Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Конспект фронтального занятия "звук и буква л". Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Л

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

  • уточнить артикуляцию звука л;
  • учить правильно произносить звук л в слогах, словах;
  • учить соотносить звук с буквой;

2. Коррекционно-развивающие:

  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать чувство ритма;
  • развивать грамматический строй речи через словообразование, словоизменение;
  • активизировать словарь по теме: «дикие животные»;

3. Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать усидчивость, внимательность, активность на уроке;

Оборудование: картинки-символы гласных звуков, рабочие тетради, карточки для индивидуальной работы, бусинки, презентация.

Музыка используемая на логопедическом занятии

ПЛАН И ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап урока

Деятельность учителя

деятельность учеников

Орг.момент

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.

Настрой на урок.

Психологический настрой

Здравствуйте, ладошки!
Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки!
Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки!
Плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щечки!
Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки!
Чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки!
Щелк, щелк, щелк!
Здравствуй, мой носик!
Бип, бип, бип!
Здравствуйте, малышки!
Всем привет!

Выполняют движения под музыку

Как называется наш урок?
- Скажем правило нашего урока:
Говорим мы все красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.

Логопедия

Подготовительный этап 1. (Коррекция временных представлений)

Посмотрите на картинки и отгадайте загадку.
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я …

Сейчас какое время года?
-До зимы была …
- После зимы будет …

Назовите зимние месяцы.
-Сейчас какой месяц идет?
- Был..
- Будет …
- Назовите дни недели.
- Сегодня какой день недели?
-Вчера была …
- Завтра будет …
- Скажем какое сегодня число.

Зима
Осень
Весна

Декабрь, январь, февраль

2. Речевая гимнастика

Для того, чтобы четко, внятно говорить, мы учим чистоговорки. Для этого надо подготовить дыхание, голос.
а) Упр. «Сдуй снежинку с варежки»
б) пропеть гласные
в) чистоговорка
Снег идет, снег идет,
Скоро лес весь заметет.



3. Пальчиковая гимнастика

Наши ручки замерзают.
Поиграем - ка немножко
Да похлопаем в ладошки.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Чтобы пальчики согреть,
Сильно надо растереть.
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем - разжимаем!

Кулачки крепко прижать друг к другу.
Разжать кулачки, хлопать в ладони.
Прижать ладони друг к другу, тереть ладонь о ладонь.
Греем руки круговыми движениями,
сжимаем и разжимаем кулачки.

Сообщение темы

Отгадайте загадки.
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук, тук-тук»?

В дупле живет
Да орешки грызет.

Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость.
Хмурый и сердитый …

Какой звук повторяется во всех словах?
- Тема сегодня нашего урока Звук и буква л.
- Где живут лось, белка, дятел?
Жители леса приглашают нас в лес, чтобы вы лучше научились говорить звук л и запомнили эту букву, а для этого они приготовили вам задания и если вы справитесь с заданиями, то жители леса подарят вам корзинку с сюрпризом.
- Принимаем приглашение?

Лось
Л

Работа по теме.
Работа с звуком.

Лес далеко. На чем полетим в лес?
- Как гудит самолет? (вместе, индив.)
- Какой звук произносили?

На самолете
Л-л-л

Характеристика звука

Дадим характеристику звуку л.
- Гласный или согласный? Почему?
- Губы - открыты
- Язык - вверху, за верхними зубами
- Голос - работает, звук л звонкий.

Развитие фонематического слуха

Вот мы с вами и оказались в лесу. Посмотрите как здесь красиво.
- Какое время года?
- Зимой в лесу тихи и спокойно, только слышны различные звуки. Среди них должны услышать наш звук л.
Когда услышите, хлопните в ладоши.
а) среди звуков: а, л, м, з, л, ш, р, у, л, э, м, л.

б) хлопнуть на слог со звуком л: ал, на, до, лы, ам, ох, ло, ум, са, лу.
-Рефлексия (Какой звук учились слушать?)

Вокруг снегн лежит да мороз трещит. Чтоб нам не замерзнуть надо подвигаться.
Ла-ла-ла
Ло-ло-ло
Лу-лу-лу
- С каким звуком произносили слоги?

Хлопки перед собой
Хлопки над головой
Хлопки вытянутыми вперед руками

Работа с буквой.

Ребята, звук л обозначается буквой л.
а) Посмотри - ка ножки
Шагают по дорожке,
Букве л на ножки
Не нужны сапожки.
б) Выложить из бусин букву л

На столах у детей листы бархатной бумаги и тарелочки с бусинами.

Ой, ребята, смотрите чьи-то следы.
- Как вы думаете, кто их оставил?
(Дружбу водит лишь с лисой
Этот зверь сердитый, злой,
Он зубами щелк да щелк,
Очень страшный серый…)
Это не простые следы, а с буквой л. Выложите дорожку с правильной буквой л.

Физминутка

Давайте отправимся с вами дальше, а чтоб не замерзнуть, разомнёмся немножко.
Вот так холод, вот мороз,
Больно щиплет нос. Больно щиплет нос.
Чтоб согреть его скорей, надо потереть сильней.
Чтоб согреть его скорей, потереть сильней.
Будем ножки согревать,
Прыгать и скакать. Прыгать и скакать.
Очень холодно стоять, ножки стали замерзать.
Очень холодно стоять, стали замерзать.
Крепче стал мороз никак, мёрзнем стоя так,
Мёрзнем стоя так.
Нам пора бежать бегом. Нам нельзя идти пешком.
Нам пора бежать бегом, нельзя идти пешком.
Чтобы ручки согревать,
Будем мы махать. Будем мы махать.
И в ладошки будем бить. И локтями шевелить.
И в ладошки будем бить, локтями шевелить.

Установление связи звука с буквой

Посмотрите, орехи лежат. Кто же их мог потерять?
Давайте для белочки соберем орехи. Если в названии картинки есть звук л, то соединяете с буквой л.
- Какие орешки собрали?

Коррекция грамматического строя (работа по словообразованию и словоизменению)

Продолжим наше путешествие по зимнему лесу.
- Пойдем по тропинке и прочитаем слоги.

Мы вышли с вами на полянку. Посмотрите, мамы растеряли своих детишек. Нужно им помочь. Соедините стрелками маму и детеныша.

Вместе называем
Белка-бельчонок-бельчата
Волк-волчонок-волчата
Лось-лосенок-лосята
Лиса-лисенок-лисята

Звери очень любят играть, давайте и мы с вами поиграем.
Игра «Один-много»

ал,ол,ул,ыл
ла, ло, лу, лы
Егор: лапа

в тетрадях соединяют, потом вместе называем

Работа с письменной буквой

Ребята, жители леса приготовили для нас еще одно задание, чтоб мы потренировались писать букву л.
Письменная л состоит из двух элементов. Палочка с закруглением внизу влево, палочка с закруглением внизу вправо.

Письмо буквы л на кальке., затем в тетради
Егор: собрать рассыпанные слоги, прочитать, записать;
Алеша: прочитать слово, выбрать картинку, записать по образцу;

Итог

Мы отлично справились с заданиями, лесные жители оставили нам корзинку с сюрпризом. Теперь нам пора возвращаться домой. Полетели.
- Куда мы летали?
- Какой звук слушали и произносили?
- какую букву учили?
- Каких зверей и птиц встречали?

В лес
л


Используемые литература и источники:

  1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. - М.: Просвещение, 1997. - 239с.
  2. Овчинникова Т.С. Логопедические распевки.-Спб.: КАРО, 2009г.
  3. Железнова Е. Аэробика для малышей. CD4.
  4. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой рече-вого развития. —— СПб.: Речь, 2004. — 128 с.
  5. Интернет ресурсы.

Краевое государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

«Звук и буква Л, л»

Подготовила

учитель начальных классов

Михалева Светлана Ивановна

Павловск 2011

Букварный период обучения грамоте 1 класс.

Тема : Звук и буква Л, л. Цель : - познакомить со звуком и буквой Л, л и научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности. Задачи : Образовательные: познакомить с буквой и со звуком Л,л; - автоматизировать правильное произнесение [Л] формирование умения определять местоположение звука в слове. Коррекционно -развивающие : - развивать фонематическое восприятие посредством дидактической игры; - корригировать устойчивое внимание, путем выполнения задания на нахождение сходства буквы Л с предметами; - развивать зрительно – слухо – моторную память на основе упражнений; - коррекция и развитие связной устной речи через проговаривание стихотворений во время физминуток.; Воспитательные:

Воспитание положительной мотивации в учебной деятельности; - воспитывать познавательный интерес к уроку через использование игровых приёмов;

Воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование : иллюстрации (лиса, лист, лошадь, лук), листочки с буквами (а, о, у, м, с, ш, л, х), кувшинка с буквой Л, камушки, блокноты, ручки, листы с индивидуальными заданиями,

Ход урока.

Этапы урока

Психологический настрой.

Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое вам больше нравится – 1-е, 2-е, 3-е?

Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока.

Посмотрите на доску и скажите, какой герой сегодня с нами будет путешествовать.

Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в пруд на лугу. Этот малыш пока еще ничего не знает. Мы буем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое.

Физминутка.

«Рыбки»

Рыбки плавают,

ныряют в тихий солнечный денек.

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песок.

Посмотрите, кто плывет к нам на встречу?

Они что-то несут нам. Это картинки. Что изображено на картинках?

С какого звука начинаются все эти слова?

Дайте характеристику звуку л. Расскажите Лунтику о звуке л.

Кто-то дергает за водоросли. Давайте поднимемся на сушу и посмотрим кто это?

Жабе Клаве стало скучно. Она хочет поиграть с нами в игру «Угадай, где звук». Я буду называть слово, а вы должны угадать, где находится буква л, в начале, в середине или в конце слова.

Лыжи - ?

Ложка - ?

Стол - ?

Жаба Клава осталась довольна и пошла дальше.

Ребята, посмотрите что изображено на кувшинке?

Ребята, это буква Л.

Скажите, на что она похожа?

Из каких элементов состоит печатная буква Л?

Посмотрите, Лунтик принес много морских камушек. Выложите из них букву Л.

Лунтику понравились все ваши буквы.

Посмотрите, кто ползет по песку? Покажите пальчиками краба.

Пальчиковая гимнастика

Краб

Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню.

Краб что-то тянет за собой. Это ваши блокноты. Напечатате в блокнотах печатную букву Л. И лунтик с вами тоже будет печатать букву на песке.

Крабу очень понравились ваши буквы. К нему в гости ползет улитка. Выполним физминутку.

Физминутка .

«Улитка»

Ползёт улитка по тропе

Свой домик носит на спине.

Ползёт тихонько, не спешит

По сторонам всегда глядит.

Ну, а когда устанет очень

И отдохнуть она захочет,

То может быстренько свернуться

И шаром круглым обернуться.

Посмотрите, что у улитке в домике лежит?

На этих листах задание для вас.

Раскрасьте букву Л и найдите ее среди других букв.

Улитка и краб прощается с нами. Помашите им рукой.


Дети выполняют гимнастику

Стая пиявок. Лиса, лист, лошадь, лук.
Со звука Л. Согласный, звонкий (кладут руки на горло и проверяют) Жаба Клава.

В начале слова В начале слова В конце слова

Буква Дети отвечают
Из двух палочек. Выкладывают из камушек букву Л

Краб. Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую. Печатают в блокнотах букву Л.

Выполняют гимнастику

Листы бумаги.
Выполняют задание (Приложение 1)

Ребята, мы с Лунтиком устроили такой шум, что из пруда вылез Пискарь Иванович. Он ругается и просит, чтобы мы вели себя по тише. И в этом он нам поможет. Он приготовил загадки для нас.

Загадки «Доскажи словечко»:

1. На скамейке у ворот

Лена горько слезы… (льет)

2. Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

3. У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).

4. Заставил плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун, а… (лук).

А еще он принес листочки с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву.

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Пискуль Иванович возвращается домой. А Лунтик так устал, что заснул под листочком цветка. Мы не будем ему мешать, а на следующем уроке с ним встретимся.

Приложение 1 (http ://solnet®.ee )


Приложение 2 (http ://solnet®.ee )
Соедини с буквой Л картинки, слова которых начинаются со звука Л.

Список использованной литературы


1. «Букварь. 1 класс» авт. А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова

М., «Просвещение» (2009 г.)

Использованные Интернет-ресурсы

1. http ://solnet®.ee (Прложение1,2)2. (пальчиковая гимнастика «Краб») 3. (физминутка «Улитка») Тема НОД: Звуки [Л]-[ЛЬ]. Буква [Л].

Цели:

  • Четкое произнесение звуков [Л], [Ль];
  • Дифференциация звуков [Л], [Ль] на слух и в произношении;
  • Преобразование слогов, слов;
  • Определение позиции звука [Л] в слове (начало, середина, конец);
  • Знакомство с буквой Л;
  • Анализ и синтез слов ШКОЛА;
  • Выкладывание слов из букв по следам анализа;
  • Печатание буквы Л в тетрадях; слов по следам анализа;
  • Чтение слогов, слов;
  • Развитие внимания, памяти.

I. Оргмомент:

1. Эмоциональный настрой. Игра-пожелание «Удачи тебе!». Дети поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

— Желаю (соприкасаются большими пальцами)

— успеха (указательными)

— большого (средними)

— во всём (безымянными)

— и везде (мизинцами).

— Удачи тебе на занятии! (Прикосновение ладонями.)

2. Упражнения на развитие логики, внимания памяти. На доске обобщенная модель занятия в виде карты города (Слайд № 1). Логопед напоминает, что путешествие начинается с улицы Умной головы, где детям необходимо разгадать ребусы (слайды № «, 3, 4, 5). Затем логопед просит детей назвать все отгаданные слова и отгадать, какой звук пришел к ним в гости на занятие.

II. Знакомство с темой занятия. Звуки «Л-ЛЬ».

1. Артикуляция и характеристика звуков «Л», «ЛЬ»: На Улице Ловкого язычка дети рассматривают артикуляцию звуков «Л», «ЛЬ», дают характеристику по опорной схеме, находят квартиру для «Л, ЛЬ» в Доме звуков ( с окошками для звуков и букв). Сравнение звуков «Л, ЛЬ» (чем похожи, чем отличаются) (слайды № 6, 7)

2. Дифференциация звуков. На улице Хорошо слышащих ушек дети играют в игру «Сигнальщики»: логопед произносит ряд звуков, слогов, слов, а дети выкладывают соответствующий флажок — синий, если слышат звук «Л», зеленый на звук «ЛЬ». Затем логопед предлагает проверить правильность выполнения задания, сравнив с рядом сигналов на доске (слайд № 8)

Тут же на этой улице детей встречает Гаврилка-говорилка, дети повторяют за ним цепочки слогов, слов близких по звучанию со звуками «Л-ЛЬ»

Например: ЛА-ЛЯ-ЛА, ФЛА-ФЛЯ-ФЛЯ, ЛУК-ЛЮК, ЛАК-ЛЯГ и т.д.

Зажги фонарик (в тетрадях) или выкладывание ряда из пуговиц (контроль на слайде)

3. Игра с мячом «Скажи наоборот» По дорожке с непоседливым мячиком дети играют в игру «Наоборот». Логопед произносит слог или слово со звуком «Л», дети заменяют его на «ЛЬ» и произносят новый слог или новое слово:

ЛА-…ЛЯ ЛО-…ЛЁ ЛУ-…ЛЮ ЛЫ- …ЛИ ЛАК — …ЛЯГ ЛУК-…ЛЮК

МЕЛ — …МЕЛЬ ПЫЛ — …ПЫЛЬ ДАЛ-…ДАЛЬ

4. Выделение звуков «Л, ЛЬ» в произношении по картинкам, дифференциация.

Улица Веселых картинок: дети называют картинки, выставленные на панно «Домик».

Проводится игра «VI лишний» на дифференциацию звуков «Л».

ЛАМПА, ЛЕС, ЛАСТОЧКА, ЛОТО – лишняя картинка ЛЕС (дети объясняют, почему она лишняя)

ЛИПА, ОЛЕНЬ, ПОЛКА, ПОЛЯНА – лишняя картинка ПОЛКА и т.д.

Лишние картинки убираются, а с оставшимися картинками дети выполняют задания на определение позиции звука в слове.

III. Динамическая пауза «Клава ловко лук полола» (слайд № 9). Дети отправляются на улицу Быстрых ножек и выполняют упражнение на координацию речи с движением.

Клава ловко лук полола
Мыла пол и полки Лола,
Пыль Володя выбивал,
Гвозди Валя забивал,
Коля весело пилил,
Анатолий вилки мыл,
Ну а маленькая Света
Ела сладкие конфеты.

Дети проговаривают и выполняют движения, соответствующие тексту. Затем логопед предлагает вспомнить из стихотворения и назвать мальчикам слова со звуком «Л», девочкам со звуком «ЛЬ».

IV. Знакомство с буквой «Л». На улице Важных букв дети рассматривают букву «Л» (слайды № 9, 10, 11).

Чтение стих.:

На стремянку Л похожа
И на крышу дома тоже.

Обведение буквы Л по контуру, рисование на манке, выкладывание из палочек, из веревочек, заселение буквы в соответствующую квартиру Домика звуков.

V. Звуковой анализ, синтез и выкладывание схем слов (слайд № 12). Теперь дети попадают на улицу строгих схем и выполняют звуковой анализ, синтез, выкладывание схемы слова ШКОЛА, затем выкладывают слово из букв магнитной азбуки.

VI. Пальчиковая гимнастика. На улице Ловких пальчиков дети выполняют кинезиологические упражнения.

VII. Слоговой анализ и синтез: составление слов из слогов (слайд № 13). На следующей улице ведется «стройка»: дети находят кубики-лего с наклеенными на них слогами. Дети выбирают себе кубики одного цвета и составляют домики со словами из деталей конструктора.

VIII. Итог. Прохорова С.П. учитель-логопед.

  • Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: Звуки [Л], [Л"]. Буква «Л» «Наш гость Лунтик»

    Задачи:

    Коррекционно - образовательные:

    1. Познакомить с согласными звуками [Л] , [Л"] .
    2. Закрепить умение давать артикуляционную и акустическую характеристику звука.
    3. Продолжать учить определять позицию звука в словах.
    4. Познакомить с буквой «Л» .

    Коррекционно-развивающие:

    1. Развитие фонематического слуха, внимания, памяти;
    2. Развитие общей моторики и тонких дифференцированных движений пальцев рук.
    3. Совершенствование грамматического строя речи;
    4. Закреплять понятие «звук» , «буква» , «гласный, согласный звук» , «мягкий – твердый» .
    5. Воспитание навыков самоконтроля за правильным звукопроизношением в самостоятельной речи.
    6. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.

    Воспитательные: воспитание доброжелательности, отзывчивости, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности и инициативности.

    Оборудование: Ноутбук, телевизор, слайдовая презентация, схемы для составления предложений, предметные картинки, карточки для звукового анализа слова «ЛУНА» , игра «Чья? Чей?»

    I. Организационный момент.

    Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. А кто мы узнаем, если отгадаем загадку.

    Я родился на Луне,
    Оказался на Земле,
    Много здесь завёл друзей,
    Чтоб жилось мне веселей.

    Про меня есть мультик,
    А зовусь я…
    - ЛУНТИК!

    Вы все знаете историю о Лунтик. Лунтик упал на землю, и на земле у него появилось много друзей. Все друзья Лунтика ходят в лесной садик, где узнают много нового и интересного.

    Лунтик тоже хочет многому научиться, поэтому он пришел к нам.

    II. Основная часть.

    1. Сообщение темы занятия.

    Ребята, скажите, какой первый звук в слове «Лунтик» ? (Звук [Л] )

    При произнесении звука [Л] - губки в улыбке; зубки сближены; кончик языка поднят за верхние зубки; воздушная струя встречает преграду.

    [Л] ?

    2. Характеристика звука: звук [Л] согласный (язычок создает преграду воздуху) , твердый, звонкий, обозначакм фишкой синего цвета.

    Звук [Л] имеет младшего братца звук [Л"] .

    Что мы можем сказать о звуке [Л"] ?

    Звук [Л"] согласный, мягкий, звонкий – обозначаем фишкой зеленого цвета.

    4. Закрепление звуков в изолированном виде.

    Большой самолет летит и гудит: [лллллл: ] (Дети произносят звук [л] громко) .

    Маленький самолет летит и гудит: [льльльльльль: ] (Дети произносят звук [л"] тихо.)

    5. Игра: «Светофор»

    Я буду произносить слова, а вы когда услышите слово со звуком [Л] , поднимите синий сигнал светофора, а если услышите звук [Л"] , поднимите зеленый сигнал светофора.

    Ласка, ложка, пила, лев, дом, кошка, стол, башня, полка, лес, окно, Лиза...

    6. Игра: «Доскажи словечко»

    звуком [Л] : сто..., сту..., осё…, дяте…, уко...,
    слогом ЛА: пол…; иг…; кук…; ю…; пи..., ска..., ма...;
    слогом ЛЫ: сто..., дят…; ска..., пи..., шко..., шпа...
    7. Игра «Составь слово»

    Ребята, я вам буду бросать звуки, а вы должны составить из них слово и вернуть мне:

    Л У К (ЛУК) , С Т У Л (СТУЛ) , Ю Л А (ЮЛА) , Л" Е В (ЛЕВ) , С Т О Л (СТОЛ) , В О Л К (ВОЛК) ,

    8. Определение позиции звука в слове:

    Ребята, на столах у вас картинки, вы должны определить место звуков [Л] - [Л"] , в словах (начале, середине или в конце слова) .

    Если в вашем слове звук [Л] , фишку, какого цвета возьмете?

    А если звук [Л"] ?

    Предметные картинки: будильник, волк, лиса, лось, олень, телевизор, малина, слон, дятел.

    9. Игра «Один – два - пять» (С мячом)

    Ребята, назовите диких животных, в названии которых есть звуки [Л] - [Л"] . (Лиса, волк, белка, слон, лев, олень, лось и т.д.) .

    Одна лиса – две лисы – пять лис;

    Волк, белка, слон, лев, олень, лось.

    10. Физкультминутка «По дорожке»

    По дорожке шли, шли
    Много камешков нашли
    Пришли, собрали
    И дальше пошли

    (Дети выполняют движения со словами)

    11. Игра «Чья морда? Чей хвост?»

    Логопед показывает детям картинку с изображением хвоста или морды и просит назвать: «Чья морда? Чей хвост?»

    Лиса – лисий хвост – лисья морда;

    Волк, олень, белка.

    12. Игра «Зашифрованное слово»

    Ребята, чтобы угадать, какое слово «зашифрованно» необходимо соединить первые звуки названий предметов, которые изображенны на слайде.

    Ласточка, улитка, ножницы, аквариум. ЛУНА

    13. Звуковой анализ слова ЛУНА

    Скажите слово ЛУНА так, чтобы услышали первый звук, назовите его.

    Какой второй звук в слове ЛУНА?

    Что вы можете сказать об этом звуке?

    Почему он гласный?

    Какой третий звук в слове ЛУНА?

    Что вы можете сказать об этом звуке?

    Какой последний звук в слове ЛУНА?

    Сколько звуков в слове ЛУНА?

    Сколько слогов в слове ЛУНА?

    Почему? (ответы детей)

    А мы знаем, сколько гласных звуков столько и слогов в слове.

    Назовите первый слог? Второй?

    Сколько звуков в первом слоге? Во втором?

    14. Составление предложений со словом ЛУНА.

    Придумайте предложение со словом ЛУНТИК или ЛУНА.

    Из чего состоит предложение? (Из слов) .

    Как пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы) .

    Что ставится в конце предложения? (Точка)

    Составление детьми предложений.

    Дети выбирают понравившееся предложение и составляют схему предложений.

    15. Знакомство с буквой «Л» .
    Алфавит продолжит наш
    Буква Л – лесной шалаш
    В. Степанов

    16. Построй по стихотворению.

    Ладони вверх направим,

    Под углом соединим.

    Это построенье

    В букву превратим.

    17. На что похожа буква «Л» ?

    18. Чтение слогов и слов.

    19. На сюжетной картинке найдите слова со звуком [Л] , [Л"] .

    III. Итог:

    Молодцы! Лунтик многому научился у вас, вы стали ему друзьями, но ему пора возвращаться домой. С какими звуками познакомились? Что вы можете сказать об этих звуках? Ребята, если на занятии вам было все понятно и интересно, покажите зеленый смалик, если что – то не поняли и было скучно, то покажи желтый смалик.

    Список используемой литературы:

    1. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР, Москва 1998.
    2. Пожиленко Е.А, Волшебный мир звуков и слов. М., Владос, 1999г.
    3. Смирнова Л.Н., «Логопедия» (играем со звуками) , Москва, 2006.
    4. Ткаченко Т., Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. С.-П., Детство-Пресс, 1998г.
    Урок письма
    Тема: Строчная буква л

    Педагогическая цель. Создать условия для формирования умения писать строчную букву л; способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера

    Планируемые результаты (предметные). Различают строчную и заглавную буквы; осуществляют сравнение печатной и письменной букв; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [л]; используют заглавную букву в именах собственных; грамотно записывают предложения, обозначают границы предложения на письме

    Личностные результаты. Проявляют интерес к учебному труду, доброжелательность, эмоциональную отзывчивость. Принимают и осваивают социальную роль учащегося.

    Универсальные учебные действия (метапредметные)

    Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий; осуществляют контроль своей деятельности.

    Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания; логические – осуществляют анализ объектов (предложений) по существенным признакам.

    Коммуникативные: умеют формулировать свое мнение и позицию, проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог.

    Методы и формы обучения:

    Формы: фронтальная, индивидуальная

    Методы: словесный, наглядный, практический, наглядно-демонстрационный.

    СЦЕНАРИЙ УРОКА

      Организационный момент.

    Мотивация урока

    Прозвенел и смолк звонок,

    Начинаем мы урок.

    Улыбнулись, подтянулись,

    Друг на друга посмотрели

    И спокойно, тихо сели.

    С добрым утром начат день

    Первым делом гоним лень.

    На уроке не зевать,

    А работать и писать.

    Проверьте, всё ли у вас готово к уроку, приведите в порядок свое рабочее место, ведь аккуратность и чистота – залог успеха.

    Сегодня мы опять собрались вместе, у нас много интересной работы, мы будем узнавать новое, доказывать, спорить, радоваться успехами, а с неудачами будем справляться все вместе.

    Мы продолжаем путешествие по стране письма, где вы учитесь красиво и правильно писать - что?

      Актуализация знаний

    Давайте узнаем, чем будем сегодня заниматься?

    2 4 5 3 1

    У В Ы К Б(слово БУКВЫ)

    Вот и мы с вами сегодня будем учиться писать правильно и красиво буквы.

    А зачем люди учатся писать буквы?

    - Посмотрите на доску, назовите буквы, которые написаны на доске.

    На доске: Аа Оо Уу Ии ы Нн Сс Кк Тт

    Что вы можете сказать об этих буквах?

    (- Они обозначают гласные и согласные звуки;

    Их можно разделить на две группы: прописные и строчные, письменные и печатные).

    Молодцы! Правильно назвали буквы.

    Чем гласные отличаются от согласных?

    (Гласные поются, а согласные нет, при произношении согласный звук встречает преграду; гласный звук образует слог, а согласный нет.)

      Упражнения, подготавливающие к восприятию нового материала.

    Выделение согласного звука «л».

    а) Чистоговорка

    Учитель: – Ребята, ваша задача чётко проговаривать звуки.

    Ло-ло-ло – на улице тепло.

    Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

    Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

    Оль-оль-оль – мы купили соль.

    б) Загадки.(По мере ответов детей, на доску вывешиваются картинки- отгадки)

    Учитель: – Падают с ветки золотые монетки.

    Дети: - Листья.

    Учитель: – Как догадались? (ответы детей)

    Учитель: - Почему золотые?

    Дети: - Жёлтые.

    Учитель:– Назовите первый звук в слове листья?

    Дети: - звук «л».

    Учитель: – Сама не ем, а людей кормлю.

    Дети: - Ложка.

    Учитель:– Назовите первый звук в слове ложка?

    Дети: - звук «л’».

    4. Работа над новым материалом

    А) Работа над развитием звукового восприятия, анализа.

    Учитель: – Ребята, в чистоговорке, в загадках – какие звуки выделяли в словах?

    Дети: – В словах выделяли звук «л».

    Учитель:– Какой это звук?

    Дети: - Согласный.

    Два звука л и л’ какой буквой обозначаются? (Эль)

    Учитель: – Хотите услышать сказку про букву?

    Учитель: – Слушайте внимательно. Запоминайте слова со звуком «л»

    М. Скребцова «Сказка о букве Л».

    Да, дуб – красивое дерево, – сказала буква Л, – настоящее украшение леса. Но ты, буква Д, не гордись, что с тебя такое красивое дерево начинается, зато тебя запомнить трудно, а меня очень легко: убери с буквы А перекладинку, вот тебе и буква Л.

    Л – буква лёгкая, ласковая, и с неё много ласковых лёгких слов начинается: лес, луна, лето, лебедь. И самое ласковое, тёплое и сияющее слово – «Любовь». С Любви начинается всё прекрасное на земле. Любовь способна самое ледяное сердце согреть.

    Но и в других словах немало волшебного спрятано. Например, «лес» – совсем коротенькое слово, а сколько в нём чудес: не только дуб в лесу живёт, – в лесу целое царство деревьев, кустов, трав и цветов. В этом царстве ещё много других царств прячется: царство зверей и птиц, царство насекомых и царство грибов и ягод. Сколько сказок прячется в каждом дереве, в каждом цветке. Стоит присмотреться хорошенько, увидишь столько чудес, что голова закружится!

    Учитель: – Что вам понравилось в сказке? (рассуждения детей).

    Учитель: – Какие звуки чаще всего встречаются в сказке?

    Дети: - Часто встречается звук «л».

    Учитель: – В каких словах? (ответы детей)

    Учитель: – Сегодня на уроке письма с чем должны познакомиться?

    Письмо буквы

    Откройте страницу 23 прописи и определите тему сегодняшнего урока.

    Письмо строчной буквы л

    А цель урока?

    Научиться писать строчную букву л и соединение с другими буквами; будем читать и писать слоги, слова, предложения с изученной буквой, тренироваться в звукобуквенном анализе слов.

    А зачем нужно научиться писать букву л?

    Чтобы писать красиво.

    Г) Работа по образцу буквы – способ написания буквы «л».

    Учитель: - Ребята посмотрите, как нужно писать букву «л». Научимся писать письменную букву л. Из скольких элементов состоит письменная буква Л?

    Дети: - Буква «л» состоит из двух элементов.

    Учитель: – Назовите первый элемент.

    Дети: - Прямая наклонная линия с закруглением влево.

    Учитель: – Назовите второй элемент.

    Дети: - Прямая наклонная линия с закруглением вправо.

    Учитель: – Сравните эти два элемента.

    Дети: - Первый элемент более наклонный, чем второй.

    Обведем и пропишем элементы.

    -Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику

    Учитель: – На что указывает точка?

    Дети: - Начало движения руки.

    Учитель: – Что показывает стрелочка?

    Дети: - Направление движения руки.

    Показ на доске. Повторить в воздухе.

    Какими критериями будем пользоваться при письме в тетради?

    1. Строка

    2.Наклон

    3. Аккуратность

    4. Правильность написания

    5. Размер

    Д) Письмо буквы л на рабочей строке.

    Учитель и дети проговаривают хором:

    Я тетрадочку открою,

    И с наклоном положу.

    Ручку правильно держу,

    За посадкой я слежу.

    И красиво напишу.

    Учитель: начинаем выше нижней линейки рабочей строки. Слева направо прописываем закругление, касаемся нижней линейки, ведём плавную линию до верхней линейки рабочей строки. Вниз опускаем прямую, не дойдя немного до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись нижней линейки.

    Учитель: – Обведите по точкам первый элемент. Обведите по точкам второй элемент. Напишем букву в воздухе под счёт «раз и два и».

    Учитель: - Напишите букву л до конца строки. Все буквы должны быть одинаковой высоты, одинаковой ширины, с одинаковым наклоном.

    Письмо буквы л .

    Соединение с буквой л . Показ

    Письмо слогов: ла , лу . ли , ло и слов кукла, луна, лиса, слон

    Дети пишут в прописях.

    ФИЗМИНУТКА

    Спал цветок и вдруг проснулся,

    Больше спать не захотел.

    Шевельнулся, потянулся,

    Взвился вверх и полетел.

    Солнце утром лишь проснется,

    Бабочка кружит и вьется.

    - Что написано на последней строке?

    Предложение: Кто искал Нину?

    Что стоит в конце предложения?

    Прочитайте друг другу выразительно предложение.

    Внимательно спишите предложение на следующей строчке.

    Запись предложения с комментированием.

    На следующей строчке сделать схему предложения.

    5. Закрепление.

    Учитель: - прочитайте слоги

    ла – ал ло – ол лу – ул

    (Дети проговаривают слоги хором, индивидуально, парами)

    Учитель: - Запишите слоги в тетрадь.

    (Самостоятельная работа учащихся. Проверка выполнения.)

    Учитель: - Молодцы, все справились с заданием.

    6.Итог урока.

    Рефлексия.

    Обсудим результат нашей работы:

    С написанием какой буквы познакомились? - Чему учились на уроке? - Какова была цель урока?

    Что вам запомнилось, понравилось?

    Что было трудным?

    Перемену ждут ребята, поиграть, попрыгать надо.

    Загрузка...