Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Первобытные люди. Жизнь древнего человека, жилище древнего человека Так сколько же в среднем жил древний человек

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»

Г. А. Цукерман, доктор психологических наук


Именно такой подход лежит в основе моей программы "Моя планета" - минимум обучающих слов и максимум действий и размышлений по заданной проблеме.



Но сперва необходимо включиться в работу, проявить себя, заявить о себе. Передавая зажженную свечу, дети проговаривали все самое интересное, что было с ними за прошлую неделю (или за день, ведь неделя- это целая вечность в представлении дошкольников - после сончаса в саду начинается новый день, а что было до него дети не всегда могут вспомнить).


Рассматривание иллюстраций по теме и обсуждение увиденного. Каждый ребенок рассказывает о том, что видит. Уметь увидеть закономерности на картине, рассказать о увиденном - это очень важный навык и современные дети особо в этом нуждаются. Связная речь современных детей нуждается в развитии.


Мы обсудили как были одеты древние люди. Фрагмент обсуждения...

- Ребята, а что носили древние люди? Посмотрите внимательно.

-Они голые ходили! - говорит один парень.

-Да ты что! Они в шортиках! - говорит Полина.

-А из чего их одежда сделана, как думаете?

-Из бумаги!

-Из дерева!

-Нужно взять бумагу, переработать и получится новый материал, - размышляет наш философ Макар.

-Да из шкурок! - восклицает Полина.

Я ничего сама не говорила - подводила к размышлениям самих детей.


-Ребята, а как думаете как древние люди добывали себе шкуры?

-Зверей убивали, козлов! - говорит Ярик.

-Точно, они добывали себе зверя и делали одежду и еще что-то...

-Как думаете, а зачем древнему человеку нужен был огонь?

-Когда света дома нет мы тоже зажигаем огонь -свечки, - размышляет Макар.

-А еще они еду готовили! - говорит Полина.

-Конечно, для тепла, света и приготовления еды, а еще чтобы пугать диких зверей.

-Ребята, а вот посмотрите (показываю картину со сражением с пещерным медведем) - что делают древние люди?

-Сражаются!

-А какими они должны быть тогда?

-Смелыми, дружными, сильными!


Затем мы строим мир древних людей. Проговариваем, что им нужна была вода и жилища строили рядом с водой.

Учимся договариваться о том, где будут растения, пещера....

Мир готов, но нет самих древних людей. Дети делают древних людей из веток, пластилина. Каждый сам выбирает цвет, размер веток для рук и ног. В данном задании я преследовала еще одну цель: обращала внимание на строение тела человека: руки, ноги, шея, голова.... Я в своей практике часто отмечаю трудности детей в ориентации в теле, в строении, что особо видно в рисунках человека.

Вспомнили, что у древних людей была одежда из шкур. Трогаем шкурку, рассказываем о своих ощущениях - очень полезное упражнение (развитие ощущений, речи - словарь признаков).

Лены Бережной по дню «Каменный век»

День у нас сегодня прошел очень интересно и весело! Сначала мы строили жилище древних людей из камней. Получилось что-то типа пещеры, возле входа которой можно увидеть самих первобытных людей.

А это каменная тропа первобытных людей.

Я рассказала, как первобытные люди добывали огонь. Детишки долго и упорно пытались высечь огонь из камня. Это у нас конечно не получилось, но само занятие стучать камнем о камень понравилось.

Потом мы проверяли на ловкость. Нарисовали круг и детишки без помощи рук пытались вытолкнуть друг друга из круга. От таких игр детишки всегда в восторге!

Дальше мы взяли стрелы и пошли на охоту на мамонта. Богданчик сразу вспомнил про защитную функцию амулетов, и сказал: «Мама, а давай вот эти штучки наденем, которые мы лепили!». Мы надели на шею и ручки амулетики и пошли на охоту! Я была в роли мамонта и пряталась за кустами, а детишки осторожно подкрадывались, а потом с веселыми визгами убегали от меня!
Играли в эту игру долго, пока не устали!

Играли на меткость. Я строила башню из камешков, а детишки ее камешками сбивали.

Потом мы занялись собирательством. Детишкам вручили по ведерку и отправились собирать орехи (камешки).

Пока детишки собирали пищу для первобытных людей, я спрятала в пещере орешки. После отлично выполненной работы, я предложила подкрепиться. Сказала, что первобытные люди спрятали сюрприз в пещере. Детишки с радостью пошли искать!

Мы покушали орешков, попили компатика и решили занятся наскальной живописью. Выбрали по камешку, достали краски и стали разрисовывать камни!

Вот что у нас получилось:

А это Богданчик поставил отпечаток ладошки на асфальте.

После наскальной живописи мы отправились на поиск окаменелостей, которые детки очень быстро нашли!

Вот так весело мы сегодня поиграли! Лена и Оксана, спасибо огромное вам за такие классные идеи игр!

Отчет по всему лагерю

Огромное Вам спасибо за такое огромное количество новых игр и идей, которые были на тренинге! Тренинг просто замечательный!

Во-первых, мне уже сразу понравилось, что тренинг будет проходить в виде тематического интернет-лагеря! Я сама в детстве постоянно по лагерям ездила, и мне очень там нравилось все! А тут Лена с Оксаной предложили такой лагерь для маленьких детишек организовать! Да еще и тематический!

А когда я узнала тему лагеря… История! Раньше я и представить себе не могла, как можно маленьким детишкам в игре дать тему истории! Теперь у меня идей и игр на эту тему хватит еще надолго!

Признаюсь честно, во все предложенные игры мы поиграть не успели! Просто чисто физически времени не хватило! Но мы обязательно в них поиграем! Да и как теперь не поиграть! Детишки сами каждый день теперь спрашивают: «А куда мы сегодня отправимся путешествовать на машине времени?»

Все игры, предложенные на тренинге были просто замечательные. Некоторые вроде бы и простые, но жутко интересные! А некоторые игры требовали некоторой подготовки к ним (костюмы, реквизит)!

Детишкам запомнилось много игр, в которые они теперь либо играют сами, либо просят меня с ними поиграть!

Во время тренинга фантазия начинает работать так, что различные игры придумываются просто налету из ничего! А главное, на улице и другие детишки подключаются к интересной игре! А от веселой компании детишек игра становится еще интереснее! Расшевелить фантазию помогают идеи Лены и Оксаны, отчеты остальных участниц тренинга!

Мамы на улице стали спрашивать, когда я все успеваю делать: и игры интересные придумывать, и реквизит к ним делать, и с детишками так весело играть, и многое другое! На это я посоветовала пройти Ленины и Оксанины тренинги! Главное должно быть желание! А успеть сделать можно многое!

Еще огромное спасибо за идею вести альбом игр! Вообще мне всегда трудновато заниматься оформительской деятельностью (могу не довести начатое до конца, т.к. много разных идей, которые не успеваю записывать). Здесь все совсем по другому получилось!

    Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

    Стол украшают гости, а дом - дети.

    Тот не умирает, кто детей не покидает.

    Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

    Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

    Дайте детству созреть в детях.

    Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

    Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

    Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Детские игры древности

Познание мира начинается с игры. То, во что играют дети, и то, как они играют - говорит, какие из них вырастут взрослые. Выражение “Дети - это настоящие люди, а взрослые - то, что от них осталось”, напоминает нам о том, что надо продолжать играть и тогда, когда станем взрослыми, и не останавливаться. Это полезно, и, к тому же, делает нас лучше.

Игры славянских детей хранят старину и глубоко традиционны. В них, словами и жестами, действиями и эмоциями, сохранено живое и вечное. Все они из далёкой древности. Они передают веру в существование души и духов, веру в одушевлённость всей природы и тотемизма, неистощимого многообразия мира, природного и человеческого единения.

В старые времена, когда и горожане, и селяне жили примерно в одинаковых условиях, игры были похожи. Героями этих игр были, прежде всего, животные - кони, медведи, волки и лисы, барашки и козы, птицы (гуси, ласточки, жаворонки, перепёлки, воробьи, куры и петухи, утки, журавли). Всё, что окружало ребятишек, перекочёвывало в их игровой мир.

Всего же существует несколько видов детских традиционных игр. Некоторые до сих пор пользуются популярностью у детей.

Пальчиковые игры - для самых маленьких (“Сорока-сорока”, “Киселёк”, “Коза рогатая”) - самые древние. Такие игры способствует развитию мелкой моторики и общему физическому развитию малыша. А все потому, что на ладошках расположены активные точки, которые оказывают воздействие на весь организм.
Хороводные игры для юношества произрастают из языческих корней, со времён, когда хоровод, танок, вьюн, считался непременным атрибутом весенне-летнего обряда. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стёрся, но хороводы остались. Это “Ручеёк”, “Лён”, “Лебедь”. Дети также играли в игры, похожие на элементы свадебного обряда и других обрядов вообще - умыкания невесты, хождения в рожь, в лён, вождение колоска, отпирание земли, закличек и прочих.

Популярны и любимы игры с похищением, воеванием, утаскиванием. Это “Гуси-лебеди”, “Волк и гуси”, “Крыночка” и множество других.

Орнаментальные игры чётко обрисовывали движение детей. Под песню или мелодию они должны были двигаться определённым образом. В самой игре было начало, кульминация и конец: своего рода маленький спектакль, но очень чёткий и сформированный, оторваться от обычая самой игры было нельзя. Правила - незыблемы, участники распределяются безоговорочно и исполняют только собственные роли. Таковы “Заря-заряница”, “Застенком”.
Состязательные игры, особо любимые мальчиками, направлены на силовой результат, выносливость, ловкость, смелость и внимательность. Здесь немаловажна поддержка друзей и взаимовыручка. Таковы сами эти игры: “Лапта”, “Городки”, “Чехарда” и другие.

Что же осталось в наше время от древних игр наших маленьких предков? Пусть только для самых маленьких, но всё же любопытных современников остались “Салки-ловишки” всевозможных видов (“Салки-приседалки”, “Колдунчики”, “Пристеночки”), “Прятки”. Поистине бессмертная игра всех, без исключения, детей - “Казаки-разбойники” в десятках вариантов, “Двенадцать палочек”, “Лунки”, “Ножички”, “Волк во рву”, “Гуси-лебеди и волк”, “Колечко”, “На златом крыльце сидели”, “Шёл козёл по лесу”. Кстати, в игру “Классы”, раньше играли только мальчики.
Вот лишь несколько забавных и подвижных игр для маленьких славян.

Игра «Заря-заряница»
Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий - Заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла!

С последними словами Заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится Зарёй и игра повторяется.
Детали: Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока Заря выбирает, кому положить на плечо платочек.
Русская народная хороводная игра «Пузырь»
Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т.е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

Надувайся, пузырь,
Надувайся велик!
Раздувайся, держись,
Да не рвись!

Игра «Чехарда». Вариант 1
По правилам игры выбирается водящий, которому предстоит присесть на корточки, согнув голову. Остальные участники должны прыгать через него.
После того, как все участники перепрыгнули через водящего, он меняет положение, немного привставая. Участники вновь должны прыгать через него по очереди.
Так, водящий каждый раз привстает все выше и выше, и игра продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков, перепрыгивая, не заденет водящего. Если это произошло, он занимает его место и игра начинается заново.

Игра «Чехарда». Вариант 2
В правилах еще одного варианта игры водящего нет, и дети просто развлекаются, перепрыгивая друг через друга.
Все участники игры должны выстроиться в линию, так, чтобы расстояние между ними составляло около 1-2 метров. Все игроки, кроме замыкающего цепочку, становятся в полусогнутом положении, опираясь на колено, или же садятся на корточки.
Игрок, стоящий в конце цепочки начинает перепрыгивать через всех участников по очереди. После того, как он перепрыгнул через игрока, стоящего первым, он также становится на расстоянии от него и принимает нужную позу, а в это время перепрыгивать через участников начинает игрок, оказавшийся в конце цепочки.

Игра «Салки-приседалки»
Эта игра для четырёх и более человек. Ведущий-салка выбирается считалочкой. Играют, как в обычные салки. Отличие в том, что присевшего игрока салить нельзя! Салка может обманывать игроков - делает вид, что побежал за одним, а потом резко меняет направление. И ещё одно условие - больше двух игроков одновременно присесть не могут! Если присели сразу три игрока, салка может салить последнего присевшего. Осаленный игрок становится салкой.

Игра «Двенадцать палочек»
Для этой игры нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих качелей. На нижний конец кладут 12 палочек, и по верхней один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись.

Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры.

Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к качелям и вновь разбить палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Последний найденный игрок становится водящим.

Детали: Водящий подбирает и укладывает палочки обратно на качели строго по одной.
В большое разнообразие из этих игр дети могут вполне поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего: Детские игры - полны смеха, радости и движения.

Сюжетно-ролевая игра « Стоянка первобытного человека »

Участники : дети 6-7 лет

Цель : Закрепить с детьми полученные знания, доставить детям радость и удовольствие от сюжетно-ролевой игры .

Задачи :

Воспитывать интерес к истории развития человека ;

Развивать любознательность;

Расширять поисково-познавательную деятельность детей;

Развивать познавательную активность, обогащать словарь. Вызывать желание активно участвовать в общем разговоре и игре.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимопомощь.

Развивать память, логическое мышление, речь, интерес к самостоятельному решению познавательных задач.

Активизация словаря : жилище, пещера, племя, священный огонь, ритуальный танец, наскальные рисунки.

Материал и оборудование : пещера, шкуры животных, «костер» , камни и палочки для «разведения» костра, «копья» , силуэты животных, листы бумаги, «река» , шпажки, мелки.

Музыкальное оформление : «Звуки Африки» , «Звуки барабанов» .

Предварительная работа :

Чтение книг и энциклопедий по теме «Древний мир» , «Путешествие в Древний мир» , просмотр видеоматериала. Изготовление атрибутов к игре

Ход игры:

Ребята, вы хотите отправиться в каменный век? Мне очень хочется посмотреть, как жили люди в Древнем мире! Кто со мной? ……ответы детей

А вдруг путешествие окажется опасным : нам может встретиться дикий зверь, враждебные племена – вы не боитесь? …… ответы детей

Тот, кто готов отправиться в путешествие по Древнему миру, подходите ближе, чтобы попасть в поле действия машины времени. Приготовились! Вставайте в круг теснее, мы будем заводить машину времени….. игра знаток

Положите руки на плечи друг друга : «Хотим в каменный век! Хотим в каменный век! Хотим в каменный век!»

В древности люди жили не в одиночку, а большими группами – племенами. Представьте, что мы с вами племя.

Раз первобытные люди

Пошли в первобытный лес .

И первобытное солнце

Глядело на них с небес.

Решили тогда эти люди

В глухой пещере пожить,

Огонь они раздобыли,

На нем стали пищу варить.

А ели они руками

И пили воду с ручья,

Одеты не так, как мы с вами,

Шкура на них была.

Вы попали в каменный век и перевоплотились в первобытных людей. Ребята, как вы думаете, во что одевались первобытные люди ? ( берут шкуры животных)

A где вы будете жить?

Давайте и мы построим пещеру! (из блоков и покрывала)

Мальчикам нужно договориться кто какую пещеру будет строить, а девочкам чем они станут заниматься.

Но у нас будет одно правило….

Вы знаете, первобытные люди почти не разговаривали. В основном они общались жестами. Попробуем и мы с вами с помощью жестов без слов передать друг другу какую-нибудь информацию.

Мальчики строят пещеры из блоков, веток и шкур. Скажите, какое занятие у древних людей было самым важным? (охота, рыбалка, добыча еды)

Как же мы с вами будем охотиться на животных и рыбачить? Что будет нашим оружием? Древние люди делали оружие для охоты из палок и камней, лиан. Мы тоже сделаем копья и удочки.

Готовят копья и удочки. Идут на охоту и рыбачить. Забирают добычу,находят яйца,всё несут к пещере.

Девочки: собирают фрукты, травы,

Из чего ели

делают посуду, украшают её,

Как первобытные люди добывали огонь ?

разводят очаг, берегут его, колют орехи, стирают и нянчат детей.

Подводится итог : дети называют, кого они сбили.

Славно поохотились, богатая добыча.

Что будем делать с нашей добычей, сырую съедим или на огне зажарим?

(Садимся вокруг костра и «жарим» на шпажках фигурный мармелад).

А пока наша добыча готовится мы исполним ритуальный танец, чтобы в следующий раз охота была удачной.

Вы хотите его исполнить?

Исполняется ритуальный танец под звуки барабанов.

Ребята, вам нравится наше путешествие в Древний мир? Расскажите, что вам здесь нравится? Кем вы были, чем занимались?

По-моему, еда готова. Кто хочет попробовать?

Через некоторое время гудит «машина времени» .

Ребята, слышите? По-моему, нам пора возвращаться. Или может кто-то хочет здесь еще немного побыть? Может кто-то хочет украсить стены пещер?

Цель: становление положительного отношения к результатам труда человека.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления о жизни и быте первобытных людей;

— стимулировать проявление познавательного интереса к изменению образа жизни человека;

— формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности;

— дидактическая игра «Историческая лента» (жилища, предметы освещения).

Оборудовани е: видеописьмо, видеопроигрыватель, проектор, слайды (изображение первобытного человека, пещеры, где он жил), настольно-печатные игры «Труд древних людей», «Кому что нужно для труда?», «Дорисуй и раскрась хижины», кусочки вареной и сырой моркови (по числу детей), диктофон.

Ход НОД

Воспитатель . Ребята, к нам в группу пришло видеописьмо: «Дорогие ребята! К вам за помощью обращаются ученики первого класса. Мы очень любим принимать участие в конкурсах, праздниках, выставках, которые проходят в детском Доме творчества. Скоро там будет проводиться выставка по теме “Доисторическая жизнь”. На эту выставку нужно представить рисунки, аппликации, поделки, макеты, которые рассказывают о том, как жили первобытные люди. Мы, группа учеников первого класса, решили все вместе сделать макет “Уголок древнего мира”. В общих чертах мы представляем, как он должен выглядеть: обязательно должно быть жилище. Но при обсуждении вопроса о том, какой был дом у первобытного человека, наши мнения разделились: одни ребята считают, что первым жилищем древних людей была пещера, другие думают — хижина, а один мальчик сказал, что жилищем первобытного человека была землянка. И вдруг кто-то вспомнил о том, что у вас в группе есть такой макет, и вы так много знаете о жизни первобытных людей. Поэтому мы решили обратиться именно к вам за помощью: расскажите нам, пожалуйста, о том, как жили первобытные люди». Ребята, как мы можем помочь нашим друзьям?

Дети. Мы можем рассказать им о жизни первобытных людей, можем выслать наши рисунки, аппликации, пригласить их в гости, подобрать иллюстрации.

Воспитатель . Я очень рада, что вы готовы помочь ребятам. А чтобы ваши рассказы получились интересными, предлагаю сегодня вспомнить все, что вы знаете о жизни первобытных людей. Ребята, а вы знаете, почему древних людей называли первобытными?

Дети . Потому что они были первыми.

Воспитатель . Да, слово «первобытный» состоит из двух частей: «первый» и «быт». Быт — то, чем пользуется человек в своей жизни (мебель, посуда, дом), чтобы питаться, не замерзнуть от холода, освещать помещение. Как вы думаете, было ли все это у первого на Земле человека? Легко ли ему жилось?

Дети отвечают.

Почему ему жилось очень трудно?

Дети . Без одежды ему было холодно, негде было укрыться от дождя, ветра, спрятаться от диких животных, он часто голодал.

Воспитатель . Ребята, а почему первобытный человек не мог построить себе жилище, ведь со всех сторон его окружали леса, горы?

Дети . Он не умел строить дом, у него не было подходящих инструментов.

Воспитатель . Да, ребята, человек тогда еще не знал, как использовать деревья, камни или глину. Трудно приходилось человеку без дома. Послушайте об этом стихотворение.

Ребенок

Как построить дом надежный,

Человек еще не знал.

В первобытном мире сложном

Он жилье себе искал.

Он страдал от зимней стужи,

Хищный зверь ему грозил.

Человеку дом был нужен,

Где бы он спокойно жил,

Где бы он готовил пищу,

Ел и мирно отдыхал.

Он хотел иметь жилище,

Где б бояться перестал.

И в заботах невеселых

Человек мечтал порой,

Как с добычею тяжелой

Возвращается домой.

Как семья его встречает,

Тесно сидя у костра...

И теперь он точно знает —

Дом найти ему пора!

К. Нефедова

Воспитатель. Ребята, и где же нашел свой первый дом человек?

Дети . В пещере.

Воспитатель. Верно! Сначала люди жили в пещерах, которые они не строили сами, а находили их.

Воспитатель через медиапроектор показывает детям изображение пещеры, в которой жил первобытный человек.

Ребята, были ли в пещерах мебель, посуда?

Дети. Нет.

Воспитатель. Как же люди обходились без всего этого?

Дети . Они сидели на камнях, ели руками, спали на земле, на теплых шкурах, без кроватей и подушек.

Воспитатель. Ребята, чтобы вспомнить о том, чем питался первобытный человек, предлагаю поиграть еще в одну игру.

Игра-лото «Труд древних людей»

Вокруг большой карты с изображением древнего человека нужно разложить маленькие карточки, на каждой из которых нарисован один из видов труда древних людей (охотятся, ловят рыбу, собирают орехи, ягоды, коренья, грибы, яйца птиц). Дети выбирают нужные карточки из числа других, на которых, кроме труда древних людей, нарисованы современные виды труда по приготовлению пищи. В ходе выполнения задания они рассказывают о том, что нарисовано на картинках.

Воспитатель предлагает детям попробовать по одному кусочку сначала вареной, а потом сырой моркови, спрашивает, какая из них мягче, легче жуётся, делает с детьми вывод, что это сваренная морковка.

Воспитатель. Первобытные люди сделали очень важное открытие — они научились использовать огонь, готовить на нем еду. Сначала люди очень боялись огня — они не умели его добывать и видели его, только когда молния попадала в дерево, поджигала его и начинался большой пожар. Постепенно люди стали замечать, что огонь дает тепло, отпугивает диких зверей, что коренья или мясо, которые побывали в огне, намного мягче сырых. И они решили использовать огонь — после лесного пожара они собирали еще горячие угли, приносили в свои жилища и хранили их в специальном углублении в земле — делали очаг. Почему они тщательно оберегали его от ветра и воды?

Дети. Потому что зажигать огонь сами они еще не умели.

Воспитатель . Как же человек научился самостоятельно добывать огонь?

Дети. Огонь стали получать в результате трения дерева о дерево.

Воспитатель . Верно! Человек научился самостоятельно добывать огонь из искры, которая возникает при трении дерева, чирканья камнем о камень. Как вы думаете, легче ли стала жизнь древнего человека после того, как в его пещере появился огонь?

Дети . Да.

Воспитатель . Почему?

Дети . Огонь давал тепло, отпугивал диких животных, освещал пещеру; пища, приготовленная на костре, была вкуснее, чем сырая.

Воспитатель. Продолжим наш разговор о быте древних людей. Первые предметы, которыми пользовался человек, были очень простыми, для их изготовления не требовалось сложных инструментов. Из чего они были сделаны?

Дети. Из дерева, камня, костей животных.

Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру, которая напомнит вам о том, какие важные приспособления придумывал древний человек, чтобы работа была успешной.

Игра «Кому что нужно для труда?»

Используется перфокарта, представляющая собой лист формата А4, по разным сторонам которого нарисованы древние люди, занимающие разным трудом: охотник, рыболов, женщина, шьющая одежду, и орудия труда, приспособления, необходимые этим людям: копье с наконечником из оленьего рога, стрелы с каменными и костяными наконечниками, нож из острого камня и крупных костей рыбы, костяная игла для шитья одежды, лодка, выдолбленная и£ ствола дерева. В центре листа — вырезанный прямоугольник. Выполняя задание, дети подкладывают под перфокарту лист бумаги и проводят на нем линии. Детям нужно соединить линиями людей и приспособления, орудия труда; назвать предметы, рассказать о них и сказать, для чего они нужны людям, здесь изображенным.

Воспитатель . Ребята, а кто научил древних людей делать эти предметы и приспособления?

Дети. Они их придумали сами.

Воспитатель . Да, возможности использования или изготовления предметов человек часто обнаруживал случайно: ложка появилась, когда однажды, перемешивая пищу широкой палочкой с углублением, он заметил, что в ней осталась еда; вилка — после того, как он понял, что брать горячую еду палочкой с двумя зубчиками удобнее, чем одной. Ребята, на что был направлен труд древнего человека?

Дети . На то, чтобы добыть еду, защитить себя от непогоды, от диких зверей.

Воспитатель . Верно! Труд древнего человека был направлен на то, чтобы защитить себя от стихии (ливень, град), от диких животных, чтобы сделать предметы, которыми удобно пользоваться. Ребята, наши друзья-первоклассники просили подробнее рассказать о жилищах древних людей. Как вы думаете, удобно было людям жить в пещерах?

Дети . Нет.

Воспитатель . Почему?

Дети . В них не было дверей, окон, дым от костра оставался в пещере, свет проникал через вход, поэтому там было темно.

Воспитатель . Да, ребята, пещера долго служила человеку укрытием от холода и хищников, но все же была ненадежным жилищем. Дверь тогда еще не придумали, поэтому вход постоянно приходилось охранять от непрошенных гостей. Со временем человек стал понимать, что жить в пещере неудобно: в нее протекает вода, в ней сыро, темно и холодно. Кроме того, не в любой местности были пещеры, а жить где-то надо! Человек стал думать, не построить ли себе жилище самому? Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, какие жилища древние люди научились строить сами.

Игра «Дорисуй и раскрась хижины»

Дети делятся на три микрогруппы, каждая из которых получает незаконченное изображение жилища древних людей (хижина, лачуга, шалаш). Нужно угадать, из чего на каждой картинке человек строит дом, дорисовать и раскрасить картинки. После выполнения задания дети рассказывают о том, что нарисовано на картинках, из чего человек строит дом, почему он строил такие дома.

Воспитатель . Ребята, вот мы и вспомнили о том, как жили первобытные люди. Ваши рассказы о жизни первобытных людей я записала на диктофон. Сегодня после сна мы с вами отберем рисунки, аппликации, иллюстрации о жизни древних людей и вместе с записью ваших рассказов отправим их нашим друзьям- первоклассникам. Думаю, это поможет ребятам в изготовлении макета, и они смогут принять участие в выставке, которая будет проходить в детском Доме творчества.

Загрузка...