Если одна из фигур напала на неприятельского короля – это шах. Если короля атакуют одновременно две фигуры – это двойной шах. Учить, что в шахматах надо своего короля беречь. А если королю дали шах, надо спасать его из-под боя…

Знакомство с шахматным понятием «шах».

Шах

Учить детей ставить открытый и двойной шах. Учить детей из нескольких вариантов шаха выбирать лучший.

Открытый и двойной шах.

Мат

Объяснить детям, что достижение мата – вот главная цель шахматной партии. Тот, кому поставили мат – проиграл.

Знакомство с понятием «мат».

Мат

Научить ребенка ставить мат в один ход ферзем, ладьей и слоном.

Мат в один ход. Простые примеры.

Мат

Научить ребенка ставить мат в один ход с большим числом шахматных фигур.

Мат в один ход. Сложные примеры.

Апрель

Ничья, пат

Учить детей отличать пат от мата. Учить детей разным вариантам ничьей.

Отличие пата от мата. Варианты ничьей.

Рокировка

Познакомить детей с понятием, правилами и видами рокировки (длинная и короткая).

Понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки.

Шахматная партия

Научить детей расставлять фигуры в начальное положение.

Расстановка фигур в начальное положение.

Шахматная партия

Познакомить с принципами разыгрывание дебюта.

Упражнять в умение играть всеми фигурами из начального положения.

Игра всеми фигурами из начального положения.

Предварительный просмотр:

Перспективный план по программе «Королевство шахмат»

Второй год обучения

Октябрь

тема

задачи

Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат». Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

Повторение пройденного материала.

Уточнение уровня освоения программного материала за 1 год обучения.

Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика.

Краткая история шахмат.

Познакомить с некоторыми аспектами истории шахмат.

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

Ценность шахматных фигур.

Дать представление детям о ценности фигур. Формировать умение правильно оценивать фигуры.

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя, ладьи, слона). Игровая практика.

Ноябрь

Познакомить с техникой матования одинокого короля.

Техника матования одинокого короля.

Закрепить навык матования

Одинокого короля.

Две ладьи против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

Познакомить детей с положением в шахматах , в котором любой ход игрока ведёт к ухудшению его позиции.

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.

Достижение мата без жертвы материала.

Познакомить детей с миттельшпиль – это следующий за дебютом этап шахматный игры, в котором происходят основные действия.

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.

Декабрь

Достижение мата без жертвы материала.

Научить детей ставить мат в два хода в дебюте.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.

Шахматная комбинация.

Познакомить детей с тактическим приёмом - отвлечение фигуры, при котором фигура, вынужденная перейти на другое поле, перестаёт выполнять какие-либо важные функции.

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

Шахматная комбинация.

Завлечение, при котором нужно завлечь фигуру соперника на неудачное поле.

Матовые комбинации. Тема завлечения. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

Шахматная комбинация.

Познакомить детей с тактическим приёмом -

блокировка, с помощью которого заставляют фигуры соперника блокировать путь отступления другой, как правило, более ценной фигуры, которая становится объектом атаки.

Матовые комбинации. Тема блокировки. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

Январь

Шахматная комбинация.

Познакомить с комбинацией разрушения.

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

Шахматная комбинация.

Познакомить с

«рентгеном»- эффект долговременного воздействия дальнобойной фигуры, от которого фигуры соперника не в состоянии надежно укрыть.

Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

Шахматная комбинация.

Упражнять в умении сочетать темы комбинаций и тематические приемы.

Матовые комбинации. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

Февраль

Шахматная комбинация.

Познакомить с комбинациями, ведущие к достижению материального перевеса. Продолжать обучать детей тактическим приемам: отвлечение, завлечение.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

Шахматная комбинация.

Развивать умение комбинировать ходы для достижения материального перевеса. Формирование навыков игры в шахматы путем изучения одного из видов тактического приема «связка» (полная, неполная, сложная).

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

Шахматная комбинация.

Познакомить детей с сочетанием тактических приемов при игре в шахматы: освобождение пространства, перекрытие и учить применять эти приемы при игре.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

Шахматная комбинация.

Знакомство с правилом превращения пешки; закрепление навыков игры.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. Дидактическое задание «Проведи пешку в ферзи». Игровая практика.

Март

Шахматная комбинация.

Научить детей использовать сочетание тактических приемов при игре в шахматы.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

Шахматная комбинация.

Знакомство с понятиями «ничья», «пат».

Решение дидактических заданий «Пат или не пат?»

Воспитание любви к шахматам.

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактическое задание «Сделай ничью». Игровая практика.

Шахматная комбинация.

Познакомить с комбинацией для достижения ничьей – комбинация на вечный шах.

Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. Дидактическое задание «Сделай ничью». Игровая практика.

Шахматная комбинация.

Познакомить с общими идеями дебютов, показать несколько известных дебютов, научить определять хороший ход при выполнении дидактических заданий.

Типичные комбинации в дебюте. Дидактическое задание «Проведи комбинацию».

Шахматная комбинация.

Продолжать знакомить с дебютами (на сложных примерах).

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактическое задание «Проведи комбинацию». Игровая практика.

Апрель

Шахматная комбинация.

Совершенствование игровых навыков.

Дидактическое задание «Проведи комбинацию». Игровая практика.

Повторение программного материала.

Повторение программного материала, закрепление пройденного, развитие логического мышления.

Упражнения с шахматными фигурами.

«Королевство шахмат»

Критерии оценки:
Высокий уровень - правильно выполняет задание самостоятельно
Средний уровень - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или выполняет самостоятельно, но допускает 1-2 ошибки.
Низкий уровень - выполняет задание не правильно.

Диагностические задания по оценке уровня освоения программы детьми 5-6 лет.

Цели: выявить умение правильно располагать шахматную доску, шахматные фигуры и пешки на шахматной доске, знание названий шахматных фигур, действий с шахматными фигурами и пешкой.

Задание № 1 .

Инструкция:
Куклы решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную доску.
Задание № 2.

Инструкция:
Давай поиграем в игру «Школа». Это твои ученики, как их зовут?
Задание № 3.

Инструкция:
Куклы решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную доску
для кукол.

Задание № 4. Инструкция:
Посади своих учеников каждого на свое место.
Задание № 5.
Инструкция 1:

Инструкция 2:

Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Инструкция 3:
Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).

Диагностические задания по оценке уровня освоения программы
детьми 6-7 лет.

Цели: выявить знания детей истории шахматной игры, действий с шахматными фигурами и пешкой, умение определять, где на шахматной доске объявлен «шах», «мат» королю, умение разыгрывать шахматные положения, умение ставить шах, мат.

Задание № 1.
Инструкция:
Расскажи, что ты знаешь о шахматах, как об игре, которая возникла еще в
древности. Назови, каких чемпионов мира по шахматам ты знаешь?
Задание № 2.
Инструкция 1:
Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Инструкция 2:
Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Задание № 3.
Инструкция:
Скажи, что такое «шах». Найди схему, где в шахматной партии королю
объявлен «шах».
Задание № 4.
Инструкция:

Скажи, что такое «мат» в шахматах. Найди схему, где в шахматной партии
королю объявлен «мат».
Задание № 5.
Инструкция 1:
Определи на шахматной доске - куда должен встать белый слон, чтобы
перекрыть ход черной пешке?
Инструкция 2:
Определи на шахматной доске - куда сходить белому королю?

Инструкция 3:
Определи на шахматной доске - куда сходить белому ферзю, чтобы напасть
на ладью?
Инструкция 4:
Определи на шахматной доске - куда сходить белой ладье, чтобы сделать
тупик коню?
Инструкция 5:
Определи на шахматной доске - как черному слону напасть на белую ладью?
Задание № 6.
Инструкция:
Поставь на шахматной доске черному королю «шах» ладьей (слоном, конем,
ферзем, пешкой).
Задание № 7.
Инструкция:
Поставь на шахматной доске «мат» черному королю.

Показатели освоения программы первого года обучения:

Высокий уровень: ребенок имеет представление о шахматах. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Ребенок самостоятельно ведет шахматную партию.
Делает правильные ходы, направленные на то, чтобы напасть на фигуру
противника, ограничить ее подвижность, вывести из - под удара.

Средний уровень: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. В игре допускает ошибки, некоторые фигуры остаются незадействованными.

Низкий уровень: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах», «мат». Ребенок не может вести игру.

Показатели освоения программы второго года обучения:
Высокий уровень: ребенок умеет самостоятельно определять ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур; владеет основными тактическими приемами; знает, что означают следующие термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль; умеет матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; проводит элементарные шахматные комбинации; решает простейшие шахматные задачи в 1-2 хода; разыгрывает шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры.

Средний уровень: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно определять ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур; путает термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль; решает простейшие шахматные задачи в 1-2 хода; разыгрывает шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры, но в игре допускает ошибки.

Низкий уровень:

ребенок не умеет самостоятельно определять ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур; не владеет основными тактическими приемами; не знает, что означают следующие термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль; не умеет матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; проводит элементарные шахматные комбинации; затрудняется в решении простейших шахматных задач в 1-2 хода; не умеет разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры.

Предварительный просмотр:

Учебно – методическое обеспечение

1.И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес и тайн полны: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1.- 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012. – 80с., ил.

2. И.Г. Сухин. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2.- 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 80с., ил.

3. И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь для начальной школы. В 2-х частях. Часть 2.- 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 32с., ил.

4. И.Весела. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

5. В. Гончаров. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.

6. В. Гришин, Е. Ильин. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.

7. В. Князева. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

8. И.Г. Сухин. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

9. И.Г. Сухин. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.



  1. 1. ФЕНИКС ШАХМАТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей.
  2. 2. ВВЕДЕНИЕ Возрастные особенности развития дошкольников: головной мозг заканчивает свое анатомическое формирование; развивается образное мышление; внимание становится произвольным. РЕБЁНОК - приобретает потребность в «действиях в уме» и начальную мотивацию к интеллектуальной деятельности; проявляет индивидуальный интерес к различным аспектам шахматной игры (соревнование, решение задач, иное); владеет умениями и навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми, в том числе на основе образно-символичных и нормативно-знаковых материалов. - создает интеллектуально-состязательную среду для развитияПЕДАГОГ/ВОСПИТАТЕЛЬ социально-коммуникативных и познавательных личностных свойств ребенка; укрепляет сотрудничество всех участников образовательного процесса - «ребёнок–семья–дошкольная образовательная организация». - получает инструмент эмоционально здоровой коммуникации с детьми вРОДИТЕЛЬ формате интеллектуально-состязательной среды в досуговое время; расширяет диапазон ответственности за выбор интеллектуального предпрофессиональ- ного развития своего ребенка на раннем этапе социализации. ФЕНИКС – Шахматы для детей 4-7 лет 4-5 лет - образно-символический материал 5-6 лет - к образно-символичному материалу рекомендуется добавлять нормативно-знаковый материал 6-7 лет - все типы материалов с более сложным содержанием РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ФЕНИКС
  3. 3. Урок 2 - ШАХМАТНАЯ ДОСКА ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в обсуждении; Ребёнок интересуется причинно-следственными связями и пытается самостоятельно придумывать объяснения. ОТВЕТЫ 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Дискуссия Обсуждение с показом Заполнение раздаточного материала Опрос РЕКОМЕНДАЦИИ Задать вопросы «Помните сюжет сказки?», «Кто главный герой сказ- ки?», «Если человек никогда не видел шахматной доски, как ему ее описать?». При необходимости, перечитать предыдущий урок. Занимающемуся выдать раздаточ- ный материал (урок 2). При заполне- нии раздаточного материала обра- тить внимание на личностные осо- бенности пространственного восприятия. Помогая ребёнку правильно выполнить задание, указывать на середину доски (понятия «центр» и «угловые клеточки»). Отме- тить нестандартные решения деления доски. Собрать раздаточный материал, вложить в персональную папку. Обсуждая (с показом) выполненную работу, следует обратить внимание на геометри- ческое пространство учебного помещения – угловые и центральные места. В ходе дискуссии отметить счетные навыки. Обсудить понятие равенства белых и чёр- ных клеток. Закрась угловые клеточки. Закрась центральные клеточки. Добавь две ёлочки. Проведи Алёнку к центральной ёлочке. Следует обратить внимание на то, что дети могут креативно выполнить это задание.
  4. 4. 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Подведение итогов Обсуждение с показом Заполнение раздаточного материала Опрос Урок 3 - ПРЯМЫЕ ЛИНИИ ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения; Ребёнок обладает развитым воображением. ОТВЕТЫ Следует обратить внимание на то, что одно из заданий имеет много правильных вариантов решений. Проведи Алёнку к мельнице по прямой тропиночке. Проведи Алёнку к мельнице по прямой тропиночке. Проведи Алёнку к мельнице по прямой тропиночке. Проведи Алёнку к мельнице по прямой тропиночке. Найди и отметь самые длинные тропинки (вертикали и горизонтали). Найди и отметь самые длинные тропинки (диагонали). Найди и соедини похожие предметы прямыми линиями. РЕКОМЕНДАЦИИ Задать вопросы «Как разделить шах- матную доску пополам?», «Много ли на доске угловых клеточек?», «Сколь- ко центральных клеточек?». При не- обходимости, показать раздаточные материалыпредыдущегоурока. Занимающемуся выдать раздаточ- ный материал (урок 3). При заполне- нии раздаточного материала обра- тить внимание на скорость выполне- ниязаданий.Помогаяребёнкуправильновыполнитьзадание,формироватьпонятияпря- мой линии («вертикаль», «горизонталь» и «диагональ»). Подчеркнуть, что вертикали и го- ризонтали на шахматной доске имеют одинаковую длину (8 клеточек), а диагонали быва- ютразные.Собратьраздаточныйматериал. Обсуждение начать с вопроса «А что такое мельница?». Дать высказаться. Вовлечь занимающегося показать в пространстве разные прямые линии (руками). Попросить пройтисьвпомещениипо«вертикали»,«горизонтали»и«диагонали». Подводяитоги,закрепитьпонятия«вертикаль»,«горизонталь»и«диагональ».
  5. 5. 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Обсуждение Работа со спортивным инвентарём Работа с раздаточным материалом Опрос Урок 7 - СОРЕВНОВАНИЕ (пешками) Ребёнок уверен в своих знаниях; Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам; Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РЕКОМЕНДАЦИИ ОТВЕТЫ Задать вопросы «Как бьет пешка?», «Как защищает пешка?». Рассуждая с занима- ющимся о том, что будет с пешкой, когда она дойдёт до последней клеточки – объяснить необходимость превращения (потомучтопешкиобратнонеходят). Занимающемуся выдать раздаточный материал (урок 7). Объяснить правила парной игры – поочередность хода (пропускать нельзя). На данном уроке превращение пешки в Алёнку является условием победы в соревновании. Раздаточный материалиспользуетсякаквспомогательныйкспортивномуинвентарю. Дать задание: расставить пешки как на картинке раздаточного материала и предложить играть в паре. Сыграть все заданные в раздаточном материале позиции. Собрать разда- точныйматериал,вложитьвперсональнуюпапку. Обсудить условия, при которых происходит превращение пешки, и значения превраще- нияпешки. Дойди пешкой до Алёнки. Соревнование: Кто первый превратит пешку в Алёнку (ходы делаются по очереди).
  6. 6. Урок 18 - ФЕРЗЬ ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ Ребёнок уверен в своих знаниях; Ребёнок интересуется причинно-следственными связями и пытается самостоятельно придумывать объяснения; Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. ОТВЕТЫ РЕКОМЕНДАЦИИ Задать вопросы «Как ходит Ферзь?», «Как бьёт Ферзь?». Перечитать стихотворение предыдущего урока. Занимающемуся выдать раздаточный материал (урок 18). Озвучить, что Ферзь ходит по свободным клеточкам по прямым линиям (по вертикали, горизонтали и диагонали) и так же бьёт. Показать стрелкой на картинке путь Ферзя в соответствии с заданием. Отметить на раздаточном материале чёрные фигуры, которые может съесть Ферзь. Собрать раздаточный материал, вложить в персональную папку. В ходе дискуссии подвести к выводу, что две Ладьи сильнее, чем Ферзь, так как контролируют большее количество клеточек. За 3 хода дойти Ферзём до Алёнки ходит только Ферзь).(Каждым ходом нужно съедать фигуру соперника. Отметь ходы Ферзя (соперник не ходит). Каждым ходом нужно съедать фигуру соперника. Отметь ходы Ферзя (соперник не ходит). Может ли Ферзь съесть и пешку, и Слона? Почему? Нет, потому что Слон и пешка защищают друг друга. Отметь фигуры чёрных, которые может съесть Ферзь. Кто сильнее Ферзь или две Ладьи? Почему? Дискуссия:Дискуссия: 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Дискуссия Работа с раздаточным материалом Опрос
  7. 7. Урок 28 - ЦЕННОСТЬ ФИГУР ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ Ребёнок уверен в своих знаниях; У ребёнка складываются предпосылки навыков шахматной игры; Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. ОТВЕТЫ РЕКОМЕНДАЦИИ Задать вопросы «Какая фигура силь- нее Слон или пешка, Конь или Ферзь, Ладья или Конь?». Занимающемуся выдать раздаточный материал (урок 28). Объяснить поня- тие «ценность» через формирование отношения «выгодно-невыгодно», рассказать что каждая фигура имеет свою ценность (раскрывая стоимость фигур через количество условных единиц, равных одной пешке). Объяснить, что нам выгоднее (лучше) съесть более ценную фигуру соперника. Внима- тельно изучить раздаточный материал. Проговорить вслух ценность каждой фигуры. Определить стоимость группы фигур (развитие счетных навыков). Указать стоимость группы фигур в раздаточном материале. Отметить фигуры в раздаточном материале в соответствии с заданием. Собрать раздаточный материал, вложить в персональную папку. В ходе дискуссии подвести к выводу, что Король – это фигура, которую нельзя ставить под удар. Если Король находится под ударом и можно изменить эту ситуацию (Королю можно куда-то уйти или закрыть его другой фигурой), то это «шах», Если Король находится под ударом и ему некуда ходить или его нельзя закрыть другой фигурой, то это «мат» 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Дискуссия Работа с раздаточным материалом Опрос Какую фигуру выгоднее побить белым Слоном? Выгоднее бить Слона (Ладья защищена пешкой) Какую фигуру выгоднее побить чёрным Ферзём? = 1 = 3 = 3 = 5 = 9 = бесценный = ? = ? = ? = ? Ценность фигур. Сколько стоит? Какую фигуру выгоднее побить белым Конём? Какую фигуру выгоднее побить чёрными? Какую фигуру нельзя ставить под удар? Почему? Понятия «шах» и «мат». Дискуссия:Дискуссия:
  8. 8. Урок 31 - ШАХ И МАТ ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ Ребёнок уверен в своих знаниях; Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения; Ребёнок обладает развитым воображением. РЕКОМЕНДАЦИИ Задать вопросы «Какая фигура самая главная?». «Может ли продолжаться партия без Короля?», «Как правильно уходить от «шаха»?», «Всегда ли пар- тия заканчивается «матом?». Занимающемуся выдать раздаточный материал (урок 31). Выполнить зада- ния в раздаточном материале. Собрать раздаточный материал, вложить в персональную папку. В ходе дискуссии определить разницу между «шахом» и «матом». Подвести к выводу, что можно сделать ход одной фигурой, а мат объявит другая фигура. 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Дискуссия Работа с раздаточным материалом Опрос ОТВЕТЫ Поставь мат в 1 ход ход белых).(Поставь мат в 1 ход ход чёрных).(Поставь мат в 1 ход ход белых).(Поставь мат в 1 ход ход чёрных).(В чём разница между шахом и матом? Можно сделать ход одной фигурой, а мат объявит другая фигура? На доске мат или нет? На доске мат или нет? Дискуссия:Дискуссия: НЕТ ДА
  9. 9. Для дальнейших шагов воспользуйтесь нашими рекомендациями: Если в процессе обучения ребёнок не проявил интерес к шахматной игре рекомендуется: рассматривать шахматы как инструмент социокультурной коммуникации - прививать умение «действовать в уме» посредством вовлечения в интеллектуально-спортивную шахматную среду (в том числе в качестве подсказчика) в формате досуга и в рамках мероприятий, проводимых Русской шахматной школой или другими организациями; .знакомить ребенка с различными интеллектуальными видами спорта Если в процессе обучения ребёнок проявил избирательный интерес к различным видам шахматной игры рекомендуется: использовать шахматы как инструмент общеразвивающего образования - путем вовлечения в мероприятия, проводимых Русской шахматной школой (в том числе дистанционные) или другими организациями, закрепить проявленный интерес к решению задач, участию в соревнованиях и т.п.; содействовать реализации потребности в интеллектуальной деятельности посредством создания доступной шахматной интеллектуально-состязательной среды. 2 3 Если в процессе обучения ребёнок проявил выдающиеся способности и/или проявил повышенный интерес к шахматной игре рекомендуется: рассмотреть шахматы как инструмент предпрофессионального образования - установить контакты с ближайшим отделением шахмат в детско-юношеской спортивной школе по месту жительства; продолжить повышение спортивного мастерства в филиалах Русской шахматной школы (в том числе дистанционно); обеспечить регулярное участие ребёнка в шахматных соревнованиях для соответствующей возрастной группы. 1 ISBN 978-5-9908177-1-5 УДК 373.2.016.794.1 ББК 74.102+75.581р 9 785990 817715 ISBN 978-5-9908177-1-5

Каждый ребенок уникален, поэтому при обучении детей шахматам необходим особый подход, который основывался бы на индивидуальных особенностях малыша. Именно такой подход не может обеспечить при обучении дошкольников шахматам. Тренер-преподаватель ДЮСШ ориентирован на спортивный результат лучших учеников группы, а не на поиски эффективного подхода в объяснении шахмат вашему ребенку. А теперь ответьте на вопрос: кто лучше всего знает особенности ребенка и кто больше всего заинтересован в его успехе? Конечно же, родители. Именно Вы станете первым тренером. Исходя из своих наблюдений, Вы сможете подобрать методику обучения шахматам наиболее подходящую для вашего малыша, и мы в этом поможем.

На какой результат можно рассчитывать?

В обучении шахматам детей от 2 до 3 лет лучший результат для малыша, если он запомнит название всех фигур и научится отличать белые фигуры от черных. В 4 года ребенок может освоить, как ходит каждая фигура. Отлично будет, если он научится играть против соперника. В возрасте 5 — 6 лет дети уже могут начинать шахматную карьеру, принимать участие в детских соревнованиях.

Это отличный результат! Каждый год занятий шахматами для детей имеет большое значение. Не зря чемпионаты Европы и мира проводят по возрастным категориям до 8, 10, 12, 14, 16, 18 лет.

Главной задачей для Вас будет привить любовь к шахматам. Благодаря именно такому отношению к игре ребенок сможет покорить шахматную вершину в более осознанном возрасте.

Методики обучения шахматам

Как приступить к обучению шахматам?

Каждая методика обучения шахматам имеет подробное описание. Рекомендуем ознакомиться с каждой из них. После этого решите, к чему больше склонен ваш малыш, и приступайте. Вы можете выбрать сразу несколько методик, просто помните о целях, которые вы поставили. Очень важно в обучении шахматам детей системность. Без этого результата не будет. Начните с 15 минут в день и со временем увеличивайте длительность до 25 минут.

Пользуйтесь нашими наработками!

Высказывайте свое мнение!

Предлагайте совместные пути развития!

Наталья Устюгова
Программа дополнительного образования дошкольников по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы

«Азы шахматных наук »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа «» реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития личности ребенка. Вопрос о возможности и необходимости обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы уже давно получил в педагогике положительное решение. Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Обучение детей игре в шахматы » направлена на интеллектуальное развитие детей , способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в младшем дошкольном возрасте .

Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается прежде всего в идее использования игры в шахматы , как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника . Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения , так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Это подтверждается и многолетним практическим опытом : зарубежным и нашим. Можно с уверенностью говорить об огромных потенциальных возможностях развития, таящихся в дошкольном детстве .

Целью внедрения программы «Обучение детей игре в шахматы » является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста , формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы . Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам . Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :

-Обучение дошкольников принципам шахматной игры , воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития;

Создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников , формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы .

ЗАДАЧИ :

а) образовательные :

Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы ;

способствовать освоению детьми основных шахматных понятий : шахматная доска , шахматное поле , шахматная фигура , ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация , взаимодействие между фигурами на шахматной доске , ценность шахматных фигур , рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы , время, отведенное на партию, т. д. ;

Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры , учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами;

Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;

Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии ;

Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской ;

Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.

б) развивающие :

Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;

Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение ;

Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника ;

Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;

Формировать мотивацию к познанию и творчеству;

Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) .

в) воспитывающие :

Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;

Поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий :

Наличии кабинета и его оснащенности методической литературой, ТСО, наглядными пособиями, раздаточными материалами, играми.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов :

Принцип развивающей деятельности : игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;

Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала ;

Принцип комплексной реализации целей : образовательных , развивающих, воспитывающих.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов :

Принцип наглядности;

Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды , обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения , и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения , овладение дошкольниками основами шахматной игры . Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности : сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению :

Оборудование для реализации программы в группе :

дидактические игры для обучения игре в шахматы ;

наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов , тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур ;

настольные шахматы разных видов ;

шахматные часы ;

обучающие видеоуроки по шахматам ;

симуляторы игр.

Технические средства обучения : автоматизированное рабочее место педагога (ПК, проектор, принтер) .

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Программа обучения рассчитана для детей 5-6 лет , наполненность группы 5-10 человек, поскольку работа в основном ведется индивидуально.

В середине занятий проводят физкультминутки, во время которых необходимо проветрить помещения, проводить гимнастику для глаз, мышц шеи, спины, рук в форме игры. Перерывы между занятиями не менее 10 минут. Формой подведения итогов являются выставки работ детей .

Продолжительность 1 занятия Периодичность в неделю Количество занятий в неделю Количество занятий в год

25 минут 1 раза 4 занятий 36 занятий

№ п/п Тема занятия Количество занятий

Всего Теоретические Практические

1 В стране шахматного королевства 1 1 -

2 Волшебная доска 5 2 3

3 Шахматные фигуры 2 1 1

4 Начальное положение 2 1 1

5 Шахматная фигура «Ладья» . 4 2 2

6 Шахматная фигура «Слон» . 2 1 1

7. Ладья против слона. 2 - 2

8. Шахматная фигура «Ферзь» . 3 2 1

9. Шахматная фигура «Конь» . 3 2 1

10. Шахматная фигура «Пешка» . 2 1 1

11. Шахматная фигура «Король» . 2 1 1

12. Шах. 1 1 -

13. Шах и мат. 1 1 -

14 Мат в один ход. 1 - 1

15 Ничья и пат. 2 1 1

16 Рокировка. 1 - 1

17 Шахматная партия 1 - 1

18 Развлечение. Шахматный карнавал . 1 - 1

Итого 36 занятий 17 занятий 19 занятий

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ ТЕМА ЦЕЛЬ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ/МАТЕРИАЛ

1 В стране шахматного королевства . Познакомить детей с понятием «Шахматная игра » , способствовать развитию интереса к игре в шахматы . Презентация, шахматная доска и шахматные фигуры

2 Волшебная доска. Познакомить с новыми понятиями – «шахматная доска » , «белые и чёрные поля» , чередование белых и чёрных полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные , «центр» шахматной доски . Шахматная доска , карандаши, тетрадные листы в клеточку

3 Волшебная доска. Продолжать знакомство с шахматной доской . Учить правильно располагать доску между партнёрами. Познакомить с новыми понятиями : горизонтальная и вертикальная линии. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр – заданий. Шахматная доска шахматной доски .

4 Волшебная доска. Повторить понятия горизонтальных и вертикальных линий, познакомить с новым понятием : «диагональ» . Начать знакомство с «шахматным » алфавитом.

Закреплять полученные знания с помощью игр-заданий. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Шахматная доска , карандаши, тетрадные листы в клеточку, интерактивная презентация, заготовка на листе шахматной доски , карточки с «шахматным » алфавитом.

5 Волшебная доска. Повторить понятия «диагональ» , продолжить знакомство с «шахматным » алфавитом, упражняться в нахождении «адреса» шахматного поля . Шахматная доска , карандаши, тетрадные листы в клеточку, интерактивная презентация, заготовка на листе шахматной доски , карточки с «шахматным » алфавитом.

6 Волшебная доска Повторить и закрепить знания о шахматной доске – горизонтали , вертикали, белые и чёрные поля, чередование полей, шахматный алфавит , шахматная нотация . Шахматная доска , карандаши, тетрадные листы в клеточку, заготовка на листе шахматной доски , карточки с «шахматным » алфавитом.

7 Шахматные фигуры . Познакомить детей с шахматными фигурами , белыми и чёрными, учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных. Набор шахмат

8 Шахматные фигуры . Продолжение. Закрепить знания детей о шахматных фигурах . Упражнять в правильном названии шахматных фигур . Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр – заданий. Набор шахмат , интерактивная презентация, волшебный мешочек.

9 Начальное положение. Познакомить детей с новыми понятиями : «начальное положение или начальная позиция» , «партия» , запомнить правило «ферзь любит свой цвет» . Закрепить новый материал посредством дидактических игр – заданий. Набор шахмат , интерактивная презентация.

10 Начальное положение детей с начальной расстановкой фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр – заданий. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Набор шахмат , интерактивная презентация, карточки, карандаши.

11 Шахматная фигура «Ладья» . Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья» , новым понятием «ход фигуры» . Набор шахмат , интерактивная презентация, тетрадные листочки, карандаши.

12 Шахматная фигура «Ладья» . Продолжение. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья» , вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие» . Закрепить новые знания посредством дидактических игр. Набор шахмат

13 Шахматная фигура «Ладья» . Игровая практика. Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске ; упражняться в умении ходить ладьёй, отслеживать взаимодействие между белой и чёрной ладьёй на шахматной доске , учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперёд. Набор шахмат , интерактивная презентация, дидактические игры.

14 Шахматная фигура «Ладья» . Итоговое занятие. Повторить и закрепить данные детям знания о шахматной фигуре «ладья» - место ладьи в начальной позиции, ход, взятие, решение простейших шахматных задач . Набор шахмат , интерактивная презентация, дидактические игры.

15 Шахматная фигура «Слон» . Познакомить детей с шахматной фигурой «слон» . Место слона в начальном положении. Белопольные и чёрнопольные слоны. Ход слона. Набор шахмат

16 Шахматная фигура «Слон» . Продолжение. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон» , вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чёрнопольные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр. Набор шахмат , интерактивная презентация, дидактические игры.

17 Ладья против слона. Игровая практика. Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске . Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске , учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения. Набор шахмат .

18 Ладья против слона. Игровая практика. Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске ; учить детей следовать определённым правилам во время шахматной партии – делать ходы поочерёдно, учитывая предыдущий ход соперника и предвидя ответный ход; учить детей шахмат .

19 Шахматная фигура «Ферзь» . Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь» . Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя. Набор шахмат , интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши.

20 Шахматная фигура «Ферзь» . Продолжение. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь» , вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзём. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр. Набор шахмат , интерактивная презентация, дидактические игры.

21 Шахматная фигура «Ферзь» . Игровая практика. Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске ; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии : делать ходы поочерёдно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу. Набор шахмат .

22 Шахматная фигура «Конь» . Познакомить детей с шахматной фигурой «конь» . Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие. Набор шахмат , интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши.

23 Шахматная фигура «Конь» . Продолжение. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь» , вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие) . Упражняться в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу. Набор шахмат , дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши.

24 Шахматная фигура «Конь» . Игровая практика. Закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске ; учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры. Набор шахмат , дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши, карточки с заданиями.

25 Шахматная фигура . Пешка. Познакомить детей с «пешкой» . Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Набор шахмат , интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши.

26 Шахматная фигура «Пешка» . Продолжение. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка» , вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе» «превращение пешки» . Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр – заданий.

Набор шахмат , интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши.

27 Шахматная фигура «Король» . Познакомить детей с шахматной фигурой «король» . Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие. Набор шахмат , интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши.

28 Шахматная фигура «Король» . Продолжение. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король» , вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие) . Дать новое понятие – «контролируемое» поле. Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр – упражнений : учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Набор шахмат , интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши.

29 Шах. Познакомить детей с новым понятием «шах» , тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр – заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно её решать. Набор шахмат , интерактивная презентация.

30 Шах и мат. Вспомнить значение понятия «шах» . Познакомить с новым понятием «мат» . Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей шахмат

31 Мат в один ход. Вспомнить значение понятия «мат» . Познакомить с новым понятием – «мат в один ход» . Учить определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту , которая объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю. Закреплять полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий, учить детей понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать. Набор шахмат , карточки с заданиями, карандаши.

32 Ничья и пат. Познакомить детей с новыми понятиями – «ничья» и «пат» . Показать несколько вариантов шахматной игры , которые приводят к ничейной позиции. Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно решать её. Набор шахмат , карточки с заданиями, карандаши.

33 Ничья и пат. Продолжение. Вспомнить значение понятия «ничья» , в каких случаях в шахматной партии может быть ничья, повторить данные ситуации на примере шахматных позиций . Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных знаний, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать. Набор шахмат , карточки с заданиями, карандаши.

34 Рокировка. Познакомить детей с новыми понятиями : «рокировка» , «длинная и короткая рокировка» . Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр – заданий. Набор шахмат , карточки с заданиями, карандаши, дидактические игры.

35 Шахматная партия . Познакомить детей с новыми понятиями – «дебют» , «миттельшпиль» , «Эндшпиль» , «ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек) . Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнёров во время шахматной игры . Набор шахмат .

36 Развлечение. Шахматный карнавал

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения .

Методика проведения педагогического мониторинга критерии диагностики

К концу первого года обучения ребенок должны знать :

Историю возникновения шахматной игры ;

- шахматные термины : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,

Названия шахматных фигур : ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

Правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года дети должны уметь :

Ориентироваться на шахматной доске ;

Играть каждой фигурой в отдельности;

Правильно помещать шахматную доску между партнерами;

Правильно расставлять фигуры перед игрой;

Различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

Рокировать;

Решать элементарные шахматные задачи .

Правильно располагать доску м/у партнерами, расставлять фигуры

Критерии оценки

2 (Высокий) «шахматном королевстве » .,истории шахмат . Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры . Знает ходы шахматных фигур и их отличия . Имеет понятие о приёмах взятия фигур. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение . Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве

1 (Средний) : Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве » ,истории шахмат . Допускает ошибки при поиске шахматных полей , вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур , ходы шахматных фигур и их отличия . Путает понятия «равно» , «неравно» ,

«больше» , «меньше» .

0 (Низкий) : ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры . Не знает ходов шахматных фигур и их отличия .

ЛИТЕРАТУРА :

1. Береславский Л. Я. «Шахматы для малышей » .- Москва : Издательство АСТ, 2017

2. Петрушина Н. М. «Шахматный учебник для детей » .- Ростов-на-Дону : Издательство «Феникс» , 2016

3. В. В. Костров «Шахматный решебник » .Развлечение. -СПб.: Издательский дом «Литература» , 2013.

4. В. В. Костров «Шахматный решебник » Мат королю. -СПб.: Издательский дом «Литература» , 2016.

5. В. В. Костров «Шахматный решебник » Отвлечение. -СПб.: Издательский дом «Литература» , 2013.

Интернет-ресурсы

1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн : [сайт] URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html ;

2. Шахматы : [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/ ;

3. Шахматная библиотека : [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/ .

Объем: 128 страниц

Формат: 210 × 297 мм

ISBN

Стандарт упаковки:

Год издания: 2017

О проекте.

Учебно-методический комплекс «Феникс - шахматы для дошкольников» разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Состоит из парциальной программы, методических рекомендаций для педагогов дополнительного образования, воспитателей, родителей и дидактических материалов для детей дошкольного возраста. Учебно-методический комплекс «Феникс - шахматы для дошкольников» апробирован на экспериментальных площадках ФГАУ «ФИРО». Имеются рецензии и экспертные заключения.

Реализация УМК «Феникс - шахматы для дошкольников» направлена на формирование общей культуры личности детей и обогащение (амплификацию) детского развития за счет включенности в интеллектуально-состязательную среду. Содержание УМК «Феникс - шахматы для дошкольников» ориентировано для детей всех групп здоровья.

УМК «Феникс - шахматы для дошкольников» содержит авторскую программу по обучению детей игре в шахматы, методические рекомендации к ней и дидактические материалы. Программа, рассчитана на детей 4 лет и старше, может использоваться тренерами по шахматам, педагогами дошкольного образования как парциальная образовательная программа, учителями начальной школы и педагогами дополнительного образования для организации внеурочной деятельности, родителями. Для реализации программы не требуется специальных шахматных знаний и навыков игры - взрослый может пройти процесс обучения вместе с обучающимся. В УМК «Феникс - шахматы для дошкольников» содержатся методические рекомендации по ознакомлению детей с шахматными фигурами, азами и основными приемами игры, проведению занятий и спортивных соревнований. Методические рекомендации адресованы тренерам по шахматам, педагогам дополнительного образования, работающим в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, а также могут быть использованы родителями в условиях домашнего обучения и для общего развития детей.

О программе.

Авторская Программа «Феникс - шахматы для дошкольников» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и может быть использована в любом ДОО в сочетании с любой образовательной программой.

Программа разработана на основе системно-деятельностного подхода и направлена на формирование социально-коммуникативных и познавательных компетенций. Она предполагает стимулирование деятельности и структурирование процессов мышления (внимание, планирование, рефлексия, память, счет, анализ и самоанализ) ребенка.

Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность дошкольников и направлена на решение задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в области формирования общей культуры личности детей и обогащение (амплификацию) детского развития.

Программа ориентирована на формирование личностного развития ребенка 4 лет и старше посредством вовлечения его в интеллектуально-спортивную среду, в частности путем знакомства с шахматным искусством.

Для реализации программы не требуется специальных шахматных знаний и навыков игры - взрослый может пройти процесс обучения вместе с обучающимся.

Программа рассчитана на проведение досугового времени с детьми в любой период года в рамках образовательных и спортивных мероприятий. Ведущими формами организации занятия являются как групповые, так и подгрупповые. Основные методы занятий с детьми: рассказ, показ, групповая и индивидуальная беседы и мероприятия со спортивным уклоном, вызывающим отношение к шахматам как виду спорта. Шахматы представлены как основной вид деятельности и как способ образования.

Программа адресована тренерами по шахматам, педагогами дошкольного образования как парциальная образовательная программа, учителями начальной школы и педагогами дополнительного образования для организации внеурочной деятельности, родителями.

В рамках Программы предлагается применять разработанные дидактические материалы и методические рекомендации.

Дидактические материалы.

Дидактические материалы являются частью УМК «Феникс - шахматы для дошкольников» и предназначены для детей дошкольного возраста.

Каждый лист дидактического материала соответствует странице методических рекомендаций, в которых представлен алгоритм проведения занятия. Ребенок плотно работает с листом дидактического материала, шахматной доской и фигурами (спортивным инвентарем). Ребенок получает информацию с помощью дидактических материалов. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими способами обучения.

В конце занятия ребенку предлагается вложить использованный лист дидактического материала в свою индивидуальную папку.

Методические рекомендации к парциальной Программе являются частью УМК «Феникс - шахматы для дошкольников». Методические рекомендации адресованы тренерам по шахматам, педагогам дополнительного образования, работающим в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, а также может быть использовано родителями в условиях домашнего обучения и для общего развития детей.

Каждая страница методических рекомендаций соответствует определенному листу дидактического материала для детей, предлагает алгоритм проведения занятия. Как правило, это опрос, работа с листом дидактического материала, шахматной доской и фигурами (спортивным инвентарем), обсуждение или дискуссия по поводу темы или отдельных понятий, затронутых на занятии. В конце занятия ребенку предлагается вложить использованный лист дидактического материала в свою индивидуальную папку.

В верхней части страницы обозначена тема и даны основные целевые ориентиры занятия. В левой части страницы методических рекомендаций помещен рисунок часов с обозначением времени по минутам. Дуга справа от часов разбита на отрезки разного цвета, которые показывают, какое время предлагается отвести на ту или иную часть занятия. Цвет текста в правой части страницы соответствует цвету аналогичной части дуги. В нижней части страницы даны ответы на вопросы и задания с соответствующего листа дидактических материалов. Если задания не требуют ответов, то представленные изображения являются точным повтором материала дидактического листа.

Дидактический материал в большинстве случаев служит дополнением к спортивному инвентарю.

Загрузка...