Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Почему детям необходим контакт с животными? Можно ли контактировать с животными во время беременности? Можно ли купить собакуи выздороветь.

КОНТАКТЫ С ЖИВОТНЫМИ

От хищников до домашних любимцев: отношения людей с другими животными

Человек расценивает другие виды животных очень по-разному. Он смотрит на них как на хищников, жертв, вредителей, помощников и домашних любимцев. Он эксплуатирует их труд, изучает их в лабораториях, любуется ими и превращает их в эмблемы и символы. Но прежде всего он борется с животными за жизненное пространство, подчиняет их себе и слишком часто убивает.

С древности человек боялся некоторых видов животных, считая их убийцами. Одних животных - львов, тигров, леопардов, волков, крокодилов, гигантских змей и акул - он представлял себе как яростных людоедов, жадных до человеческой плоти. Других - ядовитых змей, смертоносных пауков и скорпионов, жалящих насекомых - он считал агрессивными отравителями. В любом случае страхи человека преувеличивали исходящую от животных опасность. Ни один из «людоедов» никогда не расценивал людей как главное блюдо. Только в очень редких случаях и при особых обстоятельствах человеческая плоть кажется хищникам вкусным дополнением к основному меню. Охотящиеся на людей большие кошки почти всегда либо ранены, либо больны. Раненый леопард, будучи не в силах гоняться за обычными быстроногими жертвами, может бродить вокруг деревни и время от времени нападать на людей. Когда такое случается, об этом быстро узнают жители деревни - и всем леопардам в округе как потенциальным людоедам грозит смерть. Совершенно несправедливо считается, будто яростными врагами человека являются волки. Есть немало историй о волках, от которых кровь стынет в жилах, но почти все они выдуманы от начала до конца. В одном из американских штатов, где волков боялись все и каждый, любому, кто предоставит доказательства волчьей жестокости, обещали награду в сто долларов; четырнадцать лет подряд на неё никто не претендовал. Однако легенды победили реальность, и волки в итоге оказались на грани вымирания.

Точно так же считается, что ядовитые животные стараются атаковать человека при любой возможности, что опять-таки не соответствует фактам. Ядовитые змеи не нападают на людей просто так, они всегда защищаются. Яд нужен змее для того, чтобы парализовать добычу, которая затем заглатывается целиком. Поскольку на свете нет змей, которые настолько велики, что могут заглотить хотя бы маленького ребёнка, получается, что, нападая на человека, змея тратит драгоценный яд. Змеи жалят людей в отчаянной попытке самозащиты, когда у них нет другого выхода. Тем не менее, люди боятся и ненавидят змей больше всех прочих животных. Встретившись со змеёй, человек предпочитает поскорее её убить.

Животные-жертвы тоже пострадали от людей, хоть и по-другому. Люди перестали на них охотиться и превратили их в домашних животных. Когда около десяти тысяч лет назад мы переключились с охоты на земледелие и скотоводство, тех животных, что прежде были нашей желанной добычей, стали одомашнивать, загонять за ограды и закалывать. Под влиянием селекции они изменились.

Поскольку эти животные предназначались нам в пищу, их старались сделать не только более послушными, но и более мясистыми. В результате наше меню резко обеднело. Древние охотники убивали любое животное, которое им удавалось загнать, и ели самое разное мясо, а скотоводы и их потомки вплоть до сегодняшнего дня ограничили свое меню, сравнительно небольшим числом видов: в основном мы едим коз, овец, свиней, коров, кроликов, кур, гусей и уток. К этому списку одомашненных животных, павших жертвами современного человека, можно добавить, например, фазанов, цесарок, куропаток, индюшек и карпов. Короткие жизни бессчетного множества этих животных жестко контролируются человеком, в то время как популяции их диких предков в большинстве случаев либо сократились до минимума, либо вообще вымерли.

Животным-помощникам (или симбионтам) повезло, естественно, больше. Их существует несколько типов, и наиболее древний из них - это животные, помогавшие нашим предкам на охоте. Такими помощниками были на заре истории собаки, гепарды, соколы, большие бакланы. Полностью одомашненными стали только собаки. Люди вывели новые, узко специализированные породы собак. Овчарки охраняли стада, гончие выслеживали добычу, сеттеры и пойнтеры её выискивали, спаниели её вынюхивали, ретриверы её находили и убивали, терьеры расправлялись с покушавшимися на домашних животных хищниками, мастифы охраняли своих хозяев. Собаки - единственные симбионты, которых человечество эксплуатирует самым бесстыдным образом. Есть даже порода, выведенная специально для обогрева человеческого тела: мексиканских голых собак с очень тёплой кожей индейцы Нового Света использовали в холодные ночи в качестве грелки. Кроме того, есть собаки, которые находят мины и наркотики, собаки-спасатели, полицейские собаки, собаки-поводыри для слепых, служебные собаки для глухих. Невзирая на все наши технические достижения, собака остается лучшим другом человека.

Вторая категория симбионтов - это животные, уничтожающие вредителей. Став земледельцем, человек столкнулся с грызунами, уничтожавшими его запасы зерна. Он использовал для борьбы с вредителями кошек, хорьков и мангустов. Кошки и хорьки в итоге были полностью одомашнены, они и сегодня помогают крестьянам расправляться с грызунами. Этот тип симбионтов люди эксплуатировали не так сильно, как собак, а сегодня кошек и хорьков почти вытеснили зооциды.

Третья категория - это вьючные животные. Лошадей, онагров, ослов, буйволов, яков, оленей, верблюдов, лам и слонов веками заставляли возить на себе плоды трудов человека. Онагр, дикий осел, который водится в Средней Азии, эксплуатировался уже 4000 лет назад в Месопотамии, впоследствии его заменила более управляемая лошадь, превратившаяся в итоге в самое распространенное из всех вьючных животных.

Наконец, есть птицы, которых человек использовал для доставки сообщений, - это домашние голуби. Их замечательная способность всегда возвращаться домой использовалась на протяжении тысячелетий и настолько ценилась в военное время, что человек создал симбионтов, выполнявших противоположную задачу, - соколов-перехватчиков.

Во всех этих случаях человек кормит животное, заботится о нём и защищает его в обмен на различные услуги, на которое оно способно. Упомянутые виды перестали быть нашими конкурентами в борьбе за существование, и им, в отличие от многих других видов, не грозит постепенное вымирание. Однако, хотя численность их многократно увеличилась, они заплатили за это дорогую цену. Имя этой цене - «свобода» эволюции: в большинстве случаев симбионты лишились генетической независимости и подвластны капризам и фантазиям селекционеров. Они - помощники человека и вынуждены подчиняться его приказам.

Таковы формы выгодных для нашего вида Контактов с Животными. Для подавляющего большинства горожан эти контакты могут казаться чем-то далёким, но они тем не менее существуют по сей день. Обитатели городов продолжают ежедневно употреблять животных в пищу и носить на себе части их тел, однако, непосредственный контакт, включая ухаживание и убийство, - это удел специалистов, фермеров и работников скотобоен. Сегодня человек с улицы контактирует с животными в научных и эстетических целях. Такие Контакты с Животными возникли не столь давно из стремления людей исследовать и изучить окружающий их мир. Посредством книг, фильмов и телепередач человек переносится в мир зоологии. Он смотрит программы о диких животных и изучает их поведение. Он рассматривает рисунки и фотографии животных и любуется ими. Он плавает с аквалангом, наблюдает за птицами и отправляется на фото-сафари. Он посещает зоопарки. Другими словами, он продолжает проявлять интерес к животному миру. В древности, когда люди были охотниками или скотоводами, этот интерес составлял неотъемлемую часть их жизни, ибо тот, кто не интересовался животными, рисковал очень многим.

Кроме всего прочего, человек использует животных в качестве символов. Здесь мы попадаем в удивительный и сложный мир тотемов, богов, образов, гербов и традиции превращать животных в домашних любимцев. В этом мире животному не позволяют быть самим собой; взамен оно становится живым символом какой-либо идеи и порой даже замещает человека. Подобное отношение к животным можно назвать антропоморфическим. Ученые относятся к нему крайне неодобрительно, поскольку люди склонны заставлять животных страдать, забывая или искажая биологические факты. Ученый может сделать подобное замечание - сам он стремится изучать животный мир настолько объективно, насколько это возможно; однако человек - существо, обожающее символы, и никто не способен запретить ему использовать животное в качестве символа или карикатуры на самого себя.

Животные, которые кажутся нам свирепыми, символизируют войну; животные, которые кажутся нам милыми, символизируют детей. Совершенно неважно, на самом ли деле животное является свирепым или милым - или нам это только кажется. В реальности всё может быть иначе, но любители символов высокомерно игнорируют реальность. Отличные примеры тут - гиена и белоголовый орлан. Гиену мы воспринимаем как уродливого и подлого пожирателя падали, заливающегося в перерывах между трапезами злодейским, омерзительным смехом. Орланом, напротив, мы восхищаемся, ибо для нас он - бесстрашный, храбрый и благородный воитель, который атакует врагов, пикируя на них из поднебесья. Назвать человека гиеной - значит нанести ему оскорбление, орлан между тем остается гордой эмблемой Соединенных Штатов Америки. Ученые же установили, что гиена чаще всего - смелый охотник, в то время как белоголовый орлан ворует пищу у других животных и поедает падаль. Эти факты, однако, ничуть не возвысили в наших глазах гиену и не поколебали пьедестал орлана, если не считать робких попыток сделать символом США гремучую змею, предпринимавшихся в XVIII веке. Говорят, за змею выступал, в том числе, Бенджамин Франклин. Он считал, что гремучая змея больше подходит на роль символа американского народа, потому что она всегда великодушно предупреждает врагов о своем приближении и никогда не нападает первой, но, будучи спровоцированной, сражается храбро и бесстрашно. С научной точки зрения Франклин был прав, но на обывателей его аргументы не подействовали. Для сторонников антропоморфического подхода орлан - птица царственная, а змеи - низшие, «скользкие» создания. В мире символов эти фальшивые качества значат больше, нежели научные факты.

Для того чтобы понять, почему одних животных мы субъективно «любим», а других «ненавидим», Лондонский зоопарк провел опрос 80 тысяч британских детей в возрасте от 4 до 14 лет. Им предложили назвать самое любимое и самое ненавистное животное. В первую десятку любимых животных вошли: (1) шимпанзе; (2) мартышка; (3) лошадь; (4) галаго; (5) гигантская панда; (6) медведь; (7) слон; (8) лев; (9) собака; (10) жираф.

Десятка самых любимых животных по данным опроса 4200 детей в возрасте от 4 до 14 лет. Все упомянутые животные - млекопитающие со множеством человеческих черт.

Итоги опроса говорят сами за себя: все эти животные имеют человеческие черты. Они попали в список не потому, что полезны человеку или красивы, а потому, что напоминают детям людей. Тела всех этих зверей покрыты волосами, а не перьями или чешуей. Почти у всех них тела округлы, а морды плоски и выразительны. Детям эти животные кажутся стоящими вертикально - либо из-за роста, либо потому, что могут сидеть или стоять на задних ногах или лапах. Ко всему прочему некоторые из них умеют поднимать предметы (приматы и панда - передними лапами, слон - хоботом).

В десятку не попала ни одна птица, при этом двумя самыми популярными птицами оказались «вертикальные» пингвин и попугай. Последний может брать когтистыми лапами небольшие предметы и подносить их ко рту, кроме того, он может подражать человеческому голосу, а «лицо» у него уплощенное.

Когда дети становятся старше, их пристрастия в отношении животных меняются. Им начинают больше нравиться маленькие животные вроде галаго и собак, в то время как большие животные, такие, как слон и жираф, теряют популярность. Причина в том, что меняется символическая роль животного в жизни ребёнка: маленькие дети видят в зверях родителей, старшеклассники - младенцев. (Все графики по Моррису и Моррису.)

В десятку вошли лишь два «убийцы» - лев и медведь. Причины тут ясны: только у льва, если сравнить его с другими большими кошками, морда кажется плоской из-за того, что она окружена внушительной гривой. Если лишить львов гривы, вряд ли эти животные останутся столь популярными, - их морда будет выглядеть заостренной и перестанет походить на человеческое лицо. Собак дети воспринимают, разумеется, не как диких хищников, а как домашних любимцев. Для большинства детей собака - не враг, а защитник, и относятся они к ней соответствующе. Кроме того, собаки удивительным образом изменились за столетия, в течение которых селекционеры выводили все новые породы. Морды многих собак сделались более плоскими, шерсть - более длинной, ноги - более короткими, отчего собаки стали казаться более неуклюжими и похожими на детей. Люди способствовали собачьей неотении (переносу стереотипов детского поведения во взрослую жизнь), дабы собаки всю жизнь оставались игривыми и похожими на щенков. Размер тела также был изменен с целью сделать собаку более привлекательной, будь то большая лохматая овчарка или маленький шелковистый пекинес. На деле собака - это волк в шкуре домашнего любимца, ненавистный враг, превращенный в близкого друга. Вот она сидит: уплощенная выразительная морда, округлое тело, мягкая шерсть, игривое настроение… Даже «горизонтальность» собаки может быть исправлена, если научить ее сидеть на задних лапах. Репутация собак надёжна, невзирая на их тёмное прошлое.

Если мы посмотрим на то, как любовь к животным меняется с возрастом ребёнка, выяснится забавная деталь. Маленьких животных любят дети постарше, больших - дети помладше. Крошечный галаго популярен у 4,5 % 4-летних детей и у 11 % 14-летних, популярность собаки тоже растет (0,5 % и 6,5 %). Слон и жираф, напротив, теряют очки: первого любят 15 % 4-летних и лишь 3 % 14-летних, второго - соответственно 10 % и 1 %.

Другими словами, очень маленькие дети любят больших животных, которые символизируют, прежде всего, родителей, в то время как подросткам нравятся маленькие животные, символизирующие, прежде всего, детей. Интересно, что английское слово для галаго - bushbaby - содержит в себе слово baby, «ребёнок».

Таким образом, животное должно не просто иметь человеческие черты, оно обязано походить на человека определенного типа. Фактически любовь к домашним животным можно рассматривать как проявление псевдородительских чувств - животное заменяет отсутствующего ребёнка, которого нет потому, что «родители» либо слишком юны, чтобы иметь детей, либо по какой-то причине не смогли завести ребёнка, став взрослыми, или же их дети уже не живут вместе с ними. В таких обстоятельствах люди часто заводят домашних любимцев.

Любопытно, что из правила, по которому старшие дети любят маленьких животных, есть исключение - лошадь. Больше всего тех, у кого лошадь - любимое животное, среди подростков в препубертатном периоде. Если разделить данные по мальчикам и девочкам, график продемонстрирует нам замечательную картину: девочек, которым нравятся лошади, в три раза больше, чем мальчиков. Почему девочки столь сильно любят лошадей? Вспомним о том, что, садясь в седло, наездница раздвигает ноги; если прибавить к этому ритмичное движение лошади, её размер и силу, не логично ли предположить, что девочка, вступающая в пору полового созревания, может подсознательно тянуться к лошадям вследствие того, что лошадь является для нее своего рода эротическим символом?

Переходя от любимых животных к ненавистным, мы видим совсем иную картину. Вот десятка самых ненавистных животных: (1) змея; (2) паук; (3) крокодил; (4) лев; (5) крыса; (6) скунс; (7) горилла; (8) носорог; (9) бегемот; (10) тигр.

Самое ненавистное из всех животных, змея, опережает прочих с большим отрывом - ее не любят 27 % опрошенных. Иначе говоря, более четверти детей Великобритании питают к змеям такое отвращение, какого не испытывают по отношению к другим животным - и это при том, что в британской сельской местности в вас скорее ударит молния, чем укусит змея.

Десять ненавистных животных обладают одной общей чертой: все они опасны или считаются таковыми. Большинство их них не имеют антропоморфных черт, за исключением льва и гориллы. Лев - единственное животное, появляющееся и среди любимых, и среди ненавистных животных, что логично: с одной стороны, это благородный зверь с плоской мордой, с другой - это всё же свирепый хищник. Горилла, хоть и похожа на человека, кажется злой и страшной - такой её делают специфические черты «лица». На самом деле горилла - добродушный великан, однако, невзирая на блестящие исследования зоологов, гориллами продолжают пугать детей. Если кому-то это покажется странным, следует вспомнить о том, что даже любимый родитель может напугать ребёнка, изображая «монстра» на домашнем костюмированном празднике. Тот факт, что в реальности горилла - скромное, склонное к уединению животное, не делает её свирепую внешность более привлекательной, и символически она продолжает играть роль «волосатого чудовища».

Любовь к лошадям особенно сильно проявляется в препубертатный период и сильно разнится у мальчиков и девочек: на одного любящего лошадей мальчика приходятся в среднем три любящих лошадей девочки.

Змей и пауков, двух главных «врагов» детей, часто описывают как «скользких и грязных» и «жутких и волосатых». И вновь мифы побеждают науку: змея на поверку оказывается гладкой, сухой и чистой, а «волосы» паука - это всего лишь его длинные ноги. У пауков на теле действительно растут короткие волосы, но «волосы», которых боятся дети, являют собой длинные, тонкие, постоянно двигающиеся паучьи конечности. Дети не видят разницы между безвредными и ядовитыми змеями или между безвредными и ядовитыми пауками, они ненавидят их всех, и это чувство по сути своей иррационально. Больше всего не любят змей дети шести лет, мальчики и девочки ненавидят их почти одинаково - и эта ненависть не становится меньше с наступлением пубертатного возраста, как того можно было бы ожидать, учитывая, что змея - это древний фаллический символ. Судя по всему, ненависть к змеям является у людей врождённой; эта теория подтверждается наблюдениями за тем, как на змей реагируют обезьяны. Шимпанзе и орангутаны при определенных обстоятельствах панически боятся как настоящих, так и игрушечных змей, даже если они не сталкивались с ними с самого младенчества.

Что до пауков, удивительно, но мальчики и девочки боятся их по-разному. Вступившие в пору полового созревания девочки опасаются пауков куда сильнее, чем их ровесники. Среди 14-летних подростков арахнофобов женского пола в два раза больше, чем арахнофобов мужского. До пубертатного периода разница незначительна, а значит, и у этой реакции есть эротический подтекст. Осознать его сложно; не исключено, что тут играет роль как раз «волосатость» пауков. В пубертатном возрасте у мальчиков и девочек начинают расти волосы на теле. Взрослые мужчины кажутся девочкам более волосатыми, чем взрослые женщины, и, возможно, волосы на теле пугают вступившую в пору созревания девочку, а пауки становятся олицетворением этих «страшных» волос.

Различные формы Контактов с Животными можно свести воедино в простой схеме, описывающей семь этапов:

1. Дети. Мы полностью зависим от наших родителей и реагируем в основном на больших животных, которые символизируют родителей.

2. Дети-родители. Мы начинаем соревноваться с нашими родителями и сами становимся «маленькими родителями». Мы любим маленьких животных и обожаем домашних любимцев.

Десятка самых ненавистных животных по результатам опроса, проведенного среди 4200 британских детей в возрасте от 4 до 14 лет. Сильнее всего дети ненавидят змей, невзирая на то, что встретить в Великобритании ядовитую змею очень сложно. Сильно ненавидят они и пауков, опять же, несмотря на то, что в Великобритании нет ядовитых пауков. (По Моррису и Моррису.)

3. Подростки. Тяга к символам вытесняется стремлением познать мир, мы охотимся за жуками, смотрим в микроскопы и разводим рыб в аквариуме.

4. Молодые взрослые. Мы почти не интересуемся животными, поскольку сосредоточены в основном на чисто человеческих взаимоотношениях. На животных мы смотрим преимущественно с точки зрения их использования.

5. Взрослые-родители. Став родителями, мы видим, как животные возвращаются в наш мир, на этот раз - как объект интереса наших детей.

Дети очень не любят пауков. Любопытно, что вступившие в пору полового созревания девочки ненавидят пауков куда сильнее мальчиков. В препубертатном возрасте особенной разницы между девочками и мальчиками нет, и отношение мальчиков к паукам не меняется. Прежние объяснявшие арахнофобию теории разницу между полами не учитывали.

6. Родители взрослых детей. Наши дети расстаются с нами, и мы стремимся заменить их животными. Мы в третий раз обращаем внимание на домашних любимцев.

7. Пожилые люди. Осознав приближающуюся кончину, мы начинаем интересоваться видами, которые борются за выживание. Так мы становимся борцами за охрану природы.

Между этими этапами нет чётких границ, и, разумеется, далеко не все люди ведут себя именно так. Тем не менее, данная схема в какой-то мере объясняет, почему наши контакты с животным миром столь сложны и разнообразны. Человек испытывает к животным неподдельный интерес, особенно это касается домашних любимцев. Население Соединенных Штатов тратит на домашних животных пять миллиардов долларов в год, в Великобритании и Германии расходы на них составляют соответственно 100 миллионов фунтов стерлингов и 600 миллионов дойчмарок в год . Французы несколько лет назад тратили на домашних любимцев 125 миллионов франков ежегодно, к настоящему времени эта цифра наверняка выросла в несколько раз. В основном это расходы на собак и кошек. В США их насчитывается 100 миллионов, каждый час там рождаются 10 тысяч котят и щенят. Французы держат 16 миллионов собак, жители Западной Германии - 8 миллионов, в Великобритании собак - 6,5 миллиона. Кошек в этих странах - и того больше.

Ясно, что домашние животные чрезвычайно важны для человека. Судя по всему, мы нуждаемся в них, потому что ощущаем дефицит телесных контактов, в которых проявляются дружба и любовь. Владелец животного может видеть в нём ребёнка или друга, но в любом случае ему важно иметь возможность прикасаться к своему любимцу. Домашних животных обычно заводят не для того, чтобы рас-сматривать их, изучать их повадки или любоваться ими на расстоянии - их лас-кают и обнимают, даря им нежность, которая по той или иной причине остается нерастраченной. Анализ обширной выборки фотографий людей с их питомцами (самых разных видов) показал, что каждый второй человек держит животное на руках так, как он держал бы ребёнка. 11 % людей шлёпают животное, 7 % полуобнимают его одной рукой, 5 % целуют его «в губы». На фотографиях, запечатлевших поцелуй, можно видеть и даму с волнистым попугайчиком, и девочку с китом, что доказывает: если у человека нет возможности обнять любимца, он найдет способ так или иначе соприкоснуться с ним телами.

Некоторые учёные считают, что тяга к домашним любимцам - опасный симптом, ибо любовь, предназначенная для других людей, направляется «не по адресу». Психолог, назвавший это явление «петишизмом» (от слова pet - «домашний любимец»), полагает, что это своего рода психологическое извращение, чреватое пренебрежительным отношением к другим людям. Мало кто поддерживает эту точку зрения. В бесцветном железобетонном мире, оглушающем нас равнодушием и стрессами, утешение подчас удается найти лишь в обществе домашнего любимца. Многие люди, не имеющие детей, переносят свою любовь на животных, пусть эти отношения антропоморфичны, ненаучны, романтичны, иррациональны и так далее.

Тема: «Контакты с животными»

Цель. Создание условий для познавательной деятельности посредством формирования навыков правильного обращения с животными.

Задачи:

Учить детей правильно обращаться с животными. Дать сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними.

Коррекция и развитие речи воспитанников посредством составления правильных ответов на вопросы, активизации словарного запаса.

Воспитание интереса к занятию через создание комфортных условий и занимательных заданий.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня, когда я выходила из дома, на своём крыльце я увидела котёнка. Он был такой маленький, такой беззащитный, а на улице такой мороз, котёнку было очень холодно. Пришлось вернуться в дом, не оставлять же малыша погибать на улице. А как бы вы поступили на моём месте?

Дети высказывают свои мнения.

Воспитатель. По вашим высказываниям я поняла, что вы любите животных? А каких домашних животных вы знаете?

Дети. Собака, кошка, корова, лошадь и т. д.

Воспитатель. Молодцы! Про домашних животных народ сложил много загадок. Послушайте и отгадайте, про кого я говорю: Проживает во дворе в личном доме – конуре, И на всех, кого не знает, то рычит она, то лает. Дети. Собака. Воспитатель. Мягкие лапки, а в лапках - царапки.

Дети. Кошка.

Воспитатель. Дома, в поле, на дороге – Это мастер на все ноги. И когда порой несладко, - Иго-го, - кричит…

Дети. Лошадка.

Воспитатель. А сейчас попытайтесь так описать животного на ваших карточках, чтобы всем, кто вас слушает, было понятно.

Дети рассказывают по очереди о животном по картинке не называя его, пока все не догадаются.

Воспитатель. Ребята, поднимите руку, у кого из вас дома есть домашние животные. Очень хорошо. Сегодня мы с вами побеседуем о том, как нужно обращаться с домашними животными. Поделитесь, как вы ухаживаете за своими любимцами.

Дети рассказывают. Воспитатель. Молодцы, я вижу, вы хорошо заботитесь о своих питомцах. Животных надо любить, о них надо заботиться, но при этом надо помнить, что даже домашние животные могут быть опасными.

Воспитатель. Почему собаки бывают злыми?

Дети. Собаки бывают злыми, если за ними плохо ухаживают, если их бросают и т. д.

Воспитатель. Прежде чем принести кошку или собаку к себе домой, надо серьёзно подумать о том сможете ли вы жить с ней в дружбе и относиться к ней, как к живому существу, любить её.

Дети. Нельзя избивать животных. Нельзя оставлять их в доме без воды и без пищи на длительное время.

Воспитатель. Верно. А если домашнее животное заболело, необходимо обратиться в ветлечебницу. Но всегда нужно помнить о том, что животные могут покусать и поцарапать человека, если неправильно вести себя с ними. А знаете ли вы правила обращения с собаками?

Дети высказывают свои предложения .

Воспитатель. Сейчас я познакомлю вас с несколькими правилами при общении с собаками.

Никогда не показывайте собаке своего страха. Собака может это почувствовать и напасть на тебя. Ни в коем случае не убегайте от собаки. Не гладьте незнакомую собаку. Если вам хочется погладить чужую собаку, спросите разрешения у хозяина собаки. Не кормите чужих собак и не трогайте их во время еды или сна.

Не подходи к собаке, сидящей на привязи.

Физкультминутка.

Ноги на пол мы поставим,

спинки все мы разогнем,

локотки на стол поставим,

домик к носу поднесем.

Руку левую на стол,

сверху правую кладем.

«Вот лежат щенки на травке,

Они вытянули лапки,

Показали язычок – повернулись на бочок.

Повиляли все хвостом

Побежали дружно в дом».

А теперь котятки

за щенками выбежали на травку –

выгнули спинку и зашипели

– упражнение «Кошечка сердится: и шипит, и мяукает».

Воспитатель. А сейчас продолжим нашу работу по обсуждению правил общения с животными. (Воспитатель говорит правило, а дети доказывают, почему так себя вести нельзя)

Не приближайтесь к большим собакам охранных пород. Не пытайтесь отобрать предмет, с которым играет собака.

Воспитатель. Но, ребята, оказывается, и кошки могут быть опасны. Кошки могут сильно поцарапать и покусать. От кошек и собак людям передаются такие болезни, как лишай, чесотка, бешенство. Бешенство - это очень опасная болезнь, которая может возникнуть после укуса животных. От неё можно даже умереть. Поэтому нужно твёрдо знать:

После общения с животным, обязательно нужно вымыть руки с мылом. Если животное нанесло травму необходимо обратиться к врачу.

Воспитатель. Ребята, кто-нибудь из вас обращался с другими домашними животными?

Выслушиваются ответы детей.

Воспитатель. Не подходи близко к чужим коровам, быкам, козам. Как вы думаете, почему?

Дети. Потому что у них есть рога, и они могут забодать незнакомых людей.

Будьте осторожны с телятами.

Воспитатель. У них чешутся рожки, они могут нанести вам серьёзную травму. Вот и подошло наше занятие к концу, давайте ещё раз вспомним все правила, которые мы сегодня выучили.

Дети воспроизводят правила, которые запомнили.

Воспитатель. На прощание я хочу ещё раз вам напомнить о том, что не надо обижать животных на улице. А если у вас дома есть какие-нибудь животные, то необходимо о них постоянно заботиться, тогда они будут вас любить. И при всей любви к животным нужно соблюдать правила безопасного общения с животными.

Люди уже не считают себя частью животного мира, игнорируют или рационализируют проявления своей природы, контакт с животными затруднён. Овладев искусством перевоплощения, вы сможете восстановить утраченные навыки общения с Природой.

Человек и Природа

Практически во всех известных шаманистских¹ культурах практикуется уважительное отношение к животным.

Животные почитаются как учителя и советчики человека. Считается, что они способны научить нас жить в согласии с Природой и Духом.

Чтобы лучше понять животных и наладить отношения с ними, мы должны общаться с ними, и идти еще дальше — к грокингу². Только так мы сможем научиться у Природы тому, во что сейчас даже не можем поверить.

Все древние шаманистские традиции хранят память о тех прекрасных временах, когда животные и люди могли свободно общаться друг с другом. И наша современная культура дает примеры глубокой интуитивной связи человека и животных, как правило, в случаях с собаками и лошадьми. Так что талант общения еще окончательно не утерян.

Но в наши дни такая связь и отношение к животным должны основываться на любви, дружбе и взаимопомощи между животным и человеком. О том, как и чему можно научиться у животного, рассказал Ален Буни. В свое время он был приставлен к звезде кино — немецкой овчарке по кличке Стронгхарт.

История одной дружбы

Сначала он, как и полагается человеку, смотрел на пса свысока. Но со временем полностью изменил стиль общения. Он научился без слов разговаривать с ним. По этому поводу он пишет: «Когда я искренне захотел и почувствовал, что готов, чтобы пес учил меня, Стронгхарт проникся ко мне доверием и открыл невероятные тайны.

Он научил меня пребывать в согласии с самим собой и окружающими, и быть счастливым каждую секунду бытия, независимо от обстоятельств». Буни не употребляет нашего термина «грокинг», но довольно точно описывает соответствующее состояние, «когда каждый из нас, не попирая собственной индивидуальности, так сливался с другим, что, казалось, мы стали единым целым».

Как наладить контакт с животными?

И грокинг, и обучение у животных через имитацию их поведения, только тогда принесут пользу, когда вы подходите к ним как равный к равному, с открытым сердцем, и действуете с полным осознанием происходящего.

надежда пермякова
Конспект занятия «Контакты с животными».

Тема: «Контакты с животными».

Цель. Создание условий для познавательной деятельности посредством формирования навыков правильного обращения с животными.

Задачи:

Учить детей правильно обращаться с животными. Дать сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними.

Коррекция и развитие речи воспитанников посредством составления правильных ответов на вопросы, активизации словарного запаса.

Воспитание интереса к занятию через создание комфортных условий и занимательных заданий.

Оборудование: Презентация о животных, картинки, песня «Огромный собачий секрет» на стихи Юнны Мориц, музыка Сергея Никитина.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня, когда я выходила из дома, на своём крыльце я увидела котёнка. Он был такой маленький, такой беззащитный, а на улице такой мороз, котёнку было очень холодно. Пришлось вернуться в дом, не оставлять же малыша погибать на улице. А как бы вы поступили на моём месте?

Дети высказывают свои мнения.

Воспитатель. По вашим высказываниям я поняла, что вы любите животных? А каких домашних животных вы знаете?

Дети. Собака, кошка, корова, лошадь и т. д.

Воспитатель. Молодцы! Про домашних животных народ сложил очень много загадок. Послушайте и отгадайте про кого я говорю?

Проживает во дворе в личном доме – конуре,

И на всех, кого не знает, то рычит она, то лает.

Дети. Собака.

Воспитатель. Мягкие лапки, а в лапках - царапки.

Дети. Кошка.

Воспитатель. Дома, в поле, на дороге – Это мастер на все ноги. И когда порой несладко, - Иго-го, - кричит

Дети. Лошадка.

Воспитатель. А сейчас попытайтесь так описать животного на ваших карточках, чтобы всем, кто вас слушает, было понятно.

Дети рассказывают по очереди о животном по картинке не называя его, пока все не догадаются.

Воспитатель. Ребята, поднимите руку, у кого из вас дома есть домашние животные. Очень хорошо. Сегодня мы с вами побеседуем о том, как нужно обращаться с домашними животными. Поделитесь, как вы ухаживаете за своими любимцами.

Дети рассказывают.

Воспитатель. Молодцы, я вижу вы хорошо заботитесь о своих питомцах. Животных надо любить, о них надо заботиться, но при этом надо помнить, что даже домашние животные могут быть опасными. Послушайте песню, которая называется «Огромный собачий секркт».

(Пока звучит музыка, дети смотрят слайды)

Воспитатель. Почему собаки бывают злыми?

Дети. Собаки бывают злыми, если за ними плохо ухаживают, если их бросают и т. д.

Воспитатель. Прежде чем принести кошку или собаку к себе домой, надо серьёзно подумать о том сможете ли вы жить с ней в дружбе и относиться к ней, как к живому существу, любить её.

Дети. Нельзя избивать животных. Нельзя оставлять их в доме без воды и без пищи на длительное время.

Воспитатель. Верно. А если домашнее животное заболело, необходимо обратиться в ветлечебницу. Но всегда нужно помнить о том, что животные могут покусать и поцарапать человека, если неправильно вести себя с ними. А знаете ли вы правила обращения с собаками?

Дети высказывают свои предложения.

Воспитатель. Сейчас я познакомлю вас с несколькими правилами при общении с собаками.

Никогда не показывайте собаке своего страха. Собака может это почувствовать и напасть на тебя.

Ни в коем случае не убегайте от собаки.

Не гладьте незнакомую собаку. Если вам хочется погладить чужую собаку, спросите разрешения у хозяина собаки.

Не кормите чужих собак и не трогайте их во время еды или сна.

Не подходи к собаке, сидящей на привязи.

Воспитатель. Послушайте шуточное стихотворение о том, что нужно делать, если вы вышли на улицу, а у подъезда сидит собака.

Физминутка.

Ноги на пол мы поставим,

спинки все мы разогнем,

локотки на стол поставим,

домик к носу поднесем.

Руку левую на стол,

сверху правую кладем.

«Вот лежат щенки на травке,

Они вытянули лапки,

Показали язычок – повернулись на бочок.

Повиляли все хвостом

Побежали дружно в дом».

А теперь котятки

за щенками выбежали на травку –

выгнули спинку и зашипели

– упражнение «Кошечка сердится: и шипит, и мяукает».

Воспитатель. А сейчас продолжим нашу работу по обсуждению правил общения с животными. (Воспитатель говорит правило, а дети доказывают, почему так себя вести нельзя)

Не приближайтесь к большим собакам охранных пород.

Не пытайтесь отобрать предмет, с которым играет собака.

Воспитатель. Но, ребята, оказывается и кошки могут быть опасны. Кошки могут сильно поцарапать и покусать. От кошек и собак людям передаются такие болезни, как лишай, чесотка, бешенство. Бешенство - это очень опасная болезнь, которая может возникнуть после укуса животных. От неё можно даже умереть. Поэтому нужно твёрдо знать:

После общения с животным, обязательно нужно вымыть руки с мылом.

Если животное нанесло травму необходимо обратиться к врачу.

Воспитатель. Ребята, кто-нибудь из вас обращался с другими домашними животными?

Дети. Выслушиваются ответы детей.

Воспитатель. Не подходи близко к чужим коровам, быкам, козам. Как вы думаете, почему?

Дети. Потому что у них есть рога, и они могут забодать незнакомых людей.

Будьте осторожны с телятами.

Воспитатель. У них чешутся рожки, они могут нанести вам серьёзную травму. Вот и подошло наше занятие к концу, давайте ещё раз вспомним все правила, которые мы сегодня выучили.

Дети воспроизводят правила, которые запомнили.

Воспитатель. На прощание я хочу ещё раз вам напомнить о том, что не надо обижать животных на улице. А если у вас дома есть какие-нибудь животные, то необходимо о них постоянно заботиться, тогда они будут вас любить. И при всей любви к животным нужно соблюдать правила безопасного общения с животными.

Конспект НОД "Контакты с животными опасны"(Старшая группа)учить детей понимать состояние и поведение бродячих животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контакты с животными опасны.

Цель: учить детей понимать состояние и поведение бродячих животных.

Знать,как следует обращаться с ними. Объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасны. Продолжать учить детей правилам поведения в экстремальных ситуациях.

Материал. Плакаты с ситуациями.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, дома у вас почти у каждого живут различные животные.

Скажите какие?

Дети: Кошка, собака, морские свинки

Воспитатель: Ребята, у нас наступило время года вы больше, где проводите время дома или на улице.

Дети: Во дворе, детском саду, огороде или на даче.

Воспитатель: Чтобы прогулка или выходные прошли интересно и без каких либо травм, нужно знать и соблюдать правила безопасности. И вот сегодня мы поговорим с вами о правилах безопасности при обращении с животными, как дома, так и на улице.

Послушайте загадки:

Пробираюсь по забору,

На охоту выхожу.

Мышки спрятались по норам,

Я их долго сторожу.

(Кошка)

Обойди хоть всю округу -

Не найдешь вернее друга!

На охоте помогает,

Ночью дом наш охраняет.

(Собака)

Воспитатель:У кого из вас есть домашние животные? (Ответы детей). - Если это домашние животные, значит, о них кто-то заботится? Кто же? (Человек, хозяин). - Бывает ли такое, когда у домашних животных нет хозяина? (Бывает).

Кто тогда о них заботится? (Никто).

Где же они живут? (На улице). - Значит, у них нет дома. Как можно одним словом сказать про животное, у которого нет дома? (Бездомное).

Ребята, как вы думаете можно ли трогать бездомную кошку или собаку? (Нет) - Почему? (Ответы детей)

Да вы правы. Нельзя! Они могут оказаться агрессивными, бешенными. Уличные кошки и собаки могут быть больны чем-то заразным. Их можно и нужно кормить, но гладить и играть с ними опасно. Тем более нельзя дразнить и мучить животных. Даже домашняя кошка или собака может поцарапать и укусить своего хозяина, если он будет с ней плохо обращаться.

Динамическая пауза.

5. Пластический этюд: покажем, как кошка выгибается и выпускает коготки; как собака обнюхивает воздух, разрывает ямку.

6. Обсуждение стихотворения:

Не зря собака тех кусает,

Кто камень зря в нее бросает.

Но если кто с собакой дружит,

Тому собака верно служит.

Почему собаки бывают злыми?

Можно ли трогать бездомную или чужую собаку? (Нет, она может быть агрессивная - может напасть и укусить)

Ребята, можно ли дразнить собак? (Ответы детей)

Подумайте, как надо себя вести, чтобы не вызвать у собаки желание укусить? (Ответы детей)

Сейчас мы с вами закрепим правила безопасности при общении с собаками.

(Показ презентации).

Собаки произошли от диких собак – динго, поэтому у них поведение диких животных.

Самые опасные породы собак: канарский дог, немецкие овчарки, немецкий боксёр;

У собак главное их оружие острые клыки и зубы, лапы с когтями.

Клыки они оскаливают во время угрозы;

При угрозе собаки рычат, скалят клыки, приседают на лапы готовясь к прыжку;

Нельзя дразнить собак, махать на них руками, замахиваться палками, кидать в них камнями.

Нельзя убегать от собаки, они думают, что вы добыча и охотятся и бегут за вами.

Нельзя трогать собаку когда она ест, а тем более отнимать у неё пищу – кости.

Собака агрессивна когда у неё есть щенки, она их защищает.

Если вы видите такую табличку – знайте это знак: «Осторожно злая собака».

А теперь поговорим о кошках. Кошки то же опасны, они то же произошли от диких кошек, у кошки есть острые когти – которыми они карябают и и зубы – которыми они могут укусить. Кошек нельзя как и собак дразнить, признаки агрессии кошки мяуканье и шипение, а так же оскал.

Но если вас укусит и ли поцарапает кошка или собака нужно обработать рану и обратиться к врачу, И не забывайте, что после общения с животными нужно мыть руки с мылом.

7. Физминутка. Кот Антипка

Кот Антипка жил у нас. (Встали, руки на поясе.)

Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх - вдох.)

В два на кухне крал сосиски (Наклоны влево-вправо.)

В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево-вправо.)

В пять по коврику катался. (Повороты влево-вправо.)

В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью.)

В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки спереди-сзади.)

В восемь хитро щурил глазки. (Приседания.)

В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши.)

В десять шел к лежанке спать, (Прыжки на месте.)

Потому что в час вставать. (Шагаем на месте.)

8. Гимнастика для снятия усталости с глаз «Кошка».

Вот окошко распахнулось,

Кошка вышла на карниз.

Посмотрела кошка вверх.

Посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась.

Проводила взглядом мух.

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота.

И закрылась лапками

Лапками – царапками. (Разводят руки в стороны.

Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.

Смотрят вверх.

Смотрят вниз.

Смотрят влево.

Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.

Дети приседают.

Смотрят прямо.

Закрывают глаза руками.)

Итог нод.

Какие правила безопасности при обращении с животными вы запомнили?

Почему некоторые домашние животные становятся бездомными?

Чем можно помочь бездомным животным?

В заключении я хочу ещё раз вам напомнить о том, что надо соблюдать правила безопасности при общении с животными. Не надо обижать животных на улице. А если у вас дома есть какие-нибудь животные, то необходимо о них постоянно заботиться, тогда они будут вас любить. Я предлагаю посмотреть вам мультик который называется 9. «Собачий секрет»


Загрузка...