Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Психологические игры «Воздушный шар», «Молва» (1 группа-семья). Игровое тренинговое занятие для старшеклассников "поучимся общаться"

(развитие умения коллективного принятия решений, социометрия)

Ребятам предлагается представить, что все они летят на воздушном шаре, который неожиданно начинает терпеть крушение. Для спасения необходимо постепенно выбрасывать вещи, чтобы долететь до острова. Важное условие: выбор по очередности выбрасывания вещей осуществляется сообща, при согласии всех членов команды. Время на спасение – 20 минут.

Список вещей:

Золото, драгоценности 100гр.

Котлы, миски, кружки, ложки 1 кг.

Ракетница с сигнальными ракетами 5 кг.

Полезные книги про все 12 кг.

Консервы 10 кг.

Топоры, ножи, лопаты 15 кг.

Питьевая вода 10 л.

Аптечка 3 кг.

Винтовка с запасом патронов 10 кг.

Шоколад 7 кг.

Очень большая собака 50 кг.

Рыболовные снасти 0,5 кг.

Мыло, шампунь, зеркало 2кг.

Теплая одежда и спальники 50 кг.

Соль, сахар, витамины 4 кг.

Канаты, веревки 10 кг.

Спирт 10 л.

В дополнение можно продолжить данную игру, обозначив задание – выбрать по очередность выпрыгивания членов команды с целью предотвращения катастрофы.

5.Упр. «Умей сказать «нет»

(развитие навыков настаивания на своем, умения сказать «нет»)

Подросток должен, аргументировано отстаивать свое мнение при групповом давлении, не соглашаться на уговоры, предложения остальных ребят. Ситуации: попробовать наркотик, выпить за встречу, пойти на дискотеку перед экзаменами и т.д.

6.Упр. «Связующая нить» (сплочение коллектива)

С помощью клубка ниток и называния положительных качеств друг друга в кругу, между ребятами образуется «паутина», разматывание которой происходит с помощью пожеланий.

7.Рефлексия.

Занятие № 8 «Лидер и доверие»

Цель занятия – развитие навыков и умений, необходимых дляуверенного поведения и эффективного взаимодействия. Развитие умения поддерживать дружеские отношения с окружающими.

    Приветствие.

Называя по имени, к кому обращаемся, произносим фразу: «Здравствуй, лидер!»

    Упражнение-разминка «Фью-фью»

Ведущий называет имя участника. По бокам сидящие подносят ближайшую руку от названного к своему уху, машут и говорят «фью», названный так делает двумя руками и говорит «фью-фью» и называет следующего игрока. Темп ускоряется.

    Информирование. Название закона – Лидер должен быть в доверии.

Лидер должен знать не только куда направляется, но и эффективно работать с людьми. Для этого он должен обладать сердечностью, энтузиазмом, воспринимать интересы и потребности других. Поэтому лидеру необходимо быть в доверии.

Как приобрести доверие? Что значит быть в доверии? (ответы детей)

Для этого лидер должен помогать людям достичь успеха. Делать все для своей команды, чтоб достичь цель. На больших предприятиях это образование и профессиональная подготовка.

Как вы можете помочь членам своей команды, как командир? (ответы детей)

Лидер должен доверять сам надежным людям. Для общего успеха необходимо взаимное доверие. Человек чувствует свою значимость, если ему доверяют конфиденциальную информацию.

Признавать заслуги любого члена и гордиться достижениями всей команды в целом. Необходимы поощрения, ободрения, отдавать должное успехам всех сотрудников.

Лидер должен уметь держать свое слово. Выполнять обещания. Иначе не будет никакого доверия со стороны окружающих.

Лидер должен быть терпеливым. Вы работаете с людьми, а люди все разные, каждый человек- индивидуальность. Поэтому нельзя «ставить крест» на человеке, пока не исчерпаете все возможности для улучшения отношений с ним.

Лидер должен изучать людей и понимать их.

Для чего это нужно? (ответы детей)

Лидеру это необходимо, чтоб знать способности каждого члена команды, тогда лидер сможет распределять поручения исходя из возможностей и способностей каждого члена команды. Это поможет ему быть уверенным в правильности выполнения задания.

Лидер должен уметь вдохновлять других. От того, насколько хорошо выполняет команда свои функции, зависит его успех.

По ходу объяснения на доске оформляется силуэт человека.

Вывод: Команда, добивающаяся успеха, функционирует как единый организм. Успех лидера зависит от успеха команды.

Чтение фрагментов из наблюдений Свиндолла.

«Гуси, ведущие стаю, сменяют друг друга. Когда устает один из них, он меняется местами с тем гусем, который летит на одном из флангов стаи.

Когда один гусь заболевает или получает ранение, вместе с ним стаю покидают два других гуся, которые сопровождают его, чтоб обеспечить ему помощь и защиту. Они остаются с ним до тех пор, пока он не сможет лететь вновь.

Гуси в стае издают характерный гусиный крик. Тем самым они дают знать остальным, что по-прежнему следуют за стаей и с ними все в порядке. Это крик привлекает внимание лидирующих гусей».

Успех лидера зависит также от его стиля руководства. Мы с вами познакомимся с тремя видами:

    Стиль, при котором царит жесткость во всем: дисциплине, контроле. Здесь единовластие и директивное управление – авторитарный стиль управления.

    Стиль, при котором вовлекается команда в совместную деятельность, стремление к коллективному управлению. При котором царит взаимопонимание и дружеские отношения- демократический стиль руководства.

    Стиль, при котором отстраненность от управления, дело пущено на самотек, свобода действий у подчиненных –попустительский стиль руководства.

Задание: определить к какому стилю какая эмоция подходит (на доске изображения эмоций по видам стилей руководства)

    Работа в группах.

Группы выбирают для работы один из видов стиля руководства. Необходимо написать положительные стороны выбранного стиля.

    Мозговой штурм.

Каждый высказывает свое мнение. Все предложенные варианты записываются на большом листе ватмана и отбираются наиболее приемлемые.

    Упражнение «Травинка»

Все участники встают в круг, плотно прижавшись друг к другу. Любой из участников, по желанию встает в центр и покачивается в разные стороны. Группа придерживает его руками. Так продолжается 1-2 минуты. После этого о рассказывает о своих чувствах.

    Рефлексия.

Занятие № 9 «Ключи к успеху»

Цель занятия - стимулирование самомотивации, стремления к самосовершенствованию.

    Приветствие «Здравствуй, лидер!».

    Упражнение – разминка «Слон-пальма-крокодил».

Участники встают в круг. Ведущий называет одно из слов (слон, пальма крокодил) и при этом называет кого – либо из ребят. Тот, кого назвали при помощи соседних ребят изображает то, что назвали (Слон – участник левой рукой берёт себя за нос, а правую руку просовывает через левую; соседние ребята изображают уши. Пальма – руками делает корни, а соседи изображают ветви. Крокодил – руками делает пасть, соседи изображают ветви.) Затем называет следующего участника и задаёт ему задание.

    Информирование: IX закон лидера – Лидер развивает в себе способности руководителя .

Каждый из нас хочет, чтобы его мечты сбывались. А вот, чтобы создать лучшую мечту, вы должны сами стать лучше.

Эффективные лидеры признают тот факт, что развитие способностей к руководству длится всю жизнь. Главное, что отличает успешных лидеров, - это способность создавать и развивать свои умения. Заключение – лидеры непрерывно учатся.

Люди, достигшие успеха, отличаются самодисциплиной , которая позволяет им развивать в себе необходимые качества. Они никогда не останавливаются на достигнутом и не находятся в состоянии покоя. Развитие лидерских качеств – это процесс, который не имеет завершения.

Жизнь может измениться только в том случае, если человек изменится сам.

Каждый лидер создает свой собственный стиль. Развивая в себе качества руководителя, очень важно держать перед мысленным взором ваше видение перспективы, ваши цели и мечты. Люди, знающие, что они намереваются сделать в своей жизни, обладают особой притягательностью. Они излучают позитивную энергию и доброжелательность.

Советы относительно саморазвития:

Сохраняйте уверенность.

Размышляйте о своих прежних успехах как основе будущих побед.

Пример: Бог предлагал израильтянам вспомнить, как Он приказал расступиться водам Красного моря, чтобы прибавить своему народу уверенности в том, что они получат Землю Обетованную.

Лидеры развивают в себе творческий подход к проблема.

Лидеры мотивируют себя к тому, чтобы осуществлять позитивные, ориентированные на достижение цели, действия.

Лидеры способны управлять своим психическим состоянием. Не бойтесь просить помощи. Думайте о хорошем.

Лидер умеет эффективно передавать информацию. Лидерами становятся те люди, которые умеют говорить с людьми. Работайте со своим стилем общения.

Слова являются инструментами, а чем больше у вас инструментов, тем лучше вы можете справиться с работой.

Граф Найтингел

    Ваш внешний вид должен быть вашей сильной стороной. Приведите себя в порядок. Внешний вид должен быть вашим преимуществом, а не помехой и источником неприятностей. Какое яблоко вы выберете в магазине – красивое или побитое? Люди всегда ищут лучшее.

    Очень важно как себя ведет лидер. Ваше поведение говорит людям о том, контролируете ли вы ситуацию.

Настройтесь на успех.

Лидеры никогда не перестают учиться. Пример: Показательна история о женщине, которая работала учительницей 25 лет. Узнав о работе, которая открывала возможность служебного продвижения, она подала свою заявку. Но вместо неё наняли педагога, который преподавал только год. На её вопрос «Почему её не взяли?», директор ответил: «Мне жаль, но ваш профессиональный опыт не составляет 25 лет. Вы имеете опыт одного года работы, повторенный 25 раз». За время своей карьеры эта учительница никак не усовершенствовала свой опыт.

    Задание – составление портрета лидера.

Участники сначала индивидуально составляют вербальный портрет лидера. Затем совместно в ходе обсуждения приходят к единому портрету.

    Упражнение «Я-это-Я».

Участники двигаются по кругу следующим образом, они топают сначала правой ногой, затем – левой, потом делают маленький прыжок. Эти движения сопровождают следующую фразу: Я (притопывают правой ногой) – ЭТО (притопывание левой) ИМЯРЕК (подпрыгивание на месте). На выполнение задания дается 2 минуты.

    Рефлексия.

Занятие № 10 «Выбор будущего»

Цель занятия - закрепление приобретенных ЗУН, ориентация на их использование в повседневной жизни.

    Приветствие «Здравствуй, лидер!»

    Упражнение-разминка «Сантики-фантики»

Один участник группы выходит за дверь, в это время выбирается водящий, по команде которого по кругу выполняются разные движения со словами «сантики-фантики, лимпо-по». Задача другого - определить, кто в кругу является ведущим.

    Информирование :

X закон лидера – Лидер излучает вдохновляющую силу.

Ребята, что означают выражения «без тебя как без рук», «ты моя правая рука»? А как вы думаете, какой палец на правой руке самый нужный и важный? Конечно, все! Точно так же и у лидера нет наиболее или наименее важных качеств, есть 5 основных, которые обязательно должны присутствовать у лидера: (по ходу объяснения этих качеств на доске составляется рука, где ладонь - X закон лидера, а пальцы – те самые качества)

    Лидер знает куда идет

Все двери открываются перед человеком, который знает куда идет.

    Лидер обладает энтузиазмом

Энтузиазм подобен пузырькам в лимонаде.

    Лидер проявляет решимость.

Лидер никогда не отступает, пока не добьется успеха, не достигнет цели (как почтовая марка, которая держится на письме до тех пор, пока оно не достигнет адресата).

    Лидер умеет работать с людьми.

Если лидер проявляет заботу, внимание и любовь к людям, они с легкостью будут прощать вам недостатки. Но если люди поймут, что они для вас безразличны, то будут с осуждением относиться к любым вашим действиям.

    Лидер стремится в будущее.

О чем вы чаще всего думаете - о прошлом, настоящем, будущем?

Если вы живете прошлым, то будете склонны к грусти, унынию. Живете настоящем – постоянно будете пребывать в критическом настроении. Думаете о будущем – ваш уровень энергии повышается, отношение к жизни позитивное.

Стержень лидерства – это энергия, а энергия, как правило, порождает энергию. Но лидер не энергетический вампир, а энергетический излучатель и преобразователь.

Но жизнь есть жизнь. И даже самая совершенная машина имеет свойство ломаться. Лидер не вечный двигатель, а человек и порой его энергия иссякает. Тогда на выручку приходят артистические способности: нельзя показывать виду, впадать в уныние. Показывай оптимизм, и он снова вернется.

В заключении можно прочесть стихотворение лидера для лидеров:

Если вы можете держать голову

высоко, когда вокруг теряют

головы, и обвиняют в этом вас…

Если вы можете справиться

с успехом и провалом…

Если вы умеете молниеносно

действовать, и умеете ждать и не

уставать от ожидания…

Если вы можете поставить на

карту все свои победы, и

проиграть, а и начать все сначала,

и никогда не промолвить слова

о своем поражении…

Если вы можете заставить сердце,

мускулы и нервы служить вам долго…

Если вы можете заполнить одну

быстролетящую минуту

шестьюдесятью секундами смысла…

Тогда земля и все на ней – ваше!!!

    Упражнение «Самопрезентация» (самораскрытие)

Участники по кругу должны закончить фразу: «Никто не знает, что я…».

    Упражнение «Фото в середине» (навыки принятия решений)

В центр круга ребят нужно положить их общую фотографию (например, с первого занятия) и объявить, что она достанется одному-единственному человеку, который может распорядиться ей как пожелает. После этого ничего больше не говорить. Группа должна самостоятельно принять решение, каким-то образом выйти из проблемной ситуации. Обсуждение.

6. Упражнение «Лодка» (сплоченность, принятие группового решения)

Ребятам предлагается покататься всем вместе на лодке (лист бумаги или кусок материала). При этом, они сами должны решить как на ней поместиться, кто будет рулевым, пассажиром, на веслах. Обсуждение.

7. Упражнение «Свеча» (рефлексия, самоанализ)

По кругу передается зажженная свеча, и каждый высказывает свое мнение о прошедших занятиях: Что понравилось, чего не хватало, чему научился и т.д.

По окончанию всей программы «Школы лидеров» рекомендуем провести чаепитие – как доброжелательное завершение совместной работы.

При переходе в старшее звено, могут возникнуть проблемы: в классе сложилось несколько группировок, постоянно происходят конфликты, учащиеся не могут найти “общий язык”, нельзя провести коллективное мероприятие,– которые могут привести к трудностям в дальнейшем процессе школьного обучения и в возможности личностной самореализации в школьной среде. Поэтому важно создать психологически комфортные условия для развития внутригрупповых отношений, где особое внимание необходимо уделить быстрому установлению позитивных отношений между детьми, овладению приемами и навыками эффективного межличностного общения.

  1. создать условия для организации и сплочения детского коллектива,
  2. развитие навыка конструктивного группового взаимодействия (умение выслушать и понять другого, налаживать сотрудничество), независимо от многообразия проявлений их индивидуальности;
  3. развитие навыка принятия коллективного решения;
  4. снизить уровень тревожности, эмоционального напряжения.

Предполагаемый психологический результат – создание благоприятного психологического климата и получение каждым участником опыта совместного принятия решения и взаимодействия, осознание своей значимости в коллективе, создание позитивных отношений между сверстниками.

Сюжет построен на основе необычного путешествия. Учащимся предлагается путешествие на воздушном шаре, в ходе которого происходит катастрофа, и они оказываются на необитаемом острове. Дети остаются один на один с собой.

Время на проведение игры и обсуждение 1,5 – 2 часа.

Участники: учащиеся 10 класса (15 лет); 10 - 15 человек; 1 человек выступает в роли “ведущего” (психолог); классный руководитель выступает в качестве “наблюдателя”.

Классный руководитель может использовать полученные учащимися навыки для простраивания своей работы с детьми по организации коллективной деятельности.

1 этап. Введение в игру.

  1. настрой на игру,
  2. пробуждение интереса,
  3. создание игровой атмосферы.

Материал: В помещении столы составлены в центре в форме круга. Стулья поставлены полукругом. На столе таблички с названиями городов, представители которых присутствуют на сцене. Кафедра для ведущего. У каждого участника бейджик с указанием имени и города.

Ведущий: Добрый день, дамы и господа! Несколько месяцев назад было объявлено о проведении уникального путешествия вокруг Земли на воздушном шаре. Во всех городах проходили отборочные туры. Мы собрали вас здесь, так как вы стали победителями кастинга для участия в невероятном путешествии – вы лучшие из лучших. Вам предстоит облететь землю на воздушном шаре. Вы будете останавливаться в назначенных местах и изучать достопримечательности. Итак, в добрый путь.

2 этап. Непредвиденная катастрофа.

  1. развитие умения быстро принимать оптимальное решение,
  2. отстаивать свою точку зрения.

Материал: Слайды с достопримечательностями некоторых стран, листы с перечнем предметов (по числу участников).

Ведущий: Наше путешествие началось. Вы уже побывали в Греции – Афинский Акрополь. В Италии – Колизей, Собор и площадь Святого Петра в Риме. Франция – Эйфелева башня, Собор Парижской богоматери. Англия – знаменитый Бик Бон – по ходу перечисления показываются слайды (набор слайдов может быть любым). Ваш путь лежит к берегам Америки, через Атлантический океан. Лететь еще далеко, но в шаре образовалось отверстие, и он начинает медленно падать. Падение замедлилось после освобождения от балласта, однако возникает необходимость облегчить шар, выбросив другие предметы.

Участникам предлагается перечень:

  • Аптечка – 25 кг.
  • Компас – 2 кг.
  • Консервы – 25 кг.
  • Подзорная труба – 1 кг.
  • Ружьё и патроны – 25 кг.
  • Конфеты – 20 кг.
  • Спальные мешки – 30 кг.
  • Ракетница и сигнальные ракеты – 10 кг.
  • Палатки – 20 кг.
  • Баллон с кислородом – 50 кг.
  • Карты – 5 кг.
  • Баллон с питьевой водой – 20 кг.
  • Надувная лодка – 25 кг.
  • Видеокамера – 5 кг.
  • Видеокассеты – 3 кг.
  • Магнитофон – 3 кг.

Задание: Решить, что и в какой последовательности выбросить. Сначала каждый думает сам, затем вместе нужно найти единое решение и записать его.

Условия выполнения: высказаться должен каждый, решение принимается при единогласном голосовании. При одном воздержавшемся предложение отменяется. Решение должно быть принято по всему перечню предметов.

Ведущий: Помните, время падения шара неизвестно, но скорость падения возрастает.

3 этап “Презентация индивидуальности”.

Задачи: развитие стремления понимать индивидуальные различия окружающих.

Ведущий: Несмотря на все ваши усилия, воздушный шар все же упал на один из островов в Атлантическом океане. Вы чудом спаслись, да к тому же успели послать сигнал “SOS”. Правда, неизвестно, когда вас начнут искать и когда найдут. Настала пора познакомиться поближе.

Задание: участники по очереди называют свои имена и присущие им личностные качества, названия которых начинается с одной из букв собственного имени (качества как положительные, так и отрицательные).

4 этап “Как жить на острове”.

  1. показать неизбежность возникновения конфликтов,
  2. вырабатывать навыки конструктивного решения ситуаций путем принятия коллективного решения,
  3. развитие чувства ответственности.

Материал: листы с перечнем вопросов, которые надо решить; бумага; ручки; маркеры.

Ведущий: Итак, вы оказались на необитаемом острове с богатой растительностью и животным миром, в том числе ядовитыми растениями и хищными животными. Пошел второй день, а помощи – нет. Возникает необходимость в организации жизненного пространства, распределения ролей между вами и принятия правил совместного проживания.

Задание: вам предлагаются листы с перечнем вопросов, которые необходимо обсудить. Итогом обсуждения будет “Кодекс” из 10 правил, который обеспечил бы вам выживание.

Вопросы:

  1. Кто что будет делать?
  2. Кто за что будет отвечать?
  3. Как будут приниматься решения?
  4. Кто будет руководить?
  5. Как будет распределяться пища (поровну; по трудовому вкладу; отдавать больше сильным, чтобы лучше работали, или слабым, чтобы выжили)?
  6. Как поступать с теми, кто нарушит правила?

5 этап “Совместные действия”.

Задачи: развитие способности договариваться друг с другом, умения действовать сообща.

Материал: пакет, 2 трубочки, 2 листа бумаги, пластмассовый стаканчик, немного скотча и ниток, сырое яйцо.

Ведущий: Настала пора попробовать поработать совместно.

Задание: необходимо упаковать сырое яйцо, используя предложенный набор так, чтобы при падении оно не разбилось.

Условие выполнения: все участники обсуждают, как это можно сделать, и выбирают 1 человека, который будет выполнять задание. (Проверка качества выполнения задания – человек становится на стул и бросает упакованное яйцо).

6 этап “Сколько меня”.

Задачи: показать, что каждый человек выполняет разные “роли”, в разных ситуациях может вести себя по-разному.

Материал: бумага, карандаш, ножницы.

Ведущий: Несколько дней на острове позади. Помощь уже близка. Что же каждый узнал о себе за время проживания на острове?

Задание: лист бумаги складывается несколько раз, после чего вырезается силуэт одного человека. Развернув лист бумаги, учащиеся получают или отдельные фигурки человека, или ленту из них.

Учащимся предлагается написать на каждой из полученных фигурок “Каким я могу быть?” и “С какими пожеланиями вы бы обратились к каждому из этих человечков?”.

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, –
На самом деле то, что именуется мной,
Не я один. Нас много, Я – живой!

Н. Заболоцкий.

7 этап “Обратно домой”. Обсуждение.

Задачи: развитие умения различать свои ощущения, переживания, давать оценку ситуации.

  1. Какие чувства испытывали во время игры?
  2. Что оказалось сложным? Почему?
  3. Что понравилось? Что не понравилось?

(командная) игра, способствующая проявлению групповой сплоченности, лидерства, способности лидера поддерживать эффективность работы его команды. Студенты учатся распределять роли и функциональные обязанности внутри своей группы, вырабатывать групповые нормы, стремиться к групповому единомыслию. В игре происходит формирование осознания важности групповой сплоченности, умения эффективно преодолевать спорные и конфликтные ситуации. На примере данной игры можно проследить стадии становления команды.


Порядок проведения игры
В данную игру можно играть без разбивки на команды, но если количество игроков больше 20, следует разделиться на команды. Разбивка обычно произвольная, но можно формировать группы по определенным признакам: группа «Мудрецов», «Гуманистов». «Трудяг-работяг», «Диких варваров» и т. д. Возможен вариант, когда лидеры выбираются отдельно среди юношей и среди девушек. Тогда команда будет формироваться вокруг них. Затем оба лидера формируют свои команды.
Введение в игровую ситуацию
Ведущий произносит: «Как хорошо быть в кругу друзей! Каждая команда сейчас находится в корзине воздушного шара. Вы поднимаетесь над землей, уже не разглядеть лиц внизу, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки – и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот вы уже над океаном. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн, но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уверенно несет вас вдаль. Но что это? На горизонте появляется небольшая точка, и эта точка приближается! Это гигантский орел, он смотрит на вас недобрыми глазами! Он кружит над вами, взмывает над шаром, исчезает из поля вашего зрения – и вдруг вы слышите клекот, царапанье по обшивке шара, удары и шипение. У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет наудачу – и раненый орел медленно скользит в сторону и вниз. Но и ваш шар тоже начинает терять высоту. Корзина воздушного шара может держаться на воде, но если начнется шторм, шар перевернется. Вдалеке, по направлению ветра, несколько островов, по всей видимости, необитаемых. Есть шанс спастись, если освободиться от не самых нужных вещей, и долететь до островов. Но что выбросить? Ведь какие-то вещи могут пригодиться, чтобы жить на этих необитаемых островах, а сколько там придется жить, не знает никто. О климате в этих широтах ничего не известно: сейчас тепло, но какова зима?

Все открыли глаза – и оказались в своей группе. Все сейчас подучат список вещей, находящихся в корзине шара, и последовательно будут «выкидывать» вещи, чтобы долететь до острова. Первым номером отмечается то, что вы решаете выкинуть в первую очередь, второй номер – во вторую, пятнадцатым номером – то, что вы будете выкидывать в последнюю очередь. Работа абсолютно самостоятельная. С соседями ничего обсуждать нельзя. В корзине должны остаться вещи, общий вес которых составляет не более 100 кг. На всю работу у вас 10 минут».


Список вещей, находящихся в корзине шара:

1) миски, кружки, ложки (9 кг);

2) ракетница с сигнальными ракетами (6 кг);

3) географические карты и компас (2 кг);

4) консервы мясные (20 кг);

5) топоры, ножи, лопаты (12 кг);

6) канистра с питьевой водой (20 л);

7) бинты, вата, перекись водорода, зеленка (7 кг);

8) винтовка с запасом патронов (30 кг);

9) шоколад (10 кг);

10) золото, бриллианты (25 кг);

11) большая собака (55 кг);

12) рыболовные снасти (1 кг);

13) туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь (3 кг);

14) соль, сахар, набор витаминов (9 кг);

15) медицинский спирт (10 л).

После того как каждый сделал свой выбор, дается следующее задание для всей команды.

Ведущий: «Вам грозит смерть, единственная надежда – долететь до острова и выжить на нем. Не выкинете ничего – упадете и утонете в море. Сделаете ошибку, выкинув нужную вещь или сразу все, – погибнете. Свой выбор сделал каждый, теперь каждая команда должна выработать общее решение, но не голосованием, а единодушным согласием. Если хоть один человек будет «против», решение не принимается. При этом не тяните время: можете погибнуть, у вас 15–20 мин. Закончив работу, подведите итоги, в частности выясните, чье индивидуальное решение оказалось ближе к групповому. Тогда мы выясним, чье индивидуальное решение было самым мудрым или кто лучше всех умеет убеждать других».

Командная работа в течение 20 минут. Те группы, что приняли решение за меньшее количество минут, составляют список победителей обсуждения. Делается это так. У каждого есть свой список и список общегрупповой. По каждому пункту надо подсчитать модуль разности, т. е. если по п. 1 (кружки и др.) у Васи 3-й ранг (он решает выкидывать это третьим по очереди), а группа поставила это на 5-е место, то по этому пункту разница равна 2; если бы у Васи этот пункт был на 5-м месте, а у группы на 2-м, разница была бы 3. Сложив эту разность между индивидуальным и общим решением по каждому пункту, легко определить, насколько в целом решение Васи оказалось далеко от группового, и сравнить, чье решение к групповому оказалось ближе. Если группа не сумела справиться с заданием досрочно, определение победителей можно пропустить, но этот момент очень интересен для игроков. Если есть возможность, стоит обсудить с группой, что, на их взгляд, важнее – умение доказать свою правоту или работать в целом на спасение группы?

На самом деле важно обсудить ход прошедшей дискуссии и вклад в нее каждого. Какова общая стратегия, кто какой вклад внес, кто спасал группу, а кто наоборот? На это обязательно надо отвести 10 минут. Если же этот момент пропустить, то для студентов все происшедшее окажется только увлекательной игрой в приключение, но не уроком жизни.


Деловая игра «Необитаемый остров»

Данная игра позволяет диагностировать взаимоотношения, симпатии и антипатии, выявить лидеров между членами команды; дать возможность проявить личностные качества игроков (мужество, мудрость, жестокость, безответственность, творческие способности, упрямство, бодрость духа, заурядность и т. д.); показать, как строятся законы человеческого общества, что в них случайно, а что рождено требованиями самой жизни. Обычно играют параллельно четыре команды по 6–8 человек («Мудрены». «Гуманисты». «Трудяги-работяги». «Дикие варвары»). Порядок проведения игры.

Игра продолжается в течение 60–90 минут, пока одна или две команды не доведут ее до конца. Во время игры каждые 15 минут проводятся обсуждения (для этого каждая команда получает вопросы). Например:

Культура – понятие, отражающее символические, небиологические, то есть приобретаемые аспекты жизни человеческого общества. К. включает язык, обычаи и согласованные традиции (конвенции). Предметом культурной антропологии (в отличие от антропологии физической) является анализ культуры человеческих обществ.

Международные организации (international organizations) – это наднациональные институты, целью деятельности которых является регулирование и мониторинг важнейших процессов международной экономики. В настоящее время насчитывается уже более ста М. о., различных по составу, размерам, функциям и влиянию на международную экономику.

Менеджмент – 1. Область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организацию систем управления и ее совершенствование в соответствии с задачами социально-экономического развития.

2. Процесс оптимизации деятельности человека путем разработки решений по управлению материальными и финансовыми ресурсами; искусство, которое требует постоянного творческого подхода.

Менеджер – это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-то участком для осуществления управленческой деятельности.

Методология социологического исследования – составная часть и особая область социологического познания, содержащая совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, систему норм и регулятивов проведения социологических исследований.

Методы социального управления – комплекс методов целенаправленного воздействия на: 1) отдельных работников; 2) отдельную группу; 3) целый коллектив. На каждом из этих трех уровней управление сталкивается со специфическими проблемами, а значит, и вырабатывает соответствующие методы; часть их применима в каждом из трех случаев, применение другого ограничено каким-либо одним из них.

Метод групповой дискуссии – метод групповой работы по решению проблем, который, обеспечивая глубокую проработку имеющейся информации, разных точек зрения по данной проблеме, тем самым способствует выработке адекватного в данной ситуации решения. М. г. д. увеличивает вовлеченность участников в процесс этого решения, что повышает вероятность его реализации.

Начинающая организация (learning organizatio n ) – течение в организационном поведении 90-х годов XX века, основанное на признании ценности знаний для роста конкурентных преимуществ. Организационные знания содержатся в продуктах человеческой деятельности (оборудовании, базах данных, оформлении), в организационных структурах (ролях, системах поощрения, процедурах) и людях (умениях, ценностях, верованиях, практиках).

Образование – система организаций и лиц, осуществляющих образовательную деятельность. Получение образования предстает как участие в образовательной деятельности в качестве реципиента передаваемых знаний.

Образовательная политика – составная часть политики государства, совокупность теоретических идей, целей и задач, практических мероприятий развития образования. О. п. – это система экономических, организационных, социальных и других мер с прямыми и обратными связями между составляющими ее элементами.

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются общеобразовательные и профессиональные образовательные программы. О. п. направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, а также на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных О. п.

Образовательное учреждение – организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, финансируемая им полностью или частично. Учреждение считается образовательным при условии осуществления им образовательного процесса, т. е. реализации одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечения содержания и воспитания обучающихся.

Общественные блага – блага, обладающие свойствами несоперничества и неисключаемости в потреблении. Несоперничество означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных.

Общественное мнение – совокупность суждений и оценок, характеризующих консолидированное отношение массового сознания к наиболее значимым и актуализированным проблемам, событиям и фактам экономики, политики, культуры, общественной жизни, оказывающих влияние на содержание и характер политического процесса.

Организационное поведение . Появление понятия обычно связывают с докладом Р. Гордона и Д. Хауэла (1959), в котором авторы на основе анализа результатов опросов студентов и преподавателей бизнес-школ пришли к выводу, что будущим менеджерам-практикам недостаточно изучения психологии и что необходимо создание такой учебной дисциплины, которая охватывала бы широкий спектр вопросов, касающихся поведения людей и групп в организациях.

Ориентация членов группы на задачу или на себя (task oriented behavior or self oriented behavior). Американский психолог Эдгар Шайн (1998) описал виды поведения, ориентированные на задачу и производительность, и виды поведения, ориентированные на себя как у индивидов, так и у подгрупп. С помощью указанных видов поведения работники демонстрируют механизмы распределения и перераспределения ролей в группе.

Показатели социальные – количественные и качественные характеристики состояния, тенденций и направлений социального развития, применяемые в управлении и планировании для оценки соответствия реально сложившегося положения дел в обществе научно обоснованным требованиям.

Политика организации – система правил, в соответствии с которыми ведет себя система в целом и по которым действуют люди, входящие в эту систему. В контексте управления человеческими ресурсами необходимо рассматривать кадровую политику. Однако П. о. тесно связана с финансовой и внешнеэкономической политикой. Такой подход характерен для крупных частных западных компаний и системы государственной службы.

Политические ориентации – представления людей о соответствующих их потребностям целях политической деятельности и приемлемых для них средствах достижения этих целей. П. о. формируются как результат процессов, протекающих в сфере социально-политической психологии и определяющих направленность общественно-политического поведения людей. П. о. отличаются от идейно-политических концепций, программ партий и течений, изучаемых политологией, историей общественной и политической мысли.

Программа социологического исследования – изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотезами исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез. Разработка П. с. и. начинается с формулировки проблемной ситуации как некоторого противоречия между осознанием научно-познавательной или практической потребности и незнанием способов ее удовлетворения.

Призвание – синтетическая характеристика, выражающая степень удовлетворенности своим делом. Макс Вебер определял П. как такой строй мышления, при котором труд становится абсолютной самоцелью. Такое отношение к труду не является, однако, свойством человеческой природы; подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания.

Профессия – (лат. «объявляю своим делом») означает, что для каждого человека труд выступает в виде ограниченной сферы деятельности, требующей определенной подготовки. Из ряда факторов, определяющих выбор П.: наличие способностей и индивидуальная склонность к определенному виду деятельности, высокая оплата, престиж П., семейные традиции, социальная среда, – любой может стать решающим.

Стиль управления – это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата.

Теория человеческого капитала . Человеческий капитал – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

Хотя основной вклад в популяризацию идеи человеческого капитала был внесен Т. Шульцем, классикой современной экономической мысли стал одноименный трактат Г. Беккера.

Тестирование интеллекта – измерение индивидуальных интеллектуальных способностей к решению теоретических и практических задач. В психологии существует множество моделей интеллекта, подразумевающих разные подходы к его тестированию.

Большинство ранних концепций и тестов интеллекта разрабатывались в конце XIX – начале XX вв.

Тесты – одна из наиболее распространенных и практически эффективных методик психологической диагностики. Выполнение тестов требует актуализации некоторых обобщенных умений, имеющих значение в деятельности человека (учебной, профессиональной, спортивной и др.).

Трудовой договор – соглашение между работодателем и нанимаемым, касающееся предстоящей работы данного сотрудника на предприятии. В качестве работодателя может выступать физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать Т. д.

Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации. У. представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды, общества, техники и живой природы. У. должно быть направленно на успех и выживание. В У. всегда есть субъект – тот, кто осуществляет управление, и объект – тот, кем управляют действия субъекта управления, т. о. основная задача У. – организовать работу других людей. Различают У. техническими системами, экономическое, а также социальное У., в ходе которого регулируются различные отношения между людьми.

Управление образованием – процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулировки и достижения целей, поставленных обществом в сфере образования. Структура отраслевой вертикали У. о. включает федеральное министерство образования (Министерство образования и науки Российской Федерации), региональные министерства и департаменты, районные отделы.

Устойчивое конкурентное преимущество (sustainable competitive advantage ) – долгосрочная выгода от осуществления уникальной стратегии, направленной на создание ценности, которая в данное время не применяется ни существующими, ни потенциальными конкурентами и которая не может быть скопирована.

Факт социальный – единичное общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы вещественной жизни или характерных для определенных социальных процессов.

Шкалы оценок – наборы оценок, которые даются конкретным актам поведения. Распределяясь по соответствующему континууму, такие оценки (отражая воплощенные в подобной шкале критерии) могут быть либо резко отрицательными, либо социально нейтральными (норма), либо максимально положительными. Социальная оценка индивидуальных действий предопределяется объективно существующим набором их стереотипов, включенных в систему норм, ценностей, идеалов и т. д.

Эксперимент – форма познания объективной действительности в науке, при которой явления изучают при помощи целесообразно выбранных или искусственно созданных контролируемых условий, обеспечивающих протекание в чистом виде и точное измерение тех процессов, наблюдение за которыми необходимо для установления закономерных связей между явлениями.

Эксперимент естественный – разновидность эксперимента, в котором вмешательство исследователя в естественный ход событий сведено к минимуму. Исследователь разыскивает подходящую ситуацию, где экспериментальный фактор находился бы в максимальной изоляции от других факторов, и наблюдает за развитием событий, фиксируя (насколько это возможно) их основные характеристики до и после вступления в действие изучаемого фактора.

Эксперимент инновационный – диагностика новшества пробным нововведением. В широком социальном плане Э. и. выступает как механизм перехода организационных, социально-экономических систем от одного состояния к другому: снижает порог риска, ослабляет эффект вторичных последствий, обосновывает будущие нововведения, определяет направление развития. Диагностическая функция Э. и. выступает как выявление проблем осуществления нововведения, как оценка реализуемости новшества и его результативности.

Эксперимент хоторнский – ряд знаменитых исследований, проведенных в США в течение 1924–1932 гг. на Хоторнских предприятиях (Чикаго) и оказавших огромное влияние на все последующее развитие индустриальной социологии. Руководил исследованиями профессор Э. Мэйо, возглавивший затем отдел исследований индустриальных отношений в Высшей школе деловой администрации при Гарвардском университете.

Этика деловых отношений – система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в одной из сфер: общественно-профессиональной жизни, профессиональной деятельности. Э. д. о. базируется на общечеловеческих нормах и правилах поведения, но имеет некоторые отличительные особенности. Профессиональная роль любого сотрудника организации неотъемлемо связана с выполнением им этических норм взаимоотношений со своим внешним окружением (коллегами, подчиненными, клиентами и партнерами). Соблюдение Э. д. о. – один из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

Этика руководителя – система норм нравственного поведения руководителя, основанная как на понимании и учете психологии работников, так и на воспитании личности, культуре управления и умении управлять своими чувствами, эмоциями в процессе личностных взаимоотношений руководителя с подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами.

Этикет – совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Эти правила во многом определяются конкретными условиями, в которых происходит межличностное общение.

Этикет речевой – правила речевого поведения на службе. Выделяют Э. р. проведения деловых бесед, совещаний, публичных выступлений и написания деловых писем. Э. р. включает в себя устойчивые формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации с учетом сложившейся ситуации и т. п.

Этикет служебный – система личностных взаимоотношений руководителя с подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами. Определяющий принцип Э. с. – сотрудничество и взаимопонимание. Э. с. обеспечивает установление личных контактов, содействует решению деловых вопросов, формирует благоприятную социальную и психологическую атмосферу в коллективе.

Использованная литература

1. Резник С. Д., Игошина И. А., Шестернина О. И. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): учебное пособие / М.: ИНФРА-М, 2012. 320 с.

2. Зайцев Л. Г., Соколова М. И. Организационное поведение: учебник / М.: Экономистъ, 2006. 665 с.

3. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / Под ред. д-ра социологических наук, профессора Ю. П. Сурмина Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.

4. Багиев Г. Л., Наумов В. Н. Организация практических занятий по маркетингу. Кейсовый метод. СПб., 1997. 89 с.

5. Резник С. Д. Организационное поведение: учебник. М.: ИНФРА-М, 2011. 460 с.


Рекомендуемая литература
Основная

  1. Ричард Л., Дафт. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. 736 с.

  2. Карташева Л. В. Организационное поведение: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М. 157 с.

  3. Лютенс Ф. Организационное поведение: пер. с англ. 7-е изд. М.: ИНФРА-М, 2008. 692 с.

  4. Спивак В. А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2009. 352 с.

  5. Организационное поведение: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. СПб.: Питер, 2010. 464 с.

Дополнительная


  1. Брукс Я. Организационное поведение: индивидуумы, группы и организация: учебник / Пер с. англ. В. Л. Доблаев. 3-е изд. М.: Дело и сервис, 2008. 464 с.

  2. Веснин В. Р. Теория организации: учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2008. 272 с.

  3. Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник. 2-е изд. М.: Экономистъ, 2008. 296 с.

  4. Лапыгин Ю. Н. Теория организаций: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. 311 с.

  5. Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. 797 с.

  6. Резник С. Д. Организационное поведение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. 430 с.

  7. Васильев Г. А., Деева Е. М. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. М., 2005.

  8. Красовский Ю. Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. М., 2004.

  9. Арсеньев Ю. Н., Шелобаев С. И., Давыдова Т. Ю. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. 2005.

  10. Резник С. Д. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): Учеб. пособие для вузов. М., 2006.

  11. Оксинойд К. Э. Организационное поведение: учеб. для вузов. М., 2009.

  12. Алиев В. Г., Дохолян С. В. Организационное поведение: Учеб. для вузов. М., 2004. 310 с.

Тренинг коммуникативных умений
"СРЕДИ ЛЮДЕЙ" В тренинге коммуникативных умений рассматривается формирование навыков и умений общения с группой сверстников.Учащимся крайне важно научиться жить среди людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы понять других.

Схема проведения остаётся такая же, как и во всех коррекционно-развивающих занятиях.

1. Разминка.
2. Основная часть.
3. Заключение.

Занятие 14. Игра "ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ"

Продолжительность игры: 35 - 40 минут. Количество участников: группа, которую можно поделить на подгруппы (6 - 16 человек). Условия проведения: свободное помещение, классный кабинет, кабинет психолога.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступление. Приветствие. Настрой на работу. Ход игры. Прошу всех сесть в большой круг и внимательно выслушать информацию. Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъёмку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 - 550 км. Произошло непредвиденное - в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с баластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 мин. шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре гондолы для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в гондоле шара:

НАИМЕНОВАНИЕ

КОЛ-ВО

1 Канат 50 м
2 Аптечка с медикаментами 5 кг
3 Компас гидравлический 6 кг
4 Консервы мясные и рыбные 20 кг
5 Секстант для определения местонахождения по звёздам 5 кг
6 Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов 25 кг
7 Конфеты разные 20 кг
8 Спальные мешки(по 1 на каждого члена экипажа) 10 кг
9 Ракетница с комплектом сигнальных ракет 8 кг
10 Палатка 10 - местная 20 кг
11 Баллон с кислородом 50 кг
12 Комплект географических карт 25 кг
13 Канистра с питьевой водой 20 л
14 Собака 5 кг
15 Лодка резиновая надувная 25 кг
Ваша задача - решить вопрос о том, что и в какой последова-тельности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять листок и переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так:
"На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе - баллон с кислородом; и т.д."
При определении значимости предметов и вещей, то есть очерёдности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь ввиду, что выбрасывается всё, а не часть, то есть все конфеты, а не половина. Когда вы примете индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:
1. Высказать своё мнение может любой член экипажа
2. Количество высказываний одного человека не ограничивается
3. Решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа до одного, без исключения.
4. Если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать другой выход
5. Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей. Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько ещё будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.
Я желаю вам успешной работы. Главное - остаться в живых, если не сможете договориться, вы разобьётесь. Помните об этом.
РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДУЩЕМУ: Следует очень подробно объяснить участникам все правила и описать ситуацию, в которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию, исходя из особенностей состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывать выход из создавшегося положения. Его должны найти сами учащиеся. Во время работы не вмешивайтесь в процесс обсуждения и не отвечайте на вопросы участников. Вы только следите за выполнением правил, особенно за голосованием.
Время на игру 20 - 25 мин. Но можно и увеличить время, если группа очень вяло включается в обсуждение, особенно на начальном этапе. Можно сократить время до 17 - 18 мин., если она сразу очень активно включилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100%-ом голосовании, вы должны поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации.
Если они не смогли принять за отведённое время все 15 решений, то вы объявляете, что экипаж разбился, и просите подумать над причинами, которые привели к этой катастрофе. Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после её окончания, можно и на следующем занятии, дав возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи, проанализировать ошибки и попытаться прийти к общему решению.

ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА «ВОЗДУШНЫЙ ШАР»

  • научить принимать коллективные решения в условиях неопределенности;
  • выработать навыки эффективного взаимодействия;
  • обучить сотрудничеству.

Процедуры:

  • принятие индивидуальных решений;
  • выработка коллективного решения в группах;
  • дискуссия;
  • анализ результатов и подведение итогов.

Время. 1 учебный час.

Информация для участников игры. «Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно, и вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими. Вы летите над океаном. До ближайшего участка земли 500-550 км. Но произошло непредвиденное: в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ. Шар начал снижаться. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены в гондоле воздушного шара на этот случай. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 минут шар стал падать с прежней, довольно большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре гондолы для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт, чтобы, в конце концов, приземлиться живыми на землю.

В гондоле остались следующие предметы:

1) канат – 50 м;

2) аптечка с медикаментами – 5 кг;

3) компас гидравлический – 6 кг;

4) консервы мясные и рыбные – 20 кг;

5) секстант (прибор для определения местонахождения по звездам) – 5 кг;

6) винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов – 25 кг; 7) конфеты разные – 20 кг;

8) спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа);

9) ракетница с комплектом сигнальных ракет – 8 кг;

10) палатка 10-местная – 20 кг;

11) баллон с кислородом – 50 кг;

12) комплект географических карт – 25 кг;

13) канистра с питьевой водой – 20 л;

14) транзисторный приемник – 3 кг;

15) лодка резиновая надувная – 25 кг.

Ваша задача – принять решение, что и в какой последовательности вы должны выбросить. Сначала каждый участник игры принимает индивидуальное решение. Затем создаются команды по 5-7 человек (зависит от количества участников игры) и каждая команда обсуждает проблемную ситуацию и вырабатывает коллективное решение».

Правила игры:

  • Нельзя принимать решение путем голосования.
  • Нельзя высчитывать проценты: кто «за» и кто «против».
  • Нельзя «давить» на партнера («делай, как я сказал!»).
  • Желательно с помощью переговоров добиться консенсуса, в случае конфликта мнений – компромисс.
  • Высказывать свое мнение может любой член экипажа.
  • Количество высказываний одного человека не ограничивается.
  • Решение считается принятым только тогда, когда все члены экипажа с ним согласились.
  • Если хоть один член экипажа возражает против принятия данного решения, оно не принимается и группа должна искать новый выход или новую аргументацию и технологии убеждения.
  • Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.
  • При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности, с какой вы будете от них освобождаться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть (например, все конфеты или спальные мешки, а не половина).
  • Время, которое имеется в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение, во многом зависит от того, как быстро участники игры примут коллективное решение.
  • В случае если договориться не удастся – экипаж «погибнет».

Порядок проведения игры. После принятия решений в группах начинается их презентация и обоснование, затем в ходе дискуссии вырабатывается наиболее приемлемое решение для сложившейся экстремальной ситуации (в гондоле остаются предметы и вещи для сигнализации о своем бедственном положении и для поддержки физического состояния).

Дебрифинг. По окончании дискуссии ведущий подводит итоги игры. Для определения эффективности взаимодействия следует обратить внимание на следующие характеристики.

Что способствовало успеху:

  • уровень компетентности участников игры;
  • конструктивность взаимодействия;
  • культура полемики;
  • общность целей (индивидуальных и групповых);
  • эффективность использования стратегий взаимодействия (компромисс, уступка, сотрудничество);
  • четкая организация обсуждения;
  • умение слушать партнеров;
  • желание победить.

Что препятствовало эффективной работе команды:

  • слабая компетентность в значимости и возможностях обсуждаемых предметов в сложившейся ситуации;
  • неэффективные стратегии взаимодействия (соперничество, избегание спора, уступка агрессивным партнерам);
  • превалирование личностных целей (провести свою линию, показать себя) над групповыми;
  • слабое руководство дискуссией со стороны формального лидера или отсутствие такового;
  • низкая культура спора, слабое владение вербализацией;
  • неразвитая эмоциональная культура.

Для завершения игры целесообразно каждой команде сформулировать урок, который следует извлечь на будущее.

Загрузка...