Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Роль экономической дипломатии в развитии международной торговли. Что такое экономическая дипломатия

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Экономическая дипломатия - элемент внешней политики государства; разновидность дипломатии , включающая в себя дипломатические действия, сосредоточенные на подтверждении экономических интересов страны на международном уровне: увеличение экспорта , привлечение иностранных инвестиций , участие в работе международных экономических организаций .

Экономическая дипломатия представляет собой деятельность государственных институтов с привлечением общественных и предпринимательских структур, применением знаний современных экономических, политических, правовых наук и инструментов, методов и форм современной дипломатии, использованием двусторонних и многосторонних институтов в целях реализации национальных экономических интересов на мировой арене, направленной на устойчивое и стабильное развитие социально ориентированной рыночной экономики страны. В более краткой форме это можно выразить так: Экономическая дипломатия - это деятельность по реализации национальных экономических интересов на мировой арене и защита экономической безопасности дипломатическими методами.

Согласно более комплексному определению, под экономической дипломатией понимают совместную деятельность ее акторов - государства, общественных и деловых кругов - по защите национальных экономических интересов на международной арене, использующая инструментарий традиционной и современной дипломатии, комплекс внешнеэкономических институтов, региональных и многосторонних структур. Конечная цель экономической дипломатии - повышение международной конкурентоспособности страны .

История

Современная система экономической дипломатии начала формироваться в эпоху Возрождения , совпавшей с частичной глобализацией европейского рынка за счет расширения торговых связей между странами. В связи с этим забота о продвижении собственных товаров и, как следствие, экономических интересов государства, стала входить в обязанности внешнеполитических ведомств. В эту эпоху эффективность коммерческой дипломатии на практике доказал контролер финансов и советник французского короля Людовика XIV Жан-Батист Кольбер , который благодаря умению договариваться с кредиторами и грамотному внешнеэкономическому курсу сумел преодолеть последствия затратной милитаристской политики короля .

Экономическая дипломатия претерпела существенные изменения после экономического кризиса 1929 года и Второй мировой войны . Многие из особенностей, возникших в послевоенную эпоху, характерны и для сегодняшней экономической дипломатии. Так, в послевоенный период появляются новые акторы международных экономических отношений, прежде всего - международные организации (Международный валютный фонд , Международный банк реконструкции и развития). Кроме того, обилие торговых соглашений и участие государств сразу в нескольких международных экономических организациях уменьшают как вероятность сепаратных, односторонних шагов отдельных государств, так и роль государства в международных экономических отношениях в целом, давая простор для действий других акторов.

Современная экономическая дипломатия отличается дина­мизмом, наступательным характером, значительной открыто­стью, расширением и усложнением используемого инструмен­тария. Различные уровни экономической дипломатии - дву­сторонний, многосторонний, региональный и межрегиональный - все более тесно взаимодействуют и дополняют друг друга, создавая благоприятные возможности для эффек­тивного обеспечения национальных интересов в условиях гло­бализации. Экономическая дипломатия сегодня - это важнейший ры­чаг укрепления международной конкурентоспособности стра­ны, получения выгод и конкурентных преимуществ на мировом рынке.

Еще одной особенностью современной экономической дипломатии является то, что важные решения, влияющие на мировую экономику, зачастую принимаются в результате договоренности неформальных объединений ведущих экономик мира (группы , G7 (G8) , G10 , WP3) .

Концепция экономической дипломатии Республики Узбекистан (проект основных положений) разработана в 2013 году в рамках реализации совместного проекта МИД Узбекистана и Программы развития ООН в Узбекистане «Развитие национального потенциала для продвижения и эффективного использования экономической дипломатии». Автор проекта Концепции: Мавланов И.Р., заведующий кафедрой Практическая Дипломатия Университета мировой экономики и дипломатии Республики Узбекистан, доктор экономических наук.

Структура экономической дипломатии

Выделяются три основных составляющих современной экономической дипломатии:

Акторы экономическом дипломатии

Акторами экономической дипломатии называют её действующие субъекты.

Для современной экономической дипломатии характерны традиционные акторы, которые действуют в классической дипломатии, а также традиционные субъекты экономических отношений. Среди них - профессиональные дипломаты , внешнеполитические ведомства , представительства государств в других странах (посольства , консульства), а также министерства экономики и финансов, сельского хозяйства и другие.

Акторами, чья деятельность характерна исключительно для экономической дипломатии, являются, например, торговые представительства , в чьи задачи входит представление внешнеэкономических интересов государства за рубежом .

Кроме этого, для современной экономической дипломатии характерны и новые типы акторов: неправительственные организации, местные власти, промышленные и торговые объединения, а также отдельные фирмы и предприниматели .

Средства и методы экономической дипломатии

Основные методы экономической дипломатии вытекают из ее основных задач по укреплению позиции государства в мировой экономике. В статье Павола Бараная, руководителя торговой и экономической секции посольства Словакии в Латвии, они приведены следующим образом:

  • Аналитический метод заключается в сборе соответствующим ведомством информации об экономической ситуации в целевой стране, о структуре и степени открытости её рынка, инвестиционном климате, структуре импорта и экспорта и т. д. Анализ этой позволяет выстроить стратегию взаимодействия с данным государством.
  • Создание директив для присутствия на рынке . Использование этого метода делает возможным создание благоприятных условий для деятельности экономических акторов в целевой стране. В рамках этого метода могут использоваться такие традиционные методы дипломатии, как проведение выставок, круглых столов, переговоров и др. Помимо этого, метод требует привлечения экспертов, поскольку обычный дипломат может не обладать соответствующей квалификацией для грамотного проведения указанных мероприятий.
  • Метод «сыгранности» предполагает слаженную работу дипломатических и экономических ведомств, экспертов и других заинтересованных сторон с целью добиться баланса между экономической и политической составляющей экономической дипломатии и максимально поспособствовать развитию торгово-экономических отношений между двумя странами.

Экономическая и торговая дипломатия

Исторически первой формой внешних экономических контактов была торговля. Необходимость регулирования торговли между государственными образованиями привела к появлению торговой дипломатии . Тем не менее, в связи с развитием международных экономических отношений и появлением новых институтов торговая дипломатия перестала быть тождественной экономической . Так, торговая дипломатия государства решает вопросы, связанные с торговой политикой государств, и включает в себя обсуждение возможности и условий доступа товаров и услуг на внутренние рынки государств, с которыми ведутся переговоры, а также обеспечивает доступ товаров и услуг этого государства на свой внутренний рынок . Таким образом, понятие экономической дипломатии шире с точки зрения ее целей, круга решаемых вопросов и, как следствие, средств и методов.

Точки зрения на экономическую дипломатию

Многие исследователи экономической дипломатии убеждены, что экономика является одной из главных форм межгосударственного взаимодействия и имеет больший потенциал влияния, чем военная сила. По мнению Л. М. Батурина из Южно-Уральского государственного университета , фактор силы в отношениях между государствами в последнее время уступает экономическим факторам, в связи с чем роль экономической дипломатии в наши дни выше, чем когда-либо . При этом он отмечает, что классическая двухсторонняя экономическая дипломатия значительно эффективнее многосторонней, так как избавлена от процедурных вопросов и позволяет решать вопросы напрямую.

Французский экономист и дипломат Ги Каррон де ла Каррьер считает, что экономическая дипломатия является единственным эффективным методом влияния на экономические отношения между государствами, в то время как политические рычаги влияния на экономику показывают себя как ненадежные . При этом он не отрицает эффективность влияния экономики и экономической дипломатии на политику и отношения между государствами.

Доктор экономических наук Университета мировой экономики и дипломатии И.Р.Мавланов предлагает свою методологию исследования современной экономической дипломатии, которая должна включать:

Напишите отзыв о статье "Экономическая дипломатия"

Ссылки и примечания

  1. - 23.03.09. Актуальные проблемы экономики.
  2. Мавланов И.Р. Экономическая дипломатия. - Университет мировой экономики и дипломатии. - Ташкент: Университет мировой экономики и дипломатии, 2007. - С. 54. - ISBN 978-9943-340-06-0 .
  3. Мавланов И.Р. Экономическая дипломатия Индии в условиях трансформации мирового порядка. - Университет мировой экономики и дипломатии. - Ташкент: Университет мировой экономики и дипломатии, 2010. - С. 115-116. - ISBN 978-9943-340-13-8 .
  4. Мавланов И.Р. Экономическая дипломатия для развития национального потенциала. - Университет мировой экономики и дипломатии. - Ташкент: УМЭД, 2015. - С. 21, 522-563. - ISBN 978-9943-340-39-8 .
  5. Мавланов И.Р. Экономическая дипломатия: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп.. - Университет мировой экономики и дипломатии. - Москва: ООО Издательство "Аспект Пресс", 2016. - С. 34-36, 17. - ISBN 978-5-7567-0857-8 .
  6. Дегтерев Д. А. Микро- и макроэкономическая дипломатия. Теория и практика / Д. А. Дегтерев // Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2007 года. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. - 2008. - С. 225
  7. Трикоз, Е. Н. Формирование древнеегипетского права:У истоков древнейшей правовой традиции /Е. Н. Трикоз. //Правоведение. −2005. - № 1. - С. 186
  8. - стр. 54.
  9. Помпеев Ю. А., Очерки по истории европейской научной мысли. - СПб, «Абрис», 2003 г. - с. 188-190.
  10. М. П. Баскин. Монтескье. - М., Рипол Классик, 1975 г. - стр. 129.
  11. - стр. 55.
  12. - стр. 56-57.
  13. Van Bergeij, Peter A. G. Economic Diplomacy and the Geography of International Trade. - Edward Elgar Publishing, North Hampton, 2009.
  14. Дегтерев Д. А. Микро- и макроэкономическая дипломатия. Теория и практика / Д. А. Дегтерев // Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2007 года. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. - 2008. - С. 225-226
  15. Каррон де ла Каррьер Г. Экономическая дипломатия: дипломат и рынок / МГИМО(У) МИД России. - М.: РОССПЭН, 2003.
  16. Стровский Л. Е., Казанцев С. К., Паршина Е. А. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004, с.96-98.
  17. - стр. 59.
  18. Основы торговой политики и правила ВТО. - М.: Международные отношения, 2005.
  19. [Л. М. Батурин. Экономическая дипломатия в мировой политике. История и современность. - Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, № 3, том 14 - 2014 г. - стр. 54]
  20. Каррон де ла Каррьер Г. Экономическая дипломатия. Дипломат и рынок / Пер. с фр. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. - с. 11.
  21. Братерский М. В. Расцвет экономической дипломатии, надолго ли? - 07 октября 2014 г. - Российский совет по международным делам.
К:Википедия:Изолированные статьи (тип: не указан)

Отрывок, характеризующий Экономическая дипломатия

– Тут приехал разъезд, и всех тех, которые не грабили, всех мужчин забрали. И меня.
– Вы, верно, не все рассказываете; вы, верно, сделали что нибудь… – сказала Наташа и помолчала, – хорошее.
Пьер продолжал рассказывать дальше. Когда он рассказывал про казнь, он хотел обойти страшные подробности; но Наташа требовала, чтобы он ничего не пропускал.
Пьер начал было рассказывать про Каратаева (он уже встал из за стола и ходил, Наташа следила за ним глазами) и остановился.
– Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека – дурачка.
– Нет, нет, говорите, – сказала Наташа. – Он где же?
– Его убили почти при мне. – И Пьер стал рассказывать последнее время их отступления, болезнь Каратаева (голос его дрожал беспрестанно) и его смерть.
Пьер рассказывал свои похождения так, как он никогда их еще не рассказывал никому, как он сам с собою никогда еще не вспоминал их. Он видел теперь как будто новое значение во всем том, что он пережил. Теперь, когда он рассказывал все это Наташе, он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, – не умные женщины, которые, слушая, стараются или запомнить, что им говорят, для того чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же или приладить рассказываемое к своему и сообщить поскорее свои умные речи, выработанные в своем маленьком умственном хозяйстве; а то наслажденье, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасыванья в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины. Наташа, сама не зная этого, была вся внимание: она не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагиванья мускула лица, ни жеста Пьера. Она на лету ловила еще не высказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера.
Княжна Марья понимала рассказ, сочувствовала ему, но она теперь видела другое, что поглощало все ее внимание; она видела возможность любви и счастия между Наташей и Пьером. И в первый раз пришедшая ей эта мысль наполняла ее душу радостию.
Было три часа ночи. Официанты с грустными и строгими лицами приходили переменять свечи, но никто не замечал их.
Пьер кончил свой рассказ. Наташа блестящими, оживленными глазами продолжала упорно и внимательно глядеть на Пьера, как будто желая понять еще то остальное, что он не высказал, может быть. Пьер в стыдливом и счастливом смущении изредка взглядывал на нее и придумывал, что бы сказать теперь, чтобы перевести разговор на другой предмет. Княжна Марья молчала. Никому в голову не приходило, что три часа ночи и что пора спать.
– Говорят: несчастия, страдания, – сказал Пьер. – Да ежели бы сейчас, сию минуту мне сказали: хочешь оставаться, чем ты был до плена, или сначала пережить все это? Ради бога, еще раз плен и лошадиное мясо. Мы думаем, как нас выкинет из привычной дорожки, что все пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье. Впереди много, много. Это я вам говорю, – сказал он, обращаясь к Наташе.
– Да, да, – сказала она, отвечая на совсем другое, – и я ничего бы не желала, как только пережить все сначала.
Пьер внимательно посмотрел на нее.
– Да, и больше ничего, – подтвердила Наташа.
– Неправда, неправда, – закричал Пьер. – Я не виноват, что я жив и хочу жить; и вы тоже.
Вдруг Наташа опустила голову на руки и заплакала.
– Что ты, Наташа? – сказала княжна Марья.
– Ничего, ничего. – Она улыбнулась сквозь слезы Пьеру. – Прощайте, пора спать.
Пьер встал и простился.

Княжна Марья и Наташа, как и всегда, сошлись в спальне. Они поговорили о том, что рассказывал Пьер. Княжна Марья не говорила своего мнения о Пьере. Наташа тоже не говорила о нем.
– Ну, прощай, Мари, – сказала Наташа. – Знаешь, я часто боюсь, что мы не говорим о нем (князе Андрее), как будто мы боимся унизить наше чувство, и забываем.
Княжна Марья тяжело вздохнула и этим вздохом признала справедливость слов Наташи; но словами она не согласилась с ней.
– Разве можно забыть? – сказала она.
– Мне так хорошо было нынче рассказать все; и тяжело, и больно, и хорошо. Очень хорошо, – сказала Наташа, – я уверена, что он точно любил его. От этого я рассказала ему… ничего, что я рассказала ему? – вдруг покраснев, спросила она.
– Пьеру? О нет! Какой он прекрасный, – сказала княжна Марья.
– Знаешь, Мари, – вдруг сказала Наташа с шаловливой улыбкой, которой давно не видала княжна Марья на ее лице. – Он сделался какой то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда?
– Да, – сказала княжна Марья, – он много выиграл.
– И сюртучок коротенький, и стриженые волосы; точно, ну точно из бани… папа, бывало…
– Я понимаю, что он (князь Андрей) никого так не любил, как его, – сказала княжна Марья.
– Да, и он особенный от него. Говорят, что дружны мужчины, когда совсем особенные. Должно быть, это правда. Правда, он совсем на него не похож ничем?
– Да, и чудесный.
– Ну, прощай, – отвечала Наташа. И та же шаловливая улыбка, как бы забывшись, долго оставалась на ее лице.

Пьер долго не мог заснуть в этот день; он взад и вперед ходил по комнате, то нахмурившись, вдумываясь во что то трудное, вдруг пожимая плечами и вздрагивая, то счастливо улыбаясь.
Он думал о князе Андрее, о Наташе, об их любви, и то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это. Было уже шесть часов утра, а он все ходил по комнате.
«Ну что ж делать. Уж если нельзя без этого! Что ж делать! Значит, так надо», – сказал он себе и, поспешно раздевшись, лег в постель, счастливый и взволнованный, но без сомнений и нерешительностей.
«Надо, как ни странно, как ни невозможно это счастье, – надо сделать все для того, чтобы быть с ней мужем и женой», – сказал он себе.
Пьер еще за несколько дней перед этим назначил в пятницу день своего отъезда в Петербург. Когда он проснулся, в четверг, Савельич пришел к нему за приказаниями об укладке вещей в дорогу.
«Как в Петербург? Что такое Петербург? Кто в Петербурге? – невольно, хотя и про себя, спросил он. – Да, что то такое давно, давно, еще прежде, чем это случилось, я зачем то собирался ехать в Петербург, – вспомнил он. – Отчего же? я и поеду, может быть. Какой он добрый, внимательный, как все помнит! – подумал он, глядя на старое лицо Савельича. – И какая улыбка приятная!» – подумал он.
– Что ж, все не хочешь на волю, Савельич? – спросил Пьер.
– Зачем мне, ваше сиятельство, воля? При покойном графе, царство небесное, жили и при вас обиды не видим.
– Ну, а дети?
– И дети проживут, ваше сиятельство: за такими господами жить можно.
– Ну, а наследники мои? – сказал Пьер. – Вдруг я женюсь… Ведь может случиться, – прибавил он с невольной улыбкой.
– И осмеливаюсь доложить: хорошее дело, ваше сиятельство.
«Как он думает это легко, – подумал Пьер. – Он не знает, как это страшно, как опасно. Слишком рано или слишком поздно… Страшно!»
– Как же изволите приказать? Завтра изволите ехать? – спросил Савельич.
– Нет; я немножко отложу. Я тогда скажу. Ты меня извини за хлопоты, – сказал Пьер и, глядя на улыбку Савельича, подумал: «Как странно, однако, что он не знает, что теперь нет никакого Петербурга и что прежде всего надо, чтоб решилось то. Впрочем, он, верно, знает, но только притворяется. Поговорить с ним? Как он думает? – подумал Пьер. – Нет, после когда нибудь».
За завтраком Пьер сообщил княжне, что он был вчера у княжны Марьи и застал там, – можете себе представить кого? – Натали Ростову.
Княжна сделала вид, что она в этом известии не видит ничего более необыкновенного, как в том, что Пьер видел Анну Семеновну.
– Вы ее знаете? – спросил Пьер.
– Я видела княжну, – отвечала она. – Я слышала, что ее сватали за молодого Ростова. Это было бы очень хорошо для Ростовых; говорят, они совсем разорились.
– Нет, Ростову вы знаете?
– Слышала тогда только про эту историю. Очень жалко.
«Нет, она не понимает или притворяется, – подумал Пьер. – Лучше тоже не говорить ей».
Княжна также приготавливала провизию на дорогу Пьеру.
«Как они добры все, – думал Пьер, – что они теперь, когда уж наверное им это не может быть более интересно, занимаются всем этим. И все для меня; вот что удивительно».
В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».
Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».
При входе в дом княжны Марьи на Пьера нашло сомнение в справедливости того, что он был здесь вчера, виделся с Наташей и говорил с ней. «Может быть, это я выдумал. Может быть, я войду и никого не увижу». Но не успел он вступить в комнату, как уже во всем существе своем, по мгновенному лишению своей свободы, он почувствовал ее присутствие. Она была в том же черном платье с мягкими складками и так же причесана, как и вчера, но она была совсем другая. Если б она была такою вчера, когда он вошел в комнату, он бы не мог ни на мгновение не узнать ее.
Она была такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое и странно шаловливое выражение.
Пьер обедал и просидел бы весь вечер; но княжна Марья ехала ко всенощной, и Пьер уехал с ними вместе.
На другой день Пьер приехал рано, обедал и просидел весь вечер. Несмотря на то, что княжна Марья и Наташа были очевидно рады гостю; несмотря на то, что весь интерес жизни Пьера сосредоточивался теперь в этом доме, к вечеру они всё переговорили, и разговор переходил беспрестанно с одного ничтожного предмета на другой и часто прерывался. Пьер засиделся в этот вечер так поздно, что княжна Марья и Наташа переглядывались между собою, очевидно ожидая, скоро ли он уйдет. Пьер видел это и не мог уйти. Ему становилось тяжело, неловко, но он все сидел, потому что не мог подняться и уйти.
Княжна Марья, не предвидя этому конца, первая встала и, жалуясь на мигрень, стала прощаться.
– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…
Пьер смотрел в глаза княжне Марье.
– Ну, ну… – говорил он.
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.
Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей.
«Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!..»
– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.

В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен.
Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда „je vous aime“?» [я люблю вас] Теперь, напротив, каждое слово ее, свое он повторял в своем воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить: хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли, или дурно то, что он предпринял, – теперь не было и тени. Одно только страшное сомнение иногда приходило ему в голову. Не во сне ли все это? Не ошиблась ли княжна Марья? Не слишком ли я горд и самонадеян? Я верю; а вдруг, что и должно случиться, княжна Марья скажет ей, а она улыбнется и ответит: «Как странно! Он, верно, ошибся. Разве он не знает, что он человек, просто человек, а я?.. Я совсем другое, высшее».
Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось.
Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания.

Существуют расхождения в самом понимании целей и задач экономической дипломатии.

Одни видят в экономической дипломатии всего лишь механизмы продвижения торгово-экономических интересов национального бизнеса, включая даже недопустимые механизмы дипломатической защиты. Другие рассматривают экономическую дипломатию как еще одну возможность укреплять международные позиции своей страны, ее возможности на переговорах. Третьим представляется особенно важным использование торговых и иных аналогичных проблем как средства продвижения за рубеж норм и стандартов ведения экономических отношений в том нормативном и социально-политическом русле, которое отвечает интересам конкретных национальных финансово-промышленных элит.

Четвертым возможности экономической дипломатии видятся как удобный механизм передела рынков и сфер влияния в выгодном для них ключе.

Цели экономической дипломатии:

Обеспечение внешнеэкономической безопасности, то есть предупреждение или предотвращение угроз для сбалансированного развития хозяйства вследствие нарушения внешнеэкономических связей. В частности, здесь речь идет о бесперебойном снабжении населения продовольствием и медикаментами, предприятий - энергетическими ресурсами и так далее. Однако роль экономической дипломатии не сводится к действиям в случае чрезвычайных ситуаций, она осуществляет данную деятельность в повседневных мероприятиях. Обеспечение стране условий международного экономического сотрудничества, способствующих повышению уровня и качества жизни ее населения.

Экономическая дипломатия помогает расширять внешнеэкономические связи и их формы, что способствует решению внешнеполитических задач и стратегий государства.

Задачи экономической дипломатии:

1. Расширения взаимовыгодного экономического сотрудничества

2. Обеспечение внешнеэкономической безопасности, то есть предупреждение или предотвращение угроз для сбалансированного развития хозяйства вследствие нарушения внешнеэкономических связей. В частности, здесь речь идет о бесперебойном снабжении населения продовольствием и медикаментами, предприятий - энергетическими ресурсами и так далее.

3. укрепления международной конкурентоспособности страны и получения выгод и конкурентных преимуществ на мировом рынке.

4. обеспечение национальных интересов в быстро глобализирующемся мире.

5. использования национальных ресурсов либо во внешнеполитических целях, либо для получения преимуществ за счет торговых партнеров.

Главной задачей экономической дипломатии, на мой взгляд, является также обеспечение для страны и ее предпринимателей выгодных условий для международного экономического взаимодействия. В идеале это должно способствовать повышению прибыльности, обеспечению непрерывности и безопасности осуществляемых внешнеэкономических операций страны в целом и росту уровня и качества жизни ее населения.

Конечно, усиление экономической взаимозависимости стран в условиях глобализации вынуждает правительства иногда прибегать к средствам экономической дипломатии для решения и внешне­политических задач, особенно в периоды, когда с помощью традиционных дипломатических средств не удается найти взаимоприемлемого решения.

Несомненно, эффективность экономической дипломатии и, соответственно, внешнеэкономической деятельности страны в целом и ее предпринимателей, в частности, зависит от наличия четкой государственной внешнеэкономической стратегии. В ней должны быть ясно сформулированы общие цели, конкретные задачи и стратегические направления развития внешнеэкономической деятельности, указаны приоритеты в товарной и географической структуре внешней торговли, направления и наиболее желательные формы инвестиционного сотрудничества. В условиях рыночной (капиталистической) экономики ориентация бизнеса исключительно на получение максимальной прибыли кажется вполне логичной. Однако, в реальной практике это не совсем так. Поэтому поддержка интересов частного бизнеса на мировом рынке - особый раздел в искусстве экономической дипломатии.

Инструменты и методы современной экономической дипломатии весьма разнообразны -- от традиционных деловых переговоров до прямого лоббирования национальных интересов на глобальном рынке и проведения соответствующей, продвигающей нужное решение в практику и формирующей общественное мнение, информационной политики. Методы экономической дипломатии предполагают также использование инструментов традиционной дипломатии: ноты и заявления, консультации и обсуждения, обмен мнениями, в том числе в неофициальном порядке, визиты и встречи, участие в работе международных экономических организаций. В мире практически сформировался механизм экономической дипломатии, состоящий из всех известных приемов и методов, который используется для достижения договоренностей с другими странами о взаимных уступках на двусторонней и многосторонней основе. Одним из специфических аспектов экономической дипломатии является мастерство ведения переговоров в целях предотвращения или урегулирования конфликтов в экономических отношениях, поиска компромиссов и взаимоприемлемых договоренностей, заключения соглашений в той или иной форме, предусматривающих расширение внешнеэкономического сотрудничества на основе равноправия и взаимной выгоды, насколько это возможно в условиях глобальной конкуренции. Однако, взаимной выгоды, как известно, можно добиться преимущественно только путем взаимных уступок. Поэтому именно осознанные взаимные уступки выступают важным средством достижения компромисса в любых ситуациях и приобретают особое значение в условиях глобализации и глобальной конкуренции, нацеленной на достижение глобального превосходства.

В современных условиях всеобщей глобальной конкуренции практически нет союзников. Полномасштабная глобальная конкуренция изначально предполагает т.н. « схватку», в которой выигрывает сильнейший. Она реально ухудшает отношения, практически исключает полноценное сотрудничество, но улучшает покупательский климат и обостряет сбытовой инстинкт и тягу быть лучшим и сильнейшим, стимулирует волю к выживанию в сложных условиях мирового рынка. Собственно, глобальные конкурентные игры на современной мировой экономической арене чем-то напоминают бой древнеримских гладиаторов, слегка замаскированный духом соревнования и легитимной целью - создания стратегических альянсов партнеров по бизнесу, которые в любой момент в случае изменения их целей и малейшего нарушения их интересов могут превратиться в самых ярых конкурентов. А это значит, что участвующие в подобной современной конкурентной игре должны постоянно находиться в политическом и экономическом тонусе и напряжении, отслеживая маневры своего партнера-конкурента. В условиях глобальной конкуренции весьма актуальны стратегические рекомендации Н. Макиавелли и представляется особенно перспективной активная, иногда даже агрессивная по форме экономическая дипломатия с целью: проникновения и захвата перспективных мировых и региональных рынков. Именно поэтому практически все страны мира стремятся укрепить свои институциональные и организационные структуры для поддержки внешнеэкономической деятельности и лоб­бирования интересов отечественных компаний за рубежом.

Напомним, что конкуренция « ни чиста, ни совершенна». Но, несомненно, существует «точка перехода» от состояния конкуренции к подобию сотрудничества. Именно эту « точку» пересечения интересов, основанную на взаимных уступках в решении своих или общих проблем и необходимо найти в процессе дипломатических переговоров на экономической почве. В частности, при обсуждении глобальных, общих для всего человечества проблем на межнациональном уровне, в рамках международных организаций, на международных встречах глав-государств, особенно, на встречах «Большой восьмерки» упоминаются такие категории, как «глобальное партнерство» и «глобальный потенциал». Это выводит дипломатию и экономическую дипломатию в частности на качест­венно иной уровень развития и значимости, который характеризуется расширением возможностей и повышением ответственности за решения общемировых задач.

Статус экономической дипломатии в системе государственной власти практически всех стран, в том числе и России, высок и непрерывно повышается, существенно расширяются функции и улучшается ка­чество работы, повышается виртуозность и профессиональный уровень персонала. Во главе подобных структур, как правило, находятся руководители высокого уровня, имеющие богатый опыт дипломатической работы и хозяйственного управления, хорошо понимающие цели и задачи страны и ее предпринимателей. С целью проведения более активной и эффективной внешнеэкономической стратегии России, в условиях взятого курса на ускорение инновационного развития экономики страны, представляется необходимой целенаправленная подготовка и соответствующее образование молодых квалифицированных, профессиональных кадров со специализацией в области экономической дипломатии, для выполнения столь сложной и деликатной работы по продвижению национальных экономических интересов РФ на мировом рынке в условиях глобальной конкуренции. « Крупномасштабное производство виртуозных гладиаторов-дипломатов», способных эффективно отстаивать интересы страны и ее предпринимателей на глобальной экономической арене можно считать важным направлением международного финансово-экономического образования и фактором успешной реализации инновационной стратегии развития России.

Основными функциями современной экономической дипломатии являются:

а) продвижение национального экономического интереса на мировом рынке и обеспечение национальной экономической безопасности;

б) выполнение функций по реализации внешней экономической политики;

в) государственное содействие формам и методам участия национальных структур в международной экономике;

г) повышение роли экономических вопросов при проведении консультаций между посольствами, министерствами и т.д.

Основные методы экономической дипломатии. Дипломатическая миссия является основной структурной единицей в предоставлении своему государству информации об основных принципах и структуре и тенденциях развития экономики страны пребывания, ее планов и программ, валютно-финансового состояния, развития внешнеэкономических связей, конъюнктуры рынков товаров и услуг; ее экспортного и импортного потенциала, о запросах прямых инвестиций в экономику страны, собранной через официальные источники, к которым миссия имеет непосредственный доступ. Все это позволяет создать потенциал для дальнейшего экономического сотрудничества.

Одной из главных задач дипломатических миссий является содействие участникам внешнеэкономических отношений своей страны в их работе на рынках страны пребывания, защита и осуществление контроля над соблюдением интересов страны в процессе их деятельности и ее координация без вмешательства в их хозяйственную деятельность; представление своего государства как страны, чье финансовое, экономическое и политическое положение позволяет рассматривать ее в качестве надежного партнера в области внешнеэкономической деятельности, оказывать содействия своим участникам внешнеэкономической деятельности в ее осуществлении, организовывать переговоры, конгрессы, семинары, круглые столы, выставки; прорабатывать поступающие предложения своих предприятий по организации экспорта -- импорта товаров и услуг, инвестиционных запросов и предложений, оказывать им консультационно-информационные услуги, использовать местных экспертов для анализа экономики и рынка, где требуются потому специальные знания, которых может не иметь профессиональный дипломат.

Защищая интересы страны.

РУСЛАН ШАФИЕВ

Даже во втором десятилетии XXI века отечественные и зарубежные специалисты так и не пришли к согласию по вопросам экономической дипломатии. Нет единого подхода к понятийному аппарату, периоду зарождения и этапам эволюции экономической дипломатии, современному представлению о ее видах и механизмах. Исследователей даже с единичными публикациями на эту тему не так много.

Среди отечественных ученых и дипломатов это основоположник теории экономической дипломатии в постсоветский период В. Д. Щетинин, а также И. А. Орнатский, Л. Д. Градобитова, академик И. Д. Иванов, Т. В. Зонова, М. А. Конаровский, Д. А. Дегтерев и некоторые другие. Среди зарубежных исследователей и дипломатов в этом плане следует отметить Г. Каррон де ла Каррьера, Н. Бейна и С. Вулкока, А. Касымова и Б. Гиясова.

Впервые слово «дипломатия» было употреблено в Англии в 1645 году1. Классическая форма дипломатии соответствует итальянской модели развития и формировалась на основе межгосударственной торговли после подписания Вестфальского мирного договора в Германской империи в 1648 году. Этот документ положил конец Тридцатилетней войне общеевропейского масштаба, подвел итог столетнего конфессионального противостояния в Европе, внес правовую основу в систему европейских международных отношений и определил их характер на несколько веков вперед. Потребовалось еще целое столетие, чтобы слово «дипломатия» прочно вошло в научный и культурно-политический обиход в Западной Европе2.

В 1737 году другой французский дипломат, Антуан Пеке, в своем трактате «Рассуждение об искусстве переговоров, или Прекрасный посол» впервые ввел понятие дипломатического корпуса и расширил представления о дипломатии и функциях лиц, профессионально занимающихся дипломатией, сделав упор на их нравственных качествах3. Со временем сущность понятия дипломатии претерпела эволюцию: от хитрости, расчетливости и обмана - до искусства вести переговоры во внешних сношениях, а позднее - до отождествления с международной политикой и официальной деятельностью глав государств и загранпредставительств по осуществлению целей и задач внешней политики, защите интересов государства и его граждан за рубежом4.

И экономическая дипломатия возникла не сразу. Прошли тысячи лет, прежде чем она превратилась в самостоятельную область теории и практики международных отношений. Так, отечественный исследователь и политолог Т. В. Зонова, например, отождествляет торговлю с экономической дипломатией, считая, что в существовании экономической дипломатии как таковой нет ничего принципиально нового, только раньше ее называли торговой5. Французский ученый и дипломат Ги Каррон де ла Каррьер также придерживается подобного мнения о том, что экономическая дипломатия существовала издавна, именовалась торговой дипломатией, а теперь лишь обновилась6. Российский экономист Д. А. Дегтерев связывает возникновение экономической дипломатии в современном ее понимании лишь с концом XIX века, когда вслед за Англией в Министерствах иностранных дел ведущих европейских держав того времени стали появляться торговые отделы и коммерческие атташе7.

Следует заметить, что экономическая дипломатия в исторической ретроспективе обязана и примитивному обмену товарами, и развитию торговли, международных отношений, государства и политики. Колыбелью экономической дипломатии как явления международной жизни стала Европа благодаря первым постоянным посольствам в Италии, на территории которой еще до середины XV века возникло несколько городов-государств, имевших между собой тесные экономические связи.

Торговые отношения между государствами не могли развиваться исключительно на основе визитов отдельных консулов - официальных лиц, направляемых правителем за границу, чтобы торговать. Назрела необходимость изучать рынок, защищать интересы промышленников и купцов своей страны за границей. Особенно интенсивно занимались экономическими вопросами венецианские послы. Изучали экономическое положение страны пребывания, ее финансовое дело, активно использовали информацию и влияние венецианских купцов. Отечественные и зарубежные исследователи сошлись на том, что внешняя политика средневековых государств имела коммерческие цели и служила безопасности сухопутных и морских путей сообщения, доступности рынков и свободе заключения торговых сделок.

В первой половине XVII века французский мыслитель Эмерик Крюсе отводил весьма важную роль международной торговле, полагая, что в улучшении благополучия людей купец более полезен, чем солдат. В связи с этим он говорил о строительстве дорог, установлении единой системы мер и весов, единой денежной системы8. Именно развитие товарно-денежных отношений в Европе послужило толчком к зарождению в этот период политической экономии9, которая позднее, в следующем столетии, сформировалась в самостоятельную науку благодаря экономисту Адаму Смиту и английскому финансисту Давиду Рикардо. По мнению Ги Каррона де ла Каррьера, это были первые заложенные камни к возникновению и постановке проблем экономической дипломатии10.

Зарождению в Европе экономической дипломатии как явления на международной арене и осуществления внешнеэкономической политики государств способствовал ряд объективных причин в середине XVIII века. Одной из таких причин стал международный энергетический кризис. Всемирная история свидетельствует о том, что до 1600 года в Европе широко использовали в качестве энергетического сырья торф. Затем ему на смену пришли хворост и древесные поленья. Однако к 1750 году все леса там оказались вырубленными. Кризис способствовал поиску новых видов топлива. Таким сырьем оказался коксующийся уголь, который в изобилии был обнаружен в недрах земли. Повсеместно развернулась добыча угля в шахтах, что позволило свершиться промышленному перевороту11.

В первой половине XVIII века европейские монархии были истощены военными конфликтами, опустошившими государственную казну. С середины XVIII столетия среди французских просвещенных умов распространилось убеждение, что коммерческие и торговые связи, как и извлекаемая государствами от этого выгода, могут стать эффективным средством прекращения международных конфликтов. Парижский мирный договор, подписанный в Версале 10 февраля 1763 года между Англией, Францией и Испанией, как и другие мирные соглашения того периода между европейскими странами, закрепили Вестфальскую систему межгосударственных отношений в Западной Европе12. Это дало повод к развитию экономической дипломатии как явления на международной арене. Международным дипломатическим языком почти на два столетия стал французский, заменив классическую латынь. Французский философ Шарль Монтескье утверждал, что мир является естественным следствием коммерции, ибо занимающиеся совместным прибыльным делом два государства слишком зависят друг от друга, чтобы воевать. А французские реформаторы провозгласили XVIII столетие «веком торговли», пришедшим на смену эпохе войн13. В странах Европы консула стали считать государственным служащим.

Быстрое экономическое развитие, стремительный рост капиталистических отношений, колониальное противоборство европейских стран в XVIII веке, а самое главное - слияние интересов политики и экономики государства - все это явилось, пожалуй, прообразом «примитивной экономической дипломатии». В этот период государственный деятель Великобритании Уильям Питт (1708–1778) заявил, что британская политика - это британская торговля14. Внешняя политика и международные торговые отношения стали для британцев единым целым, как, впрочем, и не только для них. К тому же сама торговля и колониальная политика отдельных государств часто провоцировали международные конфликты.

В этот период традиционные методы производства больше не могли удовлетворять потребности внутреннего рынка из-за дороговизны и нерентабельности. Именно к 1750-м годам проявили себя и последствия «мягкой» индустриализации без возведения гигантских заводов, которые могли бы изменить окружающую среду и дестабилизировать общество. Это стало настоящей «промышленной революцией». Свою позитивную роль сыграла и «демографическая революция», способствовавшая росту населения в Европе; а также развитие банковской системы, рыночная конкуренция, переработка сырьевых товаров, колониальная торговля, инвестиционные потоки. Все это придало особую остроту экономическим проблемам государств на протяжении следующего столетия. Именно в тот период произошло изменение общественного мышления в сторону экономического развития15.

О создании теории экономической дипломатии тогда еще никто не задумывался. Миром, по утверждению французского философа и экономиста Пьера Жозефа Прудона (1809–1865), правила политическая экономия, а экономические отношения между странами были призваны восторжествовать над политическими конфликтами и национальным соперничеством16.

Подписание 9 июня 1815 года Заключительного (Генерального) акта Венского конгресса закрепило мир в Европе после наполеоновских войн и укрепило «дипломатию посредством конференций» или конференционную дипломатию в международных отношениях17. Генеральный акт содержал и особые статьи, которые касались экономических взаимоотношений между европейскими странами. В связи с этим были установлены правила сбора торговых пошлин при пересечении сухопутных границ и судоходства по пограничным и международным рекам, определялись принципы свободного судоходства, в приложении говорилось о запрещении торговли неграми. Нововведения по «Венскому регламенту» стали нормой международного права и надолго вошли в дипломатическую практику.

Примерно к середине XIX века вопросы торговли в посольствах некоторых европейских стран вновь стали играть большую роль, хотя сопротивление дипломатов было упорным и длилось еще несколько десятилетий. Соединенные Штаты, получившие независимость в конце XVIII века, наоборот, недооценивали в то время значение дипломатии в международных торговых отношениях, считая, что кораблестроители, купцы, нефтяные компании могут самостоятельно вступать в переговоры с иностранными государствами, и для этого вполне достаточно одного консула, который занимался бы продвижением экономических интересов за границей.

В Европе с помощью дипломатов создавались многочисленные торговые компании, определялись сферы влияния одних государств над другими, договаривались о предоставлении эксклюзивных прав на эксплуатацию недр. С началом глобализации, в эпоху колониальных захватов, сразу за войсками колонизаторов шли торговцы, а дипломаты спешили закрепить за метрополией новые приобретения в форме концессионных соглашений или договоров18.

В тот период имело место реформирование внешнеполитических институтов некоторых государств. Так, во внешнеполитическом ведомстве Сардинского королевства во главе с правителями Савойского дома в 1850 году появилось Управление по коммерции и консульским делам, которое вскоре было разделено на два отдела - коммерческий и консульский. Впоследствии эта реформа легла в основу Министерства иностранных дел объединенной Италии. Коммерческие департаменты с корпусом коммерческих атташе возникали во внешнеполитических ведомствах и загранпредставительствах Англии, Франции, Германии, Австро-Венгрии, Испании и Бельгии. В Российской империи на смену Коммерц-коллегии еще в конце XVIII века пришло Министерство коммерции. Торговая и финансовая политика постепенно превращалась в составную часть профессиональной дипломатии.

В ходе двух мировых войн роль дипломатии и экономического сотрудничества особенно возрастала. Закупка вооружений, военного обмундирования, поставки продовольствия и другие вопросы политики и экономики на международной арене постоянно находились в центре внимания правительств и внешнеполитических институтов прежде всего воюющих государств. В этот период стала экономизироваться международная политика.

После 1945 года к конференционной дипломатии и экономической дипломатии на двусторонней основе прибавились коллективная дипломатия, отражавшая позиции отдельных групп стран, и дипломатия на многосторонней основе путем участия в международных организациях с заключением многосторонних соглашений между государствами, или дипломатия международных организаций.

В 1946 году вышла в свет в переводе на русский язык книга «Дипломат» известного французского дипломата и ученого Жюля Камбона, который удостоился не только высоких постов в дипломатической службе своей страны, но даже был избран за свои научные труды членом французской «Академии бессмертных». В упомянутой книге, выпущенной первоначально в Париже в 1926 году (то есть когда он уже стал академиком), Жюль Камбон утверждал, что «внешняя политика - не дело чувства. Ее задача - согласовывать случайные факты с постоянными законами, управляющими судьбами нации. Эти законы существуют, но от нас они не зависят. Интересы народов не меняются. Их определяют природа, географическое положение и собственный характер народов. Таким образом, история повторяется». Теория и практика экономической дипломатии показывают, что этот тезис не выдержал испытания временем.

В действительности история не повторяется, в том числе и потому, что экономический компонент мирового сообщества находится в постоянном развитии, и в огромной степени эти перемены обусловлены сознательной политической деятельностью с использованием многообразных методов и форм экономической дипломатии. Учиться такой науке и овладевать искусством соответствующей практики - важная задача.

Мир находился в поиске равновесия и решения макроэкономических проблем. Свободный товарообмен, конвертация основных денежных валют, рыночные экономические отношения, глобализация мировых процессов, а также противоборство двух общественно-политических систем побуждало мировое сообщество находить приемлемые формы сотрудничества между капиталистическими и социалистическими странами в обход политического противостояния. Таковой стала экономическая дипломатия XX века, политический фактор всегда оставался при этом довольно сильным.

Доминирование сбалансированного, комплексного подхода к экономической и политической деятельности страны в обеспечении интересов государства на мировой арене в последней четверти XX века явилось основной причиной «очередной волны» экономической дипломатии как в практическом осуществлении внешней политики, так и в теоретическом плане. Регулирование правовых вопросов международной жизни до сих пор происходит с помощью специальных документов, принятых на основе норм и принципов международного права, прежде всего Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года, а также постановлений Совета Безопасности ООН, положений ВТО и других международных организаций.

Как особый, приоритетный вид дипломатии экономическая дипломатия находится в области пересечения внешней политики, внешнеэкономического курса и внешнеэкономической деятельности государства и является средством реализации внешней политики государства.

Экономическая дипломатия является весьма многогранной и включает ряд видов или отраслевых составляющих, различающихся специализированными сферами приложения, характером и содержанием решаемых задач, спецификой средств и методов дипломатического воздействия, другими экономическими признаками и особыми чертами. Это дипломатия авиационная, арктическая, атомная, военная, гуманитарная, космическая, морская, продовольственная, сельскохозяйственная, торговая или коммерческая, транспортная, туристическая, финансовая. В том числе инвестиционная, кредитная, инвестиционно-кредитная, долговая. Это и дипломатия экологическая, энергетическая, в том числе нефтяная, газовая, нефтегазовая, энергоресурсная19.

Таким образом, экономическая дипломатия является особым, приоритетным видом дипломатии. Между ними наблюдается самая активная связь, поскольку базой для экономической дипломатии служит традиционная дипломатия со всем своим арсеналом приемов, средств и методов.

Экономическая дипломатия - это важнейшее средство внешней политики, определяющее оптимальный и наиболее благоприятный выбор государством своих методов при принятии политических решений, основанных на общности экономических и стратегических интересов двух и более стран, общечеловеческих ценностях и международном праве.

В концентрированном виде появление нового качества экономической дипломатии, выражающегося в расширении сфер национального экономического интереса, можно найти в работе В. И. Ленина «Тетради по империализму», в которой приведены конспекты многих книг, представляющих значительный интерес для характеристики мирового хозяйства и мировой политики конца XIX и начала XX века.

С середины XVIII столетия по начало второго десятилетия XXI века - периода зарождения экономической дипломатии по наши дни - глобально и качественно менялась международная среда как сфера использования экономической дипломатии. На международной арене развивалась и сама экономическая дипломатия: совершенствовался арсенал ее средств и методов, расширялась ее ресурсная база, создавалась соответствующая инфраструктура. В результате этого экономическая дипломатия эволюционировала и на каждом последовавшем этапе решала все более сложные задачи. Основным критерием экономической дипломатии стало слияние, взаимное проникновение политики и экономики государства в осуществлении его внешнеэкономического курса и всей внешнеполитической деятельности в целях обеспечения своих стратегических и экономических интересов дипломатическими средствами.

При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические, информационные факторы. Россия в этот период способствует формированию идеологии становления многополярного мира. Вторая мировая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США. Эта структура рассчитана на односторонние, прежде всего военно-силовые решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

В 1902 году в Лондоне вышла книга Ф. Маккензи «Американские интервенты», в которой анализировалось влияние американских прямых инвестиций за рубежом, в том числе на область политики и дипломатии, таких компаний, как «Отис элевейтор», «Зингер», «Дженерал электрик». «Экономические силы раньше или позже, но неизбежно находят свое выражение в области политической. Поэтому вопрос о том, когда факт помещения капиталов за границей изменит внешнюю политику, является только вопросом времени», - такое заключение содержится в переведенной в 1920-е годы на русский язык книги «Дипломатия доллара» американских авторов С. Ниринга и Д. Фримэна. В этой книге подробно рассказывается, как с помощью политических, экономических и военных средств в то время создавались за рубежом «зоны жизненных интересов» США на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, на Дальнем Востоке.

Авторы приводят изречение «За капиталом следует флаг» и в подтверждение делают следующий вывод: «В период между 1870 годом и началом Первой мировой войны армия и флаг составляли самую значительную статью расходного бюджета каждой из главных европейских стран. Организацией военного аппарата преследовались две цели: во-первых, страны, пославшие сюда военную силу, хотели при ее помощи играть более или менее активную роль в политической жизни тех стран, где у них были крупные экономические интересы, и во-вторых, защищать собственность капиталистов в случае нападения на них конкурентов, готовых вытеснить их своим капиталом». Так что речь, как видим, шла о большем, чем элементарное продвижение торговых интересов.

Экономическая дипломатия приобрела, таким образом, не только черты национального явления, но также геополитические параметры.

Следовательно, экономическая дипломатия представляет собой сплав экономики и политики, доведенный до уровня принятия и реализации управленческих решений. С их помощью осуществляется сотрудничество и соперничество в современном мире, определяются формы и методы развития и совершенствования рыночной экономики, становящейся важным фактором общественного развития и решения ключевых проблем экономического и социального прогресса.

Примечания:

1 Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. - М., 1961. С. 12; Попов В. И. Современная дипломатия: теория и практика. Часть 1: Дипломатия - наука и искусство / ДА МИД РФ. - М., 2000. С. 13.

2 Савойский А. Г. Экономическая дипломатия современной России в отношении США на международной арене: Монография. 2-е изд. - М. - Пятигорск, 2011. С. 11–12.

3 Pequet A. Discours sur l’art de négocier ouParfait ambassadeur. - Paris, 1737; Пеке А. Рассуждение об искусстве переговоров. - М., 2004.

4 Савойский А. Г. Экономическая дипломатия как средство внешней политики (на примере экономической дипломатии России в отношении Соединенных Штатов Америки: 1992–2008 гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук: 23.00.04. - М., 2009. С. 10.

5 Зонова Т. В. Роль экономического фактора в истории дипломатии // Внешнеэкономические связи. 2005, № 6.

6 Carron de la Carrière, G. La diplomatie économique: Le diplomate et le marché. - Paris, 1998. P. 17, 272.

7 Дегтерев Д. А. Экономическая дипломатия: экономика, политика, право. - М., 2010. С. 14.

8 Трактаты о вечном мире / Сост. И. Андреева, А. Гулыга. - СПб., 2003. С. 60.

9 Впервые данный термин был введен французским экономистом А. Монкретьеном в 1615 году.

10 Carron de la Carrière, G. La diplomatie économique: Le diplomate et le marché. P. 53.

11 A la découverte de l’Europe. - Luxemburg, 2008. P. 25.

12 Протопопов А. С., Козьменко В. М., Елманова Н. С. История международных отношений и внешней политики России (1648–2000) / Под ред. А. С. Протопопова. - М, 2001. С. 37, 46–47.

13 Зонова Т. В. Роль экономического фактора в истории дипломатии.

14 Попов В. И. Современная дипломатия: теория и практика. С. 117, 469.

15 Mironov B. Les villes de Russie entre l’Occident et l’Orient, 1750–1850 // Économies, sociétés, civilisations, Mai - Juin 1991, № 46; Bairoch P. Urbanization and the Economy in Preindustrial Societies: The Findings of Two Decades of Research // Journal of European Economic History, Fall 1989, № 18; Olivier J.-M. Résumé… de la thèse: Société rurale et industrialisation douce… Université de Toulouse 2 - Le Mirail, 1998 // Le Monde, 24.11.2006; Population and Industrialization: The evolution of a concept and its practical application / Ed. and with an Introduction by N. L. Tranter. - London, 1985.

16 Зонова Т. В. Роль экономического фактора в истории дипломатии.

17 Градобитова Л. Д. Экономическая дипломатия Скандинавских стран. - М., 1982. С. 3.

18 Орнатский И. А. Экономическая дипломатия. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1985. C. 3.

19 Савойский А. Г. Экономическая дипломатия как средство внешней политики (на примере экономической дипломатии России в отношении Соединенных Штатов Америки: 1992–2008 гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук: 23.00.04. - М., 2009. С. 9.

ШАФИЕВ Руслан Мустакимович,

профессор Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, доктор экономических наук, советник государственной гражданской службы 1-го класса

ШАФИЕВ Руслан Мустакимович,

профессор Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, доктор экономических наук, советник государственной гражданской службы 1-го класса


Понятие “экономическая дипломатия дипломатической деятельности, связанная с использованием экономических проблем в качестве объекта и средства борьбы и сотрудничества в международных отношениях.
Другими словами она предполагает под собой дипломатические служебные действия, сконцентрированные на увеличении экспорта, привлечения иностранных инвестиций и участия в работе международных экономических организаций, т.е., действия, сосредоточенные на подтверждении экономических интересов страны на международном уровне.
Экономическая дипломатия, как и дипломатия вообще, является составной органической частью внешней политики, международной деятельности государства; именно внешняя политика определяет цели и задачи экономической дипломатии.
Цели ЭД:
1. реализации национальных экономических интересов на мировой арене
2. защита экономической безопасности дипломатическими методами
3. повышение международной конкурентоспособности страны
Задачи ЭД:
1. расширения взаимовыгодного экономического сотрудничества,
2. использования национальных ресурсов либо во внешнеполитических целях, либо для получения преимуществ за счет торговых партнеров.
3. укрепления международной конкурентоспособности страны
4. получения выгод и конкурентных преимуществ на мировом рынке.
5. обеспечение национальных интересов в быстро глобализирующемся мире.
6. обеспечение внешнеэкономической безопасности, т.е. предупреждение или предотвращение угроз для сбалансированного развития хозяйства вследствие нарушения внешнеэкономических связей
7. Обеспечение стране условий международного экономического сотрудничества, способствующих, в конечном счете, повышению уровня и качества жизни ее населения,
8. развития национальных внешнеэкономических отношений на перспективу. Речь идет о формулировании не только общих целей, но и конкретных задач применительно к экономическим отношениям с отдельными регионами и важными странами,
9. Повышение уровня экономического развития страны
10. решении общемировых задач.

  • Органы экономической дипломатии . экономическая дипломатия экономических интересов на ми. Понятие экономической дипломатии , ее цели и задачи .


  • Понятие экономической дипломатии , ее цели и задачи .
    Органы экономической дипломатии . экономическая дипломатия - это деятельность по реализации национальных экономических интересов на мировой арене и защита экономической безопасности...


  • Понятие экономической дипломатии , ее цели и задачи . Понятие экономическая дипломатия ”- специфическая область современной дипломатической


  • Понятие экономической дипломатии , ее цели и задачи . Понятие экономическая дипломатия ”- специфическая область современной дипломатической деятельности, ... подробнее ».


  • Понятие экономической дипломатии , ее цели и задачи . Понятие экономическая дипломатия ”- специфическая область современной дипломатической деятельности, ... подробнее ».


  • Понятие экономической дипломатии , ее цели и задачи . Понятие экономическая дипломатия ”- специфическая область современной дипломатической деятельности, Правовая основа деятельности консульских учреждений.


  • Понятие дипломатии и ее связь с ВП г-ва. Дипломатия экономических
    внешних сношениях, по осуществлению мирными средствами целей и задач его внешней политики, по защите его прав и интересов за границей.


  • Консульская служба, ее цели и задачи . Консульская служба=неотъемлимая часть дип службы, призвана обеспечить в рамках своих задач и функций защиту прав и интересов г-ва, его юр и физ лиц.


  • Получает развитие и конкретизация правил поддержки своего бизнеса за рубежом. - Глобализация привносит новые темы и задачи для экономической дипломатии , в связи с чем она перестает быть чисто межгосударственной деятельностью.


  • Понятие дипломатии и ее связь с ВП г-ва. Дипломатия рассматривается в сочетании с МО и ВП. МО - это совокупность экономических , идеологически.

Найдено похожих страниц:10


1.2 Специфика и виды экономической дипломатии

Существуют расхождения в самом понимании целей и задач экономической дипломатии.

Одни видят в экономической дипломатии всего лишь механизмы продвижения торгово-экономических интересов национального бизнеса, включая даже недопустимые механизмы дипломатической защиты. Другие рассматривают экономическую дипломатию как еще одну возможность укреплять международные позиции своей страны, ее возможности на переговорах. Третьим представляется особенно важным использование торговых и иных аналогичных проблем как средства продвижения за рубеж норм и стандартов ведения экономических отношений в том нормативном и социально-политическом русле, которое отвечает интересам конкретных национальных финансово-промышленных элит.

Четвертым возможности экономической дипломатии видятся как удобный механизм передела рынков и сфер влияния в выгодном для них ключе.

Цели экономической дипломатии:

Обеспечение внешнеэкономической безопасности, то есть предупреждение или предотвращение угроз для сбалансированного развития хозяйства вследствие нарушения внешнеэкономических связей. В частности, здесь речь идет о бесперебойном снабжении населения продовольствием и медикаментами, предприятий - энергетическими ресурсами и так далее. Однако роль экономической дипломатии не сводится к действиям в случае чрезвычайных ситуаций, она осуществляет данную деятельность в повседневных мероприятиях. Обеспечение стране условий международного экономического сотрудничества, способствующих повышению уровня и качества жизни ее населения.

Экономическая дипломатия помогает расширять внешнеэкономические связи и их формы, что способствует решению внешнеполитических задач и стратегий государства.

Задачи экономической дипломатии:

1. Расширения взаимовыгодного экономического сотрудничества

2.Обеспечение внешнеэкономической безопасности, то есть предупреждение или предотвращение угроз для сбалансированного развития хозяйства вследствие нарушения внешнеэкономических связей. В частности, здесь речь идет о бесперебойном снабжении населения продовольствием и медикаментами, предприятий - энергетическими ресурсами и так далее.

3.укрепления международной конкурентоспособности страны и получения выгод и конкурентных преимуществ на мировом рынке.

4. обеспечение национальных интересов в быстро глобализирующемся мире.

5. использования национальных ресурсов либо во внешнеполитических целях, либо для получения преимуществ за счет торговых партнеров.

Главной задачей экономической дипломатии, на мой взгляд, является также обеспечение для страны и ее предпринимателей выгодных условий для международного экономического взаимодействия. В идеале это должно способствовать повышению прибыльности, обеспечению непрерывности и безопасности осуществляемых внешнеэкономических операций страны в целом и росту уровня и качества жизни ее населения.

Конечно, усиление экономической взаимозависимости стран в условиях глобализации вынуждает правительства иногда прибегать к средствам экономической дипломатии для решения и внешне­политических задач, особенно в периоды, когда с помощью традиционных дипломатических средств не удается найти взаимоприемлемого решения.

Несомненно, эффективность экономической дипломатии и, соответственно, внешнеэкономической деятельности страны в целом и ее предпринимателей, в частности, зависит от наличия четкой государственной внешнеэкономической стратегии. В ней должны быть ясно сформулированы общие цели, конкретные задачи и стратегические направления развития внешнеэкономической деятельности, указаны приоритеты в товарной и географической структуре внешней торговли, направления и наиболее желательные формы инвестиционного сотрудничества. В условиях рыночной (капиталистической) экономики ориентация бизнеса исключительно на получение максимальной прибыли кажется вполне логичной. Однако, в реальной практике это не совсем так. Поэтому поддержка интересов частного бизнеса на мировом рынке - особый раздел в искусстве экономической дипломатии.

Инструменты и методы современной экономической дипломатии весьма разнообразны -- от традиционных деловых переговоров до прямого лоббирования национальных интересов на глобальном рынке и проведения соответствующей, продвигающей нужное решение в практику и формирующей общественное мнение, информационной политики. Методы экономической дипломатии предполагают также использование инструментов традиционной дипломатии: ноты и заявления, консультации и обсуждения, обмен мнениями, в том числе в неофициальном порядке, визиты и встречи, участие в работе международных экономических организаций. В мире практически сформировался механизм экономической дипломатии, состоящий из всех известных приемов и методов, который используется для достижения договоренностей с другими странами о взаимных уступках на двусторонней и многосторонней основе. Одним из специфических аспектов экономической дипломатии является мастерство ведения переговоров в целях предотвращения или урегулирования конфликтов в экономических отношениях, поиска компромиссов и взаимоприемлемых договоренностей, заключения соглашений в той или иной форме, предусматривающих расширение внешнеэкономического сотрудничества на основе равноправия и взаимной выгоды, насколько это возможно в условиях глобальной конкуренции. Однако, взаимной выгоды, как известно, можно добиться преимущественно только путем взаимных уступок. Поэтому именно осознанные взаимные уступки выступают важным средством достижения компромисса в любых ситуациях и приобретают особое значение в условиях глобализации и глобальной конкуренции, нацеленной на достижение глобального превосходства.

В современных условиях всеобщей глобальной конкуренции практически нет союзников. Полномасштабная глобальная конкуренция изначально предполагает т.н. « схватку», в которой выигрывает сильнейший. Она реально ухудшает отношения, практически исключает полноценное сотрудничество, но улучшает покупательский климат и обостряет сбытовой инстинкт и тягу быть лучшим и сильнейшим, стимулирует волю к выживанию в сложных условиях мирового рынка. Собственно, глобальные конкурентные игры на современной мировой экономической арене чем-то напоминают бой древнеримских гладиаторов, слегка замаскированный духом соревнования и легитимной целью - создания стратегических альянсов партнеров по бизнесу, которые в любой момент в случае изменения их целей и малейшего нарушения их интересов могут превратиться в самых ярых конкурентов. А это значит, что участвующие в подобной современной конкурентной игре должны постоянно находиться в политическом и экономическом тонусе и напряжении, отслеживая маневры своего партнера-конкурента. В условиях глобальной конкуренции весьма актуальны стратегические рекомендации Н. Макиавелли и представляется особенно перспективной активная, иногда даже агрессивная по форме экономическая дипломатия с целью: проникновения и захвата перспективных мировых и региональных рынков. Именно поэтому практически все страны мира стремятся укрепить свои институциональные и организационные структуры для поддержки внешнеэкономической деятельности и лоб­бирования интересов отечественных компаний за рубежом.

Напомним, что конкуренция « ни чиста, ни совершенна». Но, несомненно, существует «точка перехода» от состояния конкуренции к подобию сотрудничества. Именно эту « точку» пересечения интересов, основанную на взаимных уступках в решении своих или общих проблем и необходимо найти в процессе дипломатических переговоров на экономической почве. В частности, при обсуждении глобальных, общих для всего человечества проблем на межнациональном уровне, в рамках международных организаций, на международных встречах глав-государств, особенно, на встречах «Большой восьмерки» упоминаются такие категории, как «глобальное партнерство» и «глобальный потенциал». Это выводит дипломатию и экономическую дипломатию в частности на качест­венно иной уровень развития и значимости, который характеризуется расширением возможностей и повышением ответственности за решения общемировых задач.

Статус экономической дипломатии в системе государственной власти практически всех стран, в том числе и России, высок и непрерывно повышается, существенно расширяются функции и улучшается ка­чество работы, повышается виртуозность и профессиональный уровень персонала. Во главе подобных структур, как правило, находятся руководители высокого уровня, имеющие богатый опыт дипломатической работы и хозяйственного управления, хорошо понимающие цели и задачи страны и ее предпринимателей. С целью проведения более активной и эффективной внешнеэкономической стратегии России, в условиях взятого курса на ускорение инновационного развития экономики страны, представляется необходимой целенаправленная подготовка и соответствующее образование молодых квалифицированных, профессиональных кадров со специализацией в области экономической дипломатии, для выполнения столь сложной и деликатной работы по продвижению национальных экономических интересов РФ на мировом рынке в условиях глобальной конкуренции. « Крупномасштабное производство виртуозных гладиаторов-дипломатов», способных эффективно отстаивать интересы страны и ее предпринимателей на глобальной экономической арене можно считать важным направлением международного финансово-экономического образования и фактором успешной реализации инновационной стратегии развития России.

Основными функциями современной экономической дипломатии являются:

а) продвижение национального экономического интереса на мировом рынке и обеспечение национальной экономической безопасности;

б) выполнение функций по реализации внешней экономической политики;

в) государственное содействие формам и методам участия национальных структур в международной экономике;

г) повышение роли экономических вопросов при проведении консультаций между посольствами, министерствами и т.д.

Основные методы экономической дипломатии. Дипломатическая миссия является основной структурной единицей в предоставлении своему государству информации об основных принципах и структуре и тенденциях развития экономики страны пребывания, ее планов и программ, валютно-финансового состояния, развития внешнеэкономических связей, конъюнктуры рынков товаров и услуг; ее экспортного и импортного потенциала, о запросах прямых инвестиций в экономику страны, собранной через официальные источники, к которым миссия имеет непосредственный доступ. Все это позволяет создать потенциал для дальнейшего экономического сотрудничества.

Одной из главных задач дипломатических миссий является содействие участникам внешнеэкономических отношений своей страны в их работе на рынках страны пребывания, защита и осуществление контроля над соблюдением интересов страны в процессе их деятельности и ее координация без вмешательства в их хозяйственную деятельность; представление своего государства как страны, чье финансовое, экономическое и политическое положение позволяет рассматривать ее в качестве надежного партнера в области внешнеэкономической деятельности, оказывать содействия своим участникам внешнеэкономической деятельности в ее осуществлении, организовывать переговоры, конгрессы, семинары, круглые столы, выставки; прорабатывать поступающие предложения своих предприятий по организации экспорта -- импорта товаров и услуг, инвестиционных запросов и предложений, оказывать им консультационно-информационные услуги, использовать местных экспертов для анализа экономики и рынка, где требуются потому специальные знания, которых может не иметь профессиональный дипломат.

Внешняя политика Японии 50-х гг. XX в. - начала XXI в.

Главные интеграционные группировки мира

Международная экономическая интеграция в своём развитии проходит ряд ступеней: Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. М., Анкил, 2002 С. 92. · Зону свободной торговли (ЗСТ); · Таможенный союз...

Интеграционные группировки на американском континенте

Международная экономическая интеграция в своём развитии проходит ряд ступеней: Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. М., Анкил, 2002 С. 92 · Зону свободной торговли (ЗСТ); · Таможенный союз...

Интеграционные процессы в экономике, международное движение рабочей силы

Международная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней - зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз. У всех этих ступеней, или видов...

Интеграция России в мировую экономику

Интернационализация производства, её причины и эффективность

Региональная интеграция, или реальная интернационализация, производства в своем развитии проходит ряд ступеней - зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз. У всех этих ступеней, или видов...

Международная интеграция как форма развития экономического сотрудничества в России

Международная экономическая интеграция -- характерная особенность развития мировой экономики. Еще в XX в...

Международные организации и дипломатическая деятельность

На протяжении многих веков дипломатия осуществляет свои цели с помощью временных миссий, которые использовались еще в ходе первых контактов между сообществами или государствами10...

ОБСЕ как институт многосторонней дипломатии: проблемы и перспективы

Дипломатия традиционно рассматривается как важнейшее средство осуществления внешней политики государств. В узком смысле слова под дипломатией понимают искусство ведения переговоров и заключения договоров, между государствами...

Основные этапы становления дипломатической службы

Основы дипломатического искусства Итальянских государств в XV-XVI веках

Несмотря на политическое и государственное разнообразие Италии, все же правила и обычаи в области дипломатии оставались неизменными. Однако, существует исключение. Это Рим, Папская область. Здесь все совсем по-другому...

Роль энергетической дипломатии во внешнеполитической стратегии Российской Федерации

Основные векторы развития российской дипломатии определяются внешнеполитическими приоритетами Российской Федерации в отношениях с региональными объединениями и ведущими державами современного мира...

Росссия в мировой экономической системе

Реализация стратегии инновационного прорыва открывает возможность преодолеть сложившиеся в 90-е годы негативные тенденции в динамике структуры внешней торговли России в условиях неолиберальной модели глобализации и резкого повышения...

Стратегии обеспечения экономической безопасности зарубежных стран

Для обеспечения экономической безопасности необходимо выделить те реальные и потенциальные деструктивные факторы безопасности, имеющие разнообразные проявления, которые выступают как потенциальные угрозы...

Энергодиалог Россия-ЕС

Великобритания обладает развитым ТЭК, располагая значительными запасами угля, нефти и газа в дополнение к производству электроэнергии на АЭС за счет возобновляемых источников энергии, а также гидроресурсов. Все компании, вовлеченные в ТЭК...

Загрузка...