Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Иррациональный страх. Фобия: что это такое и как она проявляется Что такое иррациональный страх

„Гордость делает человека уязвимым
ровно в той степени, в какой он одержим ею.
Задеть ее одинаково легко у снаружи, и изнутри"
Карен Хорни

Подробно о ГОРДЫНЕ И ТЩЕСЛАВИИ мы говорим в разделе о самоценности человека. Там мы разбираем пути и механизмы развития гордыни, стараясь понять, почему она занимает такое важное место в жизни немалого числа (если не сказать - всех) людей. Здесь же мы остановимся на тревожных состояниях, связанных с опасением фрустрации гордости.

Одна из причин такой фрустрации – неудача, которая преследует человека в следовании требованиям его гордыни, которые могут охватывать все аспекты жизни человека, оказавшихся важными для торжества гордыни. Эти так называемые внутренние предписания „НАДО и НЕЛьЗЯ “) превращают человека в своего раба, заставляя из кожи вон лезть, чтобы соответствовать своему собственному ИДЕАЛУ . Точнее – торжеству своего ИДЕАЛЬНОГО Я .

Это торжество может касаться и аспекта, который гордец считаем своим особым нравственным совершенством, но которое является все же ни чем иным, как ИСКУССТВЕННОЙ МОРАЛЬЮ И ИЗВРАЩЕНИЕМ ЦЕННОСТЕЙ .

„Внутренние предписания („НАДО и НЕЛЬЗЯ“), в чем-то более радикальные, чем другие пути поддержания идеального образа самого себя, имеют целью не реальные перемены, а немедленное и абсолютное совершенство : их цель – заставить исчезнуть несовершенства или сделать так, чтобы совершенство показалось достигнутым, - пишет Карен Хорни, - поэтому многие реакции уныния, раздражения или страха наступают у пациента не в ответ на то, что он обнаружил у себя неприятную проблему, а в ответ на чувство, что он не в силах разделаться с ней немедленно “.

Реакции фрустрации гордыни очень мощные, поскольку гордец вкладывает массу энергии в то, чтобы удовлетворить требования своего ИДЕАЛЬНОГО Я , компульсивно ведущие человека к воображаемой и вожделенной СЛАВЕ . Карен Хорни подчеркивает, что в реакциях фрустрации гордыни "присутствует подспудный страх, но преобладает гнев и даже ярость“. Об этих чувствах мы поговорим в главе, посвященной ЧУВСТВАМ ПРИ ТРЕВОГЕ УЯЗВЛЕННОЙ ГОРДОСТИ .

Здесь же мы рассмотрим страхи, возникающие в результате тревожных ожиданий пугающих человека последствий фрустрации его гордыни. Каждый из этих страхов возникает в связи с „угрозой“ гордыне в той или иной сфере человеческой психики, где эта гордость имеет место и где человек опасается потерять ее воодушевляющее и маскирующее правду о нем самом влияние.

В первую очередь, человек опасается потерять то, что прикрывает и от его сознания, и от глаз других свое столь им ненавидимое ПОДЛИННОЕ Я . Он боится потерять выстроенные его гордыней маски и фасады, которые он в ослеплении принимает за свою подлинную сущность и стремится к тому, чтобы и другие в это верили. Рассмотрим ниже важнейшие иррациональные страхи, свойственные человеку с уязвленной гордыней.

Подчеркну еще раз, что это именно иррациональные страхи (точнее было бы назвать их опасениями) свойственные тревоге. У этих страхов нет реального объекта (что бывает у нормального СТРАХА), у них есть лишь гипертрофированное опасение потери того или иного аспекта гордыни или раскрытие того, что человек так тщательно скрывает от других и от себя.

СТРАХ КРАХА ИДЕИ ВСЕМОГУЩЕСТВА

Это страх, думаю, является основным, поскольку основу гордыни составляет именно ощущение того, что человек не имеет никаких препятствий для достижения целей, которые ставит перед человеком его ИДЕАЛЬНОЕ Я . Мало того, идея всемогущество может касаться и самих способов достижения этих целей. Все происходит как бы по мановению волшебной палочки, без риска и приложения особых усилий. Здесь сказывается влияние МАГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ . Человек принимает при этом желаемое за действительное, то, что нужно изменить – за уже измененное. В своем сознании человек уже как бы совершил то, что он увидел в своих фантазиях – ведь он уже увидел себя как героя некоего ОБРАЗА БУДУЩЕГО , в котором уже достигнуты его вожделенные цели.

Можно утверждать, что практически всегда в подсознании человека сидит опасение, что его всемогущество – не более, чем захватывающая ФАНТАЗИЯ . Такое СОМНЕНИЕ человека в основах своей ИДЕНТИЧНОСТИ , частью которых становится гордыня, может переживаться очень мучительно. Поэтому всякие подобные мысли человек гонит от себя – и его подсознание принимает все, что ВЫТЕСНЕНО из сознания.

Когда же реальность вносит свои коррективы в представление человека о своем всемогуществе, когда оказывается, что ему не удается быть таким, делать то и добиваться того, что и как он хочет, тогда врываются переживания, связанные с крахом иллюзий о себе, как о чем-то особенном, не таком как все. Оказывается на поверку, что человек-то самый обычный – и слетает с него шелуха напыщенности и самомнения, и становятся всем видно его истинное лицо.

Для многих гордецов такой „удар СУДЬБЫ “ оборачивается катастрофой, обидой на весь свет за его НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ . И лишь немногие способны использовать это отрезвление для того, чтобы стать САМИМ СОБОЙ , чтобы жить ПОДЛИННОЙ ЖИЗНЬЮ – жизнью своего ПОДЛИННОГО Я .

Гордец считает себя не только вправе, но и абсолютно уверен в своей неограниченной способности контролировать других людей и все, что с ним проис ходит. С другой стороны, он уверен в том, что и его ВНУТРЕННЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ находится под его полным КОНТРОЛЕМ . Здесь можно говорить о связе рассматриваемого вида вторичной тревоги с ТРЕВОГОЙ ПОТЕРИ КОНТРОЛЯ .

“Только с величайшей неохотой признает он в себе какие-то бессознательные силы, то есть силы, не подчиняющиеся контролю сознания, пишет Карен Хорни, - Это мука для него – признать, что в нем существуют конфликт или проблема, которые он не может разрешить (то есть справиться с ними) немедленно… Как только можно долго он держится за иллюзию, что может сам устанавливать для себя законы и выполнять их. Собственная беспомощность перед чем-то внутри себя ему ненавистна так же, если не больше, как беспомощность перед внешними обстоятельствами“.

Еще одной из причин такого страха Карен Хорни считает чувство общей неуверенности относительно своих прав, которое нередко испытывает гордец: „внутренний мир, где он чувствует право на что угодно, настолько нереалистичен, что в реальном мире он приходит в замешательство относительно своих прав“. Чувство, что у него нет никаких прав может быть внешним выражением его страданий и средоточием жалоб, поскольку он не уверен в иррациональных требованиях своей гордыни. А требования эти, как отмечает Хорни, „откровенно фантастичны, все они пропитаны ожиданием ЧУДА; требования являются необходимым и неизбежным средством воплощения ИДЕАЛЬНОГО Я в действительность“.

СТРАХ “РАЗОБЛАЧЕНИЯ” И САМООБВИНЕНИЯ

Гордыня, как мы знаем, есть самообман и обман окружающих. Конечно, это, в основном, не ЛОЖЬ намеренная. Человек попросту подменяет свое ПОДЛИННОЕ Я масками и фасадами ИДЕАЛЬНОГО Я. Все, что не соответствует требованиям гордыни, ВЫТЕСНЯЕТСЯ . Но содержания БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО прорываются в сознание, не оставляя человека в покое. Правда о нем самом, как ее ни скрывай, рано или поздно заставит его задуматься о несоответствии его ОЖИДАНИЙ от себя самого реальному положению дел, о расхождении его мнения о том, что он из себя представляет, и его подлинной сущности.

Правда о себе подлинном - это крах иллюзии о собственном всемогуществе. Поэтому г ордец всегда в глубине души опасается того, что его маски будут сорваны, что он не в состоянии будет поддерживать свои фасады в надлежащем качестве. И в результате всем (в том числе и ему самому) станет ясно, что весь его блеск был лишь пусканием пыли в глаза, и всем станет видна его подлинная сущность.

Страх разоблачения совершенно нормален при совершении каких-либо деяний, не принятых с точки зрения окружения или совести. Иррациональный же страх разоблачения возникает при несоответствии реальных (с точки зрения человека) его свойств тем свойствам, которые он старается развивать в себе в угоду своему ИДЕАЛЬНОМУ Я .

Некоторые гордецы, утверждает Карен Хорни, особенно подвержены страху разоблачения. В таком человеке „постоянно живет тайный страх, что он просто мошенник“:

„Даже если он добился успеха или почета честным трудом, он по-прежнему будет считать, что достиг их, введя других в заблуждение. Это делает его чрезвычайно чувствительным к критике и неудачам, даже к одной лишь возможности неудачи или того, что критика вскроет его "мошенничество"…“.

Нередко гордец будет стараться разглядеть в себе изъяны, движимый желанием вовремя их устранить. Однако, будучи склонным к чрезмерному самонаблюдению, такой человек, как отмечает Карен Хорни, „чувствует себя "виноватым" или неполноценным, и в результате его заниженная самооценка еще более занижается“. То есть страх разоблачения толкает человека, считает Хорни, на самокопания и самообвинения:

„Самообвинения в мошенничестве и обмане (страх, который возникает у него в ответ на самообвинения – страх быть уличенным: если бы люди знали его лучше, они бы увидели, какая он дрянь).

Другие самообвинения ударяют не столько по существующим затруднениям, сколько по мотивации что-либо сделать (например, за неискренность намерений, за скрытые намерения).

Самообвинения могут быть сосредоточены на внешних неблагоприятных условиях, неподконтрольных данной личности. Эти внешние факторы не должны быть неподконтрольными. Следовательно, все, что идет не так, бросает на него тень и разоблачает его позорные ограничения.

Человек может обвинять себя за действия или установки, которые при внимательном рассмотрении кажутся безвредными, законными и даже желательными (тот, кто гордится своим аскетизмом, обвинит себя в "обжорстве"; тот, кто гордится смирением, заклеймит уверенность в себе как эгоизм). Самое важное в этом виде самообвинений то, что они часто относятся к борьбе против проявлений ПОДЛИННОГО Я “.

Именно в силу такой склонности к самообвинениям гордецы (то есть люди, пренебрегающие интересами своего ПОДЛИННОГО Я , оказываются, нередко, жертвами МАНИПУЛЯТОРОВ , играющих на разжигании в них ЧУВСТВА ВИНЫ .

Хорни отмечает, что, благодаря механизму ПРОЕКЦИИ , склонность к самокопанию и самообвинения выносятся вовне. При этом человеку кажется, что именно другие люди постоянно пытаются уличить его в обмане. „В результате он уверен, что все окружающие приписывают всем его поступкам нехорошие мотивы, - пишет Хорни, - Это чувство может быть настолько реальным для него, что он негодует на окружающих за НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ “.

Хорни указывает на тщетность самообвинений, на их всего лишь обличающий характер. Гордец, обвиняющий себя в духе ненависти к себе, волей-неволей стремится „обороняться против любых самообвинений препятствует развитию способности к конструктивной самокритике и тем самым снижает вероятность, что мы научимся чему-нибудь на ошибках“.

СТРАХ НЕВОСТРЕБОВАННОСТИ

Гордыня человека нередко „питается“ убеждением в том, что окружающие не могут без него обойтись. Эта востребованность придает ему ощущение силы и влиятельности, поднимая его самооценку и душевное самочувствие. Человек впадает в зависимость от подпитывающего его гордыню ощущения своей востребованности.

Отсюда понятны опасения человека, что он (таким, как он сам себя представляет) окажется невостребованным другими людьми. И его гордыня, страшащаяся краха, подталкивает его на все новые и новые уловки, чтобы сохранить статус кво или даже завоевать еще более прочные позиции в его отношениях с другими людьми.

СТРАХ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ

Гордыня, как и здоровое самолюбие, требует высокой оценки человека как со стороны окружающих, так и его САМООЦЕНКИ . Ценимый другими и самим собой, гордец чувствует себя на коне. Он жаждет похвал и делает все для того, чтобы их получать (см. ТЩЕСЛАВИЕ КАК ЛОЖНАЯ САМООЦЕНКА).

Однако где-то в подсознании гордеца всегда сидит опасение, что он, такой замечательный, не будет оценен, как он считает, “по заслугам”, будет недооценен или даже даже обесценен. Это может случиться, если сияющие черты его гордыни окажутся на поверку блеклой подделкой, а через прорехи масок и фасадов станет видна его весьма неприглядная истинная сущность.

Речь может идти о любой черте характера, о любом свойстве, о любой внешней или внутренней „СУБСТАНЦИИ “, которую человек считает своей ЦЕННОСТЬЮ и хочет, чтобы она была высоко оценена и другими. В случае гордыни мы имеем дело с гипертрофированием тех или иных черт и свойств, которые ИДЕАЛЬНОЕ Я человека считает его важнейшим достоянием. По сути, речь идет о личине, которая прикрывает так ненавидимое им его ПОДЛИННОЕ Я . Человек опасается, что спадение с него этой личины и обнажение его подлинной сущости заставят не только окружающих изменить в негативную сторону мнение о нем, но и он сам, перестав себя ценить, станет себя презирать.

Процесс самообесценивания может достигать гигантских размеров, считает Карен Хорни: „Даже люди, имеющие подлинные интеллектуальные достижения, иногда чувствуют, что лучше настаивать на своей глупости, чем открыто признавать свои стремления, потому что им любой ценой надо избежать опасности быть осмеянными; с тихим отчаянием они принимают собственный приговор, отвергая свидетельства и уверения в противоположном“. Человек как бы думает, что лучше самому себя обесценить, упиться самоуничижением, посмеяться над собой – чем пережить то же самое со стороны других людей.

СТРАХ НЕНАВИСТИ СО СТОРОНЫ ДРУГИХ

Если человек ввергнут задетой гордыней в пропасть презрения к себе, то, чтобы оградить себя от мучительных и жестоких самобичеваний, его ненависть к себе выносится вовне: с помощью защитного механизма ПРОЕКЦИИ агрессивные тенденции приписываются другим людям. Таким образом, опасность как бы угрожает человеку со стороны. Это может вызвать подозрительность, приступы тревоги и страха перед окружающими.

СТРАХ ПЕРЕД УСИЛИЯМИ

Некоторым гордецам свойственна убежденность в том, что они могут превосходить всех, не прилагая к этому каких бы то ни было усилий. „Причина глубоко спрятанного страха перед постоянными усилиями состоит в том, что они угрожают разрушить иллюзию неограниченной силы и власти“, - отмечает Карен Хорни. То есть необходимость прилагать усилия является для таких людей чем-то „постыдным“, показывающим и им, и окружающим, что о всемогуществе, которое есть предмет его гордости, нет и речи.

Гордецу может быть свойственно, по словам Хорни; „глубочайшее отвращение к любым усилиям“:

„Бессознательное требование его гордыни таково, что одного только намерения должно быть достаточно для достижения, для устройства на работу, для того, чтобы стать счастливым или преодолеть трудности. Он имеет право получить все это без всяких затрат энергии. Иногда это означает, что реальную работу должны выполнить другие. Если этого не происходит, у него есть причина быть недовольным. Часто случается, что он устает от одной перспективы "лишней" работы“.

Человек снимает с себя тем самым ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за выход из неприятных ситуаций, за улучшение своего положения. "Это другие виноваты в моих бедах – они и должны все исправить. А то что же это будет за исправление, если я сам буду все делать?", - так, по мнению Хорни думает гордец.

СТРАХ ОТВЕРЖЕНИЯ

Одним из внутренних требований гордыни может быть требование быть обожаемым другими людьми. Гордец может считать, что другие обязаны быть ему рады и принимать его всегда с распростертыми объятиями, что ему “положено” расположение со стороны других. Однако сознание (пусть и подавляемое гордыней) говорит человеку, что такие требования и ожидания нереалистичны. В этом - причина тревожных ожиданий отказа.

Столкновение с реальной ситуацией отказа может обернуться вспышками ТРЕВОГИ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ с проявлением соответствующих эмоций и применением характерных для этой тревоги защит.

СТРАХ НЕОДОБРЕНИЯ

Если САМООЦЕНКА человека зависит от внешних оценок и обратной связи со значимыми (а то и даже незначимыми) другими, то следует ожидать значительных колебаний настроения в зависимости от этой внешней оценки – от ВООДУШЕВЛЕНИЯ похвалой (в какой бы форме она не осуществлялась) до ОТЧАЯНИЯ в случае даже справедливой и дружеской критики. Кроме того, на негативную обратную связь гордец склонен реагировать презрением в отношении того, кто его негативно оценивает.

Человек может опасаться неодобрения со стороны других как его самого, так и отдельных его свойств и черт, его поведения, его поступков, а также стиля и методов их осуществления. Этот страх проявляется непереносимостью упреков и критики.

СТРАХ НЕДОСТАТОЧНООЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МОЩИ

Гордецы ставят свои интеллектуальные способности вообще очень высоко. Они полагают себя умнее и хитрее других людей. При этом они могут считать свою хитрость, находчивость, способность к обману одними из своих самых важных качеств.

Однако на деле и в этой области часто не все так, как гордец себе представляет. Так он может считать себя способным без усилий И глубоких раздумий находить правильное решение. Такая “непреодолимая потребность казаться всемогущим может повредить способности к обучению“, утверждает Карен Хорни. Также вследствие такой веры в свое превосходство и в легкость осуществления интеллектуальных процессов нарушается и способность принимать правильные, взвешенные решения.

Гордецы, как мы знаем, склонны к тому, чтобы игнорировать реалии, неприятные им свойства их ПОДЛИННОГО Я . Это негативно влияет на интеллектуальную деятельность в целом „Общая тенденция затемнять личные вопросы может затемнить и ясность мышления: как люди, ослепившие себя по отношению к своим внутренним конфликтам, они могут не обращать внимания и на другие виды противоречий, - пишет Хорни. Работа интеллекта ставится на службу игнорирования ПРАВДЫ , а, по сути на службу ЛЖИ .

Далее, гордецы, по словам Хорни, "бывают слишком зачарованы славой, которой им надо добиться, чтобы в достаточной мере интересоваться работой, которую они выполняют“. Это касается и качества, и интенсивности интеллектуальной работы, и усилий, которых эта работа требует.

АГРЕССИВНОСТЬ (в отношение себя и других людей), свойственная людям с уязвленной гордостью , также может препятствовать критическому мышлению, затмевая ясность ума.

Одним словом, у гордеца имеется немало оснований быть недовольным своим умом, являющимся нередко предметом его гордости. Вследствие этого гордец может сильно страдать от самоукоров или от тяжких разочарований по поводу неэффективности (неважно, реальной или просто им предполагаемой) своего разума.

Однако вера в превосходство разума остается одной из важнейших внутренних защитников гордеца. Отсюда понятно его стремление постоянно укреплять всеми возможными и невозможными способами свою опору на интеллект, что является одной из важных ЗАЩИТ ОТ ТРЕВОГИ УЯЗВЛЕННОЙ ГОРДОСТИ.

СТРАХ НЕОБХОДИМОСТИ ОТКАЗА ОТ ЖЕЛАНИЙ И ТРЕБОВАНИЙ ГОРДЫНИ

По словам Карен Хорни, гордецу трудно дается „признание ограниченности времени, сил, денег, знание о своих реальных желаниях и умение отказаться от менее важных ради более важных“. Это происходит оттого, что, с одной стороны, такой человек уверен в неограниченности своих возможностей, вплоть до веры в свое всемогущество (МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ , в частности, как часть системы МАНИАКАЛьНОЙ ЗАЩИТЫ), с другой, его желания происходят не из его подлинных ПОТРЕБНОСТЕЙ, а являются результатом компульсивных требований его гордыни (НАДО).

Следствием этого является невозможность ранжировать желания по значимости: для него все они одинаково важны, поэтому ни от одного из них он не может ни отказаться, ни поверить в невозможность исполнения того или иного желания (или всех сразу). Это становится причиной глубокой фрустрации человека, которая усугубляется еще и тем, что он в глубине души своей осознает или чувствует, что его всемогущество – лишь фикция, самообман и обман других.

Одним важным следствием этого является, по словам Карен Хорни, „чувство общей неуверенности относительно своих прав“: внутренний мир, где гордец чувствует право на что угодно, настолько нереалистичен, „что в реальном мире он приходит в замешательство относительно своих прав; чувство, что у него нет никаких прав, может быть в таком случае внешним выражением его страданий и может стать сосредоточием его жалоб, в то время как он не уверен в своих иррациональных требованиях“.

Важно отметить, что гордец часто вообще не может различать свои желания И требования своей гордыни, которые толкают его на компульсивные действия, совершаемые им как бы помимо своей ВОЛИ. Человека это требования как бы тащат по жизни.

Всеобъемлющая функция требований гордыни, по мнению Карен Хорни, – „увековечить иллюзии гордеца о себе и переложить ответственность на внешние факторы: он возлагает ответственность за себя на других людей, на обстоятельства, на судьбу:

„Требования гордыни не доказывают его превосходство достижениями или успехом: они обеспечивают ему необходимые доказательства и алиби. И пусть даже он опять и опять видит, что другие не принимают его требований, что закон писан и для него, что он не стоит выше обычных неприятностей и неудач – все это не доказывает отсутствия у него неограниченных возможностей. Это доказывает лишь то, что с ним все еще творится НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ . Но если только он будет защищать свои требования, в один прекрасный день они будут выполнены.

Несправедливо, что у него вообще есть проблемы. Он имеет право хотя бы на жизнь устроенную так, чтобы эти проблемы его ни в коем случае не беспокоили. Он требует: мир должен быть устроен так, чтобы он не сталкивался со своими конфликтами и не был бы вынужден их осознавать“.

СТРАХ ДЕМОНСТРИРОВАТЬ „ПОСТЫДНЫЕ“ ЧУВСТВА

Гордец старается (точнее, ему НАДО) сохранять хорошую мину при любой игре. Поэтому он не должен и виду подавать, что у него случилась неудача или драма, или трагедия. Для этого он не должен дать другим людям увидеть его чувства, показывающие, что он переживает или стыдится. Ведь показать другим, что ему плохо – это значит собственноручно расписаться в несостоятельности потуг собственной гордыни. “Страдание он считает позором, который нужно скрывать“, пишет Карен Хорни.

Гордец, уверенный в своем идеальном совершенстве и абсолютной правоте, может даже при ударах по своей гордыне не выказывать чувства стыда, которого он ужасно стыдится. „Чувство собственной правоты перекрывает путь чувству СТЫДА“, пишет Хорни.

Если человек горд своей неуязвимостью, то эта гордость запрещает ему признавать у себя чувство обиды. Такой гордец, согласно Карен Хорни, находится перед дилеммой: „он до абсурда уязвим, но его гордость не позволяет ему быть уязвимым вообще. Божество может в принципе разгневаться на несовершенства смертных, но он должен быть достаточно велик, чтобы быть выше этого, и достаточно силен, чтобы перешагнуть через это. Это внутреннее состояние во многом отвечает за его раздражительность“.

(врач-психиатр)

Фобия: проявление, отличительные признаки

20.11.2014

Мария Барникова

Фобия – интенсивный страх, обостряющийся при приближении и/или наступлении определенных ситуаций, не подконтрольный человеку и не поддающийся логическому объяснению. Патологический страх – упорное, постоянное и продолжительное изменение в эмоциональной сфере человека, при котором индивид испытывает интенсивную тревогу к большому количеству самых разнообразных проблем и событий. Зачастую чувство страха не привязано к конкретной реальной ситуации, а […]

Фобия – интенсивный страх, обостряющийся при приближении и/или наступлении определенных ситуаций, не подконтрольный человеку и не поддающийся логическому объяснению.

Патологический страх – упорное, постоянное и продолжительное изменение в эмоциональной сфере человека, при котором индивид испытывает интенсивную тревогу к большому количеству самых разнообразных проблем и событий. Зачастую чувство страха не привязано к конкретной реальной ситуации, а существует в вымышленном «фантазийном» мире, примеряя на себе имеющий минимальное сходство повод.

Проявление фобии

Человек с патологической тревогой находится в плену своих страхов почти постоянно, крайне редко чувствует себя в безопасности, ощущает спокойствие и умиротворение. Он как бы балансирует на лезвии .

Характеристика страдающего фобиями

Подверженная фобиям личность начинает прибегать к поведению «избегания», сознательно не посещая определенные объекты и не выполняя некоторые виды деятельности. Страдающий фобиями не может нормально выполнять служебные обязанности из-за повышенной раздражительности, затруднения концентрации внимания, постоянного волнения об эффективности своей деятельности, производимом впечатлении на коллег. Стремление избавиться от усиливающихся, постоянных, изматывающих страхов вынуждает до минимума сузить круг увлечений и интересов, отказаться от осуществления планов на будущее, ограничить социальные контакты.

Признаки фобии

Название «фобия» происходит от греческого значения «phobos » — ужас, страх. Современные определения термина «фобия» очень разнообразны. Обобщая самые авторитетные определения, можно четко выделить основные диагностические критерии фобии:

  • навязчивый и иррациональный характер страхов;
  • четкость и ясность фабулы страха;
  • интенсивность, усиление и упорность протекания;
  • сохранение критического отношения пациента к своим страхам.

Распространение фобий среди населения

Распространенность фобий в общей численности населения по данным Sartorius и Rouillon колеблется в пределах 2-9% . По сведениям Карвасарского , и Полякова фобии присутствуют от 15 до 44% пациентов. Основной возраст страдающих фобиями: от 25 до 45 лет .

Структурный анализ понятия «фобия»

Практически каждый человек в какой-то жизненной ситуации испытывает определенную тревогу и естественное волнение. Беспокойства и страх – обычная реакция организма на реальные нестандартные события, и она не обязательно сулит возникновение долгосрочных психоэмоциональных проблем. В то время, как четко сформированная, хроническая, не поддающаяся объяснению сильная классифицируется как тревожно-фобическое расстройство (иначе — фобия ).

Фобии в связке с прочими психическими заболеваниями

Фобии присутствуют при многих психических заболеваниях. Наиболее часто страхи – спутники различных форм неврозов. Согласно исследованию Карандашевой , «союзники» истерии — 14 разновидностей фобий, при неврозе навязчивых состояний наблюдалось 13 видов страха, а неврастению сопровождают 4 вида фобии. Поэтому традиционно фобии описываются в рамках невроза навязчивых состояний. Также, согласно классификации Ганнушкина фобии присутствуют в клинике астенических (), . Исследования Набиулина показывают, что фобии наблюдаются при депрессии (читать подробно про депрессии ), эпилепсии, шизофрении, психозах, органических заболеваниях ЦНС: инфекционного и сосудистого генеза, различных опухолях, черепно-мозговых травмах.

Отличие страха от фобий

Согласно учению А. Свядоща , естественный природный страх в отличие от фобий не зависит от определенных ситуаций или имеющихся представлений у индивида. Страх – немотивированная, бессодержательная, кратковременная реакция, направленная на реально существующую угрозу с ее прекращением после исчезновения негативного фактора (читать подробно про ).

Фобические тревоги могут быть монотематичными или политематичными (см. раздел ), но их содержание (ситуация) и направленность (объект) – постоянны . В отличие от фобий, естественные страхи изменчивы, относительно реалистичны и объективны. Так, если к человеку устремляется змея, его реакция аффекта и боязни – объяснима и логична.

Развитие теоретической базы понятия «фобия»

Совсем недавно традиционно изучение фобий проходило в рамках рассмотрения , являющегося проявлением нарушения мышления. Некоторые формы навязчивых явлений были описаны уже в 1617 г. (работы швейцарского медика Феликса Платера ). Русский ученый И. Балинский в 1858 году выдвинул свою версию определения этих состояний. Фобии – явления в психоэмоциональной сфере, которым свойственны страхи, волнения, влечения, возникающие, «навязывающиеся» помимо воли человека. Несмотря на сохранение самокритики к подобным состояниям, часто самостоятельно избавиться от страхов индивид не может.

Большинство современных ученых выделяют три основные классификации навязчивых состояний, разделяя фобический (страхи) , обессивный (мысли) и компульсивный (действия) синдромы.

Систематическое изучение фобий началось в 1871 г., после выхода в свет работы немецкого психиатра и невропатолога Отто Вестфаль. Автором при описании было указано, что патологическая тревога всплывает в сознании человека помимо его воли и не затрагивает в других аспектах интеллект. Он отмечал, что в основе фобии лежит расстройство мышления. Французский психиатр Бенедикт Морель выдвинул иную теорию, считая, что причиной появления фобий является нарушение эмоциональной сферы. Отнесение фобий к различным феноменам психической сферы не только отражает вероятность многогранности расстройства, но и вызывает ряд трудностей в их изучении.

Оценка статьи:

читайте также

По данным ВОЗ, половина взрослого населения Земли страдает страхами, которые мешают нормальной жизни. Так, 40% чувствуют напряжение во время каждого авиаперелета, 22% - при лечении у стоматолога, а у 12% возникают фобии - внезапные и парализующие волю страхи: например, человек просто не может сесть в самолет или зайти в кабинет врача.

Нервная дрожь, чувство полной незащищенности, ужас охватывают некоторых из нас перед трапом самолета, перед закрытым (или открытым) пространством, в одиночестве или при необходимости публичного выступления... Эти эмоции - неконтролируемые на первый взгляд - отравляют повседневную жизнь. Но они не фатальны - фобией нельзя управлять, но можно от нее избавиться или существенно ослабить ее влияние.

Сбой сигнализации в организме

Представим ситуацию, в которой срабатывает автосигнализация. Кто-то вскрывает машину, и раздается звук - достаточно громкий для того, чтобы его услышали, но все же не оглушающий для человеческого уха. Сигнализация работает столько, сколько нужно, чтобы на нее обратили внимание, но хозяин может ее и отключить. Неисправная же сигнализация станет неудобной и бесполезной - будет срабатывать слишком часто, звучать слишком громко и долго…

Страх действует схожим образом. Он так же сигнализирует: что-то идет не так. Естественный страх привлекает наше внимание к опасности. Болезненный же страх, словно испорченная сигнализация, чрезмерен, неоправдан и бессмыслен.

«Нередко он проявляется «странным» поведением в самый неожиданный момент, - объясняет когнитивный психолог Алексей Луньков. - Человек может «онеметь» во время безобидного разговора или бежать из комнаты, заметив на обоях паучка...»

«Не удается ни объяснить силу этого страха, ни подавить в себе испуг, - говорит психотерапевт Маргарита Жамкочьян. - А неясность всегда усиливает панику». Человеком руководит неодолимое иррациональное желание уйти от пугающей ситуации или объекта и даже разговора о нем. Этот панический неослабевающий страх, ведущий к нерациональному поведению, и есть фобия (от греческого «фобос» - ужас).

Детские страхи

Фобия у взрослого человека - это проблема, требующая помощи, а у ребенка - опасность для его развития. «Дети каждый день чему-то учатся, а болезненные страхи лишают их возможности осваивать новое», - говорит психиатр и психотерапевт Елена Вроно. Фобии могут проявляться в раннем возрасте, но чаще в подростковом. Если ребенок жалуется на страхи, нельзя стыдить его или смеяться над ним. Не надо и искать вместе с ним в шкафу или под кроватью пугающих его «чудовищ». «Поддерживайте его, играйте с ним, - советует Елена Вроно. - А в причине его страхов лучше разбираться со специалистом».

Как мы реагируем: пассивно или активно

Страх - естественная реакция организма на опасность - реальную или воображаемую. Сам по себе он не создает для нас серьезной трудности, наоборот, позволяет среагировать на опасную ситуацию разумно. Так, профессиональный альпинист на большой высоте ведет себя осторожно, но его опасения не мешают ему двигаться к цели.

Все естественные страхи заставляют нас действовать активно, фобии же - пассивны: человек не ищет путей избавления от своего страха, он просто боится.

«В этот момент рациональный страх выходит из-под контроля, чувства и эмоции перестают контролироваться сознанием, - добавляет Алексей Луньков. - Фобия - это навязчивое болезненное состояние не связанное с реальной опасностью, но возникающее всякий раз, когда человек сталкивается с устрашающей ситуацией. При этом вся его жизнь подчинена одному: «Лишь бы мне с этим не столкнуться».

Чаще всего фобии связаны с животными, природными стихиями и явлениями (глубина, высота, темнота, гроза…), транспортом, кровью и ранами, социальными ситуациями (взгляды, суждения…) и пребыванием в общественных местах. Существует немало фобий, связанных с телом: боязнь задохнуться, упасть, страх тошноты…

Фобии и гендерные особенности

Женщин, страдающих фобиями, в два раза больше, чем мужчин. Исследователи, изучающие психологию человека на разных этапах эволюции, считают, что такое положение вещей сложилось во многом из-за традиционного распределения обязанностей.

Американские социологи Такотт Парсонc и Роберт Бейлз выдвинули гипотезу, согласно которой многие гендерные различия объясняются «инструментальностью» мужского поведения и «экспрессивностью» женского.

Охота, скотоводство, рыбалка - некогда основные занятия мужчин были связаны с риском и опасностью, но иррациональный страх делал бы их просто невыполнимыми. Женщина, хранительница очага и воспитательница детей, напротив, должна была быть очень осторожной, обращать внимание на опасности, грозившие гибелью детям и семье.

Такое распределение гендерных особенностей, как и особенностей воспитания мальчиков и девочек, сохранялось в большинстве обществ.

«В результате современные девочки, девушки очень восприимчивы к страхам своих родителей и близких, они тоньше распознают эмоции окружающих, легче заражаются страхом, - говорит Маргарита Жамкочьян. - Кроме того, современные родители терпимо относятся к страхам дочерей и поощряют стремление сыновей не бояться опасности».

С другой стороны, мужское желание справляться с трудностями самостоятельно оказывает влияние на статистику: женщины, страдающие фобиями, чаще обращаются за помощью, а многие мужчины предпочитают терпеть и не попадают в поле зрения специалистов.

Релаксация и «лестница стимулов»

Иррациональный страх вызывает мышечный тонус, поэтому так важно уметь расслабляться. «Когнитивно-поведенческая психотерапия помогает тем, кто страдает от фобии, освоить методы релаксации - медитацию, аутотренинг, - рассказывает Алексей Луньков. - Затем клиент вместе с психотерапевтом составляет иерархию тревожащих его ситуаций: например, при арахнофобии самым слабым стимулом может быть слово «паук», написанное на бумаге, а самым сильным - паук, сидящий на ладони. Постепенно продвигаясь по «лестнице стимулов» от самого слабого к сильному (с помощью специалиста или самостоятельно) и используя техники релаксации в моменты встречи с тем, что пугает, можно приручить свой страх». Некоторые арахнофобы, например, в финале терапии даже решаются… поцеловать в спинку большого паука-птицееда.

Три источника фобий

Каким же образом человек приобретает фобию? «Основа этого переживания прежде всего биологическая, - говорит Алексей Луньков, - так как некоторые люди генетически предрасположены к паническим страхам. Как правило, они сверхчувствительны и сверхэмоциональны. С точки зрения психологии эта врожденная особенность может усиливаться или, наоборот, гаситься воспитанием и происходящими в жизни событиями».

На развитие фобии влияет и социальный фактор: новые реалии жизни, определенные социальные ситуации также усиливают (или ослабляют) нашу восприимчивость к преувеличенным страхам. Так, фобий, связанных с наземным или воздушным транспортом, сегодня стало гораздо больше, но и ездим и летаем мы значительно чаще, чем 20–30 лет назад.

«Иногда фобии возникают в результате сильного испуга, нередко пережитого в детстве, - говорит Маргарита Жамкочьян. - Внезапность, например, лай собаки, моментальный ответный страх... и безобидное животное уже воспринимается угрожающим чудовищем».

Исцеление провокацией

Наши страхи поддаются лечению, иногда неожиданно быстро. А фобии? Эта неконтролируемая эмоциональная гиперреакция возникает лишь в определенных ситуациях - точно так же, как аллергия становится иммунной сверхреактивностью в ответ на воздействие конкретного аллергена.

Чтобы освободиться от такой зависимости, надо искусственно вызывать рефлекс внезапного страха: сознательно ставить себя в пугающие ситуации, привыкая к ним и постепенно усиливая воздействие провоцирующих факторов.

Эта техника подобна лечению аллергии: происходит постепенное привыкание к аллергену и одновременно снижение чувствительности к нему. Например, чтобы перестать бояться голубей, нужно вначале привыкнуть к изображению этих птиц на фото, потом приучить себя смотреть на голубя в клетке, а затем подойти к стайке голубей в сквере…

Цель психотерапии - это не освобождение от фобии, а введение страха в естественные рамки: он должен стать адекватным и контролируемым. Часто те, кто страдает от какой-то фобии, начинают «бояться самой боязни». А упражнения «привыкания к страху» в сочетании с приемами релаксации помогают научиться принимать его как неизбежность. Перестав опасаться своего страха, можно начать относиться к нему спокойнее - понимать, реагировать, преодолевать.

4 шага, чтобы остановить свою фобию

1. Не подчиняйтесь своим страхам. Чрезмерные страхи ограничивают нашу свободу и могут поработить нас: «Не выходи на улицу, не приближайся, ничего не говори о…» Чем больше вы будете им подчиняться, тем сильнее они будут становиться. Относитесь к сильному страху как к незваному, незаконно вторгшемуся гостю и научитесь понимать, чего хотите вы (быть свободным) и чего хочет фобия (вас поработить).

2. Подумайте о причине своего страха и переходите к действию. Всегда полезно узнать, откуда берутся страхи. Но посвящать поиску причин все свое время и энергию не стоит. Найдите в себе силы напрямую столкнуться с предметом вашего страха.

3. Научитесь расслабляться и медитировать. Регулярно делайте упражнения, во время которых вы будете тренироваться принимать свой страх. Спроецируйте, например, на воображаемый киноэкран пугающую ситуацию - приближайте и отдаляйте «изображение». Смотрите на себя со стороны, не забывая, что вы находитесь в спокойной и безопасной ситуации. Закончите «просмотр» самым рутинным для вас действием, которое вы часто делаете дома: начните читать, мыть посуду, выпейте чашку чая.

4. Не прекращайте прилагать усилия. Чрезмерные страхи, как правило, говорят о повышенной эмоциональной чувствительности. Это качество позитивное, а потому не стоит с ним безжалостно бороться. Привыкайте к пугающим вас ситуациям постепенно, по возможности советуясь с психотерапевтом.

Это неправда!

Этот прием похож на игру, но фобия боится подобных игр. Психотерапевт или друг, желающий помочь вам расстаться с бессознательным страхом, встает на вашу точку зрения и рассказывает вам, почему надо бояться, к примеру, летать на самолетах. Попробуйте переубедить его, утверждая: «Это неправда!» - и приводя контраргумент на каждое его высказывание. После нескольких таких разговоров собственные ощущения при мысли о полете вызовут у вас приятное удивление: страх, подавленный вашими собственными аргументами, станет намного меньше.

«Понимать, что исцеление реально»

Psychologies: Тревога и фобия - связаны ли они друг с другом?

Елена Вроно: В современном мире существует немало болезней, которыми человечество расплачивается за развитие цивилизации, и фобии из их числа. Жизнь становится все напряженнее, и тревога, как естественный защитный механизм, предупреждает нас об опасности и заставляет действовать - бежать или вступать в борьбу. Тревога необходима для выживания, но именно она, как правило, и запускает механизм фобии.

Надо понимать, что исцеление от фобии реально. Возможны психотерапевтическая помощь, медикаментозная терапия, а также их сочетание.

Вот одно из эффективных психотерапевтических упражнений: в момент паники вспоминать состояние, когда вы были счастливы, когда вам было очень хорошо, приятно, весело. Вспоминать вплоть до ощущений, вплоть до позы и стараться в это состояние себя погрузить.

Абсолютно избавиться от фобии нереально, но с помощью специалиста ее можно обуздать, ослабить ее влияние и добиться собственной власти над ней - в этом случае можно научиться справляться со своим страхом и не позволять ему мешать вам жить полной жизнью.

Об этом

Фильм «Страхи и фобии». Даже самый безобидный на первый взгляд страх может перерасти в фобию, которая перевернет всю нашу жизнь. Фильм британской телекомпании ВВС рассказывает о природе наших страхов и том, как их побороть.

Ответить однозначно на вопрос: «Что такое фобии?» практически невозможно человеку, далекому от психологии и психиатрии. Термин «фобия» в переводе с греческого языка обозначает страх. В психиатрии фобия - это не что иное, как устойчивое непринятие чего-либо в окружающем мире, выражающееся в виде завуалированного страха. Фобии рождаются под воздействием определенных обстоятельств или в периоды их ожидания.

Фобия: что это такое?

В психологии такое понятие, как фобия подразумевает неконтролируемый иррациональный страх . Что такое фобии многие понимают по-своему, но, с точки зрения логики, проявление этого чувства не поддается объяснению. Это расстройство психики у человека может проявляться и вследствие неприязни или ненависти к чему-то в окружающем мире.

Проявление этого качества психики заложено у человека на генетическом уровне. Этот фактор помогает человеку сохранять жизнь в опасных ситуациях. Страх относится к эмоциональной сфере человека и является врожденным. Но фобии могут быть вызваны не только реальной опасностью для жизни или здоровья человека, но также могут быть спровоцированы воображаемыми ситуациями.

Фобии хорошо поддаются лечению на ранней стадии проявления болезни. Если упустить время, то справиться с этим недугом будет гораздо сложнее. Этот страх приживается в мозгу человека, и потребуются большие усилия, чтоб с ним справиться.

На ранних этапах проявления фобии можно воспользоваться помощью психолога . Грамотно составленное лечение поможет избавиться от навязчивых страхов. Но если не заниматься лечением, то ситуация может выйти из-под контроля и простые переживания перерастут в настоящую панику. Такое состояние нарушает нормальный уклад жизни человека.

Отличить фобию от простого страха можно по признакам постоянной навязчивости, остроты и мучительности проявления. Человеку не удается самостоятельно справиться с этим состоянием. Интеллект при таком заболевании не страдает.

Причины возникновения фобий

Фобия никогда не появляется из ниоткуда. Частыми предпосылками для появления этого недуга служат депрессии, стрессы, продолжительные переживания. Фобия - это не что иное, как скрытое и часто не осознаваемое человеком эмоциональное переживание . Этот вид страха больше всего атакует людей, которые выше чувств ставят рассудок.

Самой важной для таких людей в жизни является возможность контроля ситуации. К этой категории можно отнести мужчин, которые занимают высокие посты на службе или занимаются частной деятельностью и им приходится нести большую ответственность.

Такие люди часто находятся в стрессовых ситуациях, не имея возможности для расслабления, что приводит к сбою в работе головного мозга и нервной системы. Чаще всего это заболевание начинает проявляться с того момента, когда человек хочет жить без предмета своих переживаний .

И зачастую человеку это удается, если на образование страха влияет какой-то один предмет или объект, например, животное. Но когда фобия вызвана комплексными страхами, с ней бороться довольно сложно. К таким понятиям относится боязнь нахождения в общественных местах (социофобия).

Фобии: основные категории

По своему проявлению и механизму возникновения фобии подразделяются на категории:

Самые распространенные страхи

Среди самых распространенных фобий на сегодняшний день можно назвать эремофобию – страх одиночества . Такие люди боятся оставаться в полном одиночестве. Некоторые страхи разделены на подгруппы, среди которых можно выделить наиболее часто встречающиеся:

По каким симптомам можно увидеть фобии?

Среди самых заметных признаков , характеризующих проявления панической атаки, можно выделить:

Симптомы панической атаки обычно не проявляются все сразу, и каждый больной знает, какие симптомы ожидать при возникновении очередного приступа.

Таят ли фобии в себе опасность и кто от них страдает?

Такие психические расстройства в современной жизни давно не редкость. Не все расстройства психики носят ярко выраженный характер и поэтому жизнь такого больного, и его близких существенно не нарушается.

Квалифицированная помощь и лечение требуются лишь двум людям из тысячи, в силу нарушения их жизненных норм. Такой низкий показатель людей, кому требуется помощь специалистов, объясняется в первую очередь нечастой встречей больного и объекта его заболевания. Так, например, человек, боящийся публичных выступлений, но выбравший себе профессию с отсутствием этого рода деятельности, может никогда не узнать о своем недуге .

Предрасположены к проявлению такого заболевания, по данным исследований, чаще всего женщины. Прекрасная половина человечества страдает от разных страхов в три раза чаще, чем мужчины. Более частым проявлением психического расстройства считается агорафобия, которой присущи проявления слабой женщины, типичной домохозяйки.

Теория возникновения

По мнению различных специалистов, подобные симптомы могут возникать по ряду причин. Подобные симптомы могут возникать в организме человека в силу глубоко скрытых внутренних конфликтов. Причиной могут стать и отрицательные впечатления детства , которые находят выход в более зрелом возрасте.

По другой версии такие проявления организма могут происходить в результате ошибочно принятой и усвоенной организмом реакции на определенный вид раздражителя. Больной может справиться с ситуацией самостоятельно, если научиться расслабляться при возникновении страха. Также можно постепенно оставаться на непродолжительное время один на один с объектом, провоцирующим появление страха.

Может ли это состояние передаваться по наследству?

Взрослый человек может с детства заложить в ребенка панический страх перед определенными объектами или предметами. Если мать боится змей, то ребенок тоже в процессе взросления станет остерегаться их появления. Воспитать с детства страх перед животными можно неправильными аргументами, например, похвалой за отдаленность от нахождения рядом с кошками и упреками со стороны взрослого, если малыш погладил животное.

Поэтому некорректное общественное мнение с ранних лет, способно привести к формированию неправильной реакции на происходящее. Такое поведение взрослых способно привести к зарождению и развитию страхов в растущем организме.

Ф. - это иррациональный страх, к-рый может проявляться в виде боязни специфических одушевленных и неодушевленных объектов, напр. боязнь змей (офидиофобия); страх перед определенной группой или классом людей (ксенофобия, боязнь чужаков; андрофобия, боязнь мужчин); страх надвигающихся или предвосхищаемых событий (астрофобия, боязнь молнии; боязнь школы или экзаменов) или страх, в сущности, всего представимого. Далее приводятся некоторые из наиболее часто встречающихся в клинической литературе фобий:

Название Объект страха
Акрофобия Высокие места
Агорафобия Выходить из дома
Клаустрофобия Закрытые пространства
Кинофобия Собаки
Кипридофобия Венерические заболевания
Электрофобия Электричество, в особенности удар током
Генофобия Секс
Гинофобия Женщины
Годофобия Путешествия
Гидрофобия Вода
Гипнофобия Сон
Какоррафиофобия Неудача
Мизофобия Грязь
Патофобия Болезнь

Танатофобия Смерть

Объективная оценка любого страха обычно яв-ся спорной в отношении того, до какой степени и при каких обстоятельствах объект или событие, вызывающие опасения, представляют реальную опасность. Два критерия, не связанные с оценкой потенциальной опасности, дифференцируют фобии от рационального, не невротического страха.

Во-первых, Ф. имеют обсессивную природу. Больной с Ф. часто вынужден застревать на своем страхе в гораздо большей степени, чем это необходимо в объективных обстоятельствах.

Вторая характеристика, которая дифференцирует Ф. от реалистичного страха, касается модуса проявления тревоги. Ф. обычно сопровождается столь высоким уровнем тревоги, что больной оказывается обездвиженным, лишенным возможности действовать эффективным для снижения тревоги образом. Нет полного согласия относительно дифференциальной диагностики между фобическим страхом и генерализованной тревожностью; по всей вероятности, это зависит от конкретности объекта или события, вызывающего опасения.

Причины фобий

Нет единого общепринятого объяснения этиологии Ф. Принято, однако, считать, что возникновению некоторых фобий, в отличие от других, предшествуют конкретные события. Эти события наз. преципитирующей травмой или преципитирующим событием; они могут рассматриваться или не рассматриваться в качестве непосредственной причины Ф., в зависимости от теорет. ориентации психолога, выносящего свое суждение. Существуют три основные модели Ф. - психоаналитическая, поведенческая и когнитивная.

Психоаналитическая модель. Фрейд категоризовал Ф. как часть совокупности симптоматических неврозов, названную им истерией страха (anxiety hysteria или Angst hysterie). В эту же совокупность входит конверсионная истерия. Ф. яв-ся выражением вытесненных сексуальных фантазий, обычно эдиповой природы, в борьбе с защитными механизмами, призванными помочь сдержать эти чувства.

Поведенческие (соц. научения) модели. Объяснения Ф. с т. зр. бихевиоризма или теории соц. научения сосредоточены на том, как индивидуум усваивает неадекватную, провоцирующую страх реакцию на первоначально нейтральный или не вызывающий волнения раздражитель. Используются три основные парадигмы: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и моделирование.

Этиология Ф. была предметом исслед. в одном из основных экспериментов в поведенческой психологии, представляющим собой и спустя десятилетия с момента опубликования рез-тов важную веху в ее развитии. Джон Б. Уотсон и Розалия Рейнер вызвали фобию у Альберта, ребенка в возрасте 11 месяцев, используя модель классического обусловливания, открытую И. П. Павловым в его знаменитых экспериментах с собаками.

Согласно парадигме оперантного обусловливания Б.

Ф. Скиннера, Ф. развиваются не только в результате случайного или даже преднамеренного совпадения стимулов, но тж и вследствие преднамеренных, произвольных действий в окружающей среде и последствий этих действий (подкреплений).

Парадигма моделирования (научения посредством наблюдения), разработанная в значительной степени Альбертом Бандурой, исходит из того, что Ф. - по крайней мере отчасти - усваиваются при восприятии тревоги или иррациональных страхов, испытываемых др. людьми, в особенности близкими, с которыми имеется эмпатическая связь.

Когнитивная модель. Когнитивно-динамическая концепция Ф., разработанная Альбертом Эллисом, дифференцирует и разъясняет мыслительные процессы, участвующие в расстройстве. Эллис утверждает, что ассоциации с мыслью «это хорошо» становятся такими положительными эмоциями чел., как любовь или радость, тогда как ассоциации с мыслью «это плохо» становятся отрицательными эмоциями, окрашивающими мучительные, злобные или депрессивные чувства. Ф. представляет собой алогичную и иррациональную ассоциацию, связывающую «это плохо» или «это опасно» с вещами, к- рые в действительности таковыми не яв-ся.

Другие объяснения. Представители экзистенциального направления Ролло Мэй и Виктор Франкл рассматривают Ф. как отражение отчуждения, бессилия и бессмысленности современной жизни, отчасти как последствие индустриализации и обезличивания. Представитель гуманистической психологии Абрахам Маслоу рассматривает Ф., подобно неврозам в целом, как нарушение роста личности, крах возможностей реализации челов. потенциала.

Некоторые теоретики обращают внимание на физиолог. и генетические аспекты Ф. Эдвард О. Уилсон видит в Ф. след нашей генетической эволюции. «На ранних этапах развития человечества, - пишет Уилсон, - фобии расширяли возможности выживания человека».

Лечение фобий. Сторонники приведенных выше теорий используют технические приемы и методы лечения Ф. в соответствии с тем, что они считают их причиной. Психоаналитики, считая Ф. продуктом вытесненного содержания, скрытого под слоями психол. защиты, используют свободные ассоц., анализ сновидений и интерпретации для того, чтобы сорвать слои защиты и дойти до сути конфликта. Тогда через катарсис - внезапное эмоционально насыщенное высвобождение вытесненного материала - пациент сможет преодолеть Ф. и выздороветь.

Психологи поведенческой ориентации разработали впечатляющий набор технических приемов для лечения Ф. Двумя наиболее широко используемыми парадигмами яв-ся систематическая десенсибилизация и фладинг (наводнение).

Систематическая десенсибилизация представляет собой форму классического обусловливания, при к-рой вызывающие страх стимулы совмещают с реакциями торможения либо в воображаемой (замещающая десенсибилизация), либо в реальной жизненной ситуации (десенсибилизация in vivo).

Фладинг (наводнение) представляет собой «метод лечения фобий быстрой экспозицией вызывающему страх объекту или ситуации в реальной жизни с поддержанием максимально переносимого страха, пока он не начнет снижаться, с последующим повторением экспозиций, пока пациент не будет чувствовать себя спокойно в ситуации, ранее вызывавшей страх». Хотя этот метод считается быстрым и эффективным, по крайней мере в короткой перспективе, его использование сопровождается вызыванием у пациентов высокого уровня тревоги, к-рый ряд специалистов считают слишком высоким - и потому потенциально опасным.

Процесс рационально-эмотивной терапии представляет собой сообщение психотерапевтом (часто в весьма эффектной, впечатляющей форме) пациенту об искажениях в его мышлении. Это похоже на психопедагогический прием, и он действительно направлен на то, чтобы больной узнал о том, как алогичное мышление приводит к алогичному и фобическому стилю поведения.

Все четыре метода - психоанализ, систематическая десенсибилизация, имплозивная и рационально-эмотивная терапия - яв-ся высокоэффективными. Данные эмпирических исслед. подтверждают это, во всяком случае в сравнении с лечением таких расстройств, как депрессия и шизофрения.

См. также Тревога, Расстройства личности

Загрузка...