Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Национальный характер и нравы жителей турецкой республики. Турки османские

Основную часть населения современной Турции составляют этнические турки, принадлежащие тюркской этнической группе народов. Турецкая нация начала складываться в XI-XIII вв., когда проживавшие на территории Средней Азии и Ирана тюркские скотоводческие племена (главным образом - туркмены и огузы), под натиском сельджуков и монголов были вынуждены переселиться в Малую Азию. Некоторая часть тюрков (печенеги, узы) пришла в Анатолию со стороны Балкан. В результате смешения тюркских племен с разнородным местным населением (греками, армянами, грузинами, курдами, арабами) и сформировалась этническая основа современной турецкой нации. В процессе турецкой экспансии в Европу и на Балканы, турки испытали некоторое влияние со стороны албанского, румынского и многочисленных южнославянских народов. Период окончательного формирования турецкой народности обычно относят к XV веку.

Тюмрки - этноязыковая общность, оформившаяся на территории степей Северного Китая, в I тыс. до н.э. Тюрки занимались кочевым скотоводством, а на территориях, на которых было невозможно заниматься им - земледелием. Не следует понимать современные тюркоязычные народы прямыми этническими родственниками древних тюрок. Многие тюркоязычные этносы, называемые сегодня тюрками, образовались в результате многовекового влияния тюркской культуры и тюркского языка на другие народы и этносы Евразии.

Тюркоязычные народы относятся к самым многочисленным народам земного шара. Большая их часть издавна проживает в Азии и Европе. Они живут также на Американском и Австралийском континентах. Тюрки составляют 90% жителей современной Турции, а на территории бывшего СССР их насчитывается около 50 млн., т.е. они составляют вторую по численности после славянских народов группу населения.

В древности и рением средневековье существовало множество тюркских государственных образований: скифское, сарматское, гуннское, булгарское, аланское, хазарское, западное и восточное тюркские, аварский и уйгурский каганаты и т.д.» Из них до настоящего времени сохранила свою государственность только Турция. В 1991-1992 гг. на территории бывшего СССР тюркские союзные республики стали независимыми государствами и членами ООН. Это Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан. В составе Российской Федерации обрели государственность Башкортостан, Татарстан, Саха (Якутия). В форме автономных республик в составе Российской Федерации имеют свою государственность тувинцы, хакасы, алтайцы, чуваши.

В состав суверенных республик входят карачаевцы (Карачаево-Черкесия), балкарцы (Кабардино-Балкария), кумыки (Дагестан). Свою республику в составе Узбекистана имеют каракалпаки, в составе Азербайджана - нахичеванские азербайджанцы. Суверенную государственность в составе Молдовы провозгласили гагаузы.

До настоящего времени не восстановлена государственность крымских татар, не имеют государственности ногайцы, турки-месхетинцы, шорцы, чулымцы, сибирские татары, караимы, трухмены и некоторые другие тюркские народы.

Не имеют своих государств и тюрки, проживающие за пределами бывшего СССР, за исключением турок в Турции и турок-киприотов. В Китае проживает около 8 млн. уйгур, свыше I млн. казахов, 80 тыс. кыргызов, 15 тыс. узбеков (Москалев, 1992, с. 162). В Монголии проживает 18 тыс. тувинцев. Значительное число тюрок проживает в Иране и Афганистане, в том числе около 10 млн. азербайджанцев. Число узбеков в-Афганистане достигает 1,2 млн., туркмен - 380 тыс., кыргызов - 25 тыс. человек. Несколько сот тысяч турок и гагаузов живут на территории Болгарии, Румынии, Югославии, небольшое количество караимов " - в Литве и Польше. Представители тюркских народов проживают также в Ираке (около 100 тыс. туркмен, много турок), Сирии (30 тыс. туркмен, а также карачаевцы, балкарцы). Тюркоязычное население имеется в США, Венгрии, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Австралии и некоторых других странах.

Тюркоязычные народы с глубокой древности оказывали значительное влияние на ход всемирной истории, внесли - существенный вклад в развитие мировой цивилизации. Однако подлинная история тюркских народов еще не написана. Немало неясного остается в вопросе об их этногенезе, многие тюркские народы до сих пор не знают, когда и на основе каких этносов они образовались.

Ученые высказывают ряд соображений по проблеме этногенеза тюркских народов и делают некоторые выводы, опираясь на новейшие исторические, археологические, лингвинистические, этнографические и антропологические данные.

При освещении того или иного вопроса рассматриваемой проблемы авторы исходили из того, что, в зависимости от эпохи и конкретной исторической ситуации, какой-то вид источников - исторических, языковых, археологических, этнографических или антропологических - может иметь более или менее существенное значение для решения проблемы этногенеза данного народа. Однако ни один из них не может претендовать на принципиально ведущую роль. Каждый из них нуждается в перепроверке данными других источников, и каждый из них в каком-либо конкретном случае может оказаться лишенным реального этногене-тического содержания. С.А. Арутюнов подчеркивает: «Ни один источник не может быть решающим и преимущественным по сравнению с другими, в разных случаях разные источники могут иметь преобладающее значение, но в любых случаях достоверность выводов зависит прежде всего от возможности их взаимной перепроверки»

Предки современных турков - кочевые огузские племена - впервые проникли в Анатолию из Средней Азии в XI-ом веке в период сельджукских завоеваний. В ХII-ом веке на завоеванных сельджуками малоазиатских землях образовался Иконийский Султанат. В ХШ-ом веке под натиском монголов переселение тюркских племен в Анатолию усилилось. Однако в результате монгольского нашествия на Малую Азию Иконийский Султанат распался на феодальные княжества, одним из которых управлял Осман-бей. В 1281-1324 годах он превра­тил свое владение в самостоятельное княжество, которое по имени Османа стало называться Османским. Позже оно превратилось в Ос­манскую империю, а племена, населяющие это государство, стали называться турками-османами. Сам Осман был сыном вождя огузского племени Эртогула. Таким образом, первое государство турков-османов было государством огузов. Кто такие огузы? Племенной союз огузов возник в начале VII-го века в Средней Азии. Преоблада­ющее положение в союзе занимали уйгуры. В 1Х-м веке огузы, тес­нимые киргизами, переселились на территорию Синьцзяна. В Х-м веке в низовьях Сыр-Дарьи создается государство огузов с центром в Яншкенте. В середине XI-го века это государство было разгромлено пришедшими с востока кипчаками. Огузы вместе с сельджуками двинулись в Европу. К сожалению, ничего не известно о государст­венном строе огузов, и сегодня невозможно найти какую-либо связь между государством огузов и османов, но можно предположить, что османское государственное управление было построено по опыту огузского государства. Сын и преемник Османа Орхан-бей в 1326 году завоевал у византийцев Брусу, сделав ее своей столицей, затем захватил восточное побережье Мраморного моря и закрепился на Галлиопольском острове. Мурад I (1359-1389), носивший уже титул султана, завоевал всю Восточную Фракию, в том числе Андрианополь, куда перенес столицу Турции (1365), а также ликвидировал самостоятельность некоторых княжеств Анатолии. При Баязиде I (1389-4402) турки покорили Болгарию, Македонию, Фессалию и подошли к Константинополю. Нашествие Тимура на Анатолию и разгром войск Баязида в битве при Ангоре (1402) на время приоста­новили продвижение турков в Европу. При Мураде II (1421-1451) турки возобновили наступление на Европу. Мехмед II (1451-1481) после полуторомесячной осады взял Константинополь. Византий­ская империя прекратила свое существование. Константинополь (Истанбул) стал столицей Османской империи. Мехмед II ликвиди­ровал остатки независимой Сербии, завоевал Боснию, основную часть Греции, Молдавию, Крымское ханство и завершил подчинение почти всей Анатолии. Султан Селим I (1512-1520) завоевал Мосул, Сирию, Палестину и Египет, затем Венгрию и Алжир. Турция стала крупнейшей военной державой того времени. Османская империя не имела внутреннего этнического единства, и, тем не менее, в XV-м веке закончилось формирование турецкой нации. Что же имела эта молодая нация за своими плечами? Опыт Огузского государства и ислам. Вместе с исламом турки воспринимают мусульманское право, которое столь же существенно отличается от римского права, сколь существенно было отличие турков от европейцев. Еще задолго до появления турков в Европе, в Арабском Халифате единственным правовым кодексом был Коран. Однако подчинение в правовом отно­шении более развитых народов заставило халифат столкнуться со значительными трудностями. В VIl-м веке появляется список сове­тов и заповедей Магомета, который со временем дополняется и вскоре достигает нескольких десятков томов. Свод этих законов совместно с Кораном составлял так называемую сунну, или «праведный путь». Эти законы и составили сущность права огромного Арабского Халифата. Однако завоеватели постепенно ознакомились с законами покоренных народов, в основ­ном, с римским правом, и стали эти же законы именем Магомета преподносить покоренным. В VIII-м веке Абу Ханифа (696-767) основал первую юридическую школу. Он был персом по происхождению и сумел создать юридическое направление, которое гибко сочетало в себе строгие мусульманские принципы и жизненные потреб­ности. В этих законах христианам и евреям давалось право использо­вать свои традиционные законы.

Казалось, что Арабский Халифат пошел по пути становления правового общества. Однако этого не произошло. Ни Арабский Халифат, ни все последующие средневековые мусульманские государства так и не создали утвержденный государством кодекс законов. Главной сущностью мусульманского права является наличие огромной пропа­сти между юридическими и реальными правами. Власть Магомета носила теократический характер и носила в себе как божественное, так и политическое начало. Однако согласно заветам Магомета, но­вый халиф должен был либо избираться на общем собрании, либо назначаться перед смертью предыдущим халифом. Но в действи­тельности власть халифа всегда передавалась по наследству. Со­гласно юридическому закону магометанская община, в особенности община столицы, имела право отстранять халифа за недостойное поведение, за умственную неполноценность или за потерю зрения и слуха. Но на самом деле власть халифа была абсолютна, и вся страна считалась его собственностью. Нарушались законы и в обратную сторону. Согласно юридическим законам немусульманин не имел права участвовать в управлении страной. Он не только не имел права быть при дворе, но и не мог управлять районом или городом. На самом же деле халиф по своему усмотрению назначал немусульман на самые высокие государственные должности. Таким образом, если европейцы при переходе от гармонической эры в героическую, заменили Бога Римским Правом, то, проведя в Средней Азии свой гармонический период, будущие магометане в героическую эпоху право вместе с религией превратили в игрушку правителя Халифата, кото­рый был и законодателем, и исполнителем, и судьей.

Нечто подобное мы наблюдали в Советском Союзе во времена сталинского правления. Такая форма правления присуща всем восточным деспотиям и в корне отлична от европейских форм правле­ния. Эта форма правления порождает безудержную роскошь прави­телей с гаремами, рабами и насилием. Она порождает катастрофиче­скую научно-техническую и экономическую отсталость народа. Сегодня многие социологи и экономисты, и в первую очередь в самой Турции, пытаются выяснить причины экономической отста­лости Османской империи, которая сохранилась по сей день, несмот­ря на ряд так называемых революций внутри страны. С критикой турецкого прошлого выступают многие турецкие авторы, но ни один из них не осмеливается подвергнуть критике корни турецкой отсталости и режим Османской империи. Подход же остальных ту­рецких авторов к истории Османской империи, в корне отличен от подхода современной исторической науки. Турецкие авторы, прежде всего, пытаются доказать, что турецкая история имеет свои специфические особенности, которые отсутствуют в историях всех других народов. «Историки, изучающие общественный порядок Османской империи не только не пытались сопоставить его с общими историческими законами и закономерностями, но, наоборот, вынуждены были показывать то, чем Турция и турецкая история отличаются от других стран и от всех других историй». Османский общественный порядок был очень удобен и хорош для турков, и империя развивалась своим особым путем до тех пор, пока Турция не попала под европейское влияние. Он считает, что под европейским влиянием произошла либерализация экономики, узаконилось право на собственность земли, свободу торговли и ряд других мероприятий, и все это разорило империю. Иначе говоря, согласно этому автору, Турецкая империя разорилась именно в результате проникновения в нее европейских принципов.

Как указано ранее, отличительными чертами европейской культуры были право, самоограничение, развитие наук и уважение личности. В отличие от этого в мусульманском праве мы видели неограниченную власть правителя, которая ни во что не ставит личность и порождает безудержную роскошь. Отданное вере и страстям общество, почти полностью пренебрегает науками, а следовательно, ведет примитивное хозяйство.

Сельджуки и Османская империя

В начале XI в. полукочевые племена огузов-туркмен во главе с предводителями из рода Сельджуков вторглись на территорию Ирана и за короткий срок завоевали Иран, Ирак, значительную часть Малой Азии. Приняв ислам, тюркские племена осели в отвоеванной у Византии Малой Азии. В начале XIII в. под ударами крестоносцев с запада и затем монголов с востока сельджукское государство распалось. Нашествие монголов положило конец и существованию Халифата Аббасидов; монголы были остановлены в своем победоносном продвижении на Ближнем Востоке лишь мамлюкскими султанами Египта. Под властью монгольских ильханов оказались Иран, Ирак, Закавказье и значительная часть Малой Азии, включая бывший сельджукский султанат.

В начале XIV в. в западной части Малой Азии стало усиливаться небольшое тюркское (турецкое) государство бея Османа. Походы против соседней Византии привели к успеху: вскоре большая часть Малой Азии оказалась под властью османских турок. Во второй половине XIV в. турки вторглись на Балканы и завоевали значительную часть их. Кроме того, турецкие султаны распространили свою власть на восток вплоть до Ирака. Столкновение с армией победоносного Тимура, в конце XIV в. разгромившего монгольское государство ильханов и объединившего под своей властью Среднюю Азию, Иран и значительную часть Ближнего Востока, отбросило турецких султанов на исходные позиции.

Однако после распада империи Тимура турки продолжили свою экспансию. Создав регулярную армию из янычар, султаны уничтожили Византию (захват Константинополя в 1453 г. сопровождался варварскими разрушениями), завершили завоевание Малой Азии и Балкан, а в начале XVI в., сильно потеснив иранских Сефевидов, присоединили значительную часть Армении и северный Ирак. Повернув затем войска на юго-запад, турецкие султаны завоевали Египет и Сирию, установили свою власть в Аравии и заставили последнего из халифов уступить турецкому султану прерогативы повелителя правоверных. Вслед за тем власть турецкого султана была распространена на всю арабскую северную Африку, а в Европе турецкие войска штурмовали Вену. Кроме того, вассалом турецкого султана считался крымский хан, под властью которого находилась значительная часть Причерноморья.

Объединив под своей властью подавляющее большинство мусульманских стран и народов, турецкий султан стал фактическим повелителем правоверных, преемником верховной власти арабских халифов. Однако он уже не мог претендовать на религиозную власть в пределах всего исламского мира. Самостоятельным политическим образованием в позднем средневековье был сефевидский Иран с его в основном шиитским населением, не говоря уже об Индии.

Из книги Судак. Путешествия по историческим местам автора Тимиргазин Алексей Дагитович

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Османская империя: династические традиции Наследницей первых тюрок-завоевателей стала Османская империя, или, официально, Высокое Османское Государство. Государство османских султанов образовалось в 1299 году. В Европе его часто называли Оттоманской империей или

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Глава 4 Османская империя (Турция) Первые волны тюркоязычных племен в Малой Азии датируются эпохой Великого переселения народов (сер. I тысячелетия н.э.), но в период эффективной власти византийских императоров эти племена достаточно быстро ассимилировались местным

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Тамерлан и Османская империя Тамерлан одержал победы над чингизханидами Кашгарии, южной России и Султанатом Индии. Мы только что рассмотрели тот факт, насколько мало он ценил султана Египта. Единственной силой с которой ему приходилось считаться, так это была Османская

Из книги Месть географии [Что могут рассказать географические карты о грядущих конфликтах и битве против неизбежного] автора Каплан Роберт Д.

Глава 14 Бывшая Османская империя Если Иранское нагорье - это наиболее важное географическое формирование на Большом Ближнем Востоке, то значение полуострова Анатолии (Малой Азии), далеко выдвинутого на запад, по сравнению со всеми остальными частями Азии, является

Из книги Российская империя и её враги автора Ливен Доминик

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора Андриенко Владимир Александрович

Часть 2 Османская империя и ее армия

автора Коллектив авторов

ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В КОНЦЕ XV–XVI ВЕКЕ ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОСМАНСКИХ ЗАВОЕВАНИЙ XIV–XV ВЕКОВ Османские завоевания XIV–XV вв. сопровождались турецкой колонизацией завоеванных территорий, ассимиляцией отдельных групп местных жителей, обращением части

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVII ВЕКЕ НАРАСТАНИЕ ВНУТРЕННИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ИМПЕРИИ К началу XVII в. Османская империя объединила в своих пределах огромные территории Ближнего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Европы. Она вовлекла в единый государственный организм области и

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ Гасратян M.A., Орешкова С.Ф., Петросян Ю.А. Очерки истории Турции. М., 1983.Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время. М., 1992.Зеленев Е.И. Мусульманский Египет. СПб., 2007.Жюльен Ш.А. История Северной Африки. Тунис. Алжир. Марокко. М., 1961. Т. 2: От

автора Рахманалиев Рустан

Глава 7 Османская империя Истоки государства Османов В конце 1270-х гг. на северо-западе Анатолии возникло владение, вошедшее в историю как бейлик Османов – по имени предводителя тюркской племенной группы. «Анатолия» или «Восток» – так греки называли в античное время

Из книги Империя тюрков. Великая цивилизация автора Рахманалиев Рустан

Османская империя и Россия Одним из внешнеполитических факторов, оказывающих значительное влияние на общее положение Османской империи на рубеже XVII–XVIII вв. становятся отношения с Россией. И хотя характер открытого военного противостояния русско-турецкие отношения

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

12.4. ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVII В. Мятежи янычар показали, что на сцену выходит новое военное сословие, осознавшее свои интересы и требующее перераспределения ресурсов в свою пользу. Оказалось, что воины с ружьями могут точно также отстаивать свои сословные интересы, как

Из книги Золотая эпоха морского разбоя автора Копелев Дмитрий Николаевич

Османская империя и герои Алжира Алжирский вызовК началу XVI столетия берега Северной Африки превратились в яблоко раздора, ввергнувшее страны Средиземноморья в непрекращающиеся военные столкновения. Эта полоска земли, протянувшаяся тысячью километрами скалистых

Из книги История Ближнего и Среднего Востока с середины I тыс. до н.э. до XVIII в. автора Овчинников А. В.

9. Османская империя После распада Сельджукской державы на территории Малой Азии остался Румский султанат Сельджукидов (Карта 48) с военно-ленной системой землевладения. Правители Рума провели своего рода «социальную революцию», освободив рабов и крепостных, что

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Сельджуки: тюркская империя и мусульманское единство Довольно успешную попытку восстановить единство мусульман предприняли султаны Сельджукиды: идеал единого исламского государства все еще влиял на умы жителей земель вокруг Багдада, где пришли к власти сельджуки.

Территория, ныне называемая Турцией, на самом деле является территорией Ромейской (Византийской) империи, захваченной в своё время турками.
Турки же возникли в Х веке на территории Уральской области Казахстана. Первоначально это было племя под названием кынык, обитавшее на берегах Сырдарьи при впадении её в Аральское море. Племя кынык и по сей день обитает в местности Камыстыколь в Чапаевском районе Западного Казахстана и входит в состав байбакты из Младшего жуза.
Кыныки входили в состав племенного объединения Беджене, известного на Руси как печенеги.Появление турок тесно связано с событиями в соседнем с кочевьями печенегов . В 740 году один из хазарских правителей Булан, женившись на еврейке, перешёл в иудаизм и принял еврейское имя Сабриэль. Однако основное население Хазарии оставалось язычниками, среди которых постепенно пускало корни магометанство, распространявшееся проповедниками из Хорезма. Хазарские иудеи тут же были освобождены от налогов, и вся тяжесть налогового гнёта пала на неиудейскую часть населения. Налоговый гнёт был настолько суровым, что люди бежали в степь или добровольно просились в рабство иудеям. Естественно, такое правительство у коренного населения популярностью не пользовалось, и воевать за его интересы не желало, при первой возможности переходя на сторону противника. Поэтому иудейское правительство Хазарии вынуждено было для поддержания порядка внутри страны и для удержания в повиновении вассальных стран, использовать чужеземных наёмников. Основу хазарской армии составляли предки будущих – носители нахско-дагестанских языков. Однако для того, чтобы они не сговорились и не совершили переворота, хазары стали разбавлять армию наёмниками из состава живших в нынешнем Западном Казахстане печенегов. Одним из таких отрядов и командовал некий племенной бек Сельджук Дукакович Кыныков. Сельджук пользовался доверием царя Иосифа, поскольку в 955 в 20-летнем возрасте году принял иудаизм.

После разгрома нашими войсками Хазарского каганата наёмники оказались на вольных хлебах. Служившие хазарам печенеги начали нападать на Русь. В 968 печенеги осадили Киев, но были разбиты. В 970 они участвовали в битве под Аркадиополем на нашей стороне, но после заключения русско-византийского мира (июль 971) стал назревать новый русско-печенежский конфликт. В 972 печенеги князя Кури у днепровских порогов убили великого князя Святослава Игоревича, а из его черепа сделали чашу. В 990-е произошло новое ухудшение отношений между Русью и печенегами. Великий князь Владимир разбил их в 992 году на Трубеже, но в 996 сам потерпел от них поражение под Васильевом. Владимир строил на степной границе крепости с системой оповещения для эффективного противодействия вторжениям печенегов. Сельджук же объявил себя мусульманином и был со своим отрядом принят хорезмшахом Абу-Абдаллах Мухаммадом на службу в чине мукаддама. Ему в кормление был передан город Дженд в Кзыл-ординской области нынешнего Казахстана и его окрестности. Сельджук получил право обирать население подконтрольных территорий и обязался охранять вверенный ему участок хорезмийской границы.

В 995 году последний хорезмшах из династии Афригидов Абу-Абдаллах Мухаммад был взят в плен и убит эмиром Ургенча Мамуном ибн-Мухаммадом. Хорезм был объединён под властью Ургенча. В 1017 году Хорезм был подчинен султану Махмуду Газневи. К тому времени отряд Сельджука разросся до крупного войска, корпусами которого командовали старшие сыновья Сельджука Израиль и Михаил, и младшие Муса, Юсуф и Юнус, родившиеся уже после принятия Сельджуком ислама. Поскольку при захвате Хорезма сыновья Сельджука не поддержали прежнего правителя и признали власть Махмуда Газневи, последний стал раздавать сыновьям и внукам Сельджука губернаторские должности. Однако в 1035 году кыныки, которых в ираноязычном Хорезме звали туркменами, во главе с внуком Сельджука Тогрулбеком Михайловичем, его братом Даудом (Давидом) и их дядей Мусой Сельджуковичем ушли из Хорезма. Они форсировали Амударью и расселились на территории современной Туркмении. Преемник Махмуда Газневи Масуд, опасаясь потерять Хорасан, двинул летом свое войско на туркменов. Туркмены устроили засаду и разгромили султанскую армию.

В 1043 году туркмены захватили сам Хорезм, а также почти весь Иран и Курдистан. В 1055 году туркменами был захвачен Багдад и весь Ирак. При султане Алп-Арслане, племяннике Торгула, умершего 4 сентября 1063, правившем в 1063-72 годах, была завоёвана Армения (1064) и одержана победа над византийцами при Манцикерте (1071). В этой битве один из византийских военачальников Андроник Дука, объявив, что император погиб, дезертировал с поля боя, вследствие чего битва была проиграна, а в плен к Алп-Арслану попал император Византии Роман IV Диоген. Через неделю он был отпущен Алп-Арсланом под условие выдачи сельджукских пленных и уплаты миллиона золотых.

С этого момента началось завоевание Малой Азии, то есть той территории, которая сейчас представляет собой азиатскую часть Турции. Эта территория принадлежала Риму и составляла несколько римских провинций – Азия, Вифиния, Понт, Ликия, Памфилия, Киликия, Каппадокия и Галатия. После разделения Римской империи Малая Азия входила в состав Восточной Римской империи. Малая Азия была захвачена турками с 1071 по 1081 в основном уже при сыне и преемнике Алп-Арслана Мелик-шахе. Своего наибольшего политического могущества государство турок-сельджуков достигло при султане Мелик-Шахе (1072-92). При нём турками были подчинены Грузия и Караханидское государство в Средней Азии.

После распада Сельджукской державы под ударами татар-монголов, в Малой Азии продолжал существовать Румский султанат от тюркского названия Рима Рум. Первоначальным центром государства была Никея, с 1096 года столица была перенесена в город Конья, из-за чего Румский султанат в нашей литературе часто называют Конийским. В результате феодальных распрей и вторжения монголов Конийский султанат к началу 14-го столетия году распался на ряд бейликов. В одном из этих бейликов правил бей Осман. В 1299 году он отделился от Румского султаната, а в 1302 году разбил войска Византии под командованием Георгия Музалона.Византия потеряла фактический контроль над сельскими областями Вифинии, из-за чего в ходе дальнейших осад лишилась и оставшихся изолированных крепостей. Поражение вызвало массовую эмиграцию христианского населения, что изменило демографическую ситуацию в регионе. Тем не менее, завоевание Вифинии османами было постепенным, и последний византийский оплот - Никомедия, был захвачен ими в 1337 году. Последняя кампания Османа, перед смертью от старости, была направлена против византийцев в городе Бурса. После смерти Османа I власть Османской империи начала распространяться над Восточным Средиземноморьем и Балканах.


В 1352 году османы, переправившись через Дарданеллы, впервые самостоятельно ступили на европейскую землю, захватив стратегически важную крепость Цимпу. Христианские государства упустили ключевой момент, чтобы объединившись, выбить турок из Европы, и уже через несколько десятилетий, пользуясь междоусобицами в самой Византии, раздробленностью Болгарского царства, османы укрепившись и освоившись, захватили большую часть Фракии. В 1387 году, после осады, турки захватили крупнейший, после Константинополя, город империи, Салоники.

Турецкое государство, быстро набиравшее мощь и успешно боровшееся за расширение своих границ и на западе, и на востоке, давно стремилось к завоеванию Константинополя. В 1396 году османский султан Баязид I подвёл свои войска под стены великого города и семь лет блокировал его с суши, но Византию спасло нападение на турецкие владения эмира Тимура. В 1402 году турки потерпели от него сокрушительное поражение при Анкаре, что на половину столетия отсрочило новую большую осаду Константинополя. Несколько раз турки нападали на Византию, но эти атаки не удавались из-за династических конфликтов в турецком государстве. Так был сорван поход 1423 года, когда султан Мурад II снял осаду города из-за слухов о восстаниях в его тылу и обострения придворных интриг.
В 1451 году к власти в Османском султанате пришёл Мехмед II, убивший в борьбе за трон родного брата. Зимой 1451-1452 гг. Мехмед начал строительство крепости в самом узком месте пролива Босфор, отрезая тем самым Константинополь от Чёрного моря. Византийские послы, направленные Константином узнать цель постройки, были отосланы обратно без ответа; посланные повторно были пленены и обезглавлены. Это было фактическим объявлением войны. Крепость Румелихисар или Богаз-кесен (с турецкого - «перерезающий пролив») была достроена к августу 1452 г., и установленные на ней бомбарды стали обстреливать византийские корабли, ходящие через Босфор в Чёрное море и обратно. Мехмед II после постройки крепости подступил к стенам Константинополя в первый раз, но через три дня отступил.
Осенью 1452 года турки вторглись в Пелопоннес и напали на братьев императора Константина, дабы они не сумели прийти на помощь столице (Сфрандизи Георгий, «Большая Хроника» 3;3). Зимой 1452-1453 начались приготовления к штурму самого города. Мехмед издал приказ турецким войскам захватить все ромейские города на фракийском побережье. Он считал, что все прошлые попытки взять город провалились из-за поддержки осаждавших с моря. В марте 1453 турки сумели взять Месемврию, Ахелон и другие укрепления на Понте. Силимврия была осаждена, ромеи блокированы во многих местах, но продолжали владеть морем и на своих кораблях опустошали турецкий берег. В начале марта турки раскинули лагерь у стен

Константинополя, а в апреле начались земляные работы по осаде города. 5 апреля к столице подошла основная часть турецкой армии. 6 апреля Константинополь был полностью блокирован.
9 апреля турецкий флот подошёл к цепи, перекрывавшей Золотой Рог, но был отбит и вернулся в Босфор. 11 апреля турки сконцентрировали тяжёлую артиллерию напротив стены над руслом речки Ликоса и начали бомбардировку, которая длилась 6 недель. 16 мая турки начали вести подкоп под стены возле Влахернского квартала, в то же время их корабли под звуки труб и барабанов 16, 17, и 21 мая подходили к цепи у Золотого Рога, пытаясь привлечь к себе внимание, чтобы скрыть от греков шум подкопа, но ромеи сумели все-таки обнаружить подкоп и стали вести контр-подкопы. Подземная минная война закончилась в пользу осаждённых, они взрывали и затопляли водой проходы, вырытые турками. 29 мая 1453 года после длительной осады город пал. Константинополь стал столицей Османской империи.
Император Константин IX Палеолог бросился в бой как простой воин и был убит. Его наследником сал его брат Фома, дочь которого Софья Фоминична стала женой нашего великого князя Ивана III. В 1490 году в Москву прибыл ей брат Андрей, ставший после смерти отца наследником византийского престол, и передал права на престол своему зятю. Его дочь Мария вышла замуж за нашего воеводу верейского удельного князя Василия Михайловича Удалго, троюродного брата великого князя московского Ивана III Васильевича.

Турки

Основную часть населения современной Турции составляют этнические турки, принадлежащие тюркской этнической группе народов. Турецкая нация начала складываться в XI-XIII вв., когда проживавшие на территории Средней Азии и Ирана тюркские скотоводческие племена (главным образом – туркмены и огузы), под натиском сельджуков и монголов были вынуждены переселиться в Малую Азию. Некоторая часть тюрков (печенеги, узы) пришла в Анатолию со стороны Балкан. В результате смешения тюркских племен с разнородным местным населением (греками, армянами, грузинами, курдами, арабами) и сформировалась этническая основа современной турецкой нации. В процессе турецкой экспансии в Европу и на Балканы, турки испытали некоторое влияние со стороны албанского, румынского и многочисленных южнославянских народов. Период окончательного формирования турецкой народности обычно относят к XV веку.
Тю́рки - этноязыковая общность, оформившаяся на территории степей Северного Китая, в I тыс. до н. э. Тюрки занимались кочевым скотоводством, а на территориях, на которых было невозможно заниматься им - земледелием. Не следует понимать современные тюркоязычные народы прямыми этническими родственниками древних тюрок. Многие тюркоязычные этносы, называемые сегодня тюрками, образовались в результате многовекового влияния тюркской культуры и тюркского языка на другие народы и этносы Евразии.
Тюркоязычные народы относятся к самым многочисленным народам земного шара. Большая их часть издавна проживает в Азии и Европе. Они живут также на Американском и Австралийском континентах. Тюрки составляют 90% жителей современной Турции, а на территории бывшего СССР их насчитывается около 50 млн., т. е. они составляют вторую по численности после славянских народов группу населения.
В древности и рением средневековье существовало множество тюркских государственных образований: скифское, сарматское, гуннское, булгарское, аланское, хазарское, западное и восточное тюркские, аварский и уйгурский каганаты и т. д." Из них до настоящего времени сохранила свою государственность только Турция. В 1991-1992 гг. на территории бывшего СССР тюркские союзные республики стали независимыми государствами и членами ООН. Это Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан. В составе Российской Федерации обрели государственность Башкортостан, Татарстан, Саха (Якутия). В форме автономных республик в составе Российской Федерации имеют свою государственность тувинцы, хакасы, алтайцы, чуваши.
В состав суверенных республик входят карачаевцы (Карачаево-Черкесия), балкарцы (Кабардино-Балкария), кумыки (Дагестан). Свою республику в составе Узбекистана имеют каракалпаки, в составе Азербайджана - нахичеванские азербайджанцы. Суверенную государственность в составе Молдовы провозгласили гагаузы.
До настоящего времени не восстановлена государственность крымских татар, не имеют государственности ногайцы, турки-месхетинцы, шорцы, чулымцы, сибирские татары, караимы, трухмены и некоторые другие тюркские народы.
Не имеют своих государств и тюрки, проживающие за пределами бывшего СССР, за исключением турок в Турции и турок-киприотов. В Китае проживает около 8 млн. уйгур, свыше I млн. казахов, 80 тыс. кыргызов, 15 тыс. узбеков (Москалев, 1992, с. 162). В Монголии проживает 18 тыс. тувинцев. Значительное число тюрок проживает в Иране и Афганистане, в том числе около 10 млн. азербайджанцев. Число узбеков в- Афганистане достигает 1,2 млн., туркмен - 380 тыс., кыргызов - 25 тыс. человек. Несколько сот тысяч турок и гагаузов живут на территории Болгарии, Румынии, Югославии, небольшое количество караимов " - в Литве и Польше. Представители тюркских народов проживают также в Ираке (около 100 тыс. туркмен, много турок), Сирии (30 тыс. туркмен, а также карачаевцы, балкарцы). Тюркоязычное население имеется в США, Венгрии, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Австралии и некоторых других странах.
Тюркоязычные народы с глубокой древности оказывали значительное влияние на ход всемирной истории, внесли- существенный вклад в развитие мировой цивилизации. Однако подлинная история тюркских народов еще не написана. Немало неясного остается в вопросе об их этногенезе, многие тюркские народы до сих пор не знают, когда и на основе каких этносов они образовались.
Ученые высказывают ряд соображений по проблеме этногенеза тюркских народов и делают некоторые выводы, опираясь на новейшие исторические, археологические, лингвинистические, этнографические и антропологические данные.
При освещении того или иного вопроса рассматриваемой проблемы авторы исходили из того, что, в зависимости от эпохи и конкретной исторической ситуации, какой-то вид источников - исторических, языковых, археологических, этнографических или антропологических - может иметь более или менее существенное значение для решения проблемы этногенеза данного народа. Однако ни один из них не может претендовать на принципиально ведущую роль. Каждый из них нуждается в перепроверке данными других источников, и каждый из них в каком-либо конкретном случае может оказаться лишенным реального этногене-тического содержания. С.А. Арутюнов подчеркивает: «Ни один источник не может быть решающим и преимущественным по сравнению с другими, в разных случаях разные источники могут иметь преобладающее значение, но в любых случаях достоверность выводов зависит прежде всего от возможности их взаимной перепроверки»
Предки современных турков - кочевые огузские племена - впервые проникли в Анатолию из Средней Азии в XI-ом веке в период сельджукских завоеваний. В ХII-ом веке на завоеванных сельджуками малоазиатских землях образовался Иконийский Султанат. В ХШ-ом веке под натиском монголов переселение тюркских племен в Анатолию усилилось. Однако в результате монгольского нашествия на Малую Азию Иконийский Султанат распался на феодальные княжества, одним из которых управлял Осман-бей. В 1281-1324 годах он превра­тил свое владение в самостоятельное княжество, которое по имени Османа стало называться Османским. Позже оно превратилось в Ос­манскую империю, а племена, населяющие это государство, стали называться турками-османами. Сам Осман был сыном вождя огузского племени Эртогула. Таким образом, первое государство турков-османов было государством огузов. Кто такие огузы? Племенной союз огузов возник в начале VII-го века в Средней Азии. Преоблада­ющее положение в союзе занимали уйгуры. В 1Х-м веке огузы, тес­нимые киргизами, переселились на территорию Синьцзяна. В Х-м веке в низовьях Сыр-Дарьи создается государство огузов с центром в Яншкенте. В середине XI-го века это государство было разгромлено пришедшими с востока кипчаками. Огузы вместе с сельджуками двинулись в Европу. К сожалению, ничего не известно о государст­венном строе огузов, и сегодня невозможно найти какую-либо связь между государством огузов и османов, но можно предположить, что османское государственное управление было построено по опыту огузского государства. Сын и преемник Османа Орхан-бей в 1326 году завоевал у византийцев Брусу, сделав ее своей столицей, затем захватил восточное побережье Мраморного моря и закрепился на Галлиопольском острове. Мурад I (1359-1389), носивший уже титул султана, завоевал всю Восточную Фракию, в том числе Андрианополь, куда перенес столицу Турции (1365), а также ликвидировал самостоятельность некоторых княжеств Анатолии. При Баязиде I (1389-4402) турки покорили Болгарию, Македонию, Фессалию и подошли к Константинополю. Нашествие Тимура на Анатолию и разгром войск Баязида в битве при Ангоре (1402) на время приоста­новили продвижение турков в Европу. При Мураде II (1421-1451) турки возобновили наступление на Европу. Мехмед II (1451-1481) после полуторомесячной осады взял Константинополь. Византий­ская империя прекратила свое существование. Константинополь (Истанбул) стал столицей Османской империи. Мехмед II ликвиди­ровал остатки независимой Сербии, завоевал Боснию, основную часть Греции, Молдавию, Крымское ханство и завершил подчинение почти всей Анатолии. Султан Селим I (1512-1520) завоевал Мосул, Сирию, Палестину и Египет, затем Венгрию и Алжир. Турция стала крупнейшей военной державой того времени. Османская империя не имела внутреннего этнического единства, и, тем не менее, в XV-м веке закончилось формирование турецкой нации. Что же имела эта молодая нация за своими плечами? Опыт Огузского государства и ислам. Вместе с исламом турки воспринимают мусульманское право, которое столь же существенно отличается от римского права, сколь существенно было отличие турков от европейцев. Еще задолго до появления турков в Европе, в Арабском Халифате единственным правовым кодексом был Коран. Однако подчинение в правовом отно­шении более развитых народов заставило халифат столкнуться со значительными трудностями. В VIl-м веке появляется список сове­тов и заповедей Магомета, который со временем дополняется и вскоре достигает нескольких десятков томов. Свод этих законов совместно с Кораном составлял так называемую сунну, или "праведный путь". Эти законы и составили сущность права огромного Арабского Халифата. Однако завоеватели постепенно ознакомились с законами покоренных народов, в основ­ном, с римским правом, и стали эти же законы именем Магомета преподносить покоренным. В VIII-м веке Абу Ханифа (696-767) основал первую юридическую школу. Он был персом по происхождению и сумел создать юридическое направление, которое гибко сочетало в себе строгие мусульманские принципы и жизненные потреб­ности. В этих законах христианам и евреям давалось право использо­вать свои традиционные законы.
Казалось, что Арабский Халифат пошел по пути становления правового общества. Однако этого не произошло. Ни Арабский Халифат, ни все последующие средневековые мусульманские государства так и не создали утвержденный государством кодекс законов. Главной сущностью мусульманского права является наличие огромной пропа­сти между юридическими и реальными правами. Власть Магомета носила теократический характер и носила в себе как божественное, так и политическое начало. Однако согласно заветам Магомета, но­вый халиф должен был либо избираться на общем собрании, либо назначаться перед смертью предыдущим халифом. Но в действи­тельности власть халифа всегда передавалась по наследству. Со­гласно юридическому закону магометанская община, в особенности община столицы, имела право отстранять халифа за недостойное поведение, за умственную неполноценность или за потерю зрения и слуха. Но на самом деле власть халифа была абсолютна, и вся страна считалась его собственностью. Нарушались законы и в обратную сторону. Согласно юридическим законам немусульманин не имел права участвовать в управлении страной. Он не только не имел права быть при дворе, но и не мог управлять районом или городом. На самом же деле халиф по своему усмотрению назначал немусульман на самые высокие государственные должности. Таким образом, если европейцы при переходе от гармонической эры в героическую, заменили Бога Римским Правом, то, проведя в Средней Азии свой гармонический период, будущие магометане в героическую эпоху право вместе с религией превратили в игрушку правителя Халифата, кото­рый был и законодателем, и исполнителем, и судьей.
Нечто подобное мы наблюдали в Советском Союзе во времена сталинского правления. Такая форма правления присуща всем восточным деспотиям и в корне отлична от европейских форм правле­ния. Эта форма правления порождает безудержную роскошь прави­телей с гаремами, рабами и насилием. Она порождает катастрофиче­скую научно-техническую и экономическую отсталость народа. Сегодня многие социологи и экономисты, и в первую очередь в самой Турции, пытаются выяснить причины экономической отста­лости Османской империи, которая сохранилась по сей день, несмот­ря на ряд так называемых революций внутри страны. С критикой турецкого прошлого выступают многие турецкие авторы, но ни один из них не осмеливается подвергнуть критике корни турецкой отсталости и режим Османской империи. Подход же остальных ту­рецких авторов к истории Османской империи, в корне отличен от подхода современной исторической науки. Турецкие авторы, прежде всего, пытаются доказать, что турецкая история имеет свои специфические особенности, которые отсутствуют в историях всех других народов. "Историки, изучающие общественный порядок Османской империи не только не пытались сопоставить его с общими историческими законами и закономерностями, но, наоборот, вынуждены были показывать то, чем Турция и турецкая история отличаются от других стран и от всех других историй". Османский общественный порядок был очень удобен и хорош для турков, и империя развивалась своим особым путем до тех пор, пока Турция не попала под европейское влияние. Он считает, что под европейским влиянием произошла либерализация экономики, узаконилось право на собственность земли, свободу торговли и ряд других мероприятий, и все это разорило империю. Иначе говоря, согласно этому автору, Турецкая империя разорилась именно в результате проникновения в нее европейских принципов.
Как указано ранее, отличительными чертами европейской культуры были право, самоограничение, развитие наук и уважение личности. В отличие от этого в мусульманском праве мы видели неограниченную власть правителя, которая ни во что не ставит личность и порождает безудержную роскошь. Отданное вере и страстям общество, почти полностью пренебрегает науками, а следовательно, ведет примитивное хозяйство.

То, что турки — наши близкие соседи — это известно всем. Но сообщение о том, что они еще и соотечественники россиян, многих, пожалуй, удивит. Между тем это так.

От Урала до Хуанхэ

По языку и этническим истокам турки принадлежат к тюркоязычному миру — к тюркской ветви алтайской языковой семьи, которая формировалась на просторах Центральной Азии в III-I тыс. до н.э. Миграция тюркоязычных племен с Саяно-Алтая и Прибайкалья началась в последние века до н.э. — первые века н.э. Сначала — в разные области Сибири, в середине I тыс. н.э. — в Среднюю Азию. В V-VI веках известия о них появляются в китайских, иранских, армянских, византийских хрониках.

С середины VI века значительной части тогдашнего мира пришлось считаться с могущественным Тюркским каганатом — государством, которое контролировало бесконечные просторы степей и полупустынь от Приуралья и Каспия на западе до р. Хуанхэ на востоке. В начале VII века это государственное образование распалось на Западный Тюркский каганат (Средняя Азия до 740 года) и Восточный Тюркский каганат (Центральная и Восточная Азия до 745 года).

Заселение тюрками Средней Азии продолжалось и в последующие века. «Страной тюрков», «Туркестаном» стали называть огромный регион в Средней и Центральной Азии. В VIII веке большая его часть была включена в Арабский халифат. У арабских летописцев для всех тюркских племен имелось общее наименование — турк (мн. ч. — атрак); византийцы называли их туркои, иранцы — торки.

Тюрки Средней Азии сравнительно легко и быстро приняли новую религию, которую принесли арабы — ислам. Однако уже в IX веке они восстали против халифата, создав свое государство, которое возглавил вождь одной из групп тюркских племен — огузов — хан Огуз. С конца Х века в государстве огузов усиливаются центробежные тенденции; в его южных областях род Сельджуков возглавил племена, взбунтовавшиеся против власти огузских ханов.

В середине XI века из Центральной Азии в Среднюю переселяются новые тюркские племена — кыпчаки (половцы). Под их давлением часть огузов уходит на юг Средней Азии и в Иран, они признают власть рода Сельджуков. Вскоре южные области Средней Азии стали называться Туркменистаном («страна туркмен»): это означало появление на этнополитической карте региона нового народа — туркмен.

Туркмены XI века были уже основательно знакомы с иранскими народами (саки, аланы, согдийцы, хорезмийцы); они усвоили многое из их культуры, в лексике туркмен появилось много иранских слов. Во второй половине XI века некоторые туркменские и огузские племена перебрались в Закавказье, где при их активном участии стал формироваться новый этнос, который много позже станут называть азербайджанцами. Часть их во главе с вождями из рода Сельджуков пошла дальше, к стране, которую греки называли Анатолией (греч. Anatole, букв. — «восток», «восход») — в Малую Азию.

Анатолия, она же — Туркмения

Переселившихся в Малую Азию тюрков называют обобщенно сельджуками — по названию клана их предводителей. Сельджукиды к этому времени создали огромную державу, в которую входили южные области Средней Азии, земли современных Азербайджана, Ирана, Ирака, Сирии. С 60-х годов XI века они приступили к завоеванию Анатолии. В 1065 году была подчинена Армения; в 1071 году сокрушительное поражение потерпела византийская армия во главе с императором Романом Диогеном. Сельджуки стали хозяевами большей части Малой Азии.

Одна из ветвей Сельджукидов стала править в созданном ею в Анатолии Румском султанате («Рум» — арабизированная форма слова «Рома», «Рим»): они видели себя — ни много ни мало — как бы преемниками римских императоров. Вторжение в 1243 году в Анатолию монгольских орд сделало процветающий Румский султанат данником новых завоевателей. В 1307 году он как государство был ликвидирован.

Но монголы недолго пробыли в Малой Азии, на этнические процессы в регионе их влияние было минимальным. Гораздо большее значение имело переселение в этот регион в XIII веке убегавших от наступающих монголов многих племен, тюркских и нетюркских, из Средней Азии и Ирана. В конце XIII века в Восточную Анатолию мигрировали из Средней Азии крупные туркменские племена Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, и Марко Поло называет «Туркменией» уже всю Анатолию.

Предположительно общая численность тюрков-кочевников, переселившихся в этот регион в XI веке, составляла 0,5-0,7 млн. человек; в XII-XIII веках их было уже более 1 млн. В этих переселенцах мало что осталось от древних тюрков — и в их культуре, и во внешнем облике; сильно изменился и язык. За многие века общения и смешения с разными народами они очень изменились, эти тюрки-кочевники.

Они пришли в регион, который был естественным мостом между Азией и Европой, через который в разное время прошли сотни племен и народов, задерживаясь — кто ненадолго, кто на столетия — и оставляя свои разнообразные «следы» в культуре, языках, в антропологических типах населения Малой Азии.

Это была земля, где зарождались и развивались древнейшие цивилизации. IV тыс. до н.э. датируется иероглифическая письменность живших здесь хаттов; III тыс. до н.э. — клинописные тексты хеттов. Во II тыс. до н.э. государство хеттов соперничало с Египтом и Ассирией, самыми могущественными державами того времени.

В I тыс. до н.э. на территории Малой Азии существовали такие известные в истории государства, как Фригия, Лидия и другие. Эти земли завоевывали армии персов и македонян; после распада империи Александра Македонского разные области Анатолии стали частями эллинистических государств. Культура и язык греков (койне, общеразговорный вариант) широко распространились по Малой Азии вместе с греками-колонистами. Но два столетия персидского господства (546-333 годы до н.э.) наложили сильный отпечаток на все сферы бытия населения региона.

В III веке до н.э. свое независимое государство создали здесь кельты-галаты, которых какие-то ветры занесли из Европы в Центральную Анатолию. Их столицей стал город Анкира (в переводе — «якорь»), нынешняя Анкара. Лет шестьсот они говорили на своем кельтском языке, пока окончательно не были ассимилированы анатолийскими греками.

В восточных областях полуострова издревле жили этносы, говорившие на кавказских языках, хайаса — предки армян, урарты, ираноязычные мидяне и персы, позднее — армяне, курды, с V века — различные тюркские группы (булгары, сувары, авары, хазары и др.).

Больной человек Европы

На рубеже эр западные и центральные области Малой Азии были присоединены к Римской империи. На исходе IV века н.э. восточная часть империи отделилась от западной. 395 год считается началом существования Восточной Римской империи (со столицей Константинополем), которую историки позднее будут называть Византийской империей, Византией — по названию древнего города Византия на европейском берегу Босфора, на месте которого в 324-330 годах был основан Константинополь.

Ко времени массового переселения, завоевания и освоения Анатолии тюркскими племенами здесь жили греки, армяне, курды, лазы, арабы, ассирийцы и другие народы — опытные земледельцы и скотоводы, в приморских районах — искусные рыболовы и мореплаватели, говорившие на разных языках, христиане и мусульмане. Все они — а также мужчины и женщины из многих других народов — албанцы, венгры, молдаване, румыны, южные славяне, африканцы, выходцы с Западного Кавказа — участвовали в последующие века в этногенетических процессах, в ходе которых формировался и сложился (к середине XVI века) турецкий этнос.

На территории Румского султаната возникло несколько бейликов (княжеств). В 1299 году правитель одного из них, бей Осман, провозгласил свой бейлик независимым. В 20-30-х годах XIV века здесь сложилось военно-феодальное государство, которое по имени основателя династии стали называть Османским султанатом. 29 мая 1453 года османской армией во главе с султаном Мехмедом II был захвачен Константинополь. Он получил название Истанбул (с конца XVIII века вошло в употребление европейское и русское его наименование — Стамбул), объявленный столицей Османской державы. История Византии закончилась.

Во второй половине XV века государство Османов включало уже всю территорию Малой Азии. К середине XVII века оно стало огромной полиэтничной империей, в которую входили большие регионы в Азии, Европе и Африке. В последующий период национально-освободительные движения в подвластных Стамбулу странах и неудачные войны османских правителей постепенно сокращали размеры империи.

Затянувшийся феодализм, почти полное отсутствие какого-либо внутреннего социально-экономического развития привели к тому, что в XIX веке она оказалась в полуколониальной зависимости от Англии и Франции. Процесс агонии «больного человека Европы», как называли в XIX — начале ХХ века Османское государство, завершился после его поражения в Первой мировой войне, где оно выступало на стороне австро-германского альянса.

Победители в этой войне — страны Антанты — не только покончили с империей, прибрав к своим рукам многие из подвластных ей стран, но и попытались лишить турок независимости, расчленить их территорию. Эти планы были сорваны национально-освободительной борьбой турецкого народа (1918-1923), которую возглавил молодой генерал Мустафа Кемаль (впоследствии принявший фамилию Ататюрк).

В ходе этой борьбы в стране произошла национальная революция. Была ликвидирована феодально-теократическая монархия (упразднены султанат и халифат). 29 октября 1923 года провозглашена Турецкая Республика (столицей которой вместо Стамбула стала Анкара). Эти события ознаменовали не только появление на мировой политической сцене нового государства, но и вхождение в сообщество современных народов новой нации — турецкой, народа по имени турки.

Как вас теперь называть?

До 20-х годов ХХ века у турок не было единого общепринятого самоназвания. Формирование турецкого этноса началось в XIV веке в той части Малой Азии, где проживало племя османлы (по имени племенного вождя, бея Османа). Впоследствии — очень постепенно — этот племенной этноним распространился на всех тюркоязычных подданных Османского государства, не став, однако, их общенародным самоназванием.

В европейских странах их называли османами, оттоманами (во Франции), османскими турками или турками-османцами (в России до 1930-х годов). В самой Османской державе этноним «османлы» употребляла для самоназывания только небольшая часть населения — представители феодального сословия, отдельные группы горожан. Нередко и те и другие, как и многие деревенские жители, именовали себя мусульманами (конфессиональное название вместо этнического).

Наряду с этим среди основной массы населения, то есть деревенских жителей, прочно бытовал древний этноним «тюрк». В турецком языке слова «тюрк» (в смысле «человек, относящийся к тюркоязычной общности») и «турок» (представитель турецкого народа) обозначаются на письме одинаково: turk; одинаково и произносится это слово в обоих значениях. Так как этим словом-этнонимом называли себя преимущественно крестьяне, в устах людей из социальной верхушки османского общества слово тюрк/турок приобрело уничижительный смысл, стало синонимом плебея, мужика.

Лишь после кемалистской революции общим самоназванием турецкого народа стал этноним турки. Точнее, официальным этнонимом стало слово «тюрки» («тюрклер»), а для уточнения, что речь идет именно о турках, стали употреблять словосочетание «турецкие тюрки», «тюрки Турции» («Тюркие тюрклери»).

И турецкий язык сравнительно недавно стал общенациональным языком всего турецкого народа. В османский период у турок имелись три языка. Был османский («османлыджа») — официальный и литературный язык с письменностью, основанной на арабо-персидской графике, с преобладанием в лексике арабских и персидских слов. Был турецкий (тюркский) — разговорный язык крестьянства и городской бедноты. И был арабский — язык религии, язык исламского образования и учености.

Лишь во второй половине XIX — начале ХХ века турецкие националисты («новые османы»), а затем младотурки стали предпринимать усилия с целью сделать народный турецкий язык (тюркче) национальным языком всех турок. Но подлинный перелом в этой важнейшей сфере национальной жизни произошел в 1920-1930-х годах, после кемалистской революции.

В 1928 году был принят закон о замене в турецкой письменности арабского алфавита (который употреблялся с XIII века) латинским. Это значительно облегчило освоение грамоты и детьми, и взрослыми. При активной и разносторонней поддержке государства тюркче довольно быстро из простонародного языка стал языком всего народа — и государственным, и литературным.

В ХХ веке в турецкий язык вошло много слов из западноевропейских языков, из интернациональной лексики.

Южные европеоиды

Многовековая и очень сложная история формирования турецкого этноса сказалась, естественно, и в разнообразии физических типов турок. Старшему поколению россиян знакомо имя Назыма Хикмета (1902-1963), известного турецкого поэта и общественного деятеля. В конце 1950-х годах мне, тогда студенту истфака МГУ имени М.В.Ломоносова, случилось видеть его в книжной лавке писателя на Кузнецком Мосту: это был высокого роста, светловолосый, светлоглазый человек. Гены каких народов в нем проявились: хеттов, кельтов, славян? Среди турок не так уж редки мужчины и женщины североевропейского облика. Но, конечно, для большинства людей из этого многомиллионного народа характерна другая внешность: это брюнеты, смуглые, темноглазые, нередко с очень темной кожей лица и тела.

Ученые отмечают удивительную похожесть высеченных тысячи лет назад на каменных плитах в разных районах Анатолии лиц древних насельников региона и лиц современных турок: «Как дети похожи на портретные изображения отцов». О таком портретном сходстве писал еще в конце XIX века русский антрополог А.В.Елисеев.

Да, бывает и так. Это говорит о том, что турки в какой-то мере генетически — преемники населения Малой Азии, жившего там задолго до прихода туда тюркских племен. Очень многие потомки древних жителей Анатолии были ассимилированы складывавшимся турецким этносом, были инкорпорированы в него, становились турками.

Максимально обобщенно — основу антропологического типа турок составляет переднеазиатский вариант балкано-кавказской расы в составе большой европеоидной расы. Известный отечественный антрополог и этнолог, профессор Николай Чебоксаров выделял среди турок средиземноморско-балканскую и переднеазиатскую группы южных европеоидов.

Монголоидные черты, которые имелись у центральноазиатских тюрок, уже почти отсутствовали у тех огузов и туркмен, которые в первые века II тыс. мигрировали в Малую Азию; в дальнейшем при интенсивном смешении с местным населением региона они совершенно исчезли. Это достаточно типичная ситуация: при взаимодействии переселенцев-завоевателей и аборигенного населения в формирующейся новой этнической общности сочетается язык пришельцев и преобладающий физический тип коренных жителей.

Этногенез турок — сложный процесс языковой ассимиляции коренных жителей и аккультурации пришельцев. Постепенно, к XV веку, тюрки в Анатолии перешли в большинстве своем к новым формам хозяйства (земледелие, пастбищное и отгонное скотоводство), к новому, оседлому образу жизни. Своей родиной, от поколения к поколению все больше, они осознавали эту страну — Anadolu, как по-тюркски звучит название Анатолии. Они перенимали у соседей из других народов самые разные элементы их материальной и духовной культуры. Это сближало тюрков и коренных жителей, они привыкали друг к другу. Любопытный штрих: широко известный символ турецкого государства — полумесяц со звездой — заимствован османами у византийцев: это был герб Константинополя до взятия города османами.

Естественным продолжением сближения было этническое смешение. Турки охотно брали в жены девушек, женщин из любого народа — гречанок, черкешенок, армянок, славянок, которые, попадая в турецкие семьи, быстро отуречивались. Дети от таких браков были уже вполне турками — и по языку, и по культуре. Султаны и знать имели гаремы, в которые набирались девушки из самых разных стран и народов. Их дети становились, естественно, настоящими тюрками/турками.

Войско и чиновничество в Османской державе формировалось в основном из иноплеменных рабов, которые, полностью зависимые от султана, становились больше турками, чем сами турки. В XIV веке появились первые пехотные корпуса, сформированные из христиан-военнопленных, обращенных в ислам. Эти части стали называться «новым войском», по-турецки «ени чери»; так появилось слово «янычары». Некоторые из них смогли пробиться к самым высоким позициям в государстве. Греками по рождению были крупнейший османский зодчий Синан (1489-1588), выдающийся картограф и мореплаватель Пири Рейс (ум. 1554); венгр Ибрагим Мютеферрика стал турецким первопечатником; серб Мехмед Соколлу (Соколович) был великим визирем, управлявшим империей с 1568 по 1579 год. Подобные примеры можно умножить.

На Алтае и в Хакасии, в Туве и южной Якутии, в Киргизии и в Северной Монголии (на р. Орхон) археологи обнаружили древнетюркские надписи (на стелах, валунах, предметах обихода), относящиеся к периоду конца VII-ХI веков. Это краткие сообщения о событиях их, тюрков, истории. Что, может быть, особенно важно — впервые в них зазвучало слово — этноним «тюрк» в авторском исполнении. Буквенное письмо, которым они пользовались, — вариант арамейского алфавита, заимствованного тюрками у среднеазиатского ираноязычного народа согдийцев. «Из древней тьмы, на мировом погосте,/ Звучат лишь Письмена» (Иван Бунин).

Семен КОЗЛОВ, этнолог

Что происходит со степями ЦентрАзии?

В последнее время экоактивисты все чаще бьют тревогу по поводу роста поголовья скота и нагрузки на пастбища в Центральной Азии и даже предрекают всему региону экологическую катастрофу. Но так ли ужасна ситуация на самом деле, если взглянуть на нее в перспективе нескольких десятилетий и в региональном масштабе? Может быть, климат все еще сильнее человека, а от глобального потепления лугам и пастбищам больше пользы, чем…

12.02.2019 17.02.2019

Каково России в ЦентрАзии?

Каждый раз, когда главный российский дипломат приезжает в Центральную Азию, он выглядит как человек, проводящий зимой рукой над радиатором. Достаточно ли отношения теплые? Слишком холодные? Как обычно, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров обнаружил, что температура прохладная, утверждает обозреватель «Эурэйшанет» в статье. Россия измерила температуру отношений со странами…

05.02.2019

Бугай издал новую книгу по высылке народов

Бугай Н.Ф. Проблема территорий в условиях принудительных переселений XX века: Теория, практика. — М., 2018. — 471 с. -ISBN 978-5-02-040143-3 Решение земельной проблемы применительно к этническим общностям, претерпевшим в 1920-1950-е годы деструктивное воздействие со стороны государства, способствовало повсеместно достижению мира, стабильности межэтнических отношений. Исследование проблемы территорий в…

01.02.2019

Казахстан призвал тюркские страны усилить коммуникации

Казахстан призвал страны-члены Совета содружества тюркоязычных государств усилить интеграцию в сфере информационно-коммуникационных технологий. Об этом заявил министр информации и коммуникаций Казахстана Даурен Абаев, сообщает 31 января 2019 агентство «Казинформ». По его словам, в информационной сфере кроется большой потенциал сотрудничества между тюркскими странами. В ходе совещания министров, ответственных за развитие…

15.01.2019

Россияне помнят о своей национальности?

Большинство жителей России (80%) всегда помнят о своей национальности, 8% вспоминают о ней время от времени, 10% опрошенных не вспоминают почти никогда. Таковы данные опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение» (ФОМ). Половина граждан РФ (50%) одобряет тот факт, что в России живут люди разных национальностей, и считают, что это…

29.12.2018

Восток - дело сложное

Утверждение о том, что Средняя Азия - это периферия мировой политики, в уходящем году подверглось серьезным сомнениям. Казахстан председательствовал в Совете Безопасности ООН. Узбекистан продолжил реформы и постепенно начал избавляться от культа Ислама Каримова. В Киргизии новый президент Жээнбеков провел основательную чистку в команде своего предшественника. Наиболее нестабильной…

24.12.2018 25.12.2018

Ош объявлен культурной столицей тюркского мира

По сообщению Министерства культуры Кыргызстана, город Ош в предстоящем году станет новой культурной столицей тюркского мира. Об этом было объявлено на 36-м заседании Постоянного совета министров культуры стран ТЮРКСОЙ, проходившем в Турции. Кыргызстан удостоен этой чести впервые. До этого культурной столицей тюркского мира становились такие города как Кастамону (Турция),…

21.12.2018

Гурбангулы меняет вектор внешней политики

Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов сменил нескольких послов, утвердил новую структуру центрального аппарата МИДа и обозначил ключевые задачи в области внешней политики. Об этом 20 декабря 2018 сообщило Государственное информационное агентство Туркменистана. В структуре МИДа будет создан новый отдел внешнеэкономического сотрудничества, архивный отдел и специальный учебный центр для дипломатов. МИДу и Минюсту предписано в ближайшее время подготовить изменения…

Загрузка...