Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Экономическое учение аристотеля. Экономические взгляды аристотеля Аристотель история экономических учений

В Греции в IV в. до н. э. наблюдалось обострение противоречий рабовладельческого строя. Но, тем не менее, Аристотель не видел отрицательного влияния рабовладельческих отношений на развитие производительных сил. Как считал Аристотель, жизнь не может проходить без рабов. Поэтому рабство существует в силу экономической необходимости. Рабы способны воспринимать указания господина, но не способны руководить хозяйственной жизнью. Но если человек свободен, он не должен заниматься физическим трудом, т.к. иначе он становится рабом, будучи даже юридически свободным. Свободные потому и признаются свободными, потому что они не знают физического труда. Поэтому у Аристотеля разделение на рабов и свободных объявляется вполне естественным.

Именно эти положения Аристотеля отразили экономическую закономерность в развитии общества на той стадии, когда рабство было основой производства. Назначение гражданина состоит в том, чтобы развивать свой интеллект, быть свободным от физического труда, принимать активное участие в государственной жизни. Вся же тяжелая физическая работа должна выполняться рабами. Ни производство, ни жизнь не могут обойтись без них. Рабы как бы представляют собой одушевленную и отдельную часть тела господина, которая обслуживает его. Аристотель считает, что природа сама распорядилась так, чтобы даже внешне свободные люди отличались от рабов. «У последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов; свободные же люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни».

Таким образом, основу богатства и главный источник его увеличения составляли рабы. Аристотель назвал рабов «первым предметом владения», поэтому надо заботиться о приобретении хороших рабов, которые способны долго и усердно трудиться.

По сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать экономические законы в современной ему Греции. Особое место в его трудах занимает объяснение понятий денег, торговли.

Аристотель с большим упорством пытался понять законы обмена. Он исследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли, превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующей образованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость, «связывает людей в одно» и приводит к обмену, в основе которого лежит факт общественного разделения труда.

Первоначальное развитие меновой торговли было обусловлено естественными причинами, т.к. люди обладают необходимыми для жизни предметами, одними в большем, другими – в меньшем количестве. Пользование каждым объектом владения бывает двоякое. В одном случае объектом пользуются по его назначению, в другом – не по назначению. Для примера Аристотель приводит пользование обувью. «Ею пользуются и для того, чтобы надевать на ноги, и для того, чтобы менять её на что-либо другое» . И в том и в другом случае обувь является предметом пользования. Так же обстоит и с остальными объектами владения – все они могут быть предметом обмена.

Аристотель с большим упорством стремился понять законы обмена. Он доказывал, что постепенно обмен появлению таких предметов, которые сами по себе представляли ценность и стали обслуживать обмен. Он писал: «В силу необходимости, обусловленной меновой торговлей возникли деньги» . Аристотель не сомневается в том, что деньги – это воплощенное в вещи выражение товарной стоимости. Если товары и деньги соизмеряются друг с другом, это значит, что они имеют нечто общее между собой. Аристотель знал, что из товарных отношений возникли деньги, появилось денежное выражение стоимости товара – его цена. Деньги – это товар всеобщей размениваемости, основа обмена.

Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования, который преследовал цель приобретения благ для дома и государства, назвав его «экономикой». Экономика связана с производством продуктов, необходимых для жизни.

Деятельность торгово-ростовщического капитала, направленную на обогащение, он характеризовал как противоестественную, назвав её «хрематистикой» . Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её главная цель – накопление богатства. Аристотель говорит, что товарная торговля по своей природе не принадлежит к хрематистике, потому что в первой обмен распространяется лишь на те предметы, необходимые для продавцов и покупателей. Поэтому первоначальной формой товарной прибыли была меновая торговля, но с её расширением необходимо возникают деньги. С изобретением денег меновая торговля неизбежно должна развиваться в товарную торговлю, а последняя превратилась в хрематистику, то есть искусство делать деньги. Проводя такие рассуждение, Аристотель приходит к выводу, хрематистика построена на деньгах, так как деньги – это начало и конец всякого обмена.

Аристотель пытался выяснить природу этих двух явлений (экономики и хрематистики), определить их историческое место. На этом пути он первый смог установить различие между деньгами как простым средством обогащения, и деньгами, ставшими капиталом. Он понимал, что экономика незаметно, но необходимо переходит в хрематистику.

Аристотель считал, что истинное богатство состоит из предметов первой необходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не может быть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками, достаточными для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла в силу необходимости и государство не может обойтись без неё, в то же время недопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм, но не абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеют тогда никакой пользы в житейском обиходе.

Экономическая концепция Аристотеля:

  • 1. Проблемы рабства: преимущественно иноземцев. Доказывал грекам, что рабство само по себе их не касается и не несет угрозы для свободного гражданства.
  • 2. Примирение демоса и знати на базе ограбления аграрной периферии и эксплуатации рабов-иноземцев. Аристотель предлагает усилить "средний класс", так как это ведет "к прекращению внутренних распрей, на почве неравенств возникающих".
  • 3. Защитник частной собственности (отрицать ее уже было нельзя), нашел корни собственности у животных.
  • 4. Натурализация хозяйства, переход к земледелию. Добродетель земледельца - прикован к своему участку, всегда занят хозяйственными делами, мало интересуется политикой и редко ходит на собрания. Противоположность - ремесленник, который толчется на городских площадях.)
  • 5. Ограничение крупной торговли, запрет спекуляции и ростовщичества, мелкая торговля для поддержки экономических связей и разделения труда.
  • 6. Богатство - совокупность полезных вещей, то, что служит удовлетворению человеческих потребностей.
  • 7. Теоретический анализ обмена, стоимости, денег. Аристотель справедливость обмена уже ищет в арифметической пропорции. "Обмениваемые товары должны быть равны, а каком-то отношении и обмен должен возмещать ущерб, который наносится продавцу, потерей проданной вещи." - но оставил без ответа, что же является основой равенства товаров. Признается влияние редкости "блага, которое отличается редкостью, превосходит благо, которое имеется в изобилии". Аристотель делал попытку решить проблему происхождения денег. Он утверждал, что деньги возникли по соглашению людей в результате неудобства перевозки многих вещей на далекие расстояния, отмечает объективную необходимость появления денег, адресуясь к затруднениям обмена, усложнению последнего, расширению рыночных связей. "Лишь деньги делают товары соизмеримыми", что явно завышает функции денег, отношения между товаром и деньгами ставит с ног на голову.
  • 8. Аристотель исследует экономическую организацию современного ему общества и приходит к выводу, что хозяйственная деятельность людей может быть разделена на занятия экономикой (как определял ее Ксенофонт) и занятия хрематистикой. Экономика - естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством необходимых для жизни продуктов. Пределы этой деятельности - разумное личное потребление человека. Хрематистика же является искусством наживать состояние. "В искусстве наживать состояние, поскольку оно сказывается в торговой деятельности, никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью-то здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами. Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности" Аристотель считает занятие хрематистикой противоестественным, но он достаточно реалистичен, чтобы видеть невозможность "чистой экономики".

Таким образом, Аристотель довольно подробно изложил в своих трудах главные экономические проблемы. Он пытался понять законы обмена, дал довольно полную характеристику денег.

Наиболее крупной фигурой среди представителей экономической мысли античного мира является ученик Платона – Аристотель (384–322 гг. до н. э.).

Он, как и названные выше два античных философа, был сторонником рабовладельческого общества и, как и они, разрабатывал проект идеального государства. Граждан Греции он делил на пять групп (классов): 1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наемные работники и 5) военные. Рабы не включались им ни в один из перечисленных классов; он не считал их гражданами. Деление общества на рабов и свободных людей Аристотель рассматривал в качестве закона природы.

Хозяйственную деятельность Аристотель относил либо к экономике, либо к хрематистике.

Экономика (экономия), по Аристотелю, это – создание «истинного богатства», накопление потребительских стоимостей. Эта деятельность является важнейшей и почетной; заслуживает одобрения и уважения, поскольку она удовлетворяет насущные жизненные потребности человека. Экономика как наука представляет собой изучение путей развития натурального хозяйства, создающего потребительские стоимости.

Хрематистика – искусство «делать деньги», искусство использовать и распоряжаться имеющимся, запасаться необходимым, создавать состояния, накапливать денежные богатства посредством крупных торговых сделок, перепродажи, спекуляции, ростовщических операций. Такую деятельность Аристотель называл противоестественной; делание денег он рассматривал как противоречащую интересам натурального хозяйства. Он осуждал ростовщичество, считая его противным человеческой природе, справедливо вызывающим у людей ненависть. Правда, Аристотель признавал хрематистику как накопление запасов в количестве, необходимом для ведения хозяйства.

Аристотель (вслед за Ксенофонтом) отмечал наличие у товара двойного назначения: он используется для удовлетворения какой-то потребности и может применяться для обмена. Иными словами, товар рассматривался как единство потребительной и меновой стоимости.

Анализируя обмен товаров, Аристотель обратил внимание на то, что для обмена необходимо, чтобы товары были равными. «Гений Аристотеля, – писал К. Маркс, – обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношение равенства».

Экономические взгляды, теории, вклад в экономическую науку (Никола Орезм).

Французский ученый, крупнейший представитель средневековой экономической мысли. В своем «Трактате о происхождении, природе, юридическом основании и изменении денег» он высказал мысль о том, что деньги представляют собой инструмент, созданный людьми для облегчения обмена товаров. Он писал, что благородные металлы являются обычными товарами и лишь в силу ряда своих естественных свойств стали выступать в роли денег. Таким образом, Орезму принадлежит одна из первых попыток обоснования металлической теории денег. Исходя из своих выводов о происхождении и природе денег, он осуждал порчу монеты, справедливо указывая, что она приводит к дезорганизации кредита, к обесцениванию фиксированных доходов. Орем подошел к пониманию существования объективных закономерностей денежного обращения, однако открыть их ему не удалось.

Экономические взгляды, теории, вклад в экономическую науку (Фома Аквинский).

Фома Аквинский – итальянский Епископ, один из виднейших мыслителей позднего Средневековья, оставивший значительное философское наследие.

Вслед за Аристотелем, Ф. Аквинский развивает мысль о естественности натурального хозяйства и в связи с этим производит деление богатства на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото и серебро). Последнее, по мысли Ф. Аквинского, не делает человека счастливым; и приобретение такого богатства не может быть целью, т.к. последняя должна состоять в нравственном усовершенствовании. Это убеждение вытекает из идеологии христианства, где экономические интересы должны быть подчинены подлинному делу жизни - спасению души.

Ф. Аквинский осуждал ростовщичество , называя его "постыдным ремеслом". Он писал, что, давая деньги в рост, кредиторы, стремясь представить сделку честной, требуют процент как плату за время, предоставляемое им заемщику. Однако время - это всеобщее благо, данное Богом всем в равной степени. Таким образом, ростовщик обманывает не только ближнего, но и Бога, за дар которого он требует вознаграждения.

Интересен у Ф. Аквинского и взгляд на частную собственность и проблему справедливости.

Собственность – естественное и необходимое условие человеческой жизни.

Частная собственность – основа хозяйства, экономической деятельности. Он враждебно относился к крупной торговле , хотя некоторые виды торговли считал «чистой» и полезной для общества (например, ввоз в страну предметов первой необходимости). Фома Аквинский в целом осуждал взимание процента . Фома Аквинский исходил в своем учении из того, что люди рождаются неравными и что на этом основано общественное разделение труда, деление общества на сословия. «Как у пчел, – писал он, – одни собирают мед, другие строят из воска ячейки, а королева совершенно не участвует в материальных трудах, так и у людей: одни должны возделывать землю, другие – строить дома, а часть людей, будучи свободна от мирских забот, должна посвящать себя духовному труду во имя спасения остальных». Эти положения легли в основу рассуждений Ф.Аквинского о справедливой цене.
Фома Аквинский утверждал, что справедливой может считаться только такая цена, которая отвечает 2-м требованиям:

1)обеспечивает эквивалентность обмена сообразно затратам

труда и расходам (т.е. издержкам);

2)обеспечивает участникам обмена «пропитание» в соответствии с их

социальным статусом, т.е. она должна обеспечить различный уровень

благосостояния крестьянину, католическому церковнослужителю и феодалу.

Кроме того, в цене должны учитываться и затраты на хранение, доставку

товара, а также страховку на случай возможных утрат товара.

В основе всей теории Фомы Аквинского лежало оправдание сословных привилегий феодалов и купцов. Именно на это была направлена его безоговорочная защита земельной ренты.

Экономические взгляды, теории, вклад в экономическую науку (Меркантелисты).

Меркантилизм выражал прежде всего экономическую политику государства. Меркантилисты представляли интересы торгового капитала. Его представители практически решали проблемы первоначального накопления.

Одну из главных черт меркантилизма составляло отождествление богатства с золотом и серебром. Меркантилисты считали, что золото и серебро по своей природе являются деньгами.

РАННИЙ МЕРКАНТИЛИЗМ

Меркантилизм первой трети XV – середины XVI в. получил название раннего меркантилизма. Его представителями были Стаффорд (Англия), Де Сантис, Г. Скаруффи (Италия).

Главное в раннем меркантилизме – обоснование политики, направленной на увеличение денежного богатства страны, поддержание активного денежного баланса и использование в этих целях запретительных мер. Так, в целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу, а денежные суммы, вырученные иностранцами от продажи чего-либо в данной стране, запрещалось вывозить за границу.

Раннему меркантилизму было свойственно активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь.

Меркантилизм – первая теоретическая система, отражающая экономические отношения буржуазного общества на ранней ступени его развития. Система общественного разделения труда привела к тому, что натуральное хозяйство стало исчезать, товары производились для продажи, для удовлетворения потребностей рынка. Широкое распространение получили товарно-денежные отношения. Деньги пронизывают всю хозяйственную жизнь, создается впечатление, что они являются главной или даже единственной формой богатства, а накопление золота и серебра – главной задачей.

ПОЗДНИЙ МЕРКАНТИЛИЗМ

Меркантилизм явился первой школой политической экономии и длительное время (с последней трети XV до конца XVII в.) занимал ведущее положение.

Поздний меркантилизм, возникновение которого обычно относят ко второй половине XVI в., имеет существенные отличия от раннего.

1. Поздний меркантилизм отказался от жестких требований раннего меркантилизма в отношении импорта товаров и вывоза денег. Если раньше вывоз золота и серебра рассматривался как крайне отрицательное явление и карался смертной казнью, то представитель зрелого меркантилизма – английский экономист Томас Мен (1571–1641) выступал против жесткой регламентации денежного обращения, был сторонником свободного вывоза денег, считая, что без такой свободы невозможно успешное развитие внешней торговли.

2. Для позднего меркантилизма характерно требование обеспечить активный торговый баланс на основе вывоза готовых изделий из своей страны, а также путем посреднической торговли. 3. Определяющей функцией денег поздними меркантилистами признается функция средства обращения.

4. Значительное место в политике, защищаемой поздними меркантилистами, занимало создание монопольных торговых компаний, а также развитие флота и мореплавания. Политика позднего меркантилизма включала и захват колоний.

5. Если раньше меркантилисты богатство отождествляли с золотом и серебром как вещами, то поздние меркантилисты под богатством понимали избыток продуктов, т. е. наличие продуктов, превышающее потребности страны

6. Поздние меркантилисты отстаивали политику высокого налогообложения, что, по их мнению, позволяло аккумулировать в руках государства денежные средства, которые должны были использоваться для поддержания мануфактурного производства и в других целях.

Меркантилисты отстаивали активное вмешательство государства в экономику. Меркантилизм сыграл прогрессивную роль в истории экономической мысли; он был идеологической основой перехода к рыночной капиталистической экономике. Главные представители позднего меркантилизма: Т. Мен (Англия), А. Серра (Италия), А. Монкретьен (Франция).

Аристотель был одним из величайших умов в истории науки. Он являлся и основателем науки о человеческом обществе – социальной философии , в рамках которой у него рассматриваются экономические вопросы. Сочинения Аристотеля, где раскрываются проблемы общественной организации, были созданы в период его последнего пребывания в Афинах. Это, прежде всего, "Никомахова этика" (названная так потомками по имени сына философа – Никомаха, год написания этого труда неизвестен) и "Политика" (335–322 до н.э.) – трактат об устройстве государства.

Аристотель создавал теории и строил выводы, опираясь на тщательный анализ фактов. Для своей "Политики" он с группой учеников собрал и обработал материалы о государственном устройстве и законах 158 эллинских и варварских государств (в подавляющей части это были полисы, города- государства). Он критически относился к развитию торговли и денежного обращения в Греции. Идеалом для Аристотеля было небольшое земледельческое хозяйство (в котором работают, разумеется, рабы). Это хозяйство должно обеспечивать себя почти всем необходимым, а немногое недостающее можно получить путем "справедливого обмена" с соседями.

Аристотель осуждает афинское государство не только за крайний демократизм, но и за взятый им курс на развитие товарно-денежных отношений. Его идеал – это система хозяйства, близкая к натуральной, при которой производят преимущественно для собственного потребления, а предметом торговли являются лишь излишки. Только в государстве, базирующемся на такой системе хозяйства, не будет ни крайней бедности, ни чрезмерного богатства – большую массу населения составят средние слои. Именно они (средний класс в современном понимании), по мнению Аристотеля, являются прочной опорой государства и предохраняют его от всяких потрясений. И вряд ли это можно оспорить.

Мнение специалиста

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод: мыслитель античного мира считает естественными лишь те отношения, которые соответствует натуральному хозяйству, и осуждает товарно-денежные отношения как неестественные.

Анализируя природу вещей, Аристотель утверждал, что потребление каждого блага, пользование каждым объектом владения имеют двоякий характер. В одном случае вещь используют из-за присущей ей цели, ради которой она предназначена к потреблению, а в другом – отнюдь не ради этой цели. Для аргументации данного положения Аристотель приводит пример с потреблением сандалии.

Сандалия может служить для обувания ноги, но она может служить и для обмена. То и другое, по мнению философа, суть полезности сандалии. Однако пользование сандалией для обмена не является естественным способом употребления сандалии, ибо она существует отнюдь не для обмена. Таким образом, по Аристотелю, полезность вещи для владельца в обмене заключается в ее способности быть обмененной на другое благо. Философ подчеркивает, что в процессе обмена происходит приравнивание "всех ремесел и искусств".

Аристотель рассматривает процесс обмена, соотношения обмена и в конечном счете, выражаясь современным языком, процесс ценообразования.

Ценность блага субъективна и вытекает из оценки людьми его полезности. По Аристотелю, товары становятся соизмеримыми лишь при помощи денег. Он утверждает: для обмена необходимо, чтобы все измерялось чем-то одним. Этим одним на самом деле является такая связующая основа, как потребность. В качестве же замены потребности, по соглашению (между людьми), возникла монета.

Анализируя обмен, Аристотель увидел в нем выражение равенства. Он пришел к выводу, что товары однородными и равными делают деньги. Другими словами, товары становятся эквивалентными друг другу вследствие того, что все они выражаются в деньгах. Блага выступают однородными, так как они однородны в своем денежном выражении.

С точки зрения Аристотеля, в процессе обмена происходит не только уравнивание вещей, но и приравнивание людей. Более того, по мнению мыслителя, между равенством вещей и приравниванием людей существует тесная связь. Резюмируя ход своих рассуждений, древнегреческий философ пишет: "Итак, нужна (пропорция): как строитель относится к сапожнику, так же столько-то сандалий к дому или дневному пропитанию, так как без соблюдения пропорции не будет ни обмена, ни общества". Следовательно, пропорции не будет, если "не произойдет уравнения на какой-то основе" .

Выдвинув столь замечательный тезис о равенстве и соизмеримости обмениваемых товаров, Аристотель далее утверждал, что в действительности соизмерение приравниваемых разнородных вещей недостижимо. Они не могут быть качественно равными в силу своей природной разнородности. Философ видел в такого рода приравнивании лишь искусственный прием для удовлетворения практической потребности. Прием, чуждый истинной природе вещей.

Важно запомнить!

Представляет интерес знаменитое аристотелевское противопоставление "экономии" и "хрематистика . Для Аристотеля экономия – это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством необходимых для жизни продуктов. Она включает и обмен, прежде всего в рамках, нужных для удовлетворения личных потребностей. Пределы этой деятельности – разумное личное потребление человека.

Под экономией Аристотель понимал искусство приобретения благ, необходимых для жизни или полезных для дома, государства. Экономия, которая ставит своей целью "истинное богатство", имеет границы. Под "истинным богатством" Аристотель понимал совокупность вещей, достаточных для хорошей жизни.

Термин "хрематистика" не утвердился, в отличие от "экономии", в новых языках. Аристотель выводил данный термин из слова "хрема" – имущество, владение. Отсюда: хрематистика – это "искусство наживать состояние" . Под ним мыслитель понимал деятельность, направленную на извлечение прибыли, накопление богатства, особенно в форме денег. Иными словами, хрематистика – это "искусство" вложения и накопления денег.

В античном мире немалую роль играл торговый и ростовщический капитал. В торговой и ростовщической деятельности никогда нt бывает и не может быть предела в достижении цели. Такой целью подобной деятельности является беспредельное богатство и обладание деньгами. Следовательно, цель хрематистики состоит в абсолютном обогащении – поэтому для нее не существует границ. Она базируется на деньгах как начальной и конечной точке меновых отношений. Хрематистика отличается от экономии прежде всего тем, что для нее источником богатства является процесс обращения.

Таким образом, исходя из противопоставления естественного неестественному, Аристотель различал два вида приобретения богатства: один ставит своей целью накопление потребительных стоимостей, другой – накопление денег. Противопоставление экономии хрематистике, которое проводил мыслитель, находилось в тесной связи с его этическими принципами, с его взглядами па добродетельную жизнь.

Из экономии непрерывно вырастает хрематистика. Из хозяйства, где продукты производятся как товары, предназначенные для обмена, неизбежно вырастают отношения, связанные с накоплением богатства.

Важно запомнить!

Аристотель резко осуждал ростовщичество. Он считал, что ростовщичество достойно порицания и само по себе дурно. В своем теоретическом обосновании негативного отношения к ростовщичеству Аристотель исходил из противопоставления денег в их естественной роли, ради которой они были созданы, той неестественной роли, какую они играют при ростовщичестве. Философ отмечал, что ростовщичество справедливо ненавидимо всеми. Ибо здесь сами деньги являются источником приобретения. Они употребляются не с той целью, для которой были изобретены: деньги возникли из товарного обмена, между тем процент делает из них больше денег, чем было первоначально. Отсюда и его название "процент" и "порожденное", ибо порожденное подобно породившему. Процент есть деньги от денег, поэтому среди всех отраслей приобретения ростовщичество наиболее противно природе.

Аристотель рассматривает деньги лишь как орудие обращения и мерило ценности. Отсюда философ делает вывод: тот, кто отдает деньги в рост, использует их противоестественно. Свою оценку неестественного использования денег купцами и особенно ростовщиками Аристотель резко выразил своим знаменитым тезисом, что в сфере крупной торговли и в ростовщических операциях "деньги порождают деньги".

Взгляды Аристотеля на ростовщичество и процент отражали идеологию элиты рабовладельческого государства, которая отрицательно относилась к ростовщичеству как одному из факторов, приводящих к разложению античного общества.

Разделение экономии и хрематистики Аристотель также связывал с различными видами торговли. Мелкая (товарная) торговля выступает в двух формах. Первоначальной ее формой была меновая торговля {Т – Т – бартер). Товарная торговля (Т– Д Т – торговля с помощью денег), согласно Аристотелю, по своей природе относится к экономии. Философ аргументировал это тем, что решающую роль в ней играет полезность товара.

Возникновение денег Аристотель связывал с расширением товарной меновой торговли. С изобретением денег, по мнению Аристотеля, целью товарной торговли становится хрематистика, самовозрастание денег, обращение превращается в источник богатства.

В своем анализе развития торговли Аристотель в обобщенном виде показал ее этапы: переход от меновой торговли (Г – 7) через товарную (Т – Д – Т ) к крупной торговле (Д – Т – Д" ).

Таким образом, Аристотель различал две формы обращения денег. Первой формой является та, в которой деньги функционируют как простое орудие обращения. Другая их форма – та, где они функционируют в каче- етве денежного капитала.

Как следует из вышеизложенного, к хрематистике философ относил нс всю торговлю, а лишь крупную. Мелкая торговля, которую Аристотель делил на меновую и товарную, причисляется им к экономии.

Мнение специалиста

Отрицательное отношение к крупной торговле при позитивной оценке мелкой не было новым в античном мире. Однако, во-первых, интересной и ценной явилась сама классификация видов торговли. А во-вторых, значимым для экономической мысли был анализ перехода одной формы торговли в другую. Исходным пунктом, по Аристотелю, выступала меновая торговля, но постепенно с появлением денег она превратилась в товарную. По мере накопления денег товарная торговля, в свою очередь, превращается в крупную торговлю, т.е. в хрематистику. Таким образом, мыслитель рассматривал экономические явления не статически, а в их динамике, развитии.

В методологии Аристотеля решающую роль играет противопоставление неестественного естественному. Экономия естественна, хрематистика неестественна. Использование денег как меры ценности благ и орудия обращения естественно, в то время как их применение в качестве орудия накопления, порождающего новые деньги, неестественно.

  • Аристотель. Никомахова этика. URL: lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/ nikomah.txt

Весьма актуальными для современной экономической теории, в том числе для разработки солидарной информационной экономики, являются взгляды Аристотеля. Его размышления являются поразительно современными.

В книгах по истории экономической мысли обычно пишут так: «Первым, кто подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности развития общества стал древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322 г. до н.э. - согласно традиционной хронологии - А.О.). Поэтому его можно с полным правом назвать первым экономистом в истории науки» .

Выделим обоснованные Аристотелем положения, на которых базируется экономическая теория, в частности, солидарная информационная экономика.

Аристотель дал определение понятию "экономическая теория" (краткая форма - "экономика"). По Аристотелю «экономика» - наука о разумном ведении хозяйства. В современных терминах речь идет об организации производства и экономике предприятий, объединений организаций и предприятий, государственном и муниципальном управлении, поскольку Аристотель обсуждает управление хозяйствующими субъектами разного уровня - предприятие (сельскохозяйственное, производство в городе), город (полис), регион (сатрапия), государство .

Аристотель ввел специальный термин "хрематистика", под которой он понимал деятельность, направленную на приобретение выгоды, извлечение прибыли, на накопление богатства, в отличие от "экономики" -деятельности, направленной на удовлетворение потребностей людей, т.е. на производство и приобретение благ для дома и государства. Хрематистику как форму организации хозяйства Аристотель считал противоестественной. Его особое негодование вызывал процент, который он расценивал как самую противоестественную форму дохода.

В настоящее время хрематистика - это, прежде всего, деятельность банков, фондовых бирж и других структур, действующих по схеме «деньги - деньги», без производства товаров и услуг.

В последние столетия произведена подмена понятий - хрематистику с целью ее оправдания некоторые допущенные к преподаванию и законотворческой деятельности лица стали называть экономикой. Как в нормативно-правовых документах, так и в массовом сознании закрепилось положение о том, что цель коммерческого предприятия - извлечение прибыли, в то время как по Аристотелю его цель - удовлетворение потребностей людей.

Вслед за Аристотелем мы полагаем, что деятельность, направленная на извлечение прибыли, является противоестественной, вредной для общества. Экономическая деятельность всегда направлена на удовлетворение потребностей людей, в отличие от хрематистики.

Эффективному решению современных проблем государственной политики и управления предприятиями мешают широко распространенные неадекватные представления о рациональном ведении хозяйства. По оценке ведущего американского исследователя П. Друкера, 1873 г. - «конец эры либерализма - конец целого столетия, на протяжении которого политическим кредо была политика невмешательства в экономику» . Но и сейчас, 150 лет спустя, архаичное представление о рациональности рыночных отношений, о «невидимой руке рынка» широко распространено в России и мешает инновационной модернизации систем управления. Это представление было внедрено в начале 90-х годов победителями в холодной войне с целью закрепить победу.

Анализируя природу денег, Аристотель настаивал на том, что деньги являются результатом соглашения между людьми и «в нашей власти сделать их неупотребительными»… Вслед за Аристотелем мы полагаем, что ведение хозяйства вполне возможно без денег. Наш опыт работы в качестве руководителя (менеджера) в Группе авиакомпаний «Волга-Днепр» показал, что в управленческой деятельности решение финансовых вопросов составляет лишь небольшую часть.

Однако на период перехода от современности к будущему хозяйству использование денег целесообразно. Согласно Аристотелю, если деньги относятся к «экономике» - то это символ стоимости, обусловленный законом или обычаем, а если к «хрематистике» - то они выступают как реальный представитель неистинного богатства».

Необходимо освободить экономическую теорию от извращений хрематистики, развивать и излагать ее в соответствии с Аристотелем как науку о деятельности, направленной на удовлетворение потребностей людей. Современные термины "экономика предприятия и организация производства", "экономика, организация и управление предприятиями и отраслями", "менеджмент (т.е. управление людьми)" лучше соответствуют взглядам Аристотеля, чем рассуждения о макроэкономическом равновесии и финансовых рынках. Экономику в современном понимании следует рассматривать как раздел менеджмента. Однако номенклатура научных специальностей поставлена с ног на голову - менеджмент в ней лишь часть одной из экономических специальностей. При обучении бакалавров, ситуация несколько лучше - есть направление "экономика" и есть направление "менеджмент", т.е. термины "экономика" и "менеджмент" являются равноправными.

Укажем на отдельные черты дальнейшего (после Аристотеля) развития представлений об экономике и хрематистике.

Френсис Бэкон предупреждал: «Противоестественно, чтобы деньги рождали деньги» . Отметим: Ф. Бэкон против хрематистики, против процента.

Робинзон Крузо (согласно роману Дефо), попав на необитаемый остров, успешно организовал свое хозяйство. Для этого он разрабатывал методы организации производства, вел управленческий учет, прогнозировал и планировал. Вполне естественно, что Робинзон управлял своим предприятием без использования денег.

Жюль Верн в романе «Таинственный остров» рассказал о том, как успешно работали инженер С. Смит и его товарищи. Они вышли на современный им научно-технический уровень, не обращаясь к хрематистике, поскольку само понятие прибыли было их коммуне чуждо.

Генри Форд в книге «Моя жизнь. Мои достижения» писал: «… Задача предприятия - производить для потребления, а не для наживы или спекуляции… Работу на общую пользу ставь выше выгоды…». Выделим мысль Форда: цель производства - удовлетворение потребностей, а не получение прибыли.

Неслучайно один из наиболее продуктивных и известных современных экономистов проф. В.Н. Лившиц присоединяется к чеканным формулировкам Джона Мейнарда Кейнса: «Алчность - грех, давать деньги в рост преступно, а любовь к деньгам отвратительна» (см. также рецензию на замечательную по своей глубине и охвату книгу В.Н. Лившица ).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Жизнь и творчество Аристотеля

Хрематистика и экономика

Ценность

Деньги

Вывод по материалу

Заключение

Введение

В начале XXI века наше общество находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований. Таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотрение творчества античного философа Аристотеля, жившего в эпоху великих потрясений. Мир Аристотеля - это мир крушения системы греческих городов-полисов и возникновения империи Александра Македонского.

С этой точки зрения было бы интересно, изучая экономические взгляды Аристотеля, проследить за тем, как бурные события общественной жизни той эпохи находили свое отражение в становлении его экономических взглядов. Тем более что особенный стиль в изложении взглядов позволяет не только ознакомиться с конечными результатами его творческих исканий, но и проследить за ходом мыслей и рассуждений.

Интерес к творчеству этого философа не ослабевает, и, быть может, даже усиливается в наше время ещё и потому, что мнение людей, живших две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе.

Несомненно, рассказывать об Аристотеле, как ученом, очень непросто в том смысле, что слишком большой промежуток времени отделяет его от нас. Быть может, что-то в его взглядах нам покажется бессмысленным, неверным, а может быть и слишком наивным. Конечно, для своего времени он был крупнейшим ученым, но следует учитывать, что представления о мире мыслителей, живших в IV в. до н.э., сильно отличаются от нашего мнения.

Жизнь и творчество Аристотеля

Годы жизни Аристотеля относятся к периоду македонского завоевания, который характеризуется высочайшим внешним рассветом Греции, в отличие от ее высочайшего внутреннего расцвета, совпавшего с эпохой Перикла.

Аристотель родился в 384 г. до н. э. Его родина - город Стагир во Фракии, на северо-западном побережье Эгейского моря. Отец Аристотеля Никомах принадлежал к потомственному роду врачей и служил у македонского царя Аминта III. Аристотель провел детство при дворе, общаясь со своим сверстником - сыном Аминты Филиппом, будущим македонским царем Филиппом II. Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида. Худощавый, он имел худые ноги, маленькие глазки и шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу. В 365 г. пятнадцатилетний Аристотель лишился родителей. В свои отроческие годы он помогал отцу в его медицинской практике и мог унаследовать его профессию. Но опекун Проксен, человек разносторонне образованный и с большим интересом следивший за умственной жизнью Греции, разрешил ему в 367г. до н. э. оставить родину и отправиться для получения образования в центр культурной жизни Эллады - город Афины. Больше всего Аристотеля влекла в Афины необычайная популярность основателя Академии Платона.

Формирование экономических взглядов Аристотеля

Значительного развития экономическая мысль получила в античной Греции. Наиболее крупными представителями в этой области являлись известные древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Проследим, как экономические и политические условия в Древней Греции повлияли на развитие взглядов одного из этих мыслителей.

Природные условия в Древней Греции отличаются от природных условий древневосточных стран тем, что здесь для нормального занятия земледелием нет необходимости строить сложные гидротехнические сооружения, как на древнем Востоке. Тем самым создавались благоприятные условия для развития частной собственности на землю, на земельный участок, а основой производственной ячейкой стали не громоздкие царские хозяйства или общинное производство, предполагавшие огромный управленческий аппарат, а небольшое частное хозяйство, построенное на рациональных основаниях, жесткой эксплуатации рабского труда и относительно высокой доходностью.

Социальная структура полисов предполагала существование трех основных классов: класса рабовладельцев, свободных мелких производителей и рабов самых разных категорий. Одной из важнейших особенностей социальной структуры в греческих полисах было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, т.е. совокупность полноправных граждан данного полиса. К гражданам полиса принадлежали коренные жители, проживающие в данной местности несколько поколений, владеющие наследственным земельным участком, принимающие участие в деятельности народных собраний и имеющие место в фаланге тяжело вооруженных гоплитов.

Владение земельным участком рассматривалось как полноценная гарантия выполнение гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом.

В Греции середины V в. до н. э. сформировалось экономическая система, которая без особых изменений просуществовало до конца IV в. до н. э. и которую можно определить как классическую рабовладельческую экономику.

Греческая экономика в целом не была однородной. Среди многочисленных греческих полисов можно выделить два основных хозяйственных типа, отличающихся по своей структуре.

Для первого типа полиса (аграрного) -- было характерно абсолютное преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремесла и торговли.

Другой тип полиса можно условно определить как торгово-ремесленный, в структуре которого роль ремесленного производства и торговли была значительно выше, чем полисах первого типа.

Именно в полисах второго типа была создана ставшая классической рабовладельческая экономика, которая имела довольно сложную и динамичную структуру, а производительные силы развивались особенно быстро (примером таких полисов были Афины, Коринф, Родос и др.). Полисы этого типа задавали тон экономическому развитию, были ведущими хозяйственными центрами Греции V - IV вв. до н. э.

В целом сельское хозяйство Греции V - IV вв. до н. э. имело следующие особенности: многоотраслевой характер, преобладание трудоемких интенсивных культур (виноградарство, маслиноводство), внедрение рабского труда как основы земледелия, товарная направленность рабовладельческого поместья как нового типа организации сельскохозяйственного производства.

Следует отметить, что описанная структура крупного афинского землевладения должна была переживать серьезный внутренний кризис по мере того, как укреплялось правовое и имущественное положение афинского гражданства, росло его самосознание, увеличивалось богатство афинского полиса, оказавшегося во главе обширного Морского союза. Также упрочивалась система афинской демократии с ее продуманной политикой материального обеспечения бедных граждан, интенсивного развития городской жизни и городского ремесла.

Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и в Греции V - IV вв. до н. э. в целом, не могла существовать без привлечения к труду большой массы рабов, абсолютное количество и удельный вес которых в греческом обществе V - IV вв. до н. э. непрерывно возрастал.

Система классического рабства сформировалась в более или менее законченном виде в развитых торгово-ремесленных полисах (Афины), в то время как в аграрных полисах (Спарта) социально-классовая структура отличалась целым рядом особенностей. Наиболее ярким примером является афинское общество, характеристика которого позволяет показать особенности социально-классовой структуры торгово-ремесленных полисов, играющих ведущую роль в историческом развитии древней Греции V - IV вв. до н. э.

Таким образом, экономические взгляды Аристотеля формировались в условиях кризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией, между богатыми и бедными, между рабами и рабовладельцами, между демократической Афиной и олигархической Спартой. Это, конечно, сильно отражалось в его работах.

Экономическая концепция Аристотеля

В Греции в IV в. до н. э. наблюдалось обострение противоречий рабовладельческого строя. Но, тем не менее, Аристотель не видел отрицательного влияния рабовладельческих отношений на развитие производительных сил. Как считал Аристотель, жизнь не может проходить без рабов. Поэтому рабство существует в силу экономической необходимости. Рабы способны воспринимать указания господина, но не способны руководить хозяйственной жизнью. Но если человек свободен, он не должен заниматься физическим трудом, т.к. иначе он становится рабом, будучи даже юридически свободным. Свободные потому и признаются свободными, потому что они не знают физического труда. Поэтому у Аристотеля разделение на рабов и свободных объявляется вполне естественным.

Именно эти положения Аристотеля отразили экономическую закономерность в развитии общества на той стадии, когда рабство было основой производства. Назначение гражданина состоит в том, чтобы развивать свой интеллект, быть свободным от физического труда, принимать активное участие в государственной жизни. Вся же тяжелая физическая работа должна выполняться рабами. Ни производство, ни жизнь не могут обойтись без них. Рабы как бы представляют собой одушевленную и отдельную часть тела господина, которая обслуживает его. Аристотель считает, что природа сама распорядилась так, чтобы даже внешне свободные люди отличались от рабов. «У последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов; свободные же люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни».

Таким образом, основу богатства и главный источник его увеличения составляли рабы. Аристотель назвал рабов «первым предметом владения», поэтому надо заботиться о приобретении хороших рабов, которые способны долго и усердно трудиться.

По сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать экономические законы в современной ему Греции. Особое место в его трудах занимает объяснение понятий денег, торговли.

Аристотель с большим упорством пытался понять законы обмена. Он исследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли, превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующей образованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость, «связывает людей в одно» и приводит к обмену, в основе которого лежит факт общественного разделения труда.

Первоначальное развитие меновой торговли было обусловлено естественными причинами, т.к. люди обладают необходимыми для жизни предметами, одними в большем, другими - в меньшем количестве. Пользование каждым объектом владения бывает двоякое. В одном случае объектом пользуются по его назначению, в другом - не по назначению. Для примера Аристотель приводит пользование обувью. «Ею пользуются и для того, чтобы надевать на ноги, и для того, чтобы менять её на что-либо другое». И в том и в другом случае обувь является предметом пользования. Так же обстоит и с остальными объектами владения - все они могут быть предметом обмена.

Аристотель с большим упорством стремился понять законы обмена. Он доказывал, что постепенно обмен появлению таких предметов, которые сами по себе представляли ценность и стали обслуживать обмен. Он писал: «В силу необходимости, обусловленной меновой торговлей возникли деньги».

Аристотель не сомневается в том, что деньги - это воплощенное в вещи выражение товарной стоимости. Если товары и деньги соизмеряются друг с другом, это значит, что они имеют нечто общее между собой. Аристотель знал, что из товарных отношений возникли деньги, появилось денежное выражение стоимости товара - его цена. Деньги - это товар всеобщей размениваемости, основа обмена.

Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования, который преследовал цель приобретения благ для дома и государства, назвав его «экономикой». Экономика связана с производством продуктов, необходимых для жизни.

Хрематистика и экономика

хрематистика аристотель философ экономический

Деятельность торгово-ростовщического капитала, направленную на обогащение, он характеризовал как противоестественную, назвав её «хрематистикой». Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её главная цель - накопление богатства. Аристотель говорит, что товарная торговля по своей природе не принадлежит к хрематистике, потому что в первой обмен распространяется лишь на те предметы, необходимые для продавцов и покупателей. Поэтому первоначальной формой товарной прибыли была меновая торговля, но с её расширением необходимо возникают деньги. С изобретением денег меновая торговля неизбежно должна развиваться в товарную торговлю, а последняя превратилась в хрематистику, то есть искусство делать деньги. Проводя такие рассуждение, Аристотель приходит к выводу, хрематистика построена на деньгах, так как деньги - это начало и конец всякого обмена.

Аристотель пытался выяснить природу этих двух явлений (экономики и хрематистики), определить их историческое место. На этом пути он первый смог установить различие между деньгами как простым средством обогащения, и деньгами, ставшими капиталом. Он понимал, что экономика незаметно, но необходимо переходит в хрематистику.

Аристотель считал, что истинное богатство состоит из предметов первой необходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не может быть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками, достаточными для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла в силу необходимости и государство не может обойтись без неё, в то же время недопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм, но не абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеют тогда никакой пользы в житейском обиходе.

Экономическая концепция Аристотеля:

1. Проблемы рабства: преимущественно иноземцев. Доказывал грекам, что рабство само по себе их не касается и не несет угрозы для свободного гражданства.

2. Примирение демоса и знати на базе ограбления аграрной периферии и эксплуатации рабов-иноземцев. Аристотель предлагает усилить "средний класс", так как это ведет "к прекращению внутренних распрей, на почве неравенств возникающих".

3. Защитник частной собственности (отрицать ее уже было нельзя), нашел корни собственности у животных.

4. Натурализация хозяйства, переход к земледелию. Добродетель земледельца - прикован к своему участку, всегда занят хозяйственными делами, мало интересуется политикой и редко ходит на собрания. Противоположность - ремесленник, который толчется на городских площадях.)

5. Ограничение крупной торговли, запрет спекуляции ростовщичества, мелкая торговля для поддержки экономических связей и разделения труда.

6. Богатство - совокупность полезных вещей, то, что служит удовлетворению человеческих потребностей.

7. Теоретический анализ обмена, стоимости, денег. Аристотель справедливость обмена уже ищет в арифметической пропорции. "Обмениваемые товары должны быть равны, а каком-то отношении и обмен должен возмещать ущерб, который наносится продавцу, потерей проданной вещи." - но оставил без ответа, что же является основой равенства товаров. Признается влияние редкости "блага, которое отличается редкостью, превосходит благо, которое имеется в изобилии". Аристотель делал попытку решить проблему происхождения денег. Он утверждал, что деньги возникли по соглашению людей в результате неудобства перевозки многих вещей на далекие расстояния, отмечает объективную необходимость появления денег, адресуясь к затруднениям обмена, усложнению последнего, расширению рыночных связей. "Лишь деньги делают товары соизмеримыми", что явно завышает функции денег, отношения между товаром и деньгами ставит с ног на голову.

8. Аристотель исследует экономическую организацию современного ему общества и приходит к выводу, что хозяйственная деятельность людей может быть разделена на занятия экономикой (как определял ее Ксенофонт) и занятия хрематистикой. Экономика - естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством необходимых для жизни продуктов. Пределы этой деятельности - разумное личное потребление человека. Хрематистика же является искусством наживать состояние. "В искусстве наживать состояние, поскольку оно сказывается в торговой деятельности, никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью-то здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами. Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности" Аристотель считает занятие хрематистикой противоестественным, но он достаточно реалистичен, чтобы видеть невозможность "чистой экономики".

Таким образом, Аристотель довольно подробно изложил в своих трудах главные экономические проблемы. Он пытался понять законы обмена, дал довольно полную характеристику денег.

Основные положения экономической теории Аристотеля

При анализе сущности экономики Аристотель всегда использовал практику в качестве отправной точки. При этом рассмотрение им даже наиболее очевидных фактов было глубоким и оригинальным. Всякий раз, когда Аристотель касался вопроса об экономике, он стремился рассматривать ее во взаимосвязи с обществом как единым целым. Предметом его исследования было сообщество как таковое, существующее на разных уровнях внутри всех действующих групп людей. Таким образом, в современных терминах подход Аристотеля был социологическим. Очерчивая поле исследования, он пытался рассматривать все вопросы происхождения и функционирования различных институтов сквозь призму понимания общества как единого целого. «Сообщество, самодостаточность и справедливость были главенствующими понятиями концепции Аристотеля». Эти общие положения его системы должны позволить нам очертить взгляды Аристотеля на торговлю и цены.

Коммерческая торговля, или, в наших терминах, рыночная торговля, возникла из обстоятельств того времени как очень злободневный вопрос. Это была волнующая новизна, которую нельзя было адекватно объяснить или оценить. Теперь деньги зарабатывались почтенными гражданами посредством простой купли и продажи. Такие действия ранее были неизвестны, или, вернее, считались присущими людям низшего класса - барышникам, как правило не гражданам, а метекам - которые для того, чтобы просуществовать, перебивались мелкой торговлей продуктов питания на рыночной площади. Подобные люди получали доход, покупая по одной цене и продавая по другой. Теперь эта практика явно распространилась и на граждан, занимающих достойное положение, причем она стала приносить большие деньги, хотя ранее и считалась унизительной. Ее и изображал Аристотель: «в искусстве наживать состояние, поскольку оно сказывается в торговой деятельности, никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью-то здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами. Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности».

Как можно классифицировать само это явление? Как можно было объяснить доход, систематически получаемый таким образом? И как следовало оценить такую деятельность?

Две политические проблемы - торговля и цена - требовали ответа. Если вопросы торговли и установления цен не могли быть связаны с проблемой существования общества и его самодостаточности, то не существовало разумного критерия, позволяющего судить о том или о другом, будь то в теории или на практике. Если такая связь была, то ответ становился прост: во-первых, торговля, которая способствовала восстановлению самообеспеченности, была «в согласии с природой»; торговля, которая не служила этому, «противоречила природе». Во-вторых, цены должны быть такими, чтобы укреплять узы сообщества: в противном случае обмен не будет продолжаться и сообщество прекратит свое существование. В обоих случаях вопрос рассматривался с точки зрения самообеспеченности и самодостаточности общества.

Богатство в понимании Аристотеля

Богатство, согласно Аристотелю, - это вещи, необходимые для поддержания жизни, когда они безопасно хранятся в сообществе, поддержку которому они и оказывают. Человеческие потребности, относись они к домашнему хозяйству или целому городу, не являются безграничными; а в природе нет нехватки пропитания. Положение, которое довольно странно звучит для современных людей, тщательно разрабатывается Аристотелем. Каждый аргумент содержит четкую ссылку на определенный институт. Психология избегается, социология внедряется.

Отрицание постулата ограниченности ресурсов основывается на условиях животной жизни, а оттуда это распространяется на условия жизни человека. Разве животные с дня своего рождения не видят, что пропитание ждет их в их естественной среде? А люди - разве они не находят источник пропитания в молоке матери, и, в конечном итоге, в своей естественной среде обитания, будь они охотниками, скотоводами или теми, кто обрабатывает землю? Поэтому, если ограниченность возникнет «со стороны спроса», то Аристотель приписывает это «неправильно понятому представлению о хорошей жизни, как о желании обладать еще большим обилием физических товаров и наслаждений».

В философии Аристотеля тремя преимуществами обладания богатства были:

1. честь и престиж;

2. безопасность жизни и сохранность тела в целостности;

3. собственно богатство.

Первое включает в себя привилегии и почтение, положение в обществе и старшинство; второе обеспечивает безопасность от открытых и тайных врагов, предательства и восстаний, бунтов рабов, взятия верха со стороны сильных и даже имеет ввиду защиту от руки закона: третье, богатство, это благодать владения, в основном наследством или знаменитым сокровищем. Если на то пошло, то утилитарные товары, продовольствие и материалы достаются, как правило, владельцу чести и безопасности, но слава превосходит товары. Бедность, с другой стороны, связывается с низким статусом, она заставляет работать для того, чтобы существовать, зачастую по приказанию других. Чем меньше ограничений для таких приказаний, т.е. чем больше произвол приказывающего, тем более унизительными являются условия. Главное здесь не факт ручного труда - как свидетельствует статус крестьянина, всегда пользующегося уважением - но зависимость от личного каприза и приказа другого человека; именно они вызывают презрение к тому, кто служит.

Самодостаточность человеческих существ, этот постулат повседневной жизни, обеспечивается тогда, когда предметы первой необходимости физически доступны. Вещи, о которых здесь идет речь, это те, которые поддерживают жизнь и могут храниться. Помимо зерна, вина и масла относятся также шерсть и определенные металлы. Граждане и члены семьи должны быть в состоянии полагаться на запас этих благ во времена голода и войны. Количество благ, которое необходимо семье или городу, являет собой объективное требование. Домашнее хозяйство является самой маленькой, а полис самой большой единицей потребления: в любом случае, то, что необходимо, устанавливается стандартами сообщества. Отсюда понятие о существенно ограниченном количестве вещей первой необходимости.

Таким образом, хозяйство состояло из необходимых предметов - зерна, масла, вина и т.д. - на которых зиждилась жизнь общества. Идеалом общества выступало самодостаточное общество с разумным и достаточным уровнем потребностей каждого члена общества. Вывод был строгим и исключал возможность других выводов. Или предметом экономики является материальная основа, поддерживающая жизнь человеческих существ, или, в противном случае, не существует эмпирически данной рациональной связи между такими вопросами, как торговля и цены, с одной стороны, и постулат о самообеспеченности сообщества, с другой.

Ценность

Аристотель не только различал потребительную ценность и меновую ценность так же четко, как и любой более поздний автор, но он понимал также, что последняя каким-то образом получается из первой. Но само по себе это не только не выходит за рамки здравого смысла, но и является банальностью, а дальше он не продвинулся. Его неудачу в этом вопросе позднее компенсировали схоласты, которым приписывают заслугу создания теории цены. Считается, что это произошло по причине его «поглощенности этической проблемой справедливости в ценообразовании - «коммутативной» справедливости, которая отвлекла его внимание от аналитической проблемы фактического ценообразования».

По Аристотелю, группа, рассматриваемая в динамике, формирует сообщество (koinonia), члены которого связаны узами доброй воли (philia). Philia выражает себя в поведении взаимности (anti-peponthos). Все, что нужно для того, чтобы продолжать и поддерживать сообщество, включая его самодостаточность (autarkeia), является «естественным» и внутренне правильным. Можно сказать, что автаркия - это способность существовать без зависимости от ресурсов извне. То, что обеспечивает справедливость, будь то в отношении распределения жизненных благ или вынесение решения в отношении конфликтов, или регулирование взаимных услуг - хорошо, поскольку это требуется для продолжения существования группы. Нормативность, в таком случае, неотделима от действительности. Эти общие положения его системы, по мнению Й. Шумпетера, «позволяют очертить взгляды Аристотеля на торговлю и цены».

Торговля является естественной, когда она служит выживанию сообщества посредством сохранения его самодостаточности. Необходимость в этом возникает, как только разрастающаяся семья делается слишком многочисленной, и ее члены вынуждены селиться отдельно друг от друга. Их самодостаточность окажется теперь под вопросом. Темп, с которым делимые услуги обмениваются, зависит от сохранения доброй воли среди членов, поскольку без нее само сообщество прекратит свое существование. Справедливая цена, таким образом, проистекает из потребностей доброй воли philia, как это выражено в принципе взаимности, что выражается в принципе взаимности и является квинтэссенцией бытия всего человеческого сообщества.

Из этих принципов проистекает также его осуждение коммерческой торговли и сентенции в отношении необходимости установления обменных эквивалентов или справедливой цены. Торговля является «естественной», пока она является требованием самообеспечения. Цены обычно устанавливаются, так, что они соответствуют мнению участников сообщества, укрепляя, этим самым, добрую волю, на которой покоится сообщество. Обмен товарами есть обмен услугами: это является основой самообеспеченности и реализуется путем взаимного дележа по справедливым ценам. При таком обмене выигрыша нет: товары имеют свои собственные цены, установленные заранее. Если же должна существовать прибыльная розничная торговля ради распределения товаров, то пусть этим занимаются не граждане.

Теория Аристотеля о торговле и цене была ничем иным, как простой разработкой его общей концепции о человеческом сообществе. Сообщество, самодостаточность и справедливость являли собой три основные точки опоры его социологии. На этой рамочной основе базировались его мысли по всем экономическим вопросам, будь то природа экономики или политические вопросы. Аристотель, несомненно, искал критерий справедливости в ценообразовании и нашел его в «равенстве» того, что человек отдает и получает. Обе стороны, принимающие участие в акте бартера или продажи, должны с необходимостью извлекать из него выгоду в том смысле, что они должны предпочитать свое экономическое положение после этого акта экономическому положению, в котором они находились до акта - иначе у них не было бы никаких стимулов совершать обмен.

Деньги

Теория денег, которой придерживался Аристотель, заключалась в следующем: само существование любого общества предполагает обмен товарами и услугами; этот обмен вначале «естественно» принимает форму бартера; но люди, которым требуется то, что есть у других людей, могут не обладать тем, что требуется этим последним; поэтому часто бывает необходимо принять в обмен то, что не требуется, ради обладания тем, что действительно необходимо, посредством последующего акта бартера; очевидное удобство будет побуждать людей выбрать путем неявного соглашения или посредством законодательного акта какой-либо один товар в качестве средства обращения - Аристотель не рассматривал возможность выбора более чем одного подобного товара.

Аристотель замечает, что некоторые товары, такие как металлы, лучше подходят для этой роли, чем другие, предвосхищая, таким образом, некоторые из наиболее распространенных в XIX в. понятий об однородности, делимости, портативности, относительном постоянстве ценности 5-4 и т. д. Более того, требование эквивалентности обмена естественным образом привело его к наблюдению, что средство обращения будет также использоваться в качестве меры ценности. И наконец, он осознавал, если и не высказывал это открыто, что деньги используются в качестве запаса ценности. Таким образом, три из четырех функций денег, которые традиционно перечисляются в трудах экономистов XIX в. (четвертая функция состоит в выполнении роли средства платежа), можно обнаружить у Аристотеля.

В сущности, эта теория включает в себя два положения. Первое состоит в том, что для каких бы других целей ни использовались деньги, их фундаментальная функция, определяющая их и объясняющая их существование, заключается в выполнении роли средства обращения. Так, в «Этике», исследуя «монеты, находящаяся в обращении» (нпмйумб), он действительно заявил, что деньги существуют не в силу своей «природы», но по соглашению или закону для обмена вещами». Второе положение состоит в том, что, для того чтобы служить средством обращения на товарных рынках, сами деньги должны быть одним из этих товаров. То есть они должны быть полезной вещью и обладать меновой ценностью, не зависящей от их денежной функции; вот и все, что означает в этой связи внутренняя ценность - ценность, которая может сравниваться с другими ценностями. Таким образом, денежный товар, как и другие товары, оценивается в зависимости от его веса и качества; для удобства люди могут решить поставить на него штамп, чтобы сэкономить усилия, необходимые для того, чтобы каждый раз его взвешивать. Но этот штамп только провозглашает и гарантирует качество и количество товара, содержащегося в монете, и не является причиной его ценности.

Итак, теория денег Аристотеля является теорией в обычном смысле этого слова, т. е. попыткой объяснить, что такое деньги и какие функции они выполняют. И в соответствии со своей привычкой рассмотрения социальных институтов он представил ее в генетической форме: деньги возникают в ходе исторического развития и служат для упрощения обмена вещами и товарами между людьми.

Выводы по материалу

Проект идеального государства этого философа изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика». В них он настаивает на делении общества на свободных и рабов, их труда на умственный и физический, и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли. Свою приверженность принципам натурального хозяйства ученый продемонстрировал в выдвинутой им концепции об экономике и хрематистике.

Эта концепция заключается в том, что все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли можно соотнести с одной из двух сфер:

1) естественной (экономика), которая представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, т.к. ее звенья содействуют удовлетворению жизненных потребностей населения;

2) неестественной (хрематистика), которая строится на бесчестных крупных торговых и посреднических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой - искусство наживать состояние. По рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать основы натурально - хозяйственных отношений (а это обусловленное разделением труда движение торгового и денежного капитала), относится к издержкам хрематистики.

Истинное богатство состоит в совокупности из средств, необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной «общины». Подобная форма богатства естественна и не безгранична в отличие от неестественного стремления наживать деньги - для такой формы богатства «нет никакого предела».

Аристотель различает справедливость «распределяющую», которая относится к области права, и «уравнивающую» - к сфере обмена. «Уравнивающая» справедливость предполагает равную долю для всех, «распределяющая» - каждому по заслугам.

Аристотель положил начало традиции выяснения этических (нравственных) основ поведения участников хозяйственной деятельности. Аристотелевская этика предписывает как необходимо поступать.

В «Никомаховой этике» утверждается, что наука о государстве законодательно определяет, какие поступки следует совершать и что для одного человека благом является тоже самое, что и для государства.

Экономические взгляды Аристотеля не отделены от его философского учения, они вплетены в общую тему рассуждений об основах этики и политики (науки о государстве, управлении людьми). В его трактатах видно стремление выделить и понять некоторые категории и связи, ставшие впоследствии предметом политической экономии как науки.

Заключение

Маркс называл Аристотеля «Александром Македонским греческой философии». Это сравнение имеет глубокий исторический смысл, ибо Аристотель как ученый объединил в смелых, широких обобщениях весь научный опыт Греции, подобно Александру, объединившему под своей властью весь античный мир.

Научная деятельность Аристотеля охватила все области античного знания. Произведения его носят энциклопедический характер. Труды Аристотеля - важнейший источник наших знаний в области доаристотелевской философии. Аристотель сумел охватить и обобщить огромный познавательный материал, накопленный в развитии античной науки и философии. Смелость и глубина постановки вопросов, широта охвата, живая, творческая, ищущая мысль сделали Аристотеля одним из наиболее выдающихся мыслителей, каких знает история философии. Все области знания, с которыми соприкасался Аристотель, - политика, этика, эстетика, натурфилософия, логика, метафизика, экономика - получили благодаря деятельности Аристотеля новый вид. Стремясь найти единство и систему в многообразии бытия, он в то же время старался раскрыть пути превращения бытия из одного вида в другой, старался обнаружить противоречивые связи и взаимоотношения бытия. За это философы и ценили высоко Аристотеля как самую всеобъемлющую голову среди греческих философов.

Экономическая мысль Аристотеля развивалась под влиянием разложения общины, в условиях обострения противоречий рабовладельческого строя в период расцвета и кризиса. На нее также оказывало большое влияние развитие городов и связанный с этим рост ремесла и торговли. В период расцвета экономической мысли Аристотель пытался анализировать товарно-денежные отношения, условия обмена, деньги. Он не только давал советы о том, как вести хозяйство, но и пытался теоретически осмыслить экономические процессы. У Аристотеля существовал натурально-хозяйственный подход к экономическим проблемам.

В дальнейшем историческом развитии учения Аристотеля стали источниками многочисленных школ и направлений.

Список использованной литературы

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. М., «ТЕИС», 2008 г.

2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: « Дело Лтд», 2008.

3. Богомолов А. С. Античная философия. М.: МГУ, 2009 г.

4. Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. М.: БЕК, 2009.

5. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 2008.

6. История экономической мысли в России: Учебное пособие для вузов. / Под редакцией А.Н. Марковой. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2008.

7. История экономических учений: (современный этап): Учебник. Под редакцией А.Г. Худокормова. М.: ИНФРА-М, 2008.

8. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, Вита-Пресс, 2009.

9. Современные экономические теории запада. Учебное пособие для вузов. Под редакцией А.Н. Марковой. М.: «Финстатинформ», 2010.

10. Ягдаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов. М.: Инфра - М, 2010.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Интересно, изучая экономические взгляды Аристотеля, проследить за тем, как события общественной жизни его эпохи находили отражение в становлении экономических взглядов. Мир Аристотеля, крушение греческих полисов и возникновение империи А. Македонского.

    реферат , добавлен 07.07.2008

    Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство греческого общества. Понятие "стоимости" в трудах Аристотеля. Экономика и хрематистика. Основные положения экономической теории Аристотеля. Понятие потребительной и меновой ценности.

    реферат , добавлен 28.01.2013

    История возникновения экономической мысли в Древнем мире. Основные экономические взгляды Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Катона Старшего и Варрона. Сравнение "Суммы теологий" ранних и поздних канонистов. Фома Аквинский - завершитель взглядов канонистов.

    реферат , добавлен 20.11.2011

    Экономические взгляды Ксенофонта. Разделение труда в учениях Ксенофонта. Главная отрасль хозяйства по Платону. Развитие экономической мысли Древней Греции. Аргументы Аристотель против учения Платона. Заслуга Аристотеля в развитии экономической мысли.

    контрольная работа , добавлен 08.11.2009

    Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения Древнего мира и Средневековья. Меркантилизм – первая концепция рыночной экономической теории. Экономические взгляды и реформаторские концепции противников политической экономии.

    тест , добавлен 06.05.2011

    Сущность предмета истории экономических учений. Основные предпосылки возникновения экономической мысли в государствах Древнего Востока. Анализ экономических идей Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Предпосылки возникновения марксистской экономической теории.

    шпаргалка , добавлен 06.12.2011

    Социально-экономические идеи Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского. Экономические воззрения Средневековья. Меркантилизм: этапы развития, основные представители. Классическая политическая экономия: общая характеристика. Предпосылки и источники маржинализма.

    шпаргалка , добавлен 08.09.2013

    Понятие и сущность экономических законов и принципов. Разработка и осуществление экономической политики с учетом основных экономических законов. Экономические законы в XXI веке. Практика использования экономических законов в управлении производством.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2011

    Становление современных экономических теорий. Вклад школы физиократов в развитие экономической науки. Сведения из биографии и экономические взгляды А. Тюрго, его вклад в развитие идей физиократизма. Ограничение сферы производства сельским хозяйством.

    контрольная работа , добавлен 20.05.2009

    Изучение понятия, содержания и основных этапов развития экономической мысли. Рассмотрение главных функций и познавательных методов экономической теории. Выделение экономических категорий и законов как исходной ступени познания научной дисциплины.

Загрузка...