Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Церковь смоленской иконы божией матери софрино. Великое освящение смоленского храма в селе софрино

7 августа митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение храма Смоленской иконы Божией Матери в селе Софрино и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме.


У ворот храма Владыку митрополита под колокольный звон встречали: глава Пушкинского муниципального района С. М. Грибинюченко, глава городского поселения Софрино И.А. Гороховский благочинный церквей Пушкинского округа протоиерей Иоанн Монаршек (мл.) и настоятель храма протоиерей Владимир Гончаров.


Владыке митрополиту в этот день сослужили епископ Видновский Тихон, благочинный церквей Пушкинского округа протоиерей Иоанн Монаршек(мл.), благочинный церквей Ивантеевского округа протоиерей Иоанн Монаршек, благочинный церквей Мытищинского округа протоиерей Димитрий Оловянников, благочинный церквей Сергиево-Посадского округа священник Александр Колесников, настоятель Смоленского храма протоиерей Владимир Гончаров, духовенство Пушкинского и Ивантеевского благочиний.
После сугубой ектении Владыка митрополит вознес молитву о мире на Украине.
За Божественной литургией в священнический сан был рукоположен диакон Василий Соломахин.


По окончании Божественной Литургии митрополит Ювеналий вручил награды усердным труженикам и благотворителям Смоленского храма. Настоятель храма протоиерей Владимир Гончаров был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского III степени. Медалью «За жертвенные труды» I степени были удостоены С.В. Демидов и С.А. Попов. Остальные труженики храма были удостоены епархиальных медалей и митрополичьих Благословенных грамот.

Смоленская церковь в Сафарино. Историческая справка.

Памятники подмосковного села Сафарино (ныне Софрино Пушкинского района) привлекали внимание исследователей уже в первой половине XIX в, В то время в селе было два храма: деревянный приходской и каменный домовый при палатах владельцев.


До наших дней сохранились лишь каменная Смоленская церковь с поздними пристройками, липовый парк, пруды. В конце XVII в. село Сафарино с деревнями Кленики и Бурлаково было пожаловано боярину Федору Петровичу Салтыкову, дочь которого Прасковья в 1684 г. вышла замуж за царя Иоанна Алексеевича. Село в то время располагалось на левой стороне пруда, образованного плотиной на реке Талице. В центре находилась деревянная церковь с погостом.

На противоположном берегу стоял двор вотчинников. Эти сведения мы имеем благодаря двум картам XVII в., обнаруженным в фондах РГАДА.


О времени сооружения каменной Смоленской церкви мы знаем из храмозданной грамоты Патриарха Адриана, данной Федору Салтыкову 11 августа 1691 г. Обращаясь к Патриарху, Ф. Салтыков, как значится в грамоте, просил благословения «на церковное строение камень, на подвязи и на кружала лес, на связи железо, всякие к тому кирпичному строению припасы готовить». К строительству церкви и палат приступили не ранее весны 1692 г. Точной даты завершения строительства мы не знаем, но произошло это вероятно не ранее 1694 г. Косвенным подтверждением этой даты являются надпись на колоколе и датировка икон из местного ряда иконостаса.


Наиболее раннее описание церкви и палат относится к 1742 г., когда произошла конфискация усадьбы у опального графа М.Г. Головкина, женатого на внучке строителя храма Ф. Салтыкова: «Село Сафарино две церкви каменная во имя Одигитрии Пресвятой Богородицы Смоленския. Церковной утвари: иконостас резной вызолочен <…> вышеупомянутая каменная церковь Божия сводом каменная, а сверх свода крыта лещением и жестью. Алтарь и трапеза сверх сводов покрыты для охранения от течи тесом. В этой же церкви Божией в трех ярусах 29 икон; в них оконницы слюдяные ветхие. В том числе 5 оконниц заперты ставнями и расписаны те ставни на подобии окончим краской».


Последней владелицей села была графиня В.Н. Ягужинская — урожденная Салтыкова, племянница строителя храма, - которая увековечила свое имя тем, что за 16 лет до отмены крепостного права освободила своих крестьян от крепостной зависимости, передав им все угодья. В 1808 г. церковь становится приходской. После смерти В.Н. Ягужинской в 1843 г. палаты постепенно обветшали, и их за ненадобностью разобрали, а кирпич использовали на пристройку в 1862 г. трапезной и шатровой колокольни.


В 1868 г. прихожане обратились в Московскую Духовную консисторию с просьбой разрешить устроить в храме калориферное отопление и переделать главу. В 1882-1883 гг. первоначальный иконостас был заменен новым, но с сохранением старых икон и царских врат XVI в., перемещенных сюда из разобранной в 1878 г. деревянной церкви.


В 1889 г. храм внутри был расписан масляной живописью. В 1902-1904 гг. Археологическое общество рассматривало проект архитектора Г.И Попова о пристройке к церкви с юго-запада придела и церковно-приходской школы под ним и согласилось с предложенным планом. В результате объемная композиция храма приобрела существующий ныне вид.


В 1938 г. храм был закрыт, здание использовалось под разные хозяйственные нужды, а затем, доведенное до аварийного состояния, стало бесхозным.


После закрытия церкви её помещения долго использовалось под различные хозяйственные нужды: колхозный склад зерна, в летнее время под общежитие прибывших на сельхозработы студентов, пионерским лагерем министерства Мясной и молочной промышленности, располагавшимся на территории примыкающего к церкви парка. Без ремонта церковь постепенно ветшала и к середине ХХ века пришла в аварийное состояние. От полного разрушения уникальный храм спасла проведённая в 1970-е годы реставрация, выполненная по проекту архитектора-реставратора Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (г. Москва) И.В. Ильенко (1921-1996) на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.


После завершения реставрации в храме располагалось фондохранилище закрытого на ремонт музея-усадьбы «Мураново». В 1994 году по инициативе благочинного Пушкинского округа Московской епархии протоиерея Иоанна Монаршека была зарегистрирована вновь образованная община Смоленского храм и назначен священник Николай Комаристый. Первые богослужения проводились под открытым небом в центре села, а затем в неотапливаемом помещении бывшей церковно-приходской школы под храмом. Лишь после завершения реставрации дома-музея в «Мураново» и возвращения туда фондохранилища весь храм был передан общине. В октябре 1996 г. настоятелем церкви стал священник Владимир Александрович Гончаров, служащий в храме до сих пор.


Немало трудностей пришлось пережить общине. За истекшие годы дважды проводился ремонт фасадов и интерьеров, к церкви и окружающим её домам за средства прихожан был подведен природный газ, реконструирована система отопления, выполнена реставрация орнаментальных росписей XVII века в древней части храма, воссоздан на основании архивных материалов и аналогов удивительный по красоте и мастерству исполнения семиярусный барочный позолоченный иконостас, проведена замена оконных блоков в древней части храма. На кафедре церковных искусств Свято-Тихоновского богословского института под руководством Е.Д. Шеко для иконостаса пишутся иконы в стиле конца XVII столетия, а с сохранившихся в музее «Коломенское» икон сделаны копии. В Никольском приделе, где постоянно проводятся богослужения, устроен новый позолоченный иконостас с иконами в стиле нач. ХХ века, приобретена вся необходимая для жизнедеятельности храма утварь.


В стенах храма собрано немало святынь. Прежде всего, это мощевик с частицами мощей многих угодников Божиих, среди которых мощи преп. Петра и Февронии Муромских, святителей Игнатия Брянчанинова и Иннокентия Иркутского, благоверных ярославских князей Феодора и его чад Давида и Константина, преп. Иосифа Волоцкого, святителя Филарета Московского. В отельных киотах помещены иконы с мощами трёх святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, преп. Сергия, преп. Серафима Саровского. В большой напольный крест вставлен камень от святой горы Голгофы. На престоле Никольского придела хранится небольшой Смоленский образ Богоматери, прославившейся обильным мироточением.

Материал предоставлен Пушкинским благочинием

Московская обл., Пушкинский р-н, пос. Софрино.
В конце XVII в. село Сафарино с деревнями Кленики и Бурлаково было пожаловано боярину Ф.П.Салтыкову, дочь которого Прасковья в 1684 г. вышла замуж за царя Ивана Алексеевича. В центре села находилась деревянная церковь с погостом.
Каменная церковь построена в 1692-1694 гг. Наиболее раннее описание церкви и палат относится к 1742 г.: «Село Сафарино две церкви каменная во имя Одигитрии Пресвятой Богородицы Смоленския. Церковной утвари: иконостас резной вызолочен <...> вышеупомянутая каменная церковь Божия сводом каменная, а сверх свода крыта лещением и жестью. Алтарь и трапеза сверх сводов покрыты для охранения от течи тесом. В этой же церкви Божией в трех ярусах 29 икон; в них оконницы слюдяные ветхие. В том числе 5 оконниц заперты ставнями и расписаны те ставни на подобии окончим краской».
Последней владела селом графиня В.Н.Ягужинская, которая за 16 лет до отмены крепостного права освободила своих крестьян от крепостной зависимости, передав им все угодья.
В 1808 г. церковь стала приходской. После смерти В.Н.Ягужинской в 1843 г., палаты постепенно обветшали, и их за ненадобностью разобрали, а кирпич использовали на пристройку в 1862 г. трапезной и шатровой колокольни.
В 1882-1883 гг. первоначальный иконостас заменили новым, но с сохранением старых икон и царских врат XVI в., перемещенных сюда из разобранной в 1878 г. деревянной церкви.
В 1889 г. храм внутри был расписан масляной живописью. В 1902-1904 гг. по проекту архитектора Г.И.Попова к церкви пристроили придел и церковноприходскую школу под ним. Композиция храма приобрела существующий ныне вид.
В 1938 г. храм закрыли, здание использовалось под разные хозяйственные нужды, а затем стало бесхозным. В 1994 г. храм вновь открылся. Тогда в нем располагалось фондохранилище Мурановского музея-усадьбы.
Службы проводились в помещении церковноприходской школы. Сейчас служба ведется в приделе святителя Николая, с исторически точно восстановленным иконостасом. В Смоленском приделе реставрирутся первозданная фресковая роспись стен.
Настоятель храма - протоиерей Владимир Гончаров.
www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=652
Архитектура.
Храм выполнен в стиле московского барокко с характерной для него центрической композицией. Кирпичное здание выстроено кораблём и поставлено на высокий подклет. Ранее храм окружала галерея-гульбище, а с западной стороны был проход в жилые палаты. И гульбище, и палаты были разобраны, а вместо них в 1862-1866 годы пристроена трапезная с шатровой колокольней.
Здание имеет ярусную структуру, в которой на четверик поставлены четыре убывающих по размерам восьмерика. Два из них - световые и выходят в интерьер храма, третий является звонницей, а последний - барабаном под главу. При декорировании церкви использованы полуколонки, треугольные фронтоны, тонко профилированные карнизы и оконные наличники. Парапеты треугольной формы первого и третьего восьмериков завершаются шарами, а второго - пинаклями. Глава и крест храма неоднократно переделывались. В ходе реставрации форма купола и рисунок покрытия в виде чешуи были взяты по образцу церкви Знамения на Шереметьевом дворе, крест повторяет форму креста церкви Николая Чудотворца на Пупышах.

Это селение известно с XV века. Происхождение названия этого селения уходит к XVI веку. В Москве в те далёкие времена было много греческих, крымских, итальянских торговцев. Их называли гостями. Один из таких гостей - Иван Сафарин происходил из крымских, а точнее из крымского города Сурожа, теперь это город Судак. Иван Сафарин приобрёл земли недалеко от Москвы и основал там усадьбу, получившую название по его прозвищу - Сафарино.
Впоследствии это название стало изменяться и приобретать формы Сафорино, Сефорине и наконец, Софрино. Происходило всё это постепенно и в документах можно встречать одновременно то или другое название.

До 1661 года село оставалось дворцовым, а затем было передано "ближнему боярину" Ф.И. Салтыкову, дочь которого Прасковья была выдана за царя Ивана Алексеевича, старшего брата Петра I.

Отправляясь на богомолье к Троице, монаршая семья останавливалась в каменных палатах салтыковской усадьбы (постройки 1691-1694 годов), центром которой и стала нынешняя каменная трехъярусная Смоленская церковь (фото справа), выстроенная в качестве домового храма. Стройность пропорций и высокие декоративные качества позволяют отнести памятник к числу выдающихся произведений зодчества конца XVII века.
В 1862-1866гг. к этой церкви, в месте примыкания каменных боярских палат, были пристроены трапезная с колокольней.
А в 1902-1905 с южной стороны пристроен Никольский придел.
В 1938 году церковь была закрыта и с годами пришла в запустение. Однако, в 1993 году церковь возвращена верующим, отреставрирована.

http://newsofrino.narod.ru/SHystori.htm

* * *

Ранее Софрино упоминалось в писцовых книгах в 1631-1633гг. как Сафарино. В духовной грамоте удельного верейского князя Михаила Андреевича упоминается некий Иван Сафарин. Возможно, что будущее названия Софрино принадлежало Ивану Сафарину и именно от него позаимствовало своё название.

В названии посёлка, от его рождения до сегодняшних дней происходила некая трансформация.

  • Сафарино-1631-1633гг.
  • Софорино-1790г.
  • Софрино-1886г.

В 70-х годах XVIIв. Сафарино числилось "государевым дворцовым селом", а к 90-м годам становится подмосковной вотчиной приближенного к цареву двору боярина Федора Петровича Салтыкова. Затем село перешло к графу Сергею Павловичу Ягужинскому, отличившемуся на службе у Петра I. Вдова Сергея Павловича, графиня Ягужинская, основываясь на законе Александра I "о вольных хлебопашцах", в 1833г. освободила крестьян Сафарино от крепостной зависимости.

Сафарино, как перепутье по дороге в Троицкий монастырь, неоднократно посещали царь Петр I, царица Прасковья Федоровна, ее дочь-императрица Анна Иоановна и дочь Петра I-императрица Елизавета Петровна.

Исторические сведения о Софринской волости:

Центром политической жизни Софринской волости еще до революции было Софрино.

В 1916г. около станции по инициативе рабочих был построен культурный очаг под названием "Народный дом" (ныне магазин "Мир продуктов" , ранее "Сельпо").

Единственным предприятием был кирпичный завод. Первый кирпичный завод не был механизирован. Вся работа производилась ручным способом.

После победы Великой Октябрьской Социалистической революции был организован Софринский Волостной Совет. Софринская волость подчинялась Сергиевскому уездному совету (ныне Сергиев Посад, ранее Загорск).

С 1921г. по 1923г. председателем Софринского исполнительного комитета работал крестьянин с. Митрополье Садовников В.М.

В 1924г. была организована волостная партийная ячейка. Секретарем партячейки был Серов М.В.

С 1923г. в Софринской волости начался поход по ликвидации неграмотности. В д. Талицы была открыта школа крестьянской молодежи. С помощью Волисполкома открыты школы в Жуковке, Кощейкове, Володькине, Алешине и др. Построены Народные дома в Алешине, Володькине. В ряде населенных пунктов были открыты избы-читальни, библиотеки.

Становление Советской власти в Софрино

До революции Софринской волостью управляла Земская управа.

После февральской революции власть оказалась в руках зажиточной верхушки, которая была на стороне меньшевиков и эсеров.

Шел 1918год. В центральных уездах были организованы Советы рабочих и крестьянских депутатов. А в Софринской волости управляла еще меньшевистская Земская Управа.

В сентябре 1918 года приехали вооруженные красноармейцы и потребовали освободить помещение Земской Управы.

4 сентября (17) по новому стилю 1918 года состоялось собрание уполномоченных Софринской волости по поводу упразднения Волостного земства и организации Совета. Тогда же 4 (17) сентября состоялось первое заседание Софринского Исполнительного Совета крестьянских и рабочих депутатов на котором была провозглашена советская власть в Софринской области.

В 1917г. в Софрино была одна школа, сейчас 2.

С 1924г. впервые начали отводить участки под застройку домов у станции железнодорожным рабочим. Потом - продолжали с 1930г.

Следующий период развития поселка наступил после Великой Отечественной Войны.

Построена промышленная станция Софрино, вырос завод "Строительных деталей". Вместо маленьких мастерских Гипролесхоза построен Экспериментально-механический завод.

В бывшем лесу Клинниковского общества с 1932-1933гг. началось дачное строительство.

С 1946г. вырос военный городок с водопроводом, асфальтированной дорогой. Там разбит парк и открыт "Обелиск памяти погибшим односельчанам в годы Великой Отечественной Войны".

В 1958г. из Клиниковского сельского совета Софрино выделен в рабочий поселок - Софринский поселковый совет.

На базе амбулатории открыта поликлиника в 1967г.

В 1968г. утвержден Генеральный план поселка по которому он и развивался по настоящее время.

За вокзалом, на месте старого кирпичного завода вырос поселок. Здесь же построено почтовое отделение, здание Поссовета, аптека.

Маленький ручей называется Махра, он пересекает поселок с запада на восток. В 1959г. у деревни Клиники он был запружен. Образовалось большое озеро. Местное общество охотников взяло водоем под охрану.

Весь поселок электрофицирован.

Работает АТС.

Так за годы Советской власти маленькое поселение из нескольких домов у станции Софрино выросло в благоустроенный поселок. Выросли промышленность, транспорт, новые дороги.

http://newsofrino.ru/view-content/do-read/id-32/menuid-76

* * *

Первый исполком

Леонид Патык по материалам статьи А. Кириллова
"Маяк" 9.01.1969г.
(публикуется в интернете впервые)

Софрино и окружающие его населенные пункты - Клинники, Алешино, Ельдигино, Рахманово, Царево, Путилово и другие - до Октябрьской революции входили в состав Богословской волости Дмитровского уезда.
В 1917 году Богословскую волость и частично Морозовскую переименовали в Софринскую волость в составе Дмитровского уезда. С образованием Сергиевского уезда (теперь Загорского) Софринская волость была передана во вновь образованный район. В 1929 году в связи с новым районированием Софринская волость вошла в состав Пушкинского района.
Интересна история становления Советской власти в Софрине.
Председатель земской управы города Дмитрова князь Михаил Александрович Гагарин, кадет самого правого толка, во время Февральской революции превратился "в революционера" и, нацепив на рукав красную ленту, предстал в виде "гражданского комиссара" по Дмитровскому уезду. Это назначение на столь важный пост было скреплено мандатом за подписью "гражданского комиссара по Московской губернии" Элерта. Гагарин создал вокруг себя "демократию" из состава членов уездной земской управы и работников Дмитровского союза кооперативов, кадетов, эсеров и бывших фабрикантов.
Одним из первых деяний "революционной демократии" было административное переустройство территории уезда. Вместо существовавших со времен Екатерины тринадцати волостей, сделали двенадцать. На практике это нововведение вызвало недовольство, и уже после Октябрьской революции пришлось все переделать.
В результате перекройки карты Дмитровского уезда на юго-востоке возникла Софринская волость с центром около станции Софрино.
После Великой Октябрьской социалистической революции власть в Дмитровском уезде перешла в руки уездного Совета крестьянских депутатов и уездного Совета рабочих депутатов. Первое время Совет крестьянских депутатов не хотел признавать Совет рабочих депутатов. 7 января 1918 года прошел первый уездный съезд Советов, на котором власть перешла целиком к уездному Совету рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Четыре волости в уезде не хотели создавать у себя Совет крестьянских депутатов - Сергиевская, Путиловская, Софринская, Деденевская - и признавали волостное земство.
Из Дмитрова были посланы отряды Красной гвардии. В Сергиевской волости разогнали волостное земство силой оружия. Путиловское земство само распалось. В Деденеве путем разъяснительной работы земство было ликвидировано. В Софрино был послан отряд Красной гвардии с двумя членами уездного исполкома И.В. Мининым и М.С. Михайлиным. Отряд разогнал софринское земство. Восемь человек из земства были арестованы и привезены в Дмитров как саботажники и противники Советской власти, а Михайлина оставили в Софрине, чтобы он собрал волостной съезд.
Ночью неарестованные члены волостного земства пришли толпой, обезоружили и арестовали Михайлина, а утром открыли заседание земства.
Был вторично послан отряд Красной гвардии из города Дмитрова с И.В. Мининым. С ним направили инструктора уезда Коровкина и двух агитаторов, чтобы они проводили собрания по деревням, избирали сельские Советы и из них составили волостной съезд для избрания Софринского Совета крестьянских и рабочих депутатов. На это ушло две недели.
Арестованных обе стороны выпустили немедленно, и 18 сентября 1918 года состоялись выборы первого Софринского Совета.
В архиве сохранился именной список членов первого исполкома волостного комитета Софринской волости: М.С. Лаботорин - председатель комитета, В.Н. Котлов, В.Г. Шижков (Шишков? - прим.), В.М. Садовников, Ф.Г. Федоров, П.Г. Логинов, С.В. Мариничев, А.Г. Мутин - члены исполкома.
В 1922 году секретарем Софринской волостной ячейки партии был избран Л.Ф. Куликов. Продолжительное время (с 1923 года) председателем Софринского волисполкома был М. Серов.
За годы Советской власти Софрино превратилось в крупный железнодорожный, промышленный и культурный центр. Мособлисполком своим решением от 7 июня 1968 года изменил его административно-территориальные границы. В черту рабочего поселка Софрино включены населенные пункты Майское, Клинники.

http://newsofrin.ru/hfirstisp.htm

* * *

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
о городском поселении Софрино

Древнейшее село Подмосковья дошло до наших дней через трансформацию: Сафаринское (1482 г.), Софорино (1790 г.), а с 1886 года – Софрино.
Впервые государево дворцовое село упоминается в духовной грамоте Ивана Грозного как Брюхово село Супонево, Сафаринское Ивана Сафарина (купца из г.Судака). Тогда при селе существовала деревянная церковь Успения, уничтоженная, видимо во время Польско-Литовского нашествия.
Затем Сафарино остается государевым, числится присельем села Семеновского, а с 1646 по 1664 год отдается в вотчину дьяку Д.К. Дерябину. В 1668 году здесь строится новая деревянная трехшатровая церковь Успения с колокольницей. В это время село, и церковь находились на левом берегу запруженной здесь реки Талицы.
С 1684 года село становится подмосковной вотчиной боярина Ф.П. Салтыкова, дочь которого вышла замуж за царя Ивана Алексеевича, старшего брата Петра 1. В 1730 году село как приданое перешло дьяку И.Ф.Ромодановскому, женившемуся на А.Ф. Салтыковой, затем вице-канцлеру и кабинет-министру М.Г.Головкину с приданным за Е.И. Ромодановской.
С 1742 года Сафарино было приписано к собственным вотчинам императрицы Елизаветы Петровны. В 1759 году село было возвращено Е.И. Головкиной- жены государственного канцлера, который противился воцарению Елизаветы Петровны. Последней владелицей Софрина была помещица В.Н. Ягужинская. Она увековечила свое имя добрым поступком, освободив за 18 лет до отмены крепостного права своих крестьян от крепостной зависимости, наделив их землею. После этого усадьба быстро пришла в упадок.

Памятники архитектуры

На территории городского поселения Софрино расположены четыре памятника архитектуры: Вокзал железнодорожный (1862 года постройки), Церковь Смоленская (1691 года постройки), Усадебный парк Смоленской церкви (ХVII век) и Усадьба Сафарино (кон. ХVII –сер. ХVIII века).
Вначале железнодорожный вокзал и высокая платформа станции были деревянными. Вокзал имел большой вестибюль. Здесь стояли кожаный диван и кожаные кресла, посередине – круглый стол. На окнах висели парусиновые занавески от солнца. На стенах керосиновые бра. В вестибюле находились также билетная касса, телеграф, телефон, кабинеты начальника станции и его помощника. С левой стороны вестибюля была квартира начальника станции, окна которой выходили в большой прекрасный сад.
Дальше стояли, и стоят по сей день деревянные дома. В них жили жандарм станции с семейством и помощник начальника станции с женой.
В деревянном вокзале буфета не было. Но он имелся на станции – буфет Андрея Бакина, в котором продавали ситро, шоколад, конфеты и печенье.
В 1910 году деревянное здание вокзала сменил каменный проект известного архитектора Щусева.

Смоленская церковь (с. Софрино) радует глаз композицией из поставленных друг на друга восьмериков, как бы возрождающей традицию башнеобразных построек. Великолепная, вычурная каменная церковь, соединяла в себе два стиля зодчества юга и запада. Эта церковь была домовая и соединялась галереей с барскими палатами. Она была построена в царствование Петра 1 и по характеру стиля напоминает церковь в Петровско-Разумовском. Внутри церковь состоит из трех частей: трапезы, храма и алтаря. Из угла трапезы ломаная лестница вела на хоры и колокольню. Там, где теперь стоит пристроенная колокольня, начинались каменные палаты.



Село Сафарино было расположено на двух больших холмах, разделенных глубоким оврагом, по которому пробегала речка Талица. В Сафаринском дворце (усадьба Сафарино) не раз бывали Петр 1, царицы Прасковья Федеровна, Анна Иоановна и Елизавета Петровна на перепутье в своих путешествиях в Троицкую Лавру. В 1803 году село посетил известный русский историк Н.М.Карамзин.
В 1742 году к приезду Елизаветы Петровны в усадьбе Сафарино архитектор Михаил Земцов отремонтировал обветшавшие части построек. Там был построен каменный дворец в два яруса. Внутри здания было несколько обширных палат и помещения меньшего размера. В период расцвета Сафарина, дворец был богато меблирован. В комнатах стояли круглые столы и столики китайской работы, кресла и стулья, крытые бархатом и кожей. На стенах висели портреты в круглых золоченых рамках, по углам сверкали иконы в ризах, усыпанных драгоценными самоцветами, оконные ставни обиты красным сукном. На восток выходила зала в два света, с венецианским художественной работы камином. При Ягужинских камин был украшен лепным гербом этой фамилии.
О размерах сафаринских палат можно судить по тому, что в одной из них было 55 «стулов», другая освещалась десятью окнами. К дворцу примыкал большой сад с плодовыми деревьями, цветником, парниками, прудом. Дворец соединялся переходом с каменной церковью, построенной в 1691 году в распространенном тогда «нарышкинском» стиле.
С 40-х годов 19 века Сафарино пришло в упадок. Старинный дом без ремонта разрушался. Вскоре сафаринский дворец был разобран, на его месте построили новую трапезную с колокольней.

Церковь

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери

Страна Россия
Посёлок Софрино
Конфессия Православие
Епархия Московская епархия
Архитектурный стиль московское барокко
Строитель Ф. П. Салтыков
Строительство - годы
Статус действует

Координаты : 56°08′57.68″ с. ш. 37°58′20.88″ в. д.  /  56.149356° с. ш. 37.972467° в. д. (G) (O) (Я) 56.149356 , 37.972467

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери в Сафарине - православный храм , памятник русской архитектуры конца XVII века в посёлке Софрино Пушкинского района Московской области . Храм в стиле московского барокко был построен на средства Ф. П. Салтыкова в 1691-1694 гг.

История

Нынешнее село Софрино изначально было известно под названием Супонево . Новое название - Сафарино - село получило от фамилии богатого купца Ивана Сафарина, купившего его в XVI веке. Село было расположено на левом берегу реки Талицы и состояло из деревянной Успенской церкви, окружённой с трёх сторон избами. По восточной окраине села проходила древняя Троицкая дорога в Троице-Сергиеву лавру . На Талице была устроена плотина с мельницей. Эта плотина была восстановлена в старых габаритах местными жителями в 1968-1969 годах.

В конце 1680-ых годов село, находившееся в собственности государева двора, было пожаловано боярину Ф. П. Салтыкову , ставшему царским тестем (его дочь Прасковья вышла замуж за Иоанна Алексеевича). В 1691-1694 годах на правом крутом берегу, напротив села, Салтыков выстроил двухэтажные палаты. С восточной стороны к ним примыкал домовый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Вокруг палат был разбит регулярный липовый парк, посажен фруктовый сад и вырыт пруд. Кроме того, были построены ткацкая фабрика, конюшни и дома дворни. В XVIII веке сафаринские палаты неоднократно служили пристанищем для царственных особ по пути на богомолье в Троице-Сергиеву лавру . В знак этого на кресте купола храма помещена небольшая корона.

Последней владелицей Сафарина была внучка строителя палат, графиня Варвара Николаевна Ягужинская (1749-1843), жена Сергея Павловича Ягужинского (1731-1806). Она известна тем, что в 1833 году освободила своих крестьян от крепостной зависимости, передав им в пользование свои земли. Могила В. Н. Ягужинской сохранилась в подклете Смоленской церкви.

После смерти Ягужинской палаты постепенно ветшали, сад пришёл в запустение, часть деревьев была вырублена. Палаты были разобраны, а часть кирпича в 1860-ых годах пошла на строительство трапезной и колокольни.

В 1902-1905 годах с южной стороны трапезной был выстроен Никольский придел с церковно-приходской школой. Средства для этого были даны московской купчихой Верой Абрамовной Егоровой.

В 1938 году храм был закрыт, а его последний настоятель игумен Платон (Климов, 1877-1966) сослан. Здание использовалось под разные хозяйственные нужды, было доведено до аварийного состояния и стало бесхозным. Некоторые предметы утвари, иконы, а также царские врата XVI века, перенесённые в иконостас Смоленской церкви в 1878 году из разобранной деревянной церкви, были переданы в музей «Коломенское », где хранятся до сих пор.

В 1970-ые годы под руководством И. В. Ильенко (1921-1996) была выполнена реставрация храма. В 1990-ых годах были возобновлены церковные службы. Ведутся работы по восстановлению иконостаса в древней части храма.

До наших дней от усадьбы, пережившей в XVIII веке свой расцвет, дошли Смоленская церковь с пристроенными к ней позже трапезной и колокольней, пруд и запущенный липовый парк.

Храм во имя преподобного Серафима Саровского возвышается над предприятием «Софрино». Величественный, построенный с использованием элементов древнерусской архитектуры он стал украшением не только завода, но и всего поселка Софрино. Храм – радость и духовное утешение для работающих на заводе, для жителей окрестных мест, посещающих богослужения в воскресные и праздничные дни.

Благословение на строительство нового храма Святейший Патриарх Алексий II дал в сентябре 1995 года, в день празднования 15‑летнего юбилея предприятия.

Долго и тщательно обсуждался проект новой церкви, в которой частица мощей преподобного Серафима Саровского должна была занять достойное этой святыни место. Проект был разработан в Центральном научно-исследовательском и проектном институте реконструкции исторических городов. Возводили храм мастера из Нижнеангарска (АО «Нижнеангарсктрансстрой»), имевшие достаточный опыт храмового строительства.

Храм возводился на добровольные пожертвования работников предприятия и окрестных жителей. Большую материальную помощь для успешного его завершения оказали благотворители.

Среди них – Владислав Юрьевич Сурков, Иван Сергеевич Ярыгин, Александр Васильевич Яковлев, Николай Иванович Милов, Александр Иванович Скоробогатько, Владимир Иванович Малышков, Анастасия Петровна Оситис, Константин Борисович Шор, Михаил Яковлевич Хесин, Сергей Викторович Пугачев и другие уважаемые люди. Имена благотворителей увековечены на памятной доске, установленной у входа в храм. Труженики предприятия признательны им за лепту, которую они по щедрости душевной вложили в строительство храма. Молитва о них ко Господу возносится за каждым богослужением.

Интенсивные строительные работы продолжались в течение полутора лет. Храм буквально «рос на глазах». Строители работали с чувством большой ответственности, с раннего утра и до позднего вечера, в любую, даже самую ненастную, погоду.

В то время как строители возводили стены, труженики предприятия с усердием занимались изготовлением для нового храма церковной утвари по индивидуальным эскизам, вкладывая в эту работу всю свою душу и мастерство. Они трудились во славу Божию, ради красоты и благолепия Дома Господня. Деяния их рук – престол, жертвенник, семисвечник, богослужебные сосуды и другие принадлежности алтаря; художественно выполненные решетка на солее и паникадило, а также великолепный резной позолоченный иконостас, изображение Распятия, иконы, находящиеся вне иконостаса, резные киоты и панихидный столик («канун»).

Автором проекта иконостаса стал А.Н. Москалионов, бывший тогда главным художником предприятия «Софрино». Это была одна из первых серьезных работ, положивших основу для создания в будущем цеха иконостасов на предприятии.

И вот настал день, когда в серую ненастную погоду, при большом стечении народа, после благодарственного молебна в небо поднялся купол, венчающий храм. И чудесным образом плотные облака уступили место ярким лучам солнца, осветившим сияющий золотом купол нового храма.

5 мая 1997 года Святейший Патриарх Алексий II в сослужении сонма архиереев совершил торжественное освящение храма. 1 августа 1997 года храм стал Патриаршим подворьем.

Вступая на лестницу, ведущую в храм, непременно обращаешь взор на прекрасно выполненную роспись стен. Тема росписи – житие преподобного Серафима Саровского: от детства отрока Прохора (так звали преподобного в миру, до принятия им монашеского пострига) – до торжественного прославления преподобного старца Серафима в лике святых, состоявшегося в 1903 году.

Настенная роспись в храме изображает святых Русской Православной Церкви, которые являются покровителями различных церковных ремесел. Эти святые сочетали молитвенный подвиг и церковное служение с занятиями церковными искусствами. Здесь изображен преподобный Сергий Радонежский, с благословения которого начала свое существование Богородская школа резьбы по дереву. Древнее монастырское предание гласит, что Игумен Земли Русской в краткие минуты отдыха вырезал из дерева игрушки, которые раздавал приходящим на богомолье детям.

Здесь и преподобный иконописец Андрей Рублев, создавший бессмертное произведение, получившее всемирную известность, – икону Живоначальной Троицы. Веками творения святого иконописца считаются образцами для тех, кто посвятил свою жизнь подвигу «иконного писания». К молитвенной помощи преподобного Андрея Рублева прибегают и софринские иконописцы.

Небесным покровителем иконописцев является и преподобный Алипий Печерский, подвизавшийся в XI веке в Киево-Печерской Лавре. Согласно житию преподобного Алипия его творения прославились многими чудесами.

К Собору Киево-Печерских святых принадлежит и преподобный Евстафий Златарь, сочетавший аскетические подвиги с послушанием по созданию предметов богослужебного назначения и другой церковной утвари. А также – преподобный Нестор Летописец, которого почитают своим небесным покровителем все, кто связан с изданием православных книг, и в их числе – труженики типографии предприятия «Софрино».

Те, кто занят на швейном производстве, обращают свои молитвы к преподобной Февронии Муромской (в иночестве – Евфросинии), которая, подобно многим праведным и благочестивым женам Древней Руси, вышивала плащаницы, покровцы, воздухи, пелены для храмов. Среди росписей храма преподобного Серафима Саровского – фигуры святителей-храмоздателей: Петра, митрополита Московского, архиепископов Новгородских Моисея и Ионы.

Особое место в росписи храма занимает событие из новейшей церковной истории – второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Патриарх Алексий II изображен с архипастырями Русской Православной Церкви у раки с мощами святого в Московском Богоявленском кафедральном соборе.

В мае 2012 года было создано благочиние ставропигиальных храмов и Патриарших Подворий, которое возглавил Преосвященнейший Савва епископ Воскресенский, и храм завода был переведен в состав нового благочиния. С этого времени и клирики и прихожане храма преподобного Серафима видят отеческую заботу и внимание викария Его Святейшенства – Преосвяшеннейшего Саввы епископа Воскресенского. Молитвенное общение и мудрое пастырское слово владыки к труженикам завода стали доброй традицией в дни престольных дней храма и в праздники Художественно – производственного предприятия «Софрино».

Ежедневно в храме предприятия «Софрино» совершается молебен небесному покровителю заводчан преподобному Серафиму Саровскому. Богослужение транслируется по всему заводу; это дает возможность каждому сотруднику, где бы он ни находился, освятить молитвой свой рабочий день. Еженедельно по четвергам в храме совершается Божественная литургия, на которой поочередно присутствуют работники всех подразделений предприятия. Многие труженики венчались в заводском храме, крестили здесь своих детей, внуков.

Настоятель храма протоиерей Валерий Кузнецов ведет пастырскую работу по дальнейшему воцерковлению трудящихся на заводе. Он освящают готовую продукцию, новые помещения, оборудование; участвует в разработке новой продукции, следит за соблюдением канонов, консультирует тружеников по различным вопросам.

Доброй традицией для всех заводчан стало собираться с детьми и всеми членами семьи на Пасху и Рождество в домовом храме, вместе молиться и разделять праздничную трапезу.

Дни ангела, дни рождения, юбилеи, все значимые события начинаются с благодарственного молебна в храме. Еще одна заводская традиция – поздравлять здесь административных работников «Софрино».

Духовное окормление тружеников на протяжении многих лет совершает Преосвященный Владыка Феогност, наместник Троице-Сергиевой Лавры. Службы Архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста отличаются особой проникновенной молитвой. Прекрасные мудрые проповеди труженики слушают с особым вниманием. Духовники Троице-Сергиевой Лавры принимают исповедь, духовно наставляют тружеников, помогают разобраться в сложных жизненных ситуациях и обрести путь ко спасению.

Для тех, кто работает на заводе, – всегда праздник, когда богослужение в храме возглавляют архипастыри. В храме служили: митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, епископ Солнечногорский Сергий, епископ Подольский Тихон, епископ Дмитровский Феофилакт. В своих проповедях Преосвященные архиереи обращаются к людям со словами духовной поддержки, с любовью несут им Слово Божие, укрепляют и вдохновляют их.

С особым чувством труженики благодарят протодиаконов отца Владимира Назаркина и отца Николая Платонова. Их участие в богослужениях придают им особую торжественность; их одухотворенные красивые голоса проникают в самое сердце молящихся.

Во время служб в храме поют учащиеся Московских Духовных академии и семинарии. В праздник Пасхи и в дни памяти преподобного Серафима Саровского на предприятии «Софрино» проводятся торжественные крестные ходы, в которых участвуют все заводчане.

С разных концов России в храм привозятся чудотворные образы для поклонения. С большим благоговением встречали труженики чудотворный образ Божией Матери «Умягчение злых сердец».

В храме заботятся не только о взрослых прихожанах, но и о маленьких. При храме работает воскресная школа, для которой дирекция предприятия выделила прекрасное помещение. Священнослужители храма говорят с детьми о Боге, о Его Законе, о вечных христианских ценностях; прививают им православный взгляд на мир.

Особенностью воскресной школы является обучение детей церковным ремеслам. При школе работают кружки, в которых дети приобретают художественные навыки. Преподают в кружках труженики предприятия, люди, имеющие педагогический талант. Лучшие мастера и мастерицы знакомят детей с основами своего искусства – вышивкой, бисероплетением, резьбой по дереву, иконописью и ювелирным делом. Ребята посещают производственные цеха, где наблюдают за работой мастеров, перенимают их навыки.

Для учащихся воскресной школы и для сотрудников предприятия организуются паломнические поездки по монастырям Подмосковья, где они соприкасаются с древним церковным искусством и окунаются в атмосферу монастырской жизни. Все это позволяет им глубже понять и осознать смысл жизни православного христианина.

Контакты храма

Адрес: 141270, Московская область, пос. Софрино, ул. Патриарха Пимена (бывшая ул. Железнодорожная), д.3.

Храм св. Серафима Саровского является домовым храмом, устроенным для молитвы сотрудников предприятия«ХПП«Софрино»РПЦ».

Посещение храма возможно только с личного благославления настоятеля храма.

Для посещения храма в воскресные и праздничные дни, необходимо получить пропуск у священника.

Телефон: +7 495 993-24-49

Расписание богослужений в храме Преподобного Серафима Саровского:

Храм Преподобного Серафима Саровского – домовой храм ООО "ХПП"Софрино" РПЦ". Возможность посещения богослужений жителями посёлка и гостями осуществляется по пропуску, выданному священниками храма.

ПН – СР: 8:00 – Молебен прп. Серафиму Саровскому на начало рабочего дня

ЧТ: 8:00 – Божественная Литургия для сотрудников ООО "ХПП "Софрино" РПЦ"

ПТ: 8:00 – Панихида

СБ: 16:00 – Всенощное бдение

ВС: 9:00 – Божественная Литургия

Таинство Крещения совершаются в храме по предварительной договорённости. Период и время огласительных бесед обговаривается индивидуально.

Время занятий в Воскресной школе при храме: воскресенье с 11:00 до 14:30.

Актуальное расписание богослужений текущего месяца находится на информационной доске храма в помещении проходной предприятия.

Контактный телефон: 8-917-586-00-95

Просмотреть на карте большего размера

Загрузка...