Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Допустимые нормы шума или как не испортить свой слух. Каков допустимый уровень шума в децибелах в квартире в дневное и ночное время? Допустимые децибелы

Громкие звуки в квартире могут отравить жизнь , делая ее просто невыносимой.

Есть ли какие-то допустимые нормы в децибелах, установленные законом, по уровню шумов в квартире, одинаковы ли пределы днем и ночью, и как доказать, что посторонние звуки чересчур громкие ?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Нормы, установленные законодательством

Какой уровень шума допустим в квартире?

Совсем тихая жизнь в многоквартирном доме (далее – МКД) нереальна, люди отмечают важные события своего бытия застольями, делают ремонт, меняют мебель и сантехнические приборы.

Каждый из проживающих в МКД понимает и принимает необходимость ремонта или плач младенца, но совсем другое дело, когда соседей не получается угомонить или хотя бы снизить уровень громкости производимых звуков .

Понятие о громкости – спорный вопрос, основывающийся на субъективном восприятии звуков, поэтому установлены нормы уровня шумов в жилище такими законодательными актами:

  • Закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016);
  • Нормы № СН 2.2.4/2.1.8.562-96;
  • СанПиН 2.1.2.1002-00.

Многие субъекты РФ устанавливают свои ограничения по уровням и интенсивности различных звуков, ведь шумы не просто вызывают малоприятные ощущения, они вредят здоровью окружающих.

Так, на территории Москвы, как отдельного субъекта РФ , приняты к руководству такие документы законодательного свойства:

  • Закон г. Москвы от 12 июля 2002 г. N 42;
  • Закон г. Москвы от 29 января 2003 г. N 4;
  • ПП Москвы от 8 февраля 2005 г. N 73-ПП;
  • Закон Москвы от 21.11.2007 № 45.

Шумы измеряются в децибелах, именно в этих единицах и приняты ограничивающие значения .

В дневное время

С 7-00 и до 23-00 верхний уровень предела любых шумов, разрешенных законом, составляет 40 дБ .

Чтобы было понятно, насколько это громко, можно привести для сравнения такие примеры:

  1. При разговоре средней силы давление на уши будет около 65 дБ.
  2. Оружейный выстрел вблизи произведет шум в 160 дБ.
  3. Звонок будильника (механического) дает громкость в 80 дБ.

Из этих примеров становится ясно, что 40 дБ-й уровень представляет скромной силы звуки, сравнимые с тихим разговором, а с 13-00 до 15-00 объявляется время послеобеденного отдыха , когда должна быть полная тишина.

В выходные дни и в праздники график меняется: утро допускается начинать только с 10-00, а шуметь можно (не сильно – до 40 дБ) не позже 22-00. Превышение указанных пределов допустимо на 15 дБ, но не более.

А как быть, когда предстоит ремонт, ведь нужно будет и сверлить, и стучать?

Можно, но не в выходные или праздничные дни, когда подобная деятельность исключена вовсе.

Разрешено делать ремонт и производить строительные работы в будние дни , с 9-00 до 19-00, причем суммарное время не должно длиться больше 6-ти часов, и с 1-часовым перерывом на обед. Предельный термин ремонтных работ в квартире МКД составляет 3 мес.

В ночное время

В ночные часы , принятые с 23-00 до 7-00, максимально допустимый уровень шума допустим до 30 дБ.

Это по громкости соответствует тихому разговору, и совсем недопустимо :

  • включать со звуком телевизор и иную аудио- или видеоаппаратуру;
  • кричать, стучать, греметь, свистеть, петь и пр.;
  • взрывать пиротехнические устройства;
  • выполнять ремонт, а также погрузочно-разгрузочные работы.

В каждом случае есть исключения, ведь без громких звуков нельзя обойтись , если:

  1. Проводятся общегородские праздничные мероприятия с концертами, фейерверками и пр.
  2. Шум вызван действием злоумышленников и их поимкой.
  3. Произошла внештатная ситуация, как военные действия, пожар, наводнение и иные форс-мажорные обстоятельства, и пр.

Но постоянное игнорирование просьб соседей не шуметь, особенно, когда в семье есть больной человек или работающий посменно, недопустимо и незаконно.

Чем опасен повышенный звук?

Частые воздействия громких, превышающий нормативный уровень звуков опасен для здоровья людей , так как может вызвать:

  • резкие перепады кровяного давления;
  • головную боль;
  • глухоту;
  • заболевания нервного характера.

Постоянное длительное воздействие повышенного звукового фона может грозить катастрофой, а 200 дБ-й звук для каждого из нас смертелен.

Что может стать источниками?

В квартире МКД многие звуки могут раздражать своей громкостью, не давая отдохнуть, спокойно и быстро заснуть, читать книгу и просто нормально жить. Источниками повышенного звукового фона могут стать :

  • включенные на большую громкость телевизор, магнитофон и пр. воспроизводящие устройства;
  • игра на музыкальных инструментах, особенно пианино, фортепьяно, трубе;
  • звуки скандала, крики;
  • громкие застолья с песнями, танцами;
  • работа лифтов, насосов;
  • шумы, издаваемые вент. оборудованием;
  • звуки работающих электроинструментов и пр.

Источников какофонии может быть много, в квартиру слышно все, что происходит за стеной, под или над жилищем, а также и во дворе – грохот мотоцикла, автомобиля, трамвая, поезда, стройки, погрузочно-разгрузочных работ у встроенного магазина и т.п.

Но важно понимать, что играть на музыкальных инструментах – право жильцов , как и выяснять отношения или отмечать день рождения.

Другое дело, что громкость происходящего напрягает соседей, однако подобные действия могут быть расценены не иначе, как мелкое хулиганство, и никакого отношения к шумам, подлежащим измерениям, не имеют.

Куда обращаться?

Что делать, если Вы считаете, что в вашей квартире шумно? Прежде всего, нужно попытаться определить, откуда в квартиру поступают доставляющие беспокойство звуки.

Независимо от результата своих изысканий, следует обратиться с письменной , ТСЖ или иную обслуживающую компанию.

Правление обязано отреагировать – прислать своего сотрудника , который должен удостовериться в наличии шумов и доложить об этом руководству.

За счет средств фирмы УК должна привлечь специалистов для проведения замеров уровня звуков и выявления их источника. Проблему обязаны решить.

При бездействии УК нужно обращаться в органы прокуратуры или в Роспотребнадзор , каждый из этих органов обязан назначить проведение экспертизы (за счет УК), чтобы определить уровень воздействия, его интенсивность и продолжительность, а также источник.

Если же звуки доносятся извне – из клуба, стройки, магазина, мастерской, предприятия, то такой вопрос вне компетенции УК, и следует сразу адресовать свою просьбу в прокуратуру или Роспотребнадзор.

Представители этих служб найдут, откуда шум, и по итогам экспертизы выпишут предписание. По истечении оговоренного срока эксперты проверят, насколько положение изменилось, и может последовать штраф с требованием немедленного прекращения звукового воздействия .

Если шумы уже навредили жильцам, то при наличии результатов экспертизы есть право и основания обратиться к суду , но факт причинения вреда нужно подтвердить документально.

Для чего нужна экспертиза?

Факт наличия шумового воздействия на людей при нахождении их в квартире может подтвердить только экспертиза, все другие доводы останутся голословными, то есть бездоказательными, и в суд предъявить будет нечего.

Экспертиза уровня шума в квартире является документальным основанием для обращения в судебные органы.

Когда санитарно-эпидемиологическая экспертиза в отношении шума не проводится? Санитарно-эпидемиологическая экспертиза может быть проведена не всегда, есть обстоятельства, которые исключают привлечение экспертов:

  1. Когда шумы вызваны природными или случайными явлениями.
  2. Беспокойство доставляет работа сигнализации – противоугонной, пожарной и пр.
  3. При проведении культурно-массовых, спортивных, религиозных или политических мероприятий.
  4. Проводятся работы по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и т.п.
  5. Неудобства причиняет движение транспорта.
  6. Скрежет, грохот слышны во время уборки льда, снега и пр.

В экспертных действиях откажут также и в случае, когда шумят соседи – это относится к компетенции правоохранительных органов.

Как и чем измерить?

Страдающий от шумового воздействия жилец должен обратиться с заявкой в Роспотребнадзор, санстанцию или независимую компанию.

Специалисты по заявке жильцов выезжают с оборудованием, называемым шумомерами .

Есть специальные технологии, следуя которым, эксперты делают в нескольких точках помещения замеры , потом выводят средний показатель и сравнивают его с допустимыми нормативными значениями.

Результат работы экспертов – протокол проведения замеров , в котором будут указаны частотный и динамический уровни шума. Могут проверить и эффективность шумоизоляции.

За свой счет проведение таких исследований силами коммерческих фирм нерентабельно: ценовая планка весьма серьезного уровня (3 замера обойдутся днем в 10 тыс. руб., в ночное время – 15 тыс. руб. за 3 замера, а касательно шумоизоляции действия экспертов оцениваются со стартовой стоимости услуги в 30 -50 тыс. руб.).

Судебная или досудебная экспертиза обойдутся в 25-35 тыс. руб., а если вопрос коснется шумоизоляции – то до 70 тыс. руб.

О том, как и чем можно измерить уровень шума в квартире, вы можете узнать из видео:

Кто замеряет?

Замерять уровень шума в жилом помещении с выдачей протокола, заключения, экспертизы имеют право только специалисты – представители Роспотребнадзора или независимых экспертных организаций, имеющих должный уровень аккредитации и являющихся членами СРО.

Самостоятельно такие процедуры не производят – нужны специальные приборы и методы, известные профессионалам.

К тому же, нужен документ, который будет признан законным, если его выдаст независимая аккредитованная фирма или экспертная служба Роспотребнадзора. Экспертизу может назначить суд, тогда работать будет одно из судебно-экспертных учреждений.

Какова стоимость замера уровня шума в квартире Роспотребнадзором? За измерение уровня шума в квартире Роспотребнадзором возьмут 540 руб. за 1 точку , суммарно выезд экспертов в дневные часы будет стоить порядка 5 тыс. руб., в ночные – не более 10-ти тыс. руб.

Ответственность за нарушение норм

Систематическое нарушение норм шумового воздействия, как несоблюдение норм санитарного-эпидемиологического благополучия, карается штрафами согласно ст. 23.13 КоАП РФ.

Если частное лицо глухо к просьбам других людей, вынужденных обратиться за помощью, то ему на первый раз могут сделать предупреждение или выпишут штраф в 1-2 тыс. руб.

При повторном нарушении размер штрафа удваивается , а при хроническом игнорировании закона о тишине может быть наложен штраф в размере двойного МРОТ, размер которого составит 2х9 = 18 тыс. руб.

Если звуки мешают нормальному проживанию в квартире, то нужно бороться за свои права.

Следует бить во все колокола – идти в УК, жаловаться в прокуратуру или Роспотребнадзор, вызывать полицию.

Собрав доказательную базу, страдающий от воздействия звуков жилец имеет право обратиться в суд и выиграть процесс.

О нормах допустимого шума в квартире, а также об ответственности за их нарушение, вы можете узнать из видео:

Уровень шума — это уровень совокупности различных звуков, не вызывающий у человека повышенного беспокойства и значительных изменений показателей функционального состояния систем и анализаторов, которые чувствительны к шуму.

Это уровень шума, который не вызывает у человека беспокойства и любых других физиологических либо психических изменений, как правило не превышающий 55 децибел (дБ). Высокий уровень шума таит в себе очень большую опасность. Чтобы понять какое влияние оказывает шум для слуха, необходимо иметь представление о допустимых нормах шума для разного времени суток, а также знать, какой уровень шума в децибелах производят различные звуки. После этого можно понять, являются ли безопасными для слуха определенные звуки или таят в себе опасность. После понимания важности влияния шума, можно будет стараться избегать вредного воздействия звуков на слух.

Допустимые нормы уровня шума в квартире и других жилых помещениях.

Допустимые нормы уровня шума определяются согласно установленным санитарным нормам, допустимым считают уровень шума не наносящий вреда слуху даже после длительного воздействия на слуховой аппарат. Допустимая величина составляет:

  • в дневное время допустимый уровень шума равен - 55 децибел (дБ);
  • в ночное время допустимый уровень шума равен - 40 децибел (дБ).

Данная величина является оптимальной для нашего уха. Однако в условиях больших городов они, как правило, нарушаются.

Допустимые уровни шума и звука в жилых помещениях

Вид трудовой деятельности, рабочее место

Время суток

Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц

Уровни звука и эквива-лен-тные уровни звука (в дБА)

Макси-маль-ные уровни звука L Амакс, дБА

Палаты больниц и сана-то-риев, операционные больниц

с 7 до 23 ч.

с 23 до 7 ч.

Кабинеты врачей поликлиник, ам-бу-латорий, диспансеров, больниц, санаториев

Классные помещения, учебные кабинеты, учительские комнаты, аудитории школ и других учебных заведений, конференцзалы, чи-таль-ные залы библиотек

Жилые комнаты квартир, жилые помещения домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, спальные помещения в детских дошкольных учреждениях и школах-интернатах

с 7 до 23 ч.

с 23 до 7 ч.

Номера гостиниц и жилые комнаты общежитий

с 7 до 23 ч.

с 23 до 7 ч.

Залы кафе, ресторанов, столовых

Торговые залы магазинов, пасса-жир-ские залы аэропортов и вокзалов, приемные пункты пред-приятий бытового обслуживания

Территории, непосредственно при--легающие к зданиям больниц и санаториев

с 7 до 23 ч.

с 23 до 7 ч.

Территории, непосредственно прилегающие к жилым домам, зданиям поликлиник, зданиям амбулаторий, диспансеров, домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений, библиотек

с 7 до 23 ч.

с 23 до 7 ч.

Территории, непосредственно прилегающие к зданиям гостиниц и общежитий

с 7 до 23 ч.

с 23 до 7 ч.

Площадки отдыха на территории больниц и санаториев

Площадки отдыха на территории микрорайонов и групп жилых домов, домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, площадки детских дошкольных учреждений, школ и др. учебных заведений

Уровень шума в децибелах (дБ).

Уровень шума в децибелах - это физическая характеристика громкости звука измеряемая в децибелах (дБ). Если посмотреть какой уровень шума издают привычные для большинства людей вещи и машины, то видно как часто превышен нормальный уровень шума . В качестве примера приведем лишь незначительную часть звуков, которые окружают нас в жизни и какое количество децибел (дБ) они в действительности в себе содержат:

Таблица шумов (уровни звука, децибел)

Децибел,
дБА

Характеристика

Источники звука

Ничего не слышно

Почти не слышно

Почти не слышно

тихий шелест листьев

Едва слышно

шелест листвы

Едва слышно

шепот человека (на расстоянии 1 метр).

шепот человека (1м)

шепот, тиканье настенных часов.
Допустимый максимум по нормам для жилых помещений ночью, с 23 до 7 ч.
(СНиП 23-03-2003 «Защита от шума»).

Довольно слышно

приглушенный разговор

Довольно слышно

обычная речь.
Норма для жилых помещений днём, с 7 до 23 ч.

Неплохо слышно

обычный разговор

Отчётливо слышно

разговор, пишущая машинка

Отчётливо слышно

Верхняя норма для офисных помещений класса А (по европейским нормам)

Норма для контор

громкий разговор (1м)

громкие разговоры (1м)

крик, смех (1м)

Очень шумно

крик, мотоцикл с глушителем, шум пылесоса (с большой мощностью двигателя - 2 киловатта).

Очень шумно

громкий крик, мотоцикл с глушителем

Очень шумно

громкие крики, грузовой железнодорожный вагон (в семи метрах)

Очень шумно

вагон метро (в 7 метрах снаружи или внутри вагона)

Крайне шумно

оркестр, вагон метро (прерывисто), раскаты грома, визг работающей бензопилы

Максимально допустимое звуковое давление для наушников плеера (по европейским нормам)

Крайне шумно

в самолёте (до 80-х годов ХХ столетия)

Крайне шумно

вертолёт

Крайне шумно

пескоструйный аппарат (1м)

Почти невыносимо

отбойный молоток (1м)

Почти невыносимо

Болевой порог

самолёт на старте

Контузия

Контузия

звук взлетающего реактивного самолета

Контузия

старт ракеты

Контузия, травмы

Контузия, травмы

Шок, травмы

ударная волна от сверхзвукового самолёта

При уровнях звука свыше 160 децибел - возможен разрыв барабанных перепонок и лёгких,
больше 200 - смерть (шумовое оружие)

Как видно, большинство шумов значительно превышают допустимую норму. Причем в таблице представлены естественные фоновые шумы, на которые мы, как правило, не можем никак повлиять. А если еще учесть шум от работающего телевизора или громкой музыки, которому мы сами подвергаем свой слуховой аппарат. Нанося собственноручно огромный вред нашему слуху.

Какой уровень шума наносит вред?

Уровень шума который, достигает уровня в 70-90 децибел (дБ), при длительном воздействии на слуховой аппарат оказывает влияние на центральную нервную систему и может привести к ее заболеваниям. Шум, достигший уровня в 100 и более децибел (дБ), воздействуя длительное время может привести к значительному снижению слуха вплоть до полной глухоты. Поэтому слушая музыку на максимальной громкости мы получаем вреда намного больше, чем удовольствия и пользы.

Шум можно разделить на 4 основные группы, имеющие деление на подгруппы.

По механизму возникновения:

  • механический шум (работа машин и механизмов) - создается упругими колебаниями твердой и жидкой поверхности;
  • аэро- и гидродинамический шум, который возникает при появлении турбулентности в газовой или жидкой среде;
  • электродинамический шум слышим при появлении электрической дуги, коронного разряда.

По частоте различают следующие виды шума:

  • низкочастотный менее трехсот герц;
  • среднечастотный от трехсот до восьмисот герц;
  • высокочастотный выше восьмисот герц.

По спектру шумового действия:

  • широкополосный (более одной октавы);
  • тональный (неравномерное распределение энергии звука со значительным перевесом в пределах произвольной октавы).

Человеческий голос характеризуется двумя уникальными для живых существ формами проявления, к которым относятся пение и речь. Механизм доставки вещества голосообразования - воздуха, в общих чертах одинаков и при разговоре и при пении. При голосообразовании воздух доставляется легкими во время фазы выдоха и, поступая восходящей струей через бронхи и трахею озвучивается в гортани. Однако оформление голоса и включение его в разговорную речь или пение происходит различно, поскольку разные конечные цели этих голосовых феноменов требуют применения соответственных акустических принципов использования голосовой функции.

В случае речи на первом месте стоит задача формирования разговорных голосовых сигналов - фонем. Фонему можно рассматривать как смесь элементарных звуков различной частоты: некоторые из них хорошо слышимы, другие едва уловимы. Однако во всех случаях фонема характеризуется длительностью, силой и частотой. В момент произнесения фонема может изменяться по длительности и силе, но по частоте она остается неизменной.

Следует подчеркнуть, что движения нашего тела и сокращения наших собственных мышц генерируют звуки, которые мы можем услышать, если заткнем уши. Эти низкочастотные шумы близки к пороговым значениям для нашего слуха в диапазоне низких частот (наш слух невосприимчив ровно настолько, чтобы в обычных условиях мы этих звуков не слышали). Для человека оптимальными являются частоты от 200 до 4000 Гц. В этом диапазоне наши уши и голосовые связки исключительно приспособлены друг к другу для осуществления максимально эффективной обратной связи при помощи речи, причем полоса частот достаточно широка, чтобы мы могли использовать модуляцию частот в качестве носителя информации. Диапазон воспринимаемых ухом частот находится в пределах от 15-16 до 20 000 - 22 000 Гц. Наименее чувствительно ухо к низким частотам; например его чувствительность к тону в 100 Гц в 1000 раз ниже, чем к тону в 1000 Гц. Высокочастотная часть диапазона, доступного уху, удивительна. В детстве некоторые способны хорошо слушать частоты порядка 40 000 Гц. с. 110. Слух с участием костной проводимости играет важную роль в процессе речи. Когда вы напеваете с закрытым ртом, эти звуки в значительной степени слышны вам благодаря костной проводимости.

Если заткнуть уши пальцами, то такие звуки станут значительно слышнее. Таким образом, во время разговора и пения вы слышите два типа звуков - одни через костную проводимость, другие через воздушную. Естественно, что другой человек слышит только звуки, проводимые воздухом. В этих звуках некоторые низкочастотные компоненты колебания голосовых связок теряются. Этим объясняется, почему человек с трудом узнает свой собственный голос, когда он слышит его в магнитофонной записи.

"Принято считать, что звуки голоса образуются в следствии колебания голосовых связок. Колебания эти вызываются прохождением воздушной струи через голосовые связки на выдохе. Издавать звук на вдохе практически невозможно, немногие исключения как бы подтверждают это правило. На вдохе звук может возникать при зевании, при фокусах некоторых чревовещателей, также на вдохе звук и-и-и издает осел в своем всем известном крике << И-а, и-а, и-а! >> (звук а-а-а в этом случае издается на выдохе)" Как акустический феномен человеческий голос нельзя заменить ничем, даже самыми современными звукопродуцирующими установками. Голос человека может быть речевым, певческим, шепотным. Человек может также кричать, стонать, имитировать различные звуки. По модуляции голоса мы можем судить о психическом состоянии человека, его возможных поведенческих реакциях в различных ситуациях.

Сила звука измеряется в единицах, называемых беллами - в честь А.Г. Белла - изобретателя телефона. Однако на практике используют десятые доли белла, т.е. децибелы.

Для сравнения приведем таблицу в децибелах:

Шепот, шелест листьев - 20-30

Тихая речь 30-40

Разговорная речь 40-60

Громкая речь. Кашель 60-70

Оркестр. Шум автомобиля 70-80

Крик. Шум поезда, мотоцикла 80-90

Водопад Ниагара. Шумный заводской цех 90 - 100

Орудийный выстрел 100-120

Шум реактивного двигателя 120-140

Максимальным порогом силы звука для человека является интенсивность в 120-130 децибелл. Звук такой силы вызывает боль в ушах.

В качестве курьеза хочется привести один из мировых рекордов из знаменитой "Книги рекордов Гиннеса". 125 децибелл- такую силу голоса продемонстрировала на соревнованиях 14 -летняя шотландская школьница, перекричав взлетающий самолет Боинг. имеет и другое значение, особенно актуальное в наше время: это наше с вами мнение, которое мы высказываем на выборах, голосуя за того или иного депутата. В немецком языке от слова Stmme - голос происходит слова Stimmung - настроение. От латинского слова sonare (звучать) происходит слово persona -маска, которая в античные времена закрывала лицо актера. Ее меняли в течение спектакля в зависимости от характера персонажа. Впоследствии слово persona приобрело значение персоны - юридического лица, человеческого индивидуума.

Речь - это особая и наиболее совершенная форма общения между людьми. Когда мы говорим, мы вообще никогда не задумываемся над тем, как надо вдохнуть, как оформить рот, какое положение должен занять язык и т.п. Все происходит автоматически, бессознательно.

Произнесение звуков тесно связано с дыханием. Речь и пение это всегда - выдох. Процесс дыхания во время разговора имеет ряд достаточно существенных отличий от дыхания молчащего человека в спокойном состоянии. Эти отличия связаны прежде всего с временными изменениями во всех трех фазах дыхания: длина выдоха существенно удлиняется, пауза и возврат дыхания становятся очень короткими. Выше мы уже говорили, что логика сценической или вокальной фразы часто ведет к ликвидации паузы, а фаза выдоха, во время которой озвучивается воздушная струя, существенно удлиняется. Условия разговорной или музыкальной фразы в ораторской или сценической речи, а особенно пение может потребовать длительности выдоха в 15-25 сек. "В таких случаях, конечно, быстрый вдох не может осуществляться только через нос, а совершается одновременно и через нос и через рот, а иногда даже в основном через рот. Дыхание через рот во время пения вызвано необходимостью и не является особенным отклонением о гигиены дыхания, поскольку применяется кратковременно. В процессе речи почти в двое уменьшается число дыхательных движений, чем при обычном (без речи) дыхании. Процесс пения также ведет к сокращению общего количества числа дыхательных движений. Зато в обеих случая резко возрастает их интенсивность. В речи и пении увеличивается скорость прохождения воздушной струи, поскольку для более длительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Поэтому в момент речи и пения объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается примерно в три раза. Вдох (возврат дыхания) становится более коротким и глубоким, а выдох приобретает ещё более специфический характер. "Он становится активным, принудительным мускульным актом, поскольку особенно важную роль в нем играют мышцы брюшного пресса в сочетании с особым тонусом мышц таза и промежности. Это обеспечивает длительность выдоха и способствует увеличению давления воздушной струи, без чего невозможна ни речь ни пение.

Исследования показали, что при пении относительно небольшое количество воздуха (1000 - 1500 см3) позволяет обеспечить выдоха, составляющую 15-20 сек. Этого вполне достаточно, чтобы исполнить самую продолжительную фразу вокального материала, длящуюся 18 сек.

"Важное значение при контроле за певческим голосообразованием имеют резонаторные ощущения. Каждый певец хорошо знает, что при пении у него начинают вибрировать грудная клетка и лицевая часть головы. Это дрожание принято называть грудным и головным резонированием. Голос считается хорошо поставленным в пении, когда он на всем протяжении диапазона << окрашивается грудным и головным резонированием>>. От ощущение резонирования звука в голове и груды получили свое название регистры голоса - головной и грудной. Голос при хорошем головном резонировании ярок, звонок, <<металличен>>, при грудном - насыщен.

Ощущение голоса << в маске >> - один из показателей правильной организации певческого звука.В системе трехфазного дыхания принято считать, что не только певческий, но и разговорный голос должен быть окрашен и грудным и головным резонированием. Вспомните, сколь "неприятно" звучит речь человека, каждый звук которой резонирует только в носу.

В оперных театрах всех стран по крайней мере в течение столетия амплуа оперных певцов определяются исполняемыми партиями: первые, вторые, третьи партии и хористы. Это разделение в известной мере связано с мощностью голоса. Действительно, все оперные залы можно разделить на несколько категорий по их кубатуре:

Голосам, мощность которых достигает только 110-120 дб, дают в подобных залах только вторые партии, но они все же могут обеспечить первые партии в залах 2-й категории. Таким образом, амплуа в оперных театрах находится в зависимости от мощности голоса и кубатуры помещения.

Вот как характеризует звук человеческого голоса Федор Иванович Шаляпин, в своей книжке "Маска и душа": "Звук должен умело и компактно опираться на дыхание, как смычек должен умело и компактно прикасаться к струне, скажем виолончели и по ней свободно двигаться. Точно так же, как смычек, задевая струну не всегда порождает только один протяжный звук, а благодаря необыкновенной своей подвижности на всех четырех струнах инструмента вызывает и подвижные звуки, - точно также и голос, соприкасаясь с умелым дыханием, должен уметь рождать разнообразные звуки в легком движении. Нота, выходящая из-под смычка или из-под пальца музыканта, будет ли она протяжной или подвижной, должна быть каждая слышна в одинаковой степени. И это же непременно для нот человеческого голоса. Так, что уметь << опирать на грудь>>, << держать голос в маске>> и т.п. - значит уметь правильно водить смычком по струне- дыханием по голосовым связкам, и это, конечно необходимо."

"Ведь все это очень хорошо - продолжает далее Шаляпин,-<< держать голос в маске>>, << упирать в зубы>> и т.п., но как овладеть этим грудным, ключичным или животным дыханием - диафрагмой, чтобы уметь звуком изобразить ту или другую музыкальную ситуацию, настроение того или другого персонажа, дать правдивую для данного чувства интонацию? Я разумею интонацию не музыкальную, т.е. содержание такой-то ноты, а окраску голоса, который ведь даже в простых разговорах приобретает различные цвета. Человек не может сказать одинаково окрашенным голосом: << я тебя люблю >> и << я тебя ненавижу>>. Будет непременно особая в каждом случае интонация, т.е. та краска, о которой я говорю." (Шаляпин с. 80 -81).

"Наиболее важная особенность окраски звука - вторит Шаляпину болгарский фониатор И.Максимов- возможность путем включения эмоциональных звуковых элементов выражать психическое состояние индивидуума в самом широком смысле этого слова. Изменения окраски голоса могут очень точно отражать настроение, эмоции и убеждения говорящего соответственно их развитию и динамике изменений. Не напрасно Сократ сказал одному из своих учеников: << Говори, чтобы тебя видеть >>

"Качество голоса является зеркалом интеллекта и динамизма личности больного,- ссылаясь на исследования американских ученых, утверждает профессор Вильсон. Плохое качество голоса создает впечатление тупости и пассивности, а хорошие качества говорят о живом уме и положительной активности

"Профессор психологии британского университета в Манчестере Джон Коэн, пишут Плужников и Рязанцев,- недавно опубликовал результаты своих исследований скорости речи женщин и мужчин. Оказалось, что за 30 секунд женщина произносит 80 слов, а мужчина 50; за 60 секунд - женщина 116, а мужчина - 112. Разница заметнее на отрезке времени в 2 минуты: женщины 214 слов, мужчины - 152 слова.

Человеческий голос обычно рассматривается по таким основным параметрам, как частота (тоновый диапазон) , сила, длительность и тембр, которые можно анализировать по отдельности. Для характеристики певческого голоса используется также такая особенность голоса как вибрато, т.е. периодическое изменение высоты и силы голоса, или иначе говоря ровную пульсацию (вибрацию).

В результате изучения вибрато акустиками было установлено, что звук голоса воспринимается нашим слухом как красивый, льющийся, в том случае, когда вибрация совершается со скоростью 6-7 раз в секунду. Если же пульсация совершается реже или чаще, то голос становится менее приятным

Однако реальный человеческий голос - это единый, неделимый комплекс. Последнее особенно проявляется в пении, где голос, переходя в тона различных регистров, изменяет также и свою окраску, что влечет за собой изменение остальных качеств, таких как интенсивность, тональность, длительность и, особенно, дополнительных гармоник, в своей совокупности, определяющих тембральную окраску голоса.

"После мутации естественное проявление мужского и женского голосов имеют разновидности, акустически зависимые от основных качеств голоса: тонового диапазона, силы и тембра. Если сила голоса и тембр до известной степени являются взаимозависимыми и в основе своей связаны с одним и тем же анатомо-физиологическим механизмом, то тоновый диапазон зависит от быстроты нервно-мышечных реакций, реализующихся в быстрых колебательных движениях голосовых складок.

Высота издаваемого звука, как известно, зависит от числа колебаний в 1 секунду (струны, мембраны, голосовых складки и т.п.) и измеряется в герцах (герц - одно колебание в секунду). Голосовые складки человека способны приходить в колебательные движения не только сразу всей массой, а также и по частям, именно поэтому голосовые складки могут колебаться с различной частотой: примерно от 80 до 10 000 Гц и даже больше.

Тоновый диапазон т.е. пределы между самым низким и самым высоким звуком, который способен издать человеческий голос, определяется, обычно от 64 до 2700 Гц. При этом разговорный голос составляет лишь 1/10 от общего диапазона голоса.

W[ В американском городе Карсно-Сити уже свыше ста лет проводятся ежегодные конкурсы мастеров художественного свиста. На недавних соревнованиях победителем в разделе современных мелодий стал Джоэл Брендон. Его техника свиста не имеет себе аналогов в мире: если обычные люди свистят на выдохе, то Джоэл только на вдохе. Диапазон его возможностей составляет три октавы, а высвистываемые им ноты, удивительно чисты и благозвучны. Единственной его проблемой является полное отсутствие конкурентов, поскольку за более чем тридцать лет занятий свистом ему не встретился еще ни один человек, выступающий в его манере.

Мужские певческие голоса достигают тонового диапазона порядка 2,5 октавы, а женские нередко превышают 3 октавы. Наибольший тоновый диапазон для мужских голосов - 35 полутонов (черных и белых клавиш фортепьяно), а женских - 38 полутонов. Если учитывать также и крайне низкие тоны басовых голосов (43,2 Гц - "фа" контроктавы) и высокие свистящие тоны детских голосов (4000 Гц), то получится, что человеческие голоса охватывают 6 октав.

Тенор- альтино, обладающий особенно высокими нотами, звучит легко и прозрачно;

На втором месте среди мужских голосов стоит баритон, рабочий диапазон которого от << ля>> большой октавы до << ля >> первой октавы. Лирический баритон- голос, звучащий легко, лирично, близок по характеру к теноровому тембру, но все же иногда имеет типичный баритональный оттенок. Лирико-драматический баритон, обладающий светлым, ярким тембром и значительной силой, способен к исполнению как лирических так и драматических партий. Драматический баритон - это голос более темного звучания, большой силы, способный к мощному звучанию на центральном и верхнем участках диапазона. Партии драматического баритона более низки по тесситуре.

Бас- наиболее низкий и мощный мужской голос - имеет рабочий диапазон от << фа>> большой до << фа>> первой октавы. Высокий бас - певучий голос светлого и яркого звучания, напоминает баритоновый тембр. Такие голоса называют баритональными басами. Центральный бас обладает более широкими возможностями диапазона и носит ярко выраженный басовый характер тембра. Низкий (глубокий, профундовый) бас, кроме густого басового колорита и более короткого в верхнем участке диапазона голоса, обладает глубокими, мощными и низкими нотами.

Различают также ряд типов поставленных женских голосов. Сопрано- наиболее высокий женский голос, имеет рабочий диапазон от << до>> первой до << до >> третьей октавы. Колоратурное сопрано характеризуется легким, прозрачным звучанием, выраженной подвижностью. Голос колоратурного сопрано не достигает большой мощности, но обладает способностью нестись в зал, с исключительной чистотой и прозрачностью звучания. Лирико-колоратурное сопрано - голос более плотного, широкого звучания, по подвижности способный к исполнению как колоратурных так и лирических партий. Лирическое сопрано не обладает такой степенью колоратуры, но мощнее и шире по звучанию, звучит светло и серебристо.

Лирико- драматическое сопрано - широкий лирический голос более насыщенного грудного тембра. Драматическое сопрано отличается мощностью звучания и насыщенным драматическим тембром.

Сто лет назад слава Алисы Шоу, или как ее еще называли Маленькой Свистуньи была практически безгранична, каждая ее гастроль была сенсацией. Музыкальные критики захлебывались от восторга: "Неслыханно! Алиса Шоу свистит в пределах двух октав! Она владеет стаккато и трелями, тремоло и плавными переходами! Это не свист, а игра на невидимой волшебной флейте!".

Репертуар Алисы Шоу был безграничным: она исполняла все- от старинных баллад и народных песен до опер и инструментальных пьес; специально для нее писались музыкальные произведения.

Лондонские медики придирчиво исследовали ее голосовой аппарат и обнаружили, что секрет ее уникального дара таился в необычно высоком и узком небе, а также в искусном владении амбюшуром - умением правильно управлять мышцами рта.

Контральто - самый низкий и редко встречающийся женский голос, насыщенный грудным тембром на всем диапазоне от << фа >> малой до << фа >> второй октавы.

Наиболее распространенный разговорный голос у мужчин - баритон, у женщин обыкновенно голос октавой выше. В классической музыке басы обычно используют наиболее низкий звук "ре" большой октавы - 72,6 Гц., а в церковной музыке встречаются и более низкие ноты. Известно, что самым высоким тоном колоратурного сопрано является "фа" третьей октавы (1354 Гц) из знаменитой арии "Царицы ночи" в "Волшебной флейте " Вольфганга Амадея Моцарта при исполнении стаккато.

Некоторые всемирно известные певицы, такие как, Лукреция Агуяри, Дженни Линд, Има Сумак, Жозе Дрла и другие, перешагнули за обычные пределы высоты женского голоса и достигли тонов << а3>>, <<с4>> (2069 Гц), а Эрна Зак и Мадо Робен - <> (2300 Гц), при этом их исполнение отвечало всем требованиям, предъявляемым к оперному голосу. Подчеркнем, что Имма Сумак поет до сих пор, и поет прекрасно, а ей уже далеко за 80 лет.

Сила голоса имеет очень большое практическое значение для словесного общения между людьми, особенно на расстоянии. Сила певческого голоса весьма существенна для исполнения произведений классического репертуара без микрофона. Разговорный голос имеет довольно ограниченную силу с небольшим интервалом между <<пиано>> и <<форте>>. При интимном разговоре сила голоса равна приблизительно 30 Дб. При обычном разговоре в помещении площадью около 100 м2 сила голоса не превышает 40 Дб. Слабые голоса достигают уровня 25 Дб, а при вспышке гнева эта сила возрастает до 60 Дб. В помещении объемом 1000 м2 голос оратора должен обладать силой в 55 Дб, а на открытом воздухе - 80 Дб.

У певцов сила голоса сила голоса достигает значительных величин, возрастая от 30 до 110 и даже 130 Дб на расстоянии метра от поющего.Величина силы голоса в 130 Дб на расстоянии 1 м от ротового отверстия, с учетом поглощения звуковой энергии в глотке и полости рта, соответствует фактической силе 160-170 Дб, развиваемой на уровне гортани. Подобные огромные величины силы с соответствующими интервалами интенсивности не могут быть достигнуты ни какими музыкальными инструментами с вибрирующими частями, из каких бы материалов ни был изготовлен механизм, имитирующий голосовые складки. Во время кашля скорость воздуха в трахее достигает скорости звука (около 320 м/сек), на уровне гортани, она снижается до скорости урагана (около 45 м/сек), на уровне губ - примерно 7 м/сек. При крике голос усиливается до 100 ДБ, а высота тона возрастает до 173-254 гц.

Голосовые мышцы - самые быстрые мышцы человеческого организма. Они обладают большой выносливостью и исключительной устойчивостью к значительно повышенному потреблению кислорода мышечной тканью. Подобно миокарду, с которым они имеют общее происхождение, грудным мышцам некоторых перелетных птиц голосовые мышцы в значительной степени способны к анаэробному метаболизму.

Речь понятна в том случае, если она громе окружающего шума на 6 ДБ. Расстояние между разговаривающими особенно важно на улице, где воспринимаемая громкость речи уменьшается на 6 ДБ при удвоении расстояния. Расстояние не столь важно при разговоре в помещении. При уровне шума ниже 48 ДБ люди говорят с громкостью в 55 ДБ при расстоянии между ними около 1 м. Когда уровень фонового шума равен 48-70 ДБ, громкость голоса увеличивается до 67 ДБ. При возрастании уровня шума на 1 ДБ (расстояние между собеседниками 1 м) громкость голоса повышается на 0,6 дб.

Наиболее целесообразным для речи является нижнереберный тип дыхания с активным участием диафрагмы, поскольку при этом создаются самые благоприятные условия для работы голосового аппарата. Во время речи необходимо не только обеспечить организм достаточным количеством воздуха, но и экономно его расходовать и поддерживать необходимое подскладочное давление. Искусство дыхания состоит в том, чтобы во время речи не расходовать воздух без надобности. Отсутствие достаточного для речи количества воздуха в дыхательных путях вредно отражается на работе мышц голосовых складок. Слабость струи выдыхаемого воздуха компенсируется повышением напряжения этих мышц, что в дальнейшем приводит к их утомлению и слабости, в результате чего ухудшается качество голоса.

Основная окраска детского голоса - его "серебристость". Каждые 2-3 года голос меняет свои качества. Из "серебристого" с диапазоном звучания 5-6 нот он становится насыщенным, обретает полноту звучания, "металлический" оттенок, диапазон увеличивается до 11-12 нот, а на 6 -м году он равен септиме. Примерный диапазон голоса для мальчиков и девочек таков: в возрасте от 7 до 10 лет от << фа>> первой до << до >> второй октавы, т.е. равен почти одной октаве, у детей от 10 до 14 лет от <<до>> первой до << ре>> второй октавы. В возрасте от 10 до 15 лет диапазон голоса значительно расширяется - от <<си>> малой до << фа>> второй октавы. Следует отметить, что у подростков этого возраста он нередко выходит за пределы указанных границ и может быть равен двум октавам.

Исследования показали, что пение оказывает благоприятное воздействие на организм ребенка и его интеллект. При соблюдении правил охраны голоса пение является своеобразной гимнастикой, которая способствует развитию грудной клетки, регулирует функцию сердечно-сосудистой системы и прививает ребенку художественно-эстетические навыки.

Очень важно подчеркнуть, что одном из условий развития правильного, нормального голоса у детей является непродолжительное, негромкое пение в рамках возрастного диапазона. Поскольку в последнее время все больше и больше становится профессий, использующих голос в качестве основного инструмента (лекторы, ораторы, педагоги, воспитатели детских учреждений, вокалисты, артисты, дикторы и др.), то существенное значение приобретает профилактика заболеваний голосового аппарата. Система трехфазного дыхания, являясь, по - преимуществу, профилактической системой, ориентируется на комплексное, всестороннее укрепление всего дыхательного аппарата человека, в том числе и речевого аппарата, как составной части первого, на основе правильного, естественного, трехфазного дыхания.

Именно поэтому, первая часть книги, посвященная тренировке правильного дыхания построена таким образом, что, овладев первоначальными навыками правильного дыхания, т.е. начав укреплять собственно дыхательную мускулатуру, читатель постепенно переходит к тренировке речевого аппарата и диафрагмы.

Чтобы чувствовать себя комфортно и умиротворенно, человеку не требуется абсолютная тишина. Полное отсутствие звуков не принесет душевный покой, да и тишиной (в привычном понимании слова) такое состояние окружающей среды не является. Мир, наполненный едва уловимыми, часто не воспринимаемыми сознанием шорохами и полутонами позволяет отдохнуть от шума и суеты разумом и телом. Однако множество звуков разной силы и красоты наполняют жизнь людей, принося радость, поставляя информацию, просто сопровождая необходимые действия.

Как понять, что получая удовольствие не мешаешь другим и не вредишь себе? Как исключить раздражающее и негативное влияние со стороны? Для этого полезно знать и понимать установленные научно стандарты уровня шума.

Что такое шум

Шум - величина физическая и многозначная (например - цифровые шумы на изображениях). В современной науке этим термином обозначают непериодические колебания разной природы - звуковые, радио, электромагнитные. Прежде в науке в это понятие включали только звуковые волны, но затем оно стало шире.

Чаще всего под шумом подразумевают комплекс нерегулярных звуков разной частоты и высоты, а с точки зрения физиологии - любое неблагоприятно воспринимаемое акустическое явление.

Единица измерения шума

Измеряют уровень шума в децибелах. Децибел - десятая часть бела, который практически не применяется. Характеризует отношение друг к друг двух одноименных физических (энергетических или силовых) величин - то есть мощности к мощности, силы тока к силе тока. Один из показателей принимается за исходный. Он может быть просто опорным или общепринятым и тогда говорят об уровне явления (пример - уровень мощности).

Для несведущих в математике понятнее будет факт, что повышение любого исходного значения на 10 дБ для человеческого уха означает в два раза более громкий звук, чем начальный, на 20 дБ - в четыре раза и так далее. Получается, что звук, слышимый человеком, в миллиард раз слабее самого громкого. Использование такого обозначения значительно упрощает запись, избавляя от множества нулей, и облегчает восприятие информации.

Бел берет начало от методов, использовавшихся для оценки ослабления телефонного и телеграфного сигнала в соответствующих линиях передач. Назван в честь американского ученого канадского происхождения Александра Грейама Белла, являющегося одним из первопроходцев телефонии, автором многих изобретений и основателем на данный момент крупнейшего в мире медиаконгломерата American Telephone and Telegraph Company, а также крупного исследовательского центра Bell Laboratories.

Соотношение цифр и жизненных явлений

Для понимания числового выражения уровня шума нужно иметь точные ориентиры. Без применения к знакомым жизненным явлениям цифры останутся абстрактными знаками.

Источник звука Значение в децибелах
Спокойное нормальное дыхание 10
Шелест листвы 17
Шепот/перелистывание газетных листов 20
Тихий шумовой фон на природе 30
Тихий (нормальный) шумовой фон в городском многоквартирном доме, звук накатывающих на берег волн спокойного моря 40
Спокойный разговор 50
Звуки в помещении не очень крупного офиса, зале ресторана, довольно громкий разговор 60
Наиболее частый уровень звука работающего телевизора, шум оживленного шоссе с расстояния ~ 15,5 метров, громкая речь 70
Работающий пылесос, завод (ощущение снаружи), поезд в метро (из вагона), разговор на повышенных тонах, детский плач 80
Работающая газонокосилка, мотоцикл с расстояния ~ 8 метров 90
Заведенная моторная лодка, отбойный молоток, активное дорожное движение 100
Громкий визг ребенка 105
Концерт тяжелой музыки, громовой раскат, сталелитейный завод, реактивный двигатель (с расстояния в 1 км), поезд в метро (с платформы) 110
Самый громкий зафиксированный храп 112
Болевой порог: цепная пила, выстрелы из некоторых орудий, реактивный двигатель, автомобильный гудок вблизи 120
Автомобиль без глушителя 120-150
Взлетающий с авианосца истребитель (на расстоянии) 130-150
Работающий перфоратор (в непосредственной близости) 140
Старт ракеты 145
Сверхзвуковой самолет - ударная звуковая волна 160
Смертельный уровень: мощный вулканический выброс 180
Выстрел артиллерийского орудия 122 мм 183
Максимально громкий звук, издаваемый синим китом 189
Ядерный взрыв 200

Воздействие шума на организм человека

Негативное воздействие шума на людей подтверждено многими исследованиями. В экологии даже сформировалось весьма красноречивое понятие «шумовое загрязнение».

Уровень шума свыше 70 дБ при долговременном воздействии с большой вероятностью вызывает расстройства центральной нервной системы, перепады артериального давления, головные боли, нарушение обмена веществ, сбои в функционировании щитовидной железы и органов пищеварения, ухудшает память, способность к концентрации внимания и, конечно, снижает слух. Шум, превосходящий 100 дБ, может привести к абсолютной глухоте. Интенсивное и длительное воздействие способно спровоцировать

Повышение среднего шума на каждые 10 дБ поднимает артериальное давление на 1,5-2 мм ртутного столба, риск получить инсульт при этом возрастает на 10%. Шум приводит к более раннему старению, сокращая жизни населения крупных городов на 8-12 лет. По оценкам экспертов, допустимый уровень шума в мегаполисах существенно превышен: на 10-20 дБ около железных и на 20-25 дБ вблизи средних автодорог, на 30-35 дБ в квартирах, окна которых не имеют звукоизоляции и выходят на крупные автотрассы.

Результаты исследований Всемирной организации здравоохранения показали, что 2% всех человеческих смертей стали следствием заболеваний, вызванных чрезмерным шумом. Опасность представляют и те звуки, которые не воспринимаются человеческим ухом - более низкие или более высокие, чем человек способен слышать. Степень воздействия зависит от их силы и продолжительности.

Нормы уровня шума в дневное время

Кроме федеральных законов и возможно принятие местных законодательных актов, ужесточающих общегосударственный регламент. Российским законодательством предусмотрено ограничение уровня шума, отличающееся в дневное и ночное время, а также в будни и выходные / праздники.

В будни дневным временем будет промежуток с 7.00 до 23.00 - разрешен шум до 40 дБ (допустимо превышение максимум на 15 дБ).

С 13.00 до 15.00 уровень шума в квартире должен быть минимальным (рекомендуется полная тишина) - это официальное время послеобеденного отдыха.

В выходные и график немного меняется - дневные нормы действуют с 10.00 до 22.00.

Проведение ремонтных работ в жилых многоквартирных домах разрешено только в будни во временном промежутке с 9.00 до 19.00 с обязательным часовым перерывом на обед (помимо полной тишины с 13.00 до 15.00), а общая их продолжительность не должна превышать 6-ти часов. Завершить ремонт в квартире следует в течение 3-х месяцев.

  • производственные помещения - уровень шума до 70 дБ;
  • офисы открытого типа (перегородки между рабочими местами не доходят до потолка) - до 45 дБ;
  • офисы закрытого типа - до 40 дБ;
  • конференц-залы - до 35 дБ.

Можно ли шуметь ночью?

Во время сна слуховая чувствительность человека увеличивается почти на 15 дБ. По данным Всемирной организации здравоохранения, люди становятся раздражительными, если на них во сне воздействуют звуки всего лишь в 35 дБ, к бессоннице приводит шум в 42 дБ, к заболеваниям сердечно-сосудистой системы от 50 дБ.

Ночным временем в будни считается часть суток с 23.00 до 7.00, в выходные и праздничные дни с 22.00 до 10.00. Уровень шума не должен быть более 30 дБ (допустимо превышение максимум на 15 дБ).

В исключительных случаях допускается нарушение установленных норм, к ним относятся:

  • поимка преступников;
  • действия, предпринимаемые при форс-мажорных обстоятельствах, во время внештатных ситуаций и стихийных бедствий, а также для ликвидации их последствий;
  • проведение общегородских торжественных мероприятий с запуском фейерверков, концертами.

Измерение уровня шума

Можно ли самостоятельно определить количество дБ? Определить уровень шума очень просто самостоятельно, не имея профессиональных приборов. Для этого можно:

  • применить специальную программу для компьютера;
  • установить соответствующее мобильное приложение на телефон.

Правда, результаты этих измерений получится использовать только для личных нужд.

Для более точного исследования лучше воспользоваться предназначенной для этого техникой - шумомером (часто его же можно встретить под названием «измеритель уровня звука»). Однако если потребуется доказать нарушение норм для официального разбирательства, то придется вызвать специалиста с таким же прибором.

Существуют шумомеры 4-х классов точности и, соответственно, стоимости.

Чтобы наиболее точно определить, какой уровень шума в зоне проведения замеров, нужно учитывать, что прибор не следует использовать при температуре ниже -10 °C и выше +50 °C. Влажность в помещении не должна превышать 90%, а атмосферное давление находиться вне пределов от 645 до 810 миллиметров ртутного столба.

Куда обращаться, если надо замерить шум

Замеры могут провести представители судебно-экспертных организаций, но только на основании постановления суда. Исследования проводят представители Роспотребнадзора или аккредитованные им для этой деятельности сторонние организации. Помогут проектные организации, члены организаций строителей, работающих на принципах саморегулирования (СРО) - для законной деятельности строительных компаний вступление в такие некоммерческие объединения - обязательное условие.

Кому пожаловаться, если шум беспокоит

Можно обратиться в полицию - по дежурному телефону или вызвав участкового. В некоторых случаях, особенно когда речь идет о нарушениях уровня шума во время проведения ремонта, есть смысл вызвать представителей обслуживающей дом коммунальной компании. Иногда целесообразно обращение в прокуратуру. Также можно пожаловаться в Роспотребнадзор или органы санэпидемстанции.

Для каждого из нас существует естественный уровень Шума (25-30 децибел).

Такой Шум не приносит вреда, более того-он считается комфортным для человека. По громкости это сравнимо с шорохом листьев на деревьях (шелест листвы составляет 10-20 децибел)

Кроме того у каждого человека есть индивидуальные предпочтения по уровню Шума вокруг.

Согласно санитарным нормам, уровень Шума в двух метрах от жилого здания не должен превышать 55 децибел.

В современных городах эти нормы постоянно нарушаются.

При обычном разговоре людей уровень Шума достигает 40-50 децибел. Кипящий в полуметре от Вас чайник "тянет" на 40-50 децибел. Проехавший мимо легковой автомобиль создает Шум примерно в 70 децибел. Такой же Шум стоит в 15 метрах от работающего трактора.

По подсчетам Специалистов, уровень Шума на автомобильной дороге в 3-4 полосы, а также рядом с ней на тротуаре, превышает норму на 20-25 децибел.

Лидеры по уровню Шума-это аэропорты и вокзалы. Громкость товарного состава составляет 100 децибел.

Уровень Шума в метро может достигать 110 децибел.

Но самый шумный транспорт-это самолет. Даже в километре от взлетно-посадочной полосы уровень Шума от взлетающего и садящегося лайнера составляет больше 100 децибел.

Какой уровень Шума опасен для человека?

Согласно ГОСТам, вредным считается постоянное воздействие Шума уровнем в 80 децибел и более. Производство с таким уровнем Шума считается вредным. Шум в 130 децибел вызывает ощущение физической боли. При 150 децибелах человек теряет сознание. Шум в 180 децибел считается для человека смертельным.

Постоянные "Шумовые атаки" не проходят для Слуха бесследно.

От сильного Шума может возникнуть акустическая травма.

Она бывает острая и хроническая.

Острая акустическая травма возникает от резких Звуков большой силы-например, гудок поезда, раздавшийся в опасной близости от уха.

Последствия ее неприятны: боль в ухе, сопровождающаяся кровоизлиянием во внутреннее ухо.

На какое-то время Слух сильно ослабевает и человеку может казаться что он оглох.

Иногда акустическая травма может сочетаться с баротравмой-от чрезмерного давления происходит разрыв барабанной перепонки и кровоизлияние в барабанную полость. От этого погибают Волосковые клетки, отвечающие за восприятие звуков.

Хроническая акустическая травма встречается гораздо чаще. Это тот случай, когда уровень Шума в помещениях выше допустимого, но в целом кажется терпимым. При долгом постоянном пребывании в таком помещении Слух притупляется, т.к. на органы Слуха действует фактор утомления.

Хроническая акустическая травма может быть даже более опасной, чем острая. Много зависит и от высоты Звуков. Самыми вредными считаются Звуки с высокой частотой колебаний-более 2000 Гц. Нервные клетки внутреннего уха особенно чутко реагируют именно на такие Звуки,

При высоких уровнях Шума нарушения Слуха появляются через 1-2 года, при средних-через 10-12 лет.

У представителей некоторых профессий Глухота является профессиональным заболеванием. В группу риска входят котельщики, клепальщики, ткачи, испытатели моторов, машинисты поездов и др.

Как уберечь свой Слух?

На шумных производствах работники используют беруши и наушники. Это требование санитарных норм.

Это вдвойне важно, если приходится работать в закрытом помещении.

Старайтесь создавать дома и на работе комфортную звуковую обстановку.

Выбирайте оптимальную громкость радио и телевизора.

Мы часто увеличиваем громкость "про запас". Это вредная привычка, от которой стоит постепенно отказаться.

Если Вас мучает сильный Шум за окном, спасением могут стать стеклопакеты с ПВХ-профилем или деревянным профилем.

Заботьтесь о своем Слухе и он останется с Вами на долгие годы!

Загрузка...