Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Икона «Всех Скорбящих Радость» — значение, молитва и в чем помогает. Икона «Всех скорбящих радость»: как правильно молиться и что просить у Богородицы

Икона Всех Скорбящих Радость - это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Череда задокументированных свидетельств о чудотворных свойствах этого образа - едва ли не самая длинная в истории богородичных икон.

Всех скорбящих Радость — начальная строка одной из богородичных стихир. Несомненно, что уже само наименование этого образа послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Иконография
На иконе изображена Богоматерь в рост (с Младенцем на руке или без Него) в сиянии мандорлы (особая форма нимба — сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении) и в окружении ангелов. Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная.

Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием («Мадонна во славе» или «Gloria», «Мизерикордия» или «Милующая» (аналог русского «Покрова Богородицы»), «Ружанцова» или «Розариум» (с четками), «Непорочное зачатие Девы Марии»; из православных — «Живоносный источник», «Образ умиления и посещения в беде страждущим», слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку).

Иконография образа не получила единой законченной композиции и существует во множестве вариантов. Но наиболеее известны два типа - с Младенцем на руках (московская из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке) и без Младенца (петербургская из Тихвинской часовни у стеклянного завода "с грошиками").

Иконографической особенностью иконы «Всех Скорбящих Радость» является то, что на ней вместе с Богородицей изображаются люди, обуреваемые скорбями и недугами, и ангелы, совершающие от имени Божией Матери благие деяния.

История иконы
Икона впервые прославилась в Москве в 1688 году, в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Московского Иоакима, Евфимия Папина, так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Однажды утром она услышала голос: «Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех? Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый "Всех скорбящих Радость". Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего».

Храм Преображения на Ордынке

Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного чудесным явлением, и узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия совершенно исцелилась. Событие получило широкий отклик, так как Евфимия была родной сестрой тогдашнего патриарха.

Это чудесное событие произошло 24 октября по старому стилю и открыло череду столь же чудесных исцелений. Сразу после прославления образа были составлена Служба иконе и особый акафист, написанный в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.

В 1688 году икона «Всех Скорбящих Радость», через которую пришло исцеление от Богородицы, была уже весьма ветхой, так что ее пришлось укреплять вставками из кипариса. Как она попала в этот храм - тоже достоверно неизвестно. Предположительно, она находилась там с 1685 года со времени, когда на месте деревянного строения церкви Варлаама Хутынского была возведена каменная постройка, в которой был сделан придел святого, где и располагалась икона. Утрачен ли первоначальный список - точно неизвестно.

Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

Храм на Ордынке действует и поныне, правда, выглядит иначе, чем в XVII веке, его вид изменен более поздними архитектурными привнесениями, и называется теперь - Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» , еще одно название - Скорбященская церковь, вместо Спасо-Преображенской.

Во времена Советской власти в помещении храма было организовано фондохранилище Третьяковской галереи, и есть сведения, что икона бесследно из фондов исчезла.

Московский список «Всех скорбящих Радость»

Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века)

Та икона «Всех Скорбящих Радость», что сейчас хранится на Ордынке - один из первых списков с первоначального образа, полагают, что он был сделан в XVIII веке. Есть мнение, что она была передана в дар храму во время Великой Отечественной войны Патриархом Алексием I, когда в Скорбященской церкви в лихие для России годы в некоторых храмах снова начались богослужения.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» восходит к типу "Gloria» и изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость»
В 1711 году чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или точный список с него царевна Наталья Алексеевна Нарышкина, родная сестра императора Петра I, привезла в строящийся Петербург, где с тех пор он стал известен как икона Наталии Алексеевны. Обе иконы — московская и петербургская равно почитались как чудотворные.

Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» во время войны с турками был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут. Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону. Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.

К иконе прибегали и особы царского семейства - Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены Царствующего Дома и Императорского Двора. Так, Екатерина Великая особо почитала образ с тех пор, как по молитвенному заступлению Царицы Небесной в Санкт-Петербурге прекратилась эпидемия оспы, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича.

Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года)

Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась — для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. Образ был написан на кипарисной доске. При Екатерине II был выполнен 2-й оклад. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом.

Ещё позднее церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви. В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.

Икона Натальи Алексеевны не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»
Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет.

Богородица с горошинками

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской) . Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств) . 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.

Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»

В честь иконы установлено отдельное празднование — 23 июля (5 августа). В настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Другие списки иконы
В XVIII-XIX веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Их иконография повторяет как московскую, так и петербургскую иконы. Большинство списков украшались богатыми окладами и имели многочисленные вотивные привесы (различные ювелирные украшения: приношения, которые приносят святыне в благодарность за исцеление или во время дачи обета). С наиболее известными списками связаны самостоятельные предания, послужившие причиной их местного почитания.

Икона «Всех Скорбящих Радость» в доме - залог того, что в особо трудную минуту, когда заболевает кто-то из близких вам людей, вы можете прибегнуть к помощи Богородицы, изображенной на ней, потому что Она ждет одного - нашей просьбы о помощи. Тот же, кто притекает к ней с настойчивой и искренней молитвенной просьбой - непременно получает помощь и отклик.

Икона Божией Матери
«ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

И кона Всех Скорбящих Радость - это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Череда задокументированных свидетельств о чудотворных свойствах этого образа - едва ли не самая длинная в истории богородичных икон.

Всех скорбящих Радость — начальная строка одной из богородичных стихир. Несомненно, что уже само наименование этого образа послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Иконография

На иконе изображена Богоматерь в рост (с Младенцем на руке или без Него) в сиянии мандорлы (особая форма нимба — сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении) и в окружении ангелов. Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная.


Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием («Мадонна во славе» или «Gloria», «Мизерикордия» или «Милующая» (аналог русского «Покрова Богородицы»), «Ружанцова» или «Розариум» (с четками), «Непорочное зачатие Девы Марии»; из православных — «Живоносный источник», «Образ умиления и посещения в беде страждущим», слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку).

Иконография образа не получила единой законченной композиции и существует во множестве вариантов . Но наиболеее известны два типа - с Младенцем на руках (московская из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке) и без Младенца (петербургская из Тихвинской часовни у стеклянного завода "с грошиками").

Иконографической особенностью иконы «Всех Скорбящих Радость» является то, что на ней вместе с Богородицей изображаются люди, обуреваемые скорбями и недугами, и ангелы, совершающие от имени Божией Матери благие деяния.

История иконы

Икона впервые прославилась в Москве в 1688 году , в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Московского Иоакима, Евфимия Папина, так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Однажды утром она услышала голос: «Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех? Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый "Всех скорбящих Радость". Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего».


Храм Преображения на Ордынке

Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного чудесным явлением, и узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия совершенно исцелилась. Событие получило широкий отклик, так как Евфимия была родной сестрой тогдашнего патриарха.

Это чудесное событие произошло 24 октября по старому стилю и открыло череду столь же чудесных исцелений. Сразу после прославления образа были составлена Служба иконе и особый акафист, написанный в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.

В 1688 году икона «Всех Скорбящих Радость», через которую пришло исцеление от Богородицы, была уже весьма ветхой, так что ее пришлось укреплять вставками из кипариса. Как она попала в этот храм - тоже достоверно неизвестно. Предположительно, она находилась там с 1685 года со времени, когда на месте деревянного строения церкви Варлаама Хутынского была возведена каменная постройка, в которой был сделан придел святого, где и располагалась икона. Утрачен ли первоначальный список - точно неизвестно.

Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

Храм на Ордынке действует и поныне, правда, выглядит иначе, чем в XVII веке, его вид изменен более поздними архитектурными привнесениями, и называется теперь - Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» , еще одно название - Скорбященская церковь, вместо Спасо-Преображенской.

Во времена Советской власти в помещении храма было организовано фондохранилище Третьяковской галереи, и есть сведения, что икона бесследно из фондов исчезла.

Московский список «Всех скорбящих Радость»

Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века)

Та икона «Всех Скорбящих Радость», что сейчас хранится на Ордынке - один из первых списков с первоначального образа, полагают, что он был сделан в XVIII веке. Есть мнение, что она была передана в дар храму во время Великой Отечественной войны Патриархом Алексием I, когда в Скорбященской церкви в лихие для России годы в некоторых храмах снова начались богослужения.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» восходит к типу "Gloria» и изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость»

В 1711 году чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или точный список с него царевна Наталья Алексеевна Нарышкина, родная сестра императора Петра I, привезла в строящийся Петербург, где с тех пор он стал известен как икона Наталии Алексеевны . Обе иконы — московская и петербургская равно почитались как чудотворные.

Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» во время войны с турками был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут. Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону. Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.

К иконе прибегали и особы царского семейства - Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены Царствующего Дома и Императорского Двора. Так, Екатерина Великая особо почитала образ с тех пор, как по молитвенному заступлению Царицы Небесной в Санкт-Петербурге прекратилась эпидемия оспы, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича.

Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года)

Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась — для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. Образ был написан на кипарисной доске. При Екатерине II был выполнен 2-й оклад. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом.

Ещё позднее церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви . В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.

Икона Натальи Алексеевны не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»

Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет .

Богородица с горошинками

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской) . Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств) . 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.


Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»

В честь иконы установлено отдельное празднование — 23 июля (5 августа). В настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Другие списки иконы

В XVIII-XIX веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Их иконография повторяет как московскую, так и петербургскую иконы. Большинство списков украшались богатыми окладами и имели многочисленные вотивные привесы (различные ювелирные украшения: приношения, которые приносят святыне в благодарность за исцеление или во время дачи обета). С наиболее известными списками связаны самостоятельные предания, послужившие причиной их местного почитания.

Икона «Всех Скорбящих Радость» в доме - залог того, что в особо трудную минуту, когда заболевает кто-то из близких вам людей, вы можете прибегнуть к помощи Богородицы, изображенной на ней, потому что Она ждет одного - нашей просьбы о помощи. Тот же, кто притекает к ней с настойчивой и искренней молитвенной просьбой - непременно получает помощь и отклик.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт

Икона «Всех Скорбящих Радость»

Тропарь, глас 2-й
Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Кондак, глас 6-й
Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость»
О, Пресвятая Владычице Богородице, вышшая Херувим и честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в скорби сущим: разве бо Тебе инаго прибежища и помощи не имамы. Ты едина еси радости нашея Ходатаица, и яко Матерь Божия и Мати милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи: никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит. Услыши убо и нас, ныне в день скорби пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас належащия на нас скорби и печали в сей временней жизни, не лишены же ны сотвори Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя радости в Царствии Сына Твоего и Бога нашего. А минь.

Н. И. Комашко

Богоматерь «Всех скорбящих Радость»


c. 22 ¦ Среди иконографических типов Богоматери, сложившихся в русской иконописи в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием, «Всех скорбящих Радость», бесспорно, - самая интересная, многообразная и одновременно загадочная. Так называются иконы, подчас очень мало схожие, между собой, и понять, что же все-таки их всех объединяет, бывает сложно. В процессе своего формирования иконография «Всех скорбящих Радости» так и не получила единой устойчивой композиционной схемы и существует в виде различных вариантов, в происхождении и особенностях которых мы и попытаемся разобраться. c. 22
c. 23
¦

Одна из самых чтимых Русской Православной церковью святынь - икона Богоматери «Всех скорбящих Радость» - прославилась в Москве в 1688 году, когда Евфимия Папина, доводившаяся родной сестрой патриарху Иоакиму, получила от нее исцеление: у вдовы была незаживающая рана в боку. Об этом событии подробно повествуется в Сказании об иконе, написанном сразу же после произошедшего чуда, буквально по горячим следам. Новопрославленный образ находился в церкви Спаса-Преображения на Ордынке, прихожанкой которого была Евфимия. Когда и при каких обстоятельствах икона попала в этот храм, точных сведений нет. По-видимому, это произошло в 1685 году, когда церковь была заново отстроена в камне на средства Евдокии Васильевой Акинфовой.

Чудо получило большой резонанс, поскольку произошло с ближайшей родственницей покойного патриарха. Помимо Сказания были составлены служба и молитвы иконе, а изографы царской иконописной мастерской при Оружейной палате стали создавать с нее списки.

В начале XVIII века произошло событие, внесшее неясность в дальнейшую историю чудотворного образа. Доподлинно известно, что около 1710–1711 года в связи с переездом царского двора из Москвы в Петербург царевна Наталья Алексеевна, сестра Петра I, вывезла икону «Всех скорбящих Радости» из церкви Преображения на Ордынке. При этом осталось неизвестным, был ли то список с образа или же подлинник, место которого занял список. Неразбериха в этом вопросе прослеживается во всех популярных справочниках по чудотворным богородичным иконам с XIX века: одни авторы придерживаются первой версии, другие - второй. Так или иначе, обе иконы «Всех скорбящих Радости» - и та, что осталась в Москве, и та, что была увезена в Петербург, - в равной мере почитались как чудотворные.

Икона Натальи Алексеевны, украшенная драгоценным окладом, была поставлена в ее домовом Вознесенском храме за Литейным двором. Затем, после смерти царевны, ее дворец был переустроен под богадельню, к которой отошла и церковь. Позднее она была полностью перестроена и получила название Скорбященской - по находившейся в ней святыне. В советское время, когда храм был закрыт, эта икона исчезла. В Спасо-Преображенском «всей артиллерии» соборе в Санкт-Петербурге сейчас находится икона, которая считается образом Натальи Алексеевны, но это не более чем заблуждение. Сохранилось точное литографированное изображение чудотворного образа царевны, которое не совпадает с иконой из Спасо-Преображенского собора. В Скорбященском храме был чтимый список со святыни, тоже в драгоценном окладе. По-видимому, именно его и перенесли в собор при закрытии церкви.

Московская икона благополучно пребывала в храме на Ордынке вплоть до советского времени. Церковь была заново перестроена в конце XVIII века Василием Баженовым, а после пожара Москвы в 1812 году - Осипом Бове. В Москве она более известна не как Спасо-Преображенская, а как Скорбященская по приделу, c. 23
c. 24
¦ посвященному чудотворному образу. При советской власти церковь была закрыта, а икона изъята. Тот образ, что ныне находится в Скорбященском храме, в годы Великой Отечественной войны подарил патриарх Алексий I при возобновлении в нем службы. Это точный список с московской чудотворной иконы, созданный, по-видимому, во второй половине XVIII века.

Несмотря на то, что оба чудотворных образа были утрачены, мы вполне уверенно можем судить о том, как они выглядели, благодаря сохранившимся точным спискам с московской иконы и литографическому воспроизведению петербургской. Самое удивительное, эти иконы - одна из которых является списком с другой - вовсе не идентичны по своей иконографии. Достаточно серьезные иконографические несовпадения между ними отчасти дают ответ на вопрос, какой же из образов был первоначальным. Скорее всего, им был петербургский, с абсолютно уникальными чертами, свидетельствующими о его оригинальности. И хотя на сохранившемся его изображении образ воспроизведен в окладе, почти полностью закрывающем живопись иконы, можно не сомневаться: рисунок оклада в точности повторял авторскую композицию.

На обеих иконах Богоматерь была изображена в рост, стоявшей в сиянии и в окружении ангелов с Младенцем на левой руке. Ее голова немного склонена влево, правая рука опущена и слегка отведена в сторону. Первое важное отличие петербургской иконы от московской заключалось в том, что и Богоматерь, и Младенец на ней держали в руках четки, и этим оправдан жест правой руки Марии. Во-вторых, на петербургской иконе вверху в облаках был изображен Господь Саваоф, а не Троица Новозаветная, как на московской. Такое изображение кажется более правильным еще и потому, что на московском образе Христос оказывается представленным дважды - в небесах и на руках у Богородицы. На петербургской иконе Мария стоит на полумесяце. И, наконец, самое главное отличие - в ней нет изображения страждущих. Трудно представить, что при создании списка с чудотворной иконы по заказу царевны иконописец мог упустить столь важную деталь, которая стала в дальнейшем едва ли не определяющей для иконографии «Всех скорбящих Радости».

На московской иконе, наоборот, - развернутое изображение страждущих по обеим сторонам от Богородицы, которых от Ее лица утешают ангелы. Эта икона тоже по-своему уникальна. Ее особенность - дополнительные святые по обе стороны от Марии с Младенцем, представленные над группами страждущих. Это Сергий Радонежский, Федор Сикеот, Григорий Декаполит и Варлаам Хутынский. Изображение Варлаама Хутынского здесь неслучайно. В Преображенском храме издавна существовал посвященный ему придел. Преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский как самые почитаемые русские святые часто изображались вместе. Что же касается таких редко изображаемых святых, как Федор Сикеот и Григорий Декаполит, то их присутствие можно объяснить только патрональным характером. Из всего этого следует, что московская икона была написана специально для храма на Ордынке c. 24
c. 25
¦ (на что указывает изображение Варлаама) по заказу неизвестного частного лица (ради которого введены изображения редких святых).

Идея создания такого образа могла возникнуть уже после прославления иконы «Всех скорбящих Радости». Оригинал был воспроизведен в развернутом композиционном варианте со страждущими, поскольку само название чудотворной иконы подталкивало к их изображению. Заодно были проигнорированы некоторые откровенно «латинские» детали, такие, как луна под ногами Богородицы и четки в Ее руках и Младенца. Со временем этот список занял место подлинной иконы, увезенной в Петербург. Весьма вероятно, что он тоже стал пользоваться почитанием еще тогда, когда обе иконы находились в одном храме, поскольку точные списки московской иконы с дополнительными святыми стали появляться еще до переезда Натальи Алексеевны в Петербург.

Московская икона в XVIII–XIX веках многократно повторялась в списках, как точных (в том числе с повторением размеров), так и свободных, где произвольно менялся состав дополнительных святых или они отсутствовали вовсе. Эти списки широко расходились по всей России. Распространению московского варианта иконографии способствовали и гравированные листы, выполненные в XVIII веке с чудотворного образа.

Икона Натальи Алексеевны, напротив, не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и, наоборот, наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Откуда же и когда пришла в русскую иконописную практику иконография «Всех скорбящих Радости»? Это, конечно, произошло еще до прославления образа на Ордынке и было связано с мощным потоком хлынувших в Россию различных западноевропейских изобразительных источников. Особую роль в экспорте «латинских» богородичных иконографий играла Польша, ориентация на художественную культуру которой при царском дворе достигла апогея в годы правления царевны Софьи.

«Всех скорбящих Радость» - начальная строка одной из богородичных стихир. По-видимому, первой иконой с таким названием был известный только по упоминанию в документах образ, написанный в 1683 году придворным живописцем Иваном Безминым. Не случайно его писал не иконописец, а живописец, работавший в европейской стилистике. Такому мастеру легче было воспроизвести западный образец, соблюдая и его нетрадиционную иконографию, и стиль. Есть упоминания о том, что иконы с тем же названием находились до 1688 года в храме подмосковного села Коломенское и Алексеевском монастыре в Арзамасе. Сохранилось даже краткое описание арзамасской иконы, по которому она реконструируется как изображение Богоматери с Младенцем и двумя ангелами по сторонам. Таким образом, икона Натальи Алексеевны, не имевшая изображения страждущих, была не одинока в этом иконографическом ряду. Богоматерь с Младенцем в окружении ангелов - это широко распространенное c. 25
c. 26
¦ в католическом мире изображение «Мадонны во славе» («Gloria»). По-видимому, первые русские образы «Всех скорбящих Радости» восходили именно к этому западноевропейскому типу и никаких страждущих, упоминаемых в названии иконы, на них не было.

На западное происхождение указывают и другие детали петербургской иконы. Так, четки у Богородицы и Младенца - непременная деталь изображения «Rosarium», или видения святого Доминика. Дева Мария явилась ему с Младенцем Христом на руках и вручила четки для чтения особого цикла богородичных молитв, так называемого «Розария». В польской традиции Богоматерь «Розариум» (или «Ружанцова») нередко изображалась без святого Доминика, причем четки порой держала не только Мария, но и Христос. Именно так они представлены на петербургской иконе «Всех скорбящих Радости». Луна под ногами Богоматери и сияние, исходящее от нее, соответствуют тексту Апокалипсиса, в котором упомянута «жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна» (Апокалипсис 11–1). Начиная с XIV века изображения Девы Марии с Младенцем на руках или без него, стоящей на луне и окруженной сиянием, были широко распространены на Западе, откуда в XVII столетии пришли в Россию, дав начало нескольким богородичным иконографиям, в том числе - «Благодатному Небу» и «Солнечной».

После прославления в 1688 году образа Богоматери «Всех скорбящих Радости» эта иконография обогащается дополнительным изображением страждущих, которое быстро стало едва ли не обязательной ее чертой. К тому времени подобные изображения были хорошо разработаны в других богородичных иконографиях, откуда и перекочевали во «Всех скорбящих Радость». Одна из этих иконографий - Богоматерь «Живоносный источник», заново открытая в России в годы патриаршества Никона уже в развернутом греческом варианте композиционной схемы, включающей изображения всевозможных больных, старых, убогих и т. п. Другая иконография, также имевшая изображение страждущих, - «Образ умиления и посещения в беде страждущим». Этому типу довелось стать своеобразным двойником «Всех скорбящих Радости» и со временем раствориться в этой иконографии.

Первые изображения Богоматери «Умиления и посещения в беде страждущим» встречаются в виде отдельного клейма на иконах Семена Спиридонова Холмогорца, созданных им в 1680-х годах для нескольких ярославских храмов. Одна из них, «Богоматерь Кипрская с 40 клеймами» из ярославского Успенского собора (ГРМ), имеет точную дату создания - 1687 год. Основная черта этой композиции - изображение Богоматери без Младенца. Ее руки опущены и слегка разведены в стороны, она держит жезл и свиток. Внизу представлены страждущие, которых Она как бы осеняет своими руками. Сияния вокруг Ее фигуры нет, зато c. 26
c. 27
¦ четко обозначено, что сцена происходит в раю - фон клейма белый, по нему изображены травы и цветы. Вверху представлен благословляющий Христос, что кажется вполне логичным, поскольку изображения Младенца здесь нет.

Конечно, и эта иконографическая схема возникла не без западных влияний. Основой композиции стала Мадонна «Misericordia» («Милующая»), своеобразный западный аналог русского «Покрова Богородицы». В таких изображениях Мария представала с широко разведенными руками, простирая свой плащ над молящимися людьми. Именно эта схема была применена для изображения «Покрова Богородицы» в западных и южнорусских землях после вхождения их в состав России. По смыслу изображение Мадонны «Misericordia» полностью совпадает и со «Всех скорбящих Радостью», выражая заступничество Богородицы за всех страдающих людей, обращающихся к ней за помощью.

На рубеже XVII–XVIII веков в Поволжье особое распространение получили изображения Богоматери «Умиления и посещения в беде страждущим». Там они встречаются не только в иконах, но и стенописях. Такой важный смысловой аспект этой композиции, как райский сад, в них постепенно утратился. Белый фон сменился на цветной, но фантастические цветы по сторонам фигуры Богородицы остались как напоминание о рае.

Композиционная схема «Умиления и посещения в беде страждущим» дала долгую самостоятельную иконографическую линию в русской иконописи, но при этом уже к середине XVIII столетия утратила свое первоначальное название. Она стала одним из вариантов «Всех скорбящих Радости», усвоив чужое имя. Причина тому - большая смысловая и композиционная близость обеих иконографий.

Иконы такого типа в великом множестве писались в иконописных центрах по всей России. Неравнодушны к нему оказались и старообрядцы. Вообще остается загадкой, как иконография, сложившаяся после патриарха Никона и несущая в себе откровенное влияние «латинства», прижилась в старообрядческой среде. Тем не менее она пользовалась в ней большой популярностью, как в московском варианте, так и в типе «Умиления и посещения». К схеме «Мизерикордии» восходят многочисленные образы «Всех скорбящих Радости», писавшиеся в иконописных мастерских старообрядческого села Ветка в Белоруссии.

Нередко свиток в руке Богородицы заменяли на хлеб, что более точно соответствовало эпитету Богоматери «Всех скорбящих Радости» как «алчущих насыщение». Часто повторяли такую заметную деталь, появившуюся еще у Семена Спиридонова Холмогорца, как белый плат на главе Богородицы. В XIX веке одна из подобных икон расхожего письма находилась в часовне при стеклянном заводе близ Санкт-Петербурга, где от нее произошло несколько чудес, прославивших этот образ по всей России. 23 июля 1888 года в часовню во время грозы ударила молния, и она загорелась. После того как пожар был потушен, заметили, что к иконе «Всех скорбящих Радости», упавшей из киота на рассыпавшиеся c. 27
c. 28
¦ из ящика денежные пожертвования, прилипло и непонятно как держалось 12 монет. В 1890 и 1891 годах от иконы произошло два исцеления - 14-летнего Николая Грачева, страдавшего припадками, и 26-летней Веры Белоноговой, лишившейся голоса из-за болезни горла.

После посещения в 1893 году царской семьей часовни при стеклянном заводе началось строительство храма для вновь прославленного образа. Проект разработали А. И. фон Гоген и А. И. Иванов. Через пять лет строительство завершилось. В 1932 году Скорбященская церковь была разобрана, а образ перенесен в выстроенную по проекту архитектора Николая Львова Троицкую церковь (1785), более известную под названием «Кулич и пасха».

С иконы в конце XIX - начале XX века было создано множество списков, на которых обязательно писались имевшиеся на ней монетки. Иногда это были настоящие медные копейки, которые прикрепляли к изображению. Списки «с монетками» имели широкое хождение по всей России, особенно много их было в Петербургской губернии.

В начале XVIII столетия под именем «Умиления и посещения в беде страждущим» подразумевали, по-видимому, не только иконы типа «Мизерикордии», но вообще любое изображение Богоматери без Младенца, в окружении страждущих. Именно такое название имеет образ начала XVIII века, происходящий из церкви Архангела Михаила в Бронницах и написанный, видимо, царским изографом Тихоном Филатьевым (ЦМиАР). На этой иконе Богородица изображена не с опущенными, а молитвенно сложенными на груди руками. Ее фигура окружена клубящимися облаками и херувимами, парящими в золотистом сиянии. Богородица стоит на полумесяце, в руке жезл, а глава увенчана короной Царицы Небесной. Жест рук Богородицы говорит о том, что это изображение восходит к западному иконографическому типу «Непорочного зачатия Богородицы» («Imaculata»). Это символическое изображение Девы Марии сложилось в католической изобразительной традиции после Тридентского собора (1545–1563), где был выработан догмат, согласно которому Богородица была зачата непорочно. В западных изображениях на этот сюжет Мария, стоя на луне со скрещенными на груди руками, попирает крылатого змея, олицетворяющего первородный грех человечества. На c. 28
c. 29
¦ рубеже XVII–XVIII веков такая деталь как змей казалась, по-видимому, еще слишком смелой для русских иконописцев, но уже к середине XVIII столетия она прочно укоренится в некоторых ростовых иконографиях Богоматери.

Наряду с типами иконографии «Всех скорбящих Радости», о которых уже шла речь, в русской иконописи рубежа XVII–XVIII веков появился еще ряд ее вариантов. Они известны по иконам больших размеров, хранящимся сейчас в различных музейных и церковных собраниях. Все они были созданы мастерами иконописной мастерской Оружейной палаты в первые годы XVIII столетия. Иконы схожи между собой по изображению страждущих в нижней части композиции, но различаются тем, как представлена Богородица. Нередко изображение на них дополняется виршами, прославляющими Богоматерь.

Некоторые из этих икон восходят к гравюрам московского гравера Леонтия Бунина, точно повторяя их в деталях. До нас дошли две гравюры Бунина, с одинаковым названием «Всех скорбящих Радость», но заметно отличающиеся от чудотворного образа в изображении Богоматери. На одной из них Мария представлена сидящей на престоле, в правой руке у нее жезл, а левой она поддерживает Младенца. На головах у них - короны, а в руке у Христа - держава. На второй гравюре Богоматерь изображена стоящей. Она поддерживает Младенца обеими руками, скрещенными в ладонях. Этот жест рук восходит к древнему образу Богоматери «Salus populi Romani » из церкви Санта Мария Маджоре в Риме. В русской иконописи рубежа XVII–XVIII века такое изображение в поясном варианте стало известно под названием «Богоматерь Римская».

В связи с чем были выполнены эти гравюры, давшие новые варианты иконографии «Всех скорбящих Радости», и не было ли их больше? Ведь сохранившиеся иконы «Всех скорбящих Радости» начала XVIII века, принадлежащие к иным типам, явно восходят к подобным графическим образцам. Имеющиеся скудные сведения позволяют предположить следующее (эти рассуждения, безусловно, носят характер гипотезы).

После прославления иконы в храме на Ордынке патриарх Адриан замыслил целый ряд деяний, призванных прославить этот образ. Как уже говорилось, были составлены Сказание об иконе, служба ей и отдельные молитвы. Очевидно, что предполагалось также написание Акафиста вновь прославленному образу. Более того, Акафист, вкупе со Сказанием и службой иконе, по-видимому, было задумано издать типографским способом, проиллюстрировав гравюрами Леонтия Бунина. c. 29
c. 30
¦ Издание это по неизвестным причинам тогда не было осуществлено (имеющийся сейчас Акафист Богоматери «Всех скорбящих Радости» был составлен и издан только в XIX веке). Но несколько гравюр Бунин выполнить успел.

Поскольку предполагался цикл иллюстраций, прославляющих чудотворный образ «Всех скорбящих Радости», то Бунин использовал в каждом листе особую композиционную схему в изображении Богоматери. В то же время это была единая серия, где изображение скорбящих присутствовало на каждой гравюре. Очевидно, что их было не две, а больше. Сохранившиеся иконы начала XVIII века, связанные с мастерами Оружейной палаты, дают возможность реконструировать не дошедшие до нас варианты этого гипотетического цикла.


Илл. с. 28.
Богоматерь «Всех скорбящих Радость». Конец XVII - начало XVIII в. Школа Оружейной палаты. ЦМиАР. Тип тронной Богоматери, повторяющий гравюру Леонтия Бунина.

Илл. с. 29.
Богоматерь «Всех скорбящих Радость». Первая половина XVIII в. Частное собрание в Германии. Тип Богоматери Римской, повторяющий гравюру Леонтия Бунина.

Илл. с. 29.
Богоматерь «Всех скорбящих Радость». Конец 1713 г. ЦАК МДА. Тип «Мизерикордии».

Илл. с. 30.
Богоматерь «Всех скорбящих Радость». Середина XVIII в. Кострома. Ярославский художественный музей. Развернутый вариант типа «Мизерикордии».

Кроме Богоматери тронной и Римской, в него должен был войти лист с изображением «Мизерикордии», но не в варианте Семена Спиридонова Холмогорца, а в настоящей европейской редакции. Эта схема была воспроизведена на иконе 1713 года из Златоустовского монастыря в Москве (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии). Здесь нет изображения рая, зато Богородица накрывает скорбящих своим плащом.

Не исключено, что в цикле Бунина могло присутствовать изображение Богоматери типа «Мизерикордии», но с ангельскими крыльями. Сохранилась единственная такая икона - небольших размеров, отличающаяся большой тонкостью письма (в том же собрании). Написанная изографом Оружейной палаты, она, по-видимому, первоначально принадлежала одному из членов царской семьи. Гравюра с западным, по своему происхождению, изображением крылатой Богородицы в конце XVII века была издана в типографии Ильинского монастыря в Чернигове и, безусловно, могла быть известна в Москве. Эту схему дополнили страждущими, в результате чего получился еще один вариант «Всех скорбящих Радости».

В западной традиции Мадонна «Мизерикордия» имела и другие иконографические ответвления. Среди них - «Мадонна мореплавателей», также оставившая свой след в русских иконах «Всех скорбящих Радости». В «Мадонне мореплавателей» Мария покрывала своим плащом не только молящихся ей моряков, но и корабли, изображенные плывущими по морским волнам в нижней части композиции. Весьма вероятно, что в России мотив кораблика впервые появился тоже у Бунина. Во всяком случае, именно с начала XVIII века он приходит в иконографию «Всех скорбящих Радости». Помещали кораблик либо внизу, под фигурой Богоматери, либо сбоку от нее. Любопытно, что этот мотив постоянно присутствует в иконах «Всех скорбящих Радости» в тех городах, где жители были тесно связаны с путешествиями по воде, в частности, в Великом Устюге. В этом крупном купеческом городе изображение кораблика c. 30
c. 31
¦ появилось как раз в самом начале XVIII столетия, причем и в тех иконах, где Богоматерь представлена без Младенца, и в тех, где она держит его на руках.

Уже в начале XVIII века встречаются в целом очень редкие изображения, где Богородица изображена стоящей на радуге. Этот мотив присутствует в некоторых западных изображениях «Глории», в которых сияние вокруг Марии образует свернутая в кольцо радуга.

Еще один, очень своеобразный извод «Всех скорбящих Радости», появившийся в то время, известен по нескольким иконам, первая из которых, видимо, была написана мастером Оружейной палаты Алексеем Квашниным в 1707 году (ГТГ). Нижняя часть композиции достаточно традиционна для «Всех скорбящих Радости» - ангелы утешают страждущих, но в центре этой группы изображено здание, вероятно, храм итальянизирующих архитектурных форм. Фигура Богоматери здесь не выделена композиционно. Она изображена в верхней части иконы, как бы обращающейся к восседающему на престоле Христу. Вокруг них представлены силы небесные. Между горним и дольним мирами мастер поместил символическое изображение неба со звездами и планетами на своих орбитах. Это так называемые «беги небесные» - любимая тема росписей потолков в покоях царских дворцов. Среди звезд и планет изображено множество ангелов, слетающих вниз на помощь страждущим людям.

Этот оригинальный и сложный по композиции образ несколько раз повторялся в иконах в начале XVIII века, причем как с «бегами небесными», так и без них. Очевидно, похожая композиция была сначала использована в одной из гравюр, с которой, собственно, и была написана первая икона. Трудно сказать, каким конкретным изобразительным источником воспользовался русский мастер при создании этого извода. Их, очевидно, было несколько, и все они были тоже западного происхождения. Интересно проследить эволюцию форм храма от иконы к иконе. Если у Квашнина это c. 31
c. 32
¦ здание - европейских ренессансных форм, то в последующих иконах оно эволюционирует через античные руины (очевидно, символ храма Соломона) к типичному украинскому фасаду храма конца XVII - начала XVIII века, напоминающему перестроенный к тому времени Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Основная смысловая часть композиции иконы - восходящая на небеса Богоматерь. Такое восхождение на небеса в близкой иконографической схеме использовалось в русской иконописи в иллюстрации Слова об Успении Богоматери и прямо восходило к гравюре голландца Иеронима Вирикса. Вероятно, эта гравюра и была трансформирована применительно к иной теме: Богородица восходит на небеса к своему сыну, которого молит помиловать страждущих на земле.

Все эти многочисленные оригинальные варианты, возникшие в русской иконописи в начале XVIII века под общим названием «Всех скорбящих Радость», в большинстве своем не получили широкого распространения. Лишь некоторые из них дали довольно продолжительную иконографическую традицию, в том числе «Мизерикордия» европейского типа. На протяжении XVIII–XIX веков встречаются и образы с Богоматерью, восседающей на престоле. Остальные изводы, зародившиеся при царском дворе после прославления чудотворной иконы, встречаются лишь в единичных памятниках.

Наиболее популярными типами изображения «Всех скорбящих Радости» в традиционной иконописи, ориентированной на древние образцы, в Новое время оставались два: восходящий к московской иконе и образу «Умиления и посещения в беде страждущим». В то же время в иконе, ориентированной на живописную стилистику, напротив, возникают совершенно новые изобразительные схемы, лишь отчасти связанные со старыми изводами. Изображение страждущих в них может сильно варьироваться по численности персонажей, с тяготением к их сокращению. Поза и жесты Богородицы и Младенца обычно свободны от каких-либо жестких схем, поэтому живописные иконы Богоматери «Всех скорбящих Радости» практически невозможно классифицировать с точки зрения устойчивой иконографии. Зато они весьма зависимы от господствующего стиля. Если во второй половине XVIII века это - барочные иконы, то в XIX веке они писались в духе академической живописи, а на рубеже столетий - в неорусском стиле.

В то же время в традиционной иконе утрачивались важные иконографические особенности первообразцов. Уже в московском чудотворном образе Богоматерь была изображена с приложенной к груди, а не опущенной рукой (на петербургском чудотворном образе она, как мы помним, держала в ней четки). Но порой жест опущенной руки встречается и позднее, причем, чтобы оправдать его, в ладонь Богородицы вкладывали свиток.

То, что Богоматерь «Всех скорбящих Радость» в типе, восходящем к «Мизерикордии», по композиции и смыслу была очень близка иконографии Покрова Богородицы, стало причиной появления своеобразных иконографических гибридов. Богородицу, например, могли c. 32
c. 33
¦ написать с покрывалом в разведенных руках, как в Покрове, но внизу изобразить страждущих, как во «Всех скорбящих Радости».

Постоянному дроблению и расщеплению иконографических вариантов «Всех скорбящих Радости» во многом способствовало то обстоятельство, что образ был чрезвычайно популярным, - по всей России почиталось великое множество местных чудотворных икон с таким названием. Каждый из них рождал собственную иконографическую традицию, будучи повторенным в списках, которые, в свою очередь, также могли отличаться от оригинала деталями. К сожалению, в большинстве случаев у нас нет сведений о том, как выглядели разбросанные по многочисленным российским храмам чудотворные иконы «Всех скорбящих Радости». Сохранилось изображение лишь малой их части. А между тем знание композиционных особенностей чтимых икон могло бы стать сегодня хорошей базой для атрибуции множества памятников этой иконографии.

Упомянем о некоторых иконах «Всех скорбящих Радости», некогда почитавшихся в России, - тех, чьи иконографические особенности нам отчасти известны.

Одним из распространенных типов среди чтимых икон «Всех скорбящих Радости» было изображение Богородицы без Младенца в типе «Мизерикордии». В их числе - икона из Воскресенской церкви в Тобольске (XVIII век), списки с которой находились во всех тобольских храмах; образ из села Осипово Ярославской губернии (XVIII век), поля которого были украшены необычным орнаментом; икона в Троицком Ахтырском монастыре Харьковской губернии (XVIII век). Любопытной особенностью такого образа из церкви Варлаама Хутынского в Пскове (до 1763 года) было изображение цветущей ветви в левой руке Богородицы, позаимствованной из иконографии «Неувядаемый Цвет», а на иконе из Воскресенского собора в Вологде (середина XVIII века) в левой руке она держит хоругвь (икона сохранилась). Редкой особенностью вологодской иконы было изображение над Богоматерью образа Нерукотворного Спаса - вместо Саваофа или Новозаветной Троицы. Легко узнаваемыми индивидуальными особенностями обладала икона этого типа из Сретенской церкви в Киеве: страждущие на ней изображены строго по сторонам Богоматери в три ряда, икона имела скругленный верх, а также изображения дополнительных святых - Кирика и Улиты, очевидно, соименных заказчикам образа. К типу «Мизерикордии» относилась и выполненная в академическом стиле икона в селе Старь Орловской губернии, которой со временем добавили изображение Младенца по типу Знамения. Икона эта сама была списком с чудотворного образа из села Людинова Калужской губернии.

Второй широко распространенный тип - это изображения Богоматери с Младенцем, восходящие к чудотворному образу. В этой группе выделяются точные списки с московского образа, такие, как иконы из кафедрального собора в Тамбове, Богоявленского собора в Елохове (сохранилась), в селе Вердеревщина Тамбовской губернии (1824), Введенской церкви в Воронеже, Успенского собора в Полтаве. Последняя икона была c. 33
c. 34
¦ одним из многочисленных списков, созданных в 1888 году в Москве в связи с празднованием 200-летия прославления иконы. Вообще, по-видимому, многие иконы «Всех скорбящих Радости» пользовались на местах почитанием только в силу того, что были точными списками московской. Среди них и ранние - икона из Благовещенского монастыря в Нежине, подаренная ему в 1716 году Стефаном Яворским, и образ в Вознесенском монастыре Московского Кремля (1732). Кремлевская икона, в отличие от образа из храма на Ордынке, имела изображение не шести, а двенадцати групп страждущих.

Вольной интерпретацией московской иконографии были чтимые иконы из Богословской церкви в Воронеже, тюремной церкви в Вологде (XVIII век), а также икона из села Майкор Пермской губернии. Особенность этой иконы - изображение под ногами Богоматери радуги, обращенной концами вверх. Майкорский образ был написан в 1823 году, но, несомненно, восходил к более древнему образцу. Нечто подобное на большой доске раннего XVIII века, но под ужасающей записью XX столетия, автору статьи довелось увидеть в тех же краях - в Богословской церкви в Чердыни Пермской области.

У петербургской иконы «с монетками» тоже были чтимые списки. Такой образ был в селе Рохлино Смоленской губернии.

В XIX веке иконам, исполненным в академическом стиле, название «Всех скорбящих Радости» нередко присваивалось произвольно. Под этим названием известна, в частности, икона из Успенского Драндского монастыря близ Сухуми, найденная при возобновлении обители в 1885 году. Богоматерь была на ней изображена в облаках без Младенца, без страждущих, с двумя ангелами по сторонам. Первоначально ее не относили к типу «Всех скорбящих Радости», это имя она обрела с легкой руки авторов изданий, посвященных чудотворным иконам Богоматери.

Перечисленными нами образами далеко не исчерпывается число почитавшихся в России икон Богоматери «Всех скорбящих Радости». Этот список можно продолжать еще долго, но сказать что-либо о том, как они выглядели, мы, к сожалению, не можем.

Таким образом, нельзя не признать, что иконография «Всех скорбящих Радости» была своеобразной творческой лабораторией по восприятию и адаптации западноевропейских новшеств на русской почве. Этот тип формировался под влиянием нескольких «латинских» иконографий, которые параллельно могли порождать и другие изводы, существовавшие в России под собственным названием и более устойчивые композиционно. Всеядность этой иконографии, обусловленная, по-видимому, конкретными историческими обстоятельствами, связанными с несостоявшимся изданием Акафиста иконе, стала причиной того, что процесс формирования нового извода так и не был логически завершен. Это иконографическое древо дало множество разнообразных побегов, существующих под единым названием «Всех скорбящих Радости». c. 34
¦


События из истории иконы

Икона «Всех Скорбящих Радость» была обретена совершенно чудесным образом, и с тех пор ее чудотворные свойства не переставали изумлять русский народ. О каждом списке, о каждом ее изводе находилось особое, порой не одно свидетельство, что именно в этой ипостаси Пречистая своим скорбящим вечно о нас сердцем слышит всех, кто особенно болезненно испытуем судьбою.

Это случилось в 1688 году, когда Евфимия Петровна Папина, родная сестра тогдашнего Патриарха Московского Иоакима, устав от болей в боку, как о том сказано в летописи, причем, что это была за болезнь – не оговорено, обратилась с горячей молитвой об избавлении от недуга к Богородице, чей образ был запечатлен на иконе «Всех Скорбящих Радость». Недуг был тяжким и, по мнению врачей, неисцелимым, к тому же долгой жизни медицинские светила Евфимии Петровне также не обещали, а она сама давно уже не вставала с постели.

По летописному преданию, во время одной из молитв к Богородице Евфимия Папина услышала голос, который спросил ее, от чего она, так страдая, не идет к Той, что всем Целительница. Молящаяся больная очень изумилась, но спросила в ответ, о какой Целительнице ей говорят. И услышала, что в храме Преображения Господня есть икона Ее «Всех Скорбящих Радость». Находится она в левой части храма, где обычно стоят женщины. Богородица – а это Ее голос говорил с Папиной – велела больной позвать к себе с этой иконой священника, чтобы он отслужил при постели больной молебен с водосвятием, и тогда та будет исцелена. При этом Божия Матерь сказала, чтобы после выздоровления Евфимия помнила всегда Ее милосердие и славила имя Ее.

Храм Преображения находился на Ордынке, оттуда призвали священника и сделали все, как велела Матушка-Целительница, и женщина чудесным образом исцелилась...

Это чудесное событие произошло 24 октября по старому стилю и открыло череду столь же чудесных исцелений.

В 1688 году икона «Всех Скорбящих Радость», через которую пришло исцеление от Богородицы, была уже весьма ветхой, так что ее пришлось укреплять вставками из кипариса. Как она попала в этот храм – тоже достоверно неизвестно. Предположительно, она находилась там с 1685 года, со времени, когда на месте деревянного строения церкви Варлаама Хутынского была возведена каменная постройка, в которой был сделан придел святого, где и располагалась икона.

Храм на Ордынке действует и поныне, правда, выглядит иначе, чем в XVII веке, его вид изменен более поздними архитектурными привнесениями, и называется теперь – храм иконы «Всех Скорбящих Радость», еще одно название – Скорбященская церковь, вместо Спасо-Преображенской.

О чуде, случившемся с Евфимией Папиной, было написано «Сказание об иконе» и составлена особая служба по образцу службы иконе Богоматери Одигитрии – Путеводительнице. Это было сделано сразу после прославления образа.

В иконописной мастерской при Оружейной палате начали создавать списки с чудотворного образа, дабы прославить икону и приходящие от Божией Матери через нее чудеса по всей России.

Утрачен ли первоначальный список – точно неизвестно. По одним сведениям, в 1711 году царевна Наталья, дочь царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной, которая была любимой сестрой Петра I и воспитывалась вместе с ним, увезла ее из Москвы. По другим – царевна увезла список. Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут.

Во времена Советской власти в помещении храма было организовано фондохранилище Третьяковской галереи, и есть сведения, что икона бесследно из фондов исчезла.

Та икона «Всех Скорбящих Радость», что сейчас хранится на Ордынке, – один из первых списков с первоначального образа. Полагают, что он был сделан в XVIII веке. Есть мнение, что она была передана в дар храму во время Великой Отечественной войны Патриархом Алексием I, когда в Скорбященской церкви в лихие для России годы в некоторых храмах снова начались богослужения.

Так или иначе, но большинство списков украшались богатыми окладами, один из самых известных тот, что принадлежал царевне Наталье. И ранее, и сейчас у этой иконы «Всех Скорбящих Радость» также можно видеть многочисленные вотивные привесы 1 .

Какое чудо произошло

О самом первом чуде, через которое случилось обретение иконы «Всех Скорбящих Радость» , подробно написано в разделе «История иконы».

В начале XIX века найден список этого образа в сенях одной из изб деревни Караулово, что возле Арзамаса. Предание говорит, что дворянин Г.Г. Караулов страдал глазной болезнью, приведшей к почти полной потере зрения. Караулов в то время находился в ссоре со своим братом Сергеем из-за спорной части общего наследства. Полуслепому дворянину явился во сне старец, который повелел ему для исцеления помириться с братом и отслужить молебен перед иконой «Всех Скорбящих Радость» , но где находится образ – точно не указал. После поисков Караулов нашел икону, отслужил молебен с водосвятием, помирился, как было велено, с братом, отдав ему оспариваемое. Икону же он оставил себе и привез в Арзамас. Здесь она снова являла целительные свойства.

В 1837 году, незадолго до смерти, Г.Г. Караулов передал чудотворную икону в Арзамасскую высокогорную пустынь, где завещал похоронить себя сыну Ивану, который впоследствии стал монахом этой обители, приняв в постриге имя Иосиф.

В 1766 году больной крестьянке, уроженке деревни Сошниково Вологодской губернии, было во сне видение об иконе «Всех Скорбящих Радость» , которая якобы находится под алтарем в церковном подвале церкви Богоявления, после чего больная получила исцеление. О чудотворной иконе уведомили Иосифа, епископа Вологодского и Белозерского. За два последующих года было засвидетельствовано письменно 59 рассказов о чудесных исцелениях от очевидцев и самих исцеленных.

Прославление иконы «Всех Скорбящих Радость» в Воронеже началось в середине XVIII века, когда скептически настроенный по отношению к религии городской воевода не пожелал войти в храм приложиться к этому образу, который уже был украшен вотивными привесами за многие исцеления. Но во время переправы поднялась такая буря, что воеводе-гордецу волей-неволей пришлось зайти в церковь. Когда молебен окончился, непогода улеглась, и воевода с адъютантом благополучно перебрались на противоположный берег.

Это только малая часть примеров. На самом деле чудесных исцелений, связанных с иконой «Всех Скорбящих Радость» , по всей России – огромное количество. Начиная с XVIII века обретений ее чудотворных списков происходило великое множество, и большинство из них по тому же сюжету, что и самый первый в 1688 году с Е.П. Папиной (см. раздел «История иконы»). После обретения и прославления икона продолжает являть свои целительные и спасительные качества.

Икона «Всех Скорбящих Радость» в доме – залог того, что в особо трудную минуту, когда заболевает кто-то из близких Вам людей, Вы можете прибегнуть к помощи Богородицы, изображенной на ней, потому что Она ждет одного – нашей просьбы о помощи. Тот же, кто притекает к ней с настойчивой и искренней молитвенной просьбой, непременно получает помощь и отклик.

Значение иконы

Обретение иконы «Всех Скорбящих Радость» чудесным образом снова являет православному миру Ее особую милость к России и, в особенности, к столице нашего Отечества. Также многочисленные исцеления от иконы свидетельствуют о великом сочувствии Царицы Небесной к нашим скорбям, в которые мы по большей части вольно и невольно ввергаем себя сами. Один еще очень важный факт всей истории исцеления, на который следует обратить внимание, это вопрос, заданный Пречистой Евфимии Папиной, почему она не обращается к Ней, Целительнице наших бед. «Стучите – и отворится вам», – этот принцип действителен везде и всегда. Молитва Богородице, да и любая другая молитва – это стук в двери Царства Божия, а оно, как известно, дается только духовным усилием, которое заключается в постоянной молитвенной просьбе. И диалог между Богородицей и Е.П. Папиной снова напоминает нам об этом.

_______________________________
1 Вотивные привесы, представляющие собой различные ювелирные украшения, – это приношения людей святыне в благодарность за исцеление или во время дачи обета.

Есть ли на свете более высокое служение, чем утешать скорбящих и обращать их печаль в радость? Это особенно очевидно, если учесть, что испокон веков слову «скорбь» придавалось более широкое значение, чем сейчас. В понимании наших предков это понятие включало в себя не только переживания и горести, но и вообще всё, что мы сегодня называем негативом - житейские неудачи, болезни, а также физические и нравственные страдания. Вот в этих-то случаях и подавала людям свою благодатную помощь «Всех скорбящих радость» - икона Божией Матери.

Иконы, несущие благодать

Начиная разговор об одном из самых почитаемых в православном мире образов Пречистой Богородицы, следует остановиться на одном весьма важном обстоятельстве и подчеркнуть, что силой чудотворения обладает не сама икона, а тот, кто на ней изображён. Это может быть Спаситель наш Иисус Христос, Его святые угодники или, как в данном случае, Царица Небесная.

Именно к ним мы обращаем свои молитвы, и от них, по вере нашей, получаем милость. Сама же икона является как бы передаточным звеном, посредством которого ниспосылается людям Божественная благодать. Поэтому важно понять, что свои молитвы мы обращаем не к иконе, не к доске, покрытой живописным слоем, а к тому, чей святой образ на ней запечатлен.

«Всех скорбящих радость» (икона Божией Матери) получила известность благодаря многочисленным чудесам, явленным по молитвам перед нею, из чего можно заключить, что Царице Небесной угодно именно через неё ниспосылать людям Свои милости.

Начало всеобщего почитания образа

Названием этому широко распространённому богородичному образу послужили слова из стихиры «Всех скорбящих радость» - праздничного богослужебного текста, молитвенные слова которого обращены к Божьей Матери. Появление же самой иконы исследователи относят к XVII веку, подчёркивая, что в её художественных особенностях ощутимо влияние западноевропейской школы живописи.

Кроме того, при наличии большого количества изводов (вариантов написания) отмечается отсутствие общей для всех композиционной схемы. По этой причине иконы, носящие это имя, часто существенно отличаются друг от друга. Примером могут служить дополнительные фигуры, отсутствовавшие в ранних изводах и вошедшие в композицию икон, написанных после 1688 года.

Известно, что данные сюжетные изменения были внесены в результате исцеления, полученного в тот год сестрой патриарха Иоакима - Евфимией, вознесший молитвы перед этим образом. Чудо, явленное через иконы, послужило толчком к началу её прославления, и на последующих изводах появились изображения страждущих, что должно было подчеркнуть целительную силу образа.

Общепринятая иконографическая традиция и её особенности

Несмотря на часто встречающиеся сюжетные отличия, «Всех скорбящих радость» - икона Божией Матери, которая, тем не менее, имеет свои характерные черты и особенности. К ним можно отнести установившуюся традицию помещать фигуру изображённой в полный рост Богородицы в вертикальное овальное сияние, называемое мандорлом.

Попутно отметим, что такая форма изображения, часто встречающаяся в христианской живописи, например в иконографических сюжетах «Второе пришествие», «Преображение Господне» и ряде других, используется также и в буддийском искусстве. В таком же овальном сиянии принято изображать фигуру Будды.

Со временем в композицию этой иконы, кроме уже упомянутых страждущих, стали включать изображения ангелов - непосредственных исполнителей актов милосердия, дарованного людям Пречистой Девой. В более поздних её образцах, относящихся к середине XVIII века, можно увидеть также фигуры святых, помещённых по левую и правую сторону Божьей Матери.

Почитание иконы старообрядцами

Вопреки тому, что «Всех скорбящих радость» (икона Божией Матери) появилась после церковного раскола, спровоцированного в середине XVI века никоновской религиозной реформой, у старообрядцев - значительной части верующих, порвавших с официальной церковью - она пользуется всеобщим почитанием. Особенно популярны среди них её изводы, написанные в селе Ветка (Беларусь). Отмечают они и День иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», празднуемый всей православной церковью ежегодно 6 ноября (по новому стилю).

Заповедь Пресвятой Богородицы

Как уже говорилось выше, прославление этого богородичного образа началось с исцеления сестры патриарха - Евфимии, которое ей принесла прочитанная возле образа молитва. «Всех скорбящих радость» (икона Божией Матери), прежде мало кому известная и находившаяся в небольшой московской церкви на Ордынке, стала с тех пор объектом всеобщего почитания.

Усилению религиозного чувства верующих способствовал и её рассказ об услышанном в тонком сне голосе Пресвятой Девы, заповедавшей везде свидетельствовать о свершившемся чуде и прославлять Её имя. В те же дни повелением Святейшего патриарха был составлен акафист иконе Божией Матери «Всех скорбящих радость» и началось её всенародное почитание. Тогда же появилась и молитва, текст которой приводится на одном из помещённых в статье фото.

В 1711 году, в связи с переносом столицы Российской империи в Санкт-Петербург, на берега Невы отправилась и царская семья. Из архивных документов известно, что покидая Москву, родная сестра Петра I, Наталья Алексеевна, заказала копию богородичного образа «Всех скорбящих радость», в чудотворность которого верила всей душой. Но вот что она увезла с собой в новую столицу - подлинник или список с него, неизвестно по сей день.

Оригинал или копия?

Со временем церковь на Ордынке, с которой началось прославление чудотворного образа, стала почитаться как храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и в народе получила название Скорбищенской. В годы, последовавшие за октябрьским переворотом, её постигла та же судьба, что и многие другие храмы страны: церковь была закрыта, приход ликвидирован, а само здание использовалось долгие годы в хозяйственных целях.

В последующие годы церковь была возвращена верующим и сегодня вновь является одним из очагов духовной жизни Москвы. Это радует, но вопрос вызывает подлинность её главной иконы. Есть основание полагать, что хранившийся в ней оригинал был похищен в период многолетней антирелигиозной кампании, а на его месте сегодня - хоть и весьма ценная, но всё же копия, изготовленная в XVII веке и находившаяся в собрании Патриарха Алексия I.

Церковь на Шпалерной улице

Существует церковь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и в Санкт-Петербурге. Она находится в центре города, на Шпалерной улице. В давние времена она являлась домовой церковью Натальи Алексеевны Романовой - родной сестры Петра I. Именно в неё она и поместила привезённый из Москвы образ, о подлинности которого не затихают споры и по сей день.

Однако, независимо от того, как в действительности обстоит дело, обе иконы - и петербургская, и её московская сестра - несомненно, являются чудотворными, чему имеется немало свидетельств. В частности, известно, что одна из них как символ небесного покровительства сопровождала русскую армию в Прутском походе 1710-1713 гг. и помогла ей с честью выйти из сложившегося в ходе боёв тяжёлого положения.

Дар купца Матвеева

Среди многочисленных изводов иконы есть один, появление которого связано с Санкт-Петербургом. В народе он именуется иконой Божьей Матери «Всех скорбящих радость» (с грошиками). Предание гласит, что в середине XIX века благочестивый купец Иван Матвеев пожертвовал одной из часовен, находившихся вблизи города, Богородичную икону, прибитую некогда к берегу невскими волнами.

Никто бы об этом и не узнал, не случись в июле 1888 года страшной грозы, во время которой удар молнии разрушил ветхую часовню, уничтожив почти всю находившуюся в ней утварь. Волей Божьей невредима осталась лишь подаренная купцом икона «Всех скорбящих радость», не только не пострадавшая от огня, но и необычайно просветлевшая и преобразившаяся.

Грошики на иконе

Но самое удивительное заключалось в том, что часть монет (грошиков), разлетевшихся из разбитой молнией церковной кружки, необъяснимым образом пристала к поверхности иконы, слившись воедино с живописным слоем. Вскоре эта спасшаяся из огня икона прославилась многими явленными через неё чудесами и стала одной из известнейших петербургских святынь. С неё стали делать копии, изображая на них приставшие когда-то монеты.

Сегодня сия чудотворная икона находится, как и прежде, на берегу Невы, в церкви, получившей за особенности своего архитектурного облика название «Кулич и пасха». Её бытовавшее в народе название стало официальным по личному указу патриарха Алексия II, установившего также особый праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (с грошиками), отмечаемый ежегодно 5 августа.

Загрузка...