Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Какой вид у глагола не могу. Категория вида глагола

Вид глагола - это одна из тем в школьной программе, которая у учеников забывается или вообще “пролетает”. Вне сомнений, если не понять легкие правила этого раздела, не получится разобраться и с другими, более сложными. Ученики часто путают глагол несовершенного вида с видом совершенным, однако они даже не представляют, настолько все легко и просто, нужно лишь четко разложить по полочкам, что есть что.

Вид - это такая единица, без которой ни один глагол в русском языке существовать не может. Стоит запомнить, что его можно определить всегда! В некоторых случаях ответ находится на поверхности, а в некоторых приходится покопаться. В нашем языке существует два вида глаголов: совершенный (СВ) и несовершенный (НСВ).

Совершенный вид

Это такой вид, который обозначает уже законченное действие, чаще всего мы используем его в прошлом времени. Если проводить параллель с английским языком, там завершенное действие может обозначаться такими временами, как Past Simple и Present Perfect. Нужно учесть, что глаголы СВ направляют нас на результат, конец действия или его начало. К примеру: “Он прочитал книгу”. Как можно узнать, что это не глагол несовершенного вида? Нужно просто задать вопрос: “Что сделал?”. Такую подсказку дают учителя детям практически во всех школах, поясняя, что если в вопросе у сказуемого имеется приставка “с”, то это глагол совершенного вида.

Данный тип также может использоваться в будущем времени, вопросы для проверки: “что сделает (сделают)?” и т. д.

Следует учитывать тот факт, что у СВ полностью отсутствует настоящее время, поэтому если вы увидели глагол этого времени - знайте, что он НСВ.

Несовершенный вид

Глагол несовершенного вида обозначает длительность действия, не подчеркивая результат. Процесс может быть регулярным, то есть кто-то делает что-то каждый день. Или просто повторяющимся, иными словами, кто-то делает что-то нечасто. В английском языке также имеются времена, обозначающие процесс, к примеру, Present Continious. Наречия, стоящие в предложении, также могут “выдать” несовершенный вид глагола. Примеры: постоянно, часто, всегда, регулярно, обычно, долго - все они указывают на отсутствие окончания действия.

Чтобы легко определить глагол несовершенного вида, стоит только задать к нему вопрос: “Что делать?” (в вопросе отсутствует буква “с”, указывающая на СВ, следовательно, это НСВ). Например: Марина любит петь (что делать?).

Глаголы данной группы могут быть как настоящего времени (что делает (делаю)? и т. д.), так и будущего (что будет делать (буду делать)? и др.) и прошедшего (что делал (делали)? и т. д.).

Одновидовые глаголы и глаголы с двумя формами

У многих глаголов в русском языке есть пара противоположного вида (давать(СВ) - дать(НСВ)). Они образуются при помощи чередований гласных и согласных букв и слогов:

  • о/а - опоздал/опаздывает (СВ/НСВ);
  • о/ы - вздохнули/вздыхают (СВ/НСВ);
  • я/им - подняла/будет поднимать(СВ/НСВ);
  • у/им - вынуло/вынимало (СВ/НСВ);
  • д/ж - проводил/провожает (СВ/НСВ);
  • т/ч - ответила/будет отвечать (СВ/НСВ);
  • п/пл - укрепил/ укреплял (СВ/НСВ);
  • ст/щ - угостила/ будет угощать (СВ/НСВ).

Помимо таких глаголов также существуют одновидовые, у которых ни в коем случае не может быть пары, они имеют только одну форму из двух: несовершенную или совершенную. Среди них: быть, присутствовать, отсутствовать, бездействовать (только НСВ), а также: закричать, понадобиться, хлынуть, очутиться (только СВ).

Примеры глаголов несовершенного и совершенного вида

Как оказалось, НСВ и СВ достаточно легко найти по вопросу, однако чаще всего ученики начинают понимать тему только после того, как учитель разберет ее на примерах.

Несовершенный вид: кипит, берет, заботиться, будут играть, стригла, искали, пилил, мешала, буду спать и т. п.

Совершенный вид: полью, забить, уберу, купил, исчезло, сместили, открыла, сяду и т. п.

Это лишь некоторые примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.

Зачем нам вид глагола?

Все мы знаем, какое изобилие глагольных времен в английском языке. Или во французском. Или в испанском. В этом есть своя безусловная прелесть - но таятся и определенные трудности. Как же все это запомнить - прошедшее простое, прошедшее продолженное, прошедшее, связанное с настоящим, прошедшее совершенное и несовершенное, предпрошедшее… А если речь о романских языках - то к сказанному надо добавить еще и ряд форм Modo Subjuntivo/Subjonctif, выражающих все то же, но с добавлением оттенка субъективности…

В этом отношении русский язык - здесь должна прозвучать барабанная дробь - значительно, ну просто несравнимо проще! У нас есть всего три времени: прошедшее, настоящее, будущее. Однако прервем ликование и задумаемся: разве мы могли бы полноценно выражать свои мысли, если бы все этим ограничивалось? Да ведь нам тогда совсем не интересно было бы разговаривать!

И вот чтобы мысль наша оформлялась точно, красиво, интересно, разнообразно - русский язык располагает прекрасным средством: в нем есть вид глагола! И в этом смысле вид глагола - наш лучший друг, а вовсе не кровный враг. Вопреки распространенной точке зрения, вид глагола создан не для того, чтобы безнадежно усложнить нашу жизнь, а для того, чтобы ее облегчить и украсить.

Что такое вид глагола и как его выучить?

Забудьте о том, что вид глагола - сложная грамматическая тема. В своей жизни я учила русскому языку несколько сотен студентов. Из самых разных стран, со всех, кажется, континентов. И потому знаю, что основную массу проблем с видом глагола вполне можно снять, если с самого начала четко объяснить и закрепить значение и употребление видов. При этом важно следовать двум условиям.

Условие первое:

Сначала нужно освоить и хорошенько закрепить основы этой грамматической темы, и только потом обращаться к более сложным частным случаям.

Условие второе:

Глагольные пары (в последовательности «несовершенный вид-совершенный вид» - именно так они будут записаны в любом учебнике, грамматическом пособии и так далее) нужно заучивать наизусть. Даже если лень, даже если не хочется - ничего не попишешь. Глагол, особенно в обиходно-бытовой сфере - организующий центр предложения. Уделите ему уже на начальном этапе достаточно внимания - и вы никогда об этом не пожалеете. Разумеется, поначалу речь будет идти о сравнительно небольшом количестве глаголов (при этом нужно уметь активно использовать все грамматические формы, то есть как форму несовершенного, так и форму совершенного вида в настоящем, прошедшем и будущем времени), но постепенно список должен расширяться.

В этой статье мы поговорим именно об основах темы «вид глагола» .

Все глаголы в русском языке имеют вид: либо несовершенный (НСВ), либо совершенный (СВ). То есть каждый раз, когда вы при построении фразы используете глагол, вы выбираете не только время, но и вид глагола. Без вида глагол в русском языке не существует!

Глаголы НСВ выражают действие в процессе его протекания. Глаголы СВ обозначают действие, ограниченное пределом (часто мы определяем это как «результат»).

Сравните:

Он читает книгу (НСВ): мы представляем себе человека, сидящего за столом в библиотеке или дома в уютном кресле. Перед ним - раскрытая книга, он пробегает глазами страницу за страницей, - то есть перед нашими глазами разворачивается процесс, протекание действия .

Он прочитал книгу (СВ): чтение закончено, книга закрыта и отложена, может быть, она уже вернулась на полку или в библиотеку. Перед нами - предел, результат, конец действия .

То есть, строя свое собственное предложение с тем или иным глаголом, вы первым делом должны будете определиться, какой вид глагола выбрать: несовершенный или совершенный. Так, английскому глаголу read соответствует видовая пара «читать (НСВ)/прочитать (СВ)». Если вы хотите что-то сказать о процессе действия, то будете образовывать соответствующую форму от инфинитива «читать» (НСВ); если о действии завершенном, имеющем результат - от «прочитать» (СВ). [Инфинитивом называют базовую форму глагола, ту форму, которую вы находите в словаре].

Рассмотрим еще один пример с новой видовой парой: писать (НСВ)/написать (СВ).

Она пишет письмо (НСВ) - процесс, протекание действия: строчки одна за другой появляются на листе бумаги.

Она писал а письмо два часа (НСВ) - перед нами снова процесс действия, но на этот раз он отнесен в прошлое. Из этого предложения мы узнаём, что в течение определенного времени неизвестная нам девушка сидела с листом бумаги и ручкой за столом или же перед компьютером. Мы не знаем, как закончился этот процесс. Было ли письмо закончено? Было ли оно отправлено адресату? Ответов на эти вопросы предложение не дает.

Принципиально иная ситуация в следующем примере:

Она написала письмо (СВ). Это предложение сообщает нам, что действию положен предел, и достигнут конкретный результат: письмо закончено, лежит на столе в конверте или уже отправлено.

В русском языке есть небольшое количество двувидовых глаголов (то есть глаголов, которые могут употребляться как в значении НСВ, так и в значении СВ) и некоторое количество одновидовых глаголов (то есть глаголов, которые не имеют видовой пары и употребляются только в одном виде). На них мы сейчас не будем останавливаться, это было бы несколько преждевременно. Сейчас мы будем говорить о глаголах, которые образуют видовые пары - потому что именно этих глаголов в русском языке большинство, и на начальном этапе очень важно понять разницу между совершенным и несовершенным видом глагола и научиться использовать их в речи.

Образование форм совершенного и несовершенного вида

По способу образования глаголы, образующие видовые пары, можно разделить на три группы:

2. суффиксальные, например: рассказывать - рассказать

3. супплетивные, например: говорить - сказать

Остановимся на каждой из групп подробнее.

  1. То, что происходит с глаголами первой группы, называется словом «перфективация». Это означает, что совершенный вид («перфект», отсюда и название) образуется от несовершенного вида путем прибавления префикса, или приставки (про-, с-, по-, вы- и т.д.). Угадать, с помощью какого именно префикса будет образован совершенный вид, невозможно! Поэтому глагольные пары остается только заучить. Итак, запоминайте программу-минимум:

читать - про читать, писать - на писать, рисовать - на рисовать, чертить - на чертить, делать - с делать, фотографировать - с фотографировать, петь - с петь, танцевать - с танцевать, играть - с ыграть, уметь - с уметь, мочь - с мочь, есть - с ъесть (что-то конкретное; например, съесть яблоко), есть - по есть, пить - по пить, пить - вы пить (что-то конкретное: например, выпить стакан сока), мыть - по мыть (или вы мыть), звонить - по звонить, думать - по думать, стучать - по стучать, дарить - по дарить, целовать - по целовать, завтракать - по завтракать, обедать - по обедать, ужинать - по ужинать, знакомиться - по знакомиться, менять - по менять (или об менять), смотреть - по смотреть, слушать - по слушать, ставить - по ставить, знать - у знать, видеть - у видеть, слышать - у слышать, готовить - при готовить, ждать - по дождать, платить - за платить (или о платить) и, наконец, учить - вы учить .

Исключение: покупать (НСВ) - купить (СВ)!

  1. Вторая группа ведет себя прямо противоположным образом. Здесь происходит «имперфективация», и направление обратное: к совершенному виду добавляется префикс - и таким образом появляется несовершенный вид («имперфект»). Как и в случае с первой группой, то, какой именно суффикс понадобится нам для образования видовой пары каждого конкретного глагола, нельзя ни угадать, ни вывести логически. Поэтому запоминаем программу-минимум:

давать - дать, уставать - устать, вставать - встать, открывать - открыть, забывать - забыть, рассказывать - рассказать, показывать - показать, рассматривать - рассмотреть, спрашивать - спросить, решать - решить, изучать - изучить, получать - получить, повторять - повторить, бросать - бросить, кончать - кончить, отвечать - ответить, отправлять - отправить, поздравлять - поздравить, понимать - понять, обнимать - обнять, начинать - начать, вспоминать - вспомнить, выбирать - выбрать . Ну а если вы это уже выучили, то можно и отдыхать - отдохнуть !

  1. Глаголы третьей группы ведут себя совсем уж особенным образом и не подчиняются никаким правилам. Единственное, что можно сказать про них - несовершенный вид и совершенный вид этих глаголов совсем друг на друга не похожи. Поэтому эти глаголы нужно просто выучить наизусть. Не унывайте, их совсем не много:

говорить - сказать, брать - взять, класть - положить, искать - найти, ловить - поймать .

Вид глагола в настоящем, прошедшем и будущем времени

Уже на начальном этапе изучения русского языка очень важно понять и запомнить:

● глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: настоящее, прошедшее, будущее, например:

Я читаю журнал;

Вчера я читал журнал .

● глаголы совершенного вида имеют только две формы времени: прошедшее и будущее, например:

Я прочитал твое письмо;

Завтра я прочитаю твое письмо.

Это связано со значением видов: совершенный вид обозначает действие, ограниченное пределом, а несовершенный вид - процесс. В настоящем времени мы всегда имеем дело с процессом, и никогда с результатом (сравните: я читаю, ты смотришь, он ест… ). Предел, или результат, может быть либо уже достигнут (и тогда мы используем прошедшее время, например: «Он съел яблоко »), либо будет достигнут в будущем (тогда будет использовано будущее время, например: «Он съест яблоко »).

Основные значения видов глагола

Чтобы хорошо понять и запомнить значения видов глагола в русском языке, проанализируйте, какие из них есть в вашем родном языке, а какие вам нужно будет просто запомнить.

Основных значений у НСВ три: первое - «процесс/длительность/продолжительность действия», второе - «регулярное/повторяющееся действие» и третье - «факт», а у СВ два - «результат» и «однократность» (мы объединим их в одно значение, поскольку граница между ними часто размыта).

Сравните:

Первое и второе значение НСВ, так же как и единственное значение СВ, обычно не представляют трудностей для студентов-иностранцев: достаточно один раз понять логику и запомнить один-два простых примера.

Он читал, читал роман - и наконец прочитал (в первой части предложения использован НСВ, поскольку речь идет о процессе действия; во второй - СВ, поскольку действие закончено).

Он открывал, открывал дверь - и наконец открыл (такая же ситуация: НСВ-СВ).

По утрам он просматривает газеты (использован НСВ, поскольку описывается регулярное действие).

Он прочитает эту книгу за два дня (использован СВ, будущее время: предложение сообщает нам, что через два дня будет достигнут результат).

Он каждую неделю играет в теннис (регулярность = НСВ).

Кроме того, эти значения видов могут сопровождаться определенными словами, облегчающими выбор нужной формы. Запишем их в виде таблицы:

Трудности у иностранцев обычно вызывает третье значение НСВ, обозначенное как «факт». Советую вам поэтому сразу обратить на него внимание, больше слушать и запоминать, как используют его русские, а также закрепить употребление этого значения на большом количестве примеров. Например:

Вчера вечером я стирал , мыл посуду, готовил ужин, а потом смотрел телевизор .

Днем я ходил в Эрмитаж, а потом обедал с русским другом в одном кафе.

Спасибо, я не хочу кофе, я уже пил кофе сегодня утром .

Из этих предложений вы получаете общую информацию о том, чем ваш собеседник занимался. Вас в данном случае не интересует, было ли то или иное действие доведено до конца, был ли получен тот или иной результат.

Важно понимать, что в этих предложениях возможна замена НСВ со значением «факт» на СВ со значением «результат». В таком случае неизбежно изменится и оттенок фразы (иностранцы часто не учитывают этого изменения смысла). Сказав «Я постирал, помыл посуду, приготовил ужин », русский имеет в виду - ура, я все закончил, я освободился! «Я сходил в Эрмитаж » - значит, долго не мог добраться, и вот наконец сходил, какое счастье!

После того как вы выучите видовые пары и выполните тренировочные упражнения, вы уже не будете чувствовать неуверенность, используя виды глагола. А наши профессиональные преподаватели русского языка как иностранного будут рады помочь вам сделать процесс изучения русского языка занимательным и эффективным. На нашем сайте вы можете выбрать преподавателя и заказать с ним бесплатное пробное занятие.

Все глаголы делятся на две категории: глаголы совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида обозначают те действия, которые уже имеют или будут иметь в будущем результат. Такие глаголы отвечают на вопрос: что сделать?

Совершенные глаголы включают в себя следующие действия:

Действия, которые закончились с определенным результатом: нарисовать, выучить;

Действия, которые начнутся в будущем и будут иметь результат: запеть, заиграть;

Действие, которое произошло однократно: прыгнуть, топнуть.

Глаголы, которые обозначают действия, не имеющие временных и пространственных границ, а также не предусматривают результатов, называются несовершенными глаголами. Несовершенные глаголы отвечают на вопрос: что делать? Например: кричать, рисовать, учить, петь, танцевать.

Видовые пары глаголов

Глаголы совершенного и несовершенного вида часто образовывают видовые пары. Видовые пары – это глаголы разных видов, которые имеют одинаковое лексическое значение. Например: вычеркнуть (совершенный вид) – вычеркивать (несовершенный вид); достигнуть (совершенный вид) – достигать (несовершенный вид); удвоить (совершенный вид) – удваивать (несовершенный вид).

Большинство глаголов, которые образуют пары, имеют одинаковый корень. Исключениями являются такие видовые пары как: взять (совершенный вид) – брать (несовершенный вид); найти (совершенный вид) – искать (несовершенный вид); поймать (совершенный вид) – ловить (несовершенный вид).

Двувидовые глаголы

Глаголы, которые совмещают в себе признаки одновременно совершенного и несовершенного вида, называются двувидовыми глаголами. Вид таких глаголов можно установить при помощи смыслового анализа предложения.

Образование видов глагола

Глаголы несовершенного вида при помощи суффиксов образовываются на основе глаголов совершенного вида. Например:

Суффиксы – ива, - ива: расспросить – расспрашивать, рассмотреть – рассматривать, расписаться, расписываться;

Суффикс – ва: дать – давать, открыть – открывать, обуть – обувать;

Суффиксы – а, -я: подрасти – подрастать, спасти – спасать.

С помощью суффикса – ну и приставок с- , на -, по- , про-, которые добавляются до глаголов несовершенного вида, образовываются глаголы совершенного вида. Например:

Суффикс – ну: кивать – кивнуть, привыкать – привыкнуть, прыгать – прыгнуть;

Следует знать, что если глагол совершенного вида, образовавшийся при помощи приставки от глагола совершенного вида, не имеет тождественного исходнику значения, то такие глаголы не могут образовывать видовую пару. Например: читать (несовершенный глагол) – перечитать, зачитать, вычитать, отчитать.

Вид — это грамматическая категория глагола, представляющая процесс как ограниченный его внутренним пределом либо как не охарактеризованный по своей длительности или повторяемости и выражающая это значение в противопоставлении форм совершенного и несовершенного вида. Так, в предложении Я звал тебя , но ты не оглянулась , / Я слезы лил , но ты не снизошла (А. Блок) формы глаголов звал и лил обозначают протекание действия во времени, но не указывают, доведены ли эти действия до конца; напротив, формы глаголов оглянувшсь и снизошла обозначают завершенное действие, достигшее своего предела.

Значение "внутренний предел процесса" является, конечно, абстрактным, но оно конкретизируется лексическим значением глагола, а также зависит от других относящихся к глаголу словоформ. Сам процесс, достигший "внутреннего предела", может быть как мгновенным (Девушка вздрогнула ), так и длительным, обозначающим не только завершение всего процесса, но и отдельных его этапов: Он построил дом (действие завершено полностью); Он просидел целый день (действие доведено до предела в течение определенного времени); Мальчик заговорил (доведен до предела начальный этап действия); Отшумели весенние грозы (доведен до предела конечный этап). Глаголы, выражающие значение достижения процессом своего предела, называются глаголами совершенного вида (взять , прибежать , сказать , выздороветь , построить ): Я решил свою задачу , Он догнал товарищей. Чаше всего глаголы совершенного вида обозначают;

  • 1) действие или состояние как конкретный единичный факт: Несчастью верная сестра , / Надежда в мрачном подземелье / Разбудит бодрость и веселье (А. Пушкин);
  • 2) действие или состояние как ограниченный пределом целостный факт: На следующий день на пса надели широкий блестящий ошейник (М. Булгаков).

Глаголы, не выражающие значения ограниченности процесса или его целостности, обозначающие процесс в его течении или повторяемости, называются глаголами несовершенного вида (брать , читать , писать , болеть , прощать ): Я долго решал задачу; Она писала подругам; В своей компании они становились совсем другими; Каждую неделю он звонил , требовал , предупреждал . Обычно глаголы несовершенного вида обозначают:

  • 1) конкретный процесс, не ограниченный пределом и представленный в течение его осуществления: Сияет солнце , воды блещут , /На всем улыбка , жизнь во всем. / Деревья радостно трепещут . / Купаясь в небе голубом (Ф. Тютчев);
  • 2) процесс, повторяющийся неограниченное количество раз: Любил я часто , чаще ненавидел (М. Лермонтов);
  • 3) процесс, происходящий постоянно и без перерывов: Океаны окружают сушу; Угол падения равняется углу отражения;
  • 4) процесс, представленный в виде обобщенного факта: Все находили , что у молодых очень уютный уголок (А. Чехов).

Глаголы совершенного и несовершенного вида различаются своими парадигмами. Глаголы совершенного вида в изъявительном наклонении имеют формы прошедшего и будущего времени (сказал , скажу ), от глаголов несовершенного вида образуются формы прошедшего, настоящего и будущего сложного времени (брал , беру , буду брать ). От глаголов несовершенного вида могут быть образованы причастия действительного и страдательного залога настоящего и прошедшего времени (читающий , читавший , читаемый , читанный ), а от глаголов совершенного вида — действительные и страдательные причастия прошедшего времени (прочитавший , прочитанный ).

Глаголы совершенного и несовершенного вида различаются возможностью или невозможностью сочетаться с теми или иными словами. Например, глаголы совершенного вида не могут сочетаться с наречиями и словосочетаниями, выражающими значение неограниченной длительности или повторяемости, нецелесообразности или нежелательности, а также с глаголами, обозначающими начало, конец или продолжение процесса (долго , без конца , часто , постоянно , ежедневно , каждый день , бесполезно , напрасно , не стоит , не нравится , начинать , продолжать , прекратить ). Напротив, глаголы несовершенного вида легко сочетаются с такими словами и словосочетаниями (долго звонить , ежедневно писать , плавать по утрам , не нравится сидеть , все время говорить , продолжать писать ).

Особого замечания требуют двувидовые глаголы — глаголы, которые в зависимости от контекста или формы могут выражать значения как совершенного, так и несовершенного вида (велеть , использовать , исследовать , казнить , молвить , женить , ранить , наследовать , обещать , капитулировать , командировать , ликвидировать , организовать , парировать , регулировать , содействовать , телефонизировать , электрифицировать ). Видовое значение такого глагола может быть определено

  • 1) по контексту: У соседей свадьба , они женят сына (несов. вид). — Без меня меня женили (сов. вид);
  • 2) по сочетаемости с глаголами, обозначающими начало, конец или продолжение процесса, с наречиями со значением длительности или повторяемости, а также с другими словами, имеющими значение нецелесообразности или отрицательного отношения к процессу, когда реализуется значение несовершенного вида: начну исследовать , продолжу использовать , ежедневно содействовать , не к лицу обещать , не стоит женить , не нравится регулировать;
  • 3) по форме: в формах будущего сложного, причастиях настоящего времени, деепричастиях с суффиксом () такие глаголы употребляются как глаголы несовершенного вида: буду использовать , обещающий , обследуемый , регулируя; в формах страдательных причастий прошедшего времени (использованный , обследованный ) и деепричастий с суффиксами , -вши , -ши (ликвидировав , женившись , потрясши ) — как глаголы совершенного вида.

Все глаголы русского языка имеют значение вида. При этом многие из них могут быть противопоставлены друг другу только по виду, т.е. образуют видовую пару. Таким образом, видовая пара представляет собой противопоставление однокоренных глаголов, тождественных по своему лексическому значению и отличающихся друг от друга только видовым значением: переписать переписывать , делать сделать , дать давать.

Выделяют четыре типа видовых пар:

  • 1) видовая пара, образуемая от глаголов несовершенного вида с помощью приставок вз- , воз- , вы- , за- , из- , на- , о- , об- , от- , пере- , по- , под- , при- , про- , раз- , с- ,у-. Например: пахать (несов.) —вспахать (сов.), мужать (несов.) —возмужать (сов.), лечить (несов.) — вылечить (сов.), солить (несов.) — засолить (сов.), печь (несов.) — испечь (сов.), писать (несов.) — написать (сов.), бесчестить (несов.) — обесчестить (сов.), менять (несов.) — обменять (сов.), строить (несов.) — построить (сов.), считать (несов.) — подсчитать (сов.), готовить (несов.) — приготовить (сов.), будить (несов.) —разбудить (сов.), молчать (несов.) — смолчать (сов.), трамбовать (несов.) — утрамбовать (сов.);
  • 2) видовая пара, образуемая от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -ыва , -ива , -ва , -а: переписать (сов.) — переписывать (несов.),рассмотреть (сов.) — рассматривать (несов.), дать (сов.) — давать (несов.), решить (сов.) — решать (несов.); при этом возможны чередование гласных в корне и смена ударения: оскорбить (сов.) — оскорблять (несов.), оспорить (сов.) — оспаривать (несов.), отрезать (сов.) — отрезать (несов.);
  • 3) видовая пара, образуемая от глаголов несовершенного вида посредством приставок и суффиксов: падать (несов.) — упасть (сов.), сажать (несов.) — посадить (сов.);
  • 4) видовая пара, образуемая разнокоренными глаголами с тождественным лексическим значением: говорить (несов.) — сказать (сов.), брать (несов.) — взять (сов.), класть (несов.) — положить (сов.).

Но не все глаголы русского языка могут образовывать видовую пару, хотя русское языковое сознание требует "парности", отчего появляются (пусть и считаются нелитературными) оженить , поженить , поучаствовать , поприветствовать , использовать , образовывать и т.п. Способностью входить в видовую пару обладают только те глаголы, которые обозначают процесс, достигший определенного предела (у глаголов совершенного вида: перекрестить , сделать , покрасить ) или направленный к достижению предела (у глаголов несовершенного вида: крестить , делать , красить ). Иногда один и тот же глагол может входить в разные видовые пары. Например, глагол купать входит в видовые пары купать выкупать и купать искупать , глагол засеять — в видовые пары засеять засеивать и засеять засевать. При этом синонимичными в значении совершенного вида являются приставочные глаголы выкупать и искупать , а в значении несовершенного вида — глаголы засеивать и засевать , различающиеся своими суффиксами.

Видовую пару не образуют глаголы, обозначающие процесс, который не достигает предела или не направлен на его достижение (лежать , жить , грустить , спать ). При присоединении приставок к таким глаголам совершенный вид выражает только начало, ограниченное какими-либо временными пределами, или окончание процесса: загрустить , полежать , отжить. Таким образом, если однокоренные глаголы различаются не только видовым, но и словоообразовательным значением, то видовой пары не образуется. Например, глагол заговорить отличается от глагола говорить не только значением совершенного вида, но и значением начала действия; глагол мигнуть отличается от глагола мигать не только значением совершенного вида, но и значением однократности действия.

Существуют глаголы, не имеющие соотносительного парного глагола другого вида; например, глаголы совершенного вида воспрянуть , очутиться , хлынуть не имеют однокоренных глаголов несовершенного вида, а глаголы несовершенного вида находиться , нуждаться , обождать , опасаться , противоречить , чуждаться — однокоренных глаголов совершенного вида.

Некоторые многозначные глаголы видовую пару могут образовывать лишь в некоторых своих значениях. Например, глагол леденеть оледенеть в значении "коченеть, стынуть от холода", но не в значении "превращаться в лед", глагол бить в значении "ударяя, причинять боль кому-нибудь, избивать" образует видовую пару с глаголом побить , глагол сулить образует видовую пару с глаголом посулить в значении "обещать", но не имеет видовой пары в значении "предвещать, предсказывать", глагол киснуть образует видовую пару с глаголом прокиснуть в значении "делаться кислым от брожения" (молоко киснет , прокиснет ), но не в переносном значении "быть вялым, унылым; недомогать".

Термину «вид». Вид представляет собой глагольную категорию, которая показывает, как происходит действие во времени, выражает отношение действия к его результату. Категорию вида в любой форме, имеют все глаголы русского языка. Как , глаголы совершенного и несовершенного вида.

Определение совершенного видаГлаголами совершенного вида называют глаголы, отвечающие на вопрос «что сделать?» и обозначающие действие предмета, ограниченное по времени, законченность. Глаголы совершенного вида также обозначают действие, ко¬торое уже закончилось (или закончится), действие, которое сообщает о достижении результата ( , прибежать), действие, которое уже началось или скоро начнется, (заговорить, забежать), единичное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть - глаголы имеющие суффикс -ну).

Определение глаголов несовершенного видаГлаголами несовершенного вида называют глаголы, отвечающие на вопрос "что делать?" и обозначающие действие без указания итога, а также без ограничения его по времени, действие длительное или повторяющееся (писать, смотреть, говорить, сидеть, стоять).

Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют пары по виду. Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие, одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: смотреть - просмотреть, писать - написать, строить - построить, бежать - прибежать.

Обратите внимание

на межвидовые связи глаголов

Полезный совет

для закрепления изученного материала необходимо подбирать большое количество примеров

Источники:

  • Определение видов глаголов
  • совершенный вид глагола

Славянские языки резко противопоставлены другим индоевропейским языкам по формам выражения категорий времени и вида. Современная система видов сложилась в языкознании только в начале XX в. Для того чтобы правильно определить вид глагола в русском языке, необходимо учитывать ряд оснований.

Вид глагола - это лексико-грамматическая категория глагола, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу. Внутренним пределом называется такая точка в протекании действия, когда действие переходит в недействие.

История категории вида глагола

До XX в. в языкознании выделяли 3 вида:


1. Неопределенный вид, совпадающий с современным несовершенным видом.


2. Многократный вид. Примерами являются : сиживал, хаживал.


3. Однократный вид, совпадающий с современным совершенным видом.


В современном языкознании грамматические виды глагола принято разграничивать на основе семантики, т.е. значения.


В русской грамматике выделяют совершенный и несовершенный виды.


Определить можно на основании следующих оснований:


1) На основании семантики.


Глаголы совершенного вида обозначают действие, достигшее внутреннего предела (например: , сделал). Глаголы несовершенного вида обозначают действие, не достигшее внутреннего предела (например: смотрел, делал).


2) По вопросам.


Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?», а глаголы несовершенного вида на вопрос «что делать?». Например: (что сделал?) посмотрел, (что делал?) смотрел.


3) На основании словообразовательного оформления.


Совершенный вид глаголов образуется с помощью приставок, несовершенный вид - с помощью суффиксов. Так, глаголы совершенного вида «посмотрел, сделал» имеют приставки, а глаголы несовершенного вида «смотрел, делал» не имеют.


4) По сочетаемости.


Глаголы несовершенного вида сочетаются с наречиями «долго», «медленно», со словами «каждый день» и другими, а глаголы совершенного вида не имеют такой возможности. Так, можно сказать «долго смотрел», но нельзя употребить выражение «долго посмотрел».


5) По различию в наборе словоформ.


Глаголы совершенного вида не могут находиться в форме настоящего вида, а глаголы несовершенного вида не обладают формами 3 времени.

Загрузка...